Учебник по финансовой грамотности

В 2015/ 2016 учебном году в 8 калининградских образовательных учреждениях прошла апробация экспериментального курса по финансовой грамотности для школьников.

Одновременно с Калининградской области апробация занятий по финансовой грамотности прошла еще в четырех регионах-участниках Проекта: Волгоградской, Архангельской областях, а также в Алтайском и Краснодарском краях.

В нашем регионе в апробации приняли участие девять общеобразовательных учебных заведений: школы №12, 31 и 47 города Калининграда, Луговская школа Гурьевского района, лицей №10 города Советска, Кадетский корпус им. А. Первозванного, а также Колледж сервиса и туризма и Колледж предпринимательства. В целом, в занятиях по финансовой грамотности приняли участие более 1000 учеников.

В школьном расписании для экспериментальных занятий было предусмотрено 17 учебных часов ( то есть 1 час в неделю), удвоенное число для 10-11 классов – 34 часа (2 часа в неделю). При этом, учебные материалы для 10-11 классов распределены по профилям: для экономического, юридического, математического профиля и базового уровня.

В рамках курса были предусмотрены два этапа мониторинга уровня финансовой грамотности учителей и родителей: «входное» (предварительное) и итоговое тестирования.

Всего для апробации уроков было разработано 83 учебника, входящих в 17 учебно-методических комплектов. Специально разработанные учебники по финансовой грамотности предусмотрены для разных групп учащихся: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы общеобразовательных школ, а также студенты учреждений среднего профессионального образования и учащиеся школ-интернатов. Также разработаны методические рекомендации для педагогов, контрольно-измерительные материалы, дидактические материалы для родителей и пособия для индивидуальной работы. Для индивидуальных занятий материалы разделены на модули: «Банки», «Фондовый рынок», «Собственный бизнес», «Финансовые риски», «Страхование», «Пенсионное обеспечение».

По итогам апробации будет учтен опыт регионов, в которых проводилась апробация, учебные материалы будут откорректированы и распространены по всей России до конца 2018 года.

Учебно-методические материалы доступны для скачивания:

2 – 4 классы общеобразовательной организации (начальная ступень)

Программа курса составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся — С. Федин) и 4 класса (автор материалов для учащихся — Г. Гловели). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Учебная программа

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В этом ему как раз поможет это пособие. В занимательной форме здесь изложены начальные базовые понятия из мира денег и показана их роль в нашей жизни; рассказано, на что тратятся деньги, как с умом управлять ими, как защититься от мошенников и ещё о многом другом.

Материалы для учащихся (часть 1)

Материалы для учащихся (часть 2)

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательной организации

Из этой книги учащиеся узнают о мире денег: как и откуда они появились, какими они бывают, в чём разница между наличными и безналичными деньгами, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать, как люди повышают свои доходы, как защититься от мошенников и о многом другом.

Материалы для учащихся

5 – 7 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

В пособиях рассказано о сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём. Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса. Пособия написано легким, хорошо понятным школьникам языком и может служить основой для проведения занятий в классе, подготовки самостоятельных проектов и решения финансовых задач совместно с родителями.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

10 – 11 классы общеобразовательной организации (среднее общее образование)

В пособиях в доступной форме изложены основные аспекты управления личными финансами с учётом современных тенденций развития финансового сектора экономики и действующего законодательства. Содержащиеся в пособии задания направлены на развитие познавательной активности обучающихся, самостоятельности и инициативности в области управления личными финансами.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Математический профиль (среднее общее образование)

В пособии содержится математическое описание традиционных для дисциплин по финансовой грамотности вопросов: простых и сложных процентов, учёта разновременных финансовых потоков, расчёта цены финансовых инструментов и оценки инвестиционных проектов. Значительное место отводится примерам решения задач. Для описания и оценки рисков, связанных с финансовыми операциями, активно используются понятия теории вероятностей и математической статистики. Материалы носят избыточный характер и предполагают возможность школьника самостоятельно освоить разделы, касающиеся теории вероятностей и статистики.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Контрольные измерительные материалы

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль (среднее общее образование)

Курс посвящён ключевым вопросам функционирования современных финансовых институтов и механизмам взаимодействия человека с ними. В рамках курса рассматриваются такие финансовые понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и др., раскрывается их суть и показано место в финансовой жизни современной России.

Учебная программа

Материалы для учеников

Материалы для учителей

Материалы для родителей

Контрольно измерительные материалы

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования

В пособиях в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.
Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для обучающихся по основным программам профессионального обучения
В результате изучения курса обучающиеся узнают, как составлять семейный бюджет и осуществлять финансовое планирование в семье, рационально тратить деньги и делать сбережения; в чём суть страховой защиты и принципов функционирования пенсионной системы; что значит правильно пользоваться банковскими кредитами и вкладами; как защититься от финансовых рисков и подготовиться к открытию собственного бизнеса.

Учебная программа

Материалы для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Материалы для родителей

Контрольные измерительные материалы

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов
У воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов в силу сложившихся обстоятельств отсутствуют знания основ финансовой экономики в целом и экономики семьи в частности. Предлагаемый курс призван восполнить этот пробел. Эти материалы позволят им узнать, что составляет финансовое благополучие человека, откуда берутся деньги, как их заработать и рационально потратить; овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов; научиться основам взаимодействия с финансовыми организациями: банками, пенсионными фондами и др.
Учебная программа

Материалы для воспитанников и учащихся
Советы на каждый день

Методические рекомендации для учителя
Дидактические материалы

Контрольные измерительные материалы

Банк России получит мандат на развитие финансовой грамотности — то есть сможет расходовать средства на развитие этого направления. Проект таких поправок в закон о Центральном банке был одобрен правительством (заключение есть в распоряжении «Известий»), профильным комитетом Госдумы и поставлен в повестку нижней палаты парламента. После принятия документа на поле финграмотности появится второй крупный игрок. Первым это направление развивал Минфин с бюджетом более $100 млн. Пресс-служба ЦБ не стала раскрывать объем предполагаемых расходов, но, по данным источников «Известий», уже сейчас под эгидой регулятора на это направление расходуется 40–50 млн рублей в год с учетом взносов участников рынка. Одним из направлений продвижения финграмотности станет геймификация, рассказал «Известиям» руководитель службы Центробанка по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаил Мамута.

Первое чтение законопроекта о наделении ЦБ мандатом на финансовую грамотность было включено в повестку заседания Госдумы, прошедшего 12 марта. Однако 22-е место в программе пленарки не оставило ему шансов на рассмотрение именно в этот день. Тем не менее проект, внесенный рядом депутатов и представителей Совета Федерации, был одобрен Минфином, правительством и рекомендован профильным комитетом к принятию. Всё говорит о том, что это может произойти уже в текущую сессию.

Один в поле не воин

Первым поляну финансовой грамотности в России начал осваивать Минфин. В 2011 году стартовал совместный проект министерства с Всемирным банком, который был продлен уже дважды. На старте он оценивался в $100 млн. Как напомнили «Известиям» в пресс-службе финансового ведомства, работа в этом направлении ведется в соответствии со стратегией, утвержденной правительством в сентябре 2017-го и рассчитанной до конца 2023 года. Однако к 2021 году проект с ВБ закончится.

— По завершении программы со Всемирным банком предполагается переход к финансированию целого ряда направлений деятельности в этой области за счет средств федерального и региональных бюджетов, — уточнила пресс-служба Минфина.

Центробанк подключился к финансовому просвещению россиян в 2014 году, уточнили в пресс-службе регулятора. Но финансирование всегда было проблемой для ЦБ. Последним инструментом, который использовал Банк России, стала Ассоциация развития финансовой грамотности, которая была учреждена регулятором, СРО, профобъединениями и крупнейшими финструктурами. По информации «Известий», общий объем взносов составлял порядка 45–50 млн рублей в год. В Центробанке объем текущих и предстоящих расходов на это направление не уточнили.

Зачем мандат?

— Наделение Центробанка полномочиями по повышению финансовой грамотности законодательно усилит нашу работу в этой сфере, направленную, в том числе, на снижение количества нарушений прав потребителей, — рассказал «Известиям» Михаил Мамута. — Потому что нарушения зачастую возникают из-за незнания населением элементарных понятий и норм и неумения защитить свои права.

По его словам, мандат даст Банку России возможность вести эту деятельность на системной основе именно как повышение финграмотности.

— Сейчас пока — это меры, направленные на повышение защиты прав потребителей. В законопроекте, который мы поддерживаем, написано, что Центробанк выполняет данную работу совместно с правительством. И поскольку это наша общая задача, мы разработали единую семилетнюю стратегию повышения финансовой грамотности в стране. Стратегия координируется Минфином и нами. Потому что часть вопросов — это фундаментальные, долгосрочные меры, которыми занимается правительство. Мы же, в свою очередь, каждый день сталкиваемся с ситуациями, когда финансовое невежество граждан приводит к нарушению их прав, и в первую очередь мы хотели бы решить эту задачу, — сообщил представитель Центробанка.

По словам одного из авторов законопроекта, депутата ГД Дмитрия Скриванова, ошибки в кредитовании и инвестировании, пользовании услугами микрофинансовых организаций или подаче отчетности не только оборачиваются серьезными проблемами для граждан и организаций, но и оказывают отрицательное влияние на экономику страны в целом.

— Вместе с тем, Центробанк, который владеет наиболее полной информацией о тенденциях финансовых рынков и всей совокупности финуслуг в стране, не имеет формального права заниматься ликбезом и тратить на это государственные средства. Законопроект наделяет ЦБ таким правом, и мы рассчитываем, что он будет им активно и результативно пользоваться после его вступления в силу, — прокомментировал парламентарий.

Финансовые геймеры

Как рассказал «Известиям» Михаил Мамута, регулятор будет продолжать работу с Минпросвещения и Минобрнауки, чтобы интегрировать финансовое просвещение в образовательные программы.

— Хочу отметить важность знаний, полученных в школе, — пояснил он. — Конечно, человек с базовыми знаниями не будет застрахован от всех ошибок, и чему бы тебя ни учили в школе, в жизни всё равно будешь сталкиваться с чем-то новым. Но если заложен хороший фундамент, человек сможет адекватно оценить это новое, сможет задать правильный вопрос, проконсультироваться с профессиональным консультантом либо с нами как с регулятором, либо куда-то ещё обратиться, но в любом случае его риски снизятся.

Кроме того, напомнил представитель Банка России, у ЦБ есть совместные проекты с использованием наружной рекламы с компаниями, которые обслуживают большой поток граждан. А также отдельное направление — геймификация.

— Люди сейчас очень любят играть: и маленькие, и взрослые, и даже бабушки с дедушками. Поэтому мы интегрируем финграмотность в приложения игрового типа. Например, работали с Castle Quiz — это викторина, где ты соревнуешься либо с другим человеком, либо с машиной, — рассказал представитель ЦБ.

Он уточнил, что такой подход уже вызвал довольно большой интерес, и сейчас регулятор анализирует еще ряд проектов, которые также могут дать эффект.

Анна КАЛЕДИНА

Запущен «Электронный учебник по финансовой грамотности» 05 Октября 2018

На сайте школа.вашифинансы.рф доступны электронные учебно-методические материалы по финансовой грамотности для проведения занятий в рамках дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО, детских домах и школах-интернатах.

Сайт методической поддержки и материалы разработаны Учебным центром «Сетевая Академия» по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Сайт предлагает доступ к библиотеке учебных материалов, а после саморегистрации дает авторизованным пользователям возможность комментировать размещенный материал, полноценно участвовать в специализированном форуме обсуждения электронных учебников по финансовой грамотности, интегрированном в систему.

Сейчас на сайте доступны электронные материалы для учащихся 10-11 классов по темам:

  • Собственный бизнес;
  • Финансовые риски;
  • Математический профиль;
  • Юридический профиль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *