Судьи в отставке

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

1. Отставкой судьи по смыслу настоящего Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

2. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста.

3. Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

4. Судье после ухода или удаления его в отставку выплачивается компенсация на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

5. Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин — 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет — один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.


6. Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 3 настоящего Закона, сохраняет гражданство Российской Федерации и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

7. Квалификационная коллегия судей по месту прежней работы или постоянного жительства пребывающего в отставке судьи, установив, что он более не отвечает требованиям, предъявляемым к судьям настоящим Законом, прекращает отставку судьи. Судья, отставка которого прекращена, вправе обжаловать это решение в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 14 настоящего Закона.

8. Отставка судьи прекращается также в случае повторного избрания его на должность судьи.

9. Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

38) неприкосновенность судьи Статья 16.закона о статусе судей.1. Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных

транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и

иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных

принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

2. Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен

к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и

принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет

установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо

неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

3. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его

в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации — Председателем Следственного комитета

при прокуратуре Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения,

суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального

арбитражного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации

с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре

Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации..

Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое

может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном настоящей

статьей для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении

его в качестве обвиняемого по уголовному делу.

4. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской

Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно

верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения,

суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора

Российской Федерации.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается

в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации.

5. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию

либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого

судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности

подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным

законом в целях обеспечения безопасности других людей.

6. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры

пресечения заключения под стражу принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации,

Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного

суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа,

окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в

составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по ходатайству Председателя

Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно

верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения,

суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Председателя Следственного

комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда

Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Соответствующее

представление в Конституционный Суд Российской Федерации или квалификационную коллегию

судей вносит Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей

квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве

меры пресечения заключения под стражу принимается не позднее чем через пять дней со дня

поступления представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской

Федерации и соответствующего судебного решения.

7. Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных

действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в

качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав

либо с нарушением его неприкосновенности, определенной Конституцией Российской Федерации,

федеральными конституционными законами и федеральными законами, допускается не иначе как на

основании решения, принимаемого:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской

Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики,

краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области,

суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного

суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно

верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения,

суда автономной области, суда автономного округа.

После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого

по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия в отношении судьи

(кроме заключения его под стражу) производятся в порядке, установленном федеральным

уголовно-процессуальным законом и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.

8. При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении

его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности,

о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо

квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий

обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче

согласия на производство указанных мероприятий или действий.

11. Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного

разбирательства, рассматривается Верховным Судом Российской Федерации.

39) судейское сообщество и его органыСудейское общество – это судейский корпус, но обладающий определёнными организационными началами. В него входят как и активно работающие судьи, так и судьи в отставке. Оно призвано оказывать активное влияние на процессы, непосредственно связанные с организацией судов и их функционированием. Оно собирается раз в год. Основные задачи: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

40) квалификационные коллегии и аттестация судей.В наши дни возможно образование двух видов коллегий судей: 1) Высшей квалификационной коллегии судей РФ; 2) Квалификационных коллегий судей субъектов РФ.

Высшая квалификационная коллегия судей РФ должна формироваться в составе 29 членов, 18 из них – судьи, представляющие суды общей юрисдикции и арбитражные суды высшего и среднего уровней, 10 представители общественности, 1 – представитель президента РФ. Судьи – члены этой коллегии избираются тайным голосованием на Всероссийском съезде судей. Квалификационные коллегии судей, действующие в субъектах РФ , должны состоять, как правило, из 21 члена: два судьи от судей верховного суда республики, краевого, областного или приравненного к нему суда, пять – от арбитражного суда субъекта РФ, один от судей гарнизонных военных судов, три – от районных судов, один – от конституционного (уставного) суда, один – от мировых судей. В их состав включаются так же семь представителей общественности и один представитель Президента РФ. Срок полномочий Высшей квалификационной коллегии – четыре года, а всех остальных – два. Среди полномочий особое место занимает проведение квалификационной аттестации судей и присвоение им квалификационных классов. Всего шесть классов. От пятого до первого и высший.

41) Организация обеспечения деятельности судовОрганизационное обеспечение деятельности судов – одна из основных правоохранительных функций. Под ней принято понимать осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, её кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.

42) Цели и основные направления прокурорской деятельности.Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории. Закон о прокуратуре (ИНТЕРНЕТ!!!)подразделяет прокурорскую деятельность на 4 т.н. отрасли прокурорского надзора: 1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, их должностными лицами, а так же за соответствием законам издаваемых ими правовых актов 2) надзор за соблюдением указанными выше органами, организациями и должностными лицами прав и свобод человека и гражданина 3) надзор за исполнением законов органами осуществляющими оперативно – розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Кроме отраслей прокурорского надзора выделяют также другие направления деятельности прокуратуры: 1) Уголовное преследование лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, ; 2) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

42) Принципы организации и деятельности прокураторы(Интернет!!!)

43)Система органов прокуратурыпрокуратура строиться в соответствии с административным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В систему органов прокуратуры также входят: прокуратуры субъектов РФ, районные, городские прокуратуры. В систему органов прокуратуры также входят военные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, транспортные и природоохранные прокуратуры. Созданные недавно Следственные комитет при прокуратуре РФ входит в систему прокуратуры.

44) Требование предъявляемые к работнику прокуратурыПрокурорами и следователями прокуратуры могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающем необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые обязанности.

47) Органы дознанияДознание является формой предварительного следствия. В соответствии со ст40 УПК органами дознания являются: 1) органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделённые в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; 2) Главный судебный пристав РФ, их заместители, старшие судебные приставы, а также старшие судебные приставы Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; 3) Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы государственной противопожарной службы.

На них при расследовании уголовных дел возлагаются осуществление двух групп действий: 1) действия, которые в совокупности образуют то, что называется дознанием; 2) Действия, которые уголовно-процессуальное законодательство относит к числу неотложных следственных действий(по горячим следам)

48) Органы предварительного следствияпредварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. В исключительных случаях его могут осуществлять руководители следственных органов. Круг дел, по которым предварительное расследование производиться в форме дознания, установлен ст150 УПК. Основные положения: Следователи прокуратуры уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной, на некоторых должностных лиц государственных органов, в том числе ряда правоохранительных, а равно о посягательствах, совершенными такими лицами; Следователи федеральной службы безопасности – о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности, а также о преступлениях террористического характера и преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступной деятельности и коррупцией; Следователи органов федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков – о преступлениях в сфере незаконного обращения наркотических средств и психотропных веществ; следователи органов внутренних дел – о многочисленных других преступлениях (против собственности во всех её формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств и т.д.).

49) Нотариат в РФСовершение нотариальных действий – вид деятельности, которая весьма близко примыкает к правоохранительной деятельности в целом и одной из её функций – оказанию юридической помощи. Нотариат призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ и другим законодательством «защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренный законодательными актами нотариальных действий от имени РФ» В состав нотариата входят: государственные нотариальные конторы, должностные лица, наделённые правом выполнять нотариальные действия; нотариусы, занимающиеся частной практикой. В соответствии со ст30 Основ на Федеральную нотариальную палату возлагаются: координация нотариальных палат; представление интересов нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятия, учреждениях и организация; обеспечение защиты социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой; участие в проведении экспертиз проектов законов РФ по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью; обеспечение повышения квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов; организация страхования нотариальной деятельности; представление интересов нотариальных палат в международных организациях. Контроль за деятельностью нотариусов возложен на суды, Министерство юстиции РФ, его территориальные органы, нотариальные палаты и налоговые органы.

50) адвокатура и адвокатская деятельность в РФПод адвокатурой принято понимать организованное особым образом объединение юристов-профессионалов (адвокатов), главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Адвокатскую деятельность могут осуществлять только лица, получившие статус адвоката в порядке, установленном Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре. Данный вид деятельности не является предпринимательской. Основные направления данной деятельности: дача консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме; составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представление интересов физических лиц, и организаций в конституционном производстве; участие в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве; участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях; оказание иной не запрещенной законно юридической деятельности

51) адвокат и его правовой статусТакой статус вправе приобретать лица,имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, либо иметь учёную степень. Они должны иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, либо пройти стажировку под руководством опытных адвокатов, продолжительностью от одного до двух лет. Статус адвоката присваивает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта РФ после сдачи лицом квалификационного экзамена.

52) Формы организации адвокатской деятельностиФормами таких образований являются: адвокатский кабинет; коллегия адвокатов; адвокатское бюро; юридическая консультация. Адвокат, решивший осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет. Об этом он уведомляет совет адвокатской палаты с указанием сведений о себе, месте нахождения адвокатского кабинета и прочее. Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов, которая является некоммерческой организацией, основанной на членстве в ней и действующей на основании устава, утверждаемого её учредителями, и заключаемого ими учредительного договора. Учредителями и членами коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр. Адвокатское бюро вправе учредить два и более адвокатов

Отставка судьи — это его право на почетный уход или почетное удаление с должности. Законом допускается отставка судьи при усло­вии, если его полномочия прекращены по указанным выше основани­ям, которые можно подразделить на пять групп:

1) по собственной инициативе — письменное заявление судьи об отставке;

2) по состоянию здоровья;

3) ввиду истечения установленного законом срока полномочий судьи или достижения им предельного возраста пребывания в должности;

4) ввиду признания судьи недееспособным (ограниченно дееспо­собным) в установленном законом порядке;

5) ввиду отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упраздне­нием или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состо­ящим в близком родстве или свойстве (супруга, родители, дети, род­ные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или замести­телем председателя того же суда.

Судье, ушедшему или удаленному в отставку, выплачивается вы­ходное пособие из расчета месячной заработной платы в размере, ко­торыйне может быть менее шестикратной месячной заработной пла­ты по оставляемой должности.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в долж­ности судьи не менее 20 лет (для судьи Конституционного Суда РФ — не менее 15 лет), выплачивается по его выбору пенсия на об­щих основаниях либо не облагаемое налогом ежемесячное пожизнен­ное содержание в размере 80% заработной платы судьи, работающего но соответствующей должности. При этом в стаж работы при отстав­ке судьи Конституционного Суда РФ, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время пред­шествующей работы по юридической профессии. Кроме того, находя­щемуся в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание может быть уве­личено до 85% заработной платы судьи, занимающего соответствую­щую должность. В отношении же пребывающих в отставке судей, ставших инвалидами вследствие военной травмы, сохраняется право на получение ими ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности.

Пребывающий в отставке судья сохраняет звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому корпу­су. За ним пожизненно сохраняется присвоенный ему квалификаци­онный класс. Лишение судьи квалификационного класса допускается лишь при прекращении его полномочий по таким основаниям, как неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам длительное время исполнять обязанности судьи, истече­ние установленного срока полномочий судьи, прекращение гражданства РФ, признание судьи решением суда ограниченно дееспособным либо недееспособным (подп. 2, 4, 6, 9 п. 1 ст. 14 ЗоСС, ст. 16 Положения о квалификационной аттестации судей).

Судья, находящийся в отставке, вправе также работать в сфере пра­восудия. Согласно ст. 7.1 ЗоСС привлечение судьи в отставке к осуще­ствлению правосудия в качестве судьи, кроме исполнения обязаннос­тей судьи Конституционного Суда РФ, допускается с его согласия (имеет стаж работы в качестве судьи не менее 10 лет (почетный судья), не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере, не имеет иных заболеваний, препятствующих осуществ­лению полномочий судьи) на срок до одного года при наличии ва­кантной должности судьи, либо в случае временного значительного увеличения объема работы в суде, либо ввиду отсутствия судьи или приостановления его полномочий. В таком случае решение о привле­чении судьи, пребывающего в отставке, к исполнению обязанностей судьи, принимается председателем вышестоящего суда при положи­тельном заключении ККС и наличии документа, свидетельствующего об отсутствии у судьи, находящегося в отставке, заболеваний, препят­ствующих назначению на должность судьи. За судьей в отставке сохраняются право на бесплатный проезд в общественном транспорте и ряд др. льгот, предусмотренных для действующих судей.

Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должно­сти судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин — 50) лет, вправе работать в органах государственной власти и местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, в общественных объединениях в качестве помощника депутата, но не вправе занимать должности прокурора, следователя, дознавателя, а также осуществлять адвокатскую и нотариальную деятельность.

В период осуществления судьей, пребывающим в отставке, назван­ной деятельности на него не подлежат распространению гарантии не­прикосновенности судьи, а членство его в судейском сообществе на этот период приостанавливается (п. 4 ст. 3, 16 ЗоСС).

Отставка судьи может быть прекращена, если он не соблюдает тре­бований, предъявляемых к судьям Законом о статусе судей, например, избран депутатом, принадлежит к политическим партиям и движени­ям, занимается предпринимательской деятельностью и т. д., либо не сохранил гражданство РФ, либо совершил поступок, порочащий егоjи умаляющий авторитет судебной власти. Отставка судьи прекраща­ется также в случае повторного избрания его на должность судьи (п. 8 ст. 15 ЗоСС).

Решение о прекращении отставки судьи по этим основаниям при­нимает ККС по месту прежней работы или постоянного места житель­ства пребывающего в отставке судьи. Судья, отставка которого пре­кращена, вправе обжаловать это решение в том же порядке, в каком обжалуется решение ККС, прекратившей полномочия судьи (п. 2 ст. 14 и п. 7 ст. 15 ЗоСС). В случае, если отпали основания для прекращения отставки судьи, отставка может быть возобновлена решением ККС.

Отставка судьи — это уход или почетное удаление судьи с должности. Уход может произойти по инициативе судьи и доброволь­но. Для ухода в отставку требуется заявление заинтересованного судьи. Удаление — вынужденный шаг. Оно происходит в случаях истечения срока полномочий судьи (если он установлен), признания недееспособным в предусмотренном законом порядке или из-за болезни, которая в течение длительного времени мешает судье выполнять свои обязанности. При уходе или почетном удалении судьи в отставку его возрасту не придается такое значение, какое придается ему при увольнении с переходом на пенсию.

Судье, уходящему или удаляемому с почетом в отставку, выплачивается выходное пособие в размере, который не может быть меньше шестикратной месячной заработной платы по оставляемой должности. Если он имеет стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, то по его выбору ему выплачивают пенсию на общих основаниях либо не облагаемое налогом ежемесячное содержание, которое при определенных в законе условиях может составить до 85% заработка судьи. У отставных судей, имеющих меньший стаж, ежемесячное содержание сокращается пропорционально количеству лет, проработанных в качестве судьи.

Пребывающий в отставке судья, как сказано в ст. 15 Закона о статусе судей, сохраняет за собой звание судьи и наделяется, как и активно работающий судья, гарантиями неприкосновенности. Он остается членом судейского сообщества (см. ниже) и может быть повторно назначен судьей. Ему разрешено работать, например, в органах государственного и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, Гос.Думе или Совете Федерации Федер. Собрания РФ, законодательном (представительном) органе субъекта РФ (в качестве помощника депутата), а также преподавать в учебных заведениях, заниматься научной деятельностью, литературным или иным творчеством. За ним сохраняется право на бесплатный проезд в общественном транспорте, другие права, которыми наделяются судьи (льготные условия обеспечения жильем, медицинского обслуживания..).

Отставка может быть прекращена. Это происходит тогда, когда пребывающего в отставке вновь избирают судьей. Допускается прекращение отставки и по иным основаниям: отставной судья не выполняет требования, предъявляемые к судьям (например, он избран депутатом, занимается предпринимательством и т.д.), либо совершил проступок, порочащий его и умаляющий авторитет судебной власти. Прекращение отставки по этим основаниям может быть осуществлено решением квалификационной коллегии по месту прежней работы или постоянного жительства лица, в отношении которого принимается решение.

Это значит, что отставной служитель Фемиды вполне может продавать помидоры и картошку, выращенные своими руками. Нет греха и в том, что соседи будут у него покупать молоко от личной коровы.

Вопрос возник не на пустом месте. Не все судьи покидают свой пост молодыми, но многие уходят в отставку полными сил и здоровья. Так что они оказываются перед сложным выбором. Если судья ушел с почетом, то есть не по-плохому, а по каким-то житейским причинам, просто потому, что пришло время уходить, за ним сохраняется статус судьи в отставке.

Судья в отставке — все равно что настоящий судья. Его даже могут призвать обратно на службу, если появится необходимость. Закон разрешает возвращать в строй на срок до года судью в отставке, если в каком-то суде пустует должность или резко выросла нагрузка. Такие случаи есть.

Поэтому на судью в отставке распространяются почти все ограничения, что наложены на действующего судью. И первое среди них: служителю Фемиды категорически запрещено заниматься бизнесом.

Не может судья в отставке также пойти в адвокаты и в массу других мест. Поэтому и возникает выбор: либо лежи на диване и получай пенсию. Либо снимай с себя статус и лишайся положенных благ.

Однако некоторые двери перед судьями в отставке открыты. Можно пойти преподавать. Можно заниматься наукой и творчеством. Недавно появилась совершенно новая возможность исключительно для судей в отставке: пойти в судебные примирители. Никто другой, кроме судьи в отставке, стать судебным примирителем не сможет.

Еще один вариант: осесть на земле, завести свое хозяйство. Некоторые так и делают. Чтобы потом не возникло неприятных вопросов, один из судей в отставке, живущий в сельской местности, обратился с вопросом в комиссию Совета судей по этике. Данное комиссией заключение позволит вздохнуть спокойно тем судьям, кто почувствовал тягу к земле. Да: он вправе продавать выращенное своими руками. Совет судей подчеркивает, что согласно закону личное подсобное хозяйство является формой непредпринимательской деятельности.

«Определяя условия и цель ведения личного хозяйства (удовлетворение личных потребностей граждан, ведущих такое хозяйство), закон не относит к предпринимательской деятельности и реализацию гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, — сказано в заключении. — Исходя из этого, получение судьей в отставке доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной им самим при ведении личного подсобного хозяйства, при условии соблюдения ограничений, установленных налоговым законодательством, не будет являться несоблюдением запретов и ограничений, предусмотренных законом о статусе судей и Кодексом судейской этики».

При этом стать фермером судья не может, это уже будет нарушением. Зато родственников судьи закон никак не ограничивает. Теоретически жена судьи может завести фермерское хозяйство и взять в аренду в том числе участки, принадлежащие судье. Это тоже не будет нарушением, но здесь судья в отставке должен соблюдать особую осмотрительность. Помогать в полях супруге ему никак нельзя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *