Стимулирующая лотерея

Стимулирующая лотерея: порядок и правила проведения

15 Окт 2012 16:20

Проведение стимулирующей лотереи — весьма сильный инструмент привлечения клиентов. Для того чтобы провести это полезное мероприятие результативно и без проблем, следует соблюсти ряд требований, установленных нормативно-правовыми актами.
Порядок и правила проведения стимулирующих лотерей устанавливают ст. 7 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях», Постановление Правительства РФ от 05.07.2004 N 338. Формы и сроки представления отчетности о лотереях утверждены Приказом Минфина России от 26.04.2012 N 53н. Также утвержден Административный регламент предоставления ФНС России госуслуги по рассмотрению в установленном порядке уведомлений о проведении всероссийских стимулирующих лотерей (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2011 N 144н), а также Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по ведению в установленном порядке единого государственного реестра лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей (утв. Приказом Минфина России от 25.10.2007 N 93н).
Прежде всего, следует помнить о том, что для проведения стимулирующей лотереи организация должна направить в соответствующий уполномоченный орган уведомление.
Уведомление должно быть направлено не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи (ч. 3 ст. 7 Закона о лотереях).

Информация к размышлению

Не являются стимулирующей лотереей акции, в которых отсутствует элемент розыгрыша. Например, если участники акции, выполнившие некое условие (например, собравшие пять упаковок, отославшие десять бирок и т.д.), получают гарантированно некие призы или победитель определяется коллегиально, то такие мероприятия не признаются стимулирующей лотереей.
В таких случаях уведомлять о проведении стимулирующей лотереи не нужно.
Стимулирующая лотерея — это лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
Если планируемая вами акция соответствует указанным признакам, то она будет считаться стимулирующей лотереей, для проведения которой необходимо направить уведомление.

Кто направляет уведомление

Уведомление о проведении стимулирующей лотереи направляет ее организатор, т.е. сторона лотереи, которая проводит розыгрыш призового фонда, получившая право на проведение лотереи. Право на проведение стимулирующей лотереи возникает, если направлено уведомление.
Организатором может быть исключительно юридическое лицо, индивидуальный предприниматель организатором лотереи быть не может.
Если для проведения лотереи организация решит воспользоваться услугами, например, рекламного агентства, то она может выступать организатором стимулирующей лотереи на основании договора, заключенного между ней и заказчиком. Это может оказаться полезным, например, если стимулирующую лотерею желает провести ПБОЮЛ или хозяйствующий субъект, у которого имеется налоговая задолженность (это основание для запрета проведения стимулирующей лотереи).

Куда направлять уведомление

Ответ на этот вопрос зависит от того, где планируется проведение лотереи.
Если лотерея будет проводиться на всей территории РФ или на территории двух и более ее субъектов, то уведомление подается в ФНС России.
Если лотерея проводится на территории одного субъекта РФ, то уведомление подается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (ведающий экономической политикой, потребительским рынком и т.п.).
Если лотерея проводится на территории муниципального образования, то уведомление направляется в уполномоченный орган местного самоуправления (проще всего уточнить этот вопрос в местной администрации).

Последствия неуведомления

Проведение стимулирующей лотереи без направления в установленном порядке уведомления — это административное правонарушение. Согласно ст. 14.27 КоАП РФ оно может повлечь за собой наложение административного штрафа:
— на граждан — от 2000 до 2500 руб.;
— на должностных лиц (руководителей, иных работников организаций, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции) — от 4000 до 20 000 руб.;
— на юридических лиц — от 50 000 до 500 000 руб.

Что должно быть в уведомлении

Поскольку на федеральном уровне форма уведомления не утверждена, то возможно составление уведомления в произвольной форме либо в форме, разработанной уполномоченным органом субъекта РФ или муниципального образования.
В любом случае в уведомлении должны содержаться следующие сведения:
— срок проведения стимулирующей лотереи, который не может превышать двенадцати месяцев (ч. 4 ст. 7 Закона о лотереях);
— способ проведения стимулирующей лотереи: тиражный (при котором розыгрыш призового фонда лотереи между всеми ее участниками проводится единовременно после распространения лотерейных билетов), бестиражный (выигрышные лотерейные билеты определяются до распространения среди участников), комбинированный (выигрышные лотерейные билеты определяются как непосредственно после получения лотерейного билета, так и после проведения розыгрыша призового фонда). Несмотря на то что проведение стимулирующей лотереи иным, не указанным в Законе, способом не запрещено, если в уведомлении не будет указан один из вышеописанных способов, то уполномоченный орган может вынести решение о запрете на проведение такой лотереи. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке;
— территория проведения стимулирующей лотереи — с указанием региона, а не конкретных адресов проведения мероприятия;
— организатор стимулирующей лотереи, а именно:
— наименование;
— государственный регистрационный номер (ОГРН);
— место нахождения;
— почтовый адрес;
— банковские реквизиты;
— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
— сведения об открытии счетов в кредитной организации;
— наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи.
Уведомление подписывается руководителем юридического лица (должность, Ф.И.О.), проставляется дата составления и печать.

Необходимые документы

К уведомлению прилагаются следующие документы:
— условия стимулирующей лотереи;
— описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;
— описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
— описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
— описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
— засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;
— порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
В условиях стимулирующей лотереи указывают, в частности:
— наименование стимулирующей лотереи (при наличии);
— способ и территорию проведения;
— наименование организатора;
— сроки проведения;
— права и обязанности участников стимулирующей лотереи (так, согласно ч. 2 ст. 20 Закона о лотереях участник вправе требовать от организатора лотереи получения информации о лотерее в соответствии с условиями ее проведения; выплаты, передачи или предоставления выигрыша на основании лотерейного билета, признанного выигравшим, и т.д.);
— порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей;
— порядок и сроки получения выигрышей;
— порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи;
— порядок направления участником заявок на участие в ней и приема таких заявок организатором.
Организатору следует указать способ, которым участники лотереи будут информироваться о ее условиях и сроках (упаковка товара, буклеты, публикации в СМИ, на сайте организации и т.д.).
Следует обратить особое внимание на описание способа заключения договора — путем выдачи лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным способом.
Справка о наличии или об отсутствии у заявителя задолженности по уплате налогов и сборов, если она не была представлена заявителем самостоятельно, запрашивается в налоговых органах уполномоченным органом.
Все документы должны быть подписаны руководителем юридического лица с указанием наименования его должности, фамилии, имени и отчества, даты составления, скреплены печатью организации.
При представлении неполного комплекта документов уполномоченный орган вправе запретить проведение стимулирующей лотереи (п. 1 ч. 3 ст. 7 Закона о лотереях).

Направление уведомления

Организатор лотереи должен направить уведомление о проведении стимулирующей лотереи, а также прилагаемые к нему документы в соответствующий уполномоченный орган не менее чем за 20 дней до даты проведения лотереи.
При проведении всероссийской лотереи уведомление и документы могут быть поданы непосредственно в ФНС России или направлены по почте.
Уведомление о проведении всероссийской стимулирующей лотереи и прилагаемые к нему документы принимаются и регистрируются в ФНС России по описи, копия которой с отметкой о дате приема направляется по почте или вручается руководителю заявителя (его представителю).

Вынесение решения и его получение

В течение 15 дней со дня получения уведомления уполномоченный орган:
— вносит информацию о проведении стимулирующей лотереи в соответствующий реестр лотерей и по просьбе организатора лотереи высылает ее ему;
— принимает решение о запрете на проведение стимулирующей лотереи.
Информация о проведении стимулирующей лотереи вносится уполномоченным органом в соответствующий реестр — государственный реестр всероссийских лотерей, государственный реестр региональных лотерей или реестр муниципальных лотерей, — и лотерее присваивается регистрационный номер.
Информация о внесении в реестр записи о стимулирующей лотерее и присвоении ей регистрационного номера направляется или вручается организатору лотереи по его просьбе.
В отношении всероссийских лотерей такая информация выдается в виде выписки из государственного реестра всероссийских лотерей.
Для получения информации о внесении записи о лотерее в реестр необходимо:
— указать на необходимость выдачи выписки в уведомлении о проведении лотереи либо
— направить в уполномоченный орган отдельный запрос о выдаче выписки.

Что может являться основанием для запрета

Уполномоченный орган вправе запретить проведение лотереи по следующим основаниям:
— представление неполного комплекта документов;
— несоответствие представленных документов требованиям Закона;
— представление недостоверных сведений;
— наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
Указание о запрете на проведение стимулирующей лотереи направляется или вручается организатору в письменной форме с указанием причин отказа в течение 15 дней со дня получения уполномоченным органом уведомления.
Если речь идет о всероссийской стимулирующей лотерее, то решение о ее запрете оформляется на бланке ФНС России и подписывается руководителем ФНС России (уполномоченным им должностным лицом), причем в решении указываются:
— наименование органа, вынесшего запрет на проведение всероссийской стимулирующей лотереи;
— полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма заявителя;
— место нахождения заявителя в соответствии с учредительными документами;
— ИНН заявителя;
— основания запрета;
— недостатки, выявленные в ходе рассмотрения уведомления и прилагаемых к нему документов, послужившие основанием для запрета.
Решение о запрете направляется заявителю по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю заявителя (его представителю) под расписку при наличии паспорта и документов, подтверждающих их полномочия.

Если последовал отказ

Если вы уверены, что соблюли все необходимые условия, но уполномоченный орган все-таки принял решение о запрете на проведение стимулирующей лотереи, то такое решение можно обжаловать в судебном порядке.
С жалобой следует обращаться в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении прав и законных интересов (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
Возможно обжалование и в административном порядке (гл. 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
Так, в досудебном (внесудебном) порядке обжалуются, в частности:
— нарушение срока предоставления государственной услуги;
— отказ в ее предоставлении по основаниям, не установленным нормативно-правовыми актами;
— требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативно-правовыми актами.
Жалоба подается непосредственно в тот орган, который предоставляет государственную услугу.
Если обжалуется решение руководителя этого органа, то жалоба представляется в вышестоящий орган.
При отсутствии вышестоящего органа данная жалоба рассматривается руководителем органа, предоставляющего государственную услугу.
Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу. Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием Интернета, официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
Жалоба должна содержать:
— наименование органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
— фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
— сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего;
— доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
По результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, принимает одно из следующих решений:
— удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, либо органом, предоставляющим муниципальную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, а также в иных формах;
— отказывает в удовлетворении жалобы.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
В заключение напомним, что нарушение сроков предоставления госуслуги либо ее непредоставление влечет за собой для должностного лица федерального органа исполнительной власти административную ответственность в виде штрафа от 3000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ), а требование в ходе предоставления госуслуги от заявителя документов или платы, не предусмотренных законодательством, — штраф от 5000 до 10 000 руб. (ч. 2 ст. 5.63 КоАП РФ).

lotopobeda

Различные СМИ и наружная реклама ежедневно на перебой сообщают россиянам об «уникальных акциях», в которых можно выиграть автомобиль, телефон, путешествие и много других ценных призов. Стимулирующие лотереи и розыгрыши призов стали делом привычным для современного потребителя. Но что же такое «стимулирующая лотерея», каковы права и обязанности ее участников, и существует ли налог на выигрыш в стимулирующей лотерее?

Основные понятия

Российский закон «О лотереях» дает четкое определение стимулирующей лотереи — «лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы». Главным отличием стимулирующих лотерей от обычных является тот факт, что их призовой фонд формируется за счет средств организатора лотереи, а не из денег, вырученных от продажи лотерейных билетов. То есть формально, человек не должен покупать никаких билетов, чтобы принять участие в стимулирующей лотерее. На деле покупателям порой приходится изрядно потратиться, чтоб получить право на участие в розыгрыше призов. Желая повысить объемы продаж того или иного товара, продавцы и производители одним из условий акции нередко делают обязательную покупку нескольких товаров продвигаемой марки.

Продвижение товара и рост его продаж – основная цель стимулирующих лотерей. Отсюда и название, ведь главная задача данного вида лотерей — стимулировать людей на совершение большего числа покупок. Проводятся стимулирующие лотереи на той территории, где необходимо увеличить продажи. Это может быть и конкретный магазин, и определённый регион, и вся Россия.

Условия участия

Для участия в стимулирующей лотерее не нужно приобретать лотерейный билет, достаточно купить товар, участвующий в акции. По словам юриста Александры Малин, «участие в розыгрыше призов предлагается в качестве бонуса за покупку товара». В некоторых случаях кроме совершения покупки, потребителю необходимо выполнить определенные действия, прописанные в условиях (например, заполнить анкету, разместить фото или сочинить хвалебный стих).

Узнать о правилах стимулирующей лотереи, условиях и сроках получения призов можно в месте продажи товаров, участвующих в акции, на сайте акции либо из СМИ. Закон «О лотереях», обязывает организаторов информировать потребителей. «Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть нанесено на упаковку конкретного товара или размещено иным способом», — говорится в законе.

Знакомясь с условиями лотереи необходимо обратить внимание на то, чтобы в них содержалась подробная информация об акции. В частности, должны быть прописаны сроки проведения стимулирующей лотереи (по закону — не больше 12 месяцев), правила участия в ней, порядок розыгрыша и получения призов, права и обязанности участников, указана территория проведения лотереи. Если какие-то из перечисленных пунктов прописаны не достаточно четко и вызывают сомнения в честности акции, лучше не тратить свои деньги впустую (например, покупать лишний товар) и вообще не участвовать в такой лотерее.

Стимулирующая лотерея: сильные и слабые стороны

Основным преимуществом стимулирующих лотерей принято считать возможность бесплатного участия. Кроме того, часто их проводят в магазинах и торговых точках, куда человек регулярно ходит за продуктами или другими «необходимыми» товарами, а значит, чтобы испытать удачу, ему не нужно никуда больше идти — играть в лотерею можно в магазине у дома, покупая, например, молоко, колбасу или крем для обуви.

Однако, у стимулирующей лотереи немало и слабых мест. К сожалению, сегодня потребители не защищены от разного рода ухищрений недобросовестных организаторов. «Изменение призового фонда – самый популярный метод ухода от выдачи дорогостоящих призов, — считает Сергей Аржанкин, сотрудник юридической фирмы «Clever Legal». – Конечно, действующие законы не предусматривают возможности изменения фонда, но прямого запрета на это в законах нет. Поэтому нередко организаторы лотереи просто меняют ценные призы на более дешевые, например, розыгрыш главного приза «Автомобиль» заменяют розыгрышем другого ценного приза, от которого победитель тоже «не сможет отказаться», например, разыгрывают бытовую технику».

Еще одна схема «ухищрений» связана с акциями, когда для участия в розыгрыше призов нужно собрать «половинки изображений», какое-нибудь слово или число. Допустим, требуется собрать слово из 10 букв (при этом, в одной упаковке товара лишь одна буква). Чтобы сократить вероятность выигрыша недобросовестные организаторы максимально усложняют процедуру «сбора». Например, товар с одними буквами отправляют на продажу в центральные регионы России, а с другими – на юг или в Сибирь. Таким образом, выиграть в лотерею главный приз становится очень сложно.

Наказать за подобные ухищрения организаторов стимулирующей лотереи практически невозможно. Законодательство не дает указаний на тему, где и по какой схеме продавать товар. Кроме того, по словам юриста Сергея Ажанкина, участники стимулирующих лотерей редко обращаются в суд с исками о защите своих прав. Чаще всего, они думают, что им просто не повезло, выиграть в лотерею смог кто-то другой, либо вообще перестают верить в вероятность выигрыша в рекламных лотереях.

В какие лотереи играть?

Если сравнивать стимулирующие лотереи с обычными, для участия в которых необходимо купить лотерейный билет, то можно сделать ряд выводов. Прежде всего, несмотря на то, что участие в стимулирующей лотерее «бесплатное», она порой оказывается даже более затратной для игрока. «Если честно, призы в акции были не качественные, например, зонты. Причем, чтобы выиграть один несчастный подарок, надо было всей родне есть молочные продукты, не переставая, и пить молоко вместо воды, так как количество баллов было нереально завышено», — делится своими впечатлениями об одной из рекламных акций на сайте, посвященном стимулирующим лотереям, пользователь «homa». «За время акции зарегистрировал 95 кодов с бутылок! А выиграл только чехол для бутылки! Полная ерунда!» — жалуется на другую акцию пользователь «takoizhe». И подобных отзывов на просторах интернета великое множество.

Рассмотрим еще несколько важных моментов:

— Призовой фонд в обычных лотереях обычно больше, чем в стимулирующих, а значит, и вероятность выигрыша выше. Например, призовой фонд государственной бестиражной лотереи «ВГБЛ 10 «ПОБЕДА» составляет 90% прибыли от продажи лотерейных билетов. Это — самый большой призовой фонд среди существующих российских лотерей.

— Прозрачность розыгрыша. Организаторы обычных лотерей должны публиковать результаты каждого розыгрыша. У организаторов стимулирующей лотереи такого обязательства нет. Поэтому наверняка узнать, достался ли кому-то главный приз, невозможно.

— Гарантии выплаты приза. Если победитель обычной лотереи не обратился за выигрышем в установленный законом срок, деньги «ждут» его 3 года, и только потом перечисляются в бюджет государства. Если же победитель стимулирующей лотереи не получил своевременно выигрыш, организатор вправе использовать его по своему усмотрению, например, оставить себе.

— Благотворительность. Не менее 10% от прибыли в обычной лотерее перечисляются на финансирование социально значимых проектов. Стимулирующая лотерея проводится лишь для увеличения продаж и доходов ее организатора.

— Налог на выигрыш в лотерею. В обычной лотерее налог на выигрыш — 13%, в стимулирующей – 35% от стоимости приза.

Итак, стимулирующие лотереи и выигрыш в них действительно могут быть «приятным бонусом к покупке». Однако участвовать в них стоит лишь тогда, когда выполнение условий организатора не заставляет вас совершать лишних расходов, т. е. когда приобретаемый товар действительно нужен и стоимость его не превышает цену аналогичного товара, не участвующего в акции. В противном случае, лучше попытать счастья в другом месте. Например, сыграть в государственную лотерею. Здесь и цена доступна, и выплата выигрышей гарантирована!

Источник: Государственные лотереи «Победа»

Tags: игры и закон

Стимулирующая лотерея — это случайное определение выигрышей и/или победителей и бесплатное в ней участие

Внимание! С 30.01.2014 г. прекращена регистрация стимулирующих лотерей в связи со вступившими в силу изменениями в Закон о лотереях и Закон о рекламе. Можно ли после этой даты проводить стимулирующие мероприятия с лотерейной механикой? Узнайте об этом и еще больше:

При выяснении вопроса о том, является ли проводимая рекламная акция стимулирующей лотереей, необходимо сначала разграничить два критерия:

  • признаки стимулирующей лотереи;
  • обязательные требования к механике ее проведения.

Предположим, организатор уже в курсе, что неиспользование лотерейных билетов или отсутствие целевых отчислений в стимулирующей лотерее не являются какими-либо существенными выявляемыми признаками или необходимыми к соблюдению первоочередными требованиями и хотя бы поверхностно ознакомлен с ее отличительными характеристиками.

  • Основных признаков стимулирующей лотереи всего четыре:

это общее свойство азартных игр и лотерей:

  • игра в виде соглашения участника с организатором о возможном выигрыше по правилам, установленным организатором;

далее идут 2 взаимозависимых и взаимодополняющих аспекта, которые выделяют лотереи в самостоятельный вид игр и отдельное нормативное регулирование от азартных:

  • принцип случайности при розыгрыше, который обеспечивает процедура с общим простым вычислимым математическим алгоритмом с наличием элементарных поэтапных дискретных шагов в виде перемешивания и произвольного выбора для непредопределенных и равных шансов у всех участников стать победителем и/или получить тот или иной выигрыш;
  • проведение и розыгрыш в пределах заранее рассчитываемого и распределеляемого по количеству и номиналам выигрышей призового фонда относительно количества зарегистрированных участников или распространяемых лотерейных билетов (их «заменителей» в виде упаковок, скретч-карт, купонов и т.п. в стимулирующих лотереях);

и, наконец, показатель, который обособляет стимулирующую лотерею от платных лотерей и азартных игр:

  • участие в этой игре для участника бесплатное.
  • Обязательными требованиями к механике стимулирующей лотереи являются:

  • связь с определенным товаром или услугой, усматриваемая без специальных знаний;
  • организатор – российское юридическое лицо с местом нахождения на территории России;
  • территория проведения – Российская Федерация в местах реализации товара или услуги;
  • срок проведения – не более 1 года.

Вышеуказанный перечень требований существенный, но не полный по действующему законодательству. Политикой и практикой ФНС России в борьбе с незаконным проведением азартных игр и платных лотерей под видом стимулирующих выработаны еще и дополнительные требования, основанные на субъективном толковании Закона о лотереях.

Например, что стимулирующая лотерея может проводиться только тиражным, бестиражным или комбинированным способами, несмотря на наличие положительных судебных решений о возможности проведения и иным способом. Или то, что в стимулирующей лотерее обязательно приобретение рекламируемого ею товара или услуги, хотя лотерейный закон прямо этого не требует.

Признак бесплатности для участника не стоит путать с необходимостью отсутствия платы за товар или услугу, которые приобретаются в том числе для участия в стимулирующей лотерее. В данном случае понимается неимение цены сверх стоимости рекламируемого товара или услуги.

Нередко безвозмездность участия специалисты и организаторы считают требованием проведения. Однако, на наш взгляд, это является именно признаком, так как, если его нет, то проводимая игра сразу переходит в разряд азартных либо платных лотерей, а не остается стимулирующей лотереей, но с некорректной механикой. Требованием же является формирование призового фонда за счет средств организатора.

Казалось бы, если одно прямо коррелируется с другим, то есть ли необходимость расставлять приоритеты. Но в данном случае ракурс взгляда — со стороны участника или организатора — является показательным по отличию признака стимулирующей лотереи от требования к ее проведению и важным для практического применения в анализе.

Например, возможен вариант, когда призовой фонд формируется за счет средств заказчика стимулирующей лотереи, не являющегося ее организатором. В этом случае признак о бесплатности участия присутствует для отнесения мероприятия к стимулирующей лотерее, однако требование по формированию призового фонда не соблюдается, не влияя на классификацию.

Такая ситуация лишь может повлечь риск непризнания налоговыми органами расходов у заказчика на выигрыши в целях налогообложения даже в пределах рекламного лимита по формальным основаниям. Для его избежания необходимо правильно выбрать правовую природу договора, заключаемого с организатором.

Отдельного внимания и обсуждения заслуживает признак стимулирующей лотереи в виде принципа случайности при розыгрыше. Для большинства интуитивно он связан прежде всего с непредсказуемостью результата. Однако, эта характеристика хотя и необходимая, но не достаточная.

Принцип случайности определения выигрышей и/или победетелей в стимулирующей лотерее — это информированная возможность любого участника стать победителем и получить тот или иной выигрыш равновероятно по сравнению с шансами всех других участников. Как видим, и в этом признаке первую роль играет восприятие акции участником, какие она дает ему возможности.

К примеру, в некоторых азартных играх (не лотереях) помимо априорной и статистической вероятности тоже используется принцип случайности, но размер выигрыша, впрочем как и проигрыша, и количество участников в них ничем не ограничено в отличие от лотерей, где меры предела — это количество распространяемых лотерейных билетов и размер призового фонда.

А выявление победителей в механиках стимулирующих мероприятий типа конкурса, соревнования или викторины также дает лишь разную степень вероятности для каждого участника, но не необходимую степень случайности в качестве гарантии «справедливости» по равному распределению шансов среди всех, так как в них не используется вычислимый математический алгоритм с дискретными шагами перемешивания и произвольного выбора.

Степень вероятности в нелотерейных механиках может быть обусловлена как способностями, навыками и знаниями самого участника, попаданием его в порядковый номер регистрации, так и неосведомленностью о возможностях или действиях во времени других участников для выбора «игровой стратегии». Отсюда его обоснованные сомнения в объективности определения итогового результата по победителям и малая привлекательность для участия.
Примером нелотерейной квази-случайности может служить так называемая «механическая выборка», как именуют ее маркетологи, или «порядковый алгоритм», как его трактуют специалисты по лотереям. Когда выигравшим считается такой-то n-ый зарегистрированный участник или в правилах указывается шаг выборки либо формула для определения порядковых номеров регистрации победителей в общем списке участников.

Математический алгоритм является вычислимым, если к моменту или в процессе его применения известны или будут известны необходимые числа на входе (количество и виды выигрышей, общее количество распространяемых билетов для бестиражной и зарегистрированных к моменту тиража участников для тиражной лотерей) и применение которого обеспечивает на выходе непредопределенные числа, идентифицирующие выигрыши и/или персонализирующие победителей.

Очевидно, что математический алгоритм не будет вычислимым и применимым, как только в процедуре появляется какая-либо субъективная составляющая кроме расчетов чисел и/или их произвольного выбора. Например, умения участника, его активность по накоплению большего количества баллов или субъективное мнение организатора, когда «чистая математика» заменяется на «человеческий фактор» или применяется только для его учета.

Простота математического алгоритма в лотереях заключается в том, что участие в розыгрыше не предполагает неопределенность поведения участников, связанную с наличием у каждого их них нескольких вариантов действий. Т.е. возможность выбора сложной стратегии, изменяющей математическое ожидание результата, отсутствует.

Алгоритм устанавливает и применяет организатор, за исключением относительной свободы действий участника на этапе произвольного выбора. Например, выбора цифр в числовой сетке в некоторых типах тиражных лотерей или выбор лотерейного билета из массы предложенных в бестиражной лотерее. Однако такой выбор всегда нейтрализуется организатором последующим или предыдущим этапом случайного перемешивания для избежания «элемента влияния» на результат розыгрыша.

В свою очередь, шаги случайных перемешиваний и произвольного выбора также обеспечивают независимость результата и от воли организатора. Что сводит его участие лишь к администрированию процессом розыгрыша, а не к субъективному определению победителей.

Еще одной характеристикой лотерейного алгоритма является его применение в отношении всех участников в тиражных и всех распространяемых билетов в бестиражных лотереях, иными словами, его общий (массовый, универсальный) характер. Выборочная игра организатора с избранными участниками или манипуляции с выборочной партией билетов и их числовыми характеристиками по отдельному от общего алгоритму невозможны.

Исключением из общего правила можно в определенной степени считать этап розыгрыша суперприза (джек-пота) в некоторых концепиях тиражных лотерей. Когда числовые характеристики отдельных участников могут дать им право на получение дополнительного выигрыша. Однако равновероятный шанс претендовать на участие в розыгрыше суперприза есть у каждого участника изначально.

Возвращаясь к признакам и требованиям стимулирующих лотерей, еще раз укажем, что наличие алгоритма в механике, реализующего случайность, является признаком. А законодательный запрет организатору на использование процедур и алгоритмов, позволяющих предопределить результат розыгрыша до его начала, является одним из требований к проведению в целях обеспечения и реализации принципа случайности при розыгрыше призового фонда.

Случайность розыгрыша именно в смысле равновероятности и возможности использования вычислимого математического алгоритма с этапами произвольных перемешивания и выбора обеспечивают такое требование, как розыгрыш в пределах заранее объявленного перед розыгрышем (а в тиражной стимулирующей лотерее еще и заранее сформированного) призового фонда.

Что исключают возможности «бесконечной игры» и/или «стратегии разорения» организатора и обеспечивает гарантию выплат выигрышей всем победителям, в том числе целевых отчислений в платных лотереях, а также планирование рекламных расходов в стимулирующих лотереях.

Заметим, что само понятие «случайность» является слишком многоаспектной и глубокой философской категорией, а не определением. Любая удачная ее формализация всегда будет лишь грубым упрощением. В алеатике (науке о случайности) выделяют 7 типов случайности по источнику и механизму, 8 ее ступеней по степени беспорядочности и 2 основные формы по свойствам распределения.

Такую семантическую многовариантность избегает даже математика, предпочитая иметь дело с «лицами случайности» и ее свойствами: энтропией, стохастичностью, типичностью, симметричностью, хаотичностью, вероятностью и непредсказуемостью. А информатика и криптография уточнят, что «бытовых» генераторов случайных чисел практически не бывает, и любой из них суть генератор псевдо-случайных чисел, завязанный на какой-нибудь внешний источник энтропии (например, на шум звуковой карты или счетчик тактов процессора).

Зачастую организаторы стимулирующей лотереи путают ее признаки с требованиями к ее проведению и оформлению. Почему это делается — умышленно, чтобы уйти от регистрации, или по незнанию – не столь важно.

Те, кто делает это специально, не хотят лишаться самого «лакомого» для участника в механике: игры со случайным розыгрышем. Те же, кто делает это по недоразумению, обычно просто не представляют себе, на что и в какой последовательности следует обратить свое внимание.

Некоторые организаторы считают, что если не выявлены все признаки и требования или их большинство в совокупности, то проводимая рекламная акция не является стимулирующей лотереей, но стимулирующим мероприятием, которое может проводиться без регистрации.

Однако практика в сфере регистрации и проведения стимулирующих лотерей и контроля за рекламой всех стимулирующих мероприятий показала, что алгоритм рассуждения чиновников и судей иной, чем у организаторов. И сводится он к следующему: признаки стимулирующей лотереи первичны, они даны в общей части Закона о лотереях в п.п. 1 и 4 ст. 2 и п. 2 ч. 3 ст. 3, и если они выявлены, то для регистрации и проведения стимулирующей лотереи уже должны быть соблюдены требования к механике ее проведения и, соответственно, оформлению.

С этой формулировкой можно было бы еще поспорить, если бы последнее время правовые департаменты многих заказчиков, не желая рисковать и формировать судебную практику за свой счет, отказываются утверждать рекламные акции с алгоритмом, обеспечивающим случайность при розыгрыше, если они не регистрируются в качестве стимулирующих лотерей.

Таким образом, к настоящему моменту и у исполнительной и судейской властей, и у организаторов все больше находит подтверждение общее смысловое и системное законодательное требование, которое корреспондируется с признаком случайности розыгрыша в стимулирующей лотерее, в виде запрета на проведение стимулирующих мероприятий со случайным определением выигрышей и/или победителей не в виде стимулирующих лотерей.

К сожалению, Положение о ФНС России не обязывает ее заранее давать какие-либо разъяснения организаторам в сфере своей установленной деятельности, а в порядке п. 6.3 этого Положения лишь предоставляет такое право федеральному ведомству. Поэтому получить официальный ответ о наличии либо отсутствии в предполагаемой рекламной акции признаков стимулирующей лотереи в настоящий момент крайне затруднительно.
Если подходить совсем формально, то ФНС вообще не наделена полномочиями по официальному толкованию применения федерального законодательства о лотерях и в своем ответе на запрос всегда может сослаться на это, не дав никакого ответа по существу. Хотя, еще пару лет назад при возникновении сомнений переписка с налоговыми федералами в рабочем порядке всегда помогала узнать мнение самого регистратора.

Полагаем, что предлагаемый нами подход к выявлению признаков, в том числе принципа случайности с позиции равновозможности и наличия вычислимого математического алгоритма с дискретными шагами перемешивания и произвольного выбора, реально важен для унифицированного правоприменения и выработки единообразной практики, раз Закон о лотереях, официальные его толкователи и контролеры, а также точные науки отмалчиваются или избегают ясных и однозначных формулировок.

В противном случае чиновничий произвол, судейская некомпетентность, субъективные мнения специалистов и интуитивные предположения организаторов будут и дальше постоянно вступать друг с другом в противоречие при решении вопроса об отнесения либо неотнесении стимулирующего мероприятия к стимулирующей лотерее.

К сведению: Подробнее о принципе случайности и вычислимом математическом алгоритме см. «Принцип случайности в лотерее — что это такое?», а также об обеспечении принципа случайности в розыгрыше при проведении стимулирующей лотереи с позиции привлекательности для участников и защиты их прав см. «Сравнение стимулирующей лотереи и стимулирующего мероприятия»

Выводы и практические советы:
  • Анализируя механику рекламной акции на предмет, является ли она стимулирующей лотереей, прежде всего необходимо обратить внимание на признаки с позиции потенциального участника в части розыгрыша и бесплатности участия, а также наличия алгоритма определения выигрышей и/или победителей с этапами перемешивания и произвольного выбора, не мешая сразу в общую кучу с требованиями к ее проведению, которые должен соблюсти организатор.
  • Порядок определения признаков стимулирующей лотереи и требований к ее проведению простой: признаки выявляются при анализе предполагаемой механики — на этапе «что хотелось бы», требования уже должны соблюдаться при ее окончательной доработке и оформлении под требования законодательства — на этапе «как надо».
  • Не стоит рисковать и представлять в ФНС России документы с целью получить подтверждение, что планируемое рекламное мероприятие не является стимулирующей лотереей. Официальных ответов в большинстве случаев бывает всего два: уведомление о направлении выписки из реестра, подтверждающей регистрацию, или запрет проведения. В лучшем случае удасться получить разъяснения, что ФНС не обязана отвечать на такие запросы, в худшем — запрет на проведение стимулирующей лотереи по мотивам несоблюдения требований к ее проведению, хотя промо-акция может таковой не являеться даже по своим признакам.
  • Следует иметь ввиду, что разграничение характеристик и свойств стимулирующей лотереи на признаки и требования не является абсолютно строгим, и в некоторых вариантах анализа механик какие-то требования могут быть рассмотрены в качестве уже имеющихся дополнительных признаков. Например, как дополнительные видовые признаки стимулирующей лотереи по способу проведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *