Сколько раз надо повторить чтобы запомнить?

Каждый раз, изучая интересующий нас материал, мы сталкиваемся с необходимостью в его повторении, что требуется для лучшего усвоения и запоминания.

Бывает, что спустя определенное время, в нашей памяти не остается и следа от нужной информации. После таких ситуаций встает вопрос о способе, который позволит работать с большими объемами данных, сохраняя их на длительный срок.

К счастью, существует множество различных методик, способных повысить эффективность обучения. Среди них можно выделить интервальные повторения. Рассмотрим, какую роль этот метод играет в процессе восприятия информации.

Суть интервальных повторений

Суть заключается в том, что информацию, которую мы запоминаем, необходимо со временем повторять ни каждый день, ни через год, а через определенные, увеличивающиеся со временем интервалы. Они рассчитываются индивидуально и напрямую зависят от функционирования мозга.

Пример.

Запомнили 20 стран и их столицы. Как повторять? Вот вариант:

  1. Первый повтор через 1 час.
  2. Второй — через 8 часов.
  3. Следующий — через сутки.
  4. Трое суток.
  5. Неделю.
  6. 3 недели.
  7. 3 месяца.
  8. Полгода.
  9. Через год.

По такому принципу построены одни из самых эффективных методик обучения. В основе их создания лежат исследования немецкого ученого Германа Эббингауза, который представил «Кривую забывания”, отражающую способности мозга к запоминанию.

История развития метода и кривая Эббингауза

К каким же выводам в своей работе пришел Герман Эббингауз?

В своих наблюдениях в 1885 году ученым было установлено, что любое заучивание материала запоминается лучше, если его закреплять повторением. В противном случае, часть информации будет теряться.

Наглядным примером этого является проведенный им опыт по заучиванию бессмысленных слогов. По результатам эксперимента выявлено следующее:

  • после первого безошибочного повторения серии слогов забывание идет достаточно быстро;
  • в течение первого часа после обучения забывается до 60% всей полученной информации;
  • спустя 10 часов — в памяти остается 35% от изученного;
  • далее, процесс забывания идет медленно и через 6 дней в памяти остается около 20% от первоначального объема данных;
  • 20% остается и через месяц.

Данные показатели и есть «Кривая забывания”.

Она отражает естественную необходимость нашего мозга в повторном обращении к информации по определенным промежуткам времени.

При этом видов повторений существует достаточно много. Каждое предполагает свою частоту и эффективность. О том как не запутаться и правильно определить что подходит вам, написано ниже.

Виды и промежутки повторений

Повторение информации можно разделить на несколько групп:

  1. Зависимость по времени:
    1. Ультракраткосрочное — это когда необходимо быстро повторить и скоро воспроизвести. Например, через один час. Используется для запоминания массивов информации на соревнованиях, для тренировки, отработки навыка запоминания.
    2. Краткосрочное — это повторение на дистанции от нескольких дней до недели. Обычный период составляет от 3 до 5 дней.
    3. Долгосрочное — если информация востребована нами на долгий срок, то повторять ее нужно в промежутки от недели и выше. Это позволит помнить ее от нескольких недель и до нескольких лет.
  2. По типу носителя:
    1. Повторение по памяти — это когда вы удерживаете информацию у себя в голове и при повторении используете то, что запомнили в свою память. Оно бывает:
      • По локациям — это когда запоминание новой информации происходит путем ее преобразования через ассоциации в визуальные образы и присоединения на старые, хорошо знакомые элементы, некоторые ячейки в нашей памяти, которыми и являются локации.
      • По карточкам — это когда бумажные карточки являются стимулом для вспоминания другой части информации. Используются, например, при запоминании иностранных слов.
      • В программах — это тоже своего рода карточки, но программы находятся либо на телефонах, либо на компьютерах. Здесь информация — это своего рода крючок, который позволят вытащить нужную информацию из памяти.
    2. Повторение по носителю — это когда вы прочитали книгу, а затем заново ее читаете и повторяете. Больше является бесполезным, поскольку здесь идет обычное повторное воспроизведение информации.
  3. По эффективности:
    1. Обычное повторение. Это повторение каждый день по несколько раз или через день. Другими словами, многократное повторение.
    2. Интервальное повторение. Это повторение через увеличивающиеся с каждым разом промежутки времени. Оно может быть:
      • в ручном режиме — это когда вы знаете определенные интервалы повторений, определенные лично для себя;
      • автоматизированное — это когда интервалы повторений для вас задаются извне (какие-либо программы или системы напоминания).

Какой тип повторения выбрать?

Выбирая тип повторений, отталкивайтесь от сроков и объема информации, целей ее запоминания.

Либо нам нужно знать всю структуру запоминаемой информации, либо требуется скоростное (стимульное) запоминание. Например, иностранные слова, страны и столицы, термины. Разные цели — разные подходы.

С одной стороны, можно повторять информацию каждый день. Однако этот подход не такой эффективный, потому что вы затрачиваете много времени.

Самым удобным в этом отношении является метод интервальных повторений. А если сочетать его с различными техниками запоминания, то для обучения это будет огромным прорывом.

Мнемотехника позволит сразу работать и запоминать большой объем информации, а интервальные повторения помогут этот объем перенести в долговременную память.

Его можно использовать, когда вы знаете интервалы лично для себя и стремитесь в них попадать. Как правило, это происходит следующим образом:

При этом каждый промежуток отсчитывается от предыдущего шага. Используя такую систему, можно изучать любые доступные вам знания гораздо быстрее.

Расскажем, как это работает на примере самых популярных систем обучения.

Система Лейтнера и карточки для повторений

Метод Лейтнера является одним из ярких примеров применения интервальных повторений с помощью бумажных карточек. Его используют при изучении иностранных слов, которые повторяют в разные промежутки, в зависимости от результата воспроизведения по памяти.

Описание метода

Необходимо создать сами карточки. На одной их стороне записать слово, а на другой — значение по-русски и все это запомнить.

Затем для них создать несколько коробочек. Примерно 3 штуки. Можно и больше, но чтобы не превышало 7. Коробки нумеруем и раскладываем в них карточки следующим образом:

  • В первую кладем новые или очень сложные карточки, которые с трудом даются для запоминания.
  • Во второй будут находятся карточки, с которыми вы уже работали из 1 коробки, и они, на ваш взгляд, хорошо отложились в памяти.
  • В третью коробку вы перекладываете карточки из 2 коробки, в которых на 100 процентов уверены, что запомнили.

Как правильно повторять?

Повторение здесь идет следующим образом:

  • каждый день из коробки № 1;
  • из коробки № 2 — через день;
  • раз в 3 дня из коробки № 3.

При этом, если вы вспоминали карточки из третьей коробки и что-то не так назвали, то их необходимо переложить во вторую. Такие же действия проделываем со второй коробкой. Если что-то не можете вспомнить, то перекладываете в первую.

Карточки тем самым повторяются с разными промежутками. И в каждой коробке лежат определенного уровня сложности.

Плюсы и минусы

Преимуществом этой системы является то, что пока мы делаем карточку, уже запоминаем написание слова и его перевод. Это происходит благодаря задействованию моторики и зрительных центров головного мозга.

Однако есть и минусы. Карточки занимают много места. Если их числится несколько сотен штук, то будет неудобно носить с собой. При этом карточки желательно иметь всегда под рукой, чтобы была возможность повторять.

А представьте, если вы будете запоминать большие объемы информации в разных изучаемых сферах?

В ручном режиме можно только запутаться в периодах для повторения. Поэтому лучше использовать более автоматизированные способы для этого, то есть программы или сервисы.

Программы и сервисы, основанные на интервальном повторении

Самыми популярными вариантами таких программ являются следующие:

  • ANKI;
  • BrainScape;
  • SuperMemo;
  • Mnemosyne.

У каждой из них есть свои плюсы и минусы. Каждая использует свой алгоритм, позволяющий быстро осваивать любые знания. В целом — это те же карточки, но только в электронном варианте. С одной стороны — вопрос. С другой — ответ.

Если исходить из практики применения, то лучше остановиться на ANKI. Поскольку она имеет больше преимуществ по внутреннему содержанию:

  1. Можно установить как на компьютере, так и на мобильном телефоне.
  2. При создании карточки есть возможность вставлять картинки или звуки, использовать разные варианты и типы колод.
  3. Программа самостоятельно просчитывает алгоритм повторения и ведет статистику. По желанию настройку промежутков можно осуществить вручную.
  4. Для этой программы имеются уже готовые базы с карточками, которые можно подгружать из интернета.

Не увлекайтесь чужими колодами. Любое запоминание информации идет через ее понимание и усвоение лично вами. Проверяйте актуальность и правильность содержащейся в них информации.

Внешний вид программы Anki

Рекомендации по обучению в программе ANKI

  1. Сразу заносите в базу информацию (создавайте карточки).
  2. Занимайтесь каждый день. Это позволит не сбить режим повторения.
  3. Старайтесь учиться в контексте. Для этого создавайте карточки на отдельные элементы.
  4. В ситуации, когда что-то путаете, проводите уроки из ошибок в виде отдельных колод.
  5. Редактируйте неактуальные карточки.

Вот такие шаги как: установить программу, изучить информацию, добавить слова, регулярно заниматься — помогут вам облегчить процесс обучения и сделают его наиболее интересным и эффективным.

Видео: метод интервальных повторений

Успехов в изучении!

Экология жизни. Психология: Все, сделанное хотя бы раз, имеет тенден­цию повторяться. У этого закона есть два следствия…

Все, сделанное хотя бы раз, имеет тенден­цию повторяться

У этого закона есть два след­ствия.

Следствие первое

Можно прогнозировать со­бытия. Если человек однажды позволил себе несдержан­ность, значит, он в принципе склонен ее себе позволять. Если кто-то начал курить, то ему сложнее будет отказать­ся от сигареты, чем в тот первый раз, когда она была ему предложена. Если кто-то однажды не смог отказать, то, скорее всего, он будет делать то, что ему не нравится, еще не раз.

Люди увиливают от разговоров, от ответственнос­ти. Они надеются, что ситуация не повторится. А еще про­ще — вовсе не думать, пока не «приперло». Потом пожи­нают… Знакомо?

Следствие второе

Если не хотите дурных пос­ледствий, то нужно запрещать себе даже пробо­вать все Дрянное.

Пока действие есть только в мыслях, это занесенная над бумагой рука с пером.

Воплощенное же действие есть надпись на страницах нашей памяти. Эта надпись делается частью сознания. Она закрепляется мо­лекулами анатомически. Наша память — наша анатомия.

Интересна такая последовательность:

Желание наводит на мысль. Мысль толкает к действиям. Регулярно повторяемые действия порождают привычку. Привычка — это вторая натура; она формирует характер человека. Характер человека — это его судьба.

На этапах от одного к шести влиять все сложнее. Начни раньше — сэкономишь силы. опубликовано econet.ru Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

photo tumblr.com

ТРИ НАУЧНО ОБОСНОВАННЫХ МЕТОДА, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ

Учишь-учишь эти слова, а толка никакого! Через пару дней всё забывается.

Используйте научный подход к запоминанию! Представляем вам три научно обоснованных методики, которые позволят быстро и надолго запоминать иностранные слова.

Статья в тему:
18 забавных английских слов, которые имеют отношение к еде

СКОЛЬКО СЛОВ НУЖНО ЗНАТЬ?

Для начала разберемся, сколько слов нужно выучить, чтобы начать понимать большую часть иностранной речи, да и самому высказывать свои мысли. Пятилетний ребенок, проживающий в англоговорящей стране употребляет 4 000 – 5 000 слов, а выпускник университета – около 20 000 слов. Однако человек, изучающий английский язык, как иностранный, владеет словарным запасом в объеме всего 5 000 слов, несмотря на несколько лет обучения.

Но есть и хорошие новости: словарного запаса в 2 000 слов достаточно для того, чтобы понимать 80% иностранной речи. К данному выводу пришли исследователи на основании анализа Брауновского корпуса (Brown Corpus).Лингвистическим корпусом называют совокупность текстов на различные темы.

Интересно, что после того, как вы выучили 2 000 слов, пополнение словарного запаса на каждую последующую 1 000 слов позволяет увеличить объем понимаемого текста всего на 3-4%.

КАК БЫСТРО ЗАПОМНИТЬ СЛОВО?

Первый вопрос, который интересует всех, как быстро запомнить иностранные слова?

Ученые пришли к выводу, что быстрее запоминается информация, которая имеет эмоциональную окраску. Соответственно, хорошей идеей является изучение слов посредством игр, загадок, фильмов. Понравилась песня – не поленитесь посмотреть перевод непонятных слов. Эти слова навсегда будут ассоциироваться с понравившейся песней, а значит, оставят эмоциональный след в памяти.

Отличный прием – мнемоника. Создавайте красочные ассоциации – это позволит запомнить даже труднопроизносимые слова. Пример использования: слово weather похоже на русское слово ветер, строим в голове пару ветер-погода, навсегда запоминаем, что weather переводится погода. Существуют специальные справочники, в которых можно найти различные мнемонические приемы для запоминания английских слов. Однако лучше придумывать подобные ассоциации самостоятельно, поскольку наши ассоциации и эмоции строго индивидуальны.

Статья в тему:
Инфографика: разновидности чая на английском + 6 «чайных» идиом

КАК ТАК ЖЕ БЫСТРО НЕ ЗАБЫТЬ СЛОВО?

Итак, вы выучили пару сотен слов, но через неделю в памяти осталось порядка десяти из них. В чем проблема? Это объясняется существованием краткосрочной и долгосрочной памяти. Механизмы краткосрочной памяти позволяют сохранять информацию на 15-30 минут, затем же, заметив, что данная информация не находит применения, мозг избавляется от нее, как от чего-то ненужного. Как же дать понять мозгу, что эти слова нам очень даже нужны? Ответ – многократное повторение. Тут как с собакой Павлова: лампочка загорается – слюна выделяется. Однако выделяется она только после 5-10 раз повторений цепочки еда + свет. Если при зажигании света перестать подавать еду, в мозгу собаки разрушится ассоциация зажигающейся лампочки с едой, и слюна перестанет выделяться.

Так сколько же раз нужно повторить слово, чтобы оно стабильно перешло из кратковременной в долговременную память?

Немецкий психолог Герман Эббингауз разработал Кривую забывания, которая характеризует объемы потерянной информации с течением времени при отсутствии повторения. В течение первых 20 минут после изучения слов мы будем помнить уже 60%, а в течение 1 часа мы потеряем более 50% информации. Затем с течением времени будет стираться все больше информации, и к 3 дню в памяти останется лишь 20% информации. Таким образом, если пропустить хотя бы один день в повторении – забытых слов уже не вернешь.

Вывод очевиден: без повторения никуда. Используйте слова в речи, придумывайте рассказы с использованием новых слов, играйте на своем смартфоне в карточки хотя бы по паре минут в день – все это позволит сохранить изученные слова. Иначе время, затраченное на их первоначальное изучение, просто уйдет впустую.

Предлагаем использовать следующий график повторений:

  • Через 10-15 минут после изучения слов;
  • Через 50-60 минут;
  • На следующий день;
  • Через 1 день;
  • Через 2 дня.

Вот после этого большая часть информации закрепится на всю жизнь.

Статья в тему:
Инфоргафика: английские слова на тему работы

КАК БЫСТРЕЕ ВЫРАЖАТЬ МЫСЛИ?

Очень хочется, чтобы иностранные слова лились из уст, не требуя чрезмерного напряжения мозга и нескольких минут на формулирование фразы. Существует возможность ускорить формирование иностранной речи – это развитие мышечной памяти. Под мышцами здесь подразумеваются мышцы нашего артикуляционного аппарата. Эти мышцы, как и мышцы ног при катании на велосипеде или мышцы пальцев рук пианиста, обладают памятью, позволяющей совершать автоматизированные движения практически бессознательно.

Для того, чтобы мышечная память сформировалась, важно при изучении слов произносить их вслух, делая движения языком и губами. Также полезно одновременно представлять образ изучаемого предмета. Со временем вы уже не будете задумываться, какое слово произнести – мышцы сделают это автоматически.

Таким образом, правильная организация работы мозга по формированию краткосрочной, долгосрочной и мышечной памяти позволит быстро и надолго пополнить свой словарный запас.

Удачи в обучении!

Елена

Нескучный английский для детей и взрослых!

  • 1. Осознание цели запоминания;
  • 2. Понимание смысла запоминаемого;
  • 3. Анализ материала;
  • 4. Выявление наиболее существенных мыслей;
  • 5. Обобщение;
  • 6. Осознание цели запоминания.

Большое количество получаемой человеком информации быстро забывается. Эксперименты показали, что рекламная информация запоминается при условии систематического просмотра рекламы (не менее одного раза в неделю) на протяжении примерно 13 недель. Но даже при этих условиях только 63% опрошенных запомнили рекламу. Через месяц рекламу вспомнили всего 32%. А спустя 1,5 месяца 79% потребителей рекламы забыли о ней.

На эффективность запоминания влияют субъективные причины (тип запоминания, предшествующий опыт, установка, интерес и состояние организма) и объективные причины (характер материала: осмысленность, связность изложения, наглядность, понятийность; количество материала и обстановка).

То есть отражение или воспроизведение прошлого в памяти не пассивно; оно включает отношение личности к воспроизводимому. Запоминание и воспроизведение зависят также от отношения личности к воспроизводимому, ее установок, интересов и той эмоциональной окраски, в которой выражается значимость данного материала.

Таким образом, память человека носит избирательный характер. Что-то мы помним, о чем-то забываем. То, что нас не интересует, как правило, надолго не задерживается в памяти. Тогда как интересные и значимые факты напротив остаются в памяти надолго.

Запоминание в значительной степени зависит от наличия установки на запоминание. Роль установки на запоминание проявилась и в лабораторных опытах Б. В. Зейгарник, установившей, что прерванные действия (незавершенные задачи) запоминаются лучше законченных и уже завершенных.

Установка также влияет и на длительность запоминания. Различные установки как бы включают запоминаемый материал в различные контексты, закрепляют его в разных системах, из которых одни охватывают более или менее кратковременные этапы, а другие — целые периоды в жизни человека.

Большую роль в запоминании играют эмоции и эмоциональное состояние человека. Так эмоционально окрашенный материал запоминается — при прочих равных условиях — лучше, чем эмоционально безразличный. В жизни каждого человека бывают моменты напряженных переживаний, все чувства напряжены, когда любое впечатление, даже самое незначительное, воздействует очень сильно.

Существует некая зависимость запоминания информации от вида деятельности (табл. 3.3) и ее места расположения в пространстве. Наиболее наглядно последнюю зависимость можно увидеть на рис. 3.9.

Рис. 3.9. Зависимость запоминания информации от места расположения

Таблица 33

Особенности усвоения информации

Количество усвоенной информации, %

Усвоение информации при разовом выполнении определенного вида деятельности

При чтении

При помощи слуха

При помощи зрения (наглядные пособия)

При помощи слуха и зрения

При помощи слуха, зрения и обсуждения

При помощи слуха, зрения, обсуждения и выполнения других действий

Память у людей различается по таким количественным и качественным параметрам, как:

  • • скорость;
  • • длительность;
  • • прочность;
  • • точность;
  • • объем запоминания;
  • • доминирование тех или иных видов памяти (зрительной, слуховой и т.п.).

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в жизни, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, человек может ассоциативно вспомнить и другой, сцепленный с ним. С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относятся три вида ассоциаций:

  • • по смежности;
  • • по сходству;
  • • по контрасту.

Ассоциации по смежности объединяют явления, связанные во времени или пространстве.

Ассоциации по сходству объединяют явления, имеющие сходные черты, таким образом, при упоминании об одном из них, вспоминается другое.

Ассоциации базируются на сходстве нервных связей, которые порождаются в мозге двумя различными объектами.

Ассоциации по контрасту объединяют два противоположных явления. Этому способствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость и т.д.) обычно соотносятся и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Кроме этих видов существуют сложные ассоциации — смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

В. Ю. Корнюшин выделяет семь способов стимулирования запоминания рекламы без ее надоедания.

  • 1. Использование юмора.
  • 2. Ритмическая организация рекламных сообщений, их стихотворная форма.
  • 3. Использование ассоциативных полей, особенно для запечатления связи названия фирмы с ее профилем.
  • 4. Включение в рекламное сообщение узнаваемых знаков и символов. Рекламное послание, содержащее положительную символику в виде узнаваемого зрительного или словесного образа, получает как бы «ключик к памяти».
  • 5. Исключение конкуренции различных аргументов в пользу одного товара или услуги. Один удачный довод действует гораздо сильнее длинного ряда аргументов, особенно когда они внутренне нс связаны между собой и не образуют единую структуру.
  • 6. Соблюдение преемственности узнавания. Важно, чтобы при проведении рекламной кампании все ее компоненты поддерживали друг друга, напоминая о главной идее. Тогда разные рекламные материалы работают как многократное повторение одной и той же идеи.
  • 7. Обеспечение принципа целостности рекламной кампании как на уровне провозглашаемых идей, слоганов, аргументов, так и на уровне неосознаваемых эмоциональных образов.

Период запоминаемости рекламы в зависимости от креативности содержания колеблется от 1 до 2 недель и до нескольких лет. Считается, что интервал между рекламными обращениями нужно удлинять постепенно, но не более чем до 2 месяцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *