Штат компании

Структура верхнего уровня

Одна из «белых книг» (white paper) компании Hewlett-Packard, посвященная вопросам эталонной модели управления ИТ-сервисами, на первой странице содержит следующей лозунг «Люди + Процессы + Технологии» («People + Process + Technology»). Хочется верить, что people попали на первое место не случайно. Почему-то когда речь заходит об информационных технологиях (ИТ), мы сразу уходим в технические аспекты, начиная мыслить терабайтами, гигагерцами, мегапфлопами и т. д., а вопрос человеческого фактора как бы должен разрешиться сам по себе. В то же время, на Западе уже давно осознали, что если Вы не уделите достаточного внимания вопросу «человеческих ресурсов», то любая попытка внедрения нового или изменение существующего ИТ-процесса обречена на провал. Итак, если пользователи ПК в вашей компании уже превратились в ваших клиентов и информационные системы больше не рассматриваются как замена калькулятора для работников бухгалтерии, то данная статья — для Вас. Правда, не стоит ждать от нее готовых ответов и рецептов, возможно, предложенная модель не подойдет Вашей организации без соответствующей адаптации, но я надеюсь, что она заставит Вас задуматься, есть ли у Вас «правильные люди в правильных местах» и чем они там кстати занимаются. Хочется подчеркнуть, что в этой статье я попытаюсь описать все функции, которыми занимается ИТ-подразделение, однако я все равно не могу гарантировать, что этот список будет исчерпывающим, потому что он составляется без учета специфики отрасли и формы собственности предприятия.

Еще хотелось бы договориться о терминологии. Под словом «структура», для простоты, мы будем понимать функциональную, а не организационную структуру. Описанные же функции в каждом конкретном случае могут выполняться как одним человеком, так и целым отделом.

Во главе ИТ-структуры в крупных компаниях, как правило, находится Директор по Информатизации (в западных компаниях он обычно называется CIO = Chief Information Officer) — это аксиома, с которой никто, как я надеюсь, не будет спорить. Но вот дальше начинается творческий хаос, так как каждый директор волен создавать ту структуру, какую он считает оптимальной. Я считаю, что настало время задуматься о стратегии развития и дружно зашагать к «идеальному» ИТ-департаменту, где все будет прекрасно.

Небольшое лирическое отступление: существует множество вариантов и подходов к представлению структур, есть даже специальное программное обеспечение, хотя в большинстве случаев Excel или Visio будет более чем достаточно. В данной статье я буду использовать «объемный взгляд». Подобную трехмерную структуру легче всего изобразить в виде куба. Лично мне крайне импонирует именно трехмерный подход, т. к. кубическая визуализация позволяет объединить в единую картину то, что обычно приходится изображать в нескольких различных срезах. Однако к вопросам кубизма мы вернемся чуть позже.

На следующем (втором) уровне после CIO ИТ-департамент может выглядеть так:
Рис. 1. Структура верхнего уровня

На втором уровне ИТ-департамент распадается на 3 ветви. Две главные ветви, «Решения» (IT Solutions) и «Поддержка» (IT Services) мы рассмотрим подробнее позднее, на третьем уровне детализации. А сейчас посмотрим на содержимое среднего прямоугольника. Эти функции крайне редко реализуются в рамках ИТ-подразделений компаний в России.

Подразделение «Финансы и Контроль» (англ. F&C = Finance and Control) отвечает за формирование и соблюдение бюджета по ИТ. Кроме того, это подразделение отвечает за «управление затратами ИТ» (IT cost management) в масштабах всей организации. Т. к. в рамках организации ИТ-подразделение относится в большинстве случаев к «центру затрат» (cost center), то правильное распределение затрат поможет точнее оценить слабые и сильные места нашей ИТ-структуры, что в дальнейшем позволит принять взвешенное решение об аутсорсинге части сервисов. Хорошей практикой также будет расчет «возврата инвестиций» (англ. ROI = Return Of Investment) от различных проектов. Во многих западных компаниях такие расчеты могут стать ключевым фактором принятия решения о внедрении того или иного проекта в жизнь. Расчет ROI — это тема отдельной статьи, а в рамках данного материала хотелось бы отметить, что подобный расчет — задача более чем нетривиальная и требует специального (предпочтительно экономического) образования. Наконец, не стоит забывать о таком понятии как «полная стоимость владения» оборудования и других ресурсов, которое включает не только стоимость собственно приобретения, но и затраты на последующее обслуживание (англ. TCO = Total Cost of Ownership).

«Отдел кадров» (англ. HR = Human Resources). Лозунг Кадры решают все благополучно ушел в небытие вместе с социализмом. И все же люди, работающие в сфере ИТ — это особый сорт людей, требующий своего подхода. Я ни в коем случае не предлагаю создавать отдельную кадровую службу для департамента ИТ, просто кадровые работники должны на себя взять планирование развития специалистов по ИТ в профессиональном плане, а также их карьерного роста. Если ИТ-департамент невелик, можно передать эти функции в существующую кадровую службу компании, главное, чтобы работник, который курировал это направление, был в курсе специфики ИТ и представлял себе способы работы с людьми, занятыми в этой сфере. Разумеется, эта работа также должна относиться в затраты ИТ-департамента и оплачиваться, мы же помним, что за все рано или поздно надо платить :-).

За связь без брака (девиз связистов). К сожалению, слишком часто в больших организациях информация распространяется совсем не так, как Вам бы того хотелось, а Ваши сотрудники не умеют или не знают, как правильно и привлекательно оформлять документацию. Именно эти вопросы должно решать подразделение, отвечающее в рамках ИТ-департамента за коммуникации. Впрочем, если в Вашей компании есть отдел по связям с общественностью, маркетинга или что-то аналогичное, то выполнение этих задач можно передать туда.

Вам также наверняка не помешает помощник(и) по разработке стратегии и новым технологиям. К сожалению, у большинства больших начальников очень мало времени, и им некогда посещать различного рода семинары, тренинги и презентации. Роль данной персоны — это среди той массы информации, которая нас окружает, найти крупицы нового, интересного и перспективного, а главное, иметь возможность донести все это до руководства в сфере ИТ. Скорее всего, этот человек также сможет координировать различные инициативы, исходящие от рядовых сотрудников, таким образом, у них появляется реальный шанс достучаться «до небес». И я очень надеюсь, что при посредничестве подобного должностного лица множество рационализаторских предложений, до которых никому не было дела, будут воплощены в жизнь и начнут работать на благо Вашего ИТ-департамента и всей фирмы.

И замыкает наш список «правых рук» функция правового сопровождения или другими словами юрист(ы). Нет ничего удивительного, что в наш век информационным технологиям посвящены целые разделы юриспруденции, а вопросы лицензирования программного обеспечения, информационной безопасности и пр. могут оказаться не по зубам Вашей «стандартной» юридической службе. Особенно актуальным юридический аспект может быть в том случае, если Вы активно занимаетесь разработкой программного обеспечения (ПО). Если у Вас нет желания потом решать в суде вопрос собственности на ПО, которое разрабатывал Ваш программист в рабочее время, оплачиваемое Вами же (работодателем), то имеет смысл крайне внимательно отнестись к составлению трудового договора, а также различных «соглашений о неразглашении». Думаю, Вы легко придумаете еще множество вопросов, в которых Вам может понадобиться помощь квалифицированного юриста в этой достаточно новой сфере юриспруденции.

Техническая поддержка в сфере ИТ (IT Services)

После того, как мы посмотрели на вспомогательные (но от этого не менее важные) функции нашего «идеального» ИТ-департамента, самое время уделить внимание его основной функции — собственно поддержке (IT services). Основную задачу этого направления деятельности я бы сформулировал так: «Обеспечение единого, высокого уровня технической поддержки в сфере ИТ по всей организации в режиме 24/7 с гарантированным временем ответа на любой запрос по ИТ и «прозрачностью» пути его решения». Иными словами, любой пользователь должен иметь следующие возможности:

  1. знать «права и обязанности пользователя в сфере ИТ»
  2. обратиться к службе поддержки любым удобным для него способом
  3. получить информацию о гарантированном времени получения ответа
  4. проверить статус запроса и узнать, кто занимается решением его вопроса
  5. пожаловаться на несоблюдение «прав пользователя»

Задачи эти крайне непросты и решить их под силу только очень четко работающему механизму, а схему построения подобного механизма можно изобразить следующим образом.
Рис. 2. Структурная модель поддержки в сфере ИТ

Вот и появился обещанный куб. Не пугайтесь, сейчас я подробно изложу содержимое каждого измерения, а ниже будет приведена «модель оказания поддержки».

Сначала рассмотрим первое измерение куба. Пожалуй, именно оно определяет рамки и содержание предоставляемой поддержки.

Управление поддержкой в сфере ИТ (ITSM = IT Service Management). Ключевым элементом этой категории является менеджер по работе с клиентами (Help/Service Desk), который играет роль единой точки входа для любых (!) запросов от конечных пользователей, попадающих в сферу деятельности отдела. Еще совсем недавно такой менеджер был первым и единственным уровнем взаимодействия с заказчиком, но сейчас уже имеет смысл говорить о наличии еще одного канала взаимодействия или «нулевого уровня», так называемом e-Support. Такого рода «самообслуживание» стало возможным в результате активного развития новых средств коммуникации, таких как: корпоративные порталы, IVR (Interactive Voice Response), SMS, WAP, электронная почта и пр. Описание работы этого менеджера выходит за рамки данной статьи, однако я уверен, что вам не составит особого труда найти специалистов и материалы по построению подобных сервисов. В то же время хотелось бы отметить, что, что менеджер по работе с клиентами — лицо Вашего ИТ-департамента, и Ваш имидж во многом зависит именно от его работы.

Разработка ИТ-платформ. Данное подразделение отвечает за выбор и разработку стандартных продуктов, их конфигураций и методик использования. К таким продуктам чаще всего относят: образы (images) для персональных компьютеров и серверов, создание автоматизированных сценариев инсталляции ПО (packaging), выбор моделей и конфигураций аппаратного обеспечения, топология и требования к ЛВС, написание инструкций для персонала. Все вместе это можно объединить такими понятиями как стандартизация и унификация.

И вот сейчас самое время для лирического отступления №2. Очень часто в борьбе за свои права пользователи забывают о своих обязанностях. Однако чтобы обеспечить гарантированное качество обслуживания, необходимо максимально сократить количество моделей и конфигураций аппаратного и программного обеспечения. Таким образом, права пользователя на покупку и установку нестандартного «софта и железа» должны быть ограничены, а наличие у пользователя нестандартного ПО может стать причиной отказа в осуществлении поддержки вообще или существенном увеличении времени обслуживания. В идеале в любой фирме должна быть официальная, публично доступная «конституция» (англ. policy) пользователя.

Сопровождение инфраструктуры ИТ. В данном контексте под инфраструктурой обычно подразумевают все программно-аппаратные комплексы, за исключением оборудования конечных пользователей и ЛВС. Вычислительные, дата, сетевые и операционные центры должны быть максимально централизованны, обеспечены высококвалифицированным персоналом и средствами отказо- и катастрофоустойчивости. Идея централизации восходит еще ко временам мейнфреймов (mainframe) и в очередной раз история повторяется. В эру дефицита профессионалов и относительной доступности каналов связи с высокой пропускной способностью значительно проще сконцентрировать вычислительные мощности, тем самым максимально облегчив возможность развертывания филиалов и отделений, обеспечив Вашей компании максимальную гибкость и свободу действий. И хотя окончательное решение вопроса вопрос «централизация против децентрализации» еще впереди, уже сейчас заметна тенденция к централизации инфраструктуры.

На втором измерении нашего куба лежат некие связующие функции, которые позволяют работать всем сервисным функциям как единому организму.

Подразделение поддержки внедрения проектов отвечает за переход от стадии разработки какого-либо проекта к этапу его ввода в эксплуатацию (пуско-наладка, англ. release to production). Его основная роль — это гарантировать, что все сервисные службы готовы к эксплуатации и поддержке данного проекта в полном объеме, т. е. проект становится стандартным в «портфеле» продуктов и поддержки. Обычно подразделения поддержки внедрения формируются из проектных команд, занимавшихся разработкой концепции и технической реализацией проекта или программы.

Интеграция подразделений поддержки. В процессе предоставления поддержки зачастую участвуют несколько подразделений ИТ-департамента, поэтому для того, чтобы цепочка обслуживания была гладкой и непрерывной, необходимо обеспечить целостность всего процесса. Например, для ввода в структуру техподдержки какого-либо нового продукта, необходимо протестировать его на совместимость с используемыми ИТ-платформами, выделить необходимую инфраструктуру и определить способ оказания поддержки конечному пользователю.

Для обеспечения эффективной работы сервисного подразделения необходима соответствующая технологическая архитектура, а затем ее постоянное совершенствование и внедрение новых средств и систем автоматизации работы. Например, к таким системам можно отнести следующие системы автоматизации: Remedy, HP OpenView, IBM Tivoli и другие. Иными словами, технологическая архитектура — это инструментарий эффективной работы поддержки.

Несмотря на очевидность третьего измерения, именно здесь необходимо привести модель предоставления поддержки, которая упоминалась выше. Именно в третьем измерении
Рис. 3. Модель концепции предоставления поддержки

Вам придется решать, где и какие функциональные блоки будут расположены физически, что может быть совсем не таким очевидным, как кажется на первый взгляд. И хотя еще ни одна российская компания не созрела для того, чтобы расположить свой IP Call Center в Бангалоре (Индия), как это делают многие транснациональные корпорации, в масштабах России вопрос географической гетерогенности тоже вскоре будет более чем актуален.

ИТ-решения (IT Solutions)

Ни в коем случае не умаляя важность всего сказанного выше, хочется отметить, что именно сейчас речь пойдет о самом главном. Именно подразделение «ИТ-решений» решает Ваши бизнес-задачи, именно оно реализует инновации и know-how, и именно его работа в целом может дать Вам конкурентное преимущество. И если до этого речь шла о необходимости создания четких процессов и структур, то сейчас разговор пойдет о творческом процессе — создании ПО и управлении проектами. Именно здесь, как правило, начинается хаос и анархия, так что из Вашего конкурентного преимущества это может перейти в Ваше уязвимое место, ибо именно создание собственно ПО и внедрение бизнес-систем с высокой степенью подстройки под пользователя (customized) несет в себе значительные риски. Поэтому особенно важно правильно организовать именно это направление. Сейчас самое время для второго куба, однако, его содержание настолько тесно связано со спецификой Вашего бизнеса, что я бы не хотел углубляться в подробности, как в случае сервисного куба. Содержимое «куба решений» — это Ваше know-how, я лишь расскажу о принципах его построения.
Рис. 4. Структурная модель ИТ-решений

Так как в крупном и среднем бизнесе сейчас преобладает тенденция покупки готовых систем с возможностью глубокой доработки (customizing), то именно это измерение (Solution Units) с некоторой натяжкой можно назвать основным. Внедрение всех перечисленных решений для автоматизации одновременно, наверное, актуально только для очень больших предприятий, т. е. просьба относиться к данной иллюстрации лишь как к демонстрации некоторых существующих направлений. И Вы будете сто раз правы, если скажете, что данная грань неполна.

Грань Application Units во многом схожа с предыдущей, с той лишь разницей, что в ней собрано ПО собственной разработки. Некоторые программные продукты, производимые этой структурой, могут быть предназначены для внешних клиентов и продаваться в составе продуктов Вашей компании. Однако если по количеству сотрудников отдел «ИТ-решений» в крупной корпорации порой соответствует небольшой специализированной компании, занимающейся разработкой и производством ПО (software house), то по качеству разработок практически всегда ей уступает. Обычно это связано с несоблюдением технологии производства ПО и отсутствием таких функций как: «контроль качества» (Quality Assurance), методология, документирование и некоторые другие.

А для того, чтобы разработка велась структурированно и согласованно, необходима координационная служба (Program and Portfolio Support), которая будет следить за соблюдением стандартов, методологии и приоритетов, а также отвечать за сопровождение процесса создания ПО.

От автосервиса к дому моды

Вместо заключения хотелось бы провести аналогию между ИТ-системой и автомобилем. Хорошее и своевременное обслуживание необходимо любому автомобилю, но, к сожалению, оно не сделает Ваш автомобиль лучше. Для того, чтобы улучшить его характеристики, придется обратиться к тюнинговому (tuning) ателье.

Что же касается обслуживание, то здесь надо определиться — имеет ли вам смысл создавать собственный автосервис для обслуживания своего автомобиля или лучше доверить это дело какому-нибудь специализированному автосервису. Вы можете быть сколь угодно скептически настроены по отношению к аутсорсингу, но он уже стал реальностью. Практически в любой более-менее крупной компании копировальная техника и прочая периферия обслуживается внешней фирмой, к тому же, Вы ведь пользуетесь телефонией и интернетом, предоставляемым Вашим телекоммуникационным партнером? Наличие электронной почты, файл-серверов и прочих «инфраструктурных» вещей не дадут Вам никакого конкурентного преимущества. Так может будет лучше сконцентрироваться на создании своего ателье по «пошиву» бизнес-систем для Вашей компании, оставив себе самую творческую, интересную и ответственную роль — роль модельера, а сам процесс шитья отдать «на сторону». Так Вы будете законодателем моды, а Вашим конкурентам останется лишь возможность повторить Ваш фасон, который Вам к тому времени уже будет касаться устаревшим.

В настоящее время как никогда важно иметь «идеальный» ИТ-департамент, который будет готов отвечать запросам бизнеса, а в чем-то и опережать их. В этой статье я постарался показать общие черты такой структуры, которая поможет Вам это сделать. Не все безоблачно в мире аутсорсинга, и Вам никуда не деться от администрирования контрактов и контроля качества и цен, но это уже совсем другая история…

Управленческие решения и действия организаций и предприятий фиксируются в служебных документах. В документах отражается и учитывается деятельность организации, предприятия, поэтому ведение многих документов предписано законами (организационные, кадровые и распорядительные документы и т.д.). При проверке работы организации, проведении ревизии проверяют прежде всего документы, в которых деятельность организации зафиксирована.

Уровень управления современной организацией зависит от того, насколько рационально и грамотно поставлена работа с документами в организации, т.е. насколько эффективно организовано делопроизводство (документационное обеспечение управления).

Для оптимизации работы учреждения, руководителю организации необходимы сведения более эффективного использования трудовых и материальных ресурсов. Необходимые сведения, отражающие структуру и штат организации включает в себя штатное расписание организации.

В современном мире, когда резко возросли потоки информации, функции документирования, несмотря на внедрение электронно-вычислительной техники, составляют огромный процент от всех управленческих функций и требуют больших интеллектуальных и трудовых затрат.

Кроме того, составление, оформление документов и организация работы с ними регламентированы законодательными и нормативно-методическими актами, знание и выполнение которых обязательны для каждого специалиста, имеющего дело с документами.

Правильная организация работы с документами предполагает, прежде всего их разбиение на группы по назначению и принципам подготовки и оформления.

Штат и штатное расписание

Одним из наиболее важных документов является штатное расписание, наглядно представляющее существующую структуру организации и штат работников, а также общий фонд заработной платы. Несмотря на применение этого документа в течение длительного времени практически во всех организациях, у работников кадровых служб возникают вопросы о порядке его составления, оформления и изменения. Рассмотрим подробнее нормы права, регулирующие данные вопросы.

Штатное расписание является документом, отражающим структуру и штат организации. В нем содержится перечень структурных подразделений, должностей работников, должностные оклады и персональные надбавки, общая численность и месячный фонд заработной платы организации или учреждения. Эти сведения необходимы руководителю организации для оптимизации работы учреждения, более эффективного использования трудовых и материальных ресурсов.

Вот уже два с лишним года в России применяется единая форма штатного расписания. До введения в действие постановления Госкомстата России от 06.04.2001 № 26 каждая организация составляла этот локальный нормативный акт по-своему. До 2001 года правового акта федерального уровня, который бы устанавливал форму и порядок составления штатного расписания для всех без исключения организаций, не существовало. На протяжении длительного времени обязательность штатного расписания, особенно для малых и средних компаний, вообще ставилась под сомнение.

В апреле 2001 года кадровики, наконец, получили официальный ответ на вопрос, каким должно быть штатное расписание. А с принятием Трудового кодекса РФ сомнения в обязательности этого документа для организации отпали окончательно.

Штат — это состав работников организации, определяемый руководством на определенный период.

Различные источники дают различные определения понятию «штатное расписание», но, в принципе, суть их сводится к следующему: штатное расписание — это организационно-распорядительный документ, в котором отражается структура организации, содержится перечень должностей с указанием их количества и размеров должностных окладов. Также в штатном расписании отражается размер надбавок и доплат, существующих в данной организации, применительно к конкретным должностям.

В разных организациях функции по составлению штатного расписания выполняются разными структурными подразделениями. Возлагая на работников какого-либо структурного подразделения ответственность за формирование штатного расписания, руководство нередко отталкивается от размера организации. На сегодняшний день в России существуют как большие организации с численностью персонала свыше 500 человек, так и малые предприятия, численность которых не превышает 50 сотрудников. Есть также предприниматели без образования юридического лица, у которых работают наемные работники. Поскольку в большинстве малых предприятий и у индивидуальных предпринимателей нет ни отделов кадров, ни отделов организации и оплаты труда, то составлением штатного расписания занимаются сотрудники бухгалтерии, руководители или сами предприниматели. В средних предприятиях (от 100 человек), как правило, присутствует отдел кадров или служба персонала и, соответственно, функции составления и внесения изменений в штатное расписание передаются им (но нередки случаи, когда составлением и изменением штатного расписания опять же занимаются сотрудники бухгалтерии).

В крупных компаниях, имеющих в своем составе как отделы кадров или службы персонала, так и отделы организации и оплаты труда, разработкой штатного расписания занимаются названные подразделения.

Необходимо отметить, что формирование штатного расписания достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких этапов и требующий привлечения не только специалистов службы персонала, но и экономистов.

Прежде чем приступить к составлению штатного расписания, необходимо определиться с организационной структурой предприятия. Организационная структура — это схематическое отображение структурных подразделений. В этом документе отражаются все подразделения организации, схематически прорисовывается порядок их подчиненности. В организационной структуре также можно отразить как вертикальные, так и горизонтальные связи между подразделениями.

Таким образом, одним из наиболее важных документов является штатное расписание, наглядно представляющее существующую структуру организации и штат работников, а также общий фонд заработной платы. Несмотря на применение этого документа в течение длительного времени практически во всех организациях, у работников кадровых служб возникают вопросы о порядке его составления, оформления и изменения.

Давыд Кравченко, CNews

Практически в каждой компании есть специалисты в области ИТ. Одни фирмы организовывают целые ИТ-подразделения, другие обходятся 1-2 широкопрофильными специалистами, третьи отдают выполнение работ «на сторону» (аутсорсинг). Для того чтобы правильно подобрать персонал и использовать его с высокой эффективностью, необходимо четко представлять задачи, которые будут выполняться специалистами в зависимости от размера ИТ-штата. Штат из одного сотрудника

Обычно такое положение встречается небольших компаниях, обладающих скромными потребностями в информационных технологиях. Стандартные требования: организация и поддержка небольшой локальной сети, обновление контента интернет-сайта, сопровождение правовых и бухгалтерских программ. Типичным примером может служить позиция системного администратора.

📌 Реклама Отключить

Задачи, которые ставятся перед сотрудником, зачастую не требуют слишком глубоких познаний в конкретных областях, а заключаются в поддержке существующих решений. В целях сокращения ИТ-бюджета на роль сисадмина часто берут студентов технических вузов, предлагая им неполную занятость и небольшую зарплату. Иногда вместо найма штатного сотрудника компания может заказать услуги «приходящего» ИТ-специалиста у специализированных фирм.

ИТ-отдел

При средних размерах компании (так называемый малый бизнес) логично отказаться от использования приходящих сотрудников, а иметь штат из нескольких специалистов. Уровень подготовки и численность отдела будет варьироваться в зависимости от решаемых задач. Это могут быть специалисты по локальным сетям, базам данных, безопасности, различным правовым и бухгалтерским системам.

📌 Реклама Отключить

Задачи, актуальные для небольших фирм, не требуют громоздких программных комплексов по обработке информационного потока компании, а разработку дополнительных приложений выгоднее отдавать специализированным ИТ–компаниям, чем нанимать дополнительных специалистов.

Основным требованием к сотрудникам отдела становится умение обучаться и приспосабливаться к новым условиям. Сама специфика малого бизнеса и внедрение решений сторонних производителей диктуют такие условия.

ИТ–управление, ИТ–компания

Задачи крупных компаний и огромный информационный поток внутри них приводят к необходимости создания отдельного ИТ-подразделения (ИТ-управления). По сути дела такое ИТ-управление представляет собой настоящую ИТ-компанию в компании, штат сотрудников которой состоит из различных специалистов. Следует отметить, что в больших компаниях различия между информационным управлением и информационной компанией практически отсутствуют. Причем одной из основных задач становится создание готового продукта – программы для управления информационными потоками.

📌 Реклама Отключить

В состав информационного управления могут входить различные специализированные на конкретных задачах отделы. В общем случае типовая схема такого подразделения будет выглядеть следующим образом:

Для эффективной работы подразделения руководству необходимо четко определить возможные задачи, которые будут появляться. Именно исходя из этого следует формировать штат сотрудников. Важно также представлять ценность каждого сотрудника в целом для управления. При этом, независимо от размеров компании или управления, структура ИТ-отделов будет во многом схожа.

Служба технической поддержки. Можно смело утверждать, что данный отдел является сердцем компании. Он выполняет каждодневную рутинную и неблагодарную работу, связанную с поддержкой пользователей: принимает информацию о сбоях, общается с пользователями, поддерживает информационные потоки, решает порой нетривиальные задачи. Несмотря на важное место, которое он занимает в общей структуре управления, в таких отделах наблюдается высокая текучесть кадров. Это связано с несколькими факторами: отдел занимает низкую ступень в общей иерархии, его сотрудники имеют низкую оплату труда. Жесткие требования к сервисным инженерам и большая ответственность, на них возложенная (при низкой оплате труда) существенно сказываются как на общей атмосфере в коллективе, так и на эффективности труда не в лучшую сторону.

📌 Реклама Отключить

Отдел программной поддержки. В отличие от службы поддержки этот отдел решает частные проблемы, возникающие с программным обеспечением и создает новые информационные продукты. Штат в основном состоит из программистов, технических документаторов и тестировщиков. Занимает достаточно высокий статус в общей структуре.

Аналитический сектор.Управление проектами. Аналитический сектор проводит анализ бизнес–процессов, разрабатывает архитектуру и средства визуального отображения информации. В зависимости от размеров информационного управления или компании может входить, как и управление проектами, в отдел программной поддержки. Управление проектами курирует проекты и распределяет задания, которые формулирует руководство подразделения.

Обязательное наличие в штате менеджеров проектов является спорным моментом, поскольку большинство задач решаемо силами руководителей отделов и их заместителями. Необходимость в менеджерах проектов возникает только в том случае, если существую проекты, где вовлечено достаточно большое число различных звеньев при решении каких-либо задач, либо требуется разгрузить руководящий состав. Более рациональным решением было бы назначение кураторов проектов из среды аналитиков, ведущих архитекторов или программистов, тогда один человек мог бы вести с не меньшей эффективностью один или два проекта.

📌 Реклама Отключить

Контроль качества. Данный департамент обязан своим появлением западным компаниям и стандартам. Он призван контролировать и стандартизировать работу управления. Обязательное наличие такого подразделения требуется только в крупных компаниях, выпускающих мощные программные решения, когда необходимо выстроить структуры проверки и тестирования готовых решений. В небольших управлениях и компаниях достаточно соблюдать все должностные инструкции и следить, чтобы сотрудники были обеспечены всем необходимым и ответственно выполняли свои обязанности.

Служба безопасности. Состоит из инженеров по безопасности и практически всегда выделяется в отдельный отдел. Размер штата службы и ее роль на предприятии диктуются спецификой хозяйственной деятельности компании, уровнем ее инновационности, статусом.

4.1. Структура ИТ подразделения и органы управления ИТ предприятия

Когда руководству уже известен уровень зрелости ИТ-процессов, определена Стратегия развития информационных технологий на среднесрочный период, а также однозначна и понятна цель ИТ – подразделения, то на первый план выходит вопрос: какая же должна быть оптимальная структура ИТ подразделения?

Для ответа на данный вопрос руководитель ИТ-подразделения, при непосредственном участии руководства предприятия, должен сформулировать основные задачи, которые будет решать подразделение.

Далее предлагаю рассмотреть пример, приближенный к реальной жизни, на котором построим оптимальную структуру ИТ подразделения. Для этого введем несколько ограничений: предположим, что предприятие является достаточно крупным с численностью персонала 1001 человек и владеет (случай аренды тоже вписывается в модель, но с определенными ограничениями) офисными зданиями, а также производственными мощностями. В производственном цикле выпуска готовой продукции активно применяются средства автоматизации. На предприятии функционируют все необходимые структурные подразделения, покрывающие своими функциями все аспекты хозяйственной деятельности Юридического Лица. Также предположим, что для организации внутренних коммуникаций между сотрудниками на предприятии успешно функционирует автоматическая телефонная станция по кабельным линиям связи, принадлежащим предприятию.

Дополнительным ограничением определим, что уровень зрелости ИТ-процессов третий, по модели CobiT, и выше. Уровень сложности решения задач ИТ-подразделением от «Улучшение». Таким образом основная цель ИТ – подразделения может быть сформулирована следующая: целью работы подразделения Информационных Технологий является предоставление информационных услуг с гарантированным качеством, закрепленным соглашением по уровню качества обслуживания ИТ-сервисов в соответствии с потребностями Заказчиков по эффективному ведению и развитию бизнеса, с учетом формализации бизнес задач.

На основе поставленных нами ограничений, а также в соответствии с определенными целями ИТ-подразделения зафиксируем следующие задачи:

– Реализация концепции разработки, обеспечение исполнения планов и графиков работ по разработке, внедрению и сопровождению ИТ-сервисов Заказчиков.

– Сопровождение, администрирование, ввод в эксплуатацию и техническая поддержка ИТ-сервисов Заказчиков.

– Обеспечение бесперебойной работы технических средств Заказчиков.

– Диспетчеризация систем автоматизированного управления производством, информационных технологий, телефонии.

– Совершенствование системы управления предприятием за счет применения современных информационных систем и информационных технологий, компьютерного и телефонного оборудования.

– Выполнение работ по внедрению и модернизации действующих систем управления технологического оборудования на базе современных технических средств управления, контроля, визуализации, сбора, передачи и хранения данных.

– Разработка, внедрение и поддержание в работоспособном состоянии программного обеспечения средств автоматизации технологических процессов и технологического программного обеспечения, обслуживание которого закреплено договорными обязательствами с Заказчиками.

– Выполнение проектно-конструкторских работ по разработке электротехнической документации, необходимой для построения и модернизации автоматизированных систем управления технологическими процессами на базе управляющих программируемых устройств предприятий Заказчиков.

– Участие в процессе формирования технических заданий (далее по тексту – ТЗ) при заказе технологического оборудования содержащего в своем составе автоматизированную систему управления в рамках выполнения бизнес задач Заказчиков. ТЗ должно включать в себя подробные требования к технологической, механической, электрической и программной составляющей

– Осуществление приемки от сторонних производителей технологического оборудования полного пакета сопровождающего его технологического программного обеспечения.

– Подготовка договоров на разработку программного обеспечения сторонними организациями, контроль за ходом их выполнения, участие в приемке готовых разработок в рамках задач Заказчиков.

– Выявление резервов по повышению эффективности ИТ-сервисов.

– Выполнение и контроль выполнения проектов в области.

Как только круг задач формализован, возможно приступить к формированию функций. И уже на основе полученного результата руководитель может перейти к следующему этапу – формированию структуры ИТ-подразделения.

Исходя из вышеописанных задач можно выделить следующие направления деятельности ИТ-подразделения:

– Сопровождение ИТ-сервисов;

– Разработка и внедрение ИТ-сервисов;

– Поддержка и развитие инфраструктуры предприятия;

– Обеспечение бесперебойной работы АТС и линий связи;

Рисунок 3. Структура ИТ-подразделения по направлениям деятельности

– Материально техническое обеспечение;

– Разработка, внедрение и сопровождение систем управления технологическими процессами.

Таким образом, на основе приведенной выше градации по направлениям деятельности возможно представить структуру ИТ-подразделения графически (см. рисунок 3).

Но эта структура не является типовой, т. к. мы в самом начале вводили некоторые ограничения. Так, например, на основе ограничения в численности сотрудников предприятия более 1001 человек, с применением метрики для определения численности ИТ-специалистов (3,5 %, см. раздел) получаем, что численность ИТ-подразделения должна быть в районе 35 человек. Конечно же, определенная нами численность является ориентиром и для более точного расчета руководство ИТ подразделения должно владеть дополнительными параметрами, например: численность парка персональных компьютеров; количественный и качественный состав периферийной техники; количество абонентов АТС; количество объектов Автоматизированной Системы Управления Технологическим Процессом (далее по тексту – АСУТП); объем и качество (доморощенные системы или готовое комплексное программное обеспечение) программных ИТ-сервисов; сколько и каких моделей картриджей тратится предприятием за период и т. п.

Схема, представленная на рисунке выше является функциональным способом организации подразделения (результат развития линейной структуры). Линейный – наиболее простой способ организации. Используется в небольших компаниях или на начальных этапах развития ИТ. Как правило, в этом случае выделяется должность руководителя отдела, в непосредственном подчинении которого находятся несколько ИТ-специалистов.

Также существует дивизиональный способ организации. Функциональной структуры может оказаться недостаточно, если компания состоит из нескольких крупных территориально-распределенных филиалов. В этом случае использование централизованной функциональной структуры может замедлить скорость решения задач отдельных филиалов.

Как правило, решением становится использование дивизиональной структуры ИТ-подразделения. По сути, это означает, что в каждом филиале создается ИТ-подразделение (со структурой близкой или идентичной структуре центрального офиса), в котором назначается руководитель. При этом у сотрудников филиального подразделения может сохраняться функциональная подчиненность соответствующим руководителям подразделений центрального офиса.

Минусом такой организационной структуры является увеличение руководящего состава в ИТ-структуре, усложнение администрирования распределенных информационных систем, так как получается, что за различные части этой системы отвечают сотрудники разных «дивизионов». Чтобы частично разрешить второй недостаток, используются также смешанные структуры, где основные ИТ-подразделения организуются на дивизиональной основе, но существуют отдельные подразделения ИТ, сохраняющие функциональную организацию, например, служба поддержки, организованная в центральном офисе, является единой для всех филиалов. Другие типы дивизиональных структур – по клиенту или по услуге – в ИТ применяются значительно реже. Примером дивизиональной структуры по продукту может служить выделение отделов в ИТ-подразделении по отдельным крупным информационным системам (отдел сопровождения ERP-системы, например).

Кому же подчиняется ИТ-подразделение, думаю, что каждый руководитель предприятия задавал себе такой вопрос? Для ответа на поставленный вопрос предлагаю внимательному читателю вспомнить: какие задачи решает ИТ-подразделение на разных уровнях зрелости ИТ-процессов:

– если это задачи уровня сложности «Поддержка», то вариантами подчинения ИТ-подразделения могут быть: технический директор, финансовый директор, директор по развитию;

– на уровне «Улучшение» список вариантов подчинения зависит от основных направлений оптимизации и улучшения бизнес процессов, выбранных руководством предприятия, но в большинстве случаев: финансовый директор, директор по развитию;

– на уровне сложности задач «Расширение», с учетом значимости задач для бизнеса и влияния их результатов на бизнес цели: директор по развитию, директор по операционной деятельности, генеральный директор/ директор предприятия;

– при решении ИТ-подразделением задач самой повышенной сложности «Создание» единственный ответ о подчиненности – генеральный директор/ директор предприятия.

В целях более продуктивного функционирования ИТ – подразделения, при условии, что уровень сложности решения задач не ниже «Расширение», а также повышения уровня вовлеченности в процессы автоматизации предприятия необходим орган управления, в котором участвуют все руководители по направлениям. Основная цель создания такого органа – это информационное обеспечение процесса разработки и внедрения информационных технологий предприятия, контроля и координации действий специалистов подразделений предприятия для достижения результатов обозначенных в Стратегии ИТ, а также корректировка текущих планов повышения уровня автоматизации предприятия. Название такого органа руководитель предприятия может выбрать любое, например: Совет по информационным технологиям, Комитет по информационным технологиям или Координационный комитет по информационным технологиям и т. п., при этом основные задачи этого органа останутся неизменными.

Далее, для удобства изложения материала, остановимся на названии такого органа управления как – Комитет по ИТ.

Возглавляет Комитет ИТ Председатель Комитета ИТ – Генеральный Директор/ директор предприятия. Членами Комитета ИТ могут являться генеральный директор, директор по экономике, директор по финансам, директор по персоналу, директор по общим вопросам, главный бухгалтер, директор по производству, главный инженер, руководитель подразделения ИТ. Количественный и персональный состав Комитета ИТ, утверждается приказом генерального директора по предприятию. На собрание Комитета ИТ могут быль приглашены любые другие руководители подразделений или сотрудники для решения или для взвешенного всестороннего обсуждения конкретного вопроса по автоматизации того или иного бизнес-процесса. Собрания Комитета ИТ созываются по мере необходимости и/или по инициативе любого из его членов, но не реже одного раза в квартал.

Основными задачами Комитета по ИТ могут являться:

– Координация работ по проектам разработки и внедрения информационных технологий предприятия для успешного выполнения поставленных задач автоматизации в установленные сроки

– Разработка концепции и планов внедрения информационных технологий, не противоречащих Стратегии ИТ и их утверждение на Комитете.

– Внесение изменений под влиянием внешних или внутренних факторов на бизнес в целом в Стратегию по ИТ.

– Формирование и утверждение перспективных и текущих планов работ по разработке и внедрению информационных технологий.

– Осуществление контроля выполнения текущего плана работ по разработке и внедрению информационных технологий предприятия.

– Обеспечение необходимыми ресурсами для реализации проектов в области информационных технологий, составление и утверждение плана их обеспечения.

– Вынесение решений по качеству предоставляемых ИТ-услуг по всем направлениям деятельности ИТ подразделения предприятия.

– Разработка и организация необходимых мероприятий по обучению и проведению консультаций персонала по используемым ИТ-сервисам на предприятии.

– Координация действий служб в ходе процесса работ по проектам в области информационных технологий, решение спорных вопросов, возникших в результате работ по их реализации.

– Организация правильной технической эксплуатации и бесперебойной работы комплекса технических и программных средств – элементов функционирующих ИТ-сервисов предприятия. Обеспечение своевременной установки дополнительного оборудования и системного и прикладного программного обеспечения при расширении функционала и возможностей ИТ-сервисов.

– При необходимости, организация проведения предварительных испытаний работы новых разработанных или приобретенных ИТ-сервисов предприятия в рамках повышения уровня автоматизации конкретных бизнес-процессов или других целей.

Таким образом Комитет по ИТ является тем коллегиальным органом, который однозначно оценивает эффективность ИТ подразделения и ИТ-процессов предприятия по всем направлениям хозяйственной деятельности или направлений применения информационных технологий.

Определившись со структурой ИТ-подразделения, его подчинением и создав орган по управлению ИТ необходимо, с такой же тщательностью, подойти к вопросу организации планирования работ ИТ-подразделения.

Переходя к следующему разделу необходимо помнить и понимать, что «плох тот план, который нельзя изменить».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Штаты и структура предприятия — 718, 981.  
При планировании численности инженерно-технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала важное значение имеют типовые штаты — это предельно допустимый численный состав работников, установленный для предприятий одного и того же профиля, исходя из наиболее целесообразной организации их работы. В типовых штатах указываются структура предприятия, перечень должностей и численность работников по подразделениям.  

Типовые штаты — это предельно допустимый численный состав работников, установленный для предприятий одного и того же профиля исходя из наиболее целесообразной организации их работы. В типовых штатах указывается структура предприятий, перечень должностей и численность работников по подразделениям.  
Аудиторская служба не должна вмешиваться в оперативную, распорядительную и производственную деятельность должностных лиц предприятия. Штат и структура службы зависят от особенностей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, объема, сложности и условий выполняемых работ. Руководитель предприятия обязан создать необходимые условия для работы аудиторской службы обеспечить помещение, выделить специалистов, обеспечить транспортом и др.  
В типовых штатах указана структура предприятий, перечень должностей и численность работников в подразделениях.  
Штат и структура службы зависят от особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, объема, сложности и условий осуществляемых контрольных процедур. Численность и оплата труда работников могут быть предусмотрены в штатном расписании.  
Аудиторская служба не должна вмешиваться в оперативную, распорядительную и производственную деятельность должностных лиц предприятия. Штат и структура службы зависят от особенностей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, объема, сложности и условий выполняемых работ.  
В новых условиях планирования и экономического стимулирования предприятиям предоставляются более широкие права использования основных и оборотных фондов. Как уже говорилось, значительно сокращено количество плановых показателей, утверждаемых предприятию в централизованном порядке, в связи с чем резко возросла роль коллектива в разработке планов. Штаты, их структура, формы оплаты труда, показатели и размеры премирования также становятся компетенцией предприятия. Отменяется регистрация в финансовых органах штатов, окладов и смет административно-управленческих расходов. Увеличивается часть амортизационных отчислений, предоставляемая на капитальный ремонт основных фондов и приобретение нового оборудования. Предприятия получили право реализовать избыточное оборудование и другие средства производства.  
Кроме изобретений и технических рационализаторских предложений существуют предложения по улучшению организации хозяйства и управления. К ним относятся, например, предложения по улучшению документации, отчетности, движению производства, а также по упорядочению штатов, структуры предприятия, снабжения, сбыта. Действие основных нормативных правительственных актов в области изобретательства на них не распространяется.  
Предприятие возглавляется директором, организующим работу и несущим полную ответственность за его состояние и деятельность. Директор предприятия назначается и освобождается от должности руководством министерства, действует от имени предприятия, представляет его во всех учреждениях и организациях, распоряжается в соответствии с законом имуществом и средствами предприятия, заключает договоры. Директору предоставлено право утверждать и изменять структуру и штаты цехов и отделов заводоуправления в пределах установленного для предприятия плана по труду, устанавливать и изменять оклады работникам отделов и цехов, в пределах утвержденных должностных окладов и фонда средней заработной платы.  
Машиностроительные заводы относятся к наиболее сложным промышленным предприятиям, они различны по структуре, масштабам и типу производства располагают большим штатом управленческого персонала (что относится в первую очередь к крупным и средним предприятиям). Поэтому анализ данных об использовании этого персонала имеет большое значение.  
Планирование ресурсов, необходимых для реализации целей предприятия, осуществляется путем применения определенных процедур реализации этого процесса для укомплектования утвержденных штатов персонала. Планированию трудовых ресурсов предшествует определение и организационное проектирование конкретного бизнеса, в том числе разработка организационных планов, включая определение общей производственной структуры предприятия, его отделений и других подразделений, а также организационной структуры аппарата управления предприятием. Процесс планирования трудовых ресурсов, в свою очередь, включает три вида работ (технологических процессов) оценку наличных ресурсов, оценку (прогноз) будущих потребностей и разработку программы удовлетворения будущих потребностей.  
Должен знать нормативные и методические материалы по организации труда и управлению производством цели и стратегию предприятия экономику и организацию производства, труда и управления структуру и штаты предприятия порядок разработки программ и планов по совершенствованию организации труда содержание основных направлений организации труда и методы проведения научно исследовательских работ по этим направлениям методы определения экономической эффективности мероприятий по организации труда, оценки уровня организации труда, производства и управления передовой отечественный и зарубежный опыт в области совершенствования организации труда и управления производством организационную технику, средства механизации инженерного и управленческого труда основы технологии производства основы социологии, психологии и физиологии труда стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации основы трудового законодательства средства вычислительной техники, коммуникаций и связи правила и нормы охраны труда.  
Должен знать законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по подготовке и повышению квалификации кадров структуру и штаты предприятия, его профиль, специализацию и перспективы его развития кадровую политику и стратегию предприятия порядок составления планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, учебных пла-  
Должен знать законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам подготовки и повышения квалификации кадров на производстве структуру и штаты предприятия, профиль, специализацию и перспективы его развития кадровую политику и стратегию предприятия основные технологические процессы производства продукции предприятия формы, виды и методы профессионального обучения порядок разработки планов подготовки, переподготовки и повышения-квалификации кадров, учебных планов и программ, другой учебно-методической документации порядок оформления договоров с учебными заведениями порядок составления смет затрат на подготовку и повышение квалификации кадров и оформления трудовых договоров (контрактов) с преподавателями и инструкторами прогрессивные формы, методы и средства обучения порядок финансирования затрат на обучение организацию работы по профориентации и профотбору систему оплаты труда преподавателей и инструкторов порядок ведения учета и составления отчетности по подготовке и повышению квалификации кадров основы педагогики, социологии и психологии основы экономики, организации производства, труда и управления трудовое законодательство правила и нормы охраны труда.  
Управление малыми строительными организациями (предприятиями) осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и самоуправления трудового коллектива. Единоначалие основывается на том, что организацией руководит директор, который назначается его учредителем. С директором заключается контракт, в котором определяются его права, обязанности и ответственность, а также условия материального обеспечения. Директор малой организации утверждает штат и определяет численность работников, устанавливает систему, размеры оплаты труда и другие виды доходов работников. Он самостоятельно решает все вопросы деятельности организации, распоряжается его имуществом и средствами, заключает договора, открывает расчетные счета в банках, принимает меры по материальному снабжению и решению других вопросов для обеспечения деятельности организации. Примерная структура управления малым строительным предприятием (организацией) приведена на рис. 15.2. Органом самоуправления является общее собрание, избирающее правление (совет).  
Требования, предъявляемые к организационной структуре простота формы, небольшой штат управления. Высший уровень организационной структуры управления предприятием должен быть немногочисленным, а сама организационная структура предприятия — простой и гибкой, легко приспосабливающейся к специфике логистической деятельности предприятия свобода и жесткость одновременно. В организационной структуре предприятия сочетаются централизация и децентрализация. Проявляется жесткость в отношении действительно важных дел, и предоставляется свобода в отношении всего остального. Самостоятельность распространяется вплоть до функциональных подразделений. Практикуется эффективное лидерство и делегирование прав и полномочий  

В мелких мастерских весь штат ремонтно-эксплуатационной службы может состоять из одного или двух слесарей-механиков. В крупных компаниях, где основные фонды достигают огромной суммы, обычно в ремонтно-эксплуатационной службе занято большое число рабочих различных Квалификаций и специальностей. Структура ремонтно-эксплуатационного Отдела зависит от вида производства, степени механизации и загрузки предприятия.  
РЕГИСТРАЦИЯ ШТАТОВ И СМЕТ административно-управленческих расходов — осуществляемый финансовыми органами предварительный контроль за соблюдением законодательства о порядке утверждения структуры, штатов и должностных окладов работников адм.-упр. аппарата и правильностью ассигнования средств на его содержание. Ежегодная регистрация штатов обязательна для всех государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций. Их руководителям запрещено вводить в действие новые штатные расписания, а также изменения в действующих штатных расписаниях до их регистрации в финансовых органах. Учреждениям, предприятиям и организациям, не зарегистрировавшим в финансовых органах штатов и смет в установленный срок, учреждения банков прекращают выдачу средств на заработную плату. Фонд заработной платы регистрируется в составе сметы адм.-упр. расходов. По учреждениям, организациям и предприятиям, к-рым утверждается одна смета на адм.-упр. и производственные расходы, регистрируется лишь фонд заработной платы адм.-упр. персонала. Он принимается к регистрации в суммах, необходимых для выплаты должностных окладов работникам по штатному расписанию районных коэффициентов, процентных, персональных и др. надбавок к заработной плате заработной платы работникам, оплачиваемым сдельно вознаграждений за работу в нерабочие дни работникам учреждений, предприятий и организаций заработной платы работникам, замещающим уходящих в отпуск заведующих детскими яслями и садами. При регистрации проверяется законность установленных в штатном расписании должностных окладов и надбавок к ним, правильность исчисления фондов заработной платы. Наряду с фондом заработной платы работников штатного состава регистрируется фонд заработной платы работ-  
В новых условиях планирования и экономического стимулирования предприятиям предоставлены широкие права в использовании основных и оборотных фондов, самостоятельного решения многих экономических вопросов. Значительно сокращено число плановых показателей, утверждаемых предприятию в централизованном порядке, в связи с чем резко возросла роль коллектива предприятия в разработке планов. Штаты, их структура, формы оплаты труда, показатели и размеры премирования также стали компетенцией предприятия. Отменена регистрация штатов в финансовых органах, а также смет административно-управленческих расходов. Увеличена часть амортизационных отчислений, оставляемая в распоряжении предприятия. Предприятия получили право реализовывать избыточное оборудование и другие средства производства.  
Штаты ОКСа действующего предприятия утверждаются в порядке, установленном для утверждения структуры и штатов предприятия. Для предприятий, на которые распространяется Положение о социалистическом государственном производственном предприятии , структура и штаты утверждаются в порядке, им установленном. Указанным Положением, утвержденным пост. СМ СССР от 4 скт. 1965 г. № 731 (СП СССР, 1965, № 19—20, ст. 155), предусмотрено, что предприятие разрабатывает структуру и штаты предприятия применительно к типовым структурам и штатам, утвержденным вышестоящим органом в установленном порядке.  
При увольнении по сокращению численности или штата работников необходимо, чтобы такое сокращение было реальным и отвечало интересам производства. Условием увольнения работника должно быть отсутствие преимущественного права оставления на работе и отказ от предлагаемой ему другой работы. Сокращение численности или штата работников должно быть подтверждено новым штатным расписанием, планом по труду, изменением структуры предприятия.  
Штатное расписание — нормативный документ, определяющий для данного объединения, предприятия, организации структуру административно-управленческого аппарата (АУП), штаты и должностные оклады. В Ш. р. включаются должностные наименования, численность персонала и оклады по каждой должности.  
Дальнейшее упрощение структуры управления и сокращение штатов на холодильных предприятиях может быть достигнуто за счет объединения цехов компрессорного и ремонтного искусственного льда и сухого льда мороженого, вафельного и печатного технологического, расфасовки м са и масла и замораживания плодов и ягод. Совмещение должностей товароведа и кладовщика, товароведов по мясу, птице и яйцу.  
Структуру и штаты утверждает директор предприятия в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности специалистов и служащих с учетом объемов работы и особенностей производства.  
Первая — стремление жестко регламентировать структуру и штаты предприятий вплоть до состава и численности работников по каждой должности. Вторая — отказаться от регламентации структур и штатов в связи с расширением экономической самостоятельности и прав предприятий, переходом их на новые формы акционирования собственности, повышением их ответственности и заинтересованности в упрощении и сокращении управленческого аппарата.  
Углубление разделения труда в аппарате управления функционального (четкое размежевание функций между подразделениями и отдельными работниками) профессионального (комплектование аппарата управления необходимыми специалистами, в особенности в области организации управления, анализа и проектирования систем управления) квалификационного (закрепление всех операций и процедур управления за работниками соответствующей квалификации недопущение выполнения специалистами технической работы). Обеспечить выполнение этого направления можно путем детальной разработки положений об отделах и службах предприятия, должностных инструкций и других нормативно-регламентирующих организационных документов, упорядочения соотношения руководителей, специалистов, технических работников в структуре штатов аппарата управления.  
Утвержденное Советом Министров СССР в 1965 году Положение о социалистическом государственном производственном предприятии предусматривает значительное расширение прав и хозяйственной самостоятельности предприятий в использовании. оборотных средств, амортизационных отчислений, экономии по фонду заработной платы в течение года, а также средств, вырученных от продажи излишнего оборудования и других материальных ценностей. Предприятие самостоятельно, без регистрации в финансовых органах утверждает структуру и штаты, сметы административно-управленческих расходов, вводит сдельную, повременную или аккордную оплату труда для отдельных групп рабочих. Расширена инициатива и самостоятельность предприятия и в решении ряда других вопросов. Все это, несомненно, способствует укреплению хозяйственного расчета. Предприятие теперь может быстрее внедрять научно-технические достижения, оперативнее увязывать вносимые изменения в производственную деятельность с учетом конкретной обстановки, спроса населения, потребностей народного хозяйства, рационально использовать все ресурсы для снижения себестоимости и улучшения качества изделий, для роста рентабельности.  
Заработная плата — об упорядочении 3. п. в промышленности 709—710 о нормах выработки для определения 3. п. — 710, 713, 1083 о пересмотре норм выработки— 712, 713, 1083 о тарифных ставках при определении 3. п.— 711, 1051, 1083 о сдельно-прогрессивной системе 3. п. — 711, 1083 права министерств, ведомств, советов министров союзных республик и руководителей предприятий в области 3. п. рабочих — 714 аккордная оплата труда — 714 3. п. при многостаночном обслуживании — 715 3. п. при совмещении профессий — 715 оплата труда резервных рабочих—716 оплата труда, бригадиров — 716 Единые условия оплаты труда отдельных категорий рабочих в разных отраслях промышленности — 716 районные коэффициенты к 3. п. — 717 3. п. руководящих, инженерно-технических работников и служащих 718—721 о схемах должностных окладов — 718 719 о структурах и штатах предприятий — 718 надбавки к 3. п. ИТР — 718, 719 о персональных окладах — 719 об оплате труда работников производственных объединений — 720 о вознаграждении по итогам работы за год — 725 1083 об оплате труда несовершеннолетних, учеников и руководителей обучения, школьников и студентов—742—744, 1088—1089 об оплате сверхурочной работы и работы в выходные и праздничные дни — 745, 1083 об оплате временного заместительства — 746—747 об оплате при совместительстве— 747—748 об оплате простоя и брака — 748—750 1084 о вознаграждении за выслугу лет — 751—753 о среднем заработке — 753—755 1052 об оплате за неполный месяц работы — 757 об удержаниях из 3. п. — 757—759, 1051, 1085 о сроках выплаты 3. п. — 759, 1084 об оплате труда в ночное время—1084 о выплате выходного пособия — 760, 1080 о 3. п. работников проектных и изыскательских организаций— 1007 — 1011 о системах 3. п. рабочих, занятых в строительстве—1027—1030 о 3. п. работников научно-исследовательских, про-ектно-конструкторских и технологических организаций — 1045 о нормах выработки для определения 3. п. студентов на строительных работах — 999 сохранение 3. п. при переводе на другую нижеоплачиваемую работу— 1084 о минимальном размере 3. п.— 1051, 1083 о надбавках. к 3. п. работникам Крайнего Севера—1061—1064 порядок установления фондов 3. п. — 761 фонды 3. п. штатного персонала— 761 фонды 3. п. нештатного персонала — 762 запрещение изменений установленных фондов 3. п. — 762 последствия перерасхода фонда 3. п. — 762 763 об учете фондов 3. п. — 764 о контроле Госбанка за расходованием фондов 3. п.—765—767, 1053 о контроле за расходованием фондов 3. п. в строительстве — 768 о премировании — см. Премирование.  
Расчет численности по нормам штатов и нормам обслуживания широко используется и во вспомогательном производстве как буровых, так и нефтедобывающих предприятий. Центральным бюро промышленных нормативов по труду (ЦБПНТ) при Научно-исследовательском институте труда Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы разработаны нормативы численности основных и вспомогательных рабочих для цехов, хозяйств, бригад на определенные измерители объема работ, которые позволяют установить необходимую численность рабочих для заданного объема работ независимо от организационной структуры предприятия.  
Машиностроительные заводы относятся к наиболее сложным промышленным предприятиям, они различны по своей структуре, масштабам и типу производства. Они располагают большим штатом управлен-ческоголерсонала (особенно крупные и средние предприятия), поэтому анализ данных об использовании этого персонала имеет существенное значение. Содержание такого анализа определяется планом научной организации труда данного предприятия (см. гл. III).  
Должен знать законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом трудовое законодательство структуру и штаты предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития кадровую политику и стратегию предприятия порядок составления прогнозов, определения перспективной и текущей потребности в кадрах источники обеспечения предприятия кадрами состояние рынка труда системы и методы оценки персонала методы анализа профессионально-квалификационной структуры кадров порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением порядок формирования и ведения банка данных о персонале предприятия организацию табельного учета методы учета движения кадров, порядок составления установленной отчетности возможности использования современных информационных технологий в работе кадровых служб передовой отечественный и зарубежный опыт работы с персоналом основы социологии, психологии и организации труда основы профессиографии основы про-фориентационной работы основы экономики, организации производства и управления средства вычислительной техники, коммуникаций и связи правила и нормы охраны труда.  
Быстрый рост народного х-ва, изменение форм управления им и расширение прав союзных республик, улучшение финансового планирования вызвали соответствующие изменения и в функциях и структуре М. ф. СССР. Главное место в деятельности мин-ва все в большей степени стали занимать вопросы, финансового планирования и контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий и организаций. Мин-во изучает и ставит перед пр-вом вопросы, связанные с выявлением внутрихозяйственных резервов, мобилизацией растущих денежных накоплений, обеспечением их правильного и наиболее эффективного использования. Поставленные партией и пр-вом задачи повышения эффективности капитальных вложений и снижения стоимости строительства потребовали усиления финансового контроля за правильным использованием средств, для чего в М. ф. СССР был создан вначале отдел, а затем управление финансирования строительства. Реорганизация управления пром-стью и строительством и создание совнархозов повлекли за собой перестройку финансовых взаимоотношений между бюджетом и народным х-вом, а также между различными звеньями бюджетной системы. В связи с этим ряд отраслевых отделов в составе М. ф. СССР был объединен в 1958 г. в единое управление финансирования пром-сти. Существенные изменения в содержании работы мин-ва произошли также в результате мероприятий по дальнейшему развитию с. х-ва и реорганизации МТС. В послевоенный период мин-во принимает активное участие в разработке вопросов, связанных с ценообразованием, в т. ч. в установлении оптовых цен на средства производства, розничных цен на предметы потребления, заготовительных и закупочных цен на с.-х. продукты. С ликвидацией Государственной штатной комиссии при Совете Министров СССР вся работа по контролю за соблюдением штатов была передана в ведение М. ф. СССР, в составе к-рого в 1953 г. создано Центральное штатное управление. В результате сокращения налоговых платежей и др. сборов с населения вопросы, связанные с мобилизацией средств населения, стали занимать меньшее место в деятельности мин-ва. Это позволило в 1959 г. упразднить управле-  

ТИПОВЫЕ ШТАТЫ утверждаются Советами Министров союзных республик, мин-вами и ведомствами СССР для однородных по характеру деятельности или произ-ва предприятий, учреждений и организаций — школ, больниц, строительных организаций, предприятий автотранспорта, управлений угольных шахт, анергетич. предприятий и т. д. Т. ш. включают перечень должностей, структуру предприятия (учреждения, организации) и показатели, характеризующие объем его работы, в соответствии с к-рым оно относится к той или иной группе или категории по штатам. Для каждой группы устанавливается структура аппарата, число соответствующих должностей. При необходимости определяются и штатные нормативы для персонала, численность к-рого не зависит от показателей деятельности данной организации, предусмотренных Т. ш. (напр., количество должностей уборщиц определяется в зависимости от площади, подлежащей уборке). Штатные расписания устанавливаются в точном соответствии с утвержденными Т. ш. Применение Т. ш. способствует упорядочению структуры аппарата, определению штатов в соответствии с объемом и характером выполняемой работы, унифицированию наименования должностей.  
Структура и штаты подсобного сельского хозяйства утверждаются руководителем предприятия, организации, учреждения на основании типовых штатов и штатных нормативов, установленных для государственных сельскохозяйственных иредприя-  
Вместе с тем при обследовании объекта необходимо выяснить структуру, штаты и фонды заработной платы бухгалтерии предприятия, учетные работы которой подлежат механизации, наличие и степень использования уже имеющихся счетных машин. Без этого нельзя внести изменения в управленческом аппарате для его упрощения, перераспределить функции между исполнителями, определить эяшномическую эффективность ые-ханйзация учета.  
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР (1956) министры и руководители ведомств СССР, Советы Министров союзных республик и совнархозы устанавливают численность адм.-управленческого персонала для подведомственных органов гос. управления, учреждений культуры, просвещения, здравоохранения и других орг-ций. При этом должны приниматься меры по устранению излишеств в штатах, упрощению структуры, ликвидации ненужных звеньев и параллельно действующих орг-ций. Начиная с 1962 задания по сокращению численности адм.-управленческого и другого непроизводственного аппарата должны учитываться в нар.-хоз. плане и бюджете. Штаты заводоуправлений и цехов предприятий, строит, управлений, территориальных геологич. орг-ций, хозрасчетных н.-и. ин-тов и нек-рых других орг-ций утверждают руководители этих предприятий и орг-ций в пределах численности служащих и инженерно-технич. работников, установленной в плане по труду, руководствуясь типовыми штатами, структурами и схемой должностных окладов, в пределах средней зарплаты по штатному расписанию. Совнархозы утверждают подведомств. предприятиям и орг-циям общую сумму А.-у. р. с выделением фонда зарплаты по каждому предприятию. Директорам предприятий и руководителям строительных орг-ций предоставлено право изменять размеры А.-у. р. до 10% по отдельным статьям (за исключением расходов на зарплату) в пределах утвержденной вышестоящим органом сметы.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *