Стимулирующие лотереи

Реклама стимулирующих мероприятий является одной из наиболее популярной и часто встречающейся в рекламной практике. Реклама данных мероприятий имеет ряд существенных вопрос, которые необходимо рассмотреть в целях правильного право применения. Правовому регулированию рекламы стимулирующих мероприятий посвящена ст. 9 Закона о рекламе.

Основным вопросом применения данной статьи является вопрос отнесения тех или иных акций к стимулирующим мероприятиям. При этом, необходимо отметить, что понятие «стимулирующее мероприятие» является не совсем удачным, поскольку сам по себе процесс размещения рекламы уже является по сути стимулирующим мероприятием, поскольку реклама, исходя из ее определения и экономической сути, призвана формировать интерес к товару и стимулировать реализацию рекламируемого товара.

Также стоит отметить, что представляется не совсем правильным и корректным помещение статьи посвященной рекламе стимулирующих мероприятий в раздел общих требований к рекламе, поскольку «стимулирующие мероприятия» выделены в отдельную категорию, к которым предъявляются особые требования, то правильней было бы закрепить данные положения в раздел, посвященный рекламе отдельных видов товаров и услуг.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», под стимулирующим мероприятием понимается конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара.

Конкурс, игра — это соревновательные процессы, целью которых является определение победителя, в соответствии с правилами, определёнными перед началом проведения процесса, т.е. не каждый участник такого мероприятия становится его победителем и получает приз.

Таким образом, если в рекламном материале речь идет о скидке на товары, либо о предоставлении каждому покупателю при совершении покупки какого-то товара в подарок, то это не является стимулирующим мероприятием, подпадающим под действие ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», так как отсутствует соревновательный процесс и победитель не определяется случайным образом.

Аналогичная позиция была отражена в Пленуме ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012 г., где сказано, что нормы упомянутой статьи Федерального закона «О рекламе» применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и только тогда, когда они проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

Кроме того, в своём письме от 02.12.2011 N АК/44977 Федеральная антимонопольная служба (далее – «ФАС») отмечает, что мероприятие, по условиям которого предоставляются одинаковые подарки всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования этой статьи, поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно, подобные подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей.

Таким образом, можно выделить следующие признаки отнесения акции к стимулирующему мероприятию, которое подпадает под регулирование ст.9 ФЗ «О рекламе», это:

  • подарок получает не каждый принявший участие в мероприятии;
  • наличие соревновательного процесса;
  • для участия в мероприятии необходимо приобрести определенный товар.

Также следует обратить внимание на то, что с 1 июля 2014 г. вступила поправка в ст.9 ФЗ «О рекламе», которая установила запрет на проведение любых стимулирующих лотерей, при этом запрет на проведение стимулирующих мероприятий, идентичных по содержанию со стимулирующими лотереями, но в которых призовой фонд формируется за счет организатора акции, отсутствует. Таким образом рекламодатель может рекламировать стимулирующее мероприятие схожее с лотерей, в котором призовой фонд формируется за счет его собственных средств, но только теперь без уведомления госоргана о проведении мероприятия, как это ранее требовала ст. 7 Федерального закона № 138-ФЗ «О лотереях».

Следует также отметить, что реклама не стимулирующих лотерей в соответствии Федеральным законом № 38-ФЗ «О рекламе» возможна с учетом требований, указанных в ст. 27 данного закона, таким образом необходимо четко разграничивать, когда в рекламном материале речь идёт о стимулирующем мероприятии, а когда о лотерее.

Обратимся к определению лотерея и её отличительным признакам, которые описаны в Федеральном законе № 138-ФЗ «О лотереях», чтобы было легче её отграничить от стимулирующего мероприятия, которое регулируется ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе». Согласно Федеральному закону № 138-ФЗ «О лотереях» лотерея – это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

Основными отличительными признаками лотереи от стимулирующего мероприятия являются:

  • договор между оператором лотереи и участником лотереи оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом на которых обязательно должна присутствовать лотерейная комбинация;
  • организатором лотереи может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта.
  • призовой фонд лотереи формируется за счет выручки от проведения лотереи.

Организаторами данных лотерей выступают Министерство спорта Российской Федерации, Федеральное агентство специального строительства РФ (Спецстрой России), подведомственное Минобороны России РФ и Министерство Финансов Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, определить, когда в рекламном материале идёт речь о лотерее, а когда о стимулирующем мероприятии не представляется затруднительным.

В ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» установлено, что в рекламе стимулирующего мероприятия обязательно должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. Попробуем разобрать в каком виде это должно быть.

В соответствии со ст. 190 ГК РФ срок может определяться календарной датой, периодом времени, либо событием, которое неизбежно наступит. Так, например, Девятый арбитражный апелляционный суд в своём Постановлении от 6 марта 2014 г. по делу N А36-4974/2013 установил, что определение срока акции путем указания на событие, которое должно неизбежно наступить, является правомерным и допустимым действием в рекламном материале следующего содержания: «Внимание! Внимание! Отправляющимся на море за 500 рублей обращаться в торгово-развлекательный центр «Москва». Купил в ТЦ «Москва» на 500 рублей — участвуй в акции до 3 августа и выиграй путевку на море на двоих. Торгово-развлекательный центр «Москва», Титова, 10. Подробности акции на сайте moskvacenter.ru. Едем на море за 500 рублей? Организатор акции ООО «Караван»».

Также следует отметить, что Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» устанавливает необходимость указания сроков проведения стимулирующего мероприятия непосредственно в тексте рекламы, срок должен быть указан полностью, включая год, иначе у потребителей отсутствует возможность достоверно определить срок, в течение которого проводится мероприятие.

Так в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 19.06.2013 N А63-512/2012 суд отметил , что отсутствие в рекламе указания на сроки проведения акции (не назван год) не позволяет потребителям правильно и адекватно воспринимать рекламную информацию, вводит их в заблуждение относительно временного промежутка реализации указанного в рекламе мероприятия, нарушает их права на получение достоверной информации о рекламируемой услуге, данная информация является существенной для потребителя рекламы, поскольку влияет на оценку и решение потребителей относительно приобретения рекламируемой услуги.

В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должен быть также указан источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения. В связи с этим ВАС РФ в Пленуме «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012 г. обратил внимание на то, что эта норма обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, либо предоставления информации по конкретному адресу и т.п.), где можно получить данную информацию.

Однако, исходя из ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», реклама стимулирующего мероприятия должна сообщать об источнике каждого из данных условий и правил путем прямого указания на информацию, сообщающуюся данным источником. Так в Решении Арбитражного суда Новосибирского округа от 11.08.2015 N А45-5701/2015 суд установил, что формулировка «Подробности акции по телефону 212-52-95» информацию до потребителя рекламы, предусмотренную п.2 ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», не доводит.

На основании вышеизложенного, если стимулирующие мероприятие отвечает признакам, указанным выше, и подпадает под действие ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», то в рекламном материале должна быть обязательно информация приблизительно следующего содержания: «Срок проведения акции с … по…. Подробности об организаторе акции, о правилах её проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения по телефону _________/на сайте _______».

*Если у Вас возникнет вопрос по данной статье или смежным вопросам правового регулирования рекламы, то Вы можете написать мне на grigorev.dm@icloud.com .

Больше полезных, практических материалов по рекламному закону в моей книге «Законы рекламы. Право для маркетинга».

15 Окт 2012 16:20

Проведение стимулирующей лотереи — весьма сильный инструмент привлечения клиентов. Для того чтобы провести это полезное мероприятие результативно и без проблем, следует соблюсти ряд требований, установленных нормативно-правовыми актами.
Порядок и правила проведения стимулирующих лотерей устанавливают ст. 7 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях», Постановление Правительства РФ от 05.07.2004 N 338. Формы и сроки представления отчетности о лотереях утверждены Приказом Минфина России от 26.04.2012 N 53н. Также утвержден Административный регламент предоставления ФНС России госуслуги по рассмотрению в установленном порядке уведомлений о проведении всероссийских стимулирующих лотерей (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2011 N 144н), а также Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по ведению в установленном порядке единого государственного реестра лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей (утв. Приказом Минфина России от 25.10.2007 N 93н).
Прежде всего, следует помнить о том, что для проведения стимулирующей лотереи организация должна направить в соответствующий уполномоченный орган уведомление.
Уведомление должно быть направлено не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи (ч. 3 ст. 7 Закона о лотереях).

Информация к размышлению

Не являются стимулирующей лотереей акции, в которых отсутствует элемент розыгрыша. Например, если участники акции, выполнившие некое условие (например, собравшие пять упаковок, отославшие десять бирок и т.д.), получают гарантированно некие призы или победитель определяется коллегиально, то такие мероприятия не признаются стимулирующей лотереей.
В таких случаях уведомлять о проведении стимулирующей лотереи не нужно.
Стимулирующая лотерея — это лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
Если планируемая вами акция соответствует указанным признакам, то она будет считаться стимулирующей лотереей, для проведения которой необходимо направить уведомление.

Кто направляет уведомление

Уведомление о проведении стимулирующей лотереи направляет ее организатор, т.е. сторона лотереи, которая проводит розыгрыш призового фонда, получившая право на проведение лотереи. Право на проведение стимулирующей лотереи возникает, если направлено уведомление.
Организатором может быть исключительно юридическое лицо, индивидуальный предприниматель организатором лотереи быть не может.
Если для проведения лотереи организация решит воспользоваться услугами, например, рекламного агентства, то она может выступать организатором стимулирующей лотереи на основании договора, заключенного между ней и заказчиком. Это может оказаться полезным, например, если стимулирующую лотерею желает провести ПБОЮЛ или хозяйствующий субъект, у которого имеется налоговая задолженность (это основание для запрета проведения стимулирующей лотереи).

Куда направлять уведомление

Ответ на этот вопрос зависит от того, где планируется проведение лотереи.
Если лотерея будет проводиться на всей территории РФ или на территории двух и более ее субъектов, то уведомление подается в ФНС России.
Если лотерея проводится на территории одного субъекта РФ, то уведомление подается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (ведающий экономической политикой, потребительским рынком и т.п.).
Если лотерея проводится на территории муниципального образования, то уведомление направляется в уполномоченный орган местного самоуправления (проще всего уточнить этот вопрос в местной администрации).

Последствия неуведомления

Проведение стимулирующей лотереи без направления в установленном порядке уведомления — это административное правонарушение. Согласно ст. 14.27 КоАП РФ оно может повлечь за собой наложение административного штрафа:
— на граждан — от 2000 до 2500 руб.;
— на должностных лиц (руководителей, иных работников организаций, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции) — от 4000 до 20 000 руб.;
— на юридических лиц — от 50 000 до 500 000 руб.

Что должно быть в уведомлении

Поскольку на федеральном уровне форма уведомления не утверждена, то возможно составление уведомления в произвольной форме либо в форме, разработанной уполномоченным органом субъекта РФ или муниципального образования.
В любом случае в уведомлении должны содержаться следующие сведения:
— срок проведения стимулирующей лотереи, который не может превышать двенадцати месяцев (ч. 4 ст. 7 Закона о лотереях);
— способ проведения стимулирующей лотереи: тиражный (при котором розыгрыш призового фонда лотереи между всеми ее участниками проводится единовременно после распространения лотерейных билетов), бестиражный (выигрышные лотерейные билеты определяются до распространения среди участников), комбинированный (выигрышные лотерейные билеты определяются как непосредственно после получения лотерейного билета, так и после проведения розыгрыша призового фонда). Несмотря на то что проведение стимулирующей лотереи иным, не указанным в Законе, способом не запрещено, если в уведомлении не будет указан один из вышеописанных способов, то уполномоченный орган может вынести решение о запрете на проведение такой лотереи. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке;
— территория проведения стимулирующей лотереи — с указанием региона, а не конкретных адресов проведения мероприятия;
— организатор стимулирующей лотереи, а именно:
— наименование;
— государственный регистрационный номер (ОГРН);
— место нахождения;
— почтовый адрес;
— банковские реквизиты;
— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
— сведения об открытии счетов в кредитной организации;
— наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи.
Уведомление подписывается руководителем юридического лица (должность, Ф.И.О.), проставляется дата составления и печать.

Необходимые документы

К уведомлению прилагаются следующие документы:
— условия стимулирующей лотереи;
— описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;
— описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
— описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
— описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
— засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;
— порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
В условиях стимулирующей лотереи указывают, в частности:
— наименование стимулирующей лотереи (при наличии);
— способ и территорию проведения;
— наименование организатора;
— сроки проведения;
— права и обязанности участников стимулирующей лотереи (так, согласно ч. 2 ст. 20 Закона о лотереях участник вправе требовать от организатора лотереи получения информации о лотерее в соответствии с условиями ее проведения; выплаты, передачи или предоставления выигрыша на основании лотерейного билета, признанного выигравшим, и т.д.);
— порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей;
— порядок и сроки получения выигрышей;
— порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи;
— порядок направления участником заявок на участие в ней и приема таких заявок организатором.
Организатору следует указать способ, которым участники лотереи будут информироваться о ее условиях и сроках (упаковка товара, буклеты, публикации в СМИ, на сайте организации и т.д.).
Следует обратить особое внимание на описание способа заключения договора — путем выдачи лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным способом.
Справка о наличии или об отсутствии у заявителя задолженности по уплате налогов и сборов, если она не была представлена заявителем самостоятельно, запрашивается в налоговых органах уполномоченным органом.
Все документы должны быть подписаны руководителем юридического лица с указанием наименования его должности, фамилии, имени и отчества, даты составления, скреплены печатью организации.
При представлении неполного комплекта документов уполномоченный орган вправе запретить проведение стимулирующей лотереи (п. 1 ч. 3 ст. 7 Закона о лотереях).

Направление уведомления

Организатор лотереи должен направить уведомление о проведении стимулирующей лотереи, а также прилагаемые к нему документы в соответствующий уполномоченный орган не менее чем за 20 дней до даты проведения лотереи.
При проведении всероссийской лотереи уведомление и документы могут быть поданы непосредственно в ФНС России или направлены по почте.
Уведомление о проведении всероссийской стимулирующей лотереи и прилагаемые к нему документы принимаются и регистрируются в ФНС России по описи, копия которой с отметкой о дате приема направляется по почте или вручается руководителю заявителя (его представителю).

Вынесение решения и его получение

В течение 15 дней со дня получения уведомления уполномоченный орган:
— вносит информацию о проведении стимулирующей лотереи в соответствующий реестр лотерей и по просьбе организатора лотереи высылает ее ему;
— принимает решение о запрете на проведение стимулирующей лотереи.
Информация о проведении стимулирующей лотереи вносится уполномоченным органом в соответствующий реестр — государственный реестр всероссийских лотерей, государственный реестр региональных лотерей или реестр муниципальных лотерей, — и лотерее присваивается регистрационный номер.
Информация о внесении в реестр записи о стимулирующей лотерее и присвоении ей регистрационного номера направляется или вручается организатору лотереи по его просьбе.
В отношении всероссийских лотерей такая информация выдается в виде выписки из государственного реестра всероссийских лотерей.
Для получения информации о внесении записи о лотерее в реестр необходимо:
— указать на необходимость выдачи выписки в уведомлении о проведении лотереи либо
— направить в уполномоченный орган отдельный запрос о выдаче выписки.

Что может являться основанием для запрета

Уполномоченный орган вправе запретить проведение лотереи по следующим основаниям:
— представление неполного комплекта документов;
— несоответствие представленных документов требованиям Закона;
— представление недостоверных сведений;
— наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
Указание о запрете на проведение стимулирующей лотереи направляется или вручается организатору в письменной форме с указанием причин отказа в течение 15 дней со дня получения уполномоченным органом уведомления.
Если речь идет о всероссийской стимулирующей лотерее, то решение о ее запрете оформляется на бланке ФНС России и подписывается руководителем ФНС России (уполномоченным им должностным лицом), причем в решении указываются:
— наименование органа, вынесшего запрет на проведение всероссийской стимулирующей лотереи;
— полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма заявителя;
— место нахождения заявителя в соответствии с учредительными документами;
— ИНН заявителя;
— основания запрета;
— недостатки, выявленные в ходе рассмотрения уведомления и прилагаемых к нему документов, послужившие основанием для запрета.
Решение о запрете направляется заявителю по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю заявителя (его представителю) под расписку при наличии паспорта и документов, подтверждающих их полномочия.

Если последовал отказ

Если вы уверены, что соблюли все необходимые условия, но уполномоченный орган все-таки принял решение о запрете на проведение стимулирующей лотереи, то такое решение можно обжаловать в судебном порядке.
С жалобой следует обращаться в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении прав и законных интересов (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
Возможно обжалование и в административном порядке (гл. 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
Так, в досудебном (внесудебном) порядке обжалуются, в частности:
— нарушение срока предоставления государственной услуги;
— отказ в ее предоставлении по основаниям, не установленным нормативно-правовыми актами;
— требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативно-правовыми актами.
Жалоба подается непосредственно в тот орган, который предоставляет государственную услугу.
Если обжалуется решение руководителя этого органа, то жалоба представляется в вышестоящий орган.
При отсутствии вышестоящего органа данная жалоба рассматривается руководителем органа, предоставляющего государственную услугу.
Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу. Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием Интернета, официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
Жалоба должна содержать:
— наименование органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
— фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
— сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего;
— доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
По результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, принимает одно из следующих решений:
— удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, либо органом, предоставляющим муниципальную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, а также в иных формах;
— отказывает в удовлетворении жалобы.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
В заключение напомним, что нарушение сроков предоставления госуслуги либо ее непредоставление влечет за собой для должностного лица федерального органа исполнительной власти административную ответственность в виде штрафа от 3000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ), а требование в ходе предоставления госуслуги от заявителя документов или платы, не предусмотренных законодательством, — штраф от 5000 до 10 000 руб. (ч. 2 ст. 5.63 КоАП РФ).

02 дек 2014

Скоро Новый год. Подобные праздники всегда сопровождаются большим количеством распродаж. А, следовательно, значительно увеличится и объем рекламы акций, скидок и конкурсов, с помощью которой нам сообщается обо всех мероприятиях рекламодателя.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 416-ФЗ, вступившим в силу с 30.01.2014, из нормы, регулирующей проведение стимулирующих мероприятий и их рекламы, исключено понятие «стимулирующая лотерея».

Это связано с тем, что с 01.07.2014 г. запрещается проводить любые стимулирующие лотереи.

Надеемся, что наша публикация о требованиях закона к рекламе стимулирующих мероприятий позволит вам избежать ошибок.

Стимулирующее мероприятие — это мероприятие, условием участия в котором является приобретение определенного товара. Это означает, что в правилах и условиях проведения таких кампаний присутствует причина, побуждающая человека принять в них участие. Как правило, это возможность получить какое-нибудь материальное благо, поощрение при приобретении определенного товара. Объединяет эти мероприятия признак стимулирования.

К стимулирующим мероприятиям в смысле Закона «О рекламе» можно отнести:

  • конкурсы;
  • игры;
  • пари;
  • вручение подарков или призов;
  • получение дисконтных карт;
  • акции — снижение цен на товары, распродажи, скидки.

Необходимо учитывать, что нормы Закона «О рекламе» распространяются только на те ситуации, когда мероприятие связано с приобретением какого-либо товара или услуги.

Пример. Общество распространяло рекламу следующего содержания: «ЮгНоутбук — это ЛУЧШЕЕ! Новейшие ноутбуки и компьютеры по замечательным ценам! Каждому посетителю, назвавшему пароль «ЮгНоутбук — это лучшее» предоставляется суперскидка на все ноутбуки».

Антимонопольный орган посчитал такую рекламу ненадлежащей, так как в рекламе о проведении стимулирующего мероприятия не указаны сроки проведения данной акции.

Однако суд не согласился с доводами антимонопольной службы: установление скидок на товары при выполнении иного условия (не связанного с приобретением определенного товара) не подпадает под понятие стимулирующих мероприятий, требования к которым предъявляются статьей 9 Закона N 38-ФЗ.

В приведенном выше случае приобретение товара со скидкой в результате сообщения потребителем (потенциальным покупателем) определенного пароля являлось благоприятным для него последствием участия в акции, а не условием участия в ней.

(Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 апреля 2011 г. по делу N А63-7452/2010).

Что должно быть указано в рекламе акций, скидок, распродаж или другого стимулирующего мероприятия

В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны (статья 9 Закона «О рекламе»):

  1. сроки проведения такого мероприятия;
  2. источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Несмотря на кажущуюся простоту требований, необходимо более подробно остановиться на втором пункте статьи 9.

Данная норма обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, а источник этой информации, то есть сведения о том, где можно получить указанные данные (например, название соответствующего средства массовой информации, адрес офиса рекламодателя, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию).

Источник получения информации

Судебная практика неоднозначно отвечает на вопрос, что считается источником получения информации.

В одном случае суды считают, что указание контактных данных без указания на то, что это они являются источником для получения информации о правилах проведения, а также о сроках, месте и порядке получения выигрышей и подарков в результате стимулирующего мероприятия, является нарушением статьи 9 ФЗ «О рекламе» (Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-7118/14, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5735/11, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9121/14).

В других же случаях суды считают указание в рекламе фразы «подробности на сайте», «подробности по телефону»надлежащим способом указания источника информации, предусмотренной пунктом статьи 9 Закона «О рекламе» (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2014 г. N Ф07-5938/14 по делу N А21-6610/2013, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-735/14).

Совет:при указании источника информации не стесняйтесь расширенных формулировок. Тем более, что это не повлияет негативным образом на восприятие потребителем рекламы, а лишь наоборот – повысит уровень доверия к ней.

Помните, что рекламодатель обязан сообщить полный перечень сведений, с которыми потребитель может ознакомиться при помощи соответствующего источника информации.

Информация об организаторе стимулирующего мероприятия

Поскольку Закон прямо не регламентирует, какую именно информацию об организаторе следует указать, то будет достаточно той информации, которая позволит его идентифицировать. То есть не обязательно указывать ИНН или ОГРН, а также организационно-правовую форму рекламодателя. Достаточным будет указать — «организатор акции — сеть магазинов «Скидочка».

Информация о правилах проведения стимулирующего мероприятия

Поскольку требуется информация о правилах, то потребуются и сами правила. Стоит отнестись к этому внимательно, поскольку если в источнике информации, например, на сайте, потребитель не найдет самих правил, то он может пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу РФ на нарушение Закона «О рекламе».

Часто в рекламе указывают фразу «подробности по телефону». Если вы так пишете, то будьте готовы озвучить все правила проведения мероприятий по телефону — проинструктируйте менеджеров, отвечающих на звонки.

Информация о количестве призов или выигрышей по результатам стимулирующего мероприятия

Часто пишут — количество призов ограничено. Такая формулировка соответствует требованиям закона, поскольку речь идет исключительно об информации о количестве.

Информация о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей

Будет правильным указать эту информацию в правилах проведения акции. Сроком может являться как конкретная дата, так и количество дней с момента окончания акции. Местом получения является конкретный адрес, если же речь идет о сетевых магазинах, то достаточно будет указания на пункты выдачи призов. Например, «все магазины нашей сети».

Кто несет ответственность за рекламу стимулирующих мероприятий

Рекламодатель и рекламораспространитель несут равную ответственность во всех случаях нарушений Закона «О рекламе», связанных со стимулирующими мероприятиями — от 100 000 до 500 000 руб.
Рекламопроизводитель — в случае, если нарушение законодательства произошло по его вине, и вина будет доказана.

Соблюдение простых правил, указанных в нашей публикации, позволит вам избежать ответственности за нарушение Закона «О рекламе» и получить довольного покупателя.

Если вы сомневаетесь, нет ли нарушений Закона «О рекламе» в ваших рекламных модулях — Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. на юридическую экспертизу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *