Учет автомобильных шин в бюджетной организации

Содержание

Учет автомобильных покрышек в бюджетном учреждении, карточки

Порядок учета автошин следует прописывать в локальных актах бюджетного учреждения. В общем случае организация «бюджетного» учета требует как минимум разработки соответствующей документации.

Соответственно, все бюджетники самостоятельно разрабатывают необходимые формы, бланки в первую очередь, первичной документации (для целей принятия, выдачи, списания деталей и иных требуемых операций), в том числе карточек учета работы автошин. Разработанные формы документации должны включать помимо прочего список лиц, ответственных за оптимальное использование автошин, порядок проведения надзора за их эксплуатацией.

Для целей организации эксплуатации автотранспорта Минюст РФ советует руководствоваться соответствующими распоряжениями: № РД-3112199-1089-02 от 26.09.2002, № АК-9-р от 21.01.2004 и № АМ-23-р от 14.03.2008.

Директор Департамента управделами С. А. Румянцев

(письмо № 03-2609 от 21.09.2009).

Таким образом, при организации учета автошин и разработки необходимых бланков следует принять во внимание следующую нормативную документацию.

Наименование документа Кем принят Особенности применения
Правила эксплуатации автошин

(кратко – АЭ 001 04)

Распоряжением Минтранса РФ № АК-9-р от 21.01.2004 Об обслуживании и эксплуатации в РФ

Временные нормы эксплуат. (гарантийного) пробега автошин

(кратко – РД 3112199 1085 02)

Введены Минтрансом РФ, Распоряжение 04.04.2002 вместе с “Классификацией автотранспортных средств”

(с изм. от 07.12.2006)

Настоящие нормативы определены для ИП и организаций вне зависимости от их организационно-правовой формы
Нормы по срокам службы стартерных аккумулятор. батарей (РД-3112199-1089-02) Решение Минтранса РФ от 26.09.2002 Для авто со сроком действия с 01.01.03 по 01.01.08

Нормативы по расходу топлива и ГСМ

Распоряжение Минтранса РФ

№ АМ-23-р от 14.03.2008

Данные методические рекомендации могут применять ИП, автопредприятия и организации разных форм собственности

Так, к примеру, для целей отслеживания эксплуатационного пробега транспорта и иных действий, учреждение вправе разработать свою форму учетной карточки либо взять образец, предложенный Правилами № АЭ 001 04 (см. Прил. № 12).

На данный документ следует обратить отдельное внимание, т. к. в нем фиксируются, по сути, все операции, которые касаются движения автошин и далее находят свое отображение в бухучете. На каждую установленную на транспорт новую (и любую другую) автошину ответственным лицом технической службы заводится отдельная учетная карточка. Это типовой бланк (ОКУД 0504031), форма которого введена Приказом Минфина РФ № 52н от 30.03.2015 (см. выше).

В учетной карточке необходимо отображать всю информацию по поступившим автошинам (после ремонта, новым и др.) вплоть до выхода их из строя. Их хранят по номеру транспортного средства, а закрывают только после списания данных запчастей в утиль. При этом в карточке записывают итоги их осмотра и заключение комиссии.

Итак, каждая автошина закрепляется за определенным ТС и его водителем. Все это также отображается в учетной карточке. Как принято, в нее изначально заносятся подробные данные по тех. состоянию. Указываются: заводской №, производитель, дата изготовления, наличие дефектов, особенности повреждений и т. д. Если речь идет о б/у автошине, то при ее монтаже на другое ТС записывают предшествующий пробег.

При замене эксплуатируемой автошины на «запаску» в учетной карточке проставляют дату замены, номера одной и второй. Если демонтируется непригодная шина, то записывают суммарный пробег, дату проведенного демонтажа, соответствующие данные по протектору, причину снятия и дальнейшую «судьбу» детали (в утиль, на ремонт, иное).

Принятие автошин к учету у бюджетников

Автошины поступают обычно отдельно либо вместе с ТС. Их учет в первом и втором случае будет отличаться. Непосредственно факт их поступления к бюджетникам подтверждается:

  • авансовым отчетом (форма по ОКУД 0504505, введена Приказом Минфина РФ № 52н от 30.03.2015, ред. от 2017 г.);
  • приходным ордером (форма по ОКУД 0504207, также ведена Приказом Минфина РФ № 52н);
  • отгрузочной документацией поставщика.

Важно! Автошины, поступившие вместе с транспортным средством (далее по тексту сокращенно – ТС), отдельному учету не подлежат.

Учет при поступлении отдельно от ТС

Учет вместе с ТС

Основные проводки

(по части учета автошин у бюджетников)

Автошины учитывают в числе материальных запасов, с применением сч. 0 105 06 000 «Прочие мат. запасы».

Причем учет осуществляется по их действительной цене, формируемой с применением сч. 0 106 04 000

Автошины отображают в составе транспорта (как объекта ОС) с использованием сч. 0 101 05 000 «ТС»

Принятие автошин к учету:

ДТ 0 105 36 340 КТ 0 106 34 340 (по факт. цене).

ДТ 0 105 36 340 КТ 0 302 34 730

0 208 34 660 (по закупочной цене, если нет иных трат)

Бюджетники ведут бухгалтерию с применением норм двух Инструкций по применению плана счетов бухучета, одобренных Приказом Минфина РФ № 174н от 16.12.2010 (ред. от 2020) и Приказом № 157н от 01.12.2010 (ред. от 2017).

Монтаж автошин на автотранспорт: документальное оформление, проводки

После того, как автодетали приняли к учету, их передают для установки на ТС, т. е. в эксплуатацию. Все связанные с этим операции подлежат фиксации, а вот каким именно образом, при помощи какого документа, – эти и иные особенности процесса определяет учетная политика бюджетного учреждения.

Обращаясь все к тому же Приказу Минфина РФ № 52н, следует напомнить, что для данных целей предусмотрены типовые бланки. Стандартно это форма по ОКУД 0504230 (акт о списании мат. запасов), а также 0504210 (ведомость выдачи мат. ценностей для потребностей учреждения). Помимо них используются накладные (формы по ОКУД 0504204 и 0504102).

Руководствуясь Инструкцией № 147н, бюджетники отображают ключевые операции:

  1. ДТ 0 401 20 272 КТ 0 105 (ДТ 0 109 хх 272 КТ 36 440) – передача автошин для установки на ТС.
  2. Заб. сч. 09 – принятие установленных деталей на забаланс.

Заб. сч. 09 можно дополнять субсч. 09-1 («Автошины летние») и, соответственно, 09-2 («Автошины зимние»). Учет сезонных автошин можно вести без применения заб. сч. 09, фиксируя всю информацию в учетной документации. Следует иметь в виду, что замена автошин по причине их износа либо в связи с наступившим новым сезоном отображается также согласно нормам, закрепленным в учетной политике бюджетников.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Пример 1. Замена сезонных автошин в «бюджетном» бухучете: оформление, проводки

Со складского помещения бюджетного учреждения водителю выдан комплект летних автошин (4 шт.) для монтажа их на машину взамен зимних. Согласно учетной политике автошины за балансом учитываются в условной оценке 1 шт. – 1 руб.

Движение автошин может оформляться накладной (ОКУД 0504204 либо 0504102).

Списание автошин, не подлежащих ремонту

Автошины подлежат списанию с последующей утилизацией только тогда, когда они пришли в полную негодность и по этой причине их дальнейшая эксплуатация не представляется возможной. Можно ли их на самом деле использовать либо нет, в особенности при наличии конкретных повреждений, определяется с учетом применяемых нормативов по эксплуатации. Например, глубина протектора оказывается выше допустимой, что не является нормой. Следовательно, к эксплуатации деталь не допускается.

Непригодные шины заменяют, а все связанные с этим операции отображают установленным порядком. Стандартно списание производится по решению полномочной спецкомиссии учреждения. При этом оформляется все согласно директивам учетной политики.

Факт списания может оформляться, например, через стандартную бух. справку (ОКУД 0504833), а также типовой акт списания (ОКУД 0504230). Движение автошин отображается через выбытие их с заб. сч. 09 и принятие уже списанных на заб. сч. 02 по цене, прописанной при списании либо условно 1 шт. – 1 руб.

Таким образом, бюджетному учреждению и при списании автошин надлежит руководствоваться установками своей учетной политики, Инструкцией №№ 174н и 157н. Проводками бюджетники отображают следующее:

  • ДТ 0 105 36 340 КТ 0 401 10 189 (оприходование автошин, неподлежащих ремонту, на день их принятия по оценочной цене);
  • ДТ 2 401 10 172 КТ 2 105 36 440 (отображена сдача их в утиль);
  • ДТ 2 209 89 560 КТ 2 401 10 172 (показан доход от сдачи в утиль).

К сведению, деньги, полученные от утилизации как вида деятельности, приносящего прибыль, бюджетники вправе расходовать на свое усмотрение. Но при этом возможность осуществления названого вида деятельности должна предусматриваться учредительной документацией. Основание: п. 3 ст. 298 ГК РФ.

Пример 2. Списание испорченных автошин, непригодных к дальнейшей эксплуатации

Бюджетным учреждением по решению комиссии списаны 4 шт. автошины суммарной стоимостью 5 000 руб., после чего отправлены на утилизацию. До момента утилизации они приняты на заб. сч. 02 (условно: 1 шт. – 1 руб.). Оприходование списанных деталей произведено по оценочной цене 1000 руб. (по определению комиссии).

Проводки по списанию непригодных автошин Наименование операции Сумма (руб.)
КТ заб. сч. 09 Списание с заб. сч. 5 000
ДТ заб. сч. 02 Принятие к учету до сдачи в утиль 4
КТ заб. сч. 02 Списание с заб. учета 4
ДТ 2 105 36 340 КТ 2 401 10 189 Оприходование 1000
ДТ 2 401 10 172 КТ 2 105 36 440 Сдача в утиль 1000
ДТ 2 209 89 560 КТ 2 401 10 172 Прибыль от утилизации 1000

Распространенные ошибки бюджетников при ведении бухучета

Ошибка 1. Новые автошины, которые покупались как запчасти, отдельно от машины, для замены сношенных (непригодных), учитывают исключительно среди прочих мат. запасов. Вопреки ошибочному мнению их как основное средство учитывать просто нельзя. И срок их службы тут ничего не решает. Собственно смена одной детали на другую здесь расценивается как ремонт ТС.

Если же изношенные автошины еще можно отремонтировать, то стоимость ремонтных работ включают в траты, отображая: ДТ 1 401 01 225 “Траты по содержанию “, 2 106 04 340 “Повышение цены изготовления” КТ 1 (2) 302 08 730 “Повышение кредиторского долга по расчетам”.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Как снять с учета автошину с большим пробегом, которая долгое время эксплуатировалась?

Пробег сам по себе не может являться причиной для ее списания либо замены. Посему если она технически исправна и может еще эксплуатироваться, то снимать ее для сдачи в утиль, на восстановление и иных целей, не нужно. Иными словами, этого быть не должно.

Вопрос аудитору

Как списать автомобильные шины по причине их износа?

Основанием для выбытия материальных ценностей из учреждения служит решение постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н). Такое решение оформляется актом.

Порядок списания автомобильных шин по причине износа завит от способа их учета. Возможны два варианта учета шин:

    • в составе транспортного средства, если они были приобретены вместе с автомобилем. В таком случае автомобильные шины обособленно не учитываются;
    • в составе материальных запасов на счете 105 36 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения», если они были приобретены взамен изношенных или сезонных автомобильных шин (п. 118 Инструкции № 157н). При установке автомобильных шин на транспортное средство их стоимость списывается на расходы текущего финансового года с одновременным увеличением забалансового счета 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п. 349 Инструкции № 157н).

Согласно п. 235 Инструкции № 157н имущество, в отношении которого принято решение о списании в связи с физическим износом, до момента его утилизации (уничтожения) необходимо учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Таким образом, в первом случае выбытие автомобильных шин вследствие физического износа отражается путем увеличения суммы на забалансовом счете 02. Шины учитываются на этом счете в условной оценке: один объект, один рубль до момента утилизации (уничтожения). По результатам утилизации шины списываются путем уменьшения забалансового счета 02.

Во втором случае выбытие автомобильных шин отражается путем уменьшения суммы на забалансовом счете 09. Одновременно шины принимаются к учету на забалансовый счет 02 в условной оценке: один объект, один рубль, где учитываются до утилизации (уничтожения). После утилизации автомобильные шины списываются путем уменьшения забалансового счета 02.

garantr.ru

Автомобильные шины какой косгу

Отражения расходов на покупку автомобильных покрышек в учете бюджетного и автономного учреждения

В данном случае следует говорить о запасных частях к автомобилю. В подтверждение данного вывода пункт 118 Инструкция предусматривает открытие к счету 0 105 00 000 «Материальные запасы» аналитических счетов 0 105 26 000 «Прочие материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения» и 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения», где в том числе учитываются наличие и движение запасных частей, предназначенных для ремонта и замены частей в транспортных средствах.

Мнение специалиста Условия отнесения поступающих в учреждение объектов к основным средствам (материальным запасам) определяются п.

п. 38, 39, 41, 99

«Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета…»

, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. При этом основные критерии отнесения нефинансового актива к основным средствам — срок его полезного использования и выполнение определенных самостоятельных функций.

Расшифровка и применение КОСГУ 310 и КОСГУ 340 в 2020 году

Если произведены расходы, увеличившие стоимость здания, взятого в аренду или безвозмездное пользование, их следует тоже отнести на код 310.

Методические рекомендации по применению 209н (Письмо Минфина от 29.06.2018 года № 02-05-10/45153) уточняют, что на эту статью относится и приобретение ветхого жилья в подлежащих сносу домах, выкупаемого у собственников.

В рекомендациях указано, что при выборе статьи можно руководствоваться классификатором ОК 034-2014 (КПЕС 2008), введенным в действие 01.02.2014 г.

Следует учитывать , в которой говорится, что к ОС не относятся:

  • Активы, в соответствии со 157н относящиеся к МЗ.
  • Активы, находящиеся в пути.
  • Предметы, срок службы которых менее 12 месяцев.
  • Готовая продукция.
  • НФА, находящиеся в составе незавершенных капвложений.

Критерии, по которым актив можно принять к учету в качестве ОС, изложены в .

В подтверждение данного вывода пункт 118 Инструкция предусматривает открытие к счету 0 105 00 000 «Материальные запасы» аналитических счетов 0 105 26 000 «Прочие материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения» и 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения», где в том числе учитываются наличие и движение запасных частей, предназначенных для ремонта и замены частей в транспортных средствах.Мнение специалиста Условия отнесения поступающих в учреждение объектов к основным средствам (материальным запасам) определяются п. п. 38, 39, 41, 99

«Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета.»

, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

При этом основные критерии отнесения нефинансового актива к основным средствам — срок его полезного использования и выполнение определенных самостоятельных функций. Очевидно,

Косгу шиномонтаж и балансировка 2020 года

Определим, какие нарушения встречаются чаще всего и как их избежать.

Ошибка Штраф, наказание Как избежать Примененная увязка КВР-КОСГУ не предусмотрена действующим законодательством Ст.

15.14 КоАП РФ: Не обошел вниманием КОСГУ и Приказ № 209н: в новой редакции изложены отдельные положения пункта 21 Инструкции, утвержденной Минфином России 1 декабря 2010 года № 157н (далее – Инструкция № 157н); введен пятый абзац в пункт 2.1 Инструкции, утвержденной Минфином России 16 декабря 2010 года № 174н (далее – Инструкция № 174н).

Изменение в Инструкции № 157н актуально для автономных учреждений. 2. В учреждении должен быть сформирован единый подход к от­несению приобретаемых материальных ценностей к основным сред­ствам или материальным запасам.

Иными словами, должны быть исключены случаи, когда аналогичное имущество относится как к основным средствам, так и к материальным запасам. Детализация

Учет автомобильных шин в казенном учреждении

Также некоторые министерства и ведомства разрабатывают и утверждают свои ведомственные нормативные акты, которыми регулируется деятельность по автотранспортному обеспечению в подведомственных учреждениях, в том числе в части организации учета автомобильных шин. Смотрите, например, Порядок УИС.

Ни один нормативный документ на сегодняшний день не содержит правил отражения в бюджетном учете операций по замене автомобильных шин, поэтому учреждение вправе, руководствуясь Правилами, ведомственными актами, самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике соответствующий порядок (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Письмо Федерального казначейства от 04.12.2014 № 42-7.6-04/692).

В порядке, помимо всего прочего, рекомендуем прописать перечень первичных учетных документов по оформлению движения автомобильных шин в учреждении. К ним, в частности,

Учет шин в бюджетном учреждении

Стоимость выданных запасных частей относят на расходы учреждения (по КОСГУ 272 «Расходование материальных запасов»). Основанием для этого служит акт о проведении работ.

Что касается порядка ведения налогового учета запчастей, полученных учреждением при ремонте автомобиля, то он разъяснен Минфином России в письме от 10 сентября 2007 г. . По мнению финансового ведомства, стоимость таких активов следует отражать как внереализационный доход. При этом материальные расходы учитывают в размере суммы налога на прибыль, уплаченного с такого дохода. Если же в счете организации, которая выполняла ремонт, запчасти включены в общую стоимость услуг, то стоимость произведенных работ относят на расходы по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». А вот учет вновь установленных автозапчастей ведется на забалансовом счете.

Но если учреждение проводит ремонт самостоятельно, то необходимо отражать поступление запчастей.

Приобретение материалов в 2020 году: какой КОСГУ применить

Кроме того, специалисты финансового ведомства подготовили (далее — Методические рекомендации). Детализированные подстатьи статьи 340 КОСГУ можно условно разделить на 3 типа: 1. Несложно заметить, что наименования подстатей КОСГУ с 341 по 346 практически повторяют наименования аналитических счетов счета 105 00 «Материальные запасы», приведенных в .

Эти подстатьи были введены для детализации расходов по приобретению (изготовлению) материальных запасов по их группам.

2. Подстатья 347 КОСГУ была введена для обособления расходов по оплате договоров на приобретение (изготовление) всех видов материалов, включая строительные материалы, для целей капитальных вложений.

По какому косгу оплатить шины

В то же время нередко формулировки, содержащиеся в договорах, счетах, актах, накладных и иных документах, не позволяют четко определить статьи (подстатьи) КОСГУ, соответствующие обязательствам, которые принимает бюджетное учреждение.

То есть она призвана отделить расходы капитального характера в части приобретения материальных запасов. 3. Подстатья 349 КОСГУ является дополнительно введенной в целях отнесения расходов по приобретению материальных ценностей, которые в 2020 году отражались по подстатьям 223, 226, 296 КОСГУ (). В таких случаях при обосновании своей позиции должностные лица, по нашему мнению, должны определить характер обязательств, руководствуясь положениями гражданского законодательства. Поэтому отнесение расходов по оплате обязательств по конкретным договорам на ту или иную статью (подстатью) КОСГУ зависит, в первую очередь, от предмета договора (контракта). При этом предусмотренный порядок документального оформления расходов, во избежание разногласий с контролирующими органами, должен подтверждать, что учреждение принимает именно те работы (материальные ценности, услуги), выполнение (поставка, оказание) которых было обозначено в качестве предмета договора (контракта).

Статья Косгу Шины Автомобиля 2020

То есть от правильности выбранного кода вида расхода и классификации операций сектора госуправления зависит эффективное и прозрачное планирование, обеспечение целевого использования выделенных средств и достоверность бухгалтерской отчетности.

затраты на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами; закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение и иные выплаты населению; капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности; межбюджетные трансферты; предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям; обслуживание государственного (муниципального) долга; иные ассигнования.

Купить легкогрузовые шины в Москве

Часто ищут города: , , , , Обособленные подразделения Торгового дома «Кама», работающие в данном регионе 1 344103, г.

Самойловой, д.5,лит.С, офис 15 тел. тел. E-mail: Дилеры, работающие в данном регионе 1 143985,Московская облать, г.

Вход для клиентов

; Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199‑1085‑02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.

Железнодорожный, ул. Автозоводская д.25, E-mail: 2 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская д.24,E-mail: 3 143900, Московская область, г.

Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001‑04.

Учет шин: от постановки на ТС до утилизации (Денисова М.О.)

Транспортная компания передает специализированной организации изношенные автошины, не пригодные к дальнейшей эксплуатации, на утилизацию. Предмет заключенного договора сформулирован так: исполнитель обязуется принять автомобильные шины с целью их дальнейшей переработки. За эту услугу исполнитель берет плату в размере 4000 руб. за каждую принятую в переработку тонну шин.

Ранее, при установке шин на ТС, транспортная компания признала в налоговом и бухгалтерском учете расходы в виде их стоимости. По окончании нормативного пробега шины накапливались на складе и учитывались на забалансовом счете в количественном выражении. Правильно ли это? Каков дальнейший порядок ведения бухгалтерского и налогового учета шин, подлежащих утилизации?

Учет и налогообложение при приобретении и эксплуатации шин

На данный момент общепринятым подходом к учету автомобильных шин и в бухгалтерском, и в налоговом учете является списание их стоимости в состав соответствующих расходов в момент передачи в эксплуатацию (установки на транспортное средство).
Так, при приобретении автомобильные шины принимаются к бухгалтерскому учету согласно п. п. 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» <1> по фактической себестоимости в качестве запасных частей, о чем делается запись по дебету счета 10 «Материалы», субсчет 10-5 «Запасные части». Изложенное соответствует и содержанию Инструкции по применению Плана счетов <2>. По мере отпуска в производство (по факту передачи в эксплуатацию и установки на транспортное средство) стоимость автошин списывается с кредита счета 10, субсчет 10-5, в дебет счета 20 «Основное производство» (см. п. п. 90, 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов <3>). Аналогичным образом осуществляется налоговый учет стоимости автошин в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 и п. 2 ст. 272 НК РФ.
———————————
<1> Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
<2> Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
<3> Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

Следует признать, что в рамках действующего законодательства возможно и постепенное списание на затраты стоимости автошин по мере их износа (см. п. 94 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, Инструкцию по применению Плана счетов, второе предложение пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Так или иначе к окончанию срока эксплуатации стоимость изношенных шин полностью переносится на себестоимость транспортных услуг по данным и бухгалтерского, и налогового учета.

Шины, выведенные из эксплуатации

Прежде всего необходимо напомнить, что изношенные автошины отвечают понятию отходов производства (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» отходы шин, покрышек, камер автомобильных отнесены к блоку 9 (код 9 21 100 00 00 0). Им присвоен 4-й класс опасности (определяется по последнему 11-му знаку кода, например шинам пневматическим автомобильным отработанным присвоен код 9 21 110 01 50 4, а камерам отработанных пневматических шин — 9 21 120 01 50 4 и т.д.). Такой принцип кодирования класса опасности вида отходов применяется в соответствии с Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».
В силу ст. 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы, относящиеся к 4-му классу опасности, являются малоопасными. Тем не менее отходы данного класса подлежат паспортизации, а деятельность по их сбору, транспортированию, обработке, утилизации является лицензируемой.
Одновременно деятельность организаций, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена или запрещена при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами 1 — 4-го класса опасности (п. 4 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ, ст. 1065 ГК РФ). Таким образом, утилизация отходов является непременной частью хозяйственной деятельности организации.

Бухгалтерский учет

Согласно Письму Минфина России от 22.07.2015 N 07-01-10/42253 отходы производства подлежат бухгалтерскому учету в случаях, если они соответствуют признакам объектов бухгалтерского учета. По нашему мнению, отработанные автошины, которые передаются для утилизации без взимания с переработчика соответствующей платы (в описанной ситуации, напротив, организация сама платит за возможность передачи автошин специализированной компании), не имеют признаков объектов бухучета. Так, согласно ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета являются:
— факты хозяйственной жизни;
— активы;
— обязательства;
— источники финансирования деятельности организации;
— доходы;
— расходы;
— иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Таким образом, обязательность принятия отходов к бухгалтерскому учету возникает только в том случае, если таковые соответствуют понятию актива. Согласно Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России <4> активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем (см. п. 7.2). Будущие экономические выгоды — это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть (п. 7.2.1):
— использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
— обменен на другой актив;
— использован для погашения обязательства;
— распределен между собственниками организации.
———————————
<4> Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997.

В описанной ситуации отработанные автошины не способны принести организации экономические выгоды ни одним из перечисленных выше способов, поэтому они не подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве активов, в том числе в качестве МПЗ. Исходя из этого учет отработанных шин на забалансовых счетах в количественном выражении обоснован и целесообразен.

Налогообложение

Для целей налогообложения прибыли отсутствие у использованных автошин стоимости возможного использования также имеет принципиальное значение. К сожалению, единого мнения по поводу того, каким образом следует квалифицировать отработанные шины, в свете гл. 25 НК РФ не сформировано.
Если принимать во внимание, что изношенные шины являются отходами производства в терминологии Федерального закона N 89-ФЗ, то для налогообложения уместно было бы их расценивать в качестве возвратных отходов.
Согласно п. 6 ст. 254 НК РФ под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
В силу той же нормы материальные расходы периода уменьшаются на стоимость возвратных отходов, которая определяется исходя из:
— пониженной цены исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но исходя из повышенных расходов (пониженного выхода готовой продукции);
— цены реализации, если эти отходы реализуются на сторону.
В рассматриваемой ситуации изношенные шины подлежат утилизации, они не используются организацией в производстве и не реализуются на сторону, поэтому в налоговом учете нет оснований совершать какие-либо манипуляции с материальными расходами (уменьшать их величину на гипотетическую стоимость отработанных шин, которая по факту утилизации отходов может быть принята к расчету налоговой базы, но только по другой статье — прочие расходы, — пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поскольку необходимость утилизации предопределена нормами Федерального закона N 89-ФЗ, затраты на ее проведение следует считать экономически обоснованными в соответствии со ст. 252 НК РФ.
Если же считать, что к отработанным шинам следует относиться как к имуществу <5>, полученному в результате ремонта ОС, то нужно обратить внимание на нормы п. 2 ст. 254 и п. 13 ст. 250 НК РФ. Согласно им стоимость такого имущества образует внереализационный доход и одновременно предопределяет величину расхода, возникающего по факту утилизации этого имущества. Даже если допустить возможность оценки отработанных шин исходя из прейскуранта переработчика отходов в рублях за тонну, это не окажет влияния на расчет конечного финансового результата (на расчет налогооблагаемой прибыли). Так, в рассматриваемой ситуации доходная часть составит 4000 руб. (за тонну собранных шин), а расходная — 8000 руб. (4000 руб. — стоимость тонны шин, полученной в результате ремонта ОС, и 4000 руб. — стоимость услуг по утилизации тонны шин).
———————————
<5> В целях применения Налогового кодекса под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ (п. 2 ст. 38 НК РФ).

* * *

По нашему мнению, в рассмотренном случае у организации нет оснований для принятия к бухгалтерскому учету шин в качестве активов, подлежащих утилизации, равно как и нет оснований оценивать их для целей налогообложения прибыли в качестве возвратных отходов или имущества, полученного в результате ремонта ОС. Вместе с тем рекомендуем организации собрать сведения о том, что передача отработанных автошин для утилизации на иных основаниях (на возмездной основе) не практикуется. Это позволит избежать претензий со стороны налоговых органов и признать затраты, связанные с утилизацией отработанных шин, при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *