Системы управления качеством в России

I. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 005.6

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В РОССИИ

Горошко А.А.

Московский Инженерно-Физический Институт (государственный университет) г. Москва

В процессе становления и развития рыночных отношений в России вопросы обеспечения качества продукции, выпускаемой отечественными предприятиями, становятся все более актуальными. В последние годы уровень качества продукции российских предприятий, поступающей на внутренний и внешний рынок, несколько вырос, но, в большинстве случаев, пока еще далек от западных аналогов. Чтобы понять, насколько в России развита система сертификации и какие проблемы необходимо решать для улучшения качества продукции, необходимо изучить

с» с» /* с» с» с» /* /—ч с» /*

российский и зарубежный опыт, имеющийся в данной области. Сейчас большинство организаций, не имеют или не используют зарубежные и отечественные наработки, накопленные при решении данной проблемы, поэтому в своей деятельности допускают одни и те же ошибки.

Существующая на данный момент в России система стандартизации и сертификации достаточно громоздка и нуждается в дальнейшем пересмотре.

В России на качество производимой продукции внимание обращалось еще давно. В 1982 г. СССР стал участником международных систем сертификаций. В те годы в стране была принята двухуровневая аттестация продукции, включающая первую и высшую категории качества. При этом продукция высшей категории отмечалась государственным Знаком качества. В период с 1986 по 1990 гг. в СССР существовала государственная приемка продукции.

Однако подлинное значение сертификации было определено лишь в условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям, с принятием следующих Законов:

■ «О техническом регулировании»;

■ «О стандартизации»;

■ «О защите прав потребителей»;

■ «Об обеспечении единства измерений».

В настоящее время в РФ действуют:

■ 18 систем обязательной сертификации, установленных законами

РФ («О пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом

благополучии населения» и др.);

■ Система сертификации ГОСТ Р;

■ Система сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности;

■ Система сертификации «Электросвязь»;

■ Система сертификации на федеральном и железнодорожном транспорте;

■ Система сертификации морских и гражданских судов;

■ Система сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации;

■ Система сертификации иммунобиологических препаратов;

■ Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;

■ Федеральная система сертификации космической техники научного и народнохозяйственного значения;

■ Система обязательной сертификации по экологическим требованиям;

■ Система сертификации безопасности взрывоопасных производств;

■ Система сертификации на воздушном транспорте РФ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Региональная система сертификации услуг общественного питания в Москве;

■ Система сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности;

■ Система сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну;

■ Система сертификации средств защиты информации Минобороны РФ по требованиям безопасности информации;

■ Система сертификации геодезической, топографической и картографической продукции;

■ более 100 систем добровольной сертификации.

Для проведения работ по обязательной сертификации Госстандартом России разработана Система сертификации ГОСТ Р. Именно эта система во многом определяет практику массовой сертификации в Российской Федерации.

С 1993 г. Госстандарт ежегодно определяет перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.

В соответствии с принятым в 2002 году законом «О техническом регулировании» в системе ГОСТ Р предусмотрена процедура подтверждения соответствия продукции путем принятия изготовителем (продавцом) декларации о соответствии. Такая процедура широко распространена в странах ЕС при подтверждении соответствия продукции установленным требованиям.

Необходимость интегрирования российской экономики в международную экономическую систему требует конструктивного пересмотра организационных, технологических и прочих подходов к деятельности отечественных компаний.

Важнейшим инструментом решения этой задачи является разработка и внедрение в российскую практику современных стандартов сертификации в соответствии с международными нормами 1БО 9000.

По материалам журнала «Стандарты и качество», российские компании, сертифицированные на соответствие требованиям 1БО 9000 в 2000-2001 гг., распределились по отраслям следующим образом:

Таблица 1

Отрасль Число организаций

Машиностроение 32

Услуги 23

Электротехника 18

Металлургия 18

Химия 14

Пищевая промышленность 7

Нефтяное машиностроение 6

Кабельная промышленность 6

Электронная промышленность 5

Авиационная промышленность 5

Военная промышленность 5

Приборостроение 4

Электросвязь 4

Хлебная промышленность 3

Другие отрасли 26

В настоящее время, когда уже близок к завершению процесс приема России в члены ВТО, многие российские производители устремляются на зарубежные рынки. В последнее время объем экспорта из России неуклонно возрастает, но эти темпы могли бы стать еще выше, если бы предприятия-поставщики были сертифицированы в соответствии со стандартами ISO 9000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подавляющее большинство российских предприятий-экспортеров работает без соответствующего подтверждения качества авторитетным агентством. И при этом они многое теряют: отсутствие международной сертификации вынуждает отечественных предпринимателей продавать свой товар на международных рынках на 30-40% дешевле.

Потенциальный западный партнер встречает российского производителя не столько по «уму», сколько по «одежке». Вы можете быть абсолютно честны, и продукция Ваша по качеству может быть замечательной, но все это Вас попросят доказать, причем документально.

Действительно некоторые отечественные экспортеры пытаются предъявлять зарубежным партнерам сертификаты соответствия государственного образца, или даже дипломы различных выставок и конкурсов. Однако для зарубежного бизнеса все это малозначимо. С точки зрения партнеров, работающих в экономически развитых

странах, наличие у компании системы управления качеством, сертифицированной по общепризнанному международному стандарту, служит не только гарантом качества конечной продукции, но и существенно снижает риски страховщика при заключении сделок. А это позволяет достичь немалой экономии на страховых платежах и делает Вашу продукцию более конкурентоспособной. Следовательно, необходимо активнее внедрять в практику международные стандарты качества, на соответствие которым проводится международная сертификация (КО, МЭК, регистр Ллойда и др.). Наиболее широко в странах ЕС, куда, прежде всего, стремятся наши экспортеры, распространены стандарты серии КО 9000.

Решение проблемы сертификации Систем Качества, связанных с удовлетворением коммерческих интересов отечественных предприятий и страны в целом, заключается в создании условий обеспечения заинтересованности предприятий в такой сертификации.

В настоящее время Г осстандартом России предусмотрено прямое применение всех новых международных стандартов семейства КО 9000 (включающего определенные стандарты КО серии 10000) на территории РФ. При этом проекты стандартов ИСО, входящих в «семейство», как это предусмотрено законом РФ «О стандартизации», до начала работы с ними принимаются в качестве предварительных государственных стандартов.

В 1995 г. в связи с утверждением ИСО и МЭК новых международных документов по аккредитации и сертификации в области систем качества, в Госстандарте создан Регистр по сертификации систем качества, цель которого удовлетворять потребности российских организаций в добровольной их сертификации и выполнять заявки системы ГОСТ Р по сертификации Систем Качества при проведении обязательной сертификации продукции.

В России сертификацию Систем качества проводят органы по сертификации, аккредитованные и зарегистрированные в порядке и по правилам, установленным в системе сертификации.

Проверка Систем Качества предприятий органом по сертификации производится в соответствии с ГОСТ Р КО 10001-1 в части, относящейся

к проведению проверки Системы Качества третьей стороной, которая содержит указания по назначению, планированию, проведению и документированию проверок. Проверка Системы Качества обеспечивает получение объективных доказательств, касающихся необходимости сокращения, устранения и предотвращения несоответствий. Результаты проверок могут быть использованы руководством проверяемого предприятия для улучшения деятельности в области качества продукции.

Применение на предприятиях страны Систем Качества и их сертификация являются одним из важнейших направлений содействия повышению эффективности российской экономики, поддержки отечественных производителей, повышения экспортных возможностей предприятий. Развитие сертификации Систем Качества позволит создать экономические, правовые, технические и организационные основы для широкомасштабного внедрения на предприятиях Систем Качества, соответствующих международным требованиям, с целью решения на этой основе проблемы повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий и их интеграции в международный рынок.

Наличие на предприятии эффективной системы управления качеством гарантирует его способность к повышению качества выпускаемой продукции и обеспечению его стабильности в соответствии с запросами рынка. Подтверждение существования на предприятии такой системы производится путем сертификации системы качества.

Принятие решения о внедрении СМК на предприятии необходимо по следующим причинам:

во-первых, без системы менеджмента качества и соответствующего сертификата невозможно выйти со своим продуктом на зарубежный рынок; во-вторых, система качества на предприятии упрощает и систематизирует деятельность организации; в-третьих, это подтверждение качественности выпускаемой продукции или услуги (следовательно, доля затрат на некачественную продукцию, сокращается до 0); в-четвертых, при распределении госзаказов государство обязательно отдает

предпочтение тем компаниям, у которых есть сертификат системы качества (в некоторых областях деятельности сертификат системы качества обязателен).

В связи с тем, что есть огромная польза не только от самой системы менеджмента качества, но и от сертификата её подтверждающего, возникла ситуация так называемых «серых» сертификатов. Причем, такая ситуация вполне нормальна для России. Поскольку Россия новичок на рынке систем менеджмента качества, то и получается так, что каждый хочет быстренько ухватить свой кусок прибыли, пусть даже и таким путем.

Это явление получило особенно широкое распространение за последние три года. Проверить, является ли сертификат просто «бумажкой» или за ним стоит реальная система, можно четырьмя способами. Первый способ — когда заказчик удовлетворен одним лишь утверждением о наличии у поставщика системы качества. В этом случае на вопрос заказчика: есть ли у вас система качества? — достаточно утвердительного ответа. Казалось бы, просто. Но всегда остается риск того, что заказчик захочет сам убедиться в наличии системы, соответствующей его представлениям. Второй вариант доказательства — когда заказчик просит представить документы в подтверждение вашего утверждения. Эта проблема обычно решается высылкой заказчику сокращенной редакции руководства (справочника) по качеству, которая дает возможность в первом приближении ознакомиться с системой, действующей на фирме, оценить, насколько полно она охватывает фазы жизненного цикла продукта, на какие изделия распространяется и как совершенствуется. Третий вариант — когда заказчик хочет сам проверить и оценить вашу систему качества. Это так называемый аудит заказчика, при котором его представитель по своему плану проводит проверку надежности функционирования системы качества в наиболее ответственных точках. Здесь уже дальнейшие отношения целиком и полностью зависят от результатов такой проверки. Возможно привлечение и третьего лица к проверке СМК. И, наконец, четвертый вариант доказательства своих способностей в обеспечении качества — удовлетворить требование заказчика сертификации системы качества только тем органом, которому он сам доверяет. Тогда поставщик, получив сертификат, высылает его копию заказчику, и подлинность сертификата легко

проверить через регистрационный номер в органе по сертификации. В любом случае за заказчиком всегда сохраняется право самому убедиться в наличии системы.

Как видим, использование «серых» сертификатов легко проверяется. Причем, если выявляется подлог, то это может очень пагубно отразиться на дальнейшем развитии данной компании-нарушителе.

Еще один, принципиально новый подход к проверке систем менеджмента качества на предприятиях, это проверка самой структуры предоставляющей сертификат соответствия. Таким образом, можно «убить двух зайцев»: выявить организацию предоставляющую документы несоответствующие действительности и организацию, использующую заведомо ложные документы.

На наш взгляд, представленный в работе аналитический обзор развития системы менеджмента качества в России может быть положен в основу дальнейших исследований и разработки предложений по решению обозначенной проблемы.

УДК 323.173

ОЦЕНКА УРОВНЯ СЕПАРАТИЗМА ТЕРРИТОРИИ

Грузин А.П.

ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»

г. Москва

Сепаратизм (фр. séparatisme, от лат. separatus — «отдельный») — стремление отделиться, обособиться; политико-социальное явление, основанное на движении за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии.

Актуальность данной темы заключается в огромной значимости изучения проблем сепаратизма в нашей стране, поскольку стремление регионов к отделению порождает огромные социальные, экономические и политические проблемы, несет угрозу вооруженного противостояния, открытой конфронтации. Это приводит к человеческим жертвам, появлению беженцев, разрушению региональной хозяйственной инфраструктуры, социальных институтов, снижению эффективности территориальной власти. Очевидно, что сепаратистские процессы являются

Говоря о передовом опыте в области управления качеством, нельзя не вспомнить об отечественной практике совершенствования качества.

Какие концепции повышения качества существовали в нашей стране?

1. Концепция БИП (Бездефектного Изготовления Продукции)

2. Концепция КАНАРСПИ (Качество, Надежность, Ресурс с Первых Изделий)

3. Концепция НОРМ

4. Концепция КСУКП (Комплексная система управления качеством продукции)

Что такое БИП?

БИП — это концепция бездефектной работы, которая нашла свое отражение в Саратовской системе бездефектного изготовления продукции, внедрённой на предприятиях Саратовской области в 1955 г.

В основу этой системы был положен механизм активизации участников производственного процесса, стимулирующий их к выявлению и устранению не дефектов продукции, а их причин. После повторного предъявления продукции рабочий лишался премии.

Неотвратимость наказания заставляла рабочего строже соблюдать технологическую дисциплину и предъявлять претензии мастеру, инструментальной службе, службе главного механика, если причиной дефекта были некачественные материалы, инструмент или оборудование.

Что такое КАНАРСПИ?

Система КАНАРСПИ была внедрена на Горьковском авиационном заводе. Признанная лучшей в стране, система базировалась на следующих принципах:

· универсальность (возможность использования в других отраслях промышленности)

· комплексное обеспечение качества продукции

· проведение исследований, направленных на повышение качества продукции и развитие опытно-конструкторских служб предприятия

· организация всестороннего учета качества выпускаемой продукции

· концентрация внимания на качестве продукции на стадии ее разработки

· привлечение к совершенствованию продукции потребителей

· Что такое НОРМ?

В середине 1960-х гг. на Ярославском моторном заводе «Автодизель» была внедрена система НОРМ, в которой за критерий качества был принят один из важнейших технических параметров — ресурс до первого капитального ремонта.

Особое внимание уделялось разработке конструкции и технологии, обеспечивающих повышение технического уровня и качества двигателя. В системе НОРМ были использованы и развиты основные элементы Саратовской и Горьковской систем управления качеством выпускаемой продукции.

В чем заключалась специфика Российского опыта управления качеством?

Специфика управления качеством в России заключалась в том, что эффективные системы управления качеством создавались на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК). Именно в ВПК были распространены методы обеспечения качества на стадиях исследования и проектирования новой продукции, статистический контроль качества с применением контрольных карт, специальные стандарты. В недрах ВПК родились КСУКП (комплексные системы управления качеством продукции, в том числе автоматизированные).

Что такое КСУКП?

В первой половине 1970-х гг. в результате совместного научно-производственного эксперимента предприятий Львовской области, ВНИИ стандартизации Госстандарта СССР и научно-производственного объединения «Система» была разработана и прошла апробацию комплексная система управления качеством продукции.

Главная цель системы заключалась в обеспечении высоких и устойчивых темпов роста качества продукции, выпускаемой предприятием, за счет:

· создания и освоения новых высококачественных видов продукции;

· своевременной постановки на производство новой продукции;

· снятия с производства морально устаревшей продукции;

· улучшения показателей качества выпускаемой продукции путем ее совершенствования и модернизации.

А какие недостатки были у отечественных систем управления качеством?

Практика использования в советской промышленности комплексных систем управления качеством выявила их многочисленные недостатки, которые не позволяли изготавливать конкурентоспособную продукцию. К числу таких недостатков следует отнести:

· слабое методическое руководство со стороны отраслевых и головных организаций по стандартизации и управлению качеством

· пассивность руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования систем управления качеством

· формальное отношение к организации систем управления качеством

· недооценку роли обучения персонала методам управления качеством

· работу по управлению качеством возглавляли отделы технического контроля, а не первые руководители предприятия, что создавало противоречия между руководителями и ОТК при работе «на план» и «за качество»

· недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции

· недостаточный уровень материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства

Главным же недостатком российских систем управления качеством следует считать то, что они не были ориентированы на потребителя.

Однако опыт показал, что именно такого рода системы являлись тем инструментом, с помощью которого можно было создать эффективный механизм управления качеством продукции.

В каком положении Россия находится сейчас?

К сожалению, в настоящее время немногие российские товары и услуги выдерживают конкуренцию на мировом рынке. Однако активное использование собственного и зарубежного опыта в области управления качеством может дать позитивные результаты в самом ближайшем будущем.

Как мы уже отмечали, в последние годы в нашей стране на конкурсной присуждается премия Правительства РФ в области качества. При разработке Российской премии по качеству одновременно решались две задачи:

· Обеспечение совместимости с зарубежными премиями.

· Максимально возможный учет российской специфики.

Причем, приоритетной являлась первая задача, что было обусловлено, во-первых, необходимостью интеграции российской экономики в мировую, а во-вторых, обеспечением российским предприятиям возможности сравнения результатов их деятельности в области совершенствования качества с лучшими зарубежными достижениями в этой сфере. В качестве примера учета российской специфики можно привести замену критерия «воздействие на общество» EFQM на актуальные для россиян критерии «Безопасность продукции (услуг)» и «Экологичность продукции (услуг)».

По каким критериям оценивается качество работы организации в рамках Российского конкурса качества?

В рамках Российского конкурса качества организации оцениваются по следующим девяти критериям:

1. Роль руководства в организации работ (100 баллов).

2. Использование потенциала персонала (120 баллов).

3. Планирование в области качества (100 баллов).

4. Рациональное использование ресурсов (100 баллов).

5. Управление технологическими процессами (130 баллов).

6. Удовлетворенность персонала работой в организации (90 баллов).

7. Удовлетворенность потребителей (180 баллов).

8. Результаты деятельности организации (120 баллов).

9. Безопасность продукции для общества (60 баллов).

Нетрудно заметить, что первые пять критериев относятся к предпосылкам успешной деятельности организации в области качества, а последние четыре — к результатам. Общая балльная оценка первой группы критериев составляет 550 баллов, а второй — 450 баллов, что говорит о стремлении активизировать работу российских организаций в области совершенствования внутрифирменной деятельности, связанной с качеством.

Что может дать нашему предприятию участие в Российском конкурсе качества?

Участие в конкурсе качества привлекательно, прежде всего, своей престижностью. На уровне общества присуждение премии качества — это признание заслуг организации в области совершенствования качества. Приз с эмблемой Российской премии по качеству и диплом — это фактически сертификат лидерства вашего предприятия в области управления качеством, умелое использование которого в различных мероприятиях (прежде всего в рекламе) может значительно повысить конкурентоспособность продукции и самого предприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *