Стиль и методы работы руководителя

Содержание

33

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

«Московский институт управления»

Кафедра: Экономики и управления

Специальность: Экономика и управление на предприятии

(в природопользовании)

Форма обучения: заочная

РАБОТА ПО ПРОЙДЕННОМУ КУРСУ

По дисциплине: «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

Тема: «Стиль и методы работы руководителя»

студента учебной группы

Мельников Дмитрий Александрович

Руководитель:

МОСКВА 2008 г.

Введение

Характеристика руководителя

1.1 Биографические характеристики

Возраст руководителя.

Пол руководителя. Данная характеристика привлекает в последнее время все большее внимание со стороны исследователей, которые пытаются объяснить различие между мужским и женским поведением в роли руководителя.

1.2 Способности

1.3 Черты личности

Стили управления

Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных.

Правильно выработанный стиль руководства, соответствующий сложившийся ситуации, способен преодолеть трудности и привести систему к неожиданно высоким конечным результатам.

Внимание к производству

Внимание к человеку

Идеальный

Либеральный

Демократический

Авторитарный

Рис.1. Стили управления на решетке менеджмента

Сравнивая приведенные выше стили управления и вспоминая всеобщее ликование при переходе от социалистического пути развития к демократизации общества, можно сделать якобы обоснованный вывод в пользу демократического стиля управления. Но вот что пишет крупный немецкий социолог Д. Сцелл: «Сегодня с откатом к авторитаризму в общей политике демократия сама по себе не представляет больше ценности. Оценка негативного воздействия демократии в экономических терминах стала распространенным явлением. Очевидно, что ни один стиль руководства не является универсальным для любой производственной ситуации. Чаще встречаются смешанные, гибридные стили, нередки случаи, когда авторитарный по своим убеждениям начальник внешне ведет себя весьма демократично: вежлив, приветлив, готов выслушать мнение коллег, но его решения давно готовы и ни в чьих рекомендациях он не нуждается. При возникновении экстремальных ситуаций либеральный, «добрый и мягкий» руководитель обязан проявить свою волю, и тогда его стиль управления организацией будет жестким, авторитарным. Если же коллектив состоит из высококвалифицированных сплоченных специалистов своего дела, то авторитарный стиль в этом случае будет явно неуместным.

Стиль управления чаще всего зависит от стабильности или изменчивости окружающей среды: при изменении ситуации авторитарный руководитель может не справиться единолично с выбором оптимальной стратегии и ему придется привлекать к выработке решения все творческие силы коллектива; чем сложнее решаемые задачи, тем более обоснованными будут коллегиальные методы управления. При спокойной атмосфере внутри коллектива и стабильности внешней среды авторитарный стиль управления оправдывает себя. Это обстоятельство хорошо иллюстрирует рис.2.

33

Рис.2. Зависимость стиля управления от сложности задач

Стиль управления и квалификация персонала, как и срочность решения управленческих задач, связаны между собой обратной зависимостью: чем ниже квалификация сотрудников и чем меньше времени на решение задачи, тем более четкими, конкретными, а, следовательно, и, жесткими должны быть указания руководителя. Высококвалифицированные сотрудники предпочитают постановку задач не в строго структурированной форме, что оставляет свободу, более широкое поле деятельности и стимулирует удовлетворение высших потребностей личности — власти, самоутверждения, успеха. Сотрудники, привыкшие к послушанию и не имеющие выраженной индивидуальности, предпочитают более жесткое, конкретное и ясное управление при хорошем вознаграждении и сохранении стабильной, спокойной рабочей обстановки.

Умение быть пластичным, многовариантным, искусно владеть всеми регистрами стилей руководства — высокое мастерство. Каждый руководитель неповторим, имеет свой жизненный и производственный опыт, свои принципы, идеалы, и рекомендовать ему какой-либо стиль управления как эталонный было бы ошибкой, тем более что далеко, не всегда эти стили проявляются в явном, чистом виде.

Методы управления

3.1 Административные методы управления

Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

Наставление — метод однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается аргументировано объяснить целесообразность трудового задания для подчинённого.

3.2 Экономические методы управления

3.3 Социально-психологические методы

3.3.1 Социологические методы управления

3.3.2 Психологические методы управления

формирование подразделений («команд») на основе психологического соответствия сотрудников;

разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;

Целесообразно, чтобы психологическое планирование и регулирование выполняла профессиональная психологическая служба предприятия, состоящая из социальных психологов.

РУКОВ’ОДСТВО, руководства, ср.

1. только ед. Действие по гл. руководить, деятельность руководителя. «Искусство руководства есть серьезное дело.» Сталин. «Только руководство коммунистической партии обеспечило победу пролетарской революции и построение социалистического государства рабочих и крестьян.» Молотов. Поручить кому-нибудь руководство чем-нибудь.

| Действие по гл. руководиться (·канц. ). Принять к руководству. Сообщается для руководства.

2. только ед. То, что руководит, чем нужно или можно руководиться. Марксизм — не догма, а руководство к действию.

3. Учебник, пособие для изучения чего-нибудь. Руководство по истории партии. Полезное руководство.

4. только ед., собир. Руководители, коллектив, руководящий чем-нибудь. На заводе сменилось руководство. Новое руководство значительно оживило работу предприятия. Коммунистическая партия и ее руководство.

Источник: Толковый словарь русского языка Ушакова на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. руководство — См. рука Толковый словарь Даля
  2. руководство — сущ., с., употр. сравн. часто (нет) чего? руководства, чему? руководству, (вижу) что? руководство, чем? руководством, о чём? о руководстве; мн. что? руководства, (нет) чего? руководств, чему? руководствам, (вижу) что? руководства, чем?… Толковый словарь Дмитриева
  3. руководство — Руководство, руководства, руководства, руководств, руководству, руководствам, руководство, руководства, руководством, руководствами, руководстве, руководствах Грамматический словарь Зализняка
  4. руководство — Руково́д/ств/о. Морфемно-орфографический словарь
  5. руководство — -а, ср. 1. Действие по глаг. руководить (в 1 знач.). Руководство революционной борьбой пролетариата. □ Людей поделили — одни под руководством Борейко занялись ремонтом орудий —, а другие со Звонаревым приступили к сборке новых. Степанов, Порт-Артур. Малый академический словарь
  6. руководство — руководство ср. 1. Процесс действия по гл. руководить || Результат такого действия. 2. То, чем руководствуются или чем следует руководствоваться в какой-либо деятельности. 3. Пособие для изучения чего-либо или для обучения чему-либо. 4. Руководящий состав учреждения, организации. Толковый словарь Ефремовой
  7. руководство — Ч е м и ч е г о. 1. ч е м (направляющая деятельность управления кем-, чем-л.). Руководство революционной борьбой пролетариата. Руководство действиями забастовщиков. 2. ч е г о (руководители). Руководство Союза журналистов. Руководство театра. Управление в русском языке
  8. руководство — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  9. руководство — орф. руководство, -а Орфографический словарь Лопатина
  10. РУКОВОДСТВО — РУКОВОДСТВО — англ. guideness/ leadership/management; нем. Fuhrung. Деятельность по определению целей и путей их достижения; стратегия развития и управления. Социологический словарь
  11. руководство — РУКОВОДСТВО, а, ср. 1. см. руководить. 2. То, чем следует руководствоваться в работе, в деятельности. Принять постановление к руководству. План р. к действию. 3. Учебное пособие по какому-н. предмету, специальности. Р. по фотографии. 4. собир. Руководители. Новое р. учреждения. Толковый словарь Ожегова
  12. руководство — РУКОВОДСТВО -а; ср. 1. к Руководить (1 зн.). Взять на себя р. поисковыми работами. Доверить кому-л. р. институтом. 2. То, чем руководствуются или следует руководствоваться. План — р. к действию. Ваши советы служат руководством на будущее. Толковый словарь Кузнецова

Вовлеченность персонала в общее дело может стать импульсом развития компании. Влиять на нее можно с помощью трансляции ценностей и правил через руководителей подчиненным. Поговорим о важности мотивации личным примером.

Рассмотрим следующие вопросы:

— Как мотивация личным примером влияет на вовлеченность персонала;

— Мотивация личным примером и взаимодействие с компанией;

— Как регулировать взаимодействие работников и руководителей с помощью мотивации личным примером.

Место мотивации личным примером среди других способов стимулирования.

Наиболее действенным видом мотивации является личный пример, который подает руководитель своим подчиненным. Отношение руководителя к своей работе, ее стиль и стиль общения с подчиненными создает определенную атмосферу в коллективе, которая оказывает влияние на качество трудовых процессов. Правильное построение отношений с подчиненными и личный пример руководителя способен вовлекать работников в общее дело, что в свою очередь положительно сказывается на производительности труда.

Готовность и желание выполнять работу определяется уровнем заинтересованности, поэтому одним из приоритетных направлений деятельности департамента кадровой политики является повышение этой заинтересованности. В HR-сфере под мотивированием принято понимать процессы, направленные на увеличение заинтересованности сотрудников в работе, их вовлечение в трудовую деятельность.

Основные виды мотивации:

— внешняя. Персонал трудится ради получения вознаграждения от работодателя (деньги, повышение, похвала, льготы и т. д.);

— внутренняя. Работник успешно выполняет свои трудовые обязанности из-за любви к своей профессии или высокого уровня дисциплины;

— достижения. Работник мотивирован на достижение высоких результатов и дальнейший рост (положительная мотивация);

— избегание. Сотрудник трудится из-за боязни наказания (отрицательная мотивация).

Эти виды мотивации чаще всего используются специалистами отделов HR для разработки комплексных систем мотивирования персонала.

Как мотивация личным примером влияет на вовлеченность персонала.

Вовлеченность – это комплексный показатель, который определяет состояние корпоративной культуры и потенциал ее развития за счет инициатив и активности персонала.

Зачастую работники HR-службы сталкиваются с проблемой безынициативности персонала. Такие люди не вовлечены в процесс работы, не выдвигают новых идей и не стремятся к повышению производительности труда. Безынициативных работников бывает нелегко обнаружить – они неконфликтны и хорошо выполняют работу строго в рамках своих трудовых обязанностей.

Чтобы увеличить производительность труда и обеспечить устойчивый рост компании в долгосрочной перспективе, работникам функции HR необходимо своевременно выявлять безынициативных сотрудников и прилагать усилия к изменению их позиции.

Вовлеченный в общее дело персонал осознает свою сопричастность к рабочим процессам. Такие работники более активны, они «болеют» за успехи компании и получают удовольствие от своей работы, в результате чего производительность и результативность их труда постоянно растет. Благодаря вовлеченным сотрудникам компания может постоянно пополнять «запас» свежих идей, внедрять новые технологии и активно развиваться. Коллектив, в котором идет инициатива снизу, лучше приспосабливается к изменяющимся условиям работы, быстрее овладевает инновационными техниками, за счет чего компания имеет все шансы на быстрый рост и развитие.

Вовлеченность основывается на следующих факторах:

— взаимодействие работника с компанией в целом;

— взаимодействие работников и руководителей;

— компетентность персонала;

— знание стратегии компании;

— убежденность работника в том, что он может влиять на деятельность компании.

Мотивация личным примером: взаимодействие работников и руководителей.

Руководитель должен уметь не только слушать, но и слышать мнения подчиненных. По этой причине отлаженная обратная связь имеет первостепенное значение для вовлечения персонала в общее дело. Начальник ответственен за создание рабочей атмосферы, поддержание культуры общения и взаимодействия работников в рамках коллектива.

Степень влияния начальника зависит:

— от возраста коллектива;

— харизмы и других коммуникативных качеств;

— лидерских качеств и силы духа.

Коллектив инстинктивно копирует своего лидера, старается соответствовать ему. И если руководитель полон энтузиазма и увлечен делом – это настроение быстро передается работникам.

По этой причине менеджеры должны вести постоянную работу над собой – находить и закреплять позитивные установки, заменяя ими негативные и деструктивные. Каждому человеку свойственно транслировать свое настроение и мысли через невербальные каналы (метасообщения), которые улавливаются другими людьми на подсознательном уровне. Для того чтобы добиться положительных изменений в мышлении персонала, руководитель должен начинать с самосовершенствования.

Для активного вовлечения работников в процессы развития компании нужно провести аналитическую работу и выяснить, какой уровень вовлеченности подходит компании (с учетом ее специфики). После этого работникам HR-службы следует выяснить, каков этот уровень в текущий момент. На основании полученных данных можно будет составить подробный план действий и приступить к его реализации.

Если персонал действительно является главным активом компании, то его вовлеченность должна быть поставлена во главу стратегического развития.

Чтобы повысить вовлеченность персонала, менеджеры и руководство должны мотивировать сотрудников при помощи различных средств – в том числе использовать и мотивацию личным примером. Это позволяет не только мотивировать сотрудников и повысить и вовлеченность, но и сделать их более лояльными к компании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *