Шаги конструктивной критики

Каждый человек по-разному себя ведет, когда его критикуют, одни спокойно выслушивают, прислушиваются к замечаниям и стараются стать лучше, другие, наоборот, проявляют агрессию в сторону критикующего, обижаются, опускают руки и замыкаются в себе. В этой статье я расскажу про конструктивную и деструктивную критику, объясню, что это такое, и приведу несколько примеров. В жизни нас часто критикуют, в детстве – родители, в школе – учителя, в университете – преподаватели, на работе – начальник. Нередко даже самый незначительный упрек вызывает в нас злость, обиду или грусть.

Конструктивная критика: что она значит

Это высказывание своего личного мнения с целью помочь человеку. Собеседник оценивает вашу работу или действие и делает четкие замечания, которые направлены на усовершенствование вашей деятельности. Такое обсуждение может быть объективным, то есть представлять собой анализ или форму полезных рекомендаций или советов.

Главные признаки конструктивных замечаний.

  • Объективность. Когда личность высказывает свое мнение, она не претендует на истинность, а подчеркивает то, что это только ее личная позиция.
  • Точность. Критик уделяет внимание конкретным элементам работы, которые кажутся ему непонятными или сомнительными.
  • Аргументированность. Личность, которая критикует, объясняет свою точку зрения и приводит при этом аргументы.
  • Осведомленность. Критикующий должен хорошо разбираться в теме обсуждения. Он может иметь профессиональное образование или опыт.
  • Уважительность. Человек, высказывающий замечание, не должен переходить на личности и навязывать свою точку зрения. Необходимо уважительно относиться к оппоненту.
  • Искренность. Критик указывает не только на минусы, но и на достоинства вашей деятельности.

Такой вид обсуждения позволяет увидеть нам свои слабые стороны, чтобы оперативно их исправить и достичь идеального состояния работы.

Деструктивная критика

Это указание на недостатки оппонента с корыстной целью. Такой критикующий не обладает желанием помочь, он делает это, чтобы обидеть человека.

Основные причины таких необоснованных упреков.

  • Манипуляция. Манипулятивное воздействие на личность направлено на то, чтобы склонить ее к выгодным для критика действиям.
  • Завистливость. Даже если эта безупречная работа, завистливые люди все равно найдут недостатки и укажут на них, даже если это неправда.
  • Нестандартность. Если какой-либо оппонент делает все не так, как другие – найдется большое количество желающих необоснованно раскритиковать его.
  • Необъективность. Критикующий полностью уверен в правдивости своих мыслей и не дает возможности их опровергнуть.

Основные различия этих двух разновидностей

Конструктивные суждения способствуют саморазвитию, а деструктивные – разрушают стремления и наносят душевные раны. Главная черта обоснованной критики – предоставление ценных советов для исправления ошибок и улучшения деятельности.

Негативные упреки строятся на оскорблениях, агрессии, такие оценщики не несут ответственность за свои слова, которые ранят и снижают самооценку. Если вы столкнулись с таким индивидом, постарайтесь избежать общения с ним, так вы сохраните свое спокойствие, и ваша уверенность не пострадает.

Действия, которые не относятся к объективному суждению:

  • Запугивание. Не допускается: «Если ты не уберешься в комнате, то останешься голодным». Разрешается: «Приберись дома, а я пока приготовлю ужин».
  • Оскорбления. Нельзя: «Ты выглядишь очень плохо, опять не помыла голову?» Вообще не следует оценивать внешние данные.
  • Субъективность. Не критикуйте подругу за ее вкус, мечты и цели.

Почему мы так болезненно относимся к критикованию

Множество проведенных исследований пришли к выводу, что похвала положительно влияет на результат, а вот разного рода замечания – негативно. На упреки мы реагирует острее и запоминаем их быстрее, чем комплименты. Одна из причин такого явления – эволюция. В эволюционный период мы научились оперативно давать реакцию на негативные раздражители. В дикой среде такие сигналы предвещают о смертельной опасности, поэтому необходимо резко откликаться на них, чтобы выжить. Сейчас все изменилось, но на неприятности мы реагируем также – эмоционально и сильно.

Психолог Дарья Милай

Следующая причина, почему нас переполняют эмоции, когда нас кто-то критикует, – новый опыт. Мы отрицательно относимся к непривычным для нас раздражителям.

Польза объективных замечаний

Разумное оценивание – это важнейший инструмент, с помощью которого мы становимся лучше, также он позволяет нам работать на своих ошибках. В профессиональной деятельности должны преобладать конструктивные замечания, они важны для отношений с партнерами, коллегами, а также с друзьями и родственниками. Без способности говорить о том, что вам не нравится, вы не построите ни крепкую семейную, ни дружескую, ни коллективную связь.

Если мы спокойно относимся к суждениям, это помогает нам быть смелее принимать разумные решения, а также дает понять, что для всех ни мы, ни наша работа никогда не будут идеальными, всегда найдутся моменты, которые стоит исправить, пусть даже незначительные. Замечания со стороны определяют наши слабые места и дают возможность исправить свою работу, чтобы она стала еще лучше. Важно услышать оценку и определить недостатки, которые можно поправить, чем принять ложный вывод о том, что все идеально.

Такой тезис, как конструктивная критика – это один из важных инструментов формирования общества и развития человеческих отношений. Когда нас подвергают обсуждению, значит, мы что-то из себя представляем.

Когда уместно критикование

Высказывать свое мнение по поводу работы или действий человека стоит, если вы желаете помочь ему, а не оскорбить или обидеть. Если личность размещает в сеть результат своей деятельности или представляет ее перед коллегами, ей следует заранее подготовиться к замечаниям, внимательно их выслушать и поблагодарить за оказанную помощь. Критикующему при оценивании какого-либо предмета или деятельности необходимо определить, является ли он целевой аудиторией, имеет ли он право оценивать эту работу, так как есть вероятность, что выявленные им недостатки вовсе будут незначительными и ни на что не повлияют.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Критиковать допускается тем людям, которые впоследствии станут взаимодействовать с оппонентом и иметь дело с его недоработанными ошибками.

Главная черта всех суждений – уместность мнения и понимание того, что оно принесет критикуемому пользу, а не обидит его. Такого поведения следует придерживаться, комментируя внешность личности. Глупо предполагать, что она сразу же запишется к стилисту, только потому, что про это ей сказали. Критика должна быть там, где без нее может случиться полный провал.

Что делает суждение конструктивным

В первую очередь, это уважительный и верно подмеченный комментарий о работе оппонента или его действия. Такой отзыв не подразумевает скрытого смысла и дальнейшего перехода на личности, всплеска негатива для самоутверждения за счет другого индивида, также это высказывание не должно его обидеть и задеть самооценку. Все перечисленные составляющие не относятся к конструктивной критике.

При оценивании уделяется внимание не осуждению, демонстрированию своего превосходства и высмеиванию, а реальной помощи, которая впоследствии позволит человеку достичь совершенства.

Критиковать надо там, где это действие является уместным Если вы уверены, что собеседник адекватно отреагирует на ваши замечания, действуйте, но если вы заметили какой-либо барьер и почувствовали агрессию, направленную в вашу сторону – остановитесь, так как оппонент не поддержит с вами разговора.

Прежде чем высказывать свою точку зрения и указывать на недочеты, начните свой диалог с похвалы, опишите все преимущества работы, которые вас зацепили, задавайте открытые вопросы, дискутируйте. Также тщательно продумывайте свои аргументы, говорите четко и по теме, уважайте своего коллегу.

На какие замечание не следует обращать внимания

Мы часто высказываем свое мнение, делаем это непроизвольно, не стремимся к тому, чтобы наша точка зрения была объективной. Порой мы вообще не желаем кому-то помочь, просто повествуем о своих мыслях, вкусах, опыте или увлечениях, также мы можем выплеснуть на коллегу шквал негативных эмоций.

В настоящее время мы сильно подвластны критике, мы сталкиваемся с ней повсюду.

  • Интернет. В социальных сетях люди оставляют друг другу комментарий, одни носят позитивный характер, другие – агрессивный. Не стоит воспринимать их всерьез.
  • Политика. На экранах наших телевизоров часто транслируются дебаты политических деятелей, которые несмотря на свой статус, впоследствии переходят на крик, а иногда и на личности.
  • Наука. Сообщество ученых может разделиться из-за различных мнений на один конкретный вопрос.

Не обращайте внимание на суждения, которые направлены, чтобы вас задеть или обидеть. Они неправдивы и необоснованны. В любой группе людей вы найдете своего единомышленника, который поддержит вас и даст ценные советы и рекомендации.

С чего стоит начать, если вы хотите конструктивно покритиковать оппонента

Прежде чем строить диалог, досчитайте до 10 и определите свои мотивы, если они направлены на пользу и помощь – высказывайте свою точку зрения и обязательно обосновывайте ее аргументами, если же они возникли ради вашего самоутверждения – то лучше промолчать.

Ваши замечания не должны выглядеть, как обвинение – вы не в суде, и ваш коллега – не обвиняемый. Рассуждайте, говорите о недостатках, но делайте это с уважением и дружелюбием. Существует «правило бутерброда», которое гласит – при обсуждении похвалите своего собеседника, затем укажите на недочеты, а после опять скажите несколько комплиментов.

Правила конструктивной критики

Для того чтобы ваши суждения выглядели объективными, необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

  • Тщательно подготовьтесь к разговору, продумайте все его детали наперед.
  • Подберите подходящий момент. Вам необходимо создать все условия для комфортного общения, должна быть спокойная обстановка, чтобы никакие внешние раздражители вам не мешали, а также не присутствовали лишние люди.
  • Определите, хочет ли собеседник с вами контактировать. Не навязывайтесь, спросите его, чем он занимается, есть ли у него свободная минутка, вдруг он сильно занят.
  • Похвалите его в начале разговора. И оппонент не так болезненно воспримет замечания.
  • Говорите искренне от сердца, будьте мягким. Например: «Мне неприятно, что ты вчера ушел, не попрощавшись, я волновался, не делай так больше».
  • Если вас переполняют радостные или негативные эмоции, постарайтесь их сдержать. Высказывать суждения лучше ровным и спокойным голосом.
  • Никогда не критикуйте человека. Вы должны оценивать не его, а его труд, действия.
  • Мотивируйте, расскажите ему про свои ошибки, неудачный опыт в каком-либо деле.
  • Больше конкретизируйте, четко формулируйте свои мысли: «Я хочу, чтобы ты прекратил плохо себя вести на уроке, это нарушение правил, ты мешаешь проводить занятия».
  • Подготовьте себя, ведь собеседник может вспылить, возражать или агрессивно себя вести. В такой ситуации вам необходимо сохранить спокойствие, уйти от разговора, а затем продолжить, когда успокоится оппонент.
  • Если общение удалось, закончите его на позитивной ноте. Скажите: «Вы проделали такой долгий путь, чтобы добиться своей цели, это нелегко, вам не стоит опускать руки, вы же такой умный и способный человек».

Вы должны понимать, что перед вами живая личность, у которой есть свои достоинства и недостатки, ваши необдуманные слова могут ее ранить и обидеть, поэтому, если вы ей желаете добра, старайтесь объективно излагать свою точку зрения.

Алгоритм конструктивной критики: основные шаги

Я перечислю пошаговую инструкцию, что следует сделать, чтобы ваше мнение адекватно воспринималось другой стороной. Если это диалог начальника и подчиненного, руководитель должен придерживаться следующего алгоритма.

  1. Сформулируйте конкретную задачу, которую вы поставили перед собеседником.
  2. Далее, обоснованно и подробно объясните ему, в чем он неправ и что сделал неверно.
  3. Скажите ему, что вы на его стороне, всячески дайте ему это понять.
  4. Поддержите коллегу, успокойте его, скажите несколько комплиментов и отправьте исправлять недочеты.

Необходимо с пониманием относится к своим подчиненным, ведь чем больше мотивация, тем выше продуктивность. Из-за криков и оскорблений ни один работник не станет работать усерднее и внимательнее.

Задайте вопрос

Как следует реагировать на замечания

Для начала осознайте, что они помогают развиваться, если мы будем к ним прислушиваться, спокойно выслушивать советы и извлекать из этого что-то полезное для себя.

Не стоит любое высказывание воспринимать в штыки, если работа над проектом заняла у вас большое количество времени и вы приложили массу усилий – это не значит, что результат вашего усиленного труда идеален. Отреагируйте на критикующие комментарии с достоинством, согласием и спокойствием.

Также не следует оправдываться перед критиками, лучше молча прислушивайтесь к советам и рекомендациям, при необходимости ответьте на вопросы, а затем поблагодарив всех участников диалога, удалитесь из помещения.

Советы для родителей

Я перечислю несколько рекомендаций, которые помогут научить ребенка правильному реагированию на объективные и необъективные суждения посторонних лиц.

  1. Донесите до малыша всю важность сохранения спокойствия. Он не должен перечить учителю, слезно оправдываться или агрессивно себя вести.
  2. Чаще контактируйте с ним, чтобы знать обо всех оскорблениях, которым он подвергается. Откровенничайте друг с другом.
  3. Научите его постоять за себя и правильно отвечать на деструктивные осуждения.
  4. Не воспитывайте перфекциониста и не говорите ему, что он в чем-то виноват. Приведите свой жизненный опыт, когда вы допустили массу ошибок, он должен понимать, что каждому человеку, существующему в этом мире, приходилось ошибаться.

Адекватное восприятие всех комментариев и оценок критикующих – залог стабильного карьерного роста и духовного. Без самосовершенствования вы не сможете вести трудовую и семейную жизнь.

Если вы боитесь предстать перед группой людей, которая будет оценивать вашу деятельность, запишитесь ко мне на консультацию, я помогу вам:

  • побороть эниссофобию;
  • подавлять в себе агрессию, которая возникает в ходе обсуждения;
  • повысить уверенность в себе;
  • избавиться от скованности;
  • адекватно реагировать на конструктивную критику.

Личная консультация

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию Онлайн консультация

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Многие исследования доказывают, что большинство людей критику практически не воспринимают, они замкнуты к ее восприятию и не слышат ее. Тогда, как действовать, чтобы подчиненные прислушивались к критике со стороны начальства, а не игнорировали замечания в их адрес? Для этого нужно усвоить несколько правил.

Правило 1

Цель критики заключается не в том, чтобы исправить что-либо, или наказать человека, который имеет отношение к неприятному инциденту. Она состоит в том, чтобы изменить поведение человека для его же пользы, а также пользы его коллег и организации в целом.

Правило 2

Критиковать нужно не человека, а конкретное действие, проступок. Каждый может признать свою ошибку, особенно если факты на лицо, но никто не согласиться с тем, что он плохой человек.

Правило 3

Запомните, обсуждая тему работы своего сотрудника не стремитесь к выплеску амбиций и эгоистических эмоций. Если вы все же допустили подобную ошибку – вряд ли собеседник примет критику в свой адрес на «законном» основании, он воспримет ваши замечания, как лично ваши негативные эмоции и попросту недовольство им.

Правило 4

Некоторые руководители используют критику для утверждения своего авторитета. Таким путем они демонстрируют подчиненным свое превосходство. Фактически дельные замечания сами по себе дают именно такой эффект. Но заострять на этом свое внимание, постоянно возвращаться к оплошностям подчиненного, принижать тем самым его как личность – это может привести к «перебору», который принесет лишь обратный эффект. Уважение теряется и возникает антипатия, ведь никому не нравится, когда лишний раз подчеркивают свое превосходство над другими. Чтобы нацелить критикуемого на поиск решения проблемы, а не на оправдания, помогите ему «сохранить лицо», то есть не унижайте его достоинство.

Правило 5

Не обвиняйте, сместите акцент на конструктивные предложения.

Правило 6

Если вы хотите высказать критику в адрес подчиненного, следует это сделать наедине, не афишируя перед другими.

Правило 7

Постарайтесь проникнуться и примерить на себя положение критикуемого, объективно смотрите на все аргументы, как отрицательные так и положительные.

Правило 8

Если точка зрения собеседника вас не устраивает, не отвергайте ее сразу, постарайтесь выслушать партнера, пусть докажет почему его мнение именно таково.

Правило 9

Разговаривайте в доброжелательном, твердом и спокойном тоне. Старайтесь начинать с темы, по которой у вас с собеседником есть обоюдное согласие. По возможности начинайте с вопросов, мнения по которым совпадают, могут вызвать утвердительный ответ и, таким образом, настроить партнера на компромисс. Возможно и то, что если человек с самого начала отказался, то впоследствии он не осмелится согласиться с вами, помешает гордость. Щадите самолюбие собеседника.

Правило 10

Если хотите указать человеку на его просчет, начинайте разговор с похвалы и искреннего признания его достоинств. Обращая внимание людей на их ошибки, стремитесь делать это в косвенной форме. Например, вспомните аналогичный случай.

Правило 11

Используйте технику «рикошет»: критикуйте поступки абстрактного (вымышленного) лица.

Правило 12

Не стоит навязывать свое мнение, лучше все детально обсудить и «разложить по полочкам».

Правило 13

Не стоит усиливать факты разнообразными приемами, наподобие, «Я же говорила!». Одним из таких приемов является повышение голоса на собеседника. Если вы вдруг чувствуете острое желание уколоть и обидеть собеседника, подождите момент, всего лишь пару секунд, мнение должно измениться.

Правило 14

Не требуйте немедленного, сиюминутного признания ошибок от партнера, согласия с критической точкой зрения, с вашим мнением по этому вопросу. Психологически это трудно, дайте человеку время на размышления, не настаивайте.

Правило 15

Наряду с критикой должна быть и самокритика, имеющая веские основания на свое происхождение. Прежде чем высказать критику в адрес другого, признайте свои собственные ошибки. Признавая свою вину, вы смягчаете восприятие критики собеседником и выступаете в роли помощника и друга.

Правило 16

Старайтесь сделать так, чтобы ошибка выглядела легко исправимой. Зачастую людей повергает в уныние безвыходность их положения. Не «давите» на психику, а помогите найти решение.

Правило 17

Говорите только о делах, не переходите на личность: критикуйте поступки, а не человека. Дайте ему возможность «не упасть в грязь лицом».

Правило 18

Важно учитывать, что чем более человек возбужден, тем менее чувствителен к логике. Чем сильнее задето его самолюбие, тем он более пристрастен и субъективен. В таком случае он особенно требует тактичного подхода.

Правило 19

Если вы замечаете, что Ваш собеседник слишком эмоционален, лучше перенести разговор на другое время.

Какой должна быть конструктивная критика?

Критика представляет собой мощный инструмент во взаимоотношениях людей. Иногда без нее невозможно обойтись, но следует помнить, что критические замечания, особенно высказанные в резкой форме, могут задеть самолюбие критикуемого и даже привести к утрате его работоспособности.

В идеале критика должна быть рациональной. Ее не должно быть много, она должна быть детальной, и касаться не столько причины плохой работы, сколько предлагать пути ее улучшения.

Критиковать нужно только по существу и затрагивать только конкретные факты. Такая критика должна сопровождаться практическими рекомендациями по улучшению ситуации.

Юлия Улыбина

Похвала имеет ряд оттенков: смысловых, эмоциональных, этических, психологических. Этими оттенками нужно умело пользоваться. Гораздо сложнее, чем похвала, выбор формы критики. Рассмотрим наиболее часто используемые формы критики.

Критические оценки могут быть:

  1. Подбадривающая критика: «Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас – не получилось».
  2. Критика-упрек: «Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал!» Или: «Эх вы! Я был о вас более высокого мнения!»
  3. Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше».
  4. Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, молодым специалистом, то тоже допустил точно такую же ошибку. Ну и попало мне от начальника!»
  5. Критика-похвала: «Работа сделана хорошо, но не для этого случая».
  6. Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, потому что за невыполнение этого задания в срок несет ответственность весь коллектив».
  7. Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии. Думаю, что они и сами сделают для себя должные выводы».
  8. Критика-сопереживание: «Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы поймите меня. Ведь дело-то не сделано».
  9. Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что ваша работа выполнена некачественно».
  10. Критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали еще работу? Не ожидал…»
  11. Критика-ирония: «Делали, делали и… сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»
  12. Критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо…»
  13. Критика-смягчение: «Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы…»
  14. Критика-укоризна: «Что же вы сделали так неаккуратно? Да еще и не вовремя?!»
  15. Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь, если не знаете, как выполнить задание!»
  16. Критика-предупреждение: «Если вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!»
  17. Критика-требование: «Работу вам придется переделать!»
  18. Критика-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения».
  19. Критика-совет: «Я вам советую не горячиться, подождите, остыньте и завтра с новыми силами проанализируйте, что и как нужно поправить».
  20. Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что конкретно собираетесь предпринять?!» Или: «Работа не выполнена. Посмотрите возможность использования такого-то варианта».
  21. Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что и в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне».
  22. Критика-окрик: «Стой! Что ты делаешь? Разве можно так выполнять эту работу?»
  23. Критика-обида: «Эх вы! Не ожидал я от вас такого! Где же ваша совесть?!»
  24. Критика-покровительство: «Да! Не получилось! Ну ничего, я вам помогу».
  25. Критика-угроза: «Я вынужден применить к вам самые строгие дисциплинарные меры».

Желательно, критикуя, знать своего подчиненного, его индивидуальные особенности. Потому что одного человека можно крепко поругать, а другого нельзя – к нему нужно использовать щадящую или даже подбадривающую, а иногда и хвалебную критику. Например: «Ну как же так? Такой талантливый человек, а работа выполнена на низком уровне».

Если подчиненный относится к вам как к начальнику очень недоброжелательно, подозрительно, то нельзя к нему вообще применять негативные оценки. Их обязательно нужно сочетать с позитивными, отмечая хорошие черты характера подчиненного: исполнительность, инициативность, добросовестность, творческий подход к делу и т.д.

По отношению к коллеге нельзя использовать все виды критики, которые могут быть применены к подчиненным.

По отношению к начальнику возможно использовать еще меньше форм критики.

К публичной критике имеются особые требования. Она должна быть:

  • принципиальной, то есть выступающий не только должен иметь собственную точку зрения, но и четко представлять, от имени кого он критикует: от себя, от коллектива, предприятия, города, области, региона;
  • аргументированной, основанной на фактах, примерах, расчетах;
  • открытой, публичной;
  • доброжелательной, желательно щадящей, потому что такая критика не убивает человека, а побуждает его к действиям для исправления недостатков;
  • конструктивной, то есть оканчиваться определенными предложениями по устранению недостатков.

Вконтакте Facebook Twitter Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психология управления:

  • Типы лиц людей
  • Факторы, определяющие впечатление о человеке
  • Рекомендации руководителям для удовлетворения потребностей высшего уровня
  • Авторитет личности
  • Внутренняя мотивация, как психологический способ мотивирования сотрудников
  • Власть, основанная на принуждении
  • Понятие трудового коллектива
  • Одежда, как фактор, от которого зависит первое впечатление
  • Формы критики
  • Формальная (функциональная) структура

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *