Ст 54 налогового кодекса

Обновление: 26 февраля 2020 г.

Организация может принять решение начать вести деятельность по адресу, отличному от места ее нахождения. Например, открыть магазин в другом городе, склад на соседней улице, дополнительный пункт оказания услуг в другом регионе. Во всех таких случаях потребуется открыть обособленное подразделение. Эта консультация посвящена порядку регистрации обособленного подразделения в 2020 г. (дана пошаговая инструкция). Порядок открытия филиалов и представительств юридического лица мы рассматривать не будем. Итак, как зарегистрировать обособленное подразделение в 2020 году?

Обособленное подразделение: что это и почему его надо регистрировать

Обособленное подразделение – это любое территориально обособленное подразделение организации, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). О том, какими признаками должно обладать подразделение для того, чтобы его необходимо было поставить на учет в налоговой инспекции, мы рассказали . Поэтому повторяться не будем. Скажем лишь, что обособленное подразделение надо поставить на учет в налоговой инспекции в определенные сроки. Иначе организации грозит штраф.

Открытие обособленного подразделения в 2020 г.

Первый вопрос, который возникает при создании обособленного подразделения ООО, а требуется ли решение о создании обособленного подразделения? Обязанности оформлять такое решение нет. Однако оно может пригодиться для решения определенных организационных вопросов. Каких? Читайте отдельную консультацию об этом. Там же вы найдете образец приказа о создании обособленного подразделения.

Какие еще документы нужны для открытия обособленного подразделения в 2020 г.? Для регулирования работы обособленного подразделения можно утвердить положение об обособленном подразделении ООО. Образец такого документа мы привели .

Срок открытия обособленного подразделения в 2020 г. не установлен. То есть с момента принятия решения о создании подразделения до момента, когда подразделение фактически начнет вести деятельность, может пройти хоть полгода. Но есть срок регистрации открытого обособленного подразделения в налоговой инспекции.

Регистрация обособленного подразделения 2020 в налоговой инспекции

Следующий шаг – это регистрация обособленного подразделения в ИФНС. Для регистрации нужно подать уведомление по определенной форме. Подробно об этом мы рассказали в отдельной консультации. Там же приведен срок регистрации обособленного подразделения в налоговой в 2020 г. А посмотреть образец заполнения уведомления об открытии обособленного подразделения по форме С-09-3-1 можно .

Как зарегистрировать обособленное подразделение в другом городе? По точно такой же схеме – путем подачи уведомления по форме С-09-3-1 в ИФНС по месту нахождения организации (подп. 3 п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК РФ).

По итогам регистрации обособленного подразделения организации выдается уведомление о постановке на учет в налоговом органе. Об этом читайте отдельную консультацию.

Постановка на учет по месту нахождения одного из подразделений

Налоговый кодекс предусматривает упрощенную процедуру одновременной регистрации нескольких обособленных подразделений, расположенных в пределах одного муниципального образования, в Москве, в Санкт-Петербурге или в Севастополе (п. 4 ст. 83 НК РФ). Об этом мы рассказали .

Регистрация обособленного подразделения в ФСС

Регистрация обособленного подразделения в ФСС производится, если подразделение начисляет выплаты работникам и имеет расчетный счет в банке (п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Для регистрации не позднее 30 календарных дней со дня создания подразделения нужно направить в ФСС по месту его нахождения (п. 6-10 Порядка, утв. Приказом Минтруда от 29.04.2016 N 202н):

  • заявление (форма утверждена Приказом ФСС от 22.04.2019 N 217);
  • справку об открытии счета обособленному подразделению;
  • приказ о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат физлицам или положение об обособленном подразделении, из которого следует, что подразделение самостоятельно начисляет выплаты работникам.

Регистрация обособленного подразделения в ПФР

Такая регистрация необходима, только если обособленное подразделение начисляет выплаты работникам и имеет счет в банке (подп. 3 п. 1 ст. 11 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ). Нужно подать в ИФНС по месту нахождения организации сообщение о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физлиц (Приложение N 1 к Приказу ФНС от 10.01.2017 N ММВ-7-14/4@). Срок подачи уведомления – месяц со дня издания приказа о наделении подразделения такими полномочиями (Письмо Минфина от 05.05.2017 N 03-15-06/27777). Далее ИФНС сама передаст информацию в ПФР для регистрации обособленного подразделения в территориальном отделении Пенсионного фонда.

1. Порядок отнесения объектов гражданских прав к ценным бумагам, а также порядок отнесения ценных бумаг к эмиссионным ценным бумагам устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации и применимым законодательством иностранных государств.

При этом ценные бумаги, выпущенные в соответствии с применимым законодательством иностранных государств, относятся к эмиссионным ценным бумагам в случае их соответствия критериям, установленным Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».

В случае, если операция с ценными бумагами соответствует критериям операции с производными финансовыми инструментами, налогоплательщик самостоятельно относит указанную операцию в целях налогообложения к операции с ценными бумагами либо к операции с производными финансовыми инструментами.

В целях настоящей статьи под общей налоговой базой понимается налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, указанной в пункте 1 статьи 284 настоящего Кодекса, и по такой налоговой базе в соответствии с настоящей главой не предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 10 статьи 309.1 или пунктом 2.2 статьи 277 настоящего Кодекса.

В целях настоящей статьи под применимым законодательством понимается законодательство государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение налогоплательщиком гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги). В случаях невозможности однозначно определить, на территории какого государства заключались сделки с ценными бумагами вне организованного рынка ценных бумаг, включая сделки, заключаемые посредством электронных торговых систем, налогоплательщик вправе самостоятельно установить в своей учетной политике порядок определения применимого законодательства. При этом, если ценные бумаги признаются обращающимися на российском организованном рынке ценных бумаг, под применимым законодательством понимается законодательство Российской Федерации.

2. Доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения или частичного погашения их номинальной стоимости) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщику покупателем, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.

Доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения или частичного погашения их номинальной стоимости), цена реализации которых выражена в иностранной валюте, определяются по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату перехода права собственности либо на дату фактического погашения или фактического получения налогоплательщиком сумм частичного погашения номинальной стоимости.

3. Расходы налогоплательщика при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 309.1 или пунктом 2.2 статьи 277 настоящего Кодекса, затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. При этом в расход не включаются суммы накопленного процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.

При определении расходов при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг, цена приобретения которых выражена в иностранной валюте (включая расходы на их приобретение), такая цена определяется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату принятия указанной ценной бумаги к учету с учетом положений пункта 10 статьи 272 настоящего Кодекса.

Расходы по реализации ценных бумаг определяются в соответствии с настоящим пунктом также в следующих случаях:

ликвидация организации — эмитента ценных бумаг;

ликвидация организации — заемщика, в целях финансирования займа (кредита) которого выпускались облигации;

отсутствие по иным основаниям, предусмотренным условиями выпуска ценных бумаг, обязательств организации — эмитента ценных бумаг производить платежи по таким ценным бумагам при их погашении.

4. В целях налогообложения текущая переоценка ценных бумаг, номинированных (выраженных) в иностранной валюте, по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации не производится.

5. При реализации акций, полученных акционерами при реорганизации организаций, ценой приобретения таких акций признается их стоимость, определяемая в соответствии с пунктами 4 — 6 статьи 277 настоящего Кодекса.

6. Суммы, уплаченные налогоплательщиком при приобретении ценных бумаг, в отношении которых условиями выпуска предусмотрено частичное погашение номинальной стоимости ценной бумаги в период ее обращения, признаются расходами на дату фактического получения налогоплательщиком частичного погашения номинальной стоимости пропорционально доле выплат, фактически полученных при частичном погашении номинальной стоимости, в общей сумме выплат номинальной стоимости, подлежащих погашению по условиям выпуска ценной бумаги после даты приобретения налогоплательщиком ценной бумаги.

7. В целях настоящей главы ценные бумаги также признаются реализованными (приобретенными) в следующих случаях:

1) прекращение обязательств налогоплательщика передать (принять) соответствующие ценные бумаги зачетом встречных однородных требований, в том числе в случае прекращения таких обязательств при осуществлении клиринга в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) зачет встречных требований, вытекающих из договоров, заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора), которое соответствует примерным условиям договоров, предусмотренным Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», если такой зачет произведен в целях определения суммы нетто-обязательства;

3) зачет встречных требований, вытекающих из договоров, заключенных на условиях правил организованных торгов или правил клиринга, если такой зачет произведен в целях определения суммы нетто-обязательства.

8. Расходы налогоплательщика при реализации или ином выбытии представляемых ценных бумаг, полученных при погашении депозитарных расписок, определяются исходя из цены приобретения депозитарных расписок (включая расходы, связанные с их приобретением), а также расходов, связанных с реализацией (выбытием) представляемых ценных бумаг. При этом в случае, если депозитарные расписки были приобретены налогоплательщиком при размещении на условиях передачи представляемых ценных бумаг, цена приобретения таких депозитарных расписок определяется исходя из цены приобретения представляемых ценных бумаг (включая расходы, связанные с их приобретением), а также расходов, связанных с передачей представляемых ценных бумаг.

Расходы налогоплательщика при реализации или ином выбытии депозитарных расписок, полученных в результате их размещения, определяются исходя из цены приобретения представляемых ценных бумаг, переданных при размещении депозитарных расписок (включая расходы, связанные с их приобретением), расходов, связанных с такой передачей, а также расходов, связанных с реализацией (выбытием) депозитарных расписок. При этом в случае, если представляемые ценные бумаги были приобретены налогоплательщиком при погашении депозитарных расписок, цена приобретения таких представляемых ценных бумаг определяется исходя из цены приобретения депозитарных расписок, расходов, связанных с таким приобретением, а также расходов, связанных с погашением депозитарных расписок.

В целях настоящей главы не признается реализацией или иным выбытием ценных бумаг:

погашение депозитарных расписок при получении представляемых ценных бумаг;

передача представляемых ценных бумаг при размещении депозитарных расписок, удостоверяющих права на представляемые ценные бумаги.

8.1. В целях настоящей главы не признается реализацией или иным выбытием ценных бумаг:

погашение клиринговых сертификатов участия при получении от клиринговой организации соответствующих таким сертификатам ценных бумаг и иного имущества, внесенных в имущественный пул клиринговой организации;

передача клиринговой организации ценных бумаг в счет выдаваемых такой клиринговой организацией клиринговых сертификатов участия;

признание акций иностранной организации акциями международной компании, зарегистрированной в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях». При этом расходами на приобретение акций международной компании и (или) их стоимостью в целях настоящей главы признаются соответственно расходы на приобретение акций иностранной организации, в порядке редомициляции которой создана такая международной компания, и (или) их стоимость.

9. В целях настоящей главы ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (обращающимися ценными бумагами) при одновременном соблюдении следующих условий:

1) если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с применимым законодательством;

2) если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;

3) если по ним в течение последовательных трех месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами, хотя бы один раз рассчитывалась рыночная котировка (за исключением случая расчета рыночной котировки при первичном размещении ценных бумаг эмитентом).

10. Рыночной котировкой ценной бумаги в целях настоящей главы признается:

для ценных бумаг, допущенных к торгам российского организатора торговли (включая биржу), — средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через такого организатора торговли;

для ценных бумаг, допущенных к торгам иностранного организатора торговли (включая биржу), — цена закрытия по ценной бумаге, рассчитываемая таким организатором торговли по сделкам, совершенным через него в течение торгового дня.

Если по одной и той же ценной бумаге сделки совершались через двух и более организаторов торговли, налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать рыночную котировку, сложившуюся у одного из организаторов торговли.

В случае, если средневзвешенная цена организатором торговли не рассчитывается, в целях настоящей главы средневзвешенной ценой признается половина суммы максимальной и минимальной цен сделок, совершенных в течение торгового дня через этого организатора торговли.

11. В случае совершения сделки с обращающимися ценными бумагами через российского или иностранного организатора торговли:

1) датой совершения сделки признается дата проведения торгов, на которых была заключена соответствующая сделка с ценной бумагой;

2) для целей налогообложения признается фактическая цена реализации (приобретения) или иного выбытия ценных бумаг, если иное не предусмотрено подпунктом 3 настоящего пункта;

3) по сделкам, совершенным на основании адресных заявок, признаваемым контролируемыми в соответствии с разделом V.1 настоящего Кодекса, для целей налогообложения признается цена реализации (приобретения) или иного выбытия ценных бумаг, определяемая в порядке, предусмотренном подпунктами 2 и 3 пункта 12 настоящей статьи.

12. В случае совершения сделки с обращающимися ценными бумагами вне организованного рынка ценных бумаг (без участия российского или иностранного организатора торговли):

1) датой совершения сделки признается дата договора, определяющего все существенные условия передачи ценной бумаги;

2) если иное не установлено настоящей статьей, рыночной ценой обращающейся ценной бумаги для целей налогообложения признается фактическая цена реализации (приобретения) или иного выбытия ценной бумаги при соблюдении одного из следующих условий:

если на дату совершения сделки было зарегистрировано более одной сделки с ценной бумагой, ее рыночной ценой признается фактическая цена совершенной сделки при условии, что эта цена на дату совершения сделки находится в интервале между максимальной и минимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором (организаторами) торговли на эту дату;

если на дату совершения сделки была зарегистрирована одна сделка с ценной бумагой, ее рыночной ценой признается фактическая цена совершенной сделки, если она соответствует цене одной другой сделки с указанной ценной бумагой на дату совершения сделки, в отношении которой определяется рыночная цена;

3) в целях применения подпункта 2 настоящего пункта:

максимальная и минимальная цены сделок (цена одной сделки), зарегистрированные организатором торговли, определяются по сделкам, совершенным на основании безадресных заявок;

при отсутствии информации об интервале цен (цене одной сделки) у организаторов торговли на дату совершения сделки в целях настоящего пункта принимается интервал цен (цена одной сделки) при реализации этих ценных бумаг по данным организаторов торговли на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение трех последовательных месяцев, предшествующих дате совершения сделки;

если по одной и той же ценной бумаге сделки на указанную дату совершались через двух и более организаторов торговли, налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать организатора торговли, значения интервала цен (цена одной сделки) которого будут использованы для определения ее цены для целей налогообложения, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом в случае, если у некоторых из организаторов торговли, указанных в настоящем абзаце, было зарегистрировано более одной сделки с этой ценной бумагой, а у других организаторов торговли была зарегистрирована только одна сделка с этой ценной бумагой, налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать организатора торговли, значения интервала цен которого будут использованы для определения ее цены для целей налогообложения, из числа тех организаторов торговли, у кого было зарегистрировано более одной сделки с этой ценной бумагой.

13. В случае приобретения обращающихся эмиссионных ценных бумаг при их размещении, а также при первом после размещения предложении этих ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе у брокера, оказывающего услуги по такому предложению этих ценных бумаг, фактическая цена приобретения таких ценных бумаг признается рыночной ценой и принимается для целей налогообложения.

14. В случае реализации обращающихся ценных бумаг по цене ниже минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная цена сделки на организованном рынке ценных бумаг.

В случае приобретения обращающихся ценных бумаг по цене выше максимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается максимальная цена сделки на организованном рынке ценных бумаг.

В целях настоящего пункта при совершении единственной сделки на организованном рынке ценных бумаг цена такой сделки признается максимальной (минимальной) ценой.

15. По операциям с обращающимися инвестиционными паями открытого паевого инвестиционного фонда, в том числе в случае их приобретения (погашения) у управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим соответствующий открытый паевой инвестиционный фонд, фактическая цена сделки признается рыночной и принимается для целей налогообложения, если она равна расчетной стоимости инвестиционного пая, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах.

16. По необращающимся ценным бумагам фактическая цена сделки признается рыночной ценой и принимается для целей налогообложения, если эта цена находится в интервале между максимальной и минимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, если иное не установлено настоящим пунктом.

В целях настоящей статьи предельное отклонение цен необращающихся ценных бумаг устанавливается в размере 20 процентов в сторону повышения или понижения от расчетной цены ценной бумаги.

В случае реализации необращающихся ценных бумаг по цене ниже минимальной цены, определенной исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, при определении финансового результата для целей налогообложения принимается минимальная цена, определенная исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен.

В случае приобретения необращающихся ценных бумаг по цене выше максимальной цены, определенной исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, при определении финансового результата для целей налогообложения принимается максимальная цена, определенная исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен.

Порядок определения расчетной цены необращающихся ценных бумаг устанавливается в целях настоящей главы Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

17. По операциям с необращающимися инвестиционными паями открытых паевых инвестиционных фондов, в том числе в случае их приобретения (погашения) у управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим соответствующий открытый паевой инвестиционный фонд, для целей налогообложения принимается фактическая цена сделки, если она равна расчетной стоимости инвестиционного пая, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах.

По операциям с необращающимися инвестиционными паями закрытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, в том числе в случае их приобретения у управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим соответствующий паевой инвестиционный фонд, для целей налогообложения принимается фактическая цена сделки, если она равна расчетной стоимости инвестиционного пая, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах.

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах выдача, погашение или обмен инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, ограниченных в обороте, осуществляется не по расчетной стоимости инвестиционного пая, для целей налогообложения принимается фактическая цена сделки, если она равна сумме денежных средств, на которую выдается один инвестиционный пай и которая определена в соответствии с правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом без учета предельной границы колебаний.

18. Расчетная цена необращающихся ценных бумаг для целей налогообложения определяется на дату договора, устанавливающего все существенные условия передачи ценной бумаги.

Расчетная цена необращающихся инвестиционных паев для целей налогообложения определяется на предшествующую дату, на которую определяется расчетная стоимость инвестиционного пая, ближайшую к дате совершения сделки.

19. Налогоплательщик вправе принять для целей налогообложения расчетную цену сделки, определяемую с применением методов, установленных главой 14.3 настоящего Кодекса, при определении финансового результата по сделкам (в том числе не признаваемым контролируемыми) с обращающимися ценными бумагами и не применять правила определения цены ценной бумаги для целей налогообложения, установленные настоящей статьей, при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

1) покупатель ценных бумаг (совместно с аффилированными лицами) становится владельцем более 5 процентов соответствующего выпуска ценных бумаг;

2) количество ценных бумаг превышает 1 процент соответствующего выпуска ценных бумаг;

3) цена ценных бумаг установлена по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления;

4) покупатель (продавец) ценных бумаг является эмитентом этих ценных бумаг, в том числе по оферте.

20. Налогоплательщик-акционер, реализующий акции, полученные им при увеличении уставного капитала акционерного общества, определяет доход как разницу между ценой реализации и первоначально оплаченной стоимостью акции, скорректированной с учетом изменения количества акций в результате увеличения уставного капитала.

21. Доходы (расходы) по операциям с обращающимися ценными бумагами учитываются в общеустановленном порядке в общей налоговой базе.

Если иное не установлено настоящей статьей или статьей 304 настоящего Кодекса, доходы, полученные от операций с обращающимися ценными бумагами за отчетный (налоговый) период, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с необращающимися ценными бумагами, а также на расходы либо убытки от операций с необращающимися производными финансовыми инструментами.

22. Налоговая база по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами определяется совокупно в порядке, установленном статьей 304 настоящего Кодекса, и отдельно от общей налоговой базы, если иное не предусмотрено настоящей статьей и статьей 304 настоящего Кодекса.

При этом убытки от операций с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами, полученные в предыдущем налоговом периоде (предыдущих налоговых периодах), могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы от операций с такими ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, определенной в отчетном (налоговом) периоде, с учетом ограничения, установленного пунктом 2.1 статьи 283 настоящего Кодекса.

23. Если иное не установлено настоящей главой, при реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик самостоятельно в соответствии с принятой в целях налогообложения учетной политикой выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг:

1) по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

2) по стоимости единицы.

24. Убытки, определенные в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса с учетом всех доходов (расходов), формирующих общую налоговую базу, могут быть направлены на уменьшение налоговой базы (прибыли) по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами.

25. Убыток в виде отрицательной разницы между рыночной ценой получаемого имущества (имущественных прав) и фактически понесенными затратами на приобретение эмиссионных ценных бумаг (акций и облигаций), организация-эмитент которых была ликвидирована (в том числе в результате применения процедуры банкротства), учитывается в полном объеме на дату ликвидации организации-эмитента в соответствующей налоговой базе в зависимости от категории таких ценных бумаг.

Указанный убыток увеличивается на сумму накопленного процентного (купонного) дохода по таким ценным бумагам, ранее учтенную при определении налоговой базы в соответствии со статьями 271 и 328 настоящего Кодекса, но фактически не полученную налогоплательщиком вследствие ликвидации организации-эмитента, если под него не создавался резерв по сомнительным долгам, и учитывается при определении налоговой базы, в которой учитывался соответствующий накопленный процентный (купонный) доход, на дату ликвидации организации-эмитента.

Правила учета убытка при ликвидации организации, установленные настоящим пунктом, применяются также в отношении убытка, полученного при ликвидации:

организации-заемщика в случае прекращения обязательств по ценным бумагам, выпущенным в целях финансирования займа (кредита);

организации — эмитента базовых ценных бумаг, если по условиям выпуска ценных бумаг исполнение обязательств по ним, включая их погашение, поставлено в зависимость от исполнения обязательств по базовым ценным бумагам.

26. Профессиональные участники рынка ценных бумаг, организаторы торговли, биржи, а также управляющие компании и клиринговые организации, осуществляющие функции центрального контрагента, определяют налоговую базу по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами в порядке, предусмотренном пунктом 21 настоящей статьи, настоящим пунктом и статьей 304 настоящего Кодекса.

Управляющими компаниями для целей настоящего Кодекса признаются управляющие компании, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

Клиринговыми организациями, осуществляющими функции центрального контрагента, для целей настоящего Кодекса признаются клиринговые организации, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».

К профессиональным участникам рынка ценных бумаг в целях настоящей главы приравниваются кредитные организации, имеющие соответствующую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, выданную Центральным банком Российской Федерации.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уменьшают общую налоговую базу на сумму убытков, полученных по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами. В течение налогового периода перенос на будущее убытков, полученных налогоплательщиками, указанными в абзаце первом настоящего пункта, в соответствующем отчетном периоде текущего налогового периода, может быть осуществлен только в пределах суммы полученной ими прибыли.

27. В целях настоящей главы накопленным процентным (купонным) доходом признается часть процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги, рассчитываемая пропорционально количеству календарных дней, прошедших от даты выпуска ценной бумаги или даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты передачи ценной бумаги.

28. По операциям с закладными налоговая база определяется в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 279 настоящего Кодекса.

29. Положения подпунктов 2 и 3 пункта 12 и пунктов 14 — 17 и 19 настоящей статьи в части определения цен ценных бумаг (инвестиционных паев) в целях налогообложения применяются исключительно в отношении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии с разделом V.1 настоящего Кодекса.

В отношении сделок, не признаваемых контролируемыми в соответствии с разделом V.1 настоящего Кодекса, для целей налогообложения применяется фактическая цена этих сделок.

30. По облигациям российских организаций, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, подлежащих налогообложению по налоговой ставке, предусмотренной подпунктом 1 пункта 4 статьи 284 настоящего Кодекса, при обращении которых в цену сделки включается часть накопленного купонного дохода, при исчислении общей налоговой базы не учитывается начисленный купонный доход, по которому применяется указанная налоговая ставка.

Комментируемая статья посвящена исправлению ошибок (искажений), которые привели к переплате налога в бюджет.

Перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в случаях невозможности определения периода совершения ошибок (искажений), а также в случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

При этом в отношении синтаксического строения пункта 1 статьи 54 НК РФ следует исходить из того, что абзацы 2 и 3 данного пункта сформированы с учетом периода, за который производится перерасчет налоговой базы и суммы налога, а не с учетом периода, к которому относятся выявленные ошибки (искажения) (в том числе при возможности установить таковой).

Аналогичная позиция указана в Письме Минфина России от 13.08.2012 N 03-03-06/1/408.

Актуально здесь будет привести позицию Девятого арбитражного апелляционного суда, изложенную в Постановлении от 07.11.2012 N 09АП-30754/2012-АК, согласно которой по правилу пункта 1 статьи 54 НК РФ, «при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения)». Однако предложением 2 абзаца 3 пункта 1 статьи 54 НК РФ установлено правило-исключение, в соответствии с которым «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».

Такого же толкования приведенных норм, т.е. квалификации положений абзаца 3 пункта 1 статьи 54 НК РФ как двух самостоятельных случаев (один из которых — ошибки, приведшие к излишней уплате налога), в которых законодатель прямо предусмотрел право пересчитать налоговую базу не за период совершения ошибки, а именно за период, когда они были выявлены, придерживается и Минфин РФ. В письме финансового ведомства от 01.08.2011 N 03-03-06/1/436 прямо указано, что «абзацем 3 пункта 1 статьи 54 НК РФ определены два случая перерасчета налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Это возможно, во-первых, в случаях невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) и, во-вторых, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога. Таким образом, налогоплательщик, допустивший ошибки (искажения), которые привели к излишней уплате налога в предыдущем налоговом (отчетном) периоде, имеет право скорректировать налоговую базу за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения)». Аналогичные выводы содержат Письма Минфина РФ от 30.01.2012 N 03-03-06/1/40, от 23.01.2012 N 03-03-06/1/24, от 25.08.2011 N 03-03-10/82.

При этом положения абзаца 3 пункта 1 статьи 54 НК РФ имеют обратную силу, поскольку устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков в части права на учет переплаты, образовавшейся вследствие неотражения спорных расходов в предыдущем налоговом периоде, что соответствует неоднократно подтвержденному ВАС РФ принципу установления реальных налоговых обязательств налогоплательщика.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.11.2004 N 6045/04 подтвердил, что признание налогоплательщиком расходов для целей налогообложения в более позднем периоде не приводит к образованию недоимки, поскольку «неправильный учет повлек бы излишнюю уплату налога, что компенсирует занижение налога в следующем периоде».

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 22.01.2013 N А56-16511/2012 разъяснил, что по общему правилу расходы, произведенные налогоплательщиком, должны быть учтены в целях исчисления налога на прибыль в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.

Обязанность по предоставлению уточненной налоговой декларации возникает при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате; перерасчет налога в этом случае производится за период, в котором были совершены указанные ошибки.

ФНС России в Письме от 17.08.2011 N АС-4-3/13421 указала, что приведенные в статье 54 НК РФ нормы регулируют вопросы внесения изменений в налоговые декларации в случае обнаружения налогоплательщиками ошибок (искажений), относящихся к прошедшим налоговым периодам, четко устанавливая две возможные ситуации, которые определены соответственно абзацами 2 и 3 пункта 1 указанной статьи:

  • первая — когда возможно определить, к какому именно периоду относятся обнаруженные ошибки (искажения);
  • вторая — когда период совершения ошибки определить нельзя.

Перерасчет налоговой базы и суммы налога в периоде выявления ошибки (искажения) может быть произведен, только если невозможно определить период совершения ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы.

Правила исправления ошибок в бухгалтерском учете установлены Положением по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010, утвержденным Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н.

При этом не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности.

Минфин России в Письме от 30.01.2012 N 03-03-06/1/40 пришел к аналогичным выводам.

В пункте 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 НК РФ» указано, что по смыслу статьи 54 НК РФ налоговые последствия влекут не сами гражданско-правовые сделки, а совершаемые в их исполнение финансово-хозяйственные операции, отражаемые в бухгалтерском учете. При этом налогообложению подвергается финансовый результат, формируемый по итогам налогового (отчетного) периода на основе данных регистров бухгалтерского учета, в том числе совокупности совершенных в этом периоде названных операций.

Например, передав в проверяемом налоговом периоде во исполнение договора купли-продажи спорные объекты недвижимости покупателю, общество отразило соответствующие операции в бухгалтерском учете, исключив переданное имущество из своих активов. В свою очередь, покупатель оприходовал приобретенное в собственность имущество, отразил его на балансе и использовал в хозяйственной деятельности. Признание договора купли-продажи недействительным не может повлечь возникновения у продавца и покупателя обязанности исказить в бухгалтерском учете реальные факты их хозяйственной деятельности. В связи с этим довод налогового органа об обязанности общества восстановить сведения о реализованном покупателю имуществе в бухгалтерском учете на дату его реализации является несостоятельным.

В случае фактического осуществления реституции, то есть возврата обществу спорных объектов недвижимого имущества, общество обязано будет отразить данные финансово-хозяйственные операции на дату их совершения и с этого момента вновь станет плательщиком налога на имущество организаций в отношении указанных объектов.

В судебной практике (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 20.12.2012 N А40-3532/12-90-17) сформирована позиция, согласно которой выявление прошлых налоговых (отчетных) периодов, налоговые обязательства по которым подлежат корректировке в случае обнаружения ошибок (искажений), связанных с выявлением расхода прошлых лет, базируется на определении периода, к которому относится выявленный расход, то есть на анализе первичных документов. Для того, чтобы определить, в каком налоговом периоде учитывается перерасчет расходов, необходимо установить является ли такой перерасчет результатом обнаружения ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы прошлого налогового периода либо результатом изменения фактических обстоятельств, произошедших в текущем налоговом периоде.

Так, налогоплательщик имеет право отразить понесенные им в предыдущем налоговом периоде расходы в текущем налоговом периоде только в случае, когда период возникновения этих расходов неизвестен. Во всех других случаях расходы, относящиеся к прошлым налоговым периодам, подлежат отражению в налоговом учете в соответствии с требованиями статьи 54 и статьи 272 НК РФ.

Такой вывод изложен в Постановлении ФАС Поволжского округа от 29.11.2012 N А65-12846/2012.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 02.08.2012 N А68-8716/2011 отмечено, что согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148, по смыслу пункта 1 статьи 54 НК РФ налоговые последствия влекут не сами гражданско-правовые сделки, а совершаемые во исполнение этих сделок финансово-хозяйственные операции, отражаемые в бухгалтерском учете. При этом налогообложению подвергается финансовый результат, формируемый по итогам налогового (отчетного) периода на основе данных регистров бухгалтерского учета, в том числе совокупности совершенных в этом периоде названных операций.

Следовательно, последующая переквалификация возникших правоотношений на неосновательное обогащение не может повлечь возникновения у сторон по договору обязанности исказить в бухгалтерском учете реальные факты их хозяйственной деятельности.

В пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015, отмечено, что главой 23 НК РФ прямо не определено, на основании каких именно документально подтвержденных данных о стоимости имущества гражданин обязан исчислять налог в случае получения имущества в дар от другого физического лица.

В силу закрепленных в статье 3 НК РФ основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ).

Поэтому в рассматриваемой ситуации надлежит исходить из положений пункта 3 статьи 54 НК РФ, в силу которых по общему правилу физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений об объектах налогообложения.

К числу таких сведений об объекте налогообложения могут быть отнесены официальные данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученные из государственного кадастра недвижимости, который является систематизированным сводом сведений об учтенном в Российской Федерации недвижимом имуществе (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

При отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости имущества не исключается также право гражданина использовать сведения об инвентаризационной стоимости недвижимости, полученные из органов технической инвентаризации, одной из целей определения которой является налогообложение физических лиц (пункт 7 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.97 N 1301).

В ситуации, когда не установлена недостоверность официальных сведений о стоимости имущества, на основании которых гражданином был исчислен и уплачен налог, достаточные основания для взыскания с него недоимки отсутствуют.

Так, при разрешении одного из дел о взимании налога при дарении имущества суд апелляционной инстанции согласился с правильностью исчисления налога гражданином исходя из инвентаризационной стоимости полученной в дар квартиры. Судебная коллегия областного суда отметила, что НК РФ не содержит конкретной методики определения налоговой базы при дарении имущества, в связи с чем денежным измерением дохода может быть признана инвентаризационная стоимость такого имущества по данным бюро технической инвентаризации и указанная в договоре в качестве той стоимости имущества, от уплаты которой даритель освободил гражданина (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Особое внимание в статье 54 НК РФ уделено ведению налогового учета индивидуальными предпринимателями.

Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 15 Порядка амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за налоговый период. При этом начисление амортизации производится только на принадлежащее индивидуальному предпринимателю на праве собственности имущество, непосредственно используемое для осуществления предпринимательской деятельности и приобретенное за плату.

Согласно Постановлениям ФАС УО от 25.02.2010 N Ф09-801/10-С2, ФАС ЗСО от 25.01.2010 по делу N А45-13717/2009 и ФАС СЗО от 18.03.2008 по делу N А56-20123/2007 использование предпринимателем имущества в личных целях до начала ведения деятельности не лишает его права включать стоимость имущества в налоговые расходы. А тот факт, что имущество было приобретено еще до начала ведения предпринимательской деятельности, не имеет значения. Начисление амортизации по основным средствам начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в использование.

Судами сделан вывод, что имущество должно использоваться для предпринимательской деятельности, а не приобретаться в период ее ведения.

НК РФ и Порядком не установлено, что начисление амортизации производится только по основным средствам, которые приобретены физическим лицом после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

По мнению ФНС России, вне зависимости от времени приобретения основного средства индивидуальный предприниматель вправе начислять по нему амортизацию, в случае использования основного средства для извлечения дохода от предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель вправе принять автомобиль к учету в качестве основного средства. Подтверждением может быть акт о приеме-передаче объекта основных средств и инвентарная карточка, введение в эксплуатацию данного автомобиля (приказ, путевые листы об использовании автомобиля и т.д.).

Согласно пункту 37 раздела 9 Порядка амортизируемое имущество, используемое для осуществления предпринимательской деятельности, принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии с разделами 7 и 8 Порядка.

В соответствии с пунктом 44 Порядка индивидуальные предприниматели, приобретающие объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество месяцев эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Таким образом, индивидуальный предприниматель вправе уменьшить срок полезного использования основного средства, бывшего в употреблении, на количество лет (месяцев) его эксплуатации собственником (физическим лицом), в том числе до регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Кроме того, должны быть документы, подтверждающие приобретение автомобиля физическим лицом (договор купли-продажи, платежные документы об оплате стоимости автомобиля), а также технический паспорт автомобиля.

Такие разъяснения приведены в Письме ФНС России от 25.07.2013 N ЕД-4-3/13609@.

Пунктом 14 Порядка определено, что стоимость реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг отражается с учетом фактических затрат на их приобретение, выполнение, оказание и реализацию.

Специального порядка определения стоимости реализуемых товаров Порядок учета не содержит.

При расчете налоговой базы от реализации товаров налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать метод, который будет использован им для учета расходов по приобретению реализуемых товаров. При этом в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя и в налоговой декларации, представляемой в налоговый орган по окончании налогового периода, необходимо указать метод оценки товаров, который был использован налогоплательщиком.

Аналогичные разъяснения указаны в Письме Минфина России от 15.10.2012 N 03-04-05/8-1196.

При ведении учета доходов и расходов необходимо учитывать данную особенность отражения полученных доходов в одном налоговом периоде и произведенных расходов в другом налоговом периоде. Если деятельность индивидуального предпринимателя осуществляется из года в год, то поскольку в главе 23 НК РФ не конкретизируется налоговый период, в котором могут быть учтены произведенные расходы, следовательно, такие расходы могут учитываться в составе профессионального налогового вычета в текущем или в последующих налоговых периодах.

Таким образом, если доходы индивидуального предпринимателя от реализации товара получены в 2012 году, то они могут быть уменьшены на произведенные расходы по приобретению товара в 2011 году. На это указал Минфин России в Письме от 05.09.2012 N 03-04-05/8-1063.

ВАС РФ принял Решение от 08.10.2010 N ВАС-9939/10 о признании пункта 13 и подпункта 1-3 пункта 15 Порядка, не соответствующими НК РФ и недействующими.

В связи с этим при рассмотрении вопроса порядка учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей следует руководствоваться исключительно положениями главы 23 НК РФ.

В главе 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ не используются такие понятия, как «кассовый» метод или метод «начисления», поскольку в ней предусматривается особый порядок учета доходов и расходов в целях исчисления налога на доходы физических лиц.

Так, дата фактического получения дохода, согласно пункту 1 статьи 223 НК РФ, определяется, в частности, при получении доходов в денежной форме как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, а при получении доходов в натуральной форме — как день передачи доходов в натуральной форме.

В отношении дохода в виде оплаты труда пунктом 2 статьи 223 НК РФ установлена иная норма, предусматривающая, что датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода является последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Из вышеизложенного следует, что в доход налогоплательщика за соответствующий налоговый период включаются все доходы, дата получения которых приходится на этот налоговый период.

Использование иных методов учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями для целей исчисления налога на доходы физических лиц законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.

Такие выводы изложены в Письме Минфина России от 17.02.2011 N 03-04-05/8-97.

В Постановлении от 07.11.2012 N Ф09-7762/11 N А07-472/2011 ФАС Уральского округа, учитывая приведенную позицию ВАС РФ, указал, что налогоплательщик правомерно учел материальные расходы в тех налоговых периодах, когда фактически получил доход от реализации товаров (работ, услуг), приобретением которых обусловлены расходы.

Согласно пункту 1.2 Порядка заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденного приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н, налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога.

Пунктом 1.6 Порядка предусмотрено, что исправление ошибок в Книге учета доходов и расходов должно быть обоснованно и подтверждено подписью индивидуального предпринимателя с указанием даты исправления и печатью индивидуального предпринимателя при ее наличии.

В Письме Минфина России от 22.06.2015 N 03-11-09/36020 отмечено, что НК РФ и Порядком не предусмотрено исправление ошибок в указанной Книге в соответствии с требованиями, установленными пунктом 1 статьи 54 НК РФ.

Вместе с тем установленный главой 26.2 НК РФ порядок исчисления налога, ведения налогового учета и составления налоговой декларации действует как в отношении организаций, так и индивидуальных предпринимателей. Поэтому налогоплательщики упрощенной системы налогообложения — индивидуальные предприниматели при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде вправе перерасчет налоговой базы и суммы налога производить применительно к пункту 1 статьи 54 НК РФ за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

ФАС Московского округа в Постановлении от 23.01.2013 N А40-72767/12-20-399 пришел к выводу, что в целях главы 21 НК РФ не может быть признан авансовым платеж, поступивший налогоплательщику в том же налоговом периоде, в котором произошла фактическая реализация товаров, поскольку согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных сведений об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *