Собираемость налогов

В минувшем году акцент в бюджетной политике был сделан на росте собираемости налоговых сборов – по нашим оценкам, ненефтяные налоговые доходы консолидированного бюджета выросли на 2,5 трлн руб. за 2017 г., в том числе на 1 трлн руб. в результате роста собираемости налогов. Эти усилия правительства повредили темпам роста в таких сегментах как сельское хозяйство и строительство, хотя и стали основанием для недавнего решения агентства S&P повысить суверенный рейтинг России. Поскольку проведение налоговой реформы в год выборов неуместно, то в 2018 году ставка будет по-прежнему сделана на дальнейшее улучшение собираемости налогов: заложенные в бюджет дополнительные 0,5 трлн руб. от сбора НДС подтверждают наше решение понизить прогноз роста ВВП на 2018 г. до 1,0% г/г.

Ненефтяные налоговые доходы консолидированного бюджета выросли на 2,5 трлн руб. в 2017 г., в результате ненефтяной дефицит консолидированного бюджета снизился до 8,1% ВВП. В 2017 г. доходы консолидированного бюджета выросли до 33,3% ВВП с 32,3% ВВП в 2016 г., или на 2,9 трлн руб. Примерно 1,1 трлн руб. этой суммы связан с нефтяными доходами и ростом цены на нефть в прошлом году, тогда как оставшаяся часть, то есть 1,8 трлн руб. пришлась на рост ненефтяных доходов. Тем не менее, эта последняя цифра полностью не отражает усилия правительства по росту собираемости налогов: в расчет ненефтяных доходов бюджета 2016 года вошла сумма 0,7 трлн руб., полученная в результате приватизации Роснефти, что, тем самым, завышает базу сравнения результатов 2017 г. С очисткой от приватизационных доходов ненефтяные налоговые доходы прошлого года выросли на 2,5 трлн руб., или на 13% г/г в реальном выражении (см. рисунок 1), показав сильное ускорение роста доходов в сравнении с динамикой предыдущих лет. Рост собираемости налогов не только помог сократить консолидированный дефицит бюджета до 1,5% ВВП против в среднем 2,6% ВВП в 2013-2016 гг., но и снизить ненефтяной дефицит консолидированного бюджета до 8,1% ВВП против 10,2-10,6% ВВП, наблюдающихся с 2013 г. (см. рисунок 2).

1. Ненефтяные доходы консолидированного бюджета (исключая доходы от приватизации), изменения в трлн руб. и реальных % г/г

Источники: Минфин, Росстат, Альфа-Банк

2. Общий и ненефтяной баланс консолидированного бюджета (исключая доходы от приватизации), % ВВП

Источники: Минфин, Росстат, Альфа-Банк

По оценке Минфина, 1 трлн руб. в 2017 г. пришло в бюджет в результате роста собираемости налогов. Согласно заявлениям министра финансов на Экономическом форуме имени Гайдара в январе 2017 г., примерно 1 трлн руб., или 40% дополнительных налоговых сборов 2017 г. было собрано благодаря усилиям правительства по повышению собираемости налогов. По нашим оценкам, дополнительные доходы от налога на прибыль составили 320 млрд руб.; эта цифра близка к недавним оценкам агентства АКРА, оценившего дополнительные доходы от налога на прибыль в сумму около 400 млрд руб., полученную благодаря прочим факторам (кроме органического прироста), включая изменения в администрировании налога (вплоть до 2020 г. база расчета налога на прибыль не может быть уменьшена на сумму ранее полученных убытков более чем на 50%). По нашей оценке, улучшение в собираемости НДС принесло еще 300 млрд руб. в прошлом году (см. рисунок 3). Это указывает на то, что даже без решения правительства увеличить ставки налогов, налоговое давление на экономику выросло в прошлом году.

3. Изменение собираемости НДС и налога на прибыль, млрд руб.

Источники: Минфин, Альфа-Банк

Существует ли дополнительный потенциал для улучшения собираемости налогов? Пару лет назад международные агентства оценили, что в результате уклонения от уплаты налогов российский бюджет может недосчитываться 4-5 трлн руб. в год, включая потери от а) неформального сектора и б) различных мошеннических схем. По данным Минфина, уклонение от уплаты налогов неформального сектора обходится бюджету примерно в 3 трлн руб. в год, в том числе примерно 2 трлн руб. приходится на недосборы подоходного налога. Учитывая продолжающийся рост занятости в неформальном секторе, мы сомневаемся, что в этой сфере можно увеличить собираемость налогов. Различные мошеннические схемы обходятся бюджету еще в 1-2 трлн руб. в год; при этом значительная часть уклонений от налогов приходится на НДС, в том числе фиктивное возмещение НДС из бюджета оценивается примерно в 500 млрд руб. в год. Усилия по сбору НДС были в центре внимания последние годы: в итоге уровень собираемости после локального минимума в 2013 году сейчас вернулся к значениям 2011 года и всего на 10% ниже уровня собираемости 2007 года. Это означает, что потенциал дополнительного увеличения собираемости налогов выглядит ограниченным.

Меры по повышению собираемости налогов вредят темпам роста в некоторых отраслях экономики. Меры по улучшению собираемости налогов положительно влияют на бюджет, однако при этом вредят экономической активности в ряде отраслей. Сельское хозяйство – один из таких примеров. Борьба с уходом от налогов в этом сегмент разрушила цепочки поставок в некоторых сегментах этого сектора и оказала негативное влияние на производство – в итоге после роста сектора в среднем на 3% г/г в 2013-2016 гг., в 2017 г. он вырос всего на 1,2% г/г, несмотря на рекордный урожай с 2008 г. Другим примером является строительный сектор — на него приходится около трети всех обнаруженных фактов уклонения от уплаты налогов; после снижения темпов роста этого сектора на 4,2% г/г в 2016 г. он продолжил снижение еще на 1,4% г/г в 2017 г. Таким образом, ужесточение налогового администрирования явно позитивно для бюджета, но, судя по всему, временно оказывает сдерживающий эффект на рост ВВП.

Усилия в сфере улучшения собираемости налогов в 2018 г. объясняют повышение рейтинга и помогут сдерживать рост процентных расходов по обслуживанию долгу. Проект бюджета 2018 г. предусматривает увеличение доходов от НДС еще на 0,5 трлн руб., что, на наш взгляд, является знаком того, что правительство продолжит уделять повышенное внимание вопросу улучшения собираемости налогов именно в данной области. Дальнейший рост ненефтяных доходов бюджета поможет правительству сохранить контроль над ценой на нефть, балансирующей бюджет – сейчас мы прогнозируем ее на уровне $63/барр. в этом году (см. рисунок 4). Мы считаем, что улучшение в налоговом администрировании стало одним из главных аргументов в пользу решения повысить суверенный рейтинг России с BB+ до инвестиционного уровня BBB-. Это решение важно для бюджетной стабильности, так как оно может помочь снизить давление по обслуживанию долга: в данный момент годовые процентные расходы российского федерального бюджета составляют около 0,7 трлн руб. (0,6% ВВП) в связи с обслуживанием внутреннего долга в размере 7,2 трлн руб. и внешнего долга в $50,5 млрд.

4. Цена на нефть, балансирующая федеральный бюджет, $/барр.

Источники: Минфин, Альфа-Банк

Попытки решить проблему уклонения от уплаты налогов не исключают необходимости повышать ставки налогов: Учитывая наш вывод о том, что потенциал для дальнейшего увеличения собираемости налогов ограничен, необходимость пересмотра существующих налоговых ставок, судя по всему, неизбежна. Значительное улучшение собираемости НДС и некоторый потенциал по улучшению его администрирования являются веским аргументом в пользу повышения ставки именно этого налога в будущем. Мы видим два следствия этого события. Первое, мы ожидаем ускорения консолидации в некоторых секторах, в том числе в сельском хозяйстве, из-за дальнейшего давления налоговых властей. Второе, очень вероятно, что рост налоговой нагрузки продолжит оказывать негативный эффект на экономический рост, так как в ряде сегментов потребуется реструктурировать логистические цепочки. В целом мы ожидаем, что усилия правительства будут позитивны для стабильности бюджета, но краткосрочно ограничивают перспективы роста, что вписывается в наше недавнее решение понизить прогноз роста ВВП до 1,0% г/г на 2018 г.

<N

%

О

УДК 336.225.673(571.54) ББК 65.261.41-28(2 Рос)

С.В. Гомбожапова

СОБИРАЕМОСТЬ НАЛОГОВ КАК ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Рассмотрены авторские подходы к уровню собираемости налогов. Предложена авторская методика расчета уровня собираемости налогов, а также проведена апробация данной методики расчета на примере Республики Бурятия.

Ключевые слова: налоговый контроль, собираемость налогов, методика расчета, результативность.

S.V. Gombozhapova TAXES COLLECTABILITY AS KEY INDEX OF TAX CONTROL EFFICIENCY

Keywords: tax control, taxes collectability, method of calculating, efficiency.

KS г

Ой»

%<s ^ 1

5s 1

^ n £

S I

8s! ИН 25 о

ChO!

£s§|

E40 I ЙИ-І Sffle

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Таким образом, результативность налогового контроля определяется правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов в бюджет.

Собираемость налогов признана одним из основных показателей, характеризующих результативность контрольной работы налоговых органов. По методике ФНС России уровень собираемости налогов следует рассчитывать поквартально (нарастающим итогом) как процентное отношение уплаченных налогов к начисленным:

Усн = П 100%, Н

(1)

где Усн — уровень собираемости налогов; П — фактические налоговые поступления за отчетный финансовый год; Н — сумма налоговых обязательств (начислений) в отчетном финансовом году.

Между тем, в форме налоговой отчетности 1-НМ «О начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ» в составе фактических налоговых поступлений за отчетный финансовый год отражаются поступления в результате погашения задолженности прошлых лет и уплаты авансовых платежей в счет будущих периодов.

Анализ ряда работ российских ученых, посвященных рассмотрению проблем собираемости налогов, позволяет прийти к заключению об отсутствии единого мнения по вопросам определения теоретической

© С.В. Гомбожапова, 2011

«К1

2нё Яч >

МнЗ|

нйе

«31

оК

^ 1

5к 1

^ Л £ ё§! ь Е

» цт I

8Н! й§ о

ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м

со

Н

основы данного понятия. На современном этапе существует несколько основных научных подходов к определению понятия собираемости налогов.

Сотрудниками кафедры документальных проверок и экспертиз Академии экономической безопасности МВД России рекомендован следующий подход к расчету уровня собираемости налогов :

Усн = П 100 = ° АЗ =:

Усн = —

Сфнп-Спз

•100%,

(3)

Сфнп — Спз + Нн

где Сфнп — фактические налоговые поступления за отчетный финансовый год; Спз — поступления в счет погашения налоговой задолженности прошлых лет; Нн — недоимка по текущим налоговым платежам, т.е. со сроком образования до 12 месяцев.

Отметим, что при практическом применении автором разработанной методики расчета собираемости налогов сумма поступлений в счет погашения налоговой задолженности прошлых лет приравнена к нулю из-за отсутствия сведений о данном показателе. Таким образом, данные о реальной собираемости налогов были искажены. При этом автор отмечает целесообразность выделения отдельной строкой поступлений в счет погашения задолженности прошлых лет в отчетном году.

К тому же, сумма начисленных налогов не может быть сведена к знаменателю вышеприведенной формулы, так как сумма налоговых поступлений текущего года зависит от изменения срока уплаты налога. Так, в случае предоставления отсрочки или рассрочки платежа, инвестиционного налогового кредита, а также проведения реструктуризации задолженности текущие платежи отодвигаются на соответствующий срок.

Для расчета поступлений в результате погашения задолженности прошлых лет автором предлагается следующая формула:

Зк.г. = Зн.г. + Зт.г. — Зсп — Зп,

отсюда

Зп = Зн.г. + Зт.г. — Зсп — Зк.г., (4)

где Зк.г. — задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям на конец отчетного года; Зн.г. — задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям на начало отчетного года; Зт.г. — вновь образовавшаяся задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в теку-

«К1

2нё ЯЧ г

нйе

н31

Ен^ І

ой-

^ 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5к 1

^ Л £ ё§|

» VI

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£мщ

МО I £И4

Н®Є

И

н

н

о

н

м

со

Н

щем году; Зсп — сумма списанной недоимки и задолженности по пеням и штрафам в отчетном году; Зп — погашенная задолженность прошлых лет в отчетном году.

Итак, уровень собираемости налогов следует рассчитывать как процентное отношение фактических налоговых поступлений за отчетный финансовый год без учета погашения задолженности прошлых лет к суммам, начисленным в отчетном финансовом году.

Усн = П ЗП 100%. Н

(5)

где П — фактические налоговые поступления за отчетный финансовый год; Зп — погашенная задолженность прошлых лет в отчетном году; Н — сумма налоговых обязательств (начислений) в отчетном финансовом году.

К сожалению, сумма списанной недоимки и задолженности по пеням и штрафам в форме налоговой отчетности 4-НМ «О задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ» приводится в разрезе федеральных, региональных и местных налогов и сборов без разбивки по каждому из налогов. Это означает, что практическое применение данной методики для расчета уровня собираемости налогов представляется возможным в целом по налоговым доходам и по федеральным, региональным и местным налогам и сборам.

Рассчитаем уровень собираемости налогов по разработанной методике на примере Республики Бурятия и сравним полученный результат с уровнем собираемости налогов, рассчитанной в регионе по методике, применяемой ФНС РФ (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ уровня собираемости налогов в Республике Бурятия по традиционной и авторской методике, %

Налоги и сборы Традиционная методика Авторская методика

2005 2006 2007 2008 2009 2005 2006 2007 2008 2009

Федеральные налоги и сборы 98,31 99,91 101,51 101,26 96,33 88,31 94,73 96,20 100,55 96,09

Региональные и местные налоги 89,23 96,17 98,76 99,99 99,24 75,03 81,88 79,05 99,26 95,69

Всего по налоговым доходам 97,18 99,61 101,26 101,15 96,62 86,66 93,69 94,68 100,44 96,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расчет уровня собираемости налогов по авторской методике выявил значительное отклонение показателя от методики, применяемой ФНС РФ. Так, показатель собираемости региональных и местных налогов по методике, применяемой ФНС РФ по данным за 2009 г. оказался завышенным и составил 99,2%, т.е. на 3,6 процентного пункта выше, чем по авторской методике. Значительное отклонение в показателях, рассчитанных по двум разным методикам, отмечается в 2005-2007 гг. по сравнению с 2008 и 2009 гг. Однако, отметим, что в 2008 и 2009 гг. снижение суммы совокупной налоговой задолженности наблюдается меньшими темпами, чем в 2005-2007 гг. (табл. 2).

%

О

(N

Таблица 2

Динамика задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам в

Республике Бурятия

Налоги и сборы 2006 г. в % к 2005 г. 2007 г. в % к 2006 г. 2008 г. в % к 2007 г. 2009 г. в % к 2008 г. 2010 г. в % к 2009 г.

Федеральные налоги и сборы 68,33 87,18 68,78 93,99 101,73

Региональные налоги 77,25 79,93 75,33 87,15 95,05

Местные налоги 103,16 83,32 45,10 117,44 84,88

Всего 71,58 86,11 67,00 94,88 99,75

В связи с этим было бы целесообразно при расчете уровня собираемости налогов учитывать сумму погашенной задолженности прошлых лет в отчетном году, что позволит наиболее достоверно оценить результативность налогового контроля.

Список использованной литературы

1. Дадашева Ю.А. Собираемость налогов: методы измерения и сфера применения / Ю.А. Дадашева // Финансы. — 2009. — № 11.

1. Dadasheva Yu.A. Sobiraemost’ nalogov: metody izmereniya i sfera prime-neniya / Yu.A. Dadasheva // Finansy. — 2009. — № 11.

KS г

«li1

НА

ОЙ»

%<s ^ 1

S V I

8s! ИН 25 о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СнО!

£мц

МО I

нее

н

н

о

н

со

Н

Информация об авторе

Гомбожапова Светлана Викторовна — аспирант, кафедра налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: Svetlana.gombozh@mail.ru.

Минфин России в плане проекта деятельности министерства на 2020-2025 годы заявил о намерении довести собираемость налогов и сборов до уровня не менее 99% в 2024 году, пишет РИА Новости.

Заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов отметил, что достижимость задачи, которую поставил Минфин, зависит от того, как оценивать собираемость — экономически либо бухгалтерски.

По его словам, по главным налогам собираемость варьируется. Так, в 2019 году суммарно она превысила 100%. «Счетно можно получить значение более 100%, например, если уплата произошла не в период начисления или ожидается частичный возврат, есть и другие варианты. Надо понимать, что во многом эти цифры, как и целевые 99%, условны», — уточнил Куликов. Кто должен платить повышенный подоходный налог? Подробнее

Партнер департамента налогов и права компании «Делойт» в СНГ Антон Зыков согласился с тем, что при определённых обстоятельствах собираемость налогов может превышать 100 процентов. Он уточнил, что это возможно, если налоговые инспекции собрали денег больше, чем было запланировано в бюджете.

Ранее глава российского правительства Михаил Мишустин заявил, что верит в перспективность налогового режима для самозанятых. Премьер высказал мнение, что этот режим позволяет человеку ничего не скрывать и не прятать от контрольных органов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *