Тренинги для бухгалтеров

С целью обеспечения себя грамотными, квалифицированными сотрудниками многие предприятия используют проведение тренингов для персонала. Современные условия диктуют правила жесткой конкуренции на кадровом рынке. Поэтому обучение и развитие персонала, повышение его квалификации – вопросы очень важные.

Что такое тренинг для сотрудников и какова его основная функция? Тренинг (от английского train, что означает «воспитывать, развивать, обучать”) – кратковременная форма активного обучения, во время прохождения которого происходит развитие знаний, умений, навыков, социальных установок и психологических приемов, а также применение и укрепление полученных знаний.

Корпоративный тренинг, или тренинг для персонала, используется для развития навыков сотрудников, укрепления управленческого взаимодействия, он повышает эффективность деятельности организации или предприятия.

Для того чтобы достичь необходимого результата, используется комплекс тренингов. Несмотря на то что это достаточно емкий и сложный процесс, который затрагивает все аспекты ведения бизнеса, этот метод полностью оправдывает все временные и финансовые затраты, с ним связанные. Доказано, что в результате успешного проведения обучения персонала в подобной форме показатели эффективной работы сотрудников предприятия в своих отраслях значительно возрастали.

Виды тренингов для персонала

Для профессионального роста своих подчиненных руководители предприятий используют несколько видов тренингов:

  1. Тренинги, которые призваны выработать и улучшить уровень профессиональных навыков сотрудников. Они улучшают умение вести переговоры, оптимизируют технику продаж.
  2. Тренинг управления помогает развить лидерские способности, умение строить команду, сплотить коллектив вокруг одной общей цели.
  3. Тренинги успешной работы в команде направлены на развитие коммуникативных навыков, умений эффективного общения в группе, нахождения альтернативных вариантов решения проблем и конфликтов в рабочем коллективе.
  4. Тренинг тайм-менеджмента, который учит правильному планированию своего времени, благодаря чему рабочие задачи выполняются более продуктивно и в необходимый срок.
  5. Психологические тренинги для персонала направлены на то, чтобы повысить самооценку членов группы, помочь людям обрести уверенность в себе, побороть свои страхи, комплексы, устранить тревожность. Совершая важные изменения в сознании участников, такие тренинги также способствуют их личностному и профессиональному росту.

С чего начинать обучение персонала?

Результативность тренинга, эффективное выполнение всех поставленных перед ним задач зависит от четкого планирования, грамотного выбора целей, на которые тренинг будет ориентирован, обусловленных потребностями компании.

Для планирования обучения необходимо учесть все уровни рабочего коллектива, которые будут принимать участие в тренинге, заранее согласовать время обучения, форму и тематику с членами тренинга и их непосредственными руководителями. Важен и правильный выбор самого тренера.

Исследования показывают, что большая доля успеха проведенного обучения зависит от составления грамотного плана: за 80% отличных результатов отвечают верный выбор формы обучения, личность тренера, который поможет создать необходимую мотивацию на успех. Момент создания мотивации, направленности на результат проведения обучения, очень важен. Ведь, если сотрудники отнесутся к тренингу как к наказанию или очередным каникулам, проделанная работа не принесет необходимого эффекта и не позволит добиться поставленных целей.

Выбирая тренера, важно обратить внимание на следующие факторы:

  • для тренера необходимы навыки самопрезентации и «языка тела»;
  • тренер должен уметь установить доверительные отношения в группе, для того чтобы быть услышанным аудиторией;
  • важно легко и ловко управлять процессом проведения тренинга (высокий уровень умения вести дискуссию, следить за динамикой коллективных мыслительных процессов, быстро реагировать на любые изменения в групповой активности);
  • уметь использовать и комбинировать формы обучения, сочетая их таким образом, чтобы добиться наибольшей эффективности тренинга;
  • тренер должен поощрять энтузиазм участников, вызывать у них желание активно применять свои знания.

В ходе тренинга для персонала используются различные методики:

  1. Метод кейса – выделение конкретной проблемной ситуации с последующим нахождением оптимальных путей ее решения.
  2. Деловая игра – тренер моделирует возможные ситуации, на которые необходимо найти несколько подходящих вариантов возможного развития событий.
  3. Ролевая игра – участники берут на себя разные роли и проигрывают определенные ситуации, которые могут возникать в трудовом процессе.
  4. Групповая дискуссия, или консилиум, групповое обсуждение проблем, задач, вопросов для того, чтобы найти верное решение сообща.
  5. Мозговой штурм – стимулирование развития креативности, творческого начала у членов группы.

Для того чтобы оценить эффективность тренинга, можно провести анкетирование персонала, опросы участников, в котором важны впечатления всех членов, интроспекция и самоанализ.

Также используются контрольные упражнения, позволяющие определить уровень овладения необходимыми навыками и знаниями. Оценить, насколько результативно прошло обучение персонала, можно с помощью наблюдения непосредственного руководства «в поле», то есть за исполнением сотрудником своих трудовых обязанностей.

Наша компания регулярно проводит семинары и вебинары для бухгалтеров бюджетных учреждений. Семинар — групповое практическое занятие (цикл таких занятий) работников организации (нескольких организаций) определенной отрасли по каким-либо специальным вопросам (предмету, теме) в целях их более глубокого изучения и повышения квалификации работников.

Проведение онлайн-семинара через Интернет в режиме реального времени называется вебинаром. Во время проведения вебинаров каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или веб-приложения.

Из статьи вы узнаете, как отразить расходы на участие в семинаре и вебинаре в бухгалтерском и налоговом учете.

Согласно нормам Приказа Минфина России от 21.12.2011 N 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» расходы учреждения по оплате договоров на выполнение работ по проведению семинаров и вебинаров отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Для совершения оплаты в Плане финансово-хозяйственной деятельности должны быть предусмотрены денежные средства по этой статье расходов.

Здесь же хотелось бы обратить внимание читателей на то, что обучение сотрудников может проводиться в форме повышения квалификации (переподготовки кадров) и консультационных семинаров. Подготовка и переподготовка кадров — более глобальная деятельность, нежели проведение консультационных семинаров. По окончании подготовки (переподготовки) кадров осуществляется итоговая аттестация слушателей и выдается документ об образовании. Консультационные семинары, проводимые в форме разовых занятий и не сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, не подлежат лицензированию (п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»). Таким образом, если организация проводит консультационные или информационно-консультационные семинары без итоговой аттестации и выдачи документа, подтверждающего обучение, то она не обязана иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности. Следовательно, если вы являетесь слушателем информационного или информационно-консультационного семинара, то требовать от проводящей его организации лицензию на осуществление образовательной деятельности не следует. Относительно проведения вебинара ситуация аналогична. Продолжительность вебинаров, организуемых нашей фирмой, составляет два часа, по итогам которых аттестационный экзамен не проводится и документ об образовании не выдается. Организации, проводящие вебинары, не имеют лицензии на осуществление образовательной деятельности, так как эта деятельность нелицензируемая.

Расходы по организации семинара могут быть оплачены за счет:

— субсидий, выделенных учреждению на выполнение задания учредителя;

— средств, получаемых учреждением от приносящей доход деятельности.

Если расходы на семинар производятся за счет сумм субсидий, выделяемых на выполнение задания учредителя…

Размер субсидии, предоставляемой бюджетному учреждению, определяется исходя из расчета себестоимости единицы работы (услуги), выполняемой (оказываемой) бюджетным учреждением, увеличенной на плановое количество работ (услуг), которые должно выполнить (оказать) учреждение в расчетном периоде. Себестоимость единицы работы (услуги) устанавливается путем использования методики определения расчетно-нормативных затрат. В частности, Приказом Минфина России от 22.10.2009 N 105н утверждены расчетно-нормативные затраты на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативные затраты на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений. Используя эту Методику, учредитель определяет себестоимость единицы услуги и устанавливает размер субсидии, предоставляемой подведомственному учреждению. Исходя из объема выделяемых субсидий учреждение определяет и утверждает в Плане финансово-хозяйственной деятельности направления использования субсидий. Как разъясняют специалисты Минфина, направления расходования субсидий не обязаны совпадать с калькуляционными статьями затрат, включаемыми в себестоимость единицы услуги (работы). Учреждение самостоятельно определяет, на что ему необходимо потратить средства субсидий для выполнения задания учредителя. Учреждение вправе потратить некий объем субсидии на оплату семинара, вебинара в случае, если изначально денежные средства на оплату расходов для участия в семинаре, вебинаре не были заложены в План финансово-хозяйственной деятельности путем перераспределения денежных средств между статьями расходов.

Для принятия расходов к бухгалтерскому учету они должны быть оформлены документально с соблюдением всех норм законодательства.

Если расходы на семинар производятся за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности…

Согласно нормам п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Следовательно, если учреждение решит часть своих доходов, полученных в рамках приносящей доход деятельности, потратить на оплату участия в семинаре, вебинаре и необходимый объем денежных средств будет предусмотрен в Плане финансово-хозяйственной деятельности (изначально или после внесения изменений), оно будет вправе это сделать. Принятие данных расходов к налоговому учету возможно при соблюдении ряда условий, о которых мы поговорим ниже.

Способ заключения договора на проведение семинара, вебинара

Заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд бюджетных учреждений размещаются с учетом норм Закона о государственных закупках <1>. Этот Закон предусматривает несколько способов размещения заказов. Самый простой и удобный — размещение заказа у единственного поставщика. Случаи, когда можно воспользоваться данным способом размещения заказа, поименованы в ст. 55 данного Закона. В частности, договор на оказание услуг по проведению семинара может быть заключен в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона о государственных закупках. В этом подпункте сказано, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если объем поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд заказчиков не превышает установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке <2>. При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с вышеуказанным пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ. Таким образом, если стоимость услуг по оплате семинаров в квартал не превышает 100 000 руб. (а, как правило, так и бывает), то можно смело заключать договор (договоры) на проведение семинара, используя способ размещения заказа «у единственного поставщика».

<1> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

<2> Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У предельный размер расчетов наличными деньгами и расходования наличных денег, поступивших в кассу юридического лица по одной сделке, составляет 100 000 руб.

Согласно нормам пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Закона о государственных закупках договор на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность, государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждении, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов на сумму, не превышающую 400 000 руб., можно заключить, используя способ «у единственного поставщика». При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик также вправе размещать в течение квартала, используя этот способ, на сумму, не превышающую 400 000 руб.

В случае если размер расходов на участие в семинарах, вебинарах превышает установленный предел (свыше 100 000, 400 000 руб.), договор заключается по итогам проведения:

— запроса котировок;

— конкурса;

— аукциона.

Документальное оформление семинара, вебинара

Между организацией, проводящей семинар, вебинар, и учреждением-слушателем заключается договор, в котором прописываются условия оказания услуг. Для оплаты семинара, вебинара учреждением, оказывающим эти услуги, выставляется счет-фактура <3> (счет). После проведения семинара, вебинара организацией-исполнителем оформляется акт оказанных услуг.

<3> Он должен отвечать требованиям, установленным ст. 169 НК РФ.

Поездка работника на выездной семинар, на наш взгляд, является командировкой. Наша позиция основана на нормах ст. 166 ТК РФ. В ней сказано, что служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При прослушивании семинаров работник решает производственные задачи — повышение своих профессиональных знаний, обмен опытом в рамках проведения круглого стола, знакомство с последними изменениями в законодательстве и изучение их сути.

Отправляя работника на семинар, необходимо оформить следующие документы.

Служебное задание для направления в командировку (ф. Т-10а <4>). Оно подписывается руководителем структурного подразделения, в котором работает командируемый работник, утверждается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом и передается в кадровую службу для издания приказа (распоряжения) о направлении в командировку (ф. Т-9 или Т-9а).

<4> Утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее — Постановление N 1).

Работник, прибывший из командировки, составляет краткий отчет о выполненной работе за период командировки, который согласовывается с руководителем структурного подразделения и представляется в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением (ф. Т-10) и авансовым отчетом (ф. АО-1).

Приказ, в котором следует указать, куда едет сотрудник. Постановлением N 1 утверждены унифицированные формы приказов о направлении работников командировки:

— Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (ф. Т-9);

— Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку (ф. Т-9а).

Приказы заполняются работником кадровой службы на основании служебного задания, подписываются руководителем организации или уполномоченным им на это лицом. В приказе о направлении в командировку указываются фамилия(и) и инициалы, структурное подразделение, должность (специальность, профессия) командируемого(ых), а также цель, время и место(а) командировки.

При необходимости указываются источники оплаты командировочных расходов, другие условия направления в командировку.

При направлении работника на семинар следует оформить приказ по одной из приведенных выше форм.

Командировочное удостоверение по форме N Т-10, которая утверждена Постановлением N 1. Командировочное удостоверение является документом, удостоверяющим время пребывания в служебной командировке (время прибытия в пункт(ы) назначения и время убытия из него (них)). В каждом пункте назначения делаются отметки о времени прибытия и выбытия, которые заверяются подписью ответственного должностного лица и печатью.

Командировочное удостоверение выписывается в одном экземпляре работником кадровой службы на основании приказа (распоряжения) о направлении в командировку. После возвращения из командировки работник (подотчетное лицо) составляется Авансовый отчет (ф. АО-1) с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы.

По возвращении с семинара работник составляет Авансовый отчет (ф. 0504049) <5>. Он применяется для учета расчетов с подотчетными лицами. Подотчетные лица приводят сведения о себе на лицевой стороне Авансового отчета (ф. 0504049) и заполняют графы 1 — 6 на оборотной стороне о фактически израсходованных ими суммах с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы. Документами, подтверждающими поездку работника на семинар, в частности, являются:

— командировочное удостоверение;

— проездные документы (в случае, если семинар проводится не в городе, в котором осуществляет трудовую деятельность и зачастую живет работник);

— счет за проживание в гостинице (если стоимость услуг по проживанию в гостинице не была включена в цену семинара).

<5> Форма авансового отчета утверждена Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Данные документы нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете.

Налоговый учет расходов на семинар, вебинар

Целью проведения консультационно-информационных семинаров является не обучение работника по определенному курсу, а получение им полезных знаний и информации по соответствующей теме (темам). Слушатель такого семинара не сдает итоговых экзаменов или зачетов и не получает никаких документов об образовании. Он слушает лекции и по возможности задает интересующие его вопросы (а заодно и обменивается личными знаниями и опытом с другими специалистами-слушателями).

В конечном итоге консультационный семинар, безусловно, повышает квалификацию работника, однако для целей учета расходов при налогообложении прибыли затраты на оплату такого семинара как расходы на обучение не рассматриваются. Как же их учесть?

По нашему мнению, затраты на участие в семинаре, вебинаре следует принимать к учету при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов на юридические и информационные услуги, а также консультационные и иные аналогичные услуги (пп. 14 и 15 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом для признания расходов в налоговом учете должны быть также соблюдены условия, установленные ст. 252 НК РФ: расходы должны быть документально подтверждены, экономически обоснованы и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Для этого налогоплательщику понадобятся следующие документы:

1) договор возмездного оказания услуг (в нем не должно быть слов об обучении работника, о повышении его квалификации и т.п., в противном случае у налоговых органов могут возникнуть подозрения, что это учебный семинар, и ввиду отсутствия лицензии на проведение семинара расходы придется возмещать за счет чистой прибыли учреждения);

2) акт об оказании услуг;

3) подробная программа семинара, вебинара (либо отчет), из которой будут видны предмет и суть вопросов, рассматриваемых на семинаре, вебинаре.

В случае если тематика семинара, вебинара и круг рассматриваемых в ходе него вопросов (отражены в программе семинара) соответствуют профессиональной деятельности учреждения, у налоговиков не возникнет вопросов относительно экономической обоснованности данных расходов.

Заметим, что если в документах по семинару (в договоре, акте, отчете, счете-фактуре) затраты на проезд и проживание не выделены отдельными строками, то вопроса об их учете у проверяющих обычно не возникает (они учитываются как расходы на оплату семинара).

Командировочные расходы при поездке на семинар

Согласно нормам ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

— расходы на проезд;

— расходы по найму жилого помещения;

— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

— иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (ст. 168 ТК РФ).

Порядок и размеры возмещения командировочных расходов утверждены законодательно, при этом размеры расходов, возмещаемых работникам за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. Например, работникам, работающим в учреждениях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, расходы на проезд возмещаются в размерах, утвержденных пп. «в» п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

Заметим, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется не только возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, но и сохранение места работы (должности) и среднего заработка (ст. 167 ТК РФ).

Мы не будем углубляться в правила и нормы компенсации командировочных расходов работников, ездивших на семинар, поскольку это может быть темой отдельной статьи, отметим только: вне зависимости от того, был работник обеспечен бесплатным питанием в командировке или нет, учреждение обязано выплатить ему суточные. Подробнее об этом читайте статье А. Гусева «Типовые ошибки, допускаемые при расчетах с подотчетными лицами», опубликованной в данном номере журнала под рубрикой «Практика проверок».

Бухгалтерский учет расходов на семинар

Предлагаем рассмотреть на примере, как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в соответствии с нормами Инструкции N 174н <6> отражаются расходы на участие в семинаре, вебинаре.

<6> Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

Пример. В мае 2012 г. учреждение направило бухгалтера на информационно-консультационный семинар в г. Санкт-Петербург. Тема семинара — формирование себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в соответствии с нормами Инструкций N N 157н, 162н, 174н, 183н. Программа семинара включала в себя следующие подтемы:

— условия признания расходов в качестве затрат;

— состав затрат, формирующих себестоимость продукции (работ, услуг) и влияющих на финансовый результат деятельности учреждения;

— виды и классификация затрат;

— формирование себестоимости продукции (работ, услуг) и обоснование цены реализации;

— характеристика затрат по их элементам и статьям калькуляции;

— характеристика счетов, с использованием которых осуществляется учет затрат (109 60,109 70,109 80, 401 50);

— организация учета по элементам затрат;

— учет доходов, расходов и финансовых результатов по разным видам деятельности.

Стоимость участия в семинаре 1 человека составляет 35 900 руб. Она включает в себя обучение, проживание в гостинице в стандартном номере со всеми удобствами (телефон, телевизор, душ).

Организация, проводящая семинар, выставляет счет-фактуру на его стоимость и договор. По условиям договора аванс по нему составляет 100%. Учреждение приобретает для своего сотрудника проездные документы (их стоимость равна 9000 руб.). Суточные, выданные сотруднику перед поездкой, составили 700 руб. Расходы на проведение семинара оплачиваются за счет субсидий на выполнение задания учредителя.

В бухгалтерском учете данные операции отражаются следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Начислены расходы на оплату услуг по

участию в семинаре

4 109 xx 226

4 302 26 730

35 900

Оплачены расходы на участие в

семинаре

4 302 26 830

4 201 11 610

35 900

Выданы под отчет из кассы учреждения

денежные средства:

— на приобретение проездных

документов

4 208 22 560

4 201 34 510

9 000

— суточные

4 208 12 560

4 201 34 510

По прибытии подотчетное лицо

представило авансовый отчет со всеми

оправдательными документами. На

основании этого отчета бухгалтером

были сделаны следующие записи:

— приняты к учету расходы на проезд

4 109 xx 222

4 208 22 660

9 000

— приняты к учету суточные

4 109 xx 212

4 208 12 660

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *