Социальные цели

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным.

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги

Социальная политика — одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем, проявляя свои свойства: универсальности (всеохватывающий характер воздействия социальной политики на все стороны социального воспроизводства людей); включенности (возможность проникать во все сферы жизнедеятельности) и атрибутивности (способность сочетаться с любыми общественными отношениями, общественными феноменами и сферами).

Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология.

Поэтому задачами социальной политики являются:

— распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения.

— ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства,

— обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает,

— предоставление медицинских и образовательных услуг,

— расширение сети и улучшение качества транспортных услуг,

— оздоровление окружающей среды.

Социальная политика — совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования условий жизни общества и отно-шений между социальными группами. Основные функции социальной политики:

1) стабилизация социального мира, экономии-ческих отноше­ний и социального положения;

2) стимулирование экономической активности на-селения;

3) гарантия обеспечения минимально допустимо-го уровня жизни;

4) обеспечение при возникновении неблагополуч-ной ситу­ации адресной поддержки гражданам. Основные цели социальной политики: а) обес-печение пол­ной и рациональной занятости насе-ления; б) регулирование доходов населения; в) со-циальные гарантии и социальная защи­та; г) социальное партнерство; д) защита здоровья на-ции; е) эко­логическая безопасность. Выделим основные стратегические линии совре-менной со­циальной политики: в качестве первого направле­ния современной социальной политики все же выделена моби­лизация социальных факто-ров экономического развития. Вторая страте-гическая линия современной социальной поли­тики — это формирование с активным участием государства систе­мы социальной защиты.

Социальная политика в РБ.

Социальная политика государства в период 2001-2005 гг. была направлена на повышение уровня и качества жизни населения. Основополагающим направлением социальной политики выступает по-итика в области оплаты труда. Основной целью государственной политики в области оплаты труда в текущем пятилетии является повышение уровня оплаты труда и превращение заработной платы в надежный источник доходов и стимул роста трудовой активности работников. В социально-трудовой сфере политика государства направлена на повышение эффективности занятости населе-ния и удержание безработицы в социально допус-тимых пределах. Основной целью политики в сфере труда является повышение эффективности использования и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

В числе важнейших задач социальной политики — повышение уровня пенсионного обеспечения. Важнейшим направлением социальной политики является сокращение уровня малообеспечен-ности. В республике действует развитая система социальной защиты населения, которая охва-тывает широкий круг мероприятий, направленных на предупреждение социального неблагополучия и поддержку социально уязвимых групп насе-ления, государство обеспечивает поддержку семьям с детьми, одиноким и одиноко поживаю-щим пожилым гражданам, инвалидам, малообес-печенным семьям. Усиление государственной поддержки семей, воспитывающих детей — один из приоритетов социальной политики. Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы: ос-новная цель социальной политики в предстоящем пятилетии — дальнейшее повышение уровня и ка-чества жизни населения.

Содержание и типы экономического роста.

Экономический рост (ЭР) относится к числу сложных и многогранных явлений. Его анализ предполагает выявление сущности, содержания, качественных и количественных показателей, типов и моделей, определение принципов обеспечения экономического роста.

Сущностные характеристики экономического роста находят свое отражение в его определении. В экономической литературе можно встретить разные подходы к определению этой категории. Так, Саймон Кузнец получивший Нобелевскую премию за исследование экономического роста, определяет его, как долгосрочное увеличение производственной способности страны, основанное на техническом прогрессе, на инструментальной и идеологической приспособленности, способное обеспечить население растущим многообразием материальных благ.

Тип экономического роста обусловлен степенью воздействия на него количественных и качественных переменных. Экономическая наука выделяет два типа экономического роста, впервые сформулированных К. Марксом. Они различаются соотношением результатов и факторов производства.

1. Экстенсивный тип экономического роста – характеризуется количественным увеличением экономических ресурсов (факторов производства).

2. Интенсивный тип экономического роста – связан с совершенствованием качества ресурсов, использованием достижений научно-технического прогресса.

Наиболее простое определение (в узком смысле) и исчисление экономического роста связано с увеличением реального дохода в экономике (ВНП, ВВП или НД), а также рост реального выпуска в расчете на душу населения. Для измерения экономического роста используются показатели абсолютного роста или темпов прироста реального объема выпуска в целом или на душу населения:

или

у_t=〖∆y〗_t/y_(t-1)

где t –индекс времени.

В широком смысле, под экономическим ростом (ЭР) понимается процесс изменений в социальных институтах (в структуре прав собственности, формах организации производства и распределения, и т. д. ), которые обусловливают переход от одной стадии роста к другой.

Анализ вопроса об источниках роста преимущественно основывается на предпосылке о том, что принципиально возможны лишь два источника ЭР: увеличение предложения факторов производства и рост производительности факторов, отражаемый в изменении технологии производства.

Таким образом, данный вопрос сводится к выявлению количественных взаимосвязей между ростом предложения и производительности факторов, с одной стороны, и уровнем выпуска — с другой. Наибольшее распространение получили так называемые факторные модели экономического роста.

Главная » » Цели социальной политики Статья обновлена и дополнена 08.07.2020

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором


Вернуться назад на Цели политики

Социальная политика — одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем.
Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология.
Социальная политика — это деятельность государства и других политических и социальных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы жизни общества, на совершенствование условий, образа и качества жизни людей, на обеспечение их жизненных потребностей, оказания им необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием в этих целях имеющегося у соответствующего института финансового и другого общественного потенциала.
Правительство определило в качестве основной цели социальной политики повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.
К задачам политической деятельности относится не только совершенствование условий жизни людей, но и развитие их социальных качеств — трудолюбия, дисциплинированности, социальной ответственности, общественной активности, нравственных устоев, а, следовательно, — совершенствование определяемого этими качествами образа жизни людей.
Целями социальной политики (социальными приоритетами) являются:
— достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;
— обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
— гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
— переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
— нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; улучшение социальной инфраструктуры.
Среди первоочередных целей выделяются ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов (социальных нормативов); законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета; введение налогового кодекса. Предусматривается также повышение минимальных государственных гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума определенных групп населения; пересмотр системы и базы налогообложения денежных доходов в целях более справедливого их распределения; создание полноценной системы защиты трудовых прав граждан; начало широкомасштабной пенсионной реформы и реформирования системы социального страхования и жилищно-коммунального хозяйства.
В переходной экономике существенно возрастает роль регионов в социальной политике. Принцип социальной справедливости предполагает выравнивание регионов по уровню социального развития.
Необходима разработка региональных программ занятости, социальной защиты, поддержки предпринимательства. Наличие таких программ позволит сосредоточить средства на реализации важнейших социальных приоритетов.
В региональной социальной политике основное внимание должно быть уделено следующим проблемам:
— выравниванию условий бюджетного финансирования социально значимых расходов;
— поддержке социальных реформ и социального развития проблемных регионов;
— адаптации социальных реформ к условиям зоны Севера. В последнее время регионы вносят свой заметный вклад в решение социальных проблем. Так, среди социальных расходов региональных бюджетов возрастает доля, используемая для материальной поддержки безработных.
Государственное регулирование включает комплекс мероприятий по борьбе с бедностью и усилению социальной защиты населения: увеличение помощи социально уязвимым группам населения, предоставление малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Проводимая в России жилищно-коммунальная реформа направлена на снижение льгот населению, сохранение этих льгот только для тех его групп, которые не в состоянии оплачивать жилье. Численность лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации, достигает 100 млн. человек. Поэтому при значительных бюджетных средствах, идущих на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до каждого конкретного человека, зачастую чисто символична. Преодолеть бедность можно только в том случае, если трудоспособные граждане будут достаточно зарабатывать. В отношении них задача социальной политики должна заключаться в том, чтобы обеспечить им возможность повышения своего благосостояния за счет своего труда, самозанятости, инициативы и предприимчивости. Необходимы меры по стимулированию инвестиций для отечественных товаропроизводителей с целью создания новых рабочих мест. До настоящего времени в стране не создана система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда. Социальная защита требует обеспечения охраны труда на производстве. На частных предприятиях практически отсутствует контроль за соблюдением трудового законодательства в этой области.
В условиях переходной экономики разрушается прежняя система социальных выплат и льгот, которые предоставлялись в течение всей жизни каждому человеку. Вместо нее в этот период создается новая система, в основу которой положены рыночные принципы. Помощь оказывается только тем, кто в ней действительно нуждается и не может зарабатывать сам.
Нельзя не отметить, что введение новых принципов не должно исключать установления гарантированного минимума социальных выплат и льгот для всех групп населения. Все социальные блага сверх минимума должны оплачиваться за счет личного дохода потребителя этих благ (как это имеет место, например, в Великобритании, Швеции и в других странах).
Основными приоритетами и направлениями социальной защиты и обеспечения необходимого уровня жизни являются:
• Индексация доходов населения: комплекс мер по повышению реального потребительского содержания основных доходов населения;
• Обеспечение минимальных социальных гарантий по доходам, главное — прожиточный минимум. («О прожиточном минимуме в Российской Федерации»);
• Регулирование минимальных стандартов и нормативов: минимальные нормативные расходы консолидированного бюджета на образование, здравоохранение, жилье, социальное обслуживание и т.д.;
• Предоставление льгот, скидок и субсидий. Основная проблема — их финансовая необеспеченность, поэтому в настоящее время льготы переводятся в форму адресных социальных пособий с сохранением их только для бедного населения (жилищная субсидия);
• Обязательное социальное страхование. Обязательное социальное страхование предназначено для возмещения материальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом, болезнью, производственной травмой (выплата пенсий, оплата больничных, пособий по безработице и т.п.);
• Социальное обеспечение — направлено на содержание нетрудоспособных членов общества: престарелых, инвалидов, детей, лиц, потерявших кормильца. В эту систему входит и социальное обслуживание: дома престарелых, центры пребывания, протезирование;
• Социальная помощь: не является постоянной и носит сугубо конкретный, заявительный характер. Критерием права на это вид помощи определен доход ниже прожиточного минимума на одного члена семьи.
Одной из главных задач является поддержка тех социальных институтов, которые используют наиболее дефицитные и необходимые для будущего «человеческие ресурсы», выявление уникальных и трудно воспроизводимых ресурсов, поиск технологий их сохранения. Имеется в виду, прежде всего образование и наука. Успешная социальная политика призвана создать условия для будущего развития страны.

Инновационная политика
Информационная политика
Социальная политика
Субъекты политики
Фискальная политика
Политическая власть
Политическая деятельность
Политическая культура
Политическая свобода


| | Вверх

Социальная политика России

контрольная работа

Социальная политика — одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем.

Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология.

Социальная политика — это деятельность государства и других политических и социальных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы жизни общества, на совершенствование условий, образа и качества жизни людей, на обеспечение их жизненных потребностей, оказания им необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием в этих целях имеющегося у соответствующего института финансового и другого общественного потенциала .

Правительство определило в качестве основной цели социальной политики повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

К задачам политической деятельности относится не только совершенствование условий жизни людей, но и развитие их социальных качеств — трудолюбия, дисциплинированности, социальной ответственности, общественной активности, нравственных устоев, а, следовательно, — совершенствование определяемого этими качествами образа жизни людей.

Целями социальной политики (социальными приоритетами) являются:

— достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;

— обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

— гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

— переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

— нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; улучшение социальной инфраструктуры .

Среди первоочередных целей выделяются ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов (социальных нормативов); законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета; введение налогового кодекса. Предусматривается также повышение минимальных государственных гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума определенных групп населения; пересмотр системы и базы налогообложения денежных доходов в целях более справедливого их распределения; создание полноценной системы защиты трудовых прав граждан; начало широкомасштабной пенсионной реформы и реформирования системы социального страхования и жилищно-коммунального хозяйства.

В переходной экономике существенно возрастает роль регионов в социальной политике. Принцип социальной справедливости предполагает выравнивание регионов по уровню социального развития.

Необходима разработка региональных программ занятости, социальной защиты, поддержки предпринимательства. Наличие таких программ позволит сосредоточить средства на реализации важнейших социальных приоритетов.

В региональной социальной политике основное внимание должно быть уделено следующим проблемам:

— выравниванию условий бюджетного финансирования социально значимых расходов;

поддержке социальных реформ и социального развития проблемных регионов;

адаптации социальных реформ к условиям зоны Севера. В последнее время регионы вносят свой заметный вклад в решение социальных проблем. Так, среди социальных расходов региональных бюджетов возрастает доля, используемая для материальной поддержки безработных.

Государственное регулирование включает комплекс мероприятий по борьбе с бедностью и усилению социальной защиты населения: увеличение помощи социально уязвимым группам населения, предоставление малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Проводимая в России жилищно-коммунальная реформа направлена на снижение льгот населению, сохранение этих льгот только для тех его групп, которые не в состоянии оплачивать жилье. Численность лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации, достигает 100 млн. человек. Поэтому при значительных бюджетных средствах, идущих на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до каждого конкретного человека, зачастую чисто символична. Преодолеть бедность можно только в том случае, если трудоспособные граждане будут достаточно зарабатывать. В отношении них задача социальной политики должна заключаться в том, чтобы обеспечить им возможность повышения своего благосостояния за счет своего труда, самозанятости, инициативы и предприимчивости. Необходимы меры по стимулированию инвестиций для отечественных товаропроизводителей с целью создания новых рабочих мест. До настоящего времени в стране не создана система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда. Социальная защита требует обеспечения охраны труда на производстве. На частных предприятиях практически отсутствует контроль за соблюдением трудового законодательства в этой области.

В условиях переходной экономики разрушается прежняя система социальных выплат и льгот, которые предоставлялись в течение всей жизни каждому человеку. Вместо нее в этот период создается новая система, в основу которой положены рыночные принципы. Помощь оказывается только тем, кто в ней действительно нуждается и не может зарабатывать сам.

Нельзя не отметить, что введение новых принципов не должно исключать установления гарантированного минимума социальных выплат и льгот для всех групп населения. Все социальные блага сверх минимума должны оплачиваться за счет личного дохода потребителя этих благ (как это имеет место, например, в Великобритании, Швеции и в других странах).

Основными приоритетами и направлениями социальной защиты и обеспечения необходимого уровня жизни являются:

· Индексация доходов населения: комплекс мер по повышению реального потребительского содержания основных доходов населения;

· Обеспечение минимальных социальных гарантий по доходам, главное — прожиточный минимум. («О прожиточном минимуме в Российской Федерации»);

· Регулирование минимальных стандартов и нормативов: минимальные нормативные расходы консолидированного бюджета на образование, здравоохранение, жилье, социальное обслуживание и т.д.

· Предоставление льгот, скидок и субсидий. Основная проблема — их финансовая необеспеченность, поэтому в настоящее время льготы переводятся в форму адресных социальных пособий с сохранением их только для бедного населения (жилищная субсидия).

· Обязательное социальное страхование. Обязательное социальное страхование предназначено для возмещения материальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом, болезнью, производственной травмой (выплата пенсий, оплата больничных, пособий по безработице и т.п.).

· Социальное обеспечение — направлено на содержание нетрудоспособных членов общества: престарелых, инвалидов, детей, лиц, потерявших кормильца. В эту систему входит и социальное обслуживание: дома престарелых, центры пребывания, протезирование.

· Социальная помощь: не является постоянной и носит сугубо конкретный, заявительный характер. Критерием права на это вид помощи определен доход ниже прожиточного минимума на одного члена семьи.

Одной из главных задач является поддержка тех социальных институтов, которые используют наиболее дефицитные и необходимые для будущего «человеческие ресурсы», выявление уникальных и трудно воспроизводимых ресурсов, поиск технологий их сохранения. Имеется в виду, прежде всего образование и наука. Успешная социальная политика призвана создать условия для будущего развития страны.

Организация как социальная система является устойчивой формой объединения людей, имеющих общие интересы и цели. Ее развитие и функционирование происходит в трех взаимосвязанных направлениях: техническом, экономическом и социальном. Техническое направление в основном связано с совершенствованием средств, материалов и технологий производства, обеспечением их эффективного и безопасного использования, а также со степенью механизации и автоматизации трудовых процессов.

Экономическое направление связано с формами собственности на средства производства и результаты труда и предполагает оптимизацию уровня специализации и кооперирования производства, системы организации и оплаты труда, структуры и методов управления трудовым коллективом и производством.

Социальное развитие связано с персоналом организации, с его традициями, предпочтениями, развитием интеллектуального и профессионально-квалификационного потенциала, уровнем и способом удовлетворения материальных и духовных потребностей работников, структурой коллектива, межличностными и межгрупповыми отношениями, организационной культурой. Уровень социального развития организации во многом зависит от технической и экономической сторон ее функционирования, которые определяют материальные, общественные и духовно-нравственные условия, в которых работники трудятся, живут вместе со своими семьями и в которых происходит распределение и потребление материальных благ, складываются реальные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности.

Социальной целью любой организации является удовлетворение социальных потребностей работника в условиях производства, обеспечение стабильности и защищенности, определенного качества трудовой жизни. Социальную среду организации определяет ее социальная политика, которая является важным элементом деятельности любой компании. Социальная политика организации является частью кадровой политики и включает в себя все цели и мероприятия, связанные с добровольными социальными услугами организации, а также предоставлением работникам дополнительных льгот и выплат социального характера. Целью социальной политики как системы управления персоналом являются достижение, сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала организации, создание высокопроизводительного коллектива, наиболее высоких конечных результатов деятельности предприятия. С другой стороны, это – обеспечение роста качества трудовой жизни, развития личности, сохранения здоровья работников, удовлетворения ими своих потребностей и интересов.

Качеством трудовой жизни является совокупность свойств, характеризующих условия и организацию труда (производственную жизнь), формирующих трудовую активность и обеспечивающих реализацию трудового и творческого потенциала работника, с целью удовлетворения потребностей человека как личности и как работника. Это – уровень удовлетворения личных потребностей работников посредством их работы в организации. Качество трудовой жизни – это интегральное понятие, всесторонне характеризующее уровень и степень благосостояния, социального и духовного развития человека.

Основными факторами, определяющими качество трудовой жизни работника, являются:

  • • разнообразие и обогащение содержания трудовой деятельности;
  • • реализация творческого потенциала работника; безопасные и здоровые условия труда, обеспечивающие высокую работоспособность человека;
  • • рациональная организация процесса труда; возможность развития работника на основе непрерывного повышения уровня образования и квалификации;
  • • справедливое и надлежащее вознаграждение за труд;
  • • стабильность трудовой занятости и правовая защищенность наемного работника;
  • • нормальный морально-психологический климат, отсутствие конфликтов в трудовом коллективе;
  • • социальная полезность труда и его результатов.

Таким образом, качество трудовой жизни в значительной степени зависит от социальной политики организации.

Эффективная социальная политика предприятия предполагает решение следующих задач:

  • • защита работников, реализуемая через систему льгот и гарантий, предоставляемых государством, а также самим предприятием;
  • • воспроизводство рабочей силы, реализуемое через организацию оплаты труда и ее регулирование, систему дополнительных выплат и льгот;
  • • реализация интересов социальных субъектов (работник, работодатель, государство) через их согласование и корпоративную культуру;
  • • развитие работника и повышение качества трудовой жизни.

Основными функциями социальной политики является повышение эффективности хозяйственной деятельности организаций, уменьшение текучести кадров, в том числе закрепление наиболее квалифицированных специалистов. Также успешная социальная политика создает благоприятный имидж организации в глазах общественности, а в ряде случаев способствует сокращению объема выплачиваемой суммы налогов. Социальная политика является составной частью механизма совершенствования качества рабочей силы и условий ее эффективного использования, повышения мотивации и лояльности работников. На социальную политику организации влияют внутренние и внешние факторы (рис. 8.2).

Социальная политика организации может осуществляться по многим направлениям. Выбор приоритетов связан в первую очередь с внутренними факторами, кадровой политикой и корпоративной культурой. К факторам, оказывающим влияние на величину выплат, относятся размер предприятия, его отраслевая принадлежность, финансово-экономическое положение, степень влияния профсоюзов, форма собственности, доля акций у внешних акционеров и др. Немаловажное значение имеют и материальные возможности организации по выделению ресурсов на дополнительную социальную защиту. Поэтому, как показывает практика, наименее развито это направление в малом бизнесе, где в основном рассматриваются политика доходов и корпоративная культура.

Наиболее востребованным направлением в разработке и реализации социальной политики организации является политика социального обеспечения. В ее рамках предприятие принимает на себя социальную ответственность за персонал. С этой целью может проводиться политика справедливого вознаграждения по результатам труда, могут предоставляться определенные возможности социальной защиты и набор социальных льгот, которые являются дополнением к вознаграждению персонала и осуществляются в рамках внутрифирменного социального страхования, различных программ помощи и льготного обслуживания своих сотрудников. Предоставление дополнительных льгот и услуг социального характера

Рис. 8.2. Факторы, влияющие на социальную политику организации

проводится сверх обязательных выплат по инициативе руководства организации либо в результате тарифных соглашений между администрацией и советом трудового коллектива. В результате эти выплаты становятся такими же обязательными для выполнения, как и те, которые установлены в соответствии с трудовым законодательством.

Несмотря на увеличение расходов на рабочую силу, предприятие выигрывает в повышении мотивации труда, его эффективности и производительности. Таким образом, социально ориентированная кадровая политика организации выгодна всем участникам и сторонам коллективного процесса труда.

В формировании положительной трудовой мотивации работников и приверженности организации, повышении их самовыражения в работе особое место занимает социальная политика предприятия. Заинтересованность работников в работе на предприятии и его успешной экономической деятельности тем выше, чем больше количество предоставляемых предприятием дополнительных льгот и услуг и чем больше они связаны со стажем работы в организации. При этом сокращается текучесть кадров, поскольку работник рассматривает свое увольнение как потерю многочисленных льгот. Такая политика может обеспечивать жизнь работников на приемлемом уровне даже в случае невысокого уровня заработной платы (например, на государственных предприятиях). Подобным образом советуют привлекать и сохранять квалифицированную рабочую силу.

Использование социальной политики как инструмента мотивации и стимулирования работников предполагает:

  • • выбор приоритетов в направленности самой социальной политики (социальная защита, социальное или медицинское страхование, льготы за работу в неблагоприятных условиях труда как форма привлечения и закрепления рабочей силы на тех или иных участках работы и т.п.);
  • • выбор форм предоставления льгот, услуг, выплат и их видов;
  • • оценку величины возможных выплат, исходя из поставленных задач и финансовых возможностей предприятия;
  • • дифференциацию размеров выплат по категориям персонала в зависимости от решаемых с ее помощью задач, избирательности в предоставлении льгот и услуг.

Структура социальной политики организации включает в себя элементы корпоративной культуры: нормы и принципы отношений между сотрудниками предприятия и его руководством, а также между предприятием, государством и обществом; установки и образцы поведения, определяющие действия руководства предприятия по решению социальных проблем как внутри предприятия, так и вне его.

Корпоративная социальная политика направлена, прежде всего, на решение социальных проблем внутри предприятия, но затрагивает и внешние проблемы, поэтому ее реализация позволяет поддерживать устойчивость основных общественных систем. Она способствует не только укреплению связей и контактов внутри предприятия, но и оптимизации взаимодействия предприятия и социума.

Зарубежный и отечественный опыт реализации социальной политики в организации позволяет составить примерный укрупненный перечень выплат, льгот и услуг социального характера, предоставляемых в различных формах.

  • 1. Материальная (денежная) форма:
    • • выплаты и ссуды работникам на приобретение собственности и имущества;
    • • оплачиваемое дополнительное освобождение от работы (при вступлении в брак, смерти родителей и т.п.);
    • • дополнительные отпускные и компенсации на проезд;
    • • компенсация укороченного рабочего дня пожилым работникам;
    • • оплата проезда к месту работы и по городу (в виде оплаты проездных билетов);
    • • оплата и предоставление учебных отпусков лицам, совмещающим работу с обучением в соответствии с трудовым законодательством;
    • • дотации и дополнительные пособия по нетрудоспособности;
    • • денежное вознаграждение, предоставляемое в связи с личными торжествами, круглыми датами трудовой деятельности или праздниками;
    • • предоставление в пользование служебного автомобиля;
    • • прогрессивные выплаты за выслугу лет;
    • • «золотые парашюты» – выплата нескольких должностных окладов при выходе работника на пенсию;
    • • дифференциация сумм выплат в зависимости от занимаемой должности и стажа работника на данном предприятии.
  • 2. В форме обеспечения работников в старости:
    • • корпоративная пенсия – дополнение к государственной пенсии из фондов предприятия;
    • • единовременное вознаграждение пенсионеров со стороны фирмы (предприятия).
  • 3. Неденежные – в форме пользования социальными учреждениями предприятия:
    • • дотации на питание в столовых предприятия;
    • • пониженная квартплата за служебное жилье;
    • • беспроцентные ссуды на строительство жилья;
    • • пользование домами отдыха, санаториями, детскими оздоровительными лагерями (для детей сотрудников);
    • • оплата обучения работников на различных курсах или в учебных заведениях различного уровня (среднеспециальных, высших);
    • • предоставление на льготных условиях мест в детских дошкольных учреждениях.

Для оценки эффективности корпоративной социальной политики предприятия предлагается использовать две группы показателей.

К объективным показателям относятся следующие:

  • • участие предприятия в решении социальных проблем региона (участие в реализации государственных и региональных социальных проектов, соблюдение экологических норм, объем отчислений предприятия на благотворительность);
  • • социальные гарантии работникам (соблюдение государственных гарантий и дополнительные меры защиты);
  • • эффективность кадрового менеджмента (обеспечение возможностей карьерного роста, переобучения и повышения квалификации сотрудников, политика оплаты труда и т.п.);
  • • корпоративная культура предприятия;
  • • социальная репутация компании.

К субъективным показателям относятся:

  • • удовлетворенность сотрудников предприятия реализацией корпоративной социальной политики в целом;
  • • оценка работы профсоюзной организации;
  • • удовлетворенность возможностью дополнительного социального страхования на предприятии;
  • • оценка возможностей получения путевок в санатории и дома отдыха;
  • • оценка сотрудниками возможностей повышения квалификации на предприятии и карьерного роста;
  • • удовлетворенность психологическим климатом в коллективе, системой менеджмента предприятия;
  • • оценка социальной деятельности предприятий в СМИ.

Направленность социальной политики предприятий и структуры расходов в разных странах и на разных предприятиях различна. В Германии, например, основную долю в добровольных социальных расходах предприятия составляют расходы по обеспечению работников в старости – 51,8%, на денежные пособия – 25,5%, на обучение и повышение квалификации – 11%, на социальные нужды – 9%, на прочие расходы – 2,7%. Некоторые зарубежные фирмы используют дополнительные выплаты к заработной плате для стимулирования здорового образа жизни работников. Это выплаты в виде денежного вознаграждения за отказ от курения, выплаты лицам, не проболевшим ни одного рабочего дня в течение года, выплаты работникам, постоянно занимающимся спортом.

У российских предприятий основные затраты связаны со стимулированием и дополнительной социальной защитой работников организации: ДМС, дополнительные льготы и компенсации. На развитие персонала российские компании расходовали в 2011 г. до 60% социального бюджета, согласно данным Ассоциации менеджеров. Немногие организации вкладывают деньги в дополнительное пенсионное обеспечение и решение социальных проблем региона. Проведение социальной политики в любом случае требует ресурсных затрат, при этом она способствует повышению качества управления предприятием. Реализация социальных программ повышает инвестиционную привлекательность предприятия вследствие улучшения финансовых показателей его деятельности, укрепляет репутацию и имидж, что повышает рейтинг предприятия как работодателя и т.д.

Пример

Одним из принципов деятельности белорусской компании ООО «Интертрансавто» является активная социальная позиция. В рамках социальной политики организации разработана трехуровневая модель социальной защиты работников.

I уровень (базовый) – создание благоприятных условий для работы:

  • • достойное вознаграждение по результатам труда; закрепление сотрудников в организации путем введения системы прогрессивных выплат за стаж работы;
  • • обучение персонала, повышение профессионального уровня;
  • • создание комфортных рабочих мест.

II уровень – обеспечение членов трудового коллектива надлежащими условиями не только работы, но и жизни:

  • • льготное приобретение за счет предприятия работникам и их детям путевок в оздоровительные учреждения;
  • • предоставление абонементов в бассейн для занятий физической культурой и спортом, а также материальное поощрение за участие в различных спортивных мероприятиях;
  • • денежная помощь работникам, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях или заслуживающих материальной поддержки по случаю каких-то знаковых событий в их жизни (вступление в брак, рождение ребенка, юбилейные даты, смерть близких людей);
  • • социальное страхование работников;
  • • содействие нуждающимся сотрудникам в улучшении их жилищных условий.

На предприятии создана жилищная комиссия, и в настоящее время при приеме на работу компания «Интертрансавто» готова помочь сотруднику, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, в получении собственной квартиры.

Большая часть из нуждающихся сотрудников при содействии администрации организации и района уже получили возможность строительства собственной квартиры во вновь созданном жилищно-строительном кооперативе.

III уровень (высший) – социальная ответственность бизнеса:

  • • ведение бизнеса строго по законам РФ – за 10 лет существования ООО «Интертрансавто» не было допущено ни одной ситуации конфликта с законом. За указанные годы предприятие неоднократно проверялось компетентными контрольными органами;
  • • выполнение общегосударственной задачи по созданию дополнительных рабочих мест;
  • • защита окружающей среды. Начиная с 2008 г. автопарк предприятия пополняется только новыми автомобилями стандарта Евро-5. Разработан экологический паспорт организации, в соответствии с которым ведутся учет и переработка отходов. Тем самым в компании стремятся вести бизнес без нанесения вреда окружающей среде;
  • • благотворительность. Организация на протяжении всей своей деятельности, даже в период кризиса, находила возможность ежегодно оказывать благотворительную помощь как отдельным людям, так и общественным и бюджетным организациям.

Со временем руководство любой компании, достигая определенного уровня в своем развитии, начинает задумываться не только о своей прибыли, но и о том, какую роль в жизни общества она играет. В первую очередь обычно компании начинают уделять внимание своим сотрудникам, а затем и своему внешнему окружению, различным слоям населения, окружающей среде. Все это формирует положительный образ частного бизнеса и вызывает чувство гордости и привязанности работника к своей компании.

В 2010 г. ООО «Интертрансавто» стало участником глобального договора ООН – наиболее многочисленной международной инициативы в области корпоративной социальной ответственности. Этим было подтверждено желание продолжать свою дальнейшую работу по созданию благоприятных условий труда для персонала, внедрению международных стандартов, совершенствованию качества услуг и осуществлению социальных инвестиций на благо развития не только собственного предприятия, но и граждан, проживающих в своем регионе и стране.

  • Политика в области персонала. Карьера в ITA // ITA. URL: intertransavto.by/ru/-ita/2012-09-26-05-34-00/ (дата обращения: 16.06.2012).

К основным задачам социальной политики государства можно отнести:

— гармонизация общественных отношений, согласование интересов и потребностей отдельных групп населения с долговременными интересами общества, стабилизация общественно-политической системы;

— создание условий для повышения материального благосостояния граждан, формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве, обеспечение равенства социальных возможностей для достижения нормального уровня жизни (обеспечение качества и доступности образования, медицинских услуг, жилья, повышение зарплат бюджетников и устойчивости пенсионной системы, эффективности сферы социальных услуг;

— обеспечение социальной защиты всех граждан и их основных гарантированных государством социально-экономических прав, в том числе поддержка малообеспеченных и слабозащищенных групп населения;

— обеспечение рациональной занятости в обществе;

— снижение уровня криминализации в обществе;

— развитие отраслей социального комплекса, таких как образование, здравоохранение, наука, культура и т.д.;

— обеспечение экологической безопасности страны.

Методами разработки и реализации социальной политики являются:

Социальное целеполагание – разработка и закрепление в практике государственного управления целевых социальных ориентиров. По сути, это формирование показателей намеченного развития социальной сферы государства на определенный период. Результат социального целеполагания на долгосрочную перспективу – долгосрочная стратегия социального развития. В среднесрочной перспективе – это разработка целевых социальных нормативов дохода и потребления (уровень оплаты труда, размер прожиточного минимума, обеспеченность граждан жильем и т.д.); в краткосрочной перспективе – это разработка экономически подкрепленного, гарантируемого государством уровня социального продвижения.

Социальное прогнозирование – деятельность государства по разработке прогнозов социально-экономического развития страны. Прогнозируются демографическая ситуация (уровень рождаемости, смертности, численность и половозрастная структура населения и т.д.), состояние миграционных процессов, уровень безработицы, среднедушевого дохода и др. Экономическое и социальное прогнозирование тесно взаимосвязаны. Социальное прогнозирование может быть отраслевым (здравоохранение, демография, культура), территориальным (федеральный и региональный уровни).

Продуктом деятельности государства по социальному планированию являются минимальные государственные социальные стандарты, плановые показатели отраслевого развития (с обязательным экономическим обоснованием). Основа государственного социального планирования – социальное программирование выражается в разработке государственных целевых программ, например: «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», «Социальное развитие села до 2013 г.» и т.д.

В области социальных отношений глава государства и Правительство контролируют исполнение принятых законов, своими актами развивают их положения. Федеральные органы государственной власти регулируют сферу социального обслуживания, реализуют федеральные социальные программы, лицензируют деятельность по социальному обслуживанию, принимают государственные стандарты социального обслуживания, управляют федеральными учреждениями социального обслуживания.

На фоне катастрофической ситуации в социальной сфере несомненным показателем внимания государства к необходимости срочного решения существующих проблем стало внедрение приоритетных национальных проектов.

На современном этапе реализуются такие национальные проекты, как: 1) доступное и комфортное жилье гражданам России;

2) образование;

3) современное здравоохранение;

4) эффективное сельское хозяйство;

5) разработана Концепция демографической политики Российской

Федерации и другие документы, в которых приоритетом становится человек, гражданин, что подтверждает актуальность развития данной отрасли для формирования социального государства.

В 2005 г., например, был создан Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, Положение о котором было утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2005 г. № 1226. Совет является совещательным органом при Президенте Российской Федерации, созданным в целях обеспечения взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов.

На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 28 февраля 2008 г. В. Путин отметил, что подавляющее большинство задач, поставленных в проектах, уже выполнено. Эффективную социальную политику Президент назвал самым главным для всех уровней власти и управления и отметил, что цели, заявленные в нацпроектах, должны стать долгосрочными национальными приоритетами, неотъемлемой частью разрабатываемой правительством Концепции развития России до 2020 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *