Централизованная закупка

Источник: Журнал «Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение»

В соответствии с разъяснениями, приведенными в Письме Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 08-455 «О закупке учебников и учебных пособий» (далее – Письмо № 08-455), с 1 сентября 2013 года закупка учебников и учебных пособий для обеспечения муниципальных образовательных организаций осуществляется на муниципальном уровне. Одним из способов такой закупки является централизованное снабжение органами местного самоуправления всех подведомственных муниципальных образовательных организаций необходимыми учебниками и учебными пособиями. О правилах осуществления централизованных закупок и их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете расскажем в данной статье.

Правовые основы централизованных закупок

Централизованная закупка учебников осуществляется органами самоуправления согласно ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). 📌 Реклама Отключить

В силу п. 1 ст. 26 Закона № 44-ФЗ в целях централизации закупок в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами создается государственный (муниципальный) орган (казенное учреждение), уполномоченный на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для подведомственных заказчиков, либо указанные полномочия возлагаются на орган (казенное учреждение) из числа существующих. Согласно разъяснениям, приведенным в Письме № 08-455, при централизованной закупке учебников и учебных пособий таким уполномоченным органом выступают органы местного самоуправления, которые определяют поставщиков указанных товаров для заказчиков – подведомственных муниципальных образовательных учреждений.

Иными словами, при централизованных закупках обязанности по определению поставщиков товаров (в нашем случае учебников) возлагаются не на самих заказчиков – муниципальные образовательные учреждения, а на уполномоченные органы (уполномоченные учреждения).

📌 Реклама Отключить

Вместе с тем положениями ст. 26 Закона № 44-ФЗ предусмотрено расширение полномочий, возлагаемых на указанные уполномоченные органы (учреждения). Так, в соответствии с п. 3 ст. 26 в рамках централизованных закупок на уполномоченные органы (уполномоченные учреждения) могут быть возложены обязанности не только по определению поставщиков, но и по заключению контрактов, их исполнению, в том числе приемке поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечению их оплаты. Решение о возложении таких полномочий принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Исходя из вышесказанного, а также применяя положения ст. 26 Закона № 44-ФЗ, условно можно выделить две схемы централизованных закупок учебников:

📌 Реклама Отключить

1. Когда уполномоченные органы – органы местного самоуправления наделены полномочиями исключительно по определению поставщиков учебников (централизация по определению поставщиков). В данном случае органы местного самоуправления не могут осуществлять обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе его начальной (максимальной) цены, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики учебников, то есть непосредственно муниципальными образовательными учреждениями. По сути, при такой схеме централизованных закупок уполномоченные органы осуществляют только закупочные процедуры и определяют поставщиков.

2. Когда уполномоченные органы – органы местного самоуправления наделены полномочиями не только по определению поставщиков учебников, но и по заключению контрактов, их исполнению, в том числе по приемке поставленных учебников, обеспечению их оплаты (полная централизация).

📌 Реклама Отключить

Независимо от того, какая из этих схем централизованных поставок применяется, выбор закупаемых учебников и учебных пособий должен осуществляться непосредственно образовательными организациями (п. 4 ст. 18и пп. 9 п. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ). Такие разъяснения приведены в Письме № 08-455. Сведения об имеющихся потребностях в учебниках заранее формируются муниципальными образовательными учреждениями, в чьих интересах планируется централизованная закупка, и предоставляются уполномоченным органам (уполномоченным учреждениям). При формировании таких сведений муниципальные образовательные учреждения должны руководствоваться Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253.

📌 Реклама Отключить

Бухгалтерский учет при централизованных закупках учебников

Стоит отметить, что схемы бухгалтерских записей по отражению поступления материальных ценностей в централизованном порядке подробно описаны только в Инструкции № 162н(разд. 6), которую применяют казенные учреждения и государственные (муниципальные) органы власти.

Поскольку централизованные поставки могут быть осуществлены и в отношении бюджетных и автономных учреждений, для них сформируем бухгалтерские проводки по аналогии с проводками, используемыми казенными учреждениями, соблюдая при этом правила ведения бухгалтерского учета в бюджетных и автономных учреждениях, установленные инструкциями № 174н и 183н соответственно.

📌 Реклама Отключить

Прежде чем привести бухгалтерские записи, напомним, что такие материальные ценности, как учебники, относятся к объектам библиотечного фонда и учитываются в составе основных средств на соответствующих аналитических счетах счета 0 101 07 000 «Библиотечный фонд»:

  • 0 101 27 000 «Библиотечный фонд – особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 0 101 37 000 «Библиотечный фонд – иное движимое имущество учреждения».

Выше были описаны две схемы централизованных закупок учебников для муниципальных образовательных учреждений. В ситуации, когда уполномоченные органы выполняют исключительно закупочные процедуры, то есть обладают полномочиями только по определению поставщиков учебников, муниципальные образовательные учреждения отражают в бухгалтерском учете расчеты с поставщиками и поступление учебников без каких-либо особенностей. Поскольку в этом случае уполномоченные органы не участвуют ни в оплате поставки, ни в приемке учебников, порядок отражения бухгалтерских записей в образовательных учреждениях такой же, как если бы закупку учебников учреждения осуществляли самостоятельно. 📌 Реклама Отключить

Рассмотрим порядок отражения наиболее сложной схемы централизованных закупок, когда уполномоченные органы не только выполняют обязанности по определению поставщиков учебников, но и имеют право заключать контракты о поставке, оплачивать их (то есть осуществлять расчеты с поставщиками), участвовать в приемке учебников. В рамках такой схемы могут быть заключены контракты:

  • на централизованное снабжение – предусматривающие исполнение поставки грузополучателю;
  • на централизованное снабжение – предусматривающие исполнение поставки с дальнейшей передачей (закреплением) имущества, приобретенного для грузополучателя.

Оформление взаимосвязанных расчетов между участниками централизованного снабжения (заказчиком и грузополучателем) осуществляется с обязательным оформлением двух экземпляров извещения (ф. 0504805) согласно прилагаемым к нему первичным учетным документам. 📌 Реклама Отключить

В соответствии с п. 155 Инструкции № 162н в случае формирования заказчиком извещения об отправке поставщиком в адрес грузополучателя учебников последний при получении извещения осуществляет внутренний контроль принятия к учету учебников (их поступлением), с уведомлением заказчика посредством направления ему второго экземпляра извещения о принятии к учету поступивших материальных ценностей. При неполучении учебников в период, достаточный для их транспортировки, грузополучатель уведомляет заказчика об этом путем направления извещения.

В случае оформления в соответствии с порядком, предусмотренным учетной политикой заказчика, а также согласно условиям государственного (муниципального) контракта на централизованное снабжение грузополучателем извещения о получении по централизованному снабжению учебников от поставщика два экземпляра указанного извещения направляется заказчику. При этом заказчик при получении извещения грузополучателя заполняет его в своей части и направляет в подтверждение сформированных взаимосвязанных показателей один экземпляр извещения грузополучателю.

📌 Реклама Отключить

Далее приведем корреспонденцию счетов.

Дебет Кредит
В бюджетном учете у заказчика (уполномоченного органа (учреждения))
Перечислен аванс поставщику на условиях муниципального контракта на централизованное снабжение учебниками 1 206 31 560 1 304 05 310
Отражены расчеты с поставщиком на основании полученных документов (счетов, накладных), подтверждающих поставку учебников:
а) по муниципальному контракту на централизованное снабжение, предусматривающему исполнение поставки грузополучателю 1 304 04 310 1 302 31 730
б) по муниципальному контракту на централизованное снабжение, предусматривающему исполнение поставки, с дальнейшей передачей (закреплением) имущества, приобретенного для грузополучателя
– отражение вложений в приобретенные учебники; 1 106 31 310 1 302 31 730
– передача сформированных вложений в адрес грузополучателя (на основании извещения, направленного грузополучателю) 1 304 04 310 1 106 31 410
Произведен зачет ранее перечисленного аванса 1 302 31 830 1 206 31 660
Произведен окончательный расчет с поставщиком 1 302 31 830 1 304 05 310
В бюджетном (бухгалтерском) учете у грузополучателя

(казенные, бюджетные и автономные учреждения)

Поступление учебников по получении извещения и прилагаемых к нему первичных документов о поставке (счетов, накладных):
– у казенного учреждения 1 106 31 310,

1 101 37 310

1 304 04 310
– у бюджетного учреждения 4 106 31 (21) 310,

4 101 37 (27) 310

4 304 04 310
– у автономного учреждения 4 106 31 (21) 000,

4 101 37 (27) 000

4 304 04 310
Поступление учебников до момента получения извещения:
а) принятие к учету учебников на забалансовый счет 22
б) перевод учебников с «забаланса» на баланс по факту получения извещения:
– у казенного учреждения 1 106 31 310,

1 101 37 310

1 304 04 310
– у бюджетного учреждения 4 106 31 (21) 310,

4 101 37 (27) 310

4 304 04 310
– у автономного учреждения 4 106 31 (21) 000,

4 101 37 (27) 000

4 304 04 310
Списание учебников с забалансового счета 22

Управление образования муниципального района (уполномоченное казенное учреждение – заказчик) заключило муниципальный контракт на централизованное снабжение учебниками сельских общеобразовательных школ (грузополучателей). Данный контракт предусматривает исполнение поставки учебников с дальнейшей их передачей (закреплением) за школами, для которых такие учебники приобретены. Общая сумма контракта составляет 300 000 руб. (1 500 экз.), в том числе аванс (30%) – 90 000 руб. В МБОУ «Школа № 1» поставлены 200 учебников на сумму 50 000 руб. на основании извещения, полученного от Управления образования, с приложением накладных от поставщика. При принятии к учету учебников они отнесены к иному движимому имуществу школы. 📌 Реклама Отключить

В бюджетном учете Управления образования и бухгалтерском учете школы данные операции отразятся следующим образом:

Дебет Кредит Сумма, руб.
В бюджетном учете Управления образования
Уплачен аванс на поставку учебников 1 206 31 560 1 304 05 310 90 000
Отражены вложения в приобретенные учебники на основании представленных поставщиком накладных о поставке учебников 1 106 31 310 1 302 31 730 300 000
Направлены в адрес сельских школ извещения о направлении им учебников 1 304 04 310 1 106 31 410 300 000
Произведен зачет ранее перечисленного аванса 1 302 31 830 1 206 31 660 90 000
Произведен окончательный расчет с поставщиком по факту поступления от школ вторых экземпляров извещений, подтверждающих поступление к ним учебников 1 302 31 830 1 304 05 310 210 000
В бухгалтерском учете школы № 1
Отражено поступление учебников на основании полученного от Управления культуры извещения с приложением к нему накладных от поставщика 4 106 31 310 4 304 04 310 50 000
Приняты к учету учебники в состав библиотечного фонда (второй экземпляр извещения возвращен Управлению образования) 4 101 37 310 4 106 31 310 50 000

Воспользуемся условиями предыдущего примера и предположим, что муниципальным контрактом предусмотрена поставка учебников напрямую грузополучателям-школам. 📌 Реклама Отключить

В данной ситуации операции отразятся в бюджетном учете Управления образования и школы № 1 следующим образом:

Порядок проведения закупок для нужд государственных и муниципальных учреждений, в том числе образовательных, регулируется законом. Разобраться в правовых нормах без специальной подготовки довольно сложно, к тому же они постоянно меняются. Какие правила актуальны в настоящий момент?

В конце октября 2018 года были внесены новые изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ. В этом материале мы расскажем о том, чем на сегодняшний день отличаются закупки для образовательных учреждений.

Общие правила

Особенности закупок в сфере образования зависят от статуса образовательного учреждения и регулируются на только упомянутым 44-ФЗ, но и другими законодательными актами. Так, если речь идет о закупках, осуществляемых за счет грантовых средств, собственных доходов или на основании субподряда, руководствоваться следует 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Он подразумевает, что учреждение разрабатывает собственное положение о закупках и следует ему.

В свою очередь 44-ФЗ для всех прочих случаев предусматривает целый ряд вариантов закупочной процедуры. При выборе одного из них необходимо учитывать требования максимальной закупочной конкуренции, результативности и эффективности, предъявляемые к закупочным процедурам.

Первое подразумевает проведение конкурентных процедур, когда закупки осуществляются посредством конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений. К сожалению, обычно это требует длительного времени. Дополнительная сложность – большой объем документооборота. Но 44-ФЗ предусматривает ряд случаев, когда закупка может проводиться без соблюдения принципа конкуренции, у единственного поставщика или подрядчика, выбранного заказчиком (ч. 1 ст. 93). О том, в каких ситуациях это возможно, мы поговорим ниже.

Выбор единственного поставщика или исполнителя

Выбор поставщика, исполнителя или подрядчика без проведения конкурентных процедур возможен в двух ситуациях. Во-первых, в некоторых случаях это может быть экономически нецелесообразно, то есть затраты на проведение конкурса или аукциона (в том числе временные) несопоставимы с ценой закупки. Другой вариант – отсутствие в данной сфере конкуренции как таковой, то есть необходимый товар или услуга слишком специфичны или же поставщик обладает на них исключительным правом. Характерный пример – коммунальные услуги: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и т.д. В этой сфере поставщик обычно является исключительным правообладателем. Также выбрать исполнителя без конкурентных процедур можно, если речь идет об услугах преподавателя или экскурсовода, которые оказывают физические лица.

Закупки в условиях исключительности прав или услуг касаются и иных сторон жизни образовательного учреждения. Так, без проведения конкурентных процедур могут закупаться печатные или электронные издания для формирования и пополнения библиотечного фонда. Для этого необходимо, чтобы поставщик (автор или издательство) обладал исключительными правами или исключительными лицензиями на использование таких изданий или на предоставление доступа к электронным изданиям (п. 14 ч. 1 ст. 93). Документы, подтверждающие наличие исключительных прав (гарантийное письмо, список договоров издательства с авторами), прилагаются к заключенному контракту. Аналогичным образом осуществляются закупки произведений литературы и искусства конкретных авторов (за исключением кинопроектов, приобретаемых в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей, если исключительные права или исключительные лицензии на них принадлежат единственному лицу (п. 13 ч. 1 ст. 93).

Выбрать исполнителя, минуя конкурентные процедуры, можно при организации досуга учащихся: посещения зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93). Сюда же относится заключение контракта на создание произведения литературы или искусства, на исполнение концертной программы физическим или юридическим лицом, а также на изготовление необходимых для этой цели декораций и костюмов.

Кроме того, закон предусматривает возможность выбора единственного поставщика при условии ограничения суммы закупки – не более 100 тысяч рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Это удобно для малобюджетных учреждений. Однако в год общая стоимость таких закупок не должна превышать 2 миллионов рублей или же 5% совокупного годового объема закупок и 50 миллионов рублей (в зависимости от бюджета можно выбрать более удобный вариант).

Отдельно оговаривается, что государственное (муниципальное) образовательное учреждение, организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физкультурно-спортивная организация вправе осуществить закупки у единственного поставщика на сумму не более 400 тысяч рублей, а их общая стоимость не должна превышать 50% совокупного годового объема закупок и 20 миллионов рублей (п. 5 ч. 1 ст. 93). Под совокупным годовым объемом следует понимать общую стоимость закупок, подлежащих оплате в текущем году (даже если контракт с поставщиком был заключен ранее).

Наконец, с 1 января 2019 года вступают в силу поправки, указывающие, что контракт с единственным поставщиком заключается также по результатам несостоявшихся иных конкурентных процедур, проводимых в электронной форме и признанных несостоявшимися (об этом ниже).

Проведение электронного аукциона

Еще один вариант – электронный аукцион. Перечень товаров и услуг, закупка которых требует проведения аукциона, ограничен и утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 471-р. При этом их допускается закупать и иным способом, кроме конкурса (ч. 3 ст. 59). В отношении прочих товаров и услуг заказчик может выбрать форму проведения торгов самостоятельно. Однако следует обратить внимание на то, что в разных регионах могут быть установлены свои, дополнительные ограничения.

Аукционный перечень составлен по группировочному принципу. Для образовательных учреждений могут представлять интерес такие группы товаров, как бумага и изделия из бумаги, компьютерное, электронное и оптическое оборудование, строительные работы, услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, пищевые продукты и т.д.

Предусмотрен законом и ряд исключений. Например, некоторые категории учреждений могут закупать пищевые продукты с помощью конкурса. Это касается дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждений дополнительного образования детей и т.д.

Запрос котировок

Этот способ также предполагает проведение тендера путем извещения потенциальных поставщиков или исполнителей о закупке на официальном портале. Победителем считается тот участник тендера, который предложил самую низкую стоимость товаров или услуг, при этом его заявка должна быть правильно оформлена и отвечать иным требованиям законодательства (ст. 72, ч. 1).

Извещение о запросе котировок должно включать данные о заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес и др.), информацию о товаре или услуге, код закупки, обоснование цены, условия подачи и форму заявки и т.д. Обязательное приложение – проект контракта. Разместить обращение на портале следует не менее чем за 7 дней до окончания приема заявок (в некоторых случаях, например, если цена контракта составляет менее 250 тысяч рублей, – не менее чем за 4 дня). Заказчик должен запросить котировки как минимум у трех потенциальных поставщиков, однако регистрируются все поданные заявки. После того, как прием заявок оканчивается, заказчик получает право доступа к заявкам.

Иногда запрос котировок может быть признан несостоявшимся – например, если подана только одна заявка, или не подано ни одной, а также если все заявки (или все, кроме одной) были отклонены котировочной комиссией из-за несоответствия указанным в извещении требованиям. В этом случае срок подачи заявок продлевается.

Использование этого способа закупок ограничено. Во-первых, максимальная цена контракта не может превышать 500 тысяч рублей. Во-вторых, годовой объем закупок с помощью запроса котировок должен составлять не более 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не более 100 миллионов рублей (ст. 72, ч. 2).

Запрос предложений

Запрос предложений, казалось бы, мало отличается от запроса котировок (ст. 83-83.1). Он также подразумевает публикацию извещения о закупке в открытом доступе. Однако извещение можно направить и в конкретные компании, которые заказчик рассматривает как потенциального поставщика. Принципиальная разница – в критериях, по которым определяется победитель. Победителем считается не тот, кто предложил самую низкую цену, а тот, кто предложил самые выгодные условия. При этом критерии заказчик определяет самостоятельно, и они могут быть довольно субъективными.

При всех достоинствах этого варианта у него есть и серьезный недостаток: перечень товаров и услуг, в отношении которых может проводиться запрос предложений, а также отдельных случаев закупок других товаров, весьма ограничен. Для образовательных учреждений представляются актуальными два пункта. Во-первых, закупки по контракту, расторгнутому заказчиком в одностороннем порядке. Во-вторых, закупки, ранее проводившиеся путем электронного аукциона или конкурса и признанные несостоявшимися в результате повторных процедур из-за отсутствия или недопуска заявок.

Проведение конкурса

Конкурс – более сложный по сравнению с предыдущими способ закупки, требующий более длительного времени и более объемной документации (так, например, разместить извещение о закупке придется не за семь дней, как при запросе котировок, а за тридцать). Он может проводиться, если необходимые товары или услуги не входят в Аукционный перечень. Образовательные учреждения, как правило, проводят открытый конкурс (закрытый подразумевает, что сведения о закупках являются государственной тайной). Как и в случае с запросом предложений, выбор поставщика или исполнителя осуществляется на основе комплексной оценки, а не по принципу минимальной цены (ст. 48-58).

Важно уточнить, что поправки, вступающие в силу в 2019 году, подразумевают проведение конкурентных процедур только в электронной форме.

Правоприменительная практика

Как показывает правоприменительная практика, чаще всего участники закупок оспаривают действия аукционных комиссий образовательных учреждений. Предметом судебных разбирательств становится отклонение заявки на участие. Например, при проведении закупки услуг по ремонту помещений – если комиссия включает в аукционную документацию излишне детализированные, необъективные требования к используемым при выполнении работ материалам, а также требования, не отвечающие реальным потребностям заказчика.

Сами образовательные учреждения также бывают вынуждены защищать свои законные интересы в суде. Нередко оспаривается отказ антимонопольных органов включить сведения об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков. Взыскиваются в судебном порядке и неустойки по контрактам.

Способы закупок

Заказчик проводит закупки у единственного поставщика или конкурентными способами: открытыми или закрытыми. Извещения об открытых закупках заказчик публикует в ЕИС, участвовать в них могут любые поставщики. Закрытые закупки заказчик согласовывает с ФАС и после этого отправляет приглашения ограниченному числу участников, которые способны выполнить контракт.

В ст. 24 44-ФЗ эти способы просто перечислены, мы расскажем о каждом чуть подробнее:

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. руб (для учреждений культуры или спортивных организаций не дороже 400 тыс. руб.). С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка».

Открытый конкурс

Комиссия рассматривает заявки участников и сравнивает цену, качество товара, опыт выполнения аналогичных контрактов, квалификацию сотрудников и т.д. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.
Конкурс с ограниченным участием Заказчики используют этот способ только на услуги, которые утверждены в постановлении правительства от 04.02.2015 г. № 99. В нем же прописаны дополнительные требования к участникам таких конкурсов:

  • финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  • право собственности на недвижимость и технику,
  • опыт аналогичных работ,
  • нужное количество квалифицированных специалистов.
Двухэтапный конкурс

На первом этапе поставщики присылают заявки, не называя цену, за которую готовы оказать услуги. На втором этапе заказчик сравнивает предложенные цены поставщиков, прошедших отбор на первом этапе. Двухэтапный конкурс часто проводят на закупку строительных услуг, проектировочных работ и научных исследований, высокотехнологичной и инновационной продукции.

Закрытый конкурс

Принять участие в закрытой закупке может ограниченный круг поставщиков, которые соотвествуют требованиям и которых заказчик приглашает сам. Если закупка не составляет гостайну, извещение публикуют в ЕИС. В этом случае заинтересованные поставщики подтверждают документами, что соответствуют требованиям, и подают заказчику запрос на предоставление конкурсной документации.

Закрытый конкурс с ограниченным участием Отличие закрытого конкурса с ограниченным участием в том, что победитель должен пройти предквалификационный отбор.
Закрытый двухэтапный конкурс Сначала заказчик оценивает квалификацию поставщика или качество товара, а на втором этапе сравнивает цену.
Электронный аукцион

Самый популярный вид закупок по 44-ФЗ (62% всех закупок в 2017). Проходит в электронной форме на одной из 8 ЭТП. Для участия нужна электронная подпись и аккредитация на ЭТП (с 1 января 2019 регистрация в ЕИС). Заявка состоит из двух частей, которые нужно подать одновременно. До аукциона заказчик рассматривает первую, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения. Участники снижают НМЦ «на шаг» от 0,5 до 5% НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Закрытый аукцион В бумажных закрытых аукционах участники подают заявки в запечатанном конверте. Прошедшие участвуют в аукционе лично, снижая цену, поднимая таблички. В электронной форме закрытые аукционы проходят на специализированных торговых площадках.
Запрос котировок Это относительно простая и быстрая процедура. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. После окончания срока подачи заказчик смотрит сразу все заявки, а победителя определяют по цене. НМЦ такой закупки — не выше 500 тыс. руб. и совокупный годовой объем таких закупок не более 10% от запланированных заказчиком на год.
Запрос предложений Чаще всего заказчик проводит запрос при несостоявшихся аукционах или повторных конкурсов, а также при закупке на лечение российских граждан за границей и в некоторых других ситуациях.

С 2019 года на бумаге осталась только часть закупок у единственного поставщика, некоторые закрытые закупки и закупки за границей.

В бумажных конкурсах заказчик может выделять товары и услуги в отдельные лоты. Для каждого лота заказчик обосновывает и устанавливает НМЦ, а поставщики подают заявки на участие в определенном лоте. На каждый лот заключается отдельный контракт.

Выбирая способ, которым провести закупку, заказчик учитывает:

  • ограничения в его применении,
  • сроки проведения и другие параметры,
  • НМЦ и отрасль закупки.

Если заказчик неправильно выберет способ закупки, он получит штраф.

Особенности проведения электронных закупок

Все электронные закупки, обмен документами и заключение контракта проходят на ЭТП, закрытые электронные закупки — на специализированных ЭТП. Правительство установило единые требования к открытым и закрытым ЭТП, в том числе к технической стороне работы, взаимодействию с ЕИС, хранению информации и т.д. ЭТП обязаны работать непрерывно и надежно, давать равный доступ участникам к закупкам, обеспечить неизменность подписанных документов.

В течение часа после размещения любой новой информации о закупке на ЭТП она дублируется в ЕИС. Доступ к информации о закупке бесплатный. С 1 июля 2018 у ЭТП появилось право брать плату с победителя закупки.

Правительство оставило за собой возможность разработать типовую форму документации о закупке, заявки и других документов. Если такие формы утвердят, участники закупок обязаны их использовать.

ЭТП предоставляют заказчикам следующую информацию об участниках закупки:

  • копии учредительных документов (или их заверенный перевод),
  • ФИО и должность лица, имеющего право действовать без доверенности, его паспортные данные такого лица или данные и ИНН,
  • решение об одобрении крупной сделки,
  • для физического лица — только копию паспорта,
  • копии документов о госрегистрации юрлица или ИП (или заверенный перевод),
  • выписку из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП,

Совместные конкурсы и аукционы

Несколько заказчиков могут проводить совместные закупки одних и тех же товаров, работ и услуг. Организатором совместного конкурса или аукциона выступает государственный уполномоченный орган. Заказчики заключают с ним соглашение, в котором прописывают:

  • юридическую информацию о сторонах,
  • сведения о закупках (идентификационные коды, НМЦ, сроки и т.д.)
  • порядок проведения закупок,
  • перечень полномочий организатора,
  • другую необходимую информацию.

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных закупок пропорционально доле НМЦ. Контракт с победителем каждый заказчик заключает по отдельности.

Централизация закупок

Закон предусматривает возможность централизовать любые закупки госзаказчиков на федеральном или муниципальном уровне. В этом случае один уполномоченный специализированный орган будет планировать закупки, проводить их, оценивать заявки, принимать товар. При этом он не сможет обосновывать закупки, определять условия контракта, в том числе НМЦ, и подписывать контракт. Контракты подписывают заказчики, для которых выбраны поставщики.

Ограничения и преимущества поставщиков

Ограничивать участие в закупке можно только в случаях, предусмотренных законом. Все ограничения заказчик перечисляет в документах закупки. Если он выставил ограничение, не предусмотренное 44-ФЗ или постановлением правительства, он должен обосновать это.

Участвовать в закупках поставщики могут самостоятельно или через представителей. Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, выданной в соответствии с Гражданским кодексом.

Преимущества участникам

Организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы

Предприятие УИС или организация инвалидов участвуют в закупке наравне со всеми, но если побеждают, то могут повысить свою цену на 15%, (не выше НМЦ). Преимущество дается при закупке определенных товаров, включенных в перечень правительством. Заказчик указывает в извещении о закупке о том, что для организации инвалидов и предприятия УИС получат приемущества.

Также такие организации платят меньше обеспечение в крупных заявки. В закупках > 20 млн руб. — всего от 0,5 до 2% от НМЦ (для остальных категорий этот параметр — от 0,5 до 5% от НМЦ).

Субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям

Госзаказчики должны провести у СМП и СОНКО не меньше 15% от годового объема закупок. НМЦ каждой такой закупки не выше 20 млн рублей. Давать преимущества этим организациям можно в открытых конкурсах, конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, электронных аукционах, запросах котировок и запросах предложений.

Заказчик может установить преимущество так:

  • объявить закупку только среди СМП,
  • потребовать, чтобы победитель закупки взял на субподряд организации из числа СМП и СОНКО.

В первом случае участник закупки из числа СМП или СОНКО должен задекларировать, что он принадлежит к этой категории бизнеса. Во втором случае несет гражданско-правовую ответственность, если не выполнит это требование.

Если закупка, объявленная только среди СМП, не состоялась, заказчик может провести ее на общих основаниях. Контракт, заключенный с СМП, заказчик оплачивает в течение 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки.

По итогам года заказчик публикует в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО, куда включает информацию о состоявшихся и несостоявшихся закупках с ними.

Требования к участникам

Единые требования

Поставщик может участвовать в закупке, если:

  • организация не ликвидируется, не является банкротом, не приостановила деятельность,
  • не имеет задолженностей по налогам,
  • у руководителя и главбуха нет судимости в сфере экономики,
  • за последние 2 года не привлекался к административной ответственности,
  • нет аффилированности с заказчиком,
  • обладает исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям (это подтверждается при аккредитации на ЭТП, выпиской из ЕГРЮЛ в заявке для конкурса, для запроса котировок выписку предоставляют при подписании контракта),
  • нет ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации,
  • не состоит в РНП, если заказчик установил в закупке требование об отсутствии в реестре.

Закон не обязывает документально подтверждать соответствие единым требованиям. Участник декларирует это, ставя галочку на ЭТП. Но комиссия по закупкам может проверить данные. Если поставщик им не соответствует или предоставил недостоверную информацию, заказчик отклонит его заявку.

Дополнительные требования

Устанавливать дополнительные требования заказчик может только на отдельные виды товаров в конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, закрытых конкурсах с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсах или аукционах. Дополнительные требования прописаны в постановлении от 04.02.2015 г. № 99:

  • финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  • право собственности на недвижимость и технику,
  • опыт аналогичных работ,
  • нужное количество квалифицированных специалистов.

Эти требования поставщики должны подтверждать документально. Например, прикладывать к заявке копии актов приемки выполненных работ по аналогичным контрактам, трудовые договоры с квалифицированными специалистами, бухгалтерскую отчетность.

Все требования заказчики прописывают в документах закупки и не имеют права выходить за рамки 44-ФЗ. Если заказчик необоснованно отклонил заявку, это можно обжаловать в ФАС.

Отдельно прописаны требования к поставщикам жизненно важных лекарств. Заказчик имеет право в любой момент отказаться заключать контракт, если обнаружит, что:

  • предельная цена этих лекарств не зарегистрирована,
  • цена превышает предельную цену отпускных цен производителя, а поставщик отказывается ее снижать.

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:

44-ФЗ простым языком. Часть 1.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11.

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *