Сервис вопросов

Интернет в сознании большинства людей — это место, в котором можно найти ответы на вопросы. Вот только традиционные поисковые системы справляются с этой задачей не очень хорошо: семантический поиск слабо подходит для поиска точных ответов на конкретные вопросы, и фильтровать «зерна» от «плевел» неопытным интернет-пользователям приходится самостоятельно. Облегчить задачу призваны специализированные сервисы вопросов и ответов.

Такие ресурсы есть у Google, Yahoo, «Яндекса» или Mail.ru. Однако их проблема в том, что ответы там обычно дают другие пользователи, которые зачастую советуют просто «погуглить» или пишут откровенную чушь.

Благо, в интернете хватает профессионалов, которые любят делиться советами на безвозмездной основе, и площадок, которые собирают таких энтузиастов. Практически все действительно полезные сервисы созданы англоязычными разработчиками для англоязычных же пользователей. Впрочем, это вряд ли станет препятствием, если ищущий ответ человек знает английский язык хотя бы на школьном уровне. Или если он готов пользоваться онлайн-переводчиками вроде Google Translate.

📌 Реклама Отключить

Появившийся в 2009 году сервис Quora фактически «взорвал» медийное пространство за первый год своего существования. Администраторы сервиса сами находят и привлекают к обсуждению профессионалов, ученых или просто грамотных людей, которые способны ответить на сложные вопросы, ответы на которые затруднительно найти в учебниках или энциклопедиях. Опытные стартаперы здесь делятся «рецептами успеха» и рассказывают о своих неудачах тем, кто запускает бизнес впервые. Ученые полемизируют на темы глобального потепления, а любители кинофильмов обсуждают перипетии сюжетов.

Сервис при регистрации учитывает интересы пользователя и способен подсказывать ему темы, в которых должны быть интересные для него обсуждения. Особенно хорошо это ощущают на себе пользователи, которые используют в качестве авторизации свою анкету на Facebook. Quora подскажет, какими вопросами недавно интересовались друзья пользователя, к каким выводам они пришли. Таким образом, каждый пользователь может сформировать свой открытый кружок интеллектуалов, а сам сайт уже больше похож не на банальный сервис «вопросов-ответов», а на серьезный дискуссионный клуб.

📌 Реклама Отключить

Минус сервиса в том, что здесь нет сколько-нибудь сложной фильтрации вопросов: дискуссии на одни и те же темы в пользовательской ленте появляются постоянно, и это несколько утомляет. С другой стороны, использование сервиса можно ограничить просмотром еженедельных «дайджестов» лучших дискуссий. При грамотной настройке и выборе «правильных» друзей чтение таких дискуссий может заменить просмотр пособий по личностному росту и заставить пользователя отказаться от подписки на ранее казавшиеся интересными профильные СМИ.

Кстати, если пользователь не любит утомлять себя чтением большого количества текста и вступать в дискуссии, то он может за виртуальные «кредиты» покупать ответы на интересующие его вопросы у профессионалов. При регистрации каждому пользователю выделяется 500 таких «кредитов». Стоимость вопроса, в зависимости от ценности и знаний эксперта, от которого он хочет получить ответ, может оцениваться в сумму от 25 до 50 «кредитов».

📌 Реклама Отключить

Сервис Ask.com имеет довольно продвинутую систему поиска вопросов и ответов по ключевым словам. По сути, это необычная поисковая система, которая по ключевым фразам находит ответы на популярные вопросы другпх пользователей. При этом написаны они простым и понятным языком — так, будто их составляли журналисты. Поиск ответов на важные вопросы ведут сотрудники Ask.com. Для этого они используют базы основных литературных, научных и других словарей, а также СМИ.

Несмотря на громоздкую строку поиска на главной странице сервиса, искать ответы на интересующие вопросы можно и по категориям — как в каталоге. Это отлично подходит для пользователей, которые, как это часто бывает, попросту не могут грамотно сформулировать свой вопрос или озадачены поисками ответов на «вечные», общефилософские вопросы.

📌 Реклама Отключить

Ключевое преимущество этого сервиса для русскоязычных пользователей — в том, что вопросы и ответы здесь формулируются на русском языке. Система отлично подходит для быстрого поиска ответов на точные и конкретные вопросы: пространно рассуждать здесь не любят. Например, если вам нужно быстро узнать, каким образом и при помощи какого оборудования печатают деньги в России или каким был состав группы Deep Purple в 1992 — 1993 гг., то ответ здесь найти можно очень быстро. А вот с вопросами: «в чем смысл жизни?» или «какую профессию выбрать»,- «Генон» предсказуемо не справляется. Все же это сервис для «серьезных» людей.

Важное преимущество сервиса в том, что ответы приводятся с указанием всех ссылок, из которых почерпнута информация. Прямо научная точность. Ответы на вопросы система находит автоматически, используя хитрый алгоритм. Поэтому рассчитывать на то, что команда администраторов будет искать ответы на какие-то «хитрые» вопросы и тратить на это дело тысячи часов, все же не стоит.

📌 Реклама Отключить

StackExchange.com — это традиционная система вопросов и ответов, только базирующаяся на несколько другом принципе. Все профессионалы здесь «рассортированы» по группам: есть отдельные разделы для программистов, религиозных адептов, любителей видеоигр, кулинарии и т.д. Администрация сервиса не берется гарантировать, что все ответы на вопросы предоставляют эксперты (этим здесь просто никто не занимается), но судить о качестве полученных пользователем ответов можно по рейтингу «эксперта». Он повышается и снижается традиционной системой «лайков».

StackExchange можно смело рекомендовать пользователям, которые только начинают осваивать какую-то новую для себя профессию и пытаются найти единомышленников, которые продвинулись в изучении этого вопроса дальше их самих.

📌 Реклама Отключить

Сайт вопросов и ответов Fluther примечателен тем, что его администрация как раз ищет экспертов в самых разных областях жизнедеятельности и перенаправляет вопросы пользователей профессионалам. Это несколько замедляет процесс получения ответов, зато в какой-то степени гарантирует их полезность.

Помогает и то, что все вопросы здесь разделены на две категории: General и Social. Под первую категорию попадают те из них, на которые нужны четкие и конкретные ответы профессионалов. Категория Social — это для тех, кого интересуют ответы на философские, жизненные вопросы. Или для тех, кто ищет ответы в необычных, «шуточных» формах. Отлично подойдет для редакторов глянцевых журналов и людей, которые просто жаждут общения, но не лишь бы с кем, а с умными людьми, интеллектуалами.

Преимущество Fluther.com еще и в том, что на нем прекрасно выстроена система поиска оптимального контента для каждого конкретного пользователя. Заходить на сайт можно и без конкретного вопроса — и тут же читать статьи и профессиональные отчеты на темы, которые могут быть весьма интересными.

📌 Реклама Отключить

По своему характеру и по степени сложности ответов вы­деляют три вида вопросов.

Репродуктивные (констатирующие) вопросы наибо­лее легкие, доступные, требующие простых ответов. Начи­наются они вопросительными местоимениями. Перечень их ограничен: кто? кто это? что? что это? что делает?

Причем формулировки вопросов с использованием ин­версии нежелательны в период обучения детей ответам. Ответы на репродуктивные вопросы как правило одно­
словные (как назывные односоставные предложения, так и
неполные):

Кто это? — Мальчик.

Что это? — Мячик.

Что делает кот? — Спит.

Постепенно ответы следует усложнять, помогая детям начинать ответ с последнего слова вопроса (своеобразной под­сказки), тем самым осуществляя переход к двухсловным предложениям. Модель отрабатывается по образцу:

Кто это? — Этомальчик.

Что это? — Это мячик.

Что делает кот? — Котспит. Поэтому вариант этих вопросов:

Это кто? Это что? Что кот делает?

на данном этапе является некорректным, так как вместо помощи (подсказки) затрудняет ответы детей.

Поисковые вопросы более сложные и предполагают ис­пользование в ответах полных распространенных предложе­ний (вначале с прямыми дополнениями без предлога, затем с косвенными как с предлогом, так и без него).

Составной частью поисковых вопросов являются вопро­сительные местоимения или наречия, с которых начинает­ся вопрос, где? куда? откуда? как? когда? сколько? какой? Продолжается отработка модели ответа, начинающего­ся с последнего слова (словосочетания) вопроса. Это облег­чает ребенку уже несколько усложненный ответ и является своего рода подсказкой, но и требует от логопеда грамотной, четкой, заранее продуманной формулировки вопросов. В данной ситуации из 2-х вариантов:

1) Где спит кот?

2) Где кот спит?

предпочтительнее первый вариант, подсказывающий ответ:

Где спит кот? — Котспит на диване.

Проблемные вопросы начинаются вопросительными на­речиями почему? зачем?

Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное — по содержанию, так как требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и следова­тельно непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Ответы на проблемные вопросы представляют собой слож­ноподчиненные предложения с придаточными причины или цели, предполагающие четкое грамматическое оформление и использование более абстрактной книжной лексики.

В обучении ответам на проблемные вопросы еще боль­шую роль играет помощь педагога как в форме образца от­вета, так и в использовании такого приема, как подсказы­вающее начало ответа на поставленный вопрос.

Приоритетность того или иного вида вопросов (репродук­тивных, поисковых, проблемных) и ответов (однословных, двухсловных, многословных, простых, сложных предложе­ний) очевидна, но только в период первоначального овладе­ния навыками диалогической речи.

Да, мы начинаем работу над формированием диалоги­ческой речи с наиболее простых и легких вопросов и отве­тов, по мере усвоения которых подключаются все более сложные синтаксические конструкции и уменьшается по­мощь педагога.

Постепенно, как и в обычной речевой практике людей, на занятиях (не только по развитию речи), в повседневной жизни и деятельности детей используются все виды вопро­сов и различные по структуре ответы, имеющие разное на­значение в дальнейшем развитии связной речи и логическо­го мышления детей:

-репродуктивные вопросы (и ответы на них) помогают удерживать последовательность высказывания, повествова­ния и способствуют развитию памяти);

— поисковые, кроме вышесказанного, развивают наблю­дательность и внимание;

— проблемные, помогая устанавливать причинно-след­ственные связи и смысловые ассоциации, развивают логи­ческое мышление и способствуют выстраиванию смысловой связи между отдельными предложениями и объединению их в связный контекст.

Следующей и более сложной ступенью в овладении диа­логической речью является обучение детей постановке вопросов.

Умение ставить вопрос вырабатывается довольно медлен­но. Необходима дополнительная и кропотливая работа и не­укоснительное соблюдение двух взаимосвязанных и взаимо­обусловленных принципов:

1) постепенное уменьшение помощи логопеда и возрас­тание самостоятельности детей;

2) последовательное усложнение дидактического мате­
риала (картинного и вербального).

Примерная последовательность в формировании умения постановки вопросов

I. Постановка вопросов кто? что? (кто это? что это?) по предметной картинке или предмету:

а) по данному логопедом образцу:

у логопеда две предметные картинки с изображени­ем одушевленного и неодушевленного предмета и по одной картинке у каждого ребенка, логопед, показывая картинку, дает образец вопроса кто это? или что это?, затем предлагает детям по очереди, показывая свою картинку, задавать вопрос логопеду по образцу;

б) закрепляется данный вид вопросов без образца на последующих логопедических и воспитательских заняти­ях, индивидуальных и под групповых, в игровой и бы­товой деятельности детей в детском саду и дома с раз­личными предметами и предметными картинками.

II. Постановка вопроса что делает?:

а) по демонстрации действия, которое выполняет ло­гопед, воспитатель или заранее подготовленный ре­бенок, по образцу;

б) по элементарной 1-фигурной сюжетной картинке,
изображающей предмет и действие, также по образцу:

логопед подбирает несколько групп картинок:

I утка летит II девочка сидит III мальчик стоит
утка стоит девочка плачет мальчик бежит

утка плавает девочка смеётся мальчик прыгает

затем выставляет на доске (панно, фланелеграфе) I группу картинок, дает образец вопроса к одной кар­тинке из I группы: Что делает утка? и предлагает детям поставить коллективно вопросы к двум остав­шимся картинкам из I группы («утка стоит», «утка плавает»); далее каждый ребенок выбирает себе по одной картинке и самостоятельно по анало­гии задает вопрос к индивидуальной картинке;

в) закрепление данного вопроса (что делает…?) прово­дится с образцом и без образца как по картинкам, так и по демонстрации действий, во время игровой, бы­товой, трудовой деятельности в раздевалке, в столо­вой, в умывальной, на прогулке и т.д.

III. Постановка серии репродуктивных воцросов
к парным 1-фигурным сюжетным картинкам, подобранным
по принципу противопоставления действий.

Примеры таких пар:

Утка летит. — Лебедь плавает.

Мальчик стоит. — Девочка бежит.
Мальчик смеется. — -. Девочка плачет.
Пингвин стоит. — Дельфин плавает.

После рассматривания пары картинок («Утка летит» — «Лебедь плавает»), логопед, указывая на картинку «Утка летит», дает образец вопросов к ней:

Кто это? Кто летит? Что делает утка?

Ко второй картинке из этой пары («Лебедь плавает») дети по данному выше образцу сами задают вопросы: Кто это? Кто плавает? Что делает лебедь?

Далее две картинки из пары сопоставляются, что дает возможность усложнения вопросов, трансформации их по типу сопоставления по образцу:

Кто летит, а кто плавает?

Что делает утка и что делает лебедь?

По данной модели проводится работа с каждой последу­ющей парой.

IV. Постановка серии репродуктивных вопросов к группе усложненных сюжетных картинок (предмет — дей­ствие — объект) с одним изменяющимся предметом:

1) мальчик катает машину;

2) мальчик ловит мяч;

3) мальчик держит машину;

4) мальчик держит мяч;

5) девочка держит мяч.

а) Рассматривается первая и вторая картинки, называ­ются действия мальчика на них с установкой на за­
поминание. Картинки переворачиваются. Детям
предлагается вспомнить действия мальчика на каж­дой картинке и спросить о них у логопеда или това­рищей;

Что делает мальчик? (первая картинка) —

Мальчик катает машину.

Что делает мальчик? (вторая картинка) -Мальчик ловит мяч.

б) Рассматривается третья и четвертая картинки. Ло­гопед закрывает машину и мяч (они «убежали») и просит поставить вопрос так, чтобы у мальчика вновь появились «убежавшие» машина и мяч:

Что держит мальчик? (третья картинка) —

Мальчик держит машину.

Что держит мальчик? (четвертая картинка) —

Мальчик держит мяч.

в) После рассматривания четвертой и пятой картинок
закрывается мальчик и девочка (остается рука с мя­чом), логопед закрывает глаза, дети перемещают кар­тинки, затем спрашивают у логопеда, указывая по
очереди на картинки, кто держит мяч.

В случае затруднений детей дается образец вопроса или подсказка в виде слова, несущего основной смысл вопроса, а иногда вопроса с купюрами;

г) В заключение проводится перекрестный экспресс-оп­рос — дети припоминают и задают вопросы ко всей
группе картинок в форме соревнования «Кто боль­ше задаст вопросов».

V. Аналогично проводим работу по постановке репродук­тивных вопросов к многофигурной сюжетной картинке:

несколько субъектов — несколько действий — несколько объектов

«(Например, «Зимние забавы» — см. пособие «Зима».) В данном случае имеет место пропорциональное увели­чение количества репродуктивных вопросов и появляется возможность постановки поискового вопроса сколько?

VI. При усложнении сюжетных картинок элементами
пейзажа или обстановки к репродуктивным вопросам, кото­рые дети уже могут задавать более-менее самостоятельно, до­бавляются вопросы поискового характера (где? куда? отку­да? как? какой? сколько?), которые формулируются детьми
с помощью подсказки логопеда (ключевого слова или указа­ния на направленность вопроса).

Пример 1. К сюжетной картинке «Кошка спит на дива­не» после репродуктивных вопросов детей (Кто спит на диване? Что делает кошка?) следует предложить детям спросить о месте нахождения кошки (Где спит кошка?). Воп­рос, где кошка спит?, нежелателен как зат­рудняющий ответ.

Пример 2. К сюжетной картинке «Мальчик ловит рыбу» дети по той же схеме сначала задают репродуктивные вопросы {Кто ловит рыбу? Что делает мальчик? Что ловит мальчик?), затем логопед просит определить, но не назы­вать вслух, время года и часть суток на кар­тинке, а затем спросить об этом логопеда или товарищей (Когда ловит рыбу мальчик?).

VII. Постановка вопросов к предложению с опорой на предметные картинки или символы, их заменяющие.

Прослушав предложение (например: Кошка ловит мыш­ку), дети называют предметы (кошка, мышка) и действие (ловит) в этом предложении.

кошка (картинка)

Логопед предъявляет предметные картинки (кошка, мышка) или символы-заменители картинок и схематичес­кое изображение действия (карточку с двумя полосками или линиями ) и выставляет на доске (панно, фланелеграфе) мо­дель предложения:

(ловит) мышка (картинка)

Далее следует коллективное «чтение» предложения по выставленным карточкам (по модели).

Затем карточки переворачиваются: они «убежали». И «вернутся» они только тогда, когда дети зададут к каждой карточке такой вопрос, в ответе на который называется толь­ко одна «убежавшая карточка» — одно слово.

Заканчивается работа повторным «чтением» предложе­ния по наглядной модели (условно можно назвать схеме) предложения.

VIII. Работа по постановке вопросов к трем предложени­ям, связанным контекстом, проводится аналогично сначала спервым, затем вторым и третьим предложением.

Кот спит на диване. Мышка выглянула из норки. Кот поймал мышку.

После составления «схем» предложений, чтение их по схемам, постановки вопросов к каждому слову всех трех предложений и повторного чтения «схемы» убираются.

Детям предлагается вспомнить по порядку все три пред­ложения, с которыми работали.

Это уже плавный переход к элементарному пересказу, с одной стороны, с другой, своеобразное тренировочное упраж­нение, развивающее словесно-логическую память.

(Имеющиеся предлоги в предложениях можно обозна­чить любым значком, по усмотрению логопеда: ♦, +, * и т.д.)

Беседа

Беседа проводится по содержанию литературного произ­ведения, картины со сложным сюжетом, реже по пейзажу. Она носит тематическую направленность, продолжительна по времени и требует достаточно высокого уровня речевого, интеллектуального и эмоционального развития детей, а так­же большой, серьезной предварительной подготовительной работы логопеда и воспитателя.

Беседа не должна быть игрой в одни ворота, когда педа­гог спрашивает, а дети отвечают. Это содержательный диа­лог нескольких собеседников, в котором, безусловно, веду­щая роль принадлежит педагогу, но одновременно очень высок уровень речевой и интеллектуальной самостоятельно­сти детей, чего не так просто достигнуть.

Логопед определяет тему беседы, тщательно продумыва­ет вопросы, моделирует ожидаемые ответы и предполагае­мые вопросы детей, расставляет смысловые акценты в тек­сте и в картине, стимулирует активное участие детей в диа-

логе, особенно в постановке вопросов, иногда начиная воп­рос или подсказывая тему, ключевое слово, направленность вопроса, предлагает свои варианты вопросов и ответов, кор­ректирует, уточняет высказывания детей.

Чем выше самостоятельность и речевая активность де­тей, чем непринужденнее их участие в беседе, тем выше уро­вень развития диалогической речи, тем ближе и выше воз­можность качественного развития монологической речи.

Проведение полноценной беседы, свободного, непринуж­денного диалога возможно не ранее конца второго, начала третьего года обучения детей, поступивших с ОНР (I или II уровнем речевого развития). Для детей с ОНР с III уровнем речевого развития эту работу можно начинать в конце пер­вого, начале второго года обучения.

Сформированность диалогической роли является следу­ющим и решающим шагом в овладении связной речью, уме­нием рассказывания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *