Сколково льготы

25 октября 2018

На основании ФЗ № 243 от 28.09.10 резиденты Сколково пользуются льготами по налогам, что является существенным финансовым подспорьем для развития бизнеса. Отечественный инновационный центр представляет собой уникальную форму взаимовыгодного сотрудничества государства, науки и бизнеса. Компании иннограда, эффективно работающие в приоритетных научно-технических направлениях и их коммерциализации, получают всевозможную поддержку со стороны правительства, в т. ч. субсидии и значительные послабления в обязательных выплатах в бюджет.

Какие налоги платят резиденты Сколково?

Статус присваивается фирме на десять лет. В течение этого периода она функционирует в особом режиме, выражающемся в отмене выплат:

  • на добавленную стоимость (НДС);
  • на прибыль;
  • на имущество.

Также предусмотрены преференции по таможенным и страховым отчислениям, но обо всем по прядку.

Льготы по НДС в Сколково в 2020 г

Освобождаются всего четыре вида деятельности, три из которых связаны с работой организации для реализации собственных нужд на территории России (строительство и монтаж, продажа товаров и услуг, а также работы, где расходы не подлежат обложению налогом). Освобождение от НДС в Сколково не распространяется только на ввоз товаров из-за рубежа в РФ.

Страховые отчисления

Юр.лица освобождаются от взносов по социальному и медицинскому страхованию. Обязательными являются отчисления по пенсионным страховым обязательствам. Однако в качестве меры послабления налоговая ставка на этот вид расходов сокращена до 14%.

В виде таблицы платежи в фонды выглядят так:

В цифрах: социальные взносы, производимые организацией на общих основаниях с заработной платы каждого сотрудника, составляют 30% (22% в ПФ, 2,9% в ФФС, 5,1% в ФФОМС). Льготное налогообложение позволяет экономить более 50% финансовых средств, идущих на покрытие данной статьи расходов.

Освобождение от налога на прибыль в Сколково

Одновременно с получением резидентского статуса бизнесмены обретают право на освобождение от выплаты налога на прибыль сроком на 10 лет. Условие действия данной льготы – суммарный годовой объём прибыли фирмы от всех видов деятельности не должен превышать порога в 1 млрд. руб., а доход – 300 млн. руб.

Экономия в цифрах

Стандартная ставка НДС в 2020 году составляет 20%, т. е. с каждых 100р. предприниматель экономит 20р. На прибыль отчисления также составляют 20%, следовательно, с каждых 100р. экономия составляет ещё 20р. В итоге бизнесмен получает возможность с каждой сотни пускать в оборот дополнительно по 40 р.

На доход физ.лиц

Для организаций Сколково не предусмотрены льготы по НДФЛ. Они обязаны перечислять налог на доходы с физических лиц со всех своих сотрудников в общем порядке.

На землю

Правом не платить за землю обладают исключительно управляющие учреждения. При этом налогообложению не подлежат только территории, входящие в состав инновационного центра, а также приобретённые или предоставленные для выполнения возложенных на них функций. Участники проектов и их партнёры не имеют отношения к управляющим компаниям, поэтому данная преференция на них не распространяется.

Таможенные послабления

Таможенные льготы для участников Сколково – возмещение расходов. При условии заключения договора с торгово-транспортной компанией иннограда можно претендовать на возврат:

  • таможенных сборов;
  • пошлины на ввоз;
  • НДС на ввозной товар.

Для заключения договора необходимо до 5-го числа месяца, предшествующего кварталу, в течение которого предполагается осуществление импорта, подать соответствующее уведомление на согласование. После его проверки, заявитель получает подтверждение согласования, далее начинается процедура декларирования на таможне.

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ, в Сколково привилегия не распространяется на подакцизные товары.

Воспользоваться возможностью освобождения от бюджетных взносов вправе только фирмы, применяющие ОСН. При переходе на УСН в полном объёме применить особые условия будет невозможно. Также следует помнить, что освобождающие преференции не снимает обязанности по ведению налогового учёта и ежемесячного предоставления соответствующей документации в ОФНС.

Когда начинают действовать налоговые льготы для участника Сколково

Использовать свою привилегию налоговый резидент может начиная со следующего после получения статуса месяца (с 1-го числа). Однако эта процедура не происходит автоматически, а в соответствии с правилами требует оформления. Организация должна:

  • подать уведомление в налоговую инспекцию;
  • предоставить документацию о годовой выручке и доходе.

После проверки бухгалтерской документации привилегии вступают в силу.

Документы для продления права льготного налогообложение резиденту Сколково

  1. Удостоверение статуса.
  2. Уведомление о желании продлить льготное право.
  3. Отчёт о доходах и убытках за предыдущие 12 месяцев.

В этом случае основным документом также является бухгалтерский отчёт за год. Налоговики тщательно изучат доходы, расходы, а главное сумму годовой выручки и прибыли. Если цифры не превысят допустимый порог, то льготный режим продлевается ещё на 12 месяцев, в ином случае он будет отменен.

Потеря привилегий

Льготное налогообложение участника проекта Сколково действует 10 лет и прекращается:

  • в результате утери статуса,
  • если значительно увеличились годовой объём выручки (превысил сумму в миллиард рублей) и доход фирмы (более 300 миллионов).

В обоих случаях, отменяются преференции по уплате налогов на добавленную стоимость, прибыль, а также имущество. Сумма взносов восстанавливается в полном объёме с взысканием в бюджет пени.
Подводя итоги, можно констатировать, что применение особого налогового режима для инновационных предприятий Сколково является мощнейшим стимулом для развития и скорейшего внедрения в жизнь самых перспективных идей, открытий и технологий.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об инновационном центре «Сколково»

Принят Государственной Думой 21 сентября 2010 года

Одобрен Советом Федерации 22 сентября 2010 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при создании и обеспечении функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково»), а также иные отношения, возникающие при осуществлении управляющей компанией деятельности в целях поддержки исследовательской деятельности и коммерциализации результатов исследовательской деятельности участников проекта и иных юридических и физических лиц, в том числе за счет предоставления сервисов на территории инновационного центра «Сколково» и за ее пределами. (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

2. Реализация проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково» осуществляется в целях развития исследовательской деятельности и коммерциализации ее результатов. (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

3. К отношениям, не урегулированным настоящим Федеральным законом, применяется законодательство Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) проект создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково» — совокупность мероприятий по созданию и обеспечению функционирования инновационного центра «Сколково» в целях поддержки исследовательской деятельности и коммерциализации результатов исследовательской деятельности юридических и физических лиц, включая участников данного проекта, в том числе за счет предоставления сервисов на территории инновационного центра «Сколково» и за ее пределами (далее — проект); (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

11) сервис — набор услуг (работ), оказываемых (выполняемых) управляющими компаниями, партнерами управляющей компании, региональными операторами и образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково» и за ее пределами и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», способствующих осуществлению исследовательской деятельности и коммерциализации ее результатов; (Пункт введен — Федеральный закон от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

2) инновационный центр «Сколково» — совокупность инфраструктуры территории инновационного центра «Сколково» и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, в том числе путем использования этой инфраструктуры (далее — Центр);

3) территория Центра — земельные участки, которые находятся в границах территории, предназначенной для реализации проекта и определенной в установленном Правительством Российской Федерации порядке, и принадлежат на праве собственности или на праве аренды управляющей компании; (В редакции федеральных законов от 23.05.2015 № 135-ФЗ, от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

31) региональный оператор — российское юридическое лицо, с которым управляющая компания заключила соглашение о совместной реализации проекта; (Пункт введен — Федеральный закон от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

4) инфраструктура территории Центра — совокупность территории Центра, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, в том числе объектов коммунальной инфраструктуры (далее — имущество, входящее в состав инфраструктуры территории Центра), находящихся на территории Центра;

5) управляющая компания — российское юридическое лицо, на которое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, возложена реализация проекта; (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

6) дочернее общество управляющей компании — хозяйственное общество, созданное управляющей компанией в том числе в целях осуществления в соответствии с настоящим Федеральным законом части функций управляющей компании; (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

7) управляющие компании — управляющая компания и дочерние общества управляющей компании;

8) участник проекта — российское юридическое лицо, осуществляющее исследовательскую деятельность и коммерциализацию ее результатов в соответствии с настоящим Федеральным законом и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом статус участника проекта; (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

9) исследовательская деятельность — проведение прикладных, поисковых научных исследований, экспериментальных разработок, а также научно-техническая деятельность, направленные на получение результатов интеллектуальной деятельности, иных научных и (или) научно-технических результатов в целях их последующего вовлечения в экономический оборот; (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

91) коммерциализация результатов исследовательской деятельности — деятельность, направленная на вовлечение в экономический оборот результатов, полученных при осуществлении исследовательской деятельности, а также результатов интеллектуальной деятельности, права на которые получены от иных лиц, если получение указанных прав необходимо для осуществления исследовательской деятельности и вовлечения в экономический оборот результатов, полученных при осуществлении исследовательской деятельности; (Пункт введен — Федеральный закон от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

10) лицо, участвующее в реализации проекта, — управляющая компания, дочернее общество управляющей компании, участник проекта, региональный оператор, партнер управляющей компании, частная организация, осуществляющая образовательную деятельность на территории Центра, осуществляющие деятельность по реализации проекта, в том числе на основании сделок, заключенных с управляющей компанией, дочерним обществом управляющей компании, участником проекта, региональным оператором, партнером управляющей компании, за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, а также физическое лицо, осуществляющее трудовую деятельность на территории Центра; (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

11) правила проекта — правила, которые определяют совокупность прав и обязанностей лиц, участвующих в реализации проекта, утверждаются управляющей компанией в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях создания механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, и соответственно наличие и исполнение которых являются обязательными условиями осуществления деятельности указанными лицами; (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

12) партнер управляющей компании — юридическое лицо, заключившее с управляющей компанией в соответствии с правилами проекта соглашение, определяющее условия осуществления таким юридическим лицом самостоятельно (в том числе через обособленное подразделение такого юридического лица) либо хозяйственным обществом, в уставном капитале которого более чем пятьдесят процентов голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), прямо или косвенно принадлежат партнеру управляющей компании, в том числе исследовательским корпоративным центром или исследовательским центром, исследовательской деятельности и коммерциализации ее результатов и (или) иной содействующей их осуществлению деятельности на территории Центра; (Пункт введен — Федеральный закон от 28.12.2016 № 467-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

13) исследовательский корпоративный центр — хозяйственное общество, которому решением управляющей компании в соответствии с частью 2 статьи 101 настоящего Федерального закона присвоен статус участника проекта — исследовательского корпоративного центра; (Пункт введен — Федеральный закон от 28.12.2016 № 467-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

14) исследовательский центр — хозяйственное общество, которому решением управляющей компании в соответствии с частью 3 статьи 101 настоящего Федерального закона присвоен статус участника проекта — исследовательского центра. (Пункт введен — Федеральный закон от 28.12.2016 № 467-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

Глава 2. Инфраструктура территории Центра

Статья 3. Территория Центра

1. Земельные участки, находящиеся в границах территории Центра, принадлежат управляющей компании на праве собственности или на праве аренды. (В редакции Федерального закона от 23.05.2015 № 135-ФЗ)

11. Управляющая компания вправе принимать решения о переводе принадлежащих ей на праве собственности земельных участков, находящихся в границах территории Центра, из состава земель одной категории в категорию земель населенных пунктов. Управляющая компания направляет копию такого решения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости. (Часть введена — Федеральный закон от 12.07.2011 № 209-ФЗ)

2. Не допускается распоряжение земельными участками, находящимися в границах территории Центра и принадлежащими управляющей компании на праве собственности, в том числе путем их отчуждения и обременения, за исключением случаев передачи их управляющей компанией в аренду лицам, участвующим в реализации проекта, в целях обеспечения его реализации или иным лицам в соответствии со статьей 201 настоящего Федерального закона, а также случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. При этом указанные земельные участки, предоставленные управляющей компанией в аренду лицам, участвующим в реализации проекта, не могут быть переданы в субаренду. (В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 160-ФЗ, от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

3. Земельные участки, находящиеся в границах территории Центра и принадлежащие управляющей компании на праве собственности, могут быть переданы в аренду лицам, участвующим в реализации проекта, исключительно в целях его реализации. (В редакции Федерального закона от 23.05.2015 № 135-ФЗ)

4. Управляющая компания вправе устанавливать специальные условия предоставления земельных участков, находящихся в границах территории Центра и принадлежащих управляющей компании на праве собственности, в аренду лицам, участвующим в реализации проекта, в зависимости от значимости такого участия. (В редакции Федерального закона от 23.05.2015 № 135-ФЗ)

5. Порядок и условия предоставления земельных участков, находящихся в границах территории Центра и принадлежащих управляющей компании на праве собственности, в аренду лицам, участвующим в реализации проекта, или иным лицам в соответствии со статьей 201 настоящего Федерального закона, порядок использования указанных земельных участков устанавливаются правилами проекта с учетом положений настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 160-ФЗ)

6. В границы территории Центра могут включаться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, либо земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, если указанные земельные участки переданы управляющей компании в аренду на срок не менее чем пять лет и имеют общую границу с земельными участками, находящимися в границах территории Центра. (Часть введена — Федеральный закон от 23.05.2015 № 135-ФЗ)

7. Допускается распоряжение земельными участками, указанными в части 6 настоящей статьи и включенными в границы территории Центра, исключительно в целях обеспечения реализации проекта путем их передачи управляющей компанией в субаренду лицам, участвующим в реализации проекта. При этом указанные земельные участки не могут быть переданы их субарендаторами третьим лицам. Указанные земельные участки считаются исключенными из границ территории Центра со дня прекращения права аренды управляющей компании, за исключением прекращения этого права аренды в связи с приобретением земельного участка в собственность управляющей компанией. (Часть введена — Федеральный закон от 23.05.2015 № 135-ФЗ)

8. В отношении деятельности, осуществляемой в границах земельных участков, указанных в части 6 настоящей статьи, не применяются особенности технического регулирования на территории Центра, установленные частями 2 — 7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также особенности обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Центра, установленные частями 2 — 7 статьи 14 настоящего Федерального закона. (Часть введена — Федеральный закон от 23.05.2015 № 135-ФЗ)

9. Использование земельных участков, находящихся в границах территории Центра и принадлежащих управляющей компании на праве собственности, может осуществляться без предоставления таких земельных участков в аренду, а также без установления сервитута в случаях, для которых земельным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими земельные отношения, предусмотрено использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и без установления сервитута, публичного сервитута. Использование земельных участков в указанных случаях осуществляется в порядке, установленном управляющей компанией. (Часть введена — Федеральный закон от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

10. Установка и эксплуатация рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, принадлежащем управляющей компании или дочернему обществу управляющей компании, осуществляются на основании договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. (Часть введена — Федеральный закон от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

Статья 4. Имущество, входящее в состав инфраструктуры территории Центра

1. Имущество, входящее в состав инфраструктуры территории Центра, может быть использовано исключительно в целях обеспечения реализации проекта. Подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения территории Центра объектов капитального строительства, расположенных вне территории Центра, допускается в порядке, установленном правилами проекта, по согласованию с управляющей компанией, если это способствует целям реализации проекта, при наличии соответствующей технической возможности и свободной мощности, которая может быть обеспечена по сети инженерно-технического обеспечения соответствующим ресурсом. (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

2. Жилые помещения, входящие в состав инфраструктуры территории Центра, принадлежат управляющей компании на праве собственности.

3. Управляющая компания не вправе распоряжаться жилыми помещениями, входящими в состав инфраструктуры территории Центра, в том числе путем их отчуждения и обременения, за исключением случаев передачи их в аренду или предоставления внаем лицам, участвующим в реализации проекта, без права последующей передачи указанных жилых помещений в субаренду или последующего предоставления их внаем, в поднаем.

4. Ограничение передачи жилых помещений в субаренду или предоставления их внаем, установленное частью 3 настоящей статьи, не распространяется на случаи передачи жилых помещений в аренду дочерним обществам управляющей компании в целях последующей их сдачи в аренду или внаем лицам, участвующим в реализации проекта, без права последующей передачи указанных жилых помещений в субаренду или последующего предоставления их внаем, в поднаем.

5. Условия и порядок передачи жилых помещений в аренду, субаренду или предоставления их внаем устанавливаются управляющей компанией.

6. Управляющая компания вправе устанавливать специальные условия предоставления имущества, входящего в состав инфраструктуры территории Центра, лицам, участвующим в реализации проекта, в зависимости от значимости такого участия.

7. Порядок и условия использования имущества, входящего в состав инфраструктуры территории Центра, устанавливаются правилами проекта с учетом положений настоящей статьи.

Статья 5. Обеспечение функционирования инфраструктуры территории Центра и жизнедеятельности на его территории

1. В целях обеспечения функционирования инфраструктуры территории Центра и жизнедеятельности на его территории управляющая компания осуществляет следующие действия:

1) подготавливает документы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом применяются вместо акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, а также документацию по планировке территории на основании таких документов; (В редакции Федерального закона от 12.07.2011 № 209-ФЗ)

2) утверждает документы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом применяются вместо акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, а также документацию по планировке территории на основании таких документов, выдает разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории Центра; (В редакции Федерального закона от 12.07.2011 № 209-ФЗ)

3) присваивает наименования улицам, площадям и иным объектам на территории Центра, присваивает, изменяет и аннулирует адреса объектов адресации, расположенных на территории Центра, в соответствии с правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, а также размещает в государственном адресном реестре сведения об адресах в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра; (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

4) организует освещение улиц, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов;

5) предоставляет разрешения на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства;

6) утверждает форму градостроительного плана земельного участка;

7) проводит экспертизу проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации;

8) согласовывает установку рекламных конструкций на территории Центра и принимает решения о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций;

9) организует строительство и эксплуатацию автомобильных дорог;

10) организует создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры, находящихся на территории Центра;

11) создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения;

12) организует электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение, снабжение населения топливом;

13) утверждает правила благоустройства территории Центра, устанавливающие в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливает порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, организует сбор, вывоз твердых коммунальных отходов и мусора, а также благоустройство и озеленение территории Центра, выдает разрешения на вырубку зеленых насаждений на территории Центра; (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 298-ФЗ)

14) создает условия для обеспечения населения услугами связи, о

Сколково называют московским научно-инновационным Центром (Российской Кремниевой долиной). Государством определены для Управляющих и иных компаний, находящихся на территории комплекса специальные налоговые льготы в Сколково.

Чтобы без проблем оформить привилегии по налогообложению, необходимо заранее знать о видах предоставляемых льгот, порядке их получения, пакете бумаг, который следует предъявлять для пользования скидками.

Кто может получить

Центр «Сколково» в качестве особого территориального образования располагается за пределами МКАД. Как проект он был реализован на основании закона №244-ФЗ и № 243-ФЗ от 28.09.2010г. Территория застроена объектами, создающими в целом научно-технологический комплекс.

В нем проживают и трудятся ведущие специалисты, ученые разных приоритетных областей по научным разработкам и их коммерциализации.

По проекту предусмотрено наличие в штате 50 000 человек, которым дозволено проживать и трудиться на территории размером 2,5 млн. м.кв.

Юридические лица, компании-участники проекта должны зарегистрироваться и стать резидентами. Налогообложение производится с компаний-резидентов, которые платят пошлину по упрощенной системе (УСН).

Льготирование по налогам предусмотрено только для тех предприятий, которые стали участниками проекта «Сколково», и одновременно с этим – используют общую систему налогообложения (ОСНО).

Все особые моменты для юридических лиц данного комплекса закреплены в Приказе Минфина РФ №14н от 08.02.2011г., а также Письме ФНС РФ №ПА-4-6/4202@ от 17.03.2011г.

На преференции могут претендовать:

Кто получает

Пояснения

Участники комплекса «Сколково» Таковыми считаются:

  1. Управляющие и партнерские компании, подразделения, размещённые и функционирующие по правилам проекта на территории инновационного Центра.
  2. Предприятия, организации, формирования, ставшие резидентами Сколково.
Организации, использующие ОСНО. ОСНО – общая система налогообложения.

Тем предприятиям, что ведут деятельность в Сколково по УСН (упрощенной системе налогообложения), льготы не предусмотрены.

Какие предоставляются для резидентов

Предприятия в Сколково, ставшие резидентами научно-инновационного образования и зарегистрированные в ФНС как плательщики по системе ОСНО, на 10 лет освобождены от уплаты следующих налогов:

  • НДС;
  • по прибыли;
  • имущественные по недвижимости (напр., строения, земля);
  • страховых взносов – в ПФР, государственные социальные или медицинские учреждения.

Полный список льготы приведен в таблице:

Налогоплательщик «Сколково» Размер и тип льготы Особенности
Юридические лица Освобождение от уплаты налога на добавочную стоимость в течение 10 лет.
  1. Необходимо ежегодно подтверждать допуск к льготированию.
  2. Составление счетов-фактур обязательно. В графе 7-8 указывается запись «Без НДС».
  3. От сдачи деклараций такие агенты не освобождаются.
  4. Страховые взносы уплачиваются по сниженным тарифам, начиная с 1-го месяца после того, как был получен статус участника проекта.
Освобождение от налога на прибыль в течение 10 лет.
Освобождение от налога на имущество.
Освобождение от земельного налога.
Ставку по страховым взносам государство определяет уменьшенную – 14%.
Подразделения НИОКР России Снижение страховых взносов до 14%. Обязательно следует соблюдать:

  1. Ограничения по выручке за 12 месяцев – не более 1 млрд. руб.
  2. Лимит по годовой прибыли – не выше 300 млн. руб.
  3. Соблюдать срок льготирования – 10 лет.
  4. В общем порядке вести бухгалтерию по счетам-фактурам и сдавать декларацию с пометками «Без НДС».
Освобождение от налога на недвижимое имущество.
Отсутствие обязанности платить НДС, если реализация продукции осуществляется дружественным компаниям.
От налога на прибыль также освобождаются, но только в случаях, если реализуют свою продукцию/результаты дружественным участникам.
Разрешено вычитать затраты:

  • некоторые виды деятельности;
  • амортизации по основным средствам.
Коэффициенты вычетов:

  • 1,5 (на 50% больше можно вычитать из прибыли, чем было затрачено по факту);
Дивиденды резидентам-иностранцам можно выплачивать со сниженной ставкой по налогу (чтобы не формировалось двойного налогообложения). Налог уменьшен до 5%.

Если участник-компания превысил установленную норму годовой прибыли (свыше 300 млн. руб.), тогда послабления в отношении НДС аннулируется автоматически. Точно также поступает государство и с теми, у кого величина выручки за 12 месяцев получается свыше 1 млрд. руб.

Эти агенты обязательно будут кроме налога еще уплачивать пени за образовавшуюся задолженность. Неустойка начисляется за период, когда случилась фактическая утрата статуса (прибыль по размеру была превышена), но агент все равно не платил.

Процедура оформления

Чтобы предприятие могло пользоваться налоговыми послаблениями в законном порядке, необходимо пройти следующую процедуру оформления:

  1. Стать резидентом в инновационном, научном и коммерческом Центре Сколково.
  2. Для этого регистрация проводится через Управляющую компанию комплекса.
  3. После получения статусных бумаг, которые удостоверяют правомерное участие в деятельности Центра, можно уже готовить бумаги в государственную организацию ФНС (Федеральную налоговую службу).
  4. Налоговая инстанция должна быть поставлена в известность о праве получения налоговых привилегий компании-участницы проекта не путем подачи заявления, а путём подачи письменного уведомления.
  5. Подать такое уведомление агенту следует не позже 20-го числа того месяца, который следует за месяцем, в котором юридически возникло право налогового освобождения.

Форма бланка уведомления о наличии права льготирования по налогам, предусмотренных государством для участников-предприятий НИЦ (научно-инновационного центра), утверждалась Приказом Министерства финансов РФ №196н от 30.12.2010г.

Необходимые документы

Пакет бумаг для получения льготного статуса (или его продления) всегда подается одинаковый. Разница может быть только в индивидуальных случаях, когда налоговая инспекция затребует дополнительные документальные подтверждения.

Пакет может принести в налоговую службу представитель компании-участника проекта. А можно его направить по обыкновенной почте (Почтой России, заказным письмом), если обстоятельства соответствуют тому, что указано в пунктах Налогового Кодекса 4, 6 ст.246.1.

Вот какие документы должны быть собраны и поданы в органы ФНС юридическими лицами Сколково:

  • уведомление в письменной форме для налоговой инстанции о том, что налогоплательщик имеет право воспользоваться 100% скидкой;
  • бумаги, подтверждающие статус резидента Сколково;
  • финансовые отчёты;
  • выписки из книги доходов/расходов (п.5 ст.145.1 НК РФ);
  • доверенность уполномоченного представлять юридические интересы резидента, заверенная через нотариуса.

Функция выписки из расчетно-доходных книг, в данном случае, заключается в следующем:

  1. Отчитаться по прибылям и убыткам.
  2. Показать, что годовая выручка не была превышена установленной нормы (1 млрд. руб.).
  3. В документе должно отражаться главное – полное название организации, его реквизиты налогоплательщика (ИНН, КПП, адрес, год образования), общая доходная сумма за 12 месяцев (сюда же входит и выручка, которая исчислялась на основании статей 249, 273 НК РФ).

Такая выписка составляться может в свободной форме, у налоговой инстанции нет особых требований к структуре текста и таблиц. Важно содержание и смысл. А также соответствие реальной деятельности, которая подтверждается попутно другими документами.

По своему усмотрению налоговики могут запросить для дополнительной проверки различные расходные накладные, квитанции.

Захотят посмотреть кассовую книгу, договора, заключаемые с партнерами и другие бумаги. В редких случаях могут устраиваться проверки бухгалтерских и юридических баз данных предприятия- участника НИЦ, чтобы налоговая служба могла убедиться окончательно в полноценном праве предоставления 100% льготы.

Резидент Сколково на основании п.5 ст.246.1 НК РФ имеет право в течение периода действия льготы отказаться от послаблений налогообложения. Повторно в таком случае воспользоваться государственной поддержкой он уже не сможет.

Но если срок льготирования заканчивается, и участник проекта отказывается его продлевать, тогда он сможет в любое другое время возобновить привилегии.

Как только резидент утрачивает свой статус, дающий привилегии не платить проценты со стоимости приобретенного имущества, прибыли и прочего, сразу же льготы для него отменяются. То же самое касается и истечения срока действия льготы. По прошествии 10 лет она прекращается.

Егорова С. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Российские организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ, могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика (при выполнении определенных условий). Такая льгота для «сколковцев» действует с 2011 года.

Об особенностях налогообложения у организаций, получивших статус участников проекта в соответствии с названными законами (далее – участники проекта), расскажем в данном материале.

Освобождение от исполнения обязанностей плательщиков налога на прибыль

Согласно п. 1 ст. 246.1 НК РФ организации в течение десяти лет со дня получения статуса участников проекта имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков в порядке и на условиях, предусмотренных гл. 25 НК РФ.

В соответствии с абз. 1 п. 4 указанной статьи участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получил статус участника. Начавший использовать это право должен направить в налоговый орган по месту своего учета (п. 2, 4, 7 ст. 246.1 НК РФ):

  • письменное уведомление об использовании права на освобождение по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н (приложение 1);

  • документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта;

  • выписку из книги учета доходов и расходов или отчет о финансовых результатах участника проекта, подтверждающие годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Сделать это необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого участник проекта начал использовать право на освобождение.

По окончании налогового периода не позднее 20-го числа последующего месяца участник проекта, использовавший право на освобождение, направляет в налоговый орган уведомление о продлении использования данного права на последующий налоговый период (с приложением указанных выше документов) или об отказе от освобождения (п. 6 ст. 246.1 НК РФ). Если участник не представил перечисленные документы (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), налог подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Также следует перечислить соответствующие пени за неуплату авансовых платежей (абз. 4 п. 6 названной статьи).

Участник проекта вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этих случаях днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма (п. 8 ст. 246.1 НК РФ).

Обратите внимание: учитывая наличие установленного срока представления документов, подтверждающих право на освобождение, по мнению Минфина (Письмо от 23.01.2017 № 03-03-06/1/3009), норма о восстановлении суммы налога и уплате ее в бюджет распространяется и на случаи представления участниками проекта документов после этого срока. Следовательно, не выполнив требование НК РФ о представлении документов в срок, участник проекта обязан исчислить налог на прибыль в целом за предыдущий налоговый период в общем порядке и уплатить его в предусмотренный срок.

Вместе с тем, отметил Минфин, указанный участник проекта не утратил право на освобождение по основаниям, установленным п. 2 ст. 246.1 НК РФ. В этой связи названный участник проекта имеет возможность воспользоваться положениями абз. 2 п. 4 данной статьи и начать применять право на освобождение, направив в налоговый орган уведомление и соответствующие документы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого он как участник проекта вновь начнет использовать это право.

Если налогоплательщик до использования им права на освобождение в соответствии со ст. 246.1 НК РФ получил убыток, то суммы этого убытка не могут быть перенесены на будущее после признания организации налогоплательщиком (п. 9 указанной статьи).

Если утрачено право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Участник проекта утрачивает право на освобождение в следующих случаях (п. 2 ст. 246.1 НК РФ):

  • при утрате статуса участника проекта – с 1-го числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен;

  • если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) превысит 1 млрд руб. – с 1-го числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение. Объем выручки рассчитывается в соответствии с гл. 25 НК РФ.

К сведению: налогоплательщик также вправе добровольно отказаться от освобождения с начала нового налогового периода. Для этого он должен направить соответствующее уведомление в налоговый орган по месту учета не позднее 1 января года, с которого намерен реализовать эту возможность. Участнику проекта, отказавшемуся от освобождения, повторно освобождение не предоставляется (п. 5 ст. 246.1 НК РФ).

Как следует из п. 5.1 ст. 284 НК РФ, прибыль, полученная после прекращения использования своего права на освобождение в связи с превышением годового объема выручки 1 млрд руб., облагается налогом на прибыль по ставке 0%.

При этом нулевая ставка действует до тех пор, пока в налоговом периоде совокупный размер прибыли (полученной нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта прекратил использование права на освобождение в связи с превышением размера выручки в 1 млрд руб.) не превысит 300 млн руб. и (или) организация не утратит статус участника проекта. Как только это произойдет, полученная прибыль подлежит обложению по общей налоговой ставке 20%, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ, с начислением пеней за несвоевременную уплату налога и авансовых платежей по нему. При этом данное положение не распространяется на прибыль, полученную в период с 01.01.2017 по 31.12.2021 включительно (абз. 2 п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

Для прибыли, полученной в период с 01.01.2017 по 31.12.2021 включительно, предусмотрена другая норма – абз. 3 п. 5.1 ст. 284 НК РФ. Ее отличие от абз. 2 заключается в том, что из «общей массы» участников проекта выделены исследовательские корпоративные центры. Если участник таким центром не является, налогообложение производится по аналогии с абз. 2 п. 5.1 ст. 284 НК РФ.

Если участник проекта является исследовательским корпоративным центром, то полученная им прибыль подлежит обложению по общей ставке 20% (с начислением пеней) в налоговом периоде:

  • в котором совокупный размер прибыли превысил 1 млрд руб.;

  • и (или) в котором утрачен статус участника проекта;

  • и (или) в котором доходы исследовательского корпоративного центра от реализации взаимозависимым лицам товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав составили менее 50% в общей сумме доходов исследовательского корпоративного центра.

Форма расчета базы по налогу у участника проекта и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н (приложение 3).

Порядок определения совокупного размера прибыли изложен в п. 18 ст. 274 НК РФ, согласно которому участник проекта, прекративший использовать право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в связи с превышением выручки 1 млрд руб., определяет нарастающим итогом совокупный размер прибыли, полученной за истекшие налоговые периоды, с начала того налогового периода, в котором произошло указанное превышение. Совокупный размер прибыли исчисляется как сумма прибыли (убытка), рассчитанной по итогам каждого предыдущего налогового периода. При этом не учитывается прибыль (убыток), полученная (полученный) по итогам налоговых периодов, предшествующих налоговому периоду, в котором годовой объем выручки, полученной участником проекта, превысил 1 млрд руб. Форма расчета совокупного размера прибыли установлена Приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н (приложение 2).

К сведению: расчет совокупного размера прибыли представляется вместе с налоговой декларацией (п. 6 ст. 289 НК РФ).

Итак, организации в течение десяти лет со дня получения статуса участников проекта имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков. Предположим, в каком-либо году у участника проекта годовой объем выручки превысил 1 млрд руб. В этом случае с 1 января года, когда произошло превышение, он теряет право на освобождение от налогообложения. Полученная прибыль подлежит обложению по ставке 0% до тех пор, пока совокупный размер прибыли не превысит 300 млн руб. Как только это случится, прибыль подлежит обложению по общей ставке 20%.

Пример 1.

ООО «АВС» с 2014 года является участником проекта «Сколково» и пользуется правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. К концу 2015 года его выручка от реализации превысила 1 млрд руб., ООО утратило право на освобождение. Поэтому за весь 2015 год организация определяла финансовый результат, который составил 100 млн руб.

В последующие годы организация получала прибыль: в 2016 году – 60 млн руб.; в 2017 году – 80 млн руб.; в 2018 году – 90 млн руб.

По итогам 2018 года совокупный размер прибыли превысил 300 млн руб.

Таким образом, ООО «АВС» уплачивало налог на прибыль по ставке 0% в периоды 2015 – 2017 годов. За 2018 год оно должно уплатить налог на прибыль по общей ставке 20%, а также пени за несвоевременное внесение авансовых платежей в течение 2018 года.

Не позднее 28.03.2019 ООО обязано перечислить в бюджет налог на прибыль, а также пени, поскольку в течение 2018 года авансовые платежи не уплачивало.

Если участник проекта (не являющийся исследовательским корпоративным центром) утратил право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в связи с превышением размера выручки 1 млрд руб. и в том же налоговом периоде его совокупный размер прибыли превысил 300 млн руб., то полученная им прибыль начиная с указанного налогового периода подлежит обложению по общеустановленной ставке в размере 20% (Письмо Минфина России от 15.01.2019 № 03-03-06/1/1183).

Пример 2.

ООО «КЛМ» с 2014 года является участником проекта «Сколково» и пользуется правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. К концу 2018 года его выручка от реализации превысила 1 млрд руб., ООО утратило право на освобождение. Прибыль за 2018 год составила 400 млн руб.

Таким образом, ООО «КЛМ» за 2018 год (то есть за тот же налоговый период, когда было утрачено право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика) будет уплачивать налог на прибыль по общей ставке 20%, а также пени за несвоевременное внесение авансовых платежей в течение 2018 года. Льготной ставкой 0% оно воспользоваться не смогло.

Еще несколько налоговых норм для участников проекта

Об упрощенном ведении учета

Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет – система обобщения информации для определения базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Ведение налогового учета является обязанностью для организаций – плательщиков налога на прибыль.

Как отмечено в Письме Минфина России от 24.11.2017 № 03-03-06/1/77719, участники проекта имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в порядке и на условиях, которые предусмотрены гл. 25 НК РФ. Однако наличие указанного права необходимо подтвердить в том числе выпиской из книги учета доходов и расходов или отчетом о финансовых результатах участника проекта, подтверждающими годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Согласно последнему абзацу п. 5.1 ст. 284 НК РФ участники проекта ведут налоговый учет в порядке, установленном ст. 346.24 НК РФ (где речь идет о ведении книги учета доходов и расходов организаций, применяющих УСНО), в случаях, если они воспользовались правом ведения книги в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Законодатели упустили из виду, что старый закон о бухучете несколько лет как был заменен Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором говорится, что организации, получившие статус участников проекта «Сколково», вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности (пп. 3 п. 4 ст. 6).

О применении кассового метода

Согласно п. 1 ст. 273 НК РФ организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

Организации, получившие статус участника проекта и ведущие учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ, определяют дату получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу без учета вышеуказанного ограничения.

Об отсутствии права на применение инвестиционного налогового вычета

Налогоплательщик имеет право уменьшить суммы налога на прибыль (авансового платежа), исчисленные им по налоговой ставке 20%, на сумму инвестиционного налогового вычета в порядке и на условиях, которые установлены ст. 286.1 НК РФ.

Согласно пп. 7 п. 11 этой статьи организации – участники проекта не вправе применять инвестиционный налоговый вычет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *