Статусная роль

Глава 3. Право

Быть гражданином и иметь гражданство

Многие столетия тому назад люди начали осознавать свою связь с государством, которое выступало в роли покровителя и защитника. Звание гражданина было дано не каждому. Чтобы им стать, в греческих городах-государствах нужно было обладать земельной собственностью. Также важным было и происхождение, принадлежность к определённой семье, роду. Мужчины до 30 лет или женщины не являлись полноправными гражданами. Женщины, например, были лишены права обращаться в суд и обладать земельной собственностью.

В Средневековье гражданин ассоциировался с подданным, человеком, связанным вассальной зависимостью с другими вышестоящими лицами. Термин «подданный» в России распространился во второй половине XVII в.

Слово «гражданин» можно рассматривать по-разному. Кто-то видит в нём характеристику высоконравственной личности, в другом же смысле — это юридическая категория.

Гражданство — постоянная политико-правовая связь лица и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Документом, удостоверяющим российское гражданство, является паспорт гражданина Российской Федерации, который получают в 14 лет. Выдача и замена паспортов производятся органами внутренних дел по месту жительства граждан. Гражданам, не имеющим места жительства, выдача и замена паспортов производятся органами внутренних дел по месту их пребывания.

Срок действия российского паспорта:

    от 14 лет — до достижения 20-летнего возраста;

    от 20 лет — до достижения 45-летнего возраста;

    от 45 лет — бессрочно.

Российское гражданство — устойчивая правовая связь человека с Российской Федерацией как самостоятельным государством, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

По отношению к государству люди могут рассматриваться как граждане, иностранцы, лица без гражданства.

Гражданин — человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, установленных в государстве, к которому он принадлежит и с которым он связан.

Иностранец — человек, имеющий гражданство другого государства и не связанный с тем государством, в котором он находится или по отношению к которому он рассматривается.

Лицо без гражданства — тот, кто не является гражданином данной страны и не имеет доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Двойное гражданство — наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства.

Порядок взаимоотношений человека и государства устанавливается Конституцией РФ, международными договорами, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации».

Гражданство в России является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданина нельзя лишить гражданства, а его проживание за пределами страны не лишает его правового статуса.

Правовой статус — совокупность прав и обязанностей, которыми наделяется субъект права.

Продолжение >>>

Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли – это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль – это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль – действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит: из ролевого ожидания (экспектации) и исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина – это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Основные характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая – размыта.

По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т.д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой – отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае – покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, – только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми – чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

Влияние социальной роли на развитие личности

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам – вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т.е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения – имиджетерапия (имидж – образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.

Гендер – социальная характеристика человека

Пол и гендер являются важнейшими концепциями, которые часто путают.

Пол определяется физиологическим строением человека (биологическая характеристика), в то время как гендер определяется свойствами личности, внешним видом и поведением (социальная характеристика).

Пол – важнейшая характеристика человека.

Генетическая основа того, что люди называют полом, возникает на протяжении трех недель с момента оплодотворения.

Под воздействием мужского гормона – тестостерона, уровень которого в организме женщины в этот период повышается в среднем примерно в 10 раз, в формирующемся плоде либо вырабатывается хромосома «Y» либо нет. При этом в случае появления хромосомы «Y» и соответственно формированием мужской физиологии – уровень тестостерона (его количество) в организме матери влияет на здоровье и физические данные будущего мужчины, Проще говоря будет ли он выдающимся спортсменом или нет зависит от количества мужского гормона тестостерона, который вырабатывался организмом матери во время беременности (уровень в 8, 10 или 12 раз выше нормы).

В этот же период формируются пальцы будущего человека и если верить доказанной теории Английского ученого энтузиаста – по разнице между указательным и безымянным пальцами рук мужчины можно определить уровень мужского гормона который влиял на зародыш в организме беременной матери, и который в результате, и определил физические данные будущего мужчины, его способности и здоровье. При чем это совершенно не касается женщин, у которых в отличие от мужчин, указательный палец обычно длиннее безымянного.

Половая и гендерная разница возникает из-за того, что «…одна из двадцати трех пар хромосом – называемая половыми хромосомами – получает или X-хромосому, и возникающая комбинация XX будет означать появление существа женского пола, или 23-я пара будет иметь паттерн XY, который ведет к формированию морфологических особенностей, свойственных мужчине», то есть пол человека – определяет всего одна хромосома. При чем хромосома Y – имеет размер в несколько тысяч раз меньший чем хромосома X.

Ученые доказали: «Базовая матрица человеческого тела и ума – женская. Все мы начинаем свою жизнь девочками: 22 пары хромосом несут женские коды и только в 23-й паре хромосом – половых, может содержаться Y-хромосома – мужской генетический код. Грудь и соски у плода формируются раньше чем формируется пол, поэтому у мужчин они остаются неразвитыми.

В эволюционном развитии Мужчины стоят на ступень выше женщин, но это не является чистым преимуществом, скорее наоборот, их мозг более специализирован и уязвим, они подвержены более серьезным болезням и т.д.

В XX веке Зигмунд Фрейд заявил, что анатомия женщины определяет ее судьбу. По утверждению Зигмунда Фрейда «ущербность» женщины заключается в отсутствии у нее мужского полового органа и сексуальной энергии (либидо). Осознав свою неполноценность, женщина якобы переживает чувство фаллической зависти, которое проходит лишь с рождением ребенка. Это все, к чему стремится женщина и на что она способна, следовательно, она не может считаться полноценным существом.

Но в этом утверждении есть доля правды. Ведь для многих женщин брак и дети являются смыслом жизни…

Гендер – специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, т.е. к тому, как общество «выстраивает» эти отношения взаимодействия полов в социуме.

С понятием гендер тесно связано понятие гендерные стереотипы – внутренние установки в отношении места женщин и мужчин в обществе, их функций и социальных задач. Именно эти стереотипы являются барьером в установлении подлинного гендерного равенства в нашем обществе.

Биологический пол: мужчина / женщина

Биологические и социальные факторы, влияющие на половую идентичность, настолько переплетены, что для их распутывания потребовались бы геркулесовы усилия. Представьте себе, что у вас только что родился ребенок, но в родильном доме запрещено сообщать родителям пол младенца. Наверное, вы бы переживали сильнейшее нетерпение. Оно было бы вызвано вашим страстным желанием узнать пол ребенка. Но почему это так важно для вас? Очень просто – с момента рождения детей мы сознательно или бессознательно относимся к ним по-разному в зависимости от их пола. С момента рождения дети начинают осознавать свой пол.

Физические различия

Разумеется, существуют некоторые физические различия между полами. Младенцы мужского пола обычно несколько длиннее и тяжелее, чем девочки, их мышцы немного крепче, чем у девочек; кроме того, как правило, их сердце и легкие также крупнее. К 18-летнему возрасту сила мышц женщин почти на 50 процентов ниже, чем у мужчин. Младенцы женского пола обычно начинают ходить, говорить раньше, чем мальчики, кроме того, у них раньше прорезываются зубы и развиваются кости; девочки достигают половой зрелости на один-два года раньше, чем мальчики. Однако некоторые из этих различий могут быть обусловлены не только биологическими факторами; у мальчиков более крепкие мышцы могут сформироваться потому, что их в большей мере поощряют заниматься спортом, чем девочек.

Сравнительно короткая продолжительность жизни мужчин, вероятно, частично объясняется войнами, несчастными случаями, стрессом, возникающим на работе в атмосфере конкуренции. В связи с изменением сексуальных ролей эти различия, видимо, также подвержены переменам.

Тендерная идентичность и идеалы: мужественность/женственность

Большинство членов общества верят в общепринятые тендерные идеалы – идеализированные представления о предназначении, поведении и чувствах мужчин и женщин. Детей, которые не соответствуют этим идеалам, называют сорванцами и маменькиными сынками. Девочку называют сорванцом, если она самоуверенна, любит соревноваться с другими и увлекается спортом; мальчика считают маменькиным сынком, если он чувствителен и склонен к сочувствию, не любит футбол и убегает вместо того, чтобы дать сдачи. Дети, которых называют девчонками-сорванцами или маменькиными сынками, сразу же понимают, что их поведение не одобряется, часто они реагируют на негативное подкрепление и начинают нести себя в соответствии со своим полом.

Негативная реакция на «неуместное» поведение не является единственным фактором, влияющим на развитие тендерной идентичности. Маккоби и Джаклин предполагают, что на него воздействуют три основных процесса: моделирование, подкрепление и самосоциализация.

Моделирование

В этом процессе дети имитируют поведение взрослых. Вначале подражают человеку, который больше всех о них заботится, – маме или другому человеку (обычно женского пола), уделяющему им много внимания, например няне, домработнице или сотруднице яслей. Хотя, как правило, отцы проводят со своими детьми намного меньше времени, чем матери, большинство детей в значительной мере берут пример и с отца, и с матери, а позднее с друзей семьи, учителей и людей, которых они видят по телевизору.

Интересно отметить, что, когда модели обоего пола находятся рядом, маленькие дети не обязательно имитируют поведение взрослого одного с ним пола. Исследования показывают, что дошкольники и ученики младших классов, занимающиеся игрушками, «соответствующими» их полу, и предпочитающие дружить с детьми своего пола, обычно склонны подражать взрослым, обладающим силой и властью, независимо от их пола. Например, если дети имеют выбор образца для подражания между мамой, готовящей обед дома, и мужчиной шеф-поваром, работающим в ресторане, и мальчики и девочки скорее склонны имитировать мастерство шефа.

Нэнси Чодорова утверждает, что в основном моделирование осуществляется в самом раннем детстве. Она считает, что различия тендерных идеалов сохраняются благодаря единственной в своем роде близости между матерью и дочерью. «Под влиянием раннего опыта девочек и мальчиков, ощущавших женскую заботу, формируется ожидание, что интересы матерей полностью сосредоточены на детях и главный смысл их жизни связан с заботой о благополучии детей.

Дочери вырастают, отождествляя себя со своими мамами в соответствии с этими ожиданиями… В результате материнской заботы, испытанной в детстве, у девочек наверняка закладывается стремление к материнской заботе о младенцах, и они будут готовы принять на себя длительную заботу о детях».

Психоаналитические исследования показали, что на ранних этапах социализации мальчики и девочки отождествляют себя со своими мамами. На более поздних этапах девочки обычно сохраняют свою привязанность к матери; мальчики начинают сближаться с отцами или другими сильными личностями мужского пола. Таким образом, мальчик должен изменить свою ориентацию в период, когда он очень нуждается в эмоциональной поддержке, и в связи с этим могут возникнуть проблемы. Исследования Хедерингтона наводят на мысль, что под влиянием сильного отца формируется мужское самосознание мальчика. Кроме того, можно предположить, что властная мать может препятствовать сближению юного сына со своим отцом.

Подкрепление

Это понятие связано с награждениями и наказаниями. Родители поощряют поведение, соответствующее полу ребенка, и выражают неодобрение неуместного поведения: мальчиков хвалят, если они научились бросать мяч на 50 футов дальше; взрослые обычно ворчат, когда полные девочки съедают вторую порцию обеда. Наверное, мальчиков чаще хвалят и ругают, чем девочек. Это особенно заметно, когда дело касается общепринятых образцов поведения, соответствующих полу. Родители больше обеспокоены, если их сыновья ведут себя как маменькины сынки, чем когда их дочери ведут себя сорванцами. В то время как родители склонны осуждать несамостоятельность мальчиков, они позволяют девочкам быть зависимыми от других и даже одобряют это. В результате мальчики усваивают принцип, что следует рассчитывать на свои собственные достижения, чтобы обрести самоуважение, в то время как самоуважение девочек зависит от того, как к ним относятся другие.

Маккоби и Джаклин установили, что посторонние в большей мере, чем родители, воспринимают детей на основе общепринятых стереотипов полового поведения. Родители знают индивидуальные особенности своего ребенка и принимают их во внимание. Незнакомые же люди, которые не знают ребенка, ожидают, что он должен вести себя «как мальчик» или «как девочка».

Самосоциализация

Этот процесс, о котором писал Лоренс Колберг, связан с тем, что дети «сами подготавливают себя к жизни в обществе» на основе вербального и невербального социального взаимодействия. Подобно актерам, пытающимся найти различные интерпретации роли, дети воспроизводят поведение хитрых, грубых и щедрых и т.п. людей – критерием для них являются ответные реакции сверстников. Постепенно, попадая в тысячи жизненных ситуаций, дети начинают осознавать, что воплощение определенных образцов вызывает уважение или осуждение других.

Хотя в некоторых случаях этот процесс отражает стандарты родителей, самосоциализация имеет и свою самобытность. Этим отчасти объясняется тот факт, что иногда тендерная идентичность вырастающих детей не соответствует желаниям или ожиданиям их родителей.

Идеалы и идентичность

В ходе трех только что рассмотренных процессов (моделирования, подкрепления и самосоциализации) дети учатся осознавать себя девочками или мальчиками, у них формируются понятия о «мужественности» или «женственности». По мере формирования такого поведения одновременно складываются тендерная идентичность и идеалы. Дети начинают считать свое поведение «естественным», потому что они являются мальчиками или девочками. Большинство из нас обычно без всякого сомнения причисляют себя к мужскому или женскому полу, но существует некоторая неясность по вопросу о том, как следует вести себя мужчинам или женщинам, каким образом формируется мужская или женская тендерная идентичность личности.

Дело в том, что тендерная идентичность и идеалы не всегда соответствуют друг другу. Например, гомосексуалистам свойственна тендерная идентичность, но они не испытывают романтического влечения к женщинам, олицетворяющего тендерный идеал мужчины. Подобное поведение характерно и для трансвеститов–людей, которые одновременно носят мужскую и женскую одежду – они осознают свой биологический пол, но их поведение не соответствует общепринятым идеалам, Любой врач неотложной помощи может рассказать вам о мужчинах, которые носят белье с кружевами под костюмом-тройкой. Наконец, явление транссексуальности также свидетельствует об отсутствии автоматического соответствия между тендерной идентичностью и идеалами.

Сексуальные роли: «место мужчины»/ «место женщины»

Мы обсудили понятия биологического пола, тендерной идентичности и тендерных идеалов – первые три компонента полового самосознания. Четвертый компонент связан с сексуальными ролями. Они соответствуют ожиданиям такого поведения, которое определяет статус мужчин и женщин в обществе. Что касается половых ролей, то биологические факторы не предопределяют судьбу человека – нельзя сказать, что способность к деторождению ограничивает во всех обществах предназначение женщин домашним хозяйством и заботой о семейном очаге. Например, раньше в Америке беременные обычно уходили с работы и сидели дома в течение лет двадцати, часто они навсегда оставались домохозяйками. В настоящее время женщины обычно берут трех- или шестимесячный отпуск по уходу за ребенком, а затем снова приступают к работе. Хотя в Америке такое изменение произошло лишь недавно, в других странах уже давно наметилась подобная тенденция.

Маргарет Мид нанесла сокрушительный удар по убеждению, будто мужчины и женщины «от природы» созданы для определенных ролей. Она написала об этом в книге «Пол и темперамент», в которой представлены ее наблюдения жизни трех племен в Новой Гвинее. В начале исследования Мид была убеждена, что существуют некие коренные различия между полами. Она восприняла идею, что между мужчинами и женщинами существуют врожденные различия, поэтому представители каждого пола предназначены для определенных ролей. Полученные данные удивили ее. В каждом из трех исследованных племен мужчины и женщины исполняли совершенно различные роли, порой прямо противоположные общепринятым стереотипам, считающимся «естественными» для каждого пола.

Что такое социальный статус личности

Человек как обладатель социально значимых черт называется личностью. В структуре личности выделяют социальные статусы, социальные роли и направленность.

Социальный статус — это положение человека в социальной иерархии, место в системе общественных отношений. Статус может быть личным, а может быть групповым.

  • Прирожденный статус достается от рождения и не зависит от усилий человека: русский или немец, мужчина или женщина; в сословном обществе — дворянин, крестьянин, мещанин и т.п.

  • Приобретенный статус достигается в процессе жизни, обычно за счет определенных усилий: студент, доктор наук, директор фирмы, член политической партии.

  • Предписанный статус приобретается человеком независимо от желания, он может быть прирожденным или приобретенным. Например, наследник королевского престола — предписанный статус. Предписанный статус может меняться с течением жизни: ребенок, пенсионер, бабушка и т.п.

  • Ситуативный статус возникает лишь в конкретных обстоятельствах: например, покупатель в магазине, пассажир в поезде, собеседник. Иногда считают, что это уже не статус, а отдельная социальная роль (см. ниже).

Статус может быть формальным (тренер футбольной команды, школьник) и неформальным (друг, негласный лидер команды).

Обычно выделяют главный статус человека, который характеризует его в собственных глазах и в глазах других людей. В современном мире это чаще всего профессиональный статус: программист, повар, футболист, банкир, домохозяйка etc.

Некоторые статусы могут конфликтовать друг с другом. Например, если в одной группе индивид занимает высокое положение, а в другой — низкое; либо если права и обязанности одного статуса противоречат правам и обязанностями другого. В этом случае возникает конфликт статусов.

Что такое социальная роль личности

Социальная роль — это образец поведения в соответствии с нормами для данного социального статуса. Роль — те действия, которые ожидаются от человека с определенным статусом. Иногда говорят, что социальная роль — это динамическая часть социального статуса.

Роли, как и статусы, бывают предписанными от рождения (аскриптивными) либо приобретенными, достигаемыми. Роли могут быть именно социальными (обезличенными, профессиональными: ученик, учитель, продавец), а могут быть межличностными (возлюбленный, отверженный).

Обычно у человека можно выделить доминирующую роль, наиболее типичную и привычную для окружающих.

Социальная роль — это некий шаблон прав и обязанностей. Например, школьный учитель обязан передавать знания ученикам и вправе требовать от них внимания и уважения. Однако разные люди играют эту — и любую другую — роль несколько по-разному. Не бывает двух одинаковых учителей.

Статусно-ролевой набор и ролевые конфликты

Обычно у человека целый ряд статусов и ролей — это называют статусно-ролевым набором личности. Например, один и тот же юноша — это ученик в школе, сын и брат в семье, капитан в футбольной команде. Это приводит к тому, что человек обязан постоянно менять модели поведения.

Статусно-ролевой набор. Пример

Руководитель отдела крупной компании — это социальный статус — на работе выступает в роли начальника по отношению к своим подчиненным. Он должен давать задания, контролировать работу, поощрять за успехи.

Одновременно этот же человек выступает в роли подчиненного по отношению к директору. Он обязан выполнять указания босса, согласовывать с ним свои действия, отчитываться о работе отдела.

Вне офиса у этого же человека есть статусы отца и мужа, гражданина, актера любительского театра. Каждый из этих статусов предполагает свой набор ролей. Например, статус гражданина предполагает роли избирателя, налогоплательщика и проч.

Иногда из-за противоречивых требований к поведению человека возникают ролевые конфликты. Соответствовать всем ожиданиям невозможно, и чем-то приходится пожертвовать. По видам ролевые конфликты делятся на:

  • Внутриролевые конфликты — противоречия между требованиями к одной и той же роли. Например, хороший родитель должен быть то любящим и мягким, то требовательным и строгим.

  • Межролевые конфликты — противоречия между требованиями разных ролей одного человека. Например, роль хорошего работника требует подолгу трудиться, а это мешает исполнять обязанности хорошего родителя.

  • Личностно-ролевые конфликты — противоречия между личными убеждениями и требованиями роли. Например, нежелание солдата исполнять приказ об убийстве, который противоречит его морали.

Почему утрата социального статуса толкает людей к восприятию радикальных взглядов и крайностям общественного поведения?

Утрата привычного социального статуса — тяжелое потрясение для человека. Лишившись ориентиров, он плохо понимает, как ему действовать дальше — вместе со статусом исчезают социальные роли, модели поведения.

Если человек оказывается между различными социальными группами, его называют маргиналом. Маргинальность не всегда плоха, но почти всегда вызывает трудности с самоидентификацией и стресс.

В этих условиях люди ищут наиболее простой выход, готовы поверить обещаниям быстро решить все проблемы. Такое обещание дают религиозные секты или представители радикальных политических идеологий: например, националисты.

Примеры массовой утраты привычного социального статуса и радикализации общества в истории нередки. Например, после поражения в Первой мировой войне Германия переживала тяжелейший экономический и социально-политический кризис. Миллионы людей стали маргиналами. Отчаявшиеся люди попали под влияние демагогии национал-социалистов и позволили прийти к власти Адольфу Гитлеру.

В странах бывшего СССР после краха социалистической системы многие люди также лишились привычных социальных статусов. Это вело росту преступности и суицидов, алкоголизма и наркомании, радикальных политических настроений.

Выберите верные суждения о социальном статусе

Задание 1. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ном ста­ту­се и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) В со­вре­мен­ном об­ще­стве со­ци­аль­ный ста­тус мно­гих людей мно­го­крат­но ме­ня­ет­ся.
2) Со­ци­аль­ный ста­тус вы­сту­па­ет ди­на­ми­че­ским вы­ра­же­ни­ем со­ци­аль­ной роли.
3) От­дель­ные ста­тус­ные по­зи­ции люди по­лу­ча­ют при рож­де­нии.
4) Одним из важ­ных кри­те­ри­ев со­ци­аль­но­го ста­ту­са че­ло­ве­ка в со­вре­мен­ном об­ще­стве вы­сту­па­ет уро­вень об­ра­зо­ва­ния.
5) Со­цио­ло­ги раз­ли­ча­ют устой­чи­вый и пе­ре­мен­ный ста­ту­сы.
Ответ: 134

Задание 2. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ных ролях и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) Со­ци­аль­ная роль яв­ля­ет­ся ди­на­ми­че­ской со­став­ля­ю­щей со­ци­аль­но­го ста­ту­са.
2) Не­при­яз­нен­ные от­но­ше­ния между со­се­дя­ми слу­жат при­ме­ром ро­ле­во­го кон­флик­та.
3) К ти­пич­ным со­ци­аль­ным ролям от­но­сит­ся роль по­тре­би­те­ля.
4) В ро­ле­вом ре­пер­ту­а­ре лич­но­сти раз­ли­ча­ют глав­ные и вто­ро­сте­пен­ные роли.
5) Выбор ро­ле­во­го по­ве­де­ния опре­де­ля­ет­ся толь­ко внут­рен­ни­ми уста­нов­ка­ми лич­но­сти.
Ответ: 134

Задание 3. Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.
1) Социальный статус всегда определяется личными достижениями человека.
2) Социальный статус может быть предписанным или достигаемым.
3) Социальный статус связан с определенным набором прав и обязанностей.
4) Человек может одновременно обладать лишь одним социальным статусом.
5) Социальный статус может быть как индивидуальным, так и групповым.
Ответ: 235

Задание 4. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ной роли и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) Со­ци­аль­ная роль — это со­во­куп­ность дей­ствий, ко­то­рые дол­жен вы­пол­нить но­си­тель опре­деленного со­ци­аль­но­го ста­ту­са.
2) Ис­пол­не­ние со­ци­аль­ной роли за­ви­сит от лич­ност­ных ка­честв че­ло­ве­ка.
3) Все со­ци­аль­ные роли че­ло­ве­ка опре­де­ля­ют­ся при его рож­де­нии.
4) Осво­е­ние новой роли все­гда яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти.
5) Ис­пол­не­ние мно­гих со­ци­аль­ных ролей офи­ци­аль­но ре­гла­мен­ти­ро­ва­но.
Ответ: 125

Задание 5. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ном ста­ту­се и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.
1) Со­ци­аль­ный ста­тус все­гда опре­де­ля­ет­ся спо­соб­но­стя­ми и за­слу­га­ми че­ло­ве­ка.
2) Со­ци­аль­ный ста­тус от­ра­жа­ет по­ло­же­ние ин­ди­ви­да в со­ци­аль­ной груп­пе.
3) Лич­ный со­ци­аль­ный ста­тус опре­де­ля­ет­ся са­мо­оцен­кой че­ло­ве­ка.
4) Один че­ло­век может иметь не­сколь­ко со­ци­аль­ных ста­ту­сов.
5) Со­ци­аль­ный ста­тус все­гда свя­зан с опре­деленным на­бо­ром прав и обя­зан­но­стей.
Ответ: 245

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *