Техническое задание по 44 ФЗ

Техническое задание по 44-ФЗ — это форма заказчика, которая определяет специфические, количественные и качественные характеристики конкретной госзакупки. Разбираемся, как сформировать такую документацию.

Что такое техническое задание

Образец технического задания по 44-ФЗ является частью закупочной документации и неотъемлемым приложением к проекту госконтракта. На основании техзадания заказчики выявляют основные параметры госзакупки. В положениях ТЗ подробно описывается объект закупки, условия поставки, ключевые требования как к приобретаемой продукции, так и к самим исполнителям. Образец формы технического задания по 44-ФЗ представляет собой подробное руководство для потенциальных поставщиков, в котором детально описаны все аспекты тендера.

Приобретение товаров, работ, услуг для нужд заказчиков — процесс многоэтапный. Перед непосредственным объявлением госзакупки и публикацией извещения организация-заказчик прорабатывает документы, которые будут характеризовать данный тендер: определять предмет госконтракта, цену, объем, условия, требования и специфику закупаемого объекта. Далее подробно рассмотрим, как составить техническое задание по 44-ФЗ специалисту заказчика.

Различные объекты госзакупки подразумевают особые условия и требования. Поэтому невозможно привести один универсальный пример технического задания по 44-ФЗ, образец техдокументации зависит от типа закупаемого товара, работы или услуги. Вот несколько примеров.

Скачать техническое задание на закупку услуг страхования

Скачать техзадание на поставку электрооборудования

Скачать техзадание на ремонтные работы

Скачать техзадание на поставку продуктов питания

Скачать техзадание на услуги по техподдержке пользователей

Чем отличается техзадание от описания объекта заказа

Техзадание входит в состав закупочной документации, а описание объекта госзакупки, в свою очередь, является его обязательной частью. Но какие-либо требования к техническому заданию по 44-ФЗ не установлены, а вот описание предмета торгов регламентируется законодательными нормативами, закрепленными в законе о Федеральной контрактной системе (ст. 33 44-ФЗ).

Разработкой ТЗ надлежит заниматься всем специалистам, участвующим в процессе госзаказа в учреждении: начиная от контрактного управляющего или специальной службы и заканчивая юридическими и техническими специалистами. Связано это с тем, что ТЗ представляет собой инструкцию для поставщика, включающую различные разделы. И если заказчик хочет, чтобы результаты торгов были максимально эффективными и победил именно тот поставщик, который предложит наиболее оптимальный для организации вариант, то к составлению технической документации следует привлечь сотрудников, которые специализируются на каждом отдельном разделе ТЗ.

Формирование технической формы базируется и на государственных стандартах (ГОСТ) составления и ведения программной документации. Заказчик не обязан использовать образец технического задания по ГОСТу. Это вспомогательная мера, которая упрощает разработку корректных закупочных документов.

Межгосударственные стандарты могут использоваться в зависимости от отраслевой принадлежности организации-заказчика или специфичности приобретаемых товаров, работ или услуг.

Скачать

Требования к техзданию

Закон о Федеральной контрактной системе не предусматривает определенных требований к формату и содержанию ТЗ, нет также и унифицированной или единой формы документа.

При разработке заказчик может использовать уже имеющиеся образцы или составить собственный формат, основываясь на специфике своей финансово-хозяйственной деятельности или на отраслевых особенностях. При этом есть общие рекомендации к структуре. Бланк должен представлять из себя ряд разделов, описывающих сводную информацию о госзаказе, данные об объекте торгов, требования к потенциальным исполнителям, существенные условия госконтракта и дополнительные сведения.

В процессе формирования ТЗ специалисты могут воспользоваться всеми открытыми и доступными для пользователей сервисами. К ним относятся:

  • ГОСТ Р 7.0.97-2016, включающий требования к оформлению различной документации;
  • реестр госзакупок в Единой информационной системе;
  • иные источники общедоступных данных.

В техническом задании должны быть прописаны наименование объекта госзаказа, а также основные требования и условия к нему. По ч. 4 ст. 23 44-ФЗ, название предмета заказа приводится на основании действующего каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) (утв. ПП РФ № 145 от 06.02.2017).

Изучив искомую позицию в КТРУ, специалист заказчика описывает объект госзаказа в строгом соответствии с конкретной строкой каталога. В случае несовпадения прописанных в КТРУ характеристик и описания заказчика ответственный специалист приводит письменное обоснование, указывая при этом требуемое наименование закупаемого объекта (Правила, закрепленные Постановлением Правительства № 555 от 05.06.2015).

В техническом задании описывается конечный результат закупки в части товаров, работ и услуг, учитывающий все потребности заказчика. Формирование описательной части нормируется статьей 33 44-ФЗ. Эти правила нужно также учесть и при разработке всего техзадания:

  1. В характеристике закупаемых объектов нужно прописывать всю техническую и технологическую, качественную, эксплуатационную и функциональную специфику приобретаемых ТРУ.
  2. Заказчику надлежит указывать эквивалент продукции.
  3. Все положения задания должны быть законодательно и нормативно обоснованы.
  4. При необходимости в задании приводятся визуальные документы — изображения, эскизы, чертежи и проч.
  5. Продукция должна быть новой и не использоваться ранее, за исключением госзакупок с особыми потребностями организации-заказчика.
  6. Техническое задание не может ограничивать доступ потенциальным поставщикам к торгам, а также их количество, то есть в техзадании запрещено прописывать чрезмерные требования к ТРУ. Также не допускается приобретение предметов роскоши.
  7. В техдокументации нужно указать условия по гарантии товаров, работ и услуг и отметить обязательное наличие гарантийного срока.

Как составить техническое задание: пошаговая инструкция

Разработка должна происходить поэтапно, так как техническое задание состоит из нескольких разделов. Вот пошаговый алгоритм:

  1. В первую очередь нужно детерминировать параметры закупки — установить и расшифровать терминологию, которая будет применяться в техническом задании.
  2. Составить информационную карту. В этом разделе приводятся общие сведения о заказе — полное или краткое название организации-заказчика, его регистрационные и контактные сведения, организационно-правовая форма, местонахождение, ответственное лицо и его контакты.
  3. Внести информацию о самой госзакупке — объект торгов и его обоснование (ст. 33), объем и срок поставки, способ определения поставщика, подрядчика или исполнителя (ч. 1 ст. 24 44-ФЗ), обоснование данного способа. Также нужно указать, является ли данная закупка совместной или нет (ПП РФ № 1088 от 28.11.2013), централизованной, ведет ли заказ уполномоченный орган (ч. 1 ст. 26 44-ФЗ), привлекаются ли экспертные организации или иные специалисты.
  4. Прописать все требования к потенциальным поставщикам, участвующим в торгах.
  5. Указать особые характеристики, которыми должен обладать исполнитель, — определенные производственные мощности или опыт в исполнении аналогичных контрактов.
  6. Отразить специфические условия по заказу, непосредственно связанные с его исполнением, возможные экологические условия (режим работы, производственные требования, особенности, которые могут возникнуть при транспортировке, установке или вводе в эксплуатацию приобретаемой продукции).
  7. Отразить основные цели и задачи объявляемой закупки (ст. 13 44-ФЗ).
  8. Прописать в задании источник финансирования госзаказа.
  9. Определить обязанность поставщика следовать действующему законодательству и нормативно-правовым актам в ходе исполнения госзакупки, отразить нормирование заказа в соответствии с ч. 1 ст. 19 44-ФЗ.
  10. Описать порядок поставки (как будет производиться транспортировка, какая будет упаковка и т. д.), сдачи, приемки, установки, необходимость монтажа или демонтажа, ввод в эксплуатацию. Внести требования о гарантии и гарантийном сроке.
  11. Подтвердить обязательство о поставке новой продукции (не употреблявшейся ранее) или указать необходимость приобретения иных товаров для нужд заказчика.

Готовый документ может выглядеть так:

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Документ
Требование указать в заявке параметры не только самого товара, но и компонентов, которые применяются при его изготовлении (например, химические показатели составных частей, результаты испытаний), считается избыточным. Письмо от 31.05.2016 № РП/36546/16 Скачать
Отдельные вопросы подготовки технического задания для закупки лекарств по Постановлению Правительства № 1380 от 15.11.2017. Письмо Минздрава № 418/25-5 от 14.02.2018 Скачать
Письмо ФАС № АК/12985/18 27.02.2018
Объединение в техническом задании лицензируемых и нелицензируемых видов работ может ограничивать число участников закупки. Письмо ФАС № АЦ/5147/15 от 09.02.2015
Требовать указать остаточный срок годности лекарств и медизделий в процентах неправомерно, если это приводит к ограничению конкуренции. Письмо от № ИА/71717/17 от 18.10.2017
Закупать запчасти без работ, для выполнения которых они нужны, нельзя. Письмо Минфина № 24-02-07/73170
от 07.11.2017

Описание объекта закупки выступает обязательной частью любой закупочной документации. Такое описание приводится в техническом задании и позволяет максимально точно определиться с функциональными и техническими характеристиками товаров, работ и услуг.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Что такое объект закупки, и какими правовыми нормами он регулируется

Положения ст. 21, 23 и 31 ФЗ №44 разграничивают такие понятия, как «объект закупки» и «описание объекта закупки». Под объектом закупки понимается наименование товара, работы, услуги, которые закупаются заказчиком для обеспечения своих потребностей.

Тогда как описание предполагает придание определенных характеристик и показателей объекту закупки по 44-ФЗ, в результате чего появляется возможность установления поставщиками соответствия закупаемого товара, работы, услуги требованиям, прописанных заказчиком. Заказчик при описании объекта закупки в технической документации перечисляет все технические, эксплуатационные и качественные характеристики закупаемой продукции, которую он хотел бы получить в итоге, а также перечень необходимых смежных услуг по монтажу, обучению работе и пр.

Заказчик обычно приводит описание объекта в техническом задании, хотя составлять такой документ совсем необязательно по 44-ФЗ.

Правила составления такого описания регламентированы статьей 33 44-ФЗ. Стоит обратить внимание, что при неправильном описании объекта закупки заказчику грозит штраф в размере 50000 р.

Правила описания объекта закупки

При составлении описания объекта закупки заказчику следует ориентироваться на перечень требований по 44-ФЗ. Необходимую ему информацию о нужных характеристиках товаров заказчик может почерпнуть из актуальных ГОСТов, сведений из ранее подписанных контрактов, общедоступных источников и коммерческих предложений, полученных от производственных предприятий и торговых фирм.

Законодательно прописаны следующие требования, которыми следует руководствоваться заказчику:

  1. Он должен использовать объективное описание: не должно включать указания на конкретные товарные знаки, производителя продукции или страну производства. То есть не допускается прописывать любые уникальные характеристики товара, работы, услуги, которые могут привести к ограничению числа участников. При необходимости внесения таких сведений заказчик должен сделать оговорку, что допускается поставить эквивалент. Упоминание об эквиваленте не является обязательным в случае несовместимости материальных ценностей товара с объектами иной идентификации либо при закупках расходных материалов к машинам и оборудованию, которое применяется заказчиком по технической документации. В остальных случаях недопущение к поставкам аналогов является противозаконным.
  2. При формировании объекта закупки можно использовать только общепринятые в соответствии с российским законодательством термины и обозначения.
  3. Объект закупки допускается дополнять различными чертежами, фотографиями и схемами, которые смогут лучше разобраться в характеристиках товаров и услуг.
  4. При закупках медикаментов нужно указывать международное непатентованное наименование лекарства. Если такое отсутствует, то нужно прописать группировочное химическое наименование по государственному реестру.
  5. Заказчик не вправе устанавливать требования к производителю и участнику закупки, его деловой репутации и наличию финансовых и трудовых ресурсов, производственных мощностей, кроме тех случаев, когда возможность установить требования оговорена дополнительно.

Указанные требования могут не выполняться, если не имеется другого способа для описания характеристик объекта закупки или если при выполнении работ и оказании услуг предполагается использовать товары, которые не выступают предметом контракта.

При описании объекта закупки заказчиком могут использоваться следующие характеристики:

  1. Качественные, которые представляют совокупность свойств и признаков, описывающих объект закупки в соответствии с потребностями заказчика.
  2. Технические, которые определяют технические свойства предмета торгов, конкретные параметры, исходные величины, порядок действий в процессе поставки, выполнения работы или оказания услуги.
  3. Эксплуатационные, к которым можно отнести конкретные характеристики по надежности и работоспособности закупаемого объекта: например, параметры прочности, санитарно-гигиенические показатели, эстетические свойства.
  4. Функциональные, которые заключаются в способности объекта выполнять основную функцию.

Техзадание на закупку должно содержать дополнительное пояснение, что поставляемый товар должен быть поставлен новым или не иметь следов эксплуатации. В процессе описания объекта закупки нужно учитывать, что, с одной стороны, оно должно быть максимально детальным, а с другой – если к объекту закупки предъявляется слишком много требований, то поставщик может обратиться с жалобой в ФАС на то, что к продукции предъявляются избыточные требования. Заказчика в последнем случае можно привлечь к ответственности за предпринятую попытку ограничения конкуренции, если он не сможет подтвердить необходимость характеристик.

Например, согласно судебному решению, было признано незаконным требование об установлении ширины наградной продукции в 22 см.

Заказчик имеет право устанавливать такие дополнительные требования к объекту закупки, как гарантийный срок, объем гарантийного сервиса, необходимость пуско-наладочных работ, обучение персонала работе с оборудованием и пр., а также иные требования, если это предусмотрено техдокументацией на товар.

Для соблюдения всех законодательных требований заказчику следует грамотно составить описание объекта. При этом ему следует придерживаться таких рекомендаций:

  1. Заказчику следует учесть все особенности закупаемой продукции и оказываемых услуг.
  2. Под составленное заказчиком описание должны подходить минимум две разные модели товара. Слишком детальное описание характеристик объекта закупки может привести к тому, что такой товар не подойдет ни под одно описание производимых изделий.
  3. Единицы измерения должны быть правильными. Например, не допускается указание «м» вместо «кв.м» или «мм» вместо «м».
  4. Прописываются параметры объекта закупки, которые можно проверить без проведения лабораторных исследований или привлечения спецоборудования.
  5. Если товар отвечает требованиям ГОСТа, то нужно указать в закупочной документации его номер, а не переписывать положения стандарта. В случае указания конкретного ГОСТа нужно следить, чтобы перечисленные в извещении характеристики объекта закупки ему не противоречили.
  6. Характеристики объекта закупки не должны иметь субъективного характера (например, не допускается использование формулировок «лучше», «хуже»).
  7. Запрещается указывать торговые знаки без ссылки на то, что допускается поставить аналоги.
  8. Не стоит копировать информацию о товаре из разных сайтов в интернете, так как информация здесь может быть неактуальной и недостоверной.

Заказчики нередко допускаются ошибки при описании объекта закупки. Но иногда жалобы участников рассматриваются в судебном порядке или в ФАС, так как ситуации являются спорными. Примерами спорных ситуаций и результаты их рассмотрения такие:

  1. Заказчик указал товарный знак без указания ссылки на возможность поставки эквивалента. В суде он привел доказательства того, что поставка аналога в данном случае недопустима, так как объект закупки будет применяться для работы с конкретным оборудованием, и для работы с эквивалентом оно не совместимо. Суд в данной ситуации принял позицию заказчика.
  2. Заказчиком не были установлены конкретные характеристики товара, в чем ФАС увидел нарушение положений ст. 33 44-ФЗ, в котором сказано, что в документации необходимо привести конкретные технические, а также качественные характеристики поставляемой продукции.
  3. Противоречивые требования к товарам было расценено ФАС как прямое нарушение ч. 1 ст. 50 44-ФЗ, а также норм КоАП.
  4. Излишне предъявляемые требования к товару были усмотрены судом в том, что заказчиком были установлены требования к материалам, из которых должен состоять закупаемый товар.

При оценке правомерности действий заказчика судами и антимонопольной инстанцией принимается во внимание такие условия:

  • не указывают ли сведения о товаре по технической документации на единственного поставщика или производителя;
  • есть ли сведения о том, что товар производят одновременно несколько компаний;
  • обусловлены ли требования к товару закупкой запчастей и расходных материалов для конкретного оборудования;
  • приведут ли установленные требования к ограничениям числа участников;
  • были ли поданы заявки или запросы от участников закупки.

В случае когда поставщику непонятны требования к закупаемому товару, он может обратиться к заказчику за разъяснениями. Ответ на его запрос должен поступить в двухдневные сроки. Но при обнаружении нарушений поставщик может пожаловаться на заказчика в ФАС.

Для повышения прозрачности закупочной деятельности и снижения коррупционных рисков путем введения единых наименований Правительство в последнее время стандартизирует подходы к описанию предполагаемой к закупке продукции.

Для этого Постановлением Правительства №145 был утвержден порядок формирования и ведения в ЕИС каталога и правил по его использованию.

В 2019 году каталог активно дополнялся новой информацией, и сегодня в него включены сведения о более чем 25000 наименованиях товаров, работ, услуг и описаний их характеристик.

Если указанная в каталоге информация является обязательной, то заказчики должны применять ее. По общим правилам применять сведения при описании закупки заказчики должны по истечении 30 дней после ее добавления.

Можно ли изменять характеристики объекта закупки

По нормам 44-ФЗ заказчик имеет право на заблаговременное изменение закупочной документации.

Согласно положениям ФЗ-44 от 2013 года, при внесении изменений в извещение о закупке и документацию о закупке не допускается изменение закупочного объекта и размера обеспечения заявок на участие в электронных аукционах и конкурсах. Это требования подтверждаются ч. 4 ст. 49, ч. 6 ст. 63, ч. 6 ст. 65, ч. 4 ст. 71, ч. 6 ст. 74, ч. 7 ст. 87 44-ФЗ.

В законе не содержится указаний относительно того, что не допускается изменять применительно в отношении объекта закупки: наименование, описание или же количество.

С учетом положений 44-ФЗ ряд экспертов полагает, что уточнение технических, функциональных, качественных и эксплуатационных характеристик объекта (в частности, исправление технических ошибок и опечаток) не является нарушением законодательства о контрактной системе. Но, согласно разъясняющим письмам Минэкономразвития (№Д28и-2869 и ОГ-Д28-12765 от 2015 года), заказчику запрещено вносить подобные изменения в закупочную документацию.

Позиция о недопустимости внесения любых изменений обусловлена следующим. Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ-44, в план-график может быть включена информация в отношении каждой закупки, в том числе приводится описание объекта закупки. Соответственно, если указанные сведения изменяются, то считается, что закупка не соответствует плану-графику и недопустима.

Таким образом, к описанию поставляемого товара или услуги следует подойти максимально ответственно. Грамотно составленное описание служит гарантией того, что заказчик получит нужные ему товары, работы и услуги, и закупка не будет оспорена в суде или ФАС. Согласно 44-ФЗ, под описанием объекта закупки выступает фиксация его качественных и количественных характеристик, которые позволяют четко идентифицировать объект закупок. Для установления требования к закупаемому объекту заказчику следует сохранять баланс между обеспечением собственных потребностей и требований закона. Действия заказчика могут иметь определенную свободу, если они имеют под собой обоснования и соответствуют целям закупочной деятельности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Техническое задание: что из себя представляет

В техзадании заказчик описывает требования к закупаемым товарам, работам, услугам и чаще всего оно является приложением к договору, либо документом, в котором заказчик описывает объект закупки.

От того, насколько подробно будут описаны ожидания заказчика, зависит успех всего мероприятия. Другими словами, техническое задание — это инструкция для работников, которая позволяет сопоставить конечный результат с запланированным.

При описании в документации о закупке заказчик должен руководствоваться следующими правилами, установленным 44-ФЗ:

  • описание объекта закупки должно носить объективный характер;
  • в описании объекта закупки, при необходимости, указываются функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки;
  • техническое задание должно быть нейтральным, то есть не ограничивать количество потенциальных участников путем установления чрезмерных требований к товарам, работам, услугам.

Техническое задание должно учитывать пожелания конечного потребителя и не вести к приобретению товаров роскоши.

Тендерный эксперт Олег Бируля расскажет, на что обратить внимание заказчику при составлении технического задания. Смотрите отрывок из вебинара «Правила составления технических заданий в рамках закона 44-ФЗ и требования к их содержанию».

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Что запрещено включать в объект закупки

В описание объекта закупки не должны включаться: требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, наименование места происхождения товара или наименование производителя и т д.

Также заказчику запрещено устанавливать требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33).

Указание ГОСТов и техрегламентов

Технические регламенты лучше указывать, но если не указаны, все равно применяются. ГОСТы в ТЗ можно указывать. Даже если ГОСТ необязательный, но он указан в ТЗ — он становится обязательным для сторон договора.

Заказчик может несколько изменить условия по сравнению с техническим регламентом, ГОСТом или СанПиНом, но только в сторону улучшения характеристик.

Пример
1. В соответствии с СанПин 2.4.1.1249-03 площадь озеленения территории дошкольного образовательного учреждения должна составлять не менее 50%, заказчик может предусмотреть озеленение не менее 60% территории.

2. В восстановительные соки допускается добавление лимонной кислоты в дозировке не более 3 г/л (в соотв. с тех. регламентом). Заказчик может уточнить этот показатель, уменьшив ее содержание, например, до 2 г/л. Если заказчик ссылается на ГОСТ, который содержит в себе диапазонные значения, то лучше эти значения отдельно расписать, чтобы уже участник в своей заявке нам показал конкретное значение из этого диапазона ГОСТа.

Положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ не обязывают заказчика абсолютно во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами. Заказчик использует и обосновывает необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии только в случае, если законодательством установлены технические регламенты, национальные стандарты и иные требования.

В случае отсутствия ГОСТов, Технических регламентов товар, для которого существует функционирующий рынок заказчик может сформировать описание на основании данных производителей, качественных показателей, которые необходимы заказчику, данных поставщиков о характеристиках товара по причине отсутствия установленных ГОСТов, стандартов и технических регламентов для данного объекта закупки (Письмо Минэкономразвития России от 03.08.2016 № ОГ-Д28-9745).

В случае если ГОСТы являются устаревшими, то следует применять данный номер ГОСТа, но в действующей редакции (с иным индексом после номера)».

Характеристики ТРУ

Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (п. 1 ч. 1 ст. 33).

При описании характеристик товара заказчик указывает минимальные и (или максимальные) значения показателей. При этом участники в своих заявках должны указывать конкретное значение, присущее тому или иному товару. В заявках участников не допускается двусмысленное толкование значений, слова «или эквивалент», «от и до», «не более», «не менее», за исключением тех случаев, которые предусмотрены Государственными стандартами.

Как через техническое задание заказчик может ограничить конкуренцию?

  • Включение разнородной продукции,
  • Установление нереальных сроков поставок, выполнения работ, оказания услуг,
  • Установление требований к продукции, характерных только для одного товарного знака.

Все эти приемы могут быть признаны незаконными и стать основанием для возбуждения дела об административном производстве.

Что запрещено включать в один лот?

Запрещено включать в один лот товары, работы и услуги, функционально и технологически не связанные между собой. Например, заказчику необходимо произвести ремонт в помещении. В документации заказчик прописывает перечень работ и перечень материалов, которые необходимо использовать при выполнении работ. Такое объединение в один лот правомерно, так как поставка материалов для работ не является предметом контракта.

Например, заказчик объявил запрос котировок на поставку воды булированной для кулеров и в техническое задание включил требование об оказании сопутствующих услуг — обслуживание, чистку и замену фильтров кулеров, находящихся в пользовании заказчика на праве законного владения. Такое объединение поставки товара и оказание услуг в один лот неправомерно, и при рассмотрении жалобы контрольные органы выдадут предписание разукрупнить лот — разбить на два лота.

Рекомендации к составлению ТЗ

  1. При составлении документации, описание объекта закупки должно носить объективный характер. То есть четкое и ясное описание того, что именно нужно заказчику, не допускающее двусмысленностей и разночтений. Кроме того, для уточнения отдельных моментов поставщик может подать запрос на разъяснение.
  2. Заказчик в описании предмета закупки описывает его функциональные, технические и иные характеристики, которые требуются от поставленного товара (произведенных работ).
  3. Техническое задание должно быть нейтральным, не ставить ограничений на количество потенциальных участников путем прописывания чрезмерных требований к поставляемой продукции. Нельзя «подгонять» описание только под один конкретный товар одного производителя. Это является ограничением конкуренции. Единственным исключением тут является ситуация, когда нет другого способа исчерпывающего описания свойств объекта закупки (п.1 ч. 1 ст. 33).
  4. Заказчику рекомендуется указывать в техническом задании, что поставляемый товар должен быть новым (который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), иначе заказчик может получить товар, бывший в употреблении.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Что представляют собой ТЗ

Для корректного приобретения объекта закупки предварительно необходимо документировано и максимально подробно обрисовать требования, предъявляемые к нему.

Для этого и составляется техническое задание, в котором определяются:

  • предмет закупочного контракта;
  • цена закупаемого объекта;
  • его специфика;
  • объём закупки;
  • условия закупки;
  • предъявляемые при этом требования.

Являясь, по сути, инструкцией по полноценному проведению закупочных действий, техническое задание базируется на положениях Федерального закона РФ №44 от 05.04.2013 г. (далее: техническое задание по 44-ФЗ).

Главное назначение ТЗ заключается в чётком определении и фиксации предъявляемых к закупочному объекту требований. При этом закон в ч.4 ст. 23 № 44-ФЗ обязывает указывать наименование закупки в точном соответствии с каталогом товаров, работ, услуг (КТРУ), формирование которого регламентируется Постановлением правительства РФ №145 от 08.02.2017.

В законе напрямую никак не регламентируется форма технического задания по 44-ФЗ.

Однако в статье 33 44-ФЗ содержатся жёсткие требования, предъявляемые к описанию объекта закупки. А поскольку описание представляет собой обязательный и важнейший элемент техзадания, то закон таким образом регламентирует составление всего данного документа.

Будучи составной частью закупочной документации, ТЗ на закупку одновременно в обязательном порядке включает в себя описание требуемого объекта. При этом описание должно быть жёстко сопряжено с наименованиями, зафиксированными в КТРУ. Также в описании должны присутствовать условные обозначения, терминология, касающаяся качественных и технических характеристик закупочного объекта, его стандартные показатели.

Законом разрешено включение в описание:

  • планов;
  • спецификаций;
  • эскизов;
  • чертежей;
    фотографий;
  • результатов тестирования;
  • методов проведённых испытаний;
  • указаний на соответствие упаковок с требованиями ГК РФ;
  • процессов и способом производства;
  • этикеток;
  • маркировки;
  • подтверждения соответствию стандартам.

Государственный заказчик при приобретении товаров, работ и услуг использует техзадание при составлении:

  • плана-графика, описывающего предметы закупок и требования к ним;
  • правил нормирования, по которым с помощью специальных перечней закупаются определённые объекты;
  • документов, формирующих начальную контрактную цену;
  • закупочной документации;
  • заявок участников сделок;
  • приложений к контракту или его разделов.

Выступая преимущественно в качестве приложения к контракту, договору или являясь частью документации, содержащей конкретный перечень приобретаемых объектов, техзадание размещается в соответствующих разделах этих документов.

Правила составления ТЗ

Хотя форма составления техзаданий не регламентируется законом, тем не менее имеются определённые правила, которых следует придерживаться при оформлении ТЗ. Это предполагают требования к техническому заданию по 44-ФЗ.

При подготовке технических заданий нужно использовать следующие нормативы:

  • отраслевые;
  • госстандарты;
  • министерские и ведомственные методические рекомендации;
  • технико-технологические условия.

Обязательным является включение в ТЗ данных об организации-заказчике, её юридический и фактический адреса, банковские реквизиты, номера телефонов, коды по Общероссийскому классификатору.

В качестве дополнительных информативных источников могут использоваться сведения из заключавшихся ранее контрактов, коммерческие предложения других организаций, иные данные из общедоступных источников.

Характеризуя закупаемые объекты, заказчик обычно называет их минимальные и максимальные показатели. Однако при этом должно присутствовать и реальное значение, которым обладает конкретный объект.

Запрещено использовать размытые обозначения типа «не более», «не менее», «от и до», которые могут привести к двусмысленному и даже превратному толкованию характеристик закупаемых объектов.

Если во время выполнения работ или оказания услуг планируется использование товаров, которые не входят в контракт, то в закупочную документацию можно вносить ссылки на товарные знаки. В данном случае в описание объекта обязательно требуется добавлять слова «или эквивалент», если не наблюдается несовместимость товаров с разными товарными знаками. Также эти слова не используются в случае необходимости обеспечить взаимодействие подобных товаров с товарами, которые использует заказчик.

При этом характеристики ТРУ не должны ограничивать конкурентные возможности участников сделки путём:

  • включения в ТЗ разнородной продукции,
  • установления нереальных сроков поставок, выполнения работ, оказания услуг;
  • выдвижения требований ко всему объекту, которые характерны лишь для одного товарного знака.

ТЗ по 44-ФЗ не предусматривает обязательного во всех закупочных действиях ориентирования заказчика на ГОСТы, стандарты или технические регламенты. В техзадании должны быть указаны обозначение объекта госзакупки и главные требования к нему.

Наименование закупочного объекта должно обязательно соответствовать КТРУ.

Тем не менее, будучи вспомогательной мерой, ГОСТ заметно упрощает корректное заполнение документов, сопровождающих закупку. Более того, в случае, если ГОСТ указан в ТЗ, он становится обязательным для участников контракта.

Технические регламенты, не будучи обязательными для ТЗ, тем не менее зачастую используются в практике закупочной деятельности, упрощая процесс и делая его более прецизионным.

Если ТЗ указаны ГОСТы, техрегламенты и СанПиНы, заказчик вправе их изменить лишь при условии улучшения приведенных характеристик.

В техзадание к закупкам по 44-ФЗ не разрешается включение:

  • товарных знаков (за исключением случаев, описанных выше);
  • знаков обслуживания;
  • фирменных названий;
  • патентов;
  • промышленных образцов;
  • обозначения местоположения производства товара;
  • названия производителя.

В правилах описания объекта госзаказа требуется его наименование сопровождать словами «или эквивалент».

Однако при этом имеются исключения, которые делают необязательным это требование при:

  • наличии товаров, чьи товарные знаки несовместимы с товарами, используемыми госзаказчиком;
  • закупке запчастей и расходных материалов к оборудованию и машинам, которыми пользуется заказчик.

Федеральный закон «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006 в ст.17 требует проведение торгов, запрос котировок цен, запрос предложений сопровождать действиями, способными не допустить, ограничить или устранить конкуренцию.

Под подобными действиями подразумеваются:

  • регулировка со стороны организаторов торгов, запросов котировок и предложений или заказчиков подобной деятельности, а также сговор организаторов торгов с их участниками, которые приводят к образованию преимущественных условий для одной части участников, ограничивая конкуренцию;
  • искажение правил определения победителей торгов, запроса предложений и котировочных запросов;
  • участие организаторов торгов, запросов котировок и предложений непосредственно в торгах, запросах котировок и предложений.

В случае, если товары, работы и услуги по своим функциям и технологии никак не связаны друг с другом, объединять их в один лот не разрешается.

Инструкция по составлению ТЗ

Алгоритм формирования техзадания госзакупки выглядит следующим образом:

  1. Подготовить для использования в ТЗ перечень терминов, определений и сокращений.
  2. Составить полную информацию о заказчике, включая официальное название организации, её адрес и действующий в ней режим рабочего дня.
  3. Указать, является ли закупка совместной или единоличной. В случае закупки группой лиц перечислить права и обязанности каждого из участников. При централизованной закупке указать уполномоченный орган. Также следует отметить участие в закупке экспертов и порядок их работы.
  4. В сведениях о закупке описать способ определения поставщика и обоснование выбора этого способа.
  5. Указать требования к участникам сделки в виде их деловой репутации и наличия у них производственных мощностей.
  6. Перечислить исходные условия в виде справочной, производственной, опытной информации, оказывающей влияние на выполнение контрактных условий.
  7. Указать сведения об особенностях предстоящего производственного процесса.
  8. Назвать точное расположение объекта и, если требуется, привести его подробное описание.
  9. Обрисовать искомые результаты, которые заказчик хочет получить после выполнения сделки.
  10. Назвать источник финансирования.
  11. Перечислить для участников контракта условия его исполнения, требуемые сроки и гарантийные обязательства.
  12. Привести порядок нормирования сделки.
  13. Точно обозначить наименование закупаемого объекта.
  14. Дать полное его описание.
  15. Указать на его экологическую составляющую.
  16. Точно обозначить объём закупаемых товаров, периодичность и срок поставки.
  17. Установить гарантийный срок и условия предоставления гарантии.
  18. Перечислить требования, предъявляемые к упаковке, маркировке, а также условные и специальные обозначения, которые должны на ней фигурировать.
  19. Обозначить величину расходов на эксплуатацию закупаемых объектов.
  20. Определить необходимость в монтаже и наладке.
  21. Привести порядок поставки и приёмки.
  22. Подчеркнуть необходимость проведения испытаний, обучения лиц, которым предстоит эксплуатировать закупаемый объект.

Польза правил формирования ТЗ, кажущихся на первый взгляд излишне громоздкими, подтверждена практикой множества совершённых закупочных сделок. Грамотное составление техзадания позволяет осуществить закупку требуемого объекта максимально корректно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *