Ст 10 256 ФЗ

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1).

Одним из элементов многоаспектного механизма социальной поддержки семей, имеющих детей, является предоставление им возможности получить государственную поддержку за счет средств федерального бюджета в виде материнского (семейного) капитала в случае рождения второго и последующих детей. Как следует из Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — Закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ), такая возможность предоставляется родителю второго или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки (статьи 3 и 5). Право на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского капитала подтверждается выданным Пенсионным фондом России соответствующим государственным сертификатом.

📌 Реклама Отключить

Направленную на создание условий, обеспечивающих семьям-участникам программы достойную жизнь, программу по прошествии 8-летней реализации можно признать едва ли не самой удачной из всех подобных социальных затей государства. Именно поэтому, в общем, ничего, кроме положительной оценки (впрочем, как и любая дополнительная социальная помощь населению), она не заслуживает. При этом практика ее применения свидетельствует о том, что она отнюдь не лишена недостатков и просчетов, уменьшающих эффективность и приводящих к неоднозначному пониманию ее регулятивных норм.

Согласно Закону от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ, средства материнского капитала могут направляться на три цели: получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной части трудовой пенсии матерей, а также улучшение жилищных условий, причем как в полном объеме либо по частям, так и одновременно по нескольким направлениям (части 3 и 4 статьи 7).

📌 Реклама Отключить

Настоящая работа посвящена порядку распоряжения средствами материнского (семейного) капитала на цели именно улучшения жилищных условий семьи, поскольку, помимо отраслевой близости к тематике издания, это является самым востребованным направлением реализации и в то же время, из-за многочисленных особенностей, самым проблемным из трех вариантов, предлагаемых законодателем.

Итак, согласно статье 10 Закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ, лицо, получившее государственный сертификат на материнский капитал, вправе использовать его на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в долевом строительстве многоквартирного дома, в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели, а в случае самостоятельного строительства (реконструкции) путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

📌 Реклама Отключить

Другими словами, материнский капитал можно использовать на основании сделки купли-продажи жилого помещения как за счет своих средств, так и заимствованных, либо покупки строительных материалов, предназначенных для строительства или реконструкции жилого домовладения; сделки долевого участия в строительстве жилого помещения (переуступки прав по ней), либо участия в жилищных кооперативах, на основании которых у владельца сертификата после осуществления необходимых выплат возникнет право требовать передачи в собственность жилого помещения.

Действующие взаимосвязанные нормы законодательства позволяют не осуществлять финансирование за счет материнского капитала при использовании иных, нередко применяемых сегодня на рынке правовых конструкций приобретения жилья (как например, предварительный договор, вексельные и заемные обязательства, договор простого товарищества). Это связано с тем, что приобретение гражданами жилых помещений посредством указанных моделей принято считать подменными схемами, что с позиции положений ст. 10 ГК РФ должно рассматриваться как обход закона с противоправной целью. (Интересно, что подобные формы приобретения недвижимости юридическими лицами вполне допустимы и не возбраняются правоприменителем).

📌 Реклама Отключить

Таким образом, материнский капитал является дополнительной мерой социальной поддержки семей, имеющих детей, которая предоставляется за счет средств федерального бюджета в случае рождения в семье (усыновления) второго и последующих детей в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года в твердой сумме (которая ежегодно пересматривается с учетом роста инфляции и на 2015 год составляет 453 026 рублей1) без учета возраста родителей и которая может быть использована, в частности, на улучшение жилищных условий, причем независимо от факта признания семьи нуждающейся в жилом помещении.

Все это дополняется закрепленными действующим законодательством обязательными требованиями при выборе варианта улучшения жилищных условий, которые нам предстоит рассмотреть:

  • приобретаемое с использованием средств материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться только на территории Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ);
  • распоряжаться средствами материнского капитала можно не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, которое явилось основанием для его выдачи (ч. 7 ст. 3 и ч. 6 ст. 7 Закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ).
  • жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств материнского капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению (п. 4 ст. 10 Закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ).

Если первое требование хоть как-то соотносится со здравым смыслом, то второе явно идет вразрез с ним. Очевидно, что установление в законе любого срока, замораживающего возможность распорядиться материнским капиталов, не отвечает его основным целям и тем самым не позволяет обеспечить своевременную государственную поддержку семьям, имеющим детей. Более того, при наличии у государства не ограниченной ничем возможности вернуть у недобросовестных родителей, необоснованно обогатившихся, средства материнского капитала, такое ограничение является, как нам представляется, неоправданным и избыточным. 📌 Реклама Отключить

Благо, из него Законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ предусмотрено, по крайней мере, одно исключение (ч. 6.1 ст. 7): на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения законодательство устанавливает льготный режим — средства материнского капитала можно направить на них сразу же после получения сертификата.

Отдельного внимания заслуживает представленное нами заключительное требование законодателя об оформлении приобретенного жилья в общую собственность родителей и детей. Во исполнение этого предписания в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862, утверждающем Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее — Правила), вне зависимости от оснований распоряжения материнским капиталом предусмотрена необходимость представления засвидетельствованного в установленном законодательством Российской Федерации порядке (на практике исключительно в нотариальном — уточнение автора) письменное обязательство лица, получившего сертификат, в течение 6 месяцев после вступления во владение жилым помещением (либо с момента распоряжения материнским капиталом, если он направлен на погашение ранее выданных кредитов), приобретенным (построенным, реконструированным) с использованием средств материнского капитала, оформить в общую собственность супругов и всех детей с определением размера долей по соглашению.

📌 Реклама Отключить

Исходя из этого, следует, что неоформление (или уклонение от оформления) жилого помещения в общую собственность супруга и детей в указанный в обязательстве период может являться основанием для признания сделки по приобретению такого помещения, в силу статей 168 и 422 ГК РФ, недействительной.

Реализуя данное законоположение, правоприменитель порой пренебрегает важнейшей оговоркой, связанной с порядком определения размера долей таких сособственников и интерпретирует его по-своему. Отдельные территориальные подразделения Пенсионного фонда, призванные реализовывать указанные дополнительные меры государственной поддержки, неофициально вынуждают лиц, обратившихся с заявлением о распоряжении сертификатом, представить письменное обязательство с указанием размера доли, подлежащей передаче детям. Так, Верховный суд Республики Башкортостан своим определением от 12.08.2014 по делу № 33-11212/2014 признал законным решение Советского районного суда г. Уфы от 19 декабря 2013 года, обязывающее лицо, распорядившееся материнским капиталом, исполнить обязательство по оформлению приобретенной квартиры в равнодолевую собственность с супругом и детьми, поскольку обязательство было оформлено именно в такой форме.

📌 Реклама Отключить

Между тем, действующее законодательство прямо предусматривает возможность оформления жилого помещения, приобретенного с использованием средств материнского капитала, в общую собственность родителей и их детей и, соответственно, достижения согласия лишь в течение 6 месяцев после наступления определенных правовых событий (пп. «г» п. 8, пп. «в» п. 9, пп. «в» п. 10, пп. «д» п. 11, пп. «в» п. 12, пп. «ж» п. 13 Правил). До наступления указанных обстоятельств такое помещение не признается общей собственностью.

Иными словами, приобретение жилого помещения с использованием средств материнского капитала не влечет за собой безусловного возникновения на него права собственности у лиц, не указанных в договоре в качестве приобретателя, и обусловлено наступлением определенных обстоятельств. При ненаступлении таких обстоятельств обязанность оформления помещения в общую собственность не возникает, в связи с чем и достигнутые соглашения по выделению долей могут быть пересмотрены.

📌 Реклама Отключить

Такой вывод отчасти находит свое подтверждение в апелляционном определении Омского областного суда по делу № 33-5610/2014, которым признан правомерным отказ в удовлетворении иска о признании права общей долевой собственности на квартиру, так как право собственности на спорную квартиру не возникло, срок исполнения обязательства, данного ответчиком, не наступил при заключении договора купли-продажи, равно как и условия, предусмотренные пп. «ж» п. 13 Правил.

Как уже отмечалось, по закону размеры долей должны определяться по соглашению между сособственниками. Это означает, что де-факто они определяются по решению родителей, причем законодательство никак не ограничивает нижние пределы, то есть доля «менее любимого» ребенка (детей), конечно же, по итогам достигнутого соглашения, предположительно может составить «неприлично» маленький процент (например — 0,01 %). Это, в свою очередь, как одно из необходимых условий, в силу части 4 ст. 252 ГК РФ, создаст предпосылки в будущем инициировать принудительный выкуп подобной незначительной доли.

📌 Реклама Отключить

Становится очевидным, что достижение чуть ли не самой важной цели законодателя при распоряжении материнским капиталом на улучшение жилищных условий — обеспечение прав детей на жилье в последующем — отдано исключительно на откуп родителям, среди которых время от времени встречаются не совсем добросовестные личности.

Во избежание связанных с этим угроз интересам детей, представляется целесообразным законодательно определить минимально возможную долю в праве общей собственности на жилое помещение, выделяемую детям, пропорциональную сумме использованного материнского капитала по отношению к общей стоимости приобретенного помещения. Арифметически это будет выглядеть следующим образом.

К примеру, если стоимость квартиры, приобретаемой семьей (состоящей из родителей и 2 детей) с использованием материнского капитала в размере 453 026 рублей, составила 4 530 260 рублей, то государство может обязать таких родителей передать в собственность каждого ребенка по 1/20 доли в общей долевой собственности на квартиру, что, как представляется, обеспечит баланс частных и публичных интересов, а также будет в полной мере соответствовать принципу справедливости.

📌 Реклама Отключить

Раз уж речь зашла о справедливости и достижении максимального эффекта от дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, пожалуй, следовало бы, помимо ежегодной индексации размера материнского капитала, при направлении на улучшение жилищных условий предусмотреть на законодательном уровне для отдельных регионов использование поправочного коэффициента с учетом места (региона) проживания семьи и распоряжения капиталом. Ни для кого не секрет, что 450 000 рублей, выделяемых в Москве и в республиках Калмыкия либо Ингушетии, — не одно и то же. Иначе в регионах с высокой стоимостью жилья использовать средства материнского капитала на улучшение жилищных условий будет крайне затруднительно, а при применении предложенного нами механизма распределения долей в праве собственности московским детям всегда будет доставаться меньше доли в праве собственности приобретаемого жилья и, соответственно, меньше прав, чем детям Калмыкии и Ингушетии.

📌 Реклама Отключить

Тем более что применение подобных поправочных коэффициентов многократно апробировалось на иных формах субсидирования государством улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан2 и успешно себя зарекомендовало.

  1. В начале программы в 2007 году размер материнского капитала составлял 250 000,0 рублей (ст. 6 Закона); в 2008 году по итогам индексации на 10,5 % ― 276 250,0 руб.; в 2009 ― 312 162,5 руб. (13 %); в 2010 ― 343 378,8 руб. (10 %); в 2011 ― 365 698,4 руб. (6,5 %); в 2012 – 387 640,3 руб. (6 %); в 2013 — 408 960,5 руб. (5,4 %); в 2014 – 429 408,5 руб. (5 %); в 2015 – 453 026,0 руб. (5,5 %).
  2. П. 14 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153; п. 26 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и Приложение к ним, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 № 63; п. 21 Правил предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения и Приложение к ним, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.2011 № 747; п. 22 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации и Приложение к ним, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369.

Изменение материнского капитала с 2006 по 2012 гг. основные документы и положения

29 декабря 2006 года впервые был принят ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» который, определил основные критерии для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, направления использования средств МСК, сроки, и основания для прекращения данной меры государственной поддержки. В статье №3 настоящего ФЗ четко были прописаны все категории граждан имеющих право на получение государственного сертификата. В ст. №6 был прописан первоначальный размер материнского капитала. На 2007 год он составил 250 000 рублей 00 копеек. Федеральный закон Российская Федерации от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Следует отметить, что ежегодно по принятии федерального и региональных бюджетов размер материнского капитала индексируется и на сегодняшний момент он составляет 387 640 рублей 30 копеек.

Следует отметить, что до 2009 г. существенных изменений в данном ФЗ не было. Однако с наступлением 2009 года и предпосылок экономического кризиса, а так же несовершенства механизма выдачи сертификатов в законе «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» происходят некоторые изменения.

В 2009 году основными больными вопросами были следующие:

— Кто имеет право на материнский капитал?

— Как получить сертификат на материнский (семейный) капитал?

— Каков размер материнского капитала?

— Как можно распорядиться маткапиталом?

— Как можно использовать материнский капитал на улучшение жилищных условий?

Следует помнить, что для того, чтобы распоряжаться средствами со второго полугодия 2009 года, граждане, имеющие сертификат на получение материнского капитала, должны были подать заявление в ПФР не позднее 1 мая 2009 года.

— Как можно использовать материнский капитал на получение образования ребёнком (детьми)?

— Как можно использовать материнский капитал на формирование Информация с сайта социально-юридического опроса RealtyPress.ru

Люди не могут сами разобраться в механизме реализации своих прав на получение государственной поддержки, а пенсионные фонды (в которых находятся все основные механизмы реализации выдачи сертификатов) не успевают обрабатывать такой объем информационной недостаточности населения.

Таким образом, заметны явные недостатки системы выдачи материнского капитала, несмотря на три года по прошествии этого проекта, впервые запущенного в 2006 году. Например, государство не оговаривает точности получения материнского капитала, т.е. формулировка «..за 2-ого и последующего ребенка..» не означает, что ещё один материнский капитал будет получен за третьего или четвертого ребенка. Он может быть предоставлен лишь за 6, 9, 20 и т.д. ребенка на усмотрение государства, т.к. именно они могут являться на усмотрение того же государства «Последующими». Так же обстоит вопрос получения материнского капитала отцами в одиночку воспитывающим одного ребенка и женившегося на женщине так же одиноко воспитывающей ребенка. За таких детей материнский капитал не положен. Если же они захотят завести совместного ребенка, то такой ребенок будет считаться ПЕРВЫМ совместным ребенком и получение материнского капитала за него также не предусмотрено. И семья, воспитывающая по факту троих детей не имеет права даже на один госсертификат.

Чтобы ответить на данный вопрос я предлагаю вернуться немного назад, и рассмотреть вопросы которые необходимо знать о материнском капитале КАЖДОМУ человеку, желающему иметь второго и «последующего» ребенка.

На сегодняшний день такие недостатки устранены и те случаи, которые рассматривались выше в практике сходят на нет.

Необходимо отметить, что существует строго регламентированный пакет документов необходимых для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (так называемое документационное ограничение на получение госсертификата) (см. приложение 1).

Процедура оформления заявления на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал проходит в территориальном управлении Пенсионного фонда РФ находящимся в конкретном субъекте или районе. Она происходит следующим образом: Для того, чтобы получить сертификат, женщина сдает в Пенсионный фонд пакет документов. Срок, когда можно обратиться в Пенсионный фонд с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал после рождения второго (третьего или последующего ребенка), не ограничен. Не обязательно спешить сделать это сразу по выходе с ребенком из роддома. После того, собраны основные документы, можно смело идти в Пенсионный Фонд по месту жительства (регистрации). Сотрудник данной организации тщательно проверит предоставляемые документы и предоставит бланк заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Если все документы в порядке, а заявление заполнено, он заберет все документы и объяснит дальнейший ход действий. В течение месяца все сведения, указанные в документах будут проверены сотрудниками Пенсионного Фонда и если все в порядке, и вы попадаете под действие закона, то будет принято положительное решение о выдаче вам государственного сертификата на материнский капитал. О своем решении Пенсионный Фонд должен уведомить вас заказным письмом (то есть в письменно виде) в течение пяти дней со дня его принятия. Кроме того, в письме будет указана дата вашего повторного визита в Пенсионный Фонд. Если результат действительно положительный и все документы в порядке, то вам выдадут сертификат именно в тот день, который указан в письме. Данная ценная бумага подтверждает, что вы являетесь счастливым обладателем материнского капитала. Храните этот сертификат как зеницу ока, придет время, и вы сможете им воспользоваться по назначению. С материнского капитала не нужно платить налог на доходы для физических лиц. Если сертификат на получение материнского капитала потерялся, копию можно получить, написав заявление в Пенсионный фонд. Сведения предоставлены сотрудниками пенсионного фонда по месту прохождения преддипломной практики в порядке ознакомления с Уставом организации. Устав находится в списке закрытых документов организации и не может быть представлен в полной мере в данной работе.

Прежде чем подавать документы на получение сертификата, нужно проверить не подпадаете вы или ваш ребенок под один из пунктов, по которому права на материнский капитал отсутствуют: — в документах представлены неверные данные;- произошло лишение прав относительно предыдущих детей;- вы уже получали сертификат на материнский капитал;- у ребенка отсутствует российское гражданство;-если женщина, имеющая одного ребенка, усыновляет пасынка или падчерицу, материнский капитал ей не полагается.

Запомните, пожалуйста, одно — каждый конкретный случай рассмотрения заявки на получение сертификата на материнский капитал строго индивидуален. И если органы Пенсионного Фонда дали вам отказ, то необязательно сдаваться, в любом случае следует проконсультироваться с юристами. Отказ в выдаче сертификата должен быть обязательно аргументирован, то есть вам должны объяснить, почему принято именно такое решение. За несколько лет действия закона накопилось много вопросов и судебных разбирательств. Например, одна женщина доказала свое право на материнский капитал через прокуратуру. Ее первый ребенок прожил меньше недели, а через несколько лет родился второй здоровый карапуз, в Пенсионном Фонде ей отказали в выдаче сертификата, и она обратилась в прокуратуру, которая, рассмотрев все документы, признала, что закон в данном случае можно толковать по-разному и встала на защиту матери. В итоге женщина восстановила свое право на материнский капитал. Случаи бывают всякие, но следует запомнить, что получить сертификат на материнский капитал можно только один раз. Таким образом, получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является процедурой на первый взгляд достаточно простой, однако на практике все выглядит далеко не так гладко и стройно. Множество проблем сопряженных с простым непониманием людьми формулировок законодательства указанных в данном ФЗ и периодическим дополнением и изменением уже имеющихся статей закона делают механизм государственной поддержки весьма неэффективным.

Принят Государственной Думой 20 февраля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 26 февраля 2020 года

Статья 1

1) в статье 69:

а) пункт 1 части 4:

дополнить подпунктом «р» следующего содержания:

«р) сведения о законных представителях;»;

дополнить подпунктом «с» следующего содержания:

«с) сведения о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав, отмене ограничения родительских прав, отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью;»;

дополнить подпунктом «т» следующего содержания:

«т) сведения об ограничении дееспособности гражданина или о признании гражданина недееспособным;»;

б) дополнить частью 61 следующего содержания:

«61. В рамках информационной системы формируется банк данных о законных представителях лиц, имеющих право на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат. Порядок формирования и ведения такого банка данных участниками информационного взаимодействия при размещении информации в информационной системе устанавливается Правительством Российской Федерации.»;

2) часть 2 статьи 611 после слов «государственные внебюджетные фонды,» дополнить словами «органы опеки и попечительства,».

Статья 2

1) в статье 3:

а) часть 1:

дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;»;

дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года.»;

б) часть 3 после слов «против личности» дополнить словами «и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей)»;

в) часть 4 после слов «против личности» дополнить словами «и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей)»;

г) часть 7 изложить в следующей редакции:

«7. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей, в связи с рождением (усыновлением) которых возникло указанное право, за исключением случаев, предусмотренных частью 61 статьи 7 настоящего Федерального закона.»;

2) пункт 5 части 2 статьи 4 признать утратившим силу;

3) в статье 5:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Лица, указанные в частях 1, 3 — 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее — сертификат) путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами либо получить сертификат в беззаявительном порядке в соответствии с частью 12 настоящей статьи в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки.»;

б) часть 11 изложить в следующей редакции:

«11. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня их поступления в такие органы и организации.»;

в) дополнить частью 12 следующего содержания:

«12. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений, запрашиваемых в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в сроки, установленные частью 3 настоящей статьи. При поступлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о государственной регистрации рождения (усыновления) ребенка (детей), содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и на основании сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования женщины, родившей (усыновившей) ребенка (детей), территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивает сведения о государственной регистрации рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), а также сведения, указанные в части 4 настоящей статьи.»;

г) в части 3 слова «в пятнадцатидневный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата» заменить словами «в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты приема заявления о выдаче сертификата или поступления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния», слова «не позднее чем в месячный срок» заменить словами «в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней»;

д) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, включая сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и Единой государственной информационной системы социального обеспечения. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в срок, не превышающий одного рабочего дня с даты поступления таких запросов.»;

е) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через один рабочий день с даты вынесения соответствующего решения уведомляет лиц, указанных в части 1 или 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении их заявлений через многофункциональный центр, или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, или иным способом в порядке, установленном статьей 52 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». При этом указанные лица имеют право получить в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации или многофункциональном центре выписку из регистра о выдаче сертификата.»;

4) часть 1 статьи 6 изложить в следующей редакции:

«1. Материнский (семейный) капитал устанавливается в следующих размерах:

1) 466 617 рублей при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно;

2) 466 617 рублей в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года. В случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 1 января 2020 года, размер материнского (семейного) капитала увеличивается на 150 000 рублей и составляет в общей сумме 616 617 рублей;

3) 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) до 1 января 2020 года;

4) 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2020 года при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло.»;

5) в статье 7:

а) в части 3:

в пункте 3 слова «в пунктах 1 и 2» заменить словами «в пунктах 1, 2 и 4»;

пункт 5 после слов «Федеральным законом» дополнить словами «от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ»;

б) в части 6 слова «второго, третьего ребенка или последующих детей» заменить словами «ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки»;

в) в части 61 слова «второго, третьего ребенка или последующих детей» заменить словами «ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки,», после слов «Федеральным законом» дополнить словами «от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ»;

6) в статье 8:

а) в части 1 слова «в месячный срок» заменить словами «в срок, не превышающий десяти рабочих дней»;

б) часть 11 изложить в следующей редакции:

«11. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении, запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и направить ответ в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня их поступления в такие органы и организации.»;

в) часть 12 изложить в следующей редакции:

«12. При рассмотрении заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах (копиях документов), а также иных сведений, необходимых для вынесения решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении, путем направления запросов в органы и организации, указанные в части 11 настоящей статьи. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и направить ответ в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня их поступления в такие органы и организации.»;

г) дополнить частью 14 следующего содержания:

«14. Срок вынесения решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении приостанавливается в случае непоступления в сроки, установленные частями 11 и 12 настоящей статьи, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации документов (копий документов, сведений). В этом случае решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий двадцати рабочих дней с даты приема заявления о распоряжении.»;

д) в части 3 слова «пять дней» заменить словами «один рабочий день»;

7) в статье 10:

а) часть 11 изложить в следующей редакции:

«11. Часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства на основании:

1) сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге) праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства и на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства;

2) копии разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге), либо копии уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, направленного указанным лицом или его супругом (супругой) в уполномоченные на выдачу разрешения на строительство орган государственной власти, орган местного самоуправления;

3) сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости праве лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции.»;

в) часть 13 изложить в следующей редакции:

«13. Средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на компенсацию затрат на построенный (реконструированный с учетом требований части 12 настоящей статьи) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства после проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации:

1) сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге) праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства и на котором построен (реконструирован) объект индивидуального жилищного строительства;

2) сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости праве лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее 1 января 2007 года, либо о зарегистрированном праве указанного лица или его супруга (супруги) на реконструированный после 1 января 2007 года объект индивидуального жилищного строительства (независимо от даты возникновения указанного права).»;

г) в части 14 слова «Документы, указанные в пунктах 1 и 2» заменить словами «Сведения, указанные в», слова «указанные документы» заменить словами «указанные сведения»;

д) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Лицо, получившее сертификат, его супруг (супруга) обязаны оформить жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность такого лица, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.»;

е) пункт 4 части 7 дополнить словами «(далее — единый институт развития в жилищной сфере)»;

ж) дополнить частью 9 следующего содержания:

«9. Лицо, получившее сертификат, имеет право распорядиться средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в целях уплаты первоначального взноса и (или) погашения основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным по кредитному договору (договору займа), путем подачи заявления о распоряжении в кредитную организацию или единый институт развития в жилищной сфере, предоставившие указанные кредиты (займы).»;

з) дополнить частью 10 следующего содержания:

«10. При обращении лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) кредитная организация или единый институт развития в жилищной сфере направляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документ (сведения) о предварительном одобрении заявки на предоставление кредита (займа) и с согласия лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) заявление о распоряжении и документы, предусмотренные Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.»;

и) дополнить частью 11 следующего содержания:

«11. Заявление о распоряжении и все необходимые документы, поступившие из кредитной организации или единого института развития в жилищной сфере, подлежат рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона.»;

к) дополнить частью 12 следующего содержания:

«12. Взаимодействие между кредитными организациями или единым институтом развития в жилищной сфере, предоставившими кредит (заем), и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется путем обмена по защищенным каналам связи сведениями (информацией) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.»;

л) дополнить частью 13 следующего содержания:

«13. Взаимодействие между кредитными организациями или единым институтом развития в жилищной сфере, предоставившими кредит (заем), и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется на основании заключенных между ними соглашений, типовая форма которых устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации.»;

8) в статье 12:

а) в части 1 слова «в пунктах 1 и 2» заменить словами «в пунктах 1, 2 и 4»;

б) в части 5 слова «в пунктах 1 и 2» заменить словами «в пунктах 1, 2 и 4»;

9) в части 1 статьи 13 слова «по 31 декабря 2021 года» заменить словами «по 31 декабря 2026 года».

Статья 3

Часть 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1755; 2013, N 27, ст. 3459) дополнить пунктом 14 следующего содержания:

«14) ведение учета опекунов, попечителей в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.».

Статья 4

1) в пункте 8 слова «и заработке» исключить;

2) пункт 14 признать утратившим силу.

Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Пункты 1, 4 и 5 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Подпункт «в» пункта 3 статьи 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 15 апреля 2020 года.

4. Подпункты «б» и «г» пункта 3, подпункты «а» и «г» пункта 6 статьи 2 и статья 4 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2021 года.

5. Действие положений частей 1, 3, 4 и 7 статьи 3, части 1 статьи 6, частей 3, 6 и 61 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

6. Сведения, перечисленные в подпунктах «р», «с» и «т» пункта 1 части 4 статьи 69 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», за период до дня вступления в силу настоящего Федерального закона размещаются органами опеки и попечительства субъектов Российской Федерации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения до 1 января 2021 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *