Соглашение по избежанию двойного налогообложения

10 ноября 2016 · обновлено 19 июня 2020 · 27998 просмотров

Налоговый резидент России — лицо, проживающее в стране не менее 183 дней в году. Статус российского налогового резидента имеют многие владельцы заграничной недвижимости, которые получают доход от аренды или при продаже объектов.

На весь свой мировой доход российские налоговые резиденты платят налоги в России. Налоги с доходов от недвижимости резиденты платят ещё и в стране расположения объекта, если это предусмотрено местными законами.

Однако налог не всегда платится два раза. Есть возможность перезачесть уплаченный налог за рубежом, если это предусмотрено соглашениями об избежании двойного налогообложения (сокращенно — СоИДН). В таком случае в России не нужно будет платить налог или нужно будет доплатить только разницу до российской ставки.

Что такое соглашение об избежании двойного налогообложения

Соглашение об избежании двойного налогообложения — это договор между двумя странами. В нём прописаны правила налогообложения доходов резидента одной страны, если такие доходы он получил в другой.

В соглашении указаны виды налогов, которые попадают под действие документа, и круг лиц, на которых распространяются его нормы.

Соглашение позволяет покупателям и владельцам недвижимости учитывать в России налог на доходы от аренды и при продаже имущества за рубежом.

Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с 82 странами

Австралия
Австрия
Азербайджан
Албания
Алжир
Аргентина
Армения
Белоруссия
Бельгия
Болгария
Ботсвана
Великобритания
Венгрия
Венесуэла
Вьетнам
Германия
Гонконг
Греция
Дания
Египет

Израиль
Индия
Индонезия
Иран
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Казахстан
Канада
Катар
Кипр
Киргизия
Китай
КНДР
Корея
Куба
Кувейт
Латвия
Ливан

Литва
Люксембург
Македония
Малайзия
Мали
Мальта
Марокко
Мексика
Молдова
Монголия
Намибия
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Польша
Португалия
Румыния
Саудовская Аравия
Сингапур
Сирия

Словакия
Словения
США
Таджикистан
Таиланд
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Украина
Филиппины
Финляндия
Франция
Хорватия
Югославия (Сербия и Черногория)
Чехия
Чили
Швейцария
Швеция
Шри-Ланка
ЮАР
Япония

Если российские налоговые резиденты получают доход в странах, с которыми не заключено СоИДН, например, в Эстонии, то обычно они платят налоги дважды.

Если законодательство другой страны предусматривает взимание налога с нерезидента, то уплаченная за рубежом сумма не учитывается в России. Это связано с тем, что право зачёта должно быть обязательно предусмотрено международным соглашением.

Екатерина Шабалина Юрист Задать вопрос Екатерине

Как подавать в российскую налоговую декларацию о доходах от зарубежной недвижимости

Если налоговый резидент России получает доход от аренды зарубежной недвижимости, он самостоятельно декларирует его в России — предоставляет декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговый орган по месту жительства или через сайт ФНС.

Форма 3-НДФЛ за 2019 год на сайте ФНС

К налоговой декларации прилагаются:

  • или документы, которые выдаёт зарубежная налоговая. В них должны быть отражены вид дохода, сумма, календарный год, в котором был получен доход, сумма налога и дата его уплаты. В российскую налоговую документы направляются с нотариально заверенным переводом на русский язык.
  • или копия налоговой декларации, которую налоговый резидент России подаёт за рубежом, с копией платёжного документа об уплате налога. Они также должны быть переведены на русский язык и нотариально заверены.

Как учитывается налог при получении дохода от аренды

«Если налоговый резидент России получает доход от испанской недвижимости, то сумма испанского налога вычитается из суммы российского налога. Например: доход в Испании составил 10 000 евро. В Испании заплатили 2 400 евро (ставка 24% для нерезидентов ЕС или EEA). В России необходимо было бы заплатить 1 300 евро (по ставке 13% НДФЛ). Но поскольку 2 400 евро больше 1 300, то в России ничего доплачивать не нужно, при этом остаток не засчитывается по налоговым обязательствам от иных доходов. Если бы собственник заплатил в Испании меньше, то разницу (1 300 евро — X) пришлось бы доплатить в России», — поясняет Екатерина Шабалина.

Также важно знать, что если налогоплательщик является индивидуальным предпринимателем и использует специальные режимы — например, УСН, то сумму налога, удержанного в другом государстве, нельзя зачесть в счёт исполнения обязательств по уплате УСН в России, если о такой возможности не указано в СоИДН. Это вывод содержится в Письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 ноября 2016 г. № 03-11-11/69177.

Как учитывается налог при продаже зарубежной недвижимости

Законодательство Российской Федерации не различает продажу недвижимости в России и за рубежом — в обоих случаях действуют одинаковые правила.

Доход от продажи зарубежной недвижимости, которая находилась в собственности налогоплательщика, не облагается налогами, если продажа произошла после истечения минимального срока владения объектом. Это срок:

  • для объектов, купленных до 1 января 2016 — 3 года;
  • для объектов, купленных после 1 января 2016 — 5 лет или 3 года, если налогоплательщик получил объект по наследству, или в дар от близкого родственника, или по договору пожизненного содержания с иждивением.

Если выдерживается этот предусмотренный законом минимальный период, то не обязательно декларировать доход от продажи и не нужно платить налог.

Если продавец не попадает под эти условия, то ему нужно подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ до 30 апреля года, который следует за годом получения дохода, а до 15 июля уплатить налог. В этом случае налогоплательщик может уменьшить доход от продажи имущества на суммы:

1 млн руб. — при продаже жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков, земельных участков, а также долей в указанном имуществе;

250 тыс. руб. — при продаже иного имущества, например, нежилых помещений.

Но в некоторых случаях выгоднее вместо применения имущественного вычета уменьшить размер дохода от продажи зарубежного объекта на сумму расходов, связанных с приобретением другого объекта. Такие расходы нужно подтверждать документально.

Например, вы продали квартиру. У вас есть два варианта:

1) получить налоговый вычет в 1 млн рублей;

2) не получать вычет, а вычесть расходы на приобретение из дохода.

Поскольку операции по покупке и продаже зарубежной недвижимости в иностранной валюте, суммы расходов и доходов необходимо самостоятельно пересчитывать в рубли по курсу ЦБ России на дату соответствующей операции.

Если у резидента России в планах продать объект, то необходимо все внимательно просчитывать, чтобы не получить большой подоходный налог только из-за того, что недвижимость была куплена при значительно меньшем курсе валюты, чем продана. Но есть и другой случай — если рубль «укрепился», то может быть ситуация, когда недвижимость в цене выросла, но из-за валютной переоценки дохода в рублях не возникло.

Как и налог на доход от аренды, налог на доход от продажи может быть засчитан в России в рамках устранения двойного налогообложения. Для российских резидентов ставка составляет 13%.

При продаже объекта, который оформлен на компанию, применение СоИДН зависит от структурирования сделки. Например, продаются ли акции самой компании; есть ли у компании иные активы, кроме недвижимости; самостоятельно ли компания продаёт недвижимость, а потом распределяет доход российскому резиденту и прочее.

Юлия Кожевникова Все статьи этого автора

Международные договоры (соглашения, конвенции), регулирующие вопросы налогообложения и сотрудничества органов налогового администрирования, составляют основу правового регулирования международных налоговых отношений. Принимая во внимание все многообразие подобных актов, их можно классифицировать по различным основаниям, например: по предмету правового регулирования; принадлежности к тому или иному межгосударственному объединению; субъектам, которыми представлены стороны; количеству сторон и т.д. (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Виды международных налоговых соглашений

Основание

классификации

Виды соглашений

По предмету правового регулирования

Соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

Специальные (ограниченного действия) соглашения об избежании двойного налогообложения в определенных сферах

Соглашения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле

Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового

законодательства

Окончание табл. 7.2

Основание

классификации

Виды соглашений

Соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства

Иные налоговые соглашения

Соглашения, в которых содержатся отдельные налогово-правовые нормы

По уровню пред-

ставительства

сторон

Межгосударственные налоговые соглашения

Межправительственные налоговые соглашения

Межведомственные налоговые соглашения

По количеству участников

Двусторонние налоговые соглашения

Многосторонние налоговые соглашения

По предмету правового регулирования в системе источников международного налогового права применительно к Российской Федерации выделяется семь групп международных налоговых соглашений.

В значительной степени международное сотрудничество в налоговой сфере подчинено целям создания правовых механизмов избежания двойного налогообложения. Заключение соглашений об избежании двойного налогообложения в первую очередь имеет своей целью урегулирование таких юридических ситуаций, когда у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов одновременно в двух государствах, например по месту его постоянного проживания (регистрации) и по месту получения им дохода. В качестве примера подобных международных правовых актов можно привести Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Исландия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы (Рейкьявик, 26 ноября 1999 г.).

Специальные (ограниченного действия) соглашения в свое время заключались для избежания двойного налогообложения в определенных сферах: автомобильного транспорта, морских и воздушных перевозок и др. К числу подобных соглашений, например, относятся Конвенция о налоговом режиме иностранных автомашин (Женева, 30 марта 1931 г.), Соглашение между Правительством СССР и Правительством Греческой Республики об освобождении от двойного налогообложения на доходы от морских и воздушных перевозок (Москва, 27 января 1976 г.).

Соглашения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле заключаются государствами в целях избежания ситуаций двойного налогообложения, которые возникают при взимании косвенных налогов, например НДС или акцизов при осуществлении импорта-экспорта товаров и услуг. Примером подобного рода актов может служить Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле (Кишинев, 29 мая 2001 г.).

Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства позволяют добиться взаимодействия между налоговыми администрациями различных стран в деле выявления и пресечения налоговых правонарушений. К числу подобных международных правовых актов относятся, например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства (Ташкент, 11 ноября 1993 г.).

Соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства имеют своим предметом определение порядка взаимодействия правоохранительных органов — налоговой (финансовой) полиции по выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений. К таковым актам относится, например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о взаимной помощи в области борьбы с нарушениями налогового законодательства (Стокгольм, 2 декабря 1997 г.).

К иным налоговым соглашениям относятся те международные договоры, которые не носят комплексного характера и регулируют лишь отдельные довольно узкие аспекты налогообложения или взаимодействия налоговых органов. В качестве примера из практики можно привести Соглашение между Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь, Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан, Государственной налоговой инспекцией при Министерстве финансов Кыргызской Республики и Государственной налоговой службой Российской Федерации об унификации методологии налогообложения (Бишкек, 25 марта 1998 г.) или Протокол о сотрудничестве в области подготовки кадров между налоговыми службами государств — участников Договора от 29 марта 1996 года (Астана, 16 июня 1998 г.).

Соглашения, в которых содержатся отдельные налогово- правовые нормы, составляют обособленную группу источников международного налогового права. Подобные соглашения могут регулировать самые различные сферы, включая вопросы мира и безопасности, дипломатических отношений, социального обеспечения и здравоохранения, технического сотрудничества и т.д., однако при этом содержат нормы, составляющие элементы налогово-правового регулирования. Этим признакам соответствует, к примеру, Соглашение об освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов и выдачи специальных разрешений за провоз нормативных документов, эталонов, средств измерений и стандартных образцов, провозимых с целью проверки и метрологической аттестации (Алма-Ата, 10 февраля 1995 г.).

Источники международного налогового права можно классифицировать также по принадлежности к тому или иному межгосударственному объединению. В данном случае имеется в виду то, что международное налогово-правовое регулирование может формироваться в рамках того или иного межгосударственного объединения с учетом его целей и задач и особенностей правовых систем государств, в него входящих. Очевидно, например, что по этому основанию можно выделить международные налоговые соглашения, заключенные в рамках Организации экономического сотрудничества и развития, Европейского Союза, Содружества Независимых Государств. Последнее время интенсивно развивается международное налоговое сотрудничество в Евразийском экономическом сообществе .

По уровню представительства сторон все международные налоговые соглашения подразделяются на межгосударственные, межправительственные и межведомственные.

Межгосударственные налоговые соглашения из всех источников международного налогового права являются актами наивысшей юридической силы и заключаются от имени государств. Подписание таких соглашений характеризуется высшим уровнем представительства и непосредственно осуществляется, как правило, главами государств, что обусловлено принципиальным характером содержащихся в них положений и важностью принимаемых сторонами обязательств. В качестве примера можно привести Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с налоговыми преступлениями (Тбилиси, 3 июня 2005 г.).

Межправительственные налоговые соглашения заключаются от имени правительств договаривающихся государств. Эта категория международных договоров является наиболее распространенной. Во всяком случае, межправительственными являются практически все (за редким исключением) двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения и соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. Как, например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 16 декабря 1996 г.).

Межведомственные налоговые соглашения заключаются на уровне органов налогового администрирования государств, соответственно, обладают меньшей по сравнению с другими международными договорами юридической силой. Межведомственные акты заключаются обычно с учетом и в развитие положений, закрепленных в межгосударственных и межправительственных соглашениях. Таковым, в частности, является Соглашение между Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь, Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан, Государственной налоговой инспекцией при Министерстве финансов Кыргызской Республики, Государственной налоговой службой Российской Федерации, Налоговым комитетом при Правительстве Республики Таджикистан о взаимном сотрудничестве (Минск, 30 сентября 1998 г.).

По количеству участников выделяются двусторонние и многосторонние налоговые соглашения.

Двусторонними налоговыми соглашениями являются международные договоры с участием двух государств. Такие соглашения составляют большинство источников международного налогового права, так как наличие двух сторон позволяет в наибольшей степени учитывать национальные интересы договаривающихся государств. К подобным актам можно отнести Соглашение между Российской Федерацией и Государством Кувейт об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Москва, 9 февраля 1999 г.).

Многосторонними налоговыми соглашениями признаются международные договоры с участием трех и более государств. Примером многостороннего соглашения может служить Соглашение о таможенном и налоговом контроле за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции на территориях государств — членов ЕврАзЭС» (Алма-Ата, 30 марта 2002 г.). В числе его участников значится пять государств, включая такие как Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

Среди источников международного налогового права в качестве их разновидности следует рассматривать международные налоговые соглашения с участием СССР. В большинстве своем такие акты прекратили свое действие в результате заключения аналогичных соглашений с участием Российской Федерации. Тем не менее в порядке правопреемства Российской Федерации по международным обязательствам СССР сохранили юридическую силу отдельные общие соглашения об избежании двойного налогообложения, как, например, Конвенция между Правительством СССР и Правительством Японии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (Токио, 18 января 1986 г.) и ряд соглашений об избежании двойного налогообложения па автомобильном, водном и воздушном транспорте.

  • См.: Мамбеталиев Н. Т. Международные налоговые отношения в рамках ЕврАзЭС // Налоговый вестник. 2004. № 10. С. 102.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

Конвенция
между Республикой Казахстан и Чешской Республикой об избежании двойного налогообложения
и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доход и на капитал
(Алматы, 9 апреля 1998 года)
(с изменениями и дополнениями от 24.11.2014 г.)

Ратифицирована Законом РК от 9.11.98 г. № 294-I

Республика Казахстан и Чешская Республика, желая заключить Конвенцию об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доход и капитал,

договорились о следующем.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 1. Лица, к которым применяется Конвенция

Настоящая Конвенция применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

Статья 2. Налоги, на которые распространяется Конвенция

1. Настоящая Конвенция применяется к налогам на доход и на капитал, введенным от имени Договаривающегося Государства или его административно-территориальной единицы или органов местного самоуправления, независимо от способа их взимания.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2. Налогами на доход и капитал считаются все налоги, введенные на общую сумму дохода, суммарный капитал или составляющие дохода или капитала, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги на общие суммы заработной платы или жалованья, выплачиваемых предприятиями, а также налоги на прирост стоимости капитала.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Протоколом от 24.11.14 г. (см. стар. ред.)

3. Существующими налогами, на которые распространяется Конвенция, в частности, являются:

а) в Республике Казахстан:

i) корпоративный подоходный налог;

ii) индивидуальный подоходный налог;

iii) налог на имущество юридических и физических лиц;

(далее именуемые как «Казахстанский налог»);

b) в Чешской Республике:

(i) налог на доход физических лиц;

(ii) налог на доход юридических лиц;

(iii) налог на недвижимое имущество;

(далее именуемые «Чешский налог»).

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

4. Конвенция также применяется к любым идентичным или по существу аналогичным налогам, которые вводятся после даты подписания настоящей Конвенции в дополнение к существующим налогам, либо вместо них. Компетентные органы Договаривающихся Государств уведомляют друг друга о всех существенных изменениях, внесенных в их налоговые законодательства.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

Статья 3. Общие определения

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Протоколом от 24.11.14 г. (см. стар. ред.)

1. Для целей настоящей Конвенции, если контекст не предусматривает иное:

а) термин:

i) «Казахстан» означает Республику Казахстан и при использовании в географическом смысле термин «Казахстан» включает государственную территорию Республики Казахстан и зоны, на которых Казахстан осуществляет свои суверенные права и юрисдикцию, в соответствии с его законодательством и международными договорами, участником которых он является;

ii) «Чешская Республика» означает территорию Чешской Республики, в отношении которой согласно чешскому законодательству и в соответствии с международным правом осуществляются суверенные права Чешской Республики;

Правительство одобрило проект изменений в соглашении между РФ и Швейцарией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал. По сути, поправки призваны прекратить практику так называемого налогового шопинга — выбора более выгодного международного договора, позволяющего резиденту страны получать максимальные льготы и фактически двойное освобождение от налогов. По мнению юристов, в новой версии соглашения любая трансакция между финансовыми системами РФ и Швейцарии может быть оспорена, если налоговики двух стран заподозрят риск минимизации выплат: фактически речь идет о введении режима многосторонней конвенции BEPS в отношениях двух стран.

Российское правительство одобрило поправки к соглашению РФ и Швейцарской Конфедерации об избежании двойного налогообложения (СОИДН) от 15 ноября 1995 года. Поправки направлены не только на практику СОИДН, но и на устранение возможностей пониженного налогообложения «посредством избежания или уклонения от уплаты налогов (в том числе путем использования схем, направленных на получение косвенным образом резидентами третьих государств льгот по такому соглашению)», говорится в одной из первых статей поправок соглашения.

«Фактически стороны подчеркнули, что намерены бороться с размыванием налоговой базы и выводом прибыли,— ранее этого напрямую указано не было»,— комментирует партнер практики налоговых споров МЭФ PKF Александр Овеснов. Кроме того, по его словам, поправки позволят устранить «двойное освобождение» от налогообложения. «Ранее РФ присоединилась и ратифицировала Конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Текущие поправки связаны с тем, что при ратификации Конвенции ее условия не были заявлены по отношению к соглашению со Швейцарией»,— говорит он.

Кроме того, изменения вводят две новации:

  • первая — проценты по кредитам и займам, выплаченные от российских компаний швейцарским, теперь смогут в полном объеме облагаться налогами по закону Швейцарии,
  • вторая — при освобождении дохода от налогов в РФ или при применении льготной ставки налога на дивиденды такой доход не может быть полностью освобожден от швейцарских налогов.

«Поправки направлены на противодействие так называемому treaty shopping (налоговый шопинг.— «Ъ”),— говорит партнер КПМГ в России и СНГ Донат Подниек.— В частности, устранена возможность разной трактовки положений соглашения в ситуации, когда доход резидента Швейцарии освобождается от налогообложения по внутреннему законодательству РФ, а согласно соглашению, подлежит освобождению от налогообложения такого дохода и в Швейцарии. С учетом изменений, такое освобождение уже не должно применяться». «Любая трансакция или структура может быть оспорена, если будет усмотрен мотив налоговой минимизации,— предупреждает партнер по международному налогообложению «Кроу Экспертизы» Рустам Вахитов.— В большинстве налоговых соглашений это сделано через многостороннюю конвенцию BEPS, но Швейцария не включила Россию в число партнеров, с кем применяется эта конвенция, соответственно, это изменение вносится индивидуальным протоколом».

По статистике ЦБ, за семь месяцев 2019 года объем прямых негосударственных инвестиций из РФ в Швейцарию (участие в капитале и долговые инструменты) составил $414 млн. Отметим, система трансакций между российскими и швейцарскими компаниями почти всегда включает промежуточные юрисдикции (сейчас в основном включенные в конвенцию BEPS), цифры статистики вряд ли отражают реальные объемы финансовых потоков, на которые в итоге будут влиять изменения в российско-швейцарском СОИДН. Впрочем, судя по реакции юристов, радикальных и быстрых изменений в структуру международных трансакций российских корпораций и их собственников поправки к СОИДН не вносят, долгосрочное же развитие трендов будет зависеть в основном от активности российских налоговых структур в этой сфере.

Татьяна Гришина, Татьяна Едовина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *