Стратегия самопрезентации

Тема 3. Самопрезентация.

План.

Понятие и виды самопрезентации.

Аспекты самопрезентации.

3. Искусство самопрезентации: основополагающие факторы.

Понятие и виды самопрезентации.

3.1.1. Самопрезентация — это управление впечатлением, которое оратор производит на аудиторию с целью влияния на нее. Важно, что самопрезентация происходит всегда, независимо от того, насколько оратор себе ее представляет и как к ней относится. Самопрезентация бывает «природная» и «искусственная»: в первом случае речь идет о привычной манере поведения и подаче себя, во втором – о создании определенного образа в контексте. В этом случае самопрезентация является демонстрацией желаемой формы социального поведения. Главное, на что человек нацелен, — это получение определенного вида власти.

А) Согласно американским исследователям феномена самопрезентации Дж. Тедеши и М. Риес, существует пять стратегий самопрезентации, направленных на получение определенного вида власти:

1. Стараться понравится. Такая стратегия обязывает окружающих быть любезными, доброжелательными к субъекту, таким образом достигается власть обаяния.

2. Самореклама, или самопродвижение человеком своей компетентности, дает власть эксперта.

3. Запугивание – демонстрация силы; обязывает окружающих подчиниться, таким образом достигается власть страха.

4. Пояснение примером – демонстрация духовного превосходства, которой достигается власть наставника.

5. Мольба – демонстрация слабости, дает власть сострадания.

Б) Еще одно исследование феномена самопрезентации представлено именами Р. Аккина и А. Шутца. Они рассматривают самопрезентацию как «поведенческую реализацию мотивации достижения или избегания неудач».

Существует два вида самопрезентации:

1) Приобретающая самопрезентация. Человек осознанно выстраивает свое поведение для решения поставленных им самим целей. Возможности он видит вне себя через адекватный выбор роле и задач.

2) Защитная самопрезентация. Человеком движет мотивация избегания неудач. Цель выбирается либо слишком легкая, либо непомерно сложная. Причина выбора в неосознанности мотива.

В) И. Гоффман рассматривал самопрезентацию как «театральный акт». «…Когда человек предстает перед лицом других, окружающие обычно стремятся собрать информацию о нем или строят свое поведение на основе той информации, которой уже владеют. /…/ Информация о человеке помогает определить характер ситуации, позволяет понять, что человек ожидает от окружающих и чего они могут ожидать от него. Поняв это, окружающие будут знать, как лучше себя вести, чтобы в дальнейшем вызвать желаемую реакцию».

Г) В отечественных исследованиях самопрезентация рассматривается как процесс управления образами другого человека; процесс управления его восприятием через привлечение внимания; как правила делового общения.

Это субъект-объект ориентированный подход, когда для достижения своих целей человек использует любые средства. Главное – воздействие на образ себя, которые сформировался у другого человека. В дальнейшем самопрезентация раскладывается на правила и техники, которые используются для достижения этих целей.

Итак, самопрезентация складывается из трех составляющих:

1) тот, кто самопрезентуется

2) тот, кому самопрезентуются

3) то, что самопрезентуется

Вывод:

1) Самопрезентация – средство организации своего поведения;

2) Самопрезентация – форма социального поведения (демонстративное поведение);

3) Самопрезентация – средство подтверждения образа своего «Я» и поддержание самооценки;

4) Самопрезентация – средство самовыражения;

5) Самопрезентация – поведенческая реализация мотивации достижения или избегания неудач;

6) Самопрезентация – стремление к власти в межличностных отношениях;

7) Самопрезентация – управление восприятием через привлечение внимания;

8) Самопрезентация – правила делового общения.

Аспекты самопрезентации.

Понятие самопрезентации связывают с понятием «имидж» (образ). Имиджем можно назватьмнение, суждение, содержащее оценку и отношение. Имидж оратора важен, поскольку он формирует готовность слушателей действовать тем или иным образом.

Представьте, что происходит выступление двух ораторов перед аудиторией, главной целью которых является положительная реакция аудитории, аудитория должна совершить необходимые оратору действия — проголосовать, купить, прийти, принять решение, утвердить план и т.п. Первый оратор осуществляет следующую самопрезентацию: появляется перед аудиторией точно в условленное время, начинает минута в минуту, одет современно, в деловом стиле, владеет правильной русской речью, говорит доходчиво.
Другой оратор — опаздывает, на глазах аудитории пьет таблетки, выглядит неопрятно, притоптывает ногами, вертит в руках листы с текстом, редко смотрит в глаза слушателям, злоупотребляет словами-паразитами.
Очевидно, что первый оратор скорее вызовет интерес и доверие, чем второй.

В формирование ораторского имиджа также необходимо включить представление о законах привлекательности, т.е. о тех усилиях, которые затрачивает оратор для соответствия социально одобряемому типу внешности: оратор относится либо к привлекательным людям, и тогда переоцениваются все его невидимые качества, либо к непривлекательным, когда недооцениваются все его невидимые качества.

То есть в оформлении внешности важны не одежда, прическа, аксессуары сами по себе, а усилия, стремления, затраты оратора выглядеть социально одобряемым. В создании привлекательности особую роль играют хорошие манеры и ухоженность, владение речевым этикетом и общая культура мышления и поведения.

Не менее важен момент произведения первого впечатления на аудиторию.При этом впечатление на 60% зависит от того, как человек выглядит, на 35% – от того, как звучит его голос, и только на 5% – от того, что он говорит.

Аксиома публичного выступления гласит: у оратора никогда не будет второго случая произвести первое впечатление.Продумайте момент вашего появления: помните, что публика оценивает вас именно в первые минуты, поэтому любое движение и слово будут мгновенно восприняты, и только от вас зависит — положительно или отрицательно. Намного сложнее заинтересовать аудиторию после блеклого и неуверенного начала. Исследования показывают, что особую важность имеет впечатление, создающееся у человека в первые четыре минуты контакта. После их истечения он решает продолжить или прервать данный контакт. Научитесь использовать оказываемое вам внимание, которое не всегда означает, что люди только и ждут вашего провала: прежде всего они ждут интересного, захватывающего выступления.

Исследования подтверждают, что в 75 % случаев первое впечатление оказывается верным.

Что фиксируется при формировании первого впечатления*:

  • Внешний облик.
  • Оформление внешности.
  • Экспрессия, внешняя выразительность.
  • Выполняемые действия.
  • Предполагаемые качества личности.

Очевидно, что оратору имеет смысл специально продумывать, как будет формироваться первое впечатление о нем, какие акценты уместно расставить в момент появления перед публикой.

Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 5040 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Стратегия самопрезентации – совокупность по­веденческих актов личности, разделённых во времени и про­странстве, направленных на создание определённого образа в глазах окружающих.

Тактика самопрезентации — это опре­делённый приём, с помощью которого реализуется выбран­ная стратегия. Тактика самопрезента­ции является кратковременным явлением и направлена на со­здание желаемого впечатления в конкретной жизненной си­туации.

Стратегия самопрезентации может включать в себя множество отдельных тактик.

Э. Джонс и Т. Питтман в 1982 году создали одну из пер­вых классификаций стратегий самопрезентации.

Понимая под самопрезентацией поведенческую реализацию стремления к власти в межличностных отношени­ях. Они выделяют пять «видов» власти и предлагают, соответ­ственно, пять стратегий ее достижения.

В частности, выделя­ются:

Ø стратегия «старание понравиться», предполагающая по­пытку представить себя привлекательным в глазах других;

Ø стра­тегия запугивания, предполагающая презентацию себя как вла­стного, потенциально опасного человека;

Ø стратегия мольбы, то есть презентирование себя как слабого и беззащитного в целях вызывания сочувствия со стороны аудитории;

Ø стратегия образцовости, то есть презентация себя как морально выдер­жанного в целях демонстрации значимости своей личности и

Ø стратегия самопродвижения, предполагающая попытку выгля­деть компетентным в целях вызывания уважения со стороны других людей.

Наиболее детальная классификация стратегий самопре­зентации осуществлена А. Шутц, которая на основе обобще­ния большого количества литературы, посвященной данной проблеме, выделила собственные критерии для категориза­ции тактик и стратегий самопрезентации. В предложенной А. Шутц классификации выделено четыре стиля самопрезен­тации: ассертивный (assertive), агрессивный (offensive), защит­ный (protective) и оправдывающийся (defensive). Данная клас­сификация основана на анализе двух переменных: 1) ведущих мотивах самопрезентации (стремлении «выглядеть хорошо», то есть получить социальное одобрение — стремлении «не выглядеть плохо» или избежать значимых потерь в социаль­ном одобрении); 2) активности или пассивности самопрезентационного поведения.

Ассертивная самопрезентация, по А. Шутц, предполагает активные, но не агрессивные попытки сформировать благоприятное впечатление о себе. В процес­се ассертивной самопрезентации люди представляют черты, желательные для них в данной ситуации. Ассертивная само­презентация включает в себя стратегии самовыдвижения, об­разцового поведения, демонстрацию силы и власти и страте­гию идентификации со специфической группой. Стратегия де­монстрации силы направлена не на формирование страха, а должна убедить целевую персону в том, что субъект само­презентации способен выполнить обещания и осуществить требования.

Субъект с агрессивной самопрезентацией использует аг­рессивный способ представления желаемого образа. Этот стиль самопрезентации характеризуется большим уровнем активно­сти и стремлением получить социальное одобрение. Согласно А. Шутц, способами реализации данного стиля самопрезента­ции являются стратегия принижения оппозиции (ирония, крити­ческие оценки), стратегия «критики критика» (критика, направ­ленная в адрес задающего критический вопрос или высказыва­ющего критические замечания) и стратегия «ограничения темы дискуссии», предполагающая стремление изменить тему об­суждения.

Защитная самопрезентация включает в себя «пас­сивное» стремление избегать негативного впечатления. Избе­жание публичного внимания, минимальное самораскрытие, ос­торожное самоописание, отражающее стремление не привле­кать внимания к своим способностям, минимизация социальных интеракций, стремление сохранять молчание, дружелюбное, но пассивное взаимодействие — такое поведение может быть классифицировано как защитная самопрезентация.

Оправды­вающаяся самопрезентация характеризуется активностью и стремлением избежать значимых потерь в социальном одоб­рении. К стратегиям, реализующим оправдывающуюся самопрезентацию, А. Шутц относит: стратегию отрицания («Ничего не произошло, ничего страшного не случилось»), стратегию переиначивания, предполагающую согласие с тем, что основ­ные события имели место, и доказывающую, что они не были оценены негативно («Все было не так»). Сюда же могут быть отнесены извинения («Я не мог ничего сделать»), оправдания, предполагающие признание негативного события и утвержде­ния о том, что оно было неизбежно или законно («Это было правильно», «Так надо было поступить»), а также стратегия уступок, предполагающая принятие всей ответственности за негативные события, демонстрацию раскаяния, обещания о том, что подобные действия больше не повторятся.

Р.Бэрон утверждает, что управление впечатлениями имеет много различных форм. Однако большинство из них попадают в две основные категории: усиление собственной позиции — попытки поддержать наш собственный образ и усиление позиции собеседника — попытки сделать так, чтобы интересующий нас человек чувствовал себя комфортно в нашем присутствии.

Специфичные типы тактики усиления собственной позиции включают действия по улучшению собственной внешности. Этого можно достичь с помощью изменений в одежде, ухода за собой (косметика, стильная прическа, использование парфюмерии) и продуманного использования невербальных сигналов. Среди наиболее важных тактикусиление позиции собеседника выделяют – комплименты и лесть (когда мы осыпаем интересующего нас человека похвалами, даже если он их не заслуживает); выражение согласия с мнением этого человека; проявление высокого уровня заинтересованности в нем (ловим каждое его слово); маленькие одолжения лично для него; просьбы о совете или ответной реакции; выражение симпатии к нему вербальным или невербальным способом.

Р. Чалдини к наиболее изве­стным тактикам позитивной самопрезентации от­носит тактику наслаждения отраженной славой, которую он определяет как процесс демонстрации своей связанности с успешными, имеющими высокий статус людьми или события­ми.

Исследования стратегий и тактик самопрезентации лично­стив отечественной социальной психологии не слишком мно­гочисленны. В исследованиях Е. А. Соколовой-Бауш рассматривается в качестве техник самопрезентации уже существующие и известные техники общения. Е. А. Соколо­вой-Бауш были определены невербальные техники общения, эффективно влияющие на формирование благоприятного и неблагоприятного впечатлений о коммуникаторе и реципиен­те. Так, с помощью невербальной техники «отзеркаливание» поз, движений, мимики партнера по общению коммуникатор чаще всего формирует о себе благоприятное впечатление (впе­чатление «культурного человека в общении»). Реципиент чаще всего производит благоприятное впечатление (впечатление внимательного и понимающего слушателя), подстраиваясь под дыхание собеседника.

Н. А. Федорова рассматривает вербальные техники са­мопрезентации (включает способы организации текста и ри­торические приёмы) и невербальные техники, к которым от­носятся: внешний вид, одежда, манера держаться, обстанов­ка, речевые манеры, позы, мимика, жесты, поведенческие приемы. По критерию предмет самопрезентации Н. А. Фе­дорова различает прямые техники, когда субъект использует для самопрезентации информацию о себе, и непрямые тех­ники, когда субъект использует для самопрезентации инфор­мацию о других людях или явлениях.

10 Межличностная аттракция и близкие отношения

Аттракция – (от фр.- притяжение, привлечение, тяготение) – в социальной психологии – процесс взаимного тяготения людей друг к другу; формирования привлекательности одного человека для другого; механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви; положительные чувства по отношению к другому индивиду, стремление находиться в его обществе.

Исследования факторов межличностной аттракции начались в 1930-е годы с анализа таких вопросов, как кто кого привлекает и почему. Особое влияние на развитие исследований оказали Я.Л. Морено и Т. Ньюкомб. В эти же годы выходит популярнейший бестселлер Дейла Карнеги «Как завоевы­вать друзей и оказывать влияние на людей», выдержавший пятьдесят переизданий в США и ставший таким же бестселлером в 1980-е годы в нашей стране.

Новая волна исследований сформировалась на волне исследований аттитюда. Аттракция началась рассматриваться как аттитюд, направлен­ный на конкретного человека и охватывающий все три традиционно выделяемых его ком­понента: когнитивного (представления о человеке), аффективного (чувства к человеку) и поведенческого (тенденции к определенному поведению во взаимоотношениях с челове­ком). В теоретических построениях доминировали идеи сим­метрии, баланса и соответствия между ними. Например, в теории баланса Ф.Хайдера утверждалось, что люди положительно относятся к тем, кто проявляет симпатию к ним самим, т.е. любят своих друзей и ненавидят их врагов.

Значительная часть явлений аттракции объясняется теорией «вознаграждений – издержек» Дж. Хоманса:человек взвешивает возможные затраты на достижение цели и получаемую выгоду. Если затраты окупаются – отношения позитивны, если они превышают прибыль, то отношения становятся негативными. Эта теория позволяет предсказать, что нам понравятся люди, чье мнение сходно с нашим, и произойдет это потому, что они вознаграждают нас, подтверждая нашу правоту своим согласием, т.е. помогут нам поверить в то, что наши мнения являются «правильными». Нам понравятся сотрудничающие с нами люди, а не конкурирующие, т.к. поведение, основанное на сотрудничестве, по определению является вознаграждающим: человек, который с нами сотрудничает, оказывает нам помощь, прислушивается к нашим идеям, делает предложения и разделяет наши трудности.

В 1970-е годы разрабатывается модель подкрепления Лота, которая аккумулирует идеи теории баланса и обмена, в соответствии с которыми решающей предпосылкой межличностной аттракции является включение во взаимоотношения подкреплений. Если ваши действия получают подкрепления со стороны других людей, то в отношении к ним и формируется аттракция.

Согласно модели подкрепления – эмоций Бирна и Клоа:

– люди идентифицируют воздействующие на них стимулы поощрения или наказания и стремятся к нахождению первых и избеганию вторых;

–позитивные чувства ассоциируются с поощрением, а негативные — с наказанием;

– стимулы оцениваются в определениях, вызываемых ими чувств. Оценка позитивна в случае возникновения позитивных чувств и негативна – при возникновении негативных чувств;

– любой нейтральный стимул, ассоциируемый с позитивным подкрепле­нием, вызывает позитивные чувства, в то время как любой нейтральный стимул – с негативными чувствами.

Соответственно, вызывание симпатии или антипатии конкретными людьми связано с теми чувствами, которые ассоциируются с ними.

Еще одной теорией, часто привлекаемой к объяснению межличностной аттракции, является теория равенстваАдамса. Эта теория связана с рассмотрением двух типов ситуаций:

1. Взаимным обменом ресурсов (например, супружеские отношения).

2. Обменом, в котором происходит распределение ограниченных ресурсов (например, компенсация ущерба).

В обеих ситуация теория равенства постулирует, что люди стремятся к справедли­вому распределению ресурсов, основанному на вкладе каждого. По Адамсу равенство ме­жду двумя индивидами А и Б имеет место тогда, когда вклад и полученный результат А равен вкладу и полученному результату Б.

Человек выводит своеобразную пропорцию того, что он должен вложить в данные отношения и что должен получить в итоге. Эта пропорция соотносится с пропорциями других участников взаимоотношений. Если пропорции равны, то распределение ресурсов считается справедливым и равным и, наоборот. Таким образом, взаимоотношения рас­сматриваются как равные, если все участники пропорциональны в их вкладе и полученных результатах взаимоотношений. Эта пропорциональность обычно определяется, как прави­ло, справедливого распределения, введенное Хомансом.

Логика предложенной теоретической конструкции является выверенной и обосно­ванной по отношению к рациональной, лишенной эмоциональной окраски и субъективной интерпретации системы отношений. Логика предложенной теоретической конструкции является выверенной и обосно­ванной по отношению к рациональной, лишенной эмоциональной окраски и субъективной интерпретации системы отношений. Но в реальной жизни человек далеко не всегда рационален в своих чувствах и поступках и не всегда уподобляется бухгалтеру, подводящему баланс взаимоотношений.

Вам предстоит важная встреча или собеседование, на котором вам нужно произвести выгодное впечатление? Может вам нужно выступить перед незнакомой аудиторией и заинтересовать ее собой и своими услугами?

В данной статье я хочу поделиться с вами пятью простыми приемами эффективной самопрезентации. Цель приемов — произвести на слушателей приятное впечатление, вызвать интерес к себе и своему предложению.

Итак, пять приемов:

1. Корсет уверенности

Прежде чем входить в аудиторию (комнату), где вас ожидают с вашей самопрезентацией, наденьте на себя «корсет уверенности». Как? Очень просто… Выпрямите спину; нарисуйте плечами квадрат (плечи вперед, наверх, назад, вниз и расслабиться); затем поднимите подбородок чуть выше и вот он ваш «корсет уверенности».

У каждого человека работает психофизическая зависимость тела и душевного состояния (настроение, эмоции, чувства). Важно, чтобы ваши слушатели видели исходящую от вас уверенность. Тогда на подсознательном уровне к ним поступает сигнал, что вы тот человек, который может решить их задачи. Поэтому, обязательно надеваем корсет, чтобы моментально почувствовать уверенность в себе и в своих действиях.

2. Зрительный контакт

Бесплатный мастер-класс «КОУЧ — ПРОФЕССИЯ БУДУЩЕГО». Только сегодня бонус при регистрации!

2. Самореклама, или самопродвижение (self-promotion) человеком своей компетентности (власть эксперта).

Запугивание (intimidation) – демонстрация силы обязывает окружающих подчиниться (власть страха).

Пояснение примером (exemplifi cation) – демонстрация духовного превосходства (власть наставника).

Мольба (supplication) – демонстрация слабости, (власть сострадания) . Как полагает Е. Михайлова, выбранные коммуникатором стратегии навязывают реципиенту (окружающим) определенный способ поведения по отношению к нему.

Рассматривая техники самопрезентации, остановимся на техниках, предложенных Р. Чалдини.

1. Техника наслаждения отраженной славой («купание в лучах чужой славы») – использование чужого успеха для самопрезентации.

2. Техника нанесения вреда («вредительство») – намеренное преувеличение недостатков (ситуации, предмета, другого человека и т. д.) для повышения своего статуса, своего роста в глазах окружающих, что позволяет управлять впечатлением других.

Г. Бороздина в искусстве управления впечатлением делает акцент на перцептивной составляющей процесса, выделяя четыре техники самопрезентации, или самоподачи.

1. Самоподача превосходства – акцентирование внимания окружающих на внешние признаки превосходства коммуникатора (поведение, речь, одежда).

2. Самоподача привлекательности – акцентирование внимания окружающих на физической привлекательности коммуникатора.

3. Самоподача отношения – демонстрация партнеру своего отношения с помощью вербальных и невербальных средств.

4. Самоподача состояния и причин поведения – привлечение внимания окружающих к более выигрышной, привлекательной причине поведения коммуникатора.

Все перечисленные техники предполагают, что успешная самопрезентация – это презентация выбранных признаков, привнесенных в поведение индивида через призму его социального опыта для привлечения внимания реципиента с последующим управлением впечатлением о себе .

Все многообразие техник самопрезентации можно условно разделить на вербальные и невербальные.

К невербальным техникам относятся техники, акцентирующие внимание на внешнем виде, одежде, манере держаться и т. д.

В свою очередь, вербальные техники самопрезентации бывают как прямыми, так и непрямыми.

Прямые техники самопрезентации – это самоописания через личностные и социоролевые характеристики, через действия и увлечения, а также через истории о своей жизни. Непрямые техники самопрезентации заключаются в использовании информации о других людях для повышения собственного статуса и озвучивания своих аттитюдов.

Следует отметить, что выбор стратегии самопрезентации определяется в основном мотивационным и личностным факторами, а выбор техники самопрезентации осуществляется всегда на ситуационном уровне.

Стратегии самопрезентации соответствуют мотивационному уровню (например, стратегия самопродвижения) и характеризуют самопрезентацию как отдельную деятельность. Уровню цели соответствуют тактики самопрезентации, т. е. конкретные поведенческие приемы, действия, используемые для формирования определенного впечатления (например, цель стратегии самопродвижения – казаться компетентным, получить уважение со стороны других). Техники самопрезентации как способ предоставления информации о себе другим характеризует самопрезентацию как операцию (например, выбрав стратегию самопродвижения, необходимо осуществлять наиболее эффективные действия: демонстрировать свои знания, умения).

Первое систематическое исследование феномена самопрезентации провел Е. Гоффман, уделив большое внимание различным приемам контроля и управления производимыми на аудиторию впечатлениями.

Согласно Е. Гоффману , чтобы произвести нужное впечатление на зрителей, человек мобилизует свою активность с целью:

1) вызвать желаемую реакцию;

2) предстать «тем самым лицом»;

3) оправдать ожидания аудитории;

4) подчиниться требованиям социальной роли;

5) не быть понятым неправильно, поскольку это приведет к изменению ситуации в целом;

6) прийти к «пониманию» и таким образом достигнуть своих целей.

Е. Гоффман выделяет два полюса исполнения подобной роли: первый – когда человек вовлечен в свое представление, искренне верит в него; второй – когда человек неискренен, совсем не верит в то, что он представляет.

Следующим важным аспектом становится контроль над производимым впечатлением.

Во время самопрезентации коммуникатору нужно быть внимательным, воспринимая аудиторию как источник сигналов, содержащих важную информацию о его представлении, иначе он рискует быть понятым неправильно. Достаточно допустить несколько ошибок, и все представление будет казаться фальшивым.

Выделяются три группы подобных ошибок.

1. Потеря мышечного контроля над своим телом (кашель, чихание и т. д.).

2. Демонстрация неискренности при исполнении роли или, наоборот, чрезмерное вхождение в роль, «переигрывание» (демонстрация сильного волнения, в результате которого можно забыть слова, непроизвольно рассмеяться, расплакаться, демонстрация чрезмерной заинтересованности или, наоборот, ее отсутствия и т. д.).

3. Неправильное развитие всего представления (для самопрезентации выбран не соответствующий ситуации социальный статус). Подобная несогласованность самопрезентации или представления происходит из-за дихотомии природного и социального Я. Природное Я подвержено воздействию постоянно меняющихся разнообразных импульсов, в то время как социальное Я, выступающее перед зрителями, не должно подвергаться их влиянию.

Самопрезентация человека может показаться попыткой создать впечатление того, что его поведение соответствует определенным стандартам. Эти стандарты разделяются на две группы: 1) как актер ведет себя по отношению к своим зрителям, когда он непосредственно разговаривает с ними (вежливость); 2) как актер ведет себя, когда он находится в поле зрения и слуха зрителей, но не вступает в разговоры с ними (этикет).

Требования этикета включают демонстрацию уважения, которая может быть вызвана и желанием понравиться. Требования этикета, в свою очередь, тоже подразделяются на две группы: моральные требования, направленные на то, чтобы не доставлять неприятности окружающим; технические требования, похожие на те, с которыми наниматель подходит к своим сотрудникам: забота о собственности, соответствие требованиям профессионализма .

Все современные социально-психологические концепции самопрезентации можно условно разделить на мотивационные, личностные и ситуационные.

Мотивационные теории анализируют процесс самопрезентации с точки зрения базовых мотивов, на реализацию которых направлена самопрезентация .

Личностные теории самопрезентации изучают индивидуальные особенности, связанные со склонностью управлять впечатлением о себе .

Ситуационные теории самопрезентации рассматривают детерминанты самопрезентации, связанные с особенностями ситуаций социальных коммуникаций.

М. Лири и Р. Ковальски связывают самопрезентацию с такими характеристиками ситуации, как степень публичности, значимость целей взаимодействия для субъекта, зависимость от объекта самопрезентации и др. Б. Шленкер отмечает, что большое значение для регуляции процесса самопрезентации имеют нормы и правила взаимодействия, принятые в данной культуре или социальной группе.

Выбор конкретной техники самопрезентации зависит от ee целей. Выделяют три основные цели и соответственно три группы техник самопрезентаций :

1) техники возвышения в самопрезентации; цель – повысить значительность, воспринимаемый статус, авторитетность, убедительность образа; чаще используются при создании имиджа руководителя, политика;

2) техники создания узнаваемого образа в самопрезентации; цель – привлечь внимание, запомниться, стать узнаваемым; используются чаще всего в шоу-бизнесе, искусстве;

3) техники формирования позитивного отношения; цель – вызвать положительные чувства: доверие, симпатию, интерес.

К техникам формирования позитивного отношения относятся:

• повышение внешней привлекательности;

• позитивный настрой, так как известна закономерность: привлекательны те люди, которые хорошо относятся к нам. Следовательно, позитивное отношение к различным группам общественности обеспечивает их ответное позитивное мнение;

• создание безупречной репутации – обеспечивается планомерной конструктивной деятельностью, выполнением своих функций;

• позитивные послания группам общественности – выражения благодарности, проявления уважения, поздравления и т. п.;

• личное участие – проявление искреннего интереса к людям, оказание поддержки и реальной помощи;

• дистанцирование от негативных символов (компрометирующих факторов, фигур, групп).

Техники создания яркого и узнаваемого образа:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *