Судебная система в РФ 2018

Также законом определяются полномочия, порядок образования и деятельности этих судов. Проект был разработан и внесен в ГД Верховным Судом РФ.

По действующему законодательству в системе судов общей юрисдикции действуют мировые, районные, областные, а также верховные суды республик, суды автономного округа, автономной области, города федерального значения, рассматривающие дела в первой инстанции. «Вынесенные ими решения можно оспорить в апелляционной инстанции. Так, вердикты районных судов можно обжаловать в областных. Если же и их решения сочтут несправедливыми, то обращаться можно уже с кассационной жалобой, которую рассматривает президиум областного суда. При этом в апелляционной и кассационной коллегиях отдельные составы, но находятся они в одном суде, с одним председателем», — пояснил Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников Крашенинников
Павел Владимирович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , добавив, что эту систему закон и изменит.

Ко второму чтению поправки в законопроект внес Председатель ГД Вячеслав Володин Володин
Вячеслав Викторович Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Избран депутатом в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» совместно с Председателем СФ Валентиной Матвиенко, Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом.

Законом предлагается создать 5 апелляционных судов общей юрисдикции и 9 кассационных судов общей юрисдикции, которые будут действовать в пределах соответствующих судебных округов. Каждый кассационный и апелляционный судебный округ будет включать в себя несколько регионов. «В таком случае рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные акты не будет осуществляться в том же суде, который рассматривал дело в первой инстанции. Это позволит обеспечить независимость и самостоятельность судебных инстанций, снизит коррупционные риски и региональное влияние, что положительно скажется на защитите прав граждан», — отметил Павел Крашенинников.

Новые апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции. В них будут направляться жалобы и представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции судом субъекта РФ на территории соответствующего судебного апелляционного округа, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. По судебным актам, принятым в первой инстанции районным судом или мировым судьей, апелляционная инстанция остается прежней.

Кассационные суды общей юрисдикции будут являться вышестоящей инстанцией для апелляционных судов, судов субъекта РФ, районных судов и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. В его компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции. Будут рассматриваться жалобы и представления на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Апелляционные суды общей юрисдикции будут размещены в следующих городах:

— Первый апелляционный суд – в городе Москве;

— Второй апелляционный суд – город Санкт-Петербург;

— Третий апелляционный суд – город Сочи;

— Четвертый апелляционный суд – город Нижний Новгород;

— Пятый апелляционный суд – город Новосибирск;

— апелляционный военный суд – городской округ Власиха Московской области.

Кассационные суды общей юрисдикции расположат в следующих городах:

— Первый кассационный суд — в городе Саратове;

— Второй кассационный суд – город Москва;

— Третий кассационный суд – город Санкт-Петербург;

— Четвертый кассационный суд – город Краснодар;

— Пятый кассационный суд – город Пятигорск;

— Шестой кассационный суд – город Самара;

— Седьмой кассационный суд – город Челябинск;

— Восьмой кассационный суд – город Кемерово;

— Девятый кассационный суд – город Владивосток;

— кассационный военный суд – в городе Новосибирске.

Каждый из девяти кассационных и пяти апелляционных судебных округов включает в себя по несколько регионов. Важно отметить, что в целях приближения правосудия к месту нахождения или жительства лиц, участвующих в деле, предлагается возможность образования в составе суда постоянного судебного присутствия, расположенного вне места постоянного пребывания суда, но осуществляющего его полномочия. «Это повысит доступность правосудия для лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях. Кроме того, обеспечению доступности правосудия способствует использование в судах видео-конференц-связи», — отметил Павел Крашенинников.

Создаваемые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции будут действовать в составе президиума суда и судебных коллегий по гражданским, административным и уголовным делам.

Сроки назначения председателей новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции предложено установить с момента вступления закона в силу и до 15 октября 2018 года.

Период образования новых апелляционных и кассационных судов устанавливается со дня официального опубликования закона и до 1 октября 2019 года. Указывается, что кассационные и апелляционные суды считаются образованными с момента назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о начале деятельности новых судов будет принимать Пленум Верховного Суда РФ и официально извещать об этом не позднее 1 октября 2019 года.

До начала деятельности новых судов апелляционные и кассационные жалобы будут рассматриваться теми же судами, которыми рассматриваются в настоящее время.

Судебная система России представляет собой совокупность государственных органов — судов, действующих на территории РФ. Все федеральные суды можно сгруппировать в два блока: Конституционный суд РФ, а также Верховный суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор.

Вопрос-ответ Что такое Конституционный Суд РФ и каковы принципы его работы?

Конституционный суд РФ занимает особое место: он является судебным органом, призванным контролировать конституционность законов и иных правовых актов. Ему напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику, а равно и на практику других правоохранительных органов.

Верховному суду РФ отведено несколько иное место. У него есть свои подсистемы судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсистемы, он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает им разъяснения по вопросам судебной практики.

До 2014 года независимый блок также представлял собой Высший арбитражный суд — судебный орган по разрешению экономических споров. Согласно Конституции Российской Федерации, функции суда были переданы Верховному суду Российской Федерации.

В инфографике АиФ.ru представлена судебная система, действующая на данный момент на территории РФ.

Нажмите для увеличения

Фото: duma.gov.ru

Комитет Госдумы по законодательству и госстроительству обобщил материалы, посвященные глобальной судебной реформе, стартующей в России. С 1 октября 2019 года вступают в силу масштабные законы, реформирующие систему судов общей юрисдикции, а также изменяющие правила судопроизводства. Ранее об этом подробно рассказал глава комитета Павел Крашенинников.

Чтобы не было искушений

Комитет обращает внимание на три ключевых закона:

— о реформировании судоустройства (Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции»);

— о реформировании судопроизводства (Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

— о групповых исках (Федеральный закон от 18.07.2019 № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Закон № 1-ФКЗ выделяет апелляционную и кассационную инстанции в судах общей юрисдикции в отдельные надрегиональные суды. С 1 октября 2019 года начнут работу 5 апелляционных и 9 кассационных судов, а также 1 апелляционный военный суд и 1 кассационный военный суд. Каждый из новых судов будет действовать в пределах соответствующего судебного округа, включающего несколько регионов. (Об учреждении новых судов L.R рассказывал, например, .)

Апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые в первой инстанции. А также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного апелляционного округа. При этом за областными и равными им судами останется апелляционное рассмотрение не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции.

Кассационный суд будет являться вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. Кассационные полномочия областных и равных им судов передаются в полной мере кассационным судам. В их компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

До начала реформы в апелляционной и кассационной коллегиях были свои отдельные составы. Но как отмечает глава комитета Павел Крашенинников, находятся они в одном суде, с одним председателем и с теми же сотрудниками аппарата. Поэтому были «не исключены искушения». Сейчас же рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные акты не будет осуществляться в том же суде, который рассматривал дело в первой инстанции.

Подобная реформа проводилась ранее в системе арбитражных судов, в которой принцип выделения судебных инстанций в отдельные экстерриториальные суды хорошо себя зарекомендовал.

Судам подобрали место

Законом № 1-ФКЗ определено место постоянного пребывания новых судов. Этот вопрос отдельно прорабатывался с учетом региональных особенностей, экономической и судебной активности, транспортной составляющей, развития инфраструктуры регионов, наличия юридических вузов для подготовки кадров. В итоге была определена следующая схема размещения судов.

Кассационные суды общей юрисдикции:

Первый кассационный суд — город Саратов;

Второй кассационный суд — город Москва;

Третий кассационный суд — город Санкт-Петербург;

Четвертый кассационный суд — город Краснодар;

Пятый кассационный суд — город Пятигорск;

Шестой кассационный суд — город Самара;

Седьмой кассационный суд — город Челябинск;

Восьмой кассационный суд — город Кемерово;

Девятый кассационный суд — город Владивосток;

кассационный военный суд — город Новосибирск.

Изображение: komitet2-10.km.duma.gov.ru

Апелляционные суды общей юрисдикции:

Первый апелляционный суд — город Москва;

Второй апелляционный суд — город Санкт-Петербург;

Третий апелляционный суд — город Сочи;

Четвертый апелляционный суд — город Нижний Новгород;

Пятый апелляционный суд — город Новосибирск;

апелляционный военный суд — городской округ Власиха Московской области.

Изображение: komitet2-10.km.duma.gov.ru

Вместе с тем законом № 1-ФКЗ предусмотрена возможность образования в составе суда постоянного судебного присутствия, расположенного вне места пребывания суда, но осуществляющего его полномочия. Это позволит повысить доступность правосудия для лиц, которые находятся или проживают в отдаленных местностях.

Отдельно комитет Госдумы рассказал о реорганизации в системе военных судов, которые также относятся к судам общей юрисдикции. С 1 октября 2019 года начнут работу апелляционный военный суд и кассационный военный суд, в связи с чем были внесены изменения в структуру, территориальную юрисдикцию и названия военных судов. Система военных судов приведена в соответствие с существующим военно-административным делением Российской Федерации.

Два окружных военных суда — Приволжский окружной военный суд в Самаре и Уральский окружной военный суд в Екатеринбурге — объединены в один Центральный окружной военный суд с местом дислокации в Екатеринбурге и постоянным судебным присутствием в Самаре.

Меняются правила судопроизводства

Структурные изменения судебной системы, как констатируют депутаты, ведут к необходимости изменения правил судопроизводства. Соответствующие поправки были введены вторым масштабным законом реформы № 451-ФЗ — судопроизводственным.

(О процессуальной реформе можно прочитать

В числе наиболее важных судопроизводственных изменений:

1) С 1 октября 2019 года представителями сторон в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности. За исключением дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями или районными судами.

При этом требование профессионального представительства не распространяется на представителей в силу закона, а это не только законные представители. Это, например, представители профсоюзов по трудовым спорам, арбитражные управляющие, патентные поверенные. Такие категории лиц могут не иметь высшего юридического образования или ученой степени для представительства в суде.

Правило о наличии высшего юридического образования уже действует в отношении представителей сторон по административным делам. КАС РФ также дополняется новым альтернативным критерием — это наличие у представителей ученой степени по юридической специальности.

2) С этой же даты вводится сплошная кассация. Теперь каждая кассационная жалоба будет рассматриваться кассационным судом коллегиально, что позволит обеспечить качественную проверку кассационных жалоб по существу, в отличие от выборочной кассации.

3) Расширяется количество дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства. В том числе путем увеличения суммы исковых требований о взыскании денежных средств по таким делам.

В ГПК РФ сохраняется существующий ценовой порог упрощенного производства — в размере 100 тыс. рублей.

В арбитражном процессе устанавливается для индивидуальных предпринимателей — 400 тыс. рублей, для юридических лиц — 800 тысяч рублей.

По публично-правовым категориям дел сохраняется 100 тыс. рублей.

Кроме того, унифицировано приказное производство в АПК и ГПК путем установления размера требований в пределах 500 тыс. рублей.

4) Исключается термин «подведомственность» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Одновременно с этим установлено правило передачи дел по подсудности из одного суда в другой. Например, если иск был подан в арбитражный суд, а должен рассматриваться судом общей юрисдикции, то теперь суд не будет прекращать производство по делу, а направит дело в другой суд в соответствии с подсудностью.

5) Изменяется порядок выдачи исполнительного листа. В гражданских и арбитражных делах исполнительный лист будет выдаваться только по ходатайству взыскателя, за исключением исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета. Аналогичное правило содержится в КАС РФ при рассмотрении административных дел.

Групповые иски

Еще одно важное изменение — законом № 191-ФЗ вводится возможность граждан с 1 октября 2019 года обращаться в суд с групповыми исками в защиту своих прав и законных интересов.

(О групповых исках L.R рассказывал, например, .)

В России возможность обращения в суд с групповыми исками до сих пор существовала только в арбитражном судопроизводстве (в АПК РФ). Но теперь она появится и у граждан при обращении в суд общей юрисдикции. Физлица смогут подать групповой иск, если к нему присоединилось не менее 20 участников, при наличии общих или однородных требований, при схожих обстоятельствах и в отношении общего ответчика. Кроме того, всеми членами группы должен использоваться одинаковый способ защиты своих прав. «Так как если у участников группы будут разные способы защиты: один будет требовать признания, другой замены товара, третий компенсации, четвертый денежных выплат, — то на практике могут возникнуть трудности», — отметил Павел Крашенинников.

Групповой иск должен подаваться в районный суд общей юрисдикции по месту нахождения ответчика. Такой правовой институт может быть применен при рассмотрении любых категорий гражданских дел (за исключением дел особого производства). Например, при рассмотрении требований о защите прав потребителей, о возмещении вреда, по спорам в сфере ЖКХ или по спорам, вытекающим из нарушений антимонопольного законодательства, утверждает глава комитета. Присутствовать всем участникам в суде не нужно, их представляет определенное лицо.

О возможности присоединения к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц делается предложение в публичной форме — путем опубликования сообщения в СМИ либо на сайте суда в сети «Интернет”, на порталах «Мой арбитр”, ГАС «Правосудие”. Желающие присоединиться к групповому иску смогут это сделать вплоть до перехода суда к судебным прениям, то есть даже в период рассмотрения дела в суде. Это позволит присоединиться к иску максимально большому количеству участников.

«Решение суда вступает в законную силу», – такая фраза звучит как приговор, если принята в пользу оппонента. Однако даже после прохождения второй инстанции, еще остается шанс, что кассационный суд восстановит справедливость, пересмотрев акт нижестоящего органа правосудия, принятый с нарушениями законодательства.

Что такое кассационный суд?

Система органов правосудия построена по принципу инстанционности и образует вертикаль. Кассация – это третья ступень в ее структуре, расположенная над апелляцией и первой инстанцией. Она предназначена для проверки законности и обоснованности решений, которые вступили в силу. В этом состоит ключевое отличие кассационного суда от апелляционного, уполномоченного пересматривать постановления до начала их действия. Инициировать пересмотр решений третьей инстанцией может либо сторона судебного спора соответствующей жалобой, либо прокурор специальным представлением.

Чем занимается кассационный суд?

Лицо, считающее, что его права нарушены, подает соответствующий иск. Принятое по результатам его рассмотрения решение может быть обжаловано в апелляции. Казалось бы, для чего нужен еще и суд кассационной инстанции, и чем третья ступень отличается от второй? Дело в том, что апелляция заново рассматривает обстоятельства спора по существу и выясняет, все ли было учтено и правильно истолковано при принятии обжалуемого решения. Третья же инстанция не имеет полномочий рассматривать доказательства по делу и изучать описанные сторонами факты.

Суды, рассматривающие кассационные жалобы, компетентны лишь проверить правильное применение норм материального и процессуального права при вынесении решения другими судами. Если первая инстанция или апелляция допустили неверное толкование законодательства, использовали не те предписания или упустили из виду какие-либо нюансы правоприменения, третья инстанция может отменить их набравшее силы решение, принять новое или направить дело на новое рассмотрение.

Виды кассационного суда

Ветвь органов правосудия имеет свои разветвления по предметной юрисдикции, и для каждого из них есть твоя третья инстанция. Кассационный суд – это общее название для большого количества органов, которые обеспечивают равный доступ к возможности обжалования во всех категориях дел для граждан по всей стране. Все их можно разделить на такие виды:

  1. Кассационные суды общей юрисдикции. Рассматривают жалобы на решения по гражданским, уголовным и административным делам. На сегодняшний день их 9, каждому из которых подведомственны суды определенных областей, краев и округов.
  2. Арбитражные окружные суды. Являются третьей инстанцией в системе органов правосудия, разрешающих споры в сфере экономической деятельности.
  3. Кассационный военный суд. Существует в единственном числе. В его компетенции – пересмотр решений военных судов, которые вступили в силу.

Особенности кассационного суда

Помимо того, что третья инстанция пересматривает только те решения, которые уже вступили в законную силу, ее отличают и другие характеристики. Есть ряд факторов, демонстрирующих, что кассационный суд – это отдельно стоящая часть системы правосудия со своими особенностями, например:

  • собственной структурой;
  • особым составом;
  • уникальными полномочиями.

Структура кассационного суда

Храмы Фемиды по большому счету похожи своим внутренним строением. Кассационная инстанция имеет схожую с остальными структуру, хоть и с некоторыми особенностями, и состоит из:

  1. Президиума. В него входит председатель суда и его заместители, которые решают организационные вопросы внутри суда и отвечают за обобщение практики.
  2. Коллегий. В них объединяются судьи в зависимости от специализации. На третьей ступени в общей юрисдикции действуют коллегии по гражданским, административным и уголовным спорам. Кассационный военный суд может и не иметь их в своей структуре.
  3. Аппарата. Это та часть суда, которая обеспечивает его функционирование: систематизацию и хранение дел, фиксацию судебного процесса, материально-техническую базу.

Состав кассационного суда

Рассмотрение жалоб в третьей инстанции осуществляется судьями в составе коллегий. Кассационное производство ведется ими коллективно, решения принимаются большинством голосов. Формирует коллегии председатель суда, причем один и тот же судья может быть членом нескольких коллегий. Кроме того, на заседаниях всегда присутствует секретарь, а ведением дел опекается еще и штат помощников. Каждая коллегия возглавляется председательствующим судьей, который и ведет процесс, опрашивает стороны и оглашает решения.

Полномочия кассационного суда

Любой государственный орган может действовать только в рамках, определенных законом. Так, в пределы прав суда кассационной инстанции входит узкий круг полномочий, и, рассмотрев жалобу, они могут:

  • не удовлетворить ее и оставить без изменений спорное решение;
  • полностью или частично отменить оспариваемый акт и отправить спор на повторное рассмотрение;
  • внести изменения в оспариваемый акт или отменить его, приняв новый;
  • отменить акт полностью или в части, не удовлетворить жалобу и вынести постановление суда кассационной инстанции, которым прекратить производство;
  • принять решение об отмене одного из постановлений, вынесенных по ходу рассмотрения дела;
  • отказаться от рассмотрения жалобы и закрыть производство.

Как подать жалобу в кассационный суд?

Чтобы оспорить решение, вступившее в законную силу, необходимо придерживаться четких правил. Участие в суде кассационной инстанции предполагает предварительную подачу прокурорского представления или жалобы. Деятельность прокуратуры регулируется отдельно, а мы разберемся, что нужно другим участниками процесса для обращения в третью инстанцию:

  1. Соблюдать сроки. Подать кассацию в суд из ветви общей юрисдикции можно до истечения трех месяцев со дня вступления оспариваемого решения в силу, а в окружной арбитражный – не позднее двух месяцев.
  2. Придерживаться правил оформления. Жалоба оформляется в письменном виде или в электронном. Она должна содержать всю установленную законом информацию о номере дела, судье, реквизитах оспариваемого решения, сторонах по делу. К ней прилагаются документ об уплате госпошлины и доказательства отправки копий жалобы другим участникам процесса.
  3. Знать о порядке подачи жалобы. С 1-го октября 2019 года жалобы подаются не напрямую в кассационный суд, а через суд, принявший оспариваемое решение, который и направляет ее вместе с материалами дела компетентному органу.

Порядок рассмотрения дел в кассационном суде

Процессуальное законодательство регулирует каждый этап рассмотрения жалоб. Вот, как проходит кассационный суд по установленным правилам:

  1. Председатель или судья, получивший жалобу изучает ее и приложенные материалы, после чего принимает решение о передаче или об отказе от передачи ее для рассмотрения в судебном заседании.
  2. Назначается дата рассмотрения. На заседание приглашаются участники процесса, которые должны получить копии всех документов.
  3. В судебном заседании жалоба рассматривается коллегией из двух судей и председателя, который кратко докладывает суть дела, описывает принятые другими судами постановления и освещает доводы полученной жалобы. Заслушиваются пояснения сторон. Дело рассматривается строго в рамках тех доводов, что приведены в жалобе.
  4. Большинством голосов коллегия судей выносит постановление, которое публично оглашается участникам процесса.

Как выиграть кассационный суд?

На практике очень малый процент решений третьей инстанции принимается в пользу подавшего жалобу. Виной тому и несовершенство системы, и ошибки участников. Чтобы повысить шансы получить желаемое решение суда кассационной инстанции, нужно:

  • грамотно составить жалобу, проследив за наличием всех необходимых реквизитов;
  • тщательно обосновать свои доводы с отсылками к законодательству и судебной практике;
  • подать жалобу в правильный орган и с соблюдением установленных сроков;
  • явиться в судебное заседание и активно отстаивать свою позицию;
  • в идеале – обратиться за правовой помощью к профессионалам.

Обжалование решения кассационного суда

Стоит отметить, что третья – не последняя инстанция в системе правосудия. Решения, принимаемые судом кассационной инстанции могут быть пересмотрены по соответствующей жалобе в судебной коллегии Верховного Суда. Он проверяет наличие нарушений норм закона судом третьей инстанции и может отменить незаконное решение, если такие нарушения существенно повлияли на его справедливость. При этом, Верховный Суд не ограничен доводами жалобы, оттого имеет больше рычагов для защиты законных прав граждан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *