Страхование транспортного средства

ВТБ📌 Реклама

Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязывает компании, имеющие автотранспорт, страховать риск своей гражданской ответственности. Гражданская ответственность может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Владельцами транспортных средств признаются те фирмы, которые не только владеют автомобилем, но и пользуются автотранспортом по ­доверенности или арендуют его.

Хотя есть исключение. Организации не придется страховать гражданскую ответственность, если она арендует транспортное средство «с экипажем» (автомобиль содержит его владелец). В этом случае все расходы по страхованию как самого транспортного средства, так и ответственности за причиненный им ущерб несет арендодатель. Если фирма использует автомобиль своего сотрудника по договору аренды без экипажа или по договору безвозмездного пользования, то владельцем транспортного средства, а следовательно, и страхователем является организация. Если организация выплачивает работнику компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях, то застраховать свою гражданскую ответственность должен сам работник. 📌 Реклама Отключить

Правила «автогражданки»

Застраховать гражданскую ответственность необходимо не позднее чем через пять дней после того, как организация получит право владения автотранспортным средством (п. 2 ст. 4 Закона № 40-ФЗ). В противном случае автомобиль не допустят к техосмотру и не зарегистрируют в ГАИ.

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждены постановлением ­Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263.

Для того чтобы застраховать гражданскую ответственность, нужно заключить договор со страховой компанией, которая имеет соответствующую лицензию. Для этого организация должна представить страховой компании следующие документы или их копии:

  • заявление о заключении договора обязательного страхования по форме, которая приведена в Приложении № 1 к Правилам страхования;
  • свидетельство о регистрации юридического лица;
  • паспорт или свидетельство о регистрации транспортного средства, указанного в заявлении о заключении договора страхования;
  • водительские удостоверения лиц, которые допущены к управлению автомобилем, а также документы, подтверждающие право водителя на управление этим транспортным средством.

У транспортного средства может быть несколько владельцев — собст­венник, арендатор и т.д. Один из них вправе застраховать ответственность всех остальных. Для этого их нужно перечислить в договоре со страховой компанией. 📌 Реклама Отключить

После того, как договор будет подписан, страховая компания должна вручить владельцу транспортного средства страховой полис по форме, приведенной в Приложении № 2 к Правилам страхования, а также специальный знак государственного образца. Этот знак надо разместить на автомобиле в правом нижнем углу ветрового стекла.

В том случае, если страховой полис или специальный знак будут утеряны, страховая компания обязана выдать дубликат этих документов. Делается это за определенную плату, размер которой определяется расходами на изготовление дубликатов. Еще страховая компания должна выдать организации два бланка извещения о ДТП. Его нужно заполнить в случае аварии и вручить страховщику в течение 5 дней с момента ДТП.

Договор страхования гражданской ответственности заключается на срок не менее одного года (ст. 10 Закона № 40-ФЗ). Затем его действие будет продлеваться до тех пор, пока страхователь не уведомит страховую компанию о прекращении договора. Причем он должен это сделать не позднее чем за два месяца до того, как истечет срок договора. С другой стороны, договор может быть разорван в том случае, если владелец транспортного средства опоздает с уплатой страховых взносов за следующий год более чем на 30 дней.

📌 Реклама Отключить

Страховая премия

Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность, должны уплачивать страховой компании взносы. Это так называемая страховая премия, которая уплачивается разовым или частичными платежами. Ее размер рассчитывается исходя из страховых тарифов, которые установлены постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739.

Страховыми тарифами будут базовая ставка и коэффициенты. Страховая премия равна их произведению. Величина страховки зависит от категории владельца легкового автомобиля (физическое, юридическое лицо или владельцы такси). Базовые тарифы для них составляют 1 980 руб., 2 375 руб. и 2 965 руб. соответственно.

Кроме того, размер тарифа зависит еще от возраста и стажа водителя, места регистрации автомобиля. Например, в Москве данный коэффициент равен 2. Марка машины и ее возраст не учитываются, зато учитывается срок договора и период пользования автомобилем. 📌 Реклама Отключить Размер страховой премии для легковых автомобилей, такси (в том числе маршрутных) сегодня рассчитывается по следующей формуле:

СП = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КП х КН,

где ТБ — базовая ставка страхового тарифа в рублях (см. Таблицу 1).

Коэффициенты страховых тарифов в зависимости:

КТ — от территории преимущественного использования ­транспортного средства;

КБМ — от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших по вине страхователя в период действия предыдущих договоров обязательного страхования. Если договор ­страхования заключается впервые, то КБМ принимается равным 1;

КВС — от собственника машины (физ. / юр. лицо), возраста и стажа водителя;

КО — от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством;

КМ — от мощности двигателя легкового автомобиля (см. Таблицу 2);

КС — от периода использования транспортного средства;КП — от срока страхования (см. Таблицу 3);

КН — от добросовестности страхователя. Его величина зависит от того, насколько достоверно лицо сообщило сведения, необходимые для ­заключения договора, или сведения об обстоятельствах дела при ДТП.

Таблица 1 📌 Реклама Отключить

Таблица 2

Коэффициенты, применяемые в зависимости от мощности двигателя

Таблица 3

Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от срока страхования

Если страховая компания уличит организацию в представлении ей ложных сведений, которые повлекли за собой уплату страховой премии в меньшей сумме, то она применит коэффициент КН в размере 1,5.

Такой же коэффициент будет применяться в том случае, если ДТП было совершено умышленно или обстоятельства аварии были умышленно искажены в целях увеличения страховой выплаты.

Наконец, указанный размер коэффициента КН страховая компания может применить и тогда, когда вред будет причинен при обстоятельствах, явившихся основанием для предъявления регрессивного требования.

📌 Реклама Отключить

Пример 1

Легковой автомобиль принадлежит ООО «Сталкер». Базовая ставка страхового тарифа (ТБ) по нему равна 2 375 руб. Автомобиль приобретен и поставлен на учет в 2006 году.

Территория преимущественного использования — г. Москва (КТ = 2).

Договор обязательного страхования автогражданской ответственности заключается впервые (КБМ = 1).

Возраст водителей, указанных в страховом полисе, — 27 лет, стаж ­вождения 1,5 года (КВС = 1,15).

К управлению автомобиля допущены два водителя, указанные в договоре обязательного страхования (КО = 1).

Мощность двигателя составляет 119 л. с. (КМ = 1,3).

Период пользования автомобилем — 12 месяцев в году (КС = 1).

Страхователь признан добросовестным, поэтому коэффициент КН не применяется.

СП = 2 375 руб. ? 2 ? 1 ? 1,15 ? 1 ? 1,3 ? 1 = 7 101,25 руб. (в год).

Обратите внимание! Сумма страховой премии не может превышать трехкратного размера базовой ставки страховых тарифов, скорректированных на региональный коэффициент. В приведенном примере максимальная сумма страховой премии не должна превышать 14 250 руб. (2 375 руб. ? 2 ? 3).

В налоговом учете расходы по обязательным видам страхования включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, которые утверждены в соответствии с российским законодательством. Это ­установлено пунктом 2 статьи 263 Налогового кодекса. 📌 Реклама Отключить

Таким образом, в состав прочих расходов предприятие может включить сумму страховки, рассчитанную для него по установленному тарифу.

Если же тарифы не утверждены, то затраты по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в том размере, в котором были фактически уплачены.

Обратите внимание: в некоторых случаях налоговые органы придерживаются прямо противоположной позиции. В статье 263 Налогового кодекса нет прямого указания на то, что она применяется не только к расходам на страхование имущества, но и к расходам на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Это дает основание налоговикам считать, что расходы на автогражданку не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Они полагают, что организация может уменьшить свою налогооблагаемую прибыль только на сумму расходов по обязательным видам страхования имущества. Новое о страховых коэффициентах 📌 Реклама

Отключить

В конце прошлого года (8 ноября 2006 г.) Госдума РФ приняла в третьем чтении поправки к закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которые устанавливают порядок применения коэффициента в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат («бонус-малус»). Новый закон вступит в силу через 90 дней после его опубликования.

В действующей редакции «Закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (№ 40-ФЗ) предусмотрено следующее описание коэффициента КБМ:

«2. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от: … наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев указанного транспортного средства в предшествующие периоды». В принятой во втором чтении редакции законопроекта предлагается следующий вариант: 📌 Реклама Отключить «2. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от: … наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, — наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей». По словам депутатов, это нововведение поможет устранить несправедливости в применении коэффициента «бонус-малус», а именно когда накопленный бонус терялся при смене транспортного средства ­страхователем — физическим лицом. 📌 Реклама Отключить

Фактически теперь учет аварийности должен вестись по каждому водителю в отдельности, то есть все ДТП, которые совершил водитель на любой машине, повысят для него стоимость ОСАГО. Например, нарушил ПДД водитель на работе (на «Камазе») и попал в ДТП — теперь и при страховании своего личного автомобиля он заплатит повышающий коэффициент «бонус-малус».

Более того, тариф будет повышен для всех автомобилей, где наш «аварийный» водитель указан в качестве лица, допущенного к управлению. Сегодня среднестатистический российский водитель допущен к управлению тремя автомобилями. Следовательно, в среднем страховая компания, произведя одну выплату по ОСАГО, получит возможность повысить ­тариф сразу по трем договорам.

В случае принятия указанного законопроекта теряется смысл в Справках о страховании, которые должны выдавать страхователям страховщики при прекращении договора. Ведь водитель может быть одновременно застрахован в нескольких страховых компаниях (вписан в полисы разных машин). Следовательно, чтобы доказать свою положительную страховую историю, нужно принести справки из всех страховых компаний! Эта проблема может быть решена с помощью единой компьютерной базы данных, но сумеют ли страховщики за 90 дней после принятия закона внедрить эту базу данных, а главное — обеспечить доступ к ней всех продающих ­подразделений и ­агентов по всей стране?

📌 Реклама Отключить

Сведения об истории страхователя каждого водителя теперь понадобятся не только при переходе из одной страховой компании в другую, но и при продлении договора в той же СК, при внесении изменений в договор, добавлении нового водителя в полис. Все это значительно усложнит данные процедуры, и, соответственно, увеличит сроки оформления документов. Например, если сегодня вписать нового водителя в полис может практически каждый агент, то после изменений в законе это можно будет сделать только после получения запроса из базы данных — скорее всего, сроки внесения изменений в полисы ОСАГО увеличатся до 2 дней.

Порядок получения страхового возмещения

Для получения страхового возмещения по ОСАГО организация должна в течение пяти рабочих дней после ДТП уведомить страховщиков о наступлении страхового случая. Для этого в страховую компанию нужно представить:

📌 Реклама Отключить

  • заявление с требованием о страховом возмещении в произвольной форме;
  • извещение о ДТП (форма этого документа утверждена приказом МВД РФ от 14 июня 2003 г. № 414);
  • справку об участии в ДТП (Приложение № 12 к Методическим рекомендациям по организации деятельности подразделений ГАИ при производстве по делам об административных правонарушениях (письмо МВД РФ от 18 июня 2003 г. № 13/ц–72));
  • копию протокола об административном правонарушении (Приложение № 1 или № 2 к Методическим рекомендациям).

После получения потерпевшей стороной остальных документов они также передаются страховой компании. Речь идет о:

  • справке об участниках ДТП (Приложение № 31 к Методическим рекомендациям);
  • копии постановления по делу об административном ­правонарушении при наличии события административного правонарушения;
  • документах, подтверждающих право собственности организации на поврежденное имущество или право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица;
  • заключении независимой экспертизы о размере причиненного вреда;
  • документах, подтверждающих оплату услуг независимого эксперта, если оплата произведена потерпевшим;
  • документах, подтверждающих оказание и оплату услуг по эвакуации поврежденного транспортного средства от места ДТП до места его ремонта или хранения;
  • документах, подтверждающих оказание и оплату услуг по хранению поврежденного имущества со дня ДТП до дня проведения ­страховщиком осмотра или независимой экспертизы.

Если во время ДТП пострадало имущество, то его остатки необходимо представить в страховую компанию. Та в свою очередь должна провести осмотр и независимую экспертизу поврежденного имущества. Для этого ей отводится 5 рабочих дней со дня получения заявления о страховой ­выплате от потерпевшего. 📌 Реклама Отключить

Если транспортное средство в результате ДТП сильно повреждено и доставить в страховую компанию его невозможно, то осмотр и оценка такого имущества в те же сроки проводятся по месту его нахождения.

Учтите, что страховое возмещение будет выплачено организации только после предоставления полного пакета документов.

В течение 15 дней с момента получения документов, подтверждающих страховой случай, страховая компания должна возместить убытки потерпевшей стороне или направить мотивированный отказ в выплате страхового возмещения.

Размер страхового возмещения

Если ущерб нанесен жизни и здоровью, то потерпевшему должны компенсировать утраченный заработок (доход), который он имел или мог иметь на день причинения ему вреда. Кроме этого, страховая компания должна компенсировать и дополнительно понесенные расходы:

📌 Реклама Отключить

  • на лечение;
  • дополнительное питание;
  • приобретение лекарств;
  • протезирование;
  • посторонний уход;
  • санаторно-курортное лечение;
  • приобретение специальных транспортных средств;
  • подготовку к другой профессии.

В рамках страховых выплат возмещается также ущерб, причиненный в результате потери кормильца, а также расходы на погребение.

Если ущерб нанесен имуществу, то страховая компания должна компенсировать пострадавшему его реальную стоимость, которая определяется в зависимости от состояния имущества. При полной гибели имущества расходы могут быть возмещены в размере его действительной стоимости на день совершения ДТП. Это относится и к тем случаям, когда стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, попавшего в ДТП, равна или превышает его стоимость до аварии.

📌 Реклама Отключить

Если автомобиль поврежден не полностью, то ущерб возмещается в размере восстановительных расходов, то есть тех расходов, которые необходимы для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая. К ним относятся:

  • материалы и запасные части, необходимые для проведения ­ремонтных работ;
  • расходы на оплату работ по ремонту транспортного средства.

Если в результате ДТП повреждено не только транспортное средство, но и объекты недвижимости, находящиеся в месте аварии, то возмещению подлежат и расходы организации по доставке материала и запасных частей к месту ремонта этого имущества, а также расходы по доставке ремонтных бригад к месту ремонта и обратно.

Страховая организация определяет размер расходов с учетом износа частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах. Расходы на ремонт транспортного средства оплачиваются исходя из средних цен, которые сложились в соответствующем регионе.

📌 Реклама Отключить

Помимо этого страховая компания возместит организации расходы на эвакуацию транспортного средства с места аварии до места ремонта или хранения, а также расходы по его хранению со дня ДТП до дня проведения осмотра страховщиком или до дня проведения независимой экспертизы.

Максимальная страховая сумма по ОСАГО, в пределах которой страховщик возместит страхователю причиненный ущерб, составляет 400 000 руб. (ст. 7 Закона об обязательном страховании). Из этой суммы на возмещение вреда, причиненного:

  • жизни или здоровью, приходится при наличии нескольких потерпевших 240 000 руб., одного потерпевшего — не более 160 000 руб.;
  • имуществу, при наличии нескольких потерпевших — 160 000 руб., одного потерпевшего — не более 120 000 руб.

Указанные страховые суммы выплачиваются в каждом страховом случае. Это значит, что если в течение нескольких часов автомобиль попал в несколько аварий, то по каждой из них максимальная страховая сумма составит 400 000 руб. 📌 Реклама

Отключить Если по результатам ДТП будет заведено уголовное или гражданское дело, то размер выплаты может зависеть от результатов производст­ва по этим делам. Срок страховой выплаты в этом случае продлевается до окончания этого производства и вступления в силу решения суда. Такой же механизм действует и при возбуждении дела об административных правонарушениях. По требованию страхователя страховщик должен выдать расчет, на основании которого был определен размер страховой премии. Добровольное страхование автомобилей

Особенности добровольного страхования авто

Страхование, которое фирма осуществляет по своему желанию, является добровольным. Компания может застраховать автомобиль от угона или повреждения. Для этого надо заключить договор страхования имущества со страховой компанией. В договоре должны быть указаны следующие основные моменты:

📌 Реклама Отключить

1. Срок действия договора (как правило, один год).

2. Размер страховых взносов и порядок их уплаты.

3. Страховые случаи (ситуации, в которых страховая компания ­выплачивает возмещение).

4. Страховая сумма (максимальная сумма, которая может быть выплачена в страховом случае). Она не должна быть больше, чем стоимость застрахованного автотранспортного средства.

Договор страхования начинает действовать в тот день, когда организация заплатит первый взнос (п. 1 ст. 957 ГК РФ). При этом компании выдается страховой полис. Его нужно будет предъявить страховщику в том случае, если с автомобилем что-нибудь случится.

Фирма может застраховать и арендованное транспортное средство, если это не сделал его владелец. Ведь возмещать расходы в случае его порчи придется именно арендатору (ст. 669 ГК РФ).

Учет и налогообложение

📌 Реклама Отключить

Расходы по добровольному страхованию автотранспортных средств, которые используются для извлечения дохода, также учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ). Причем это в полной мере относится и к арендованным автомобилям.

Условиями договора страхования может быть предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом. Тогда по договорам, которые заключены на срок более одного налогового периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора.

В бухгалтерском учете затраты на страхование транспортных средств являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Отражать в учете затраты на страхование нужно в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени их фактической оплаты. Единовременный платеж за год предприятие отражает на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем ежемесячно списывает 1/12 ее часть на счета учета затрат на производство и реализацию.

📌 Реклама Отключить

Сумма страхового возмещения, полученная организацией при ­наступлении страхового случая, не облагается НДС.

На сумму страховых взносов можно уменьшить налогооблагаемую прибыль (ст. 263 НК РФ). При этом не важно, какое автотранспортное средство застраховала организация — свое или арендованное. Главное, чтобы оно использовалось в производственной деятельности. Обязательным условием признания таких расходов является фактическая оплата страховой премии.

Порядок налогового учета страховых взносов зависит от того, каким методом организация учитывает доходы и расходы. Если применяется метод начисления, то в налоговом учете, так же, как и в бухгалтерском, страховые взносы нужно включать в расходы в том отчетном периоде, к которому они относятся. Это значит, что при уплате страховой премии разовым платежом расходы на страхование включаются в состав прочих расходов равномерно в течение всего срока действия договора.

📌 Реклама Отключить

Налоговый учет расходов на страхование транспортных средств можно вести, используя данные бухгалтерского учета.

Пример 2

1 ноября 2006 года ООО «Зигзаг» заключило договор страхования легкового автомобиля от угона сроком на один год с единовременной уплатой страховой премии в сумме 18 000 руб. Организация определяет доходы и расходы методом начисления. Ежемесячная сумма, которая включается в состав расходов, как в налоговом, так и в бухгалтерском учете, составит

18 000 руб.: 12 мес. = 1 500 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Зигзаг» были сделаны следующие проводки:

Дебет 97 Кредит 76 субсчет «Расчет по имущественному страхованию» — 18 000 руб. — отражена задолженность предприятия по договору страхования;

Дебет 76 субсчет «Расчет по имущественному страхованию» Кредит 51 — 18 000 руб. — отражена задолженность предприятия по договору страхования имущества.

Ежемесячно:

Дебет 26 Кредит 97 — 1 500 руб. — часть расходов по страхованию легкового автомобиля включена в состав общехозяйственных расходов.

В налоговом учете 2006 года в состав прочих расходов нужно включить сумму страховых платежей в размере 3 000 руб. (1 500 руб. ? 2 мес.). А в 2007 году в состав прочих расходов будет включена сумма 15 000 руб. (18 000 руб. — 3 000 руб.).

Организации, использующие для определения доходов и расходов кассовый метод, могут уменьшить свою налогооблагаемую прибыль на всю сумму страховых расходов в том месяце, когда был уплачен взнос (п. 3 ст. 273 НК РФ). В этом случае данные налогового учета не будут совпадать с данными бухгалтерского учета. 📌 Реклама Отключить

Обязательное страхование автогражданской ответственности позволяет переложить на страховую компанию компенсацию ущерба, причиненного третьим лицам. Это значит, что если транспортное средство организации причинит вред жизни, здоровью или имуществу потерпевшему, то возмещать нанесенный ущерб будет страховая компания.

Учтите, что страховая компания не станет возмещать вред, который был причинен в результате действия непреодолимой силы или в результате умысла потерпевшего.

Таким образом, страховое возмещение — это сумма, которая выплачивается в том случае, когда транспортное средство пострадало из-за чрезвычайных обстоятельств. Тот факт, что действительно произошли чрезвычайные события, нужно подтверждать документально.

Бухгалтерский и налоговый учет страховой выплаты

Расходы, которые понесла организация в страховом случае, являются чрезвычайными расходами (п. 13 ПБУ 10/99). Поэтому их нужно учесть на счете 99 субсчет «Чрезвычайные расходы». Страховое возмещение, выплачиваемое организации, считается чрезвычайным доходом. Его нужно учесть на счете 99 субсчет «Чрезвычайные доходы». Размер возмещения зависит от ущерба, причиненного автотранспортному средству.

📌 Реклама Отключить

В налоговом учете возмещение включается в состав внереализационных доходов, увеличивающих налогооблагаемую прибыль (ст. 250 НК РФ). А расходы, возникшие у предприятия из-за страхового случая, включаются в состав внереализационных расходов (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Пример 3

ООО «Гром» в сентябре 2006 года застраховало свой автомобиль на случай аварии на сумму 290 000 руб. В декабре этого же года автомобиль сильно пострадал в аварии. Ремонту и восстановлению автомобиль не подлежит. Это подтверждено актом о ДТП, выданном в ГАИ, а также справкой, полученной от независимого оценщика. Предприятие решило автомобиль списать. От страховой компании было получено страховое возмещение.

Первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете составляет 400 000 руб. Сумма амортизации, начисленной к моменту аварии, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, — 100 000 руб. За проведение независимой экспертизы ООО «Гром» заплатило 2 000 руб.

В налоговом учете для определения доходов и расходов ООО «Гром» ­использует метод начисления.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию» Кредит 99 субсчет «Чрезвычайные доходы» — 290 000 руб. — ­начислено страховое возмещение;

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию» — 290 000 руб. — перечислено страховое возмещение;

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» — 400 000 руб. — списана ­первоначальная стоимость автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» — 100 000 руб. — списана сумма амортизации, начисленной на момент аварии;

Дебет 99 субсчет «Чрезвычайные расходы» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» — 300 000 руб. (400 000 руб. — 100 000 руб.) — списана остаточная стоимость автомобиля;

Дебет 99 субсчет «Чрезвычайные расходы» Кредит 76 субсчет «Расчеты с прочими кредиторами» — 2 000 руб. — учтена стоимость независимой экспертизы;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с прочими кредиторами» Кредит 51 — 2 000 руб. — оплачены услуги эксперта.

В налоговом учете страховое возмещение (290 000 руб.) включается в состав внереализационных доходов. А остаточная стоимость автомобиля и расходы на проведение экспертизы (300 000 руб. + 2 000 руб.) — в состав внереализационных расходов. Следовательно, в декабре 2002 года ­налогооблагаемая прибыль ООО «Гром» будет уменьшена на 12 000 руб.

Когда застраховано арендованное имущество, учет возмещения зависит от того, в пользу кого заключен договор. Ведь договор страхования можно заключить как в пользу арендатора, так и в пользу арендодателя (ст. 930 ГК РФ). 📌 Реклама Отключить

Если страховка выплачивается арендодателю, то в учете арендатора она не отражается. Если же страховое возмещение получает арендатор, то отражение в бухгалтерском и налоговом учете этой операции точно такое же, как и в случае, когда пострадало собственное имущество.

Ф.Н. Филина, экономист-аналитик

Общие принципы страхования транспорта

Определение 1

Страхование транспортных средств – это рисковый вид страхования, объектами которого являются средства транспорта, подлежащие обязательной регистрации в соответствующих государственных органах.

Объектом страхования может быть конкретное средство наземного, водного или воздушного транспорта, получившее регистрационный номер и необходимые документы.

Страхователем может выступать юридическое лицо или совершеннолетнее физическое лицо, являющееся владельцем транспорта, получившее от владельца доверенность или взявшее страхуемый транспорт в аренду.

Основными страховыми случаями, учитываемыми в договоре страхования, являются: повреждение или полное уничтожение транспорта вследствие аварии, взрыва, пожара, стихийного бедствия, противоправных действий третьих лиц (угон, порча, хищение) и т.д.

Размер страховой суммы может быть:

  • равен рыночной стоимости объекта страхования на момент подписания договора, не беря в расчет степень износа;
  • равен оценочной стоимости автомобиля с учетом степени износа;
  • не должен превышать размера, в котором страхователь несет ответственность перед арендодателем при эксплуатации транспортного средства, взятого в аренду;
  • равен части стоимости транспорта при разделении ответственности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Страхование транспортных средств 490 руб.
  • Реферат Страхование транспортных средств 230 руб.
  • Контрольная работа Страхование транспортных средств 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

При расчете величины страховой суммы учитываются такие данные объекта страхования, как марка, модель, год выпуска, пробег, наличие дополнительных объектов (прицеп, трейлер и т.п.).

При заключении договора страхования одним из основных условий является наличие у страхователя (выгодоприобретателя) интереса в сохранении страхуемого объекта. Если данный интерес отсутствует, то договор не может быть заключен или будет признан недействительным.

Перед заключением договора страховая компания имеет право провести осмотр и экспертизу транспортного средства, подлежащего страхованию, с целью определения его стоимости, а также проверки условий эксплуатации и хранения.

Замечание 1

Страхователь обязан ставить в известность страховую компанию обо всех изменениях, которые могут оказать влияние на вероятность возникновения страхового риска.

Если уже имеется договор страхования, объектом в котором выступает данное транспортное средство, страхователь обязан поставить в известность другую страховую компанию при заключении с ней договора и сообщить все данные остальных страховщиков и страховых сумм.

Виды транспортного страхования

В Российской Федерации существует два вида транспортного страхования: обязательное (государственное) и добровольное.

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) заключается в обеспечении гарантированных выплат третьим лицам, пострадавшим в результате страхового события, возникшего по вине страхователя.

Согласно законодательству РФ, страховой полис ОСАГО должен быть у всех водителей, управляющих транспортным средством. При этом в нем должны быть указаны все лица, имеющие права управлять транспортным средством.

В данном случае страхуется именно ответственность водителя перед третьими лицами, а не автомобиль. При наступлении случая, признанного страховым, страховщик будет возмещать ущерб, нанесенный имуществу, жизни и здоровью лиц, пострадавших по вине страхователя. При этом убытки, который понес виновник происшествия, будут покрываться за его счет.

Условия, порядок страхования, а также максимальный размер страхового возмещения определяются государством. В связи с этим все страховые компании предлагают одинаковую стоимость страховых полисов ОСАГО.

Если владелец транспортного средства хочет повысить размер страховых выплат, положенных при страховании его ответственности, то он может заключить договор добровольного страхования ДСАГО, который повышает страховое возмещение по ОСАГО в несколько раз. Страховая выплата по ДСАГО происходит только после выплаты по ОСАГО.

КАСКО – это добровольное страхование транспортных средств от основных рисков (повреждение, угон, противоправные действия третьих лиц и т.д.).

В данном виде страхования ущерб, понесенный страхователем вследствие наступления страхового события, компенсируется страховой компанией независимо от того, кто является виновником происшествия.

Замечание 2

Страховые тарифы на полисы КАСКО определяются страховой компанией с использованием собственных методик расчетов. При этом учитываются модель автомобиля и год выпуска, регион регистрации, перечень страхуемых рисков, наличие франшизы, износ и условия эксплуатации, срок страхования, стаж водителя.

Под франшизой при страховании КАСКО понимают сумму денежных средств, в пределах которой страховая компания освобождается от страховых выплат при наступлении события, признанного страховым. Т.е. размер ущерба оценен в пределах франшизы, то он покрывается за счет страхователя. Такой тип страхования значительно снижает стоимость страхового полиса по КАСКО.

Страховое возмещение при страховании транспорта

Размер страховой выплаты зависит от величины понесенного страхователем ущерба и равен:

  1. В случае угона автомобиля размеру установленной в договоре страховой суммы за минусом износа.
  2. В случае полной гибели автомобиля размеру страховой суммы за минусом износа и стоимости оставшихся частей и деталей, пригодных для последующего использования.
  3. В случае повреждения транспортного средства стоимости восстановительных работ (новых деталей и работы по ремонту) за минусом оценочной стоимости частей и деталей, пригодных для последующего использования.

Также в размер страхового возмещения должны быть включены затраты страхователя на принятие мер по спасению транспортного средства (согласно инструкциям, выданным страховой компанией), его транспортировку до автомастерской или стоянки.

В страховании выделяют две основные формы возмещения убытка: выплатой денежных средств или оплатой ремонта транспортного средства в одной из автомастерских, с которой у страховой компании заключен договор о сотрудничестве. В большинстве случаев страхователь имеет право выбрать наиболее приемлемый для него способ возмещения.

Размер страховой выплаты определяется на основании предоставленных страхователем документов и заключения представителя страховой компании или стороннего эксперта о стоимости восстановительных работ.

Страхователь обязан в установленный законом срок предоставить страховщику поврежденный автомобиль для осмотра и проведения независимой экспертизы. До этого момента он не должен производить никаких работ по его восстановлению.

Порядок и сроки осуществления страховых выплат по ОСАГО определяется законодательством РФ. При добровольном страховании все условия определяет страховая компания.

Замечание 3

В случае несогласия страхователя с решением страховой компании о выплате страхового возмещения или с размером выплаты, вопрос может быть решен в судебном порядке.

Не являются страховыми и не подлежат возмещению следующие основные случаи:

  • умышленное причинения вреда объекту страхования со стороны страхователя или выгодоприобретателя;
  • использование транспортного средства не по назначению;
  • вождение автомобиля под действием алкоголя, наркотиков или токсических веществ;
  • нарушение правил эксплуатации объекта страхования;
  • воздействие радиации, ядерного взрыва или вследствие военных действий;
  • повреждение перевозимым грузом;
  • изъятие, конфискация, арест или уничтожение объекта страхования по решению государственных органов и т.д.

Гражданское страхование является обязательным для всех автомобилистов. Любой водитель должен знать, в каком порядке происходит автострахование и на каких условиях выдается полис ОСАГО, чтобы не стать обманутым страховой компанией и не потерять свои деньги. Ведь если автомобилиста остановит сотрудник ГИБДД, а у водителя не будет автогражданки, ему минимум грозят большие штрафы. Да и владелец машины будет чувствовать себя безопаснее, когда автомобиль застрахован.

Условия договора страхования

В 2018 году в законодательство были внесены правки по поводу автогражданки на основании Федерального Закона РФ №40 – » Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Всего редакция насчитывает 6 глав по поводу ОСАГО.

При оформлении полиса следует помнить о следующих условиях страхования ОСАГО 2018:

  • страховка оформляется на 1 год;

  • договор может выдаваться как в бумажном, так и в электронном варианте, оба полиса являются действительными;
  • при составлении договора или его изменения водителю нужно указать свои личные данные и персональные данные владельца автомобиля;
  • если на момент оформления полиса ОСАГО водитель еще не прошел государственную регистрацию транспортного средства, то он пропускает поле «Гос. регистрационный знак», а после прохождения регистрации сообщает в страховую компанию полученный гос. номер на протяжении 3-х рабочих дней. Страховщик, в свою очередь, обязан внести полученные данные в соответствующую строку автоматизированной информационной системы обязательного страхования;
  • собственник авто имеет право выбрать любую страховую компанию, специализирующуюся в данной области;
  • страховая компания не может отказать автовладельцу в страховании;
  • страхователь полностью ответственен за информацию, которую он предоставляет страховщику;
  • страховая компания не имеет права требовать с водителя оригиналы документов, если автомобилист уже не первый раз обращается в эту организацию, за исключением случаев, когда есть подтверждения, что информация на копиях или электронных документах не актуальна на данный момент;
  • при оформлении страховки, за отсутствием диагностической карты, страховая компания имеет право провести технический осмотр ТС.

Это основные новые условия страхования ОСАГО, более подробно с изменениями можно ознакомиться в редакции «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

ВАЖНО! Если присутствуют какие-либо ошибки в договоре страхования, то данный документ считается недействительным.

Какие документы требуются для ОСАГО

Перед тем, как приехать в страховую компанию для оформления полиса, водитель должен собрать пакет необходимых документов:

  • паспорт гражданина РФ;
  • регистрационное свидетельство автомобиля;
  • диагностическая карта;
  • удостоверение водителя.

ВАЖНО! Если у автомобилиста есть старый полис, действие которого уже прошло, то его желательно также взять с собой.

Какие нарушения и ошибки может допустить страховая компания?

Страховка, в любом случае, это платная процедура. Когда водитель платит деньги, он хочет, чтобы все прошло гладко, и он получил страховку без проблем. В связи с этим большинство владельцев транспортных средств задаются вопросом: грубые нарушения условий страхования ОСАГО — что это? В законе указан коэффициент грубых нарушений условий страхования, который равен 1,5. Когда собственник автомобиля допустил нарушение, которое относится к категории грубого, то стоимость страхового полиса ОСАГО возрастает для него на 50 %. Это происходит при следующих нарушениях:

  • предоставление страховой компании недостоверных данных, например, с целью уменьшения стоимости ОСАГО;
  • специальное искажение обстоятельств страхового случая, например, для увеличения выплаты по страховке;
  • причинение умышленного вреда потерпевшему в ДТП при обстоятельствах, которые, возможно, вызовут регрессное требование к виновному лицу.

Можно ли подать на страховую компанию в суд?

Да, статья 16.1 Федерального Закона России об ОСАГО предусматривает норму о предъявлении досудебной претензии к страховой компании.

Обычно, автовладелец подает в суд на страховщика, если возникают разногласия по поводу выплаты страховых возмещений. Данная мера вступила в законную силу с сентября 2014 года.

Потерпевший также имеет право подать иск в суд, если страховая компания не выплатила надлежащие средства по страховому случаю в установленный период. Тогда в ходе судебного разбирательства страховщик признается виновным и будет обязан совершить необходимую выплату.

Опубликовано: 20-12-2017

Последнее обновление: 10-12-2017

Каждое транспортное средство таит в себе опасность для владельца, пассажиров или третьих лиц. Поэтому государство предусмотрело обязанность для автовладельцев осуществлять страхование транспортных средств. Полис ОСАГО призван защитить только окружающих лиц, пострадавших в ходе аварии. Чтобы уберечь само авто, потребуется прибегнуть к добровольному страхованию и докупить недешевый полис КАСКО. Но даже добровольная страховка покроет убытки не во всех случаях.

Что это такое

Самолеты, корабли, поезда, авто признаны источниками повышенной опасности. Опасность может иметь немалый масштаб распространения, соответственно существует риск. Ответом на риск любого рода является страхование.

Страхование транспортных средств – это разновидность имущественного страхования, призванная защитить владельца ТС, окружающих лиц, а также сам транспорт.

Применительно к транспортному страхованию важны следующие категории:

  1. Страхователь – юридическое лицо или физлицо, владеющее транспортом.
  2. Страховщик – страховая компания.
  3. Потерпевший – 3-е лицо, чья жизнь / здоровье / имущество пострадали.
  4. Объект – имущественные интересы самого владельца и 3-х лиц.

Виды

Основополагающая классификация предполагает деление страхования ТС на обязательное и добровольное.

В обязательном виде прослеживается веление государства, призванное обезопасить весь процесс эксплуатации ТС.

Добровольный вид призвано расширить пакет гарантий и возможностей.

В зависимости от характера транспортного средства выделяют страхование:

Для воздушных и морских судов предусмотрено страхование самого судна (аналог КАСКО) и страховка гражданской ответственности. Отдельные положения о размерах возмещений можно найти в Воздушном и Морском кодексе. Большинство условий определяется договором со страховщиком.

Ж/д страхование также складывается из страхования ответственности и самого состава, и определяется договором сторон.

В статье уделим ключевое внимание автострахованию, необходимому практически каждому.

Отличия страховок

В рамках автострахования существует 3 разновидности страховочных полисов: ОСАГО, ДСАГО и КАСКО.

ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности – призвано уберечь посторонних лиц и компенсировать им убытки, возникшие из-за действий страхователя. Иными словами полис не защитит автомобиль, но защитит потерпевшего в аварии с участием водителя.

Все существенные условия уже определены законом, поэтому по полису ОСАГО нельзя получить больше установленной суммы. Законодатель оценил здоровье и жизнь потерпевших в пределах 500 тысяч рублей, а их имущество – в пределах 400 тысяч. Если потерпевший погиб, деньги получат выгодоприобретатели (супруг, родители и т.д.)

Таким образом, ОСАГО позволяет страхователю за небольшие деньги возместить ущерб, понесенный 3-ми лицами, не из собственного кармана, а из кармана страховой компании.

На этом плюсы полиса, пожалуй, заканчиваются. ОСАГО не предоставит никаких выгод для самого водителя. Только если водитель сам не является пострадавшим.

Тогда в игру вступают полисы добровольного страхования – ДСАГО и КАСКО.

ДСАГО – добровольное страхование автогражданской ответственности. Полис можно получить в страховой компании, после оформления ОСАГО.

ДСАГО пригодится в случаях, когда размер ущерба велик и не покрывается выплатами по ОСАГО. Сложно отремонтировать авто премиум-класса на 400 тысяч, предлагаемых полисом обязательного страхования. А вот выплаты по ДСАГО достигают размера 1 – 3 миллионов рублей.

Соответственно, даже значительный вред, причиненный здоровью человека или его имуществу, будет покрыт полностью. При этом стоит полис ДСАГО не намного дороже ОСАГО. Срок действия добровольного полиса всегда будет соответствовать сроку действия обязательного.

Бонусом при заключении договора могут пойти бесплатные вызовы страхового эксперта, автомеханика, буксировка авто с места аварии и прочие полезные услуги.

КАСКО – добровольное страхование транспортного средства. Здесь идет речь не об ответственности, а о всех рисках. Полис КАСКО защитит владельца от краж, угонов, повреждений, инициированных людьми или природой. Соответственно деньги получит сам автовладелец, независимо от его виновности или невиновности.

Такой вид транспортного страхования самый всеохватный. И денежное возмещение может в некоторых случаях быть соразмерным стоимости самого авто.

Разумеется, цена оформления «кусается». Поэтому полис КАСКО можно приобрести с франшизой. Франшиза разделяет ответственность страхователя и страховщика. То есть за определенные страховые случаи платит компания, а за некоторые – сам владелец ТС.

Нужно понимать, что не все происшествия с авто будут подпадать в категорию страхового случая. Разберем, в каких ситуациях страховая откажет в выплате компенсации (на примере Ингосстраха):

  1. Утрата дополнительного оборудования (инструменты, противоугонные средства), если они не были застрахованы.
  2. Утрата / кража регистрационных знаков.
  3. Поломка деталей / узлов не по причине ДТП (например, гидроудар).
  4. Владелец сел за руль пьяным и попал в аварию.
  5. Страхователь умышленно причинил ущерб авто в надежде получить возмещение.
  6. Владелец обучал кого-либо вождению или участвовал в соревнованиях.
  7. Владелец скрылся с места аварии или отказался проходить тест на алкоголь.

Также страховщик имеет право не выплачивать деньги полностью или частично, если транспортное средство угнали или украли по причине беспечности владельца (не закрыл двери или окна, оставил в свободном доступе ключ).

Не будет возмещен ущерб, нанесенный авто в ходе военных действий, теракта и прочих подобных ситуаций.

Нужна ли страховка

Если говорить о полисе ОСАГО, то без него нельзя даже сесть за руль, не говоря о том, чтобы пройти техосмотр или поставить авто на учет. В полис должны быть вписаны все люди, которые будут выступать в роли водителя данного ТС.

За полное отсутствие страховки предусмотрена административная ответственность в размере 800 рублей. Если полис существует, но на руках во время проверки документов его нет, штраф составит 500 рублей.

Приобретение ДСАГО и КАСКО зависит исключительно от воли владельца авто. Но предлагаемые ими компенсации весьма впечатляют.

Порядок оформления

Первоначально нужно собрать пакет документов и заключить договор со страховой.

Для страхования ответственности автовладельца потребуются:

  • паспорт;
  • ПТС;
  • водительское;
  • заявление;
  • подтверждение техосмотра;
  • доверенность (если оформляет не владелец).

Договор обязательного страхования транспортных средств базируется на императивных условиях, условия добровольного страхования определяются соглашением сторон.

Стоимость полиса ОСАГО и ДСАГО варьируется в зависимости от возраста и стажа водителя, характеристик авто, преимущественного района эксплуатации, сезонности использования, наличия аварий в прошлом владельца и т.д.

Для оформления полиса КАСКО потребуются аналогичные документы. Страховая может потребовать дополнить их договором купли-продажи (если авто новое), двумя комплектами ключей, водительскими удостоверениями всех, кто планирует садиться за руль, договорами аренды (если он существует), документами на противоугонные приборы и т.д.

На основе представленных документов специалист заполнит полис, попросит произвести оплату и передаст полис автовладельцу с экземпляром договора и квитанцией.

Особенности и советы

Договор обязательного страхования транспортного средства не имеет особенностей, он законодательно урегулирован и потому однообразен (кроме цены полиса).

Но договоры добровольного страхования, в частности КАСКО, имеют немало любопытных особенностей.

  • Когда разговор заходит о договорах добровольного страхования, ясно, что условия, размер возмещения и перечень страховых случаев определяются страховщиком. Было выражено немало возмущений граждан, вызванных бесчинствами страховых компаний, огромной стоимостью КАСКО, непонятным списком рисковых ситуаций и т.д. Однако в 2014 году в силу вступило Указание Центробанка России «Об установлении стандартных требований к КАСКО». По сути, такие требования рассматриваются в качестве типового договора. Проведенные недавно исследования выявили, что 90% условий договоров разных страховых компаний совпадают между собой.
  • В 2016 году по части добровольного страхования для россиян был введен так называемый «период охлаждения». В чем его суть? Когда Вы заключаете договор добровольного страхования практически любого вида, у Вас есть 14 дней с момента подписания на то, чтобы от него отказаться. На КАСКО период охлаждения также распространяется. Но стоит учитывать, что в эти 14 дней не должно быть событий даже отдаленно напоминающих страховой случай. И тогда премию страховщик обязан вернуть в полном размере.
  • В полис КАСКО можно внести страхование жизни и здоровья водителя или пассажиров. Страхование от несчастного случая позволит получить возмещение при ДТП, землетрясении, теракте и т.п.
  • КАСКО не является обязательным по закону. Но если Вы решили воспользоваться банковской услугой автозалога, полис КАСКО придется оформить непременно. Банки требуют, чтобы заложенный автомобиль был застрахован. В противном случае последуют санкции в виде штрафа или неустойки. Или же кредитная организация потребует досрочного погашения кредита.
  • Если Вы планируете выехать на личном автомобиле за пределы России, придется оформить Зеленую карту. Полис Зеленая карта аналогичен ОСАГО, но действует в европейских странах и СНГ. Без него автовладельца даже не пропустят через таможню. Получить полис можно у российских страховщиков или в приграничном пункте оформления. Потребуется стандартный набор документов.

Вывод

Страхование транспортных средств призвано уберечь всех, кто вольно или невольно вовлекается в процесс движения.

Обязательный полис покроет убытки, причиненные окружающим лицам, попавшим в ДТП с участием страхователя. А добровольные полисы на порядок повысят защищенность владельца авто. В условиях скоростного городского ритма лучший вариант – приобрести все 3 полиса автострахования. ОСАГО и ДСАГО по стоимости довольно приемлемы, а КАСКО можно приобрести с франшизой. Зато под охраной будете Вы, автомобиль и кошелек.

Развернутая статья о страховании автомобилей Опытные автомобилисты прекрасно знают, что передвигаясь по дороге на автомобиле можно столкнуться с самыми непредсказуемыми ситуациям. Даже водители с большим стажем безаварийного вождения не застрахованы от ДТП, пускай они происходят и не по их вине. Другими словами, на дороге все зависит не только от вас, но и от других участников движения, поэтому очень важно заранее предусмотреть последствия возможных неприятностей и застраховать ваш автомобиль, а может быть, и ваше здоровье, от потенциальной угрозы аварии.

Страхование автомобиля уже давно перестало быть редкостью – государство обязало каждого владельца транспортного средства оформлять полис обязательного страхования автогражданской ответственности – ОСАГО. Но помимо обязательной страховки автомобиля, существуют и другие виды автострахования – ДСАГО, КАСКО, Зеленая карта, страхование от несчастного случая. Давайте разберемся, чем разные виды страхования автомобиля отличаются друг от друга, и на каком из них остановить свой выбор рядовому автовладельцу.

ОСАГО

ОСАГО или обязательное страхование автогражданской ответственности, как явствует из названия, — необходимое требование к каждому автовладельцу. Полис ОСАГО должен быть оформлен на каждый автомобиль или мотоцикл, передвигающийся по дорогам РФ. Причем что важно, страховая компания заключает договор с перечислением конкретных водителей, которые будут управлять транспортным средством, и чем меньше ваш водительский стаж – тем дороже обойдется для вас страховка ОСАГО.
Самый дорогой вариант – полис без ограничений на количество водителей и без учета их водительского стажа. Стоимость полиса ОСАГО регламентируется законодательно и рассчитывается по строго устанавливаемым коэффициентам, зависящим не только от стажа водителя, но также от модели, года производства и мощности страхуемого автомобиля.
Страхование ОСАГО предполагает компенсацию страховой компанией вреда, причиненного третьим лицам (имуществу и (или) здоровью), если авария произошла по вашей вине. Сумма страховой выплаты ограничена законодательно – максимум 400 тысяч рублей за одно ДТП. Но получить «максималку» возможно лишь в самых крайних ситуациях, когда в аварии пострадало несколько автомобилей или был нанесен ущерб здоровью нескольких людей. В этом случае страховая компания оплатит максимум 240 тысяч за вред здоровью пострадавших, и максимум 160 тысяч на ремонт автомобилей. Если же в ДТП участвовало только два автомобиля, то на компенсацию ущерба здоровью можно получить максимум 160 тысяч рублей, а на ремонт автомобиля, пострадавшего по вашей вине – только 120 тысяч рублей.
Другими словами, если вы стали виновником аварии, имея только полис ОСАГО, то компенсация на ремонт пострадавшего автомобиля от страховой компании составит максимум 120 тысяч рублей (если участников аварии было только двое). Согласитесь, что эта сумма может компенсировать ремонт только недорогих иномарок и отечественных автомобилей, но на 120 тысяч рублей никак нельзя восстановить более-менее серьезные повреждения дорогостоящей иномарки, да еще если работы будут проводиться на официальном сервисе. Соответственно, все сверхзатраты лягут на ваши плечи.

ДСАГО

Возможности ОСАГО достаточно ограничены, но действующее российское законодательство предусматривает возможность оформить дополнительную страховку автомобиля, так называемое ДСАГО (дополнительное страхование автогражданской ответственности). В каждой страховой компании вы можете в дополнение к ОСАГО, оформить полис ДСАГО, который расширяет страховое покрытие, ограниченное для обязательного страхования. Как правило, стоимость такого «дополнения» невелика – в пределах 1-4 тысяч рублей, в зависимости от тарифов выбранной вами страховой компании и выбранного вами размера увеличения страховой суммы. Например, примерно за 1000 рублей вы можете увеличить размер компенсации в случае аварии на 300-500 тысяч рублей, то есть с учетом ОСАГО практически до 1 миллиона рублей. Таким образом, вы можете застраховать себя от необходимости оплачивать ущерб от аварии из собственного кармана в ситуациях, когда он превышает лимиты, установленные для ОСАГО.
К сожалению, большинство автовладельцев не знают о такой возможности и не оформляют страховку автомобиля по ДСАГО, хотя эта опция существенно расширяет страховые возможности и минимализирует затраты на компенсацию ремонта в случае аварии. Да и страховые компании не спешат информировать клиентов о ДСАГО, так как чаще всего, затраты компании для ДСАГО существенно выше, чем для ограниченных полисов ОСАГО.

КАСКО

Если вы хотите не переживать о возможной ремонте вашего автомобиля как в случае ДТП, так и в случае его порчи на стоянке или даже угона, то страхование автомобиля по КАСКО – идеальный, хотя и дорогостоящий, вариант. Полисы КАСКО – это гарантия компенсации ремонта вашего автомобиля, вне зависимости от того, по чьей вине он пострадал. Большинство страховых компаний компенсирует даже затраты на ремонт сколов лобовых стекол или царапин, полученных на парковке. Конечно, здесь важно внимательно отнестись к составлению договора со страховой компанией и включить в страховку автомобиля именно те риски, которые вы считаете необходимыми.
Нередко бывают ситуации, когда полис КАСКО не предусматривает выплаты застрахованному лицу, если автомобиль после аварии не подлежит восстановлению, поэтому обязательно уточняйте этот момент при заключении страхового договора. Кроме этого, если вы страхуете автомобиль от угона, то принципиальным моментом является соблюдение правил его хранения – на охраняемой стоянке, в гараже или на парковке возле дома.
Стоимость страховки КАСКО – самая высокая из доступных страхований автомобилей и в разы выше, чем полиса ДСАГО. И это естественно, ведь страховая компания вынуждена оплачивать дорогостоящий ремонт в официальных сервисах.

Окончательная стоимость полиса определяется исходя из:

  1. марки, модели, года выпуска и стоимости страхуемого автомобиля (чем старше и дороже автомобиль – тем выше сумма страховки);
  2. «популярности» автомобиля среди угонщиков, а также статистики аварий для данной модели;
  3. количества допущенных к управлению автомобилем водителей, их стажа и возраста (для более опытных водителей стоимость полиса будет ниже);
  4. агрегатности или неагрегатности страховой суммы (будут или не будут повторные выплаты при повторных авариях прибавляться к уже полученным суммам или нет);
  5. размера франшизы (минимальный размер ущерба, при котором страховая компания осуществляет выплаты);
  6. индивидуальные особенности страхового договора (чаще всего, такие особенности зависят от страховой компании).

Благодаря развитию интернет-технологий вы можете воспользоваться возможностью предварительно рассчитать стоимость полиса ОСАГО, ДСАГО или КАСКО дистанционно, на официальных сайтах страховых компаний или компаний-посредников. Такая услуга позволит вам заранее получить представление о конечной стоимости страховки автомобиля в соответствии с необходимыми вам параметрами договора со страховой компанией, а также в зависимости от модели и возраста вашего автомобиля.

Зеленая карта

Международные страховые полисы, действующие в Европе, в том числе и в странах Шенгенского соглашения, в России называют «зеленой картой», так как бланки страховых полисов традиционно зеленого цвета. Такое страхование автомобиля носит обязательный характер для передвижения по европейским дорогам, а также по ряду других стран, то есть это система аналогичная российским полисам ОСАГО.

Действие зеленой карты, также аналогично ОСАГО, страхуется ущерб, нанесенный третьим лицам или их имуществу, таким образом, компенсируя автовладельцу, чей автомобиль или здоровье пострадали по вашей вине, затраты на лечение и восстановление авто. Стоимость зеленой карты напрямую зависит от курса рубля по отношению к евро и может колебаться, хотя и в незначительных пределах. Но такая страховка в любом случае недешевая – месячная зеленая карта с правом передвижения по дорогам любой европейской страны обойдется вам в пределах 4-6 тысяч рублей.

По идее, можно было бы попробовать сэкономить, оформив страховку автомобиля только на те страны, через которые вы будете проезжать. Но на практике, большинство страховых компаний не предоставляют такой опции, включая в полис стандартный «набор» стран Шенгена и Восточной Европы.

Страхование автомобиля от несчастных случаев

Как известно, в автомобильных авариях могут пострадать не только транспортные средства, но и люди, которые перемещаются с их помощью. Абсолютно все страховые компании, предлагающие оформить страховку автомобиля, имеют в перечне своих услуг добровольное страхование от несчастных случаев здоровья и жизни пассажиров, а также водителя автомобиля. В настоящее время применяются две системы расчета страховых выплат – по местам в автомобиле, и по так называемой паушальной системе.
Первый вариант предполагает, что каждое место в салоне автомобиля страхуется на определенную сумму, которую и получает пострадавший. Паушальная система дает возможность застраховать весь салон автомобиля, а при наступлении страхового случая общая сумма выплат делится между пострадавшими поровну.
Какая бы система расчетов ни применялась, использование страхования от несчастных случаев обеспечивает гарантии компенсации затрат на лечение после аварии, в том числе и за границей (это условие должно отдельно оговариваться в страховом договоре), компенсации материальных потерь в случае утраты трудоспособности, а также материальной компенсации родственникам погибших в автомобильных авариях пассажиров транспортных средств.

Что и как выбрать

Итак, какой же вид страхования автомобиля выбрать рядовому автовладельцу? Ваш выбор в первую очередь должен зависеть от того, каким именно автомобилем вы владеете. Естественно, что застраховать по КАСКО 10-12-летний ВАЗ, или иномарку аналогичного возраста, будет стоить очень дорого относительно стоимости самого автомобиля, так как страховая компания закладывает в стоимость страховки все возможные риски повреждения автомобиля, в том числе и его возраст, и техническое состояние. А вот оформить в дополнение к обязательному ОСАГО еще и ДСАГО, чтобы наверняка гарантировать себе полную компенсацию затрат (если ваша машина не подлежит восстановлению) очень даже оправдано.
В то же время, если вы покупаете новую машину, особенно иностранного производства, дорогостоящую, то без полиса КАСКО вы будете чувствовать себя на дороге очень неуверенно. Даже небольшие повреждения, скорее всего, приведут к значительным материальным затратам, которые практически наверняка не будут покрыты возможностями ОСАГО.
Большинство банков, предоставляющих кредиты на покупку автомобиля, закладывает требование об оформлении полиса КАСКО как обязательное условие для выдачи кредита, так как в случае аварии автомобиль резко теряет в цене. Кроме этого, нужно отметить, что полис КАСКО освобождает автовладельца от необходимости экономить на ремонте, искать самые дешевые, и далеко не всегда самые качественные, варианты ремонта, так как страховка КАСКО полностью компенсирует все затраты на восстановление автомобиля на профессиональном официальном сервисе. Поэтому даже если вы приобретаете новый автомобиль не в кредит, а за собственные средства, то как минимум, первые 3 года полис КАСКО для вас просто необходим, несмотря на свою дороговизну.
Зеленый картон – обязательное условие для выезда за границу на автомобиле. Эту страховку спрашивают при въезде в любое иностранное государство, поэтому оформлять полис вам придется в любом случае. Ну а страхование от несчастных случаев – личное дело каждого. Здесь нельзя заранее предсказать вероятность аварии и степень возможных повреждений ясно лишь, что в такой ситуации могут оказаться даже самые опытные водители. Поэтому, конечно, застраховаться для обеспечения качественного лечения и дополнительной финансовой поддержки в реабилитационный период оправдано.
Что касается вопроса поиска наиболее подходящей страховой компании, то здесь вам также может помочь сеть интернет – обратитесь к отзывам других автовладельцев о страховании в той или иной компании и обратите внимание на проблемы, с которыми клиентам этих компаний пришлось столкнуться при получении страховки. Чем меньше будет негативных отзывов – тем больше вероятность добросовестной работы страховой компании, своевременных и корректных выплат на ремонт автомобиля. Ну и конечно же, предпочтение стоит отдавать крупным компаниям, обладающим достаточными средствами и возможностями для проведения профессиональной экспертизы и своевременного перечисления денежных средств на ваш счет.

Таким образом, страхование автомобиля – обязательное условие для его эксплуатации, причем не только с точки зрения действующего законодательства, но также и с точки зрения здравого смысла. Не жалейте средств на страховку, и в случае непредвиденных ситуаций, аварии или повреждения вашего автомобиля, его ремонт не будет для вас проблемой. Желаем вам удачи на дорогах, и пусть ваша страховка никогда вам не пригодится!

И в заключении, можно поглядеть несколько видео об основных видах страхования автомобиля. Возможно, кому то удобнее такой способ восприятия информации:)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *