Учет НДС в бюджете

Учет расчетов по НДС в свете последних изменений

Л. Ларцева

Журнал «Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение» № 1/2017

Какие счета применяются для отражения в учете расчетов по НДС? Каков порядок учета НДС, когда учреждение является продавцом и покупателем? Какими бухгалтерскими записями оформляются эти операции?

Счета для учета расчетов по НДС.

В целях отражения в бухгалтерском учете расчетов по НДС используются следующие счета:

  • 0 304 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
  • 0 201 11 000 «Расчеты по НДС по авансам полученным»;
  • 0 201 12 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»;
  • 0 201 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным».

Последний из перечисленных счетов введен в конце 2016 года Приказом № 209н.

Стоит отметить, что у бюджетных (автономных) учреждений начисленные суммы НДС относятся в уменьшение доходов, у казенных учреждений – на увеличение расходов.

Исходя из этого, в соответствии с Указаниями № 65н сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, отражается:

  • бюджетным (автономным) учреждением – по коду вида доходов 130 «Доходы от платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы» в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики;
  • казенным учреждением – по коду вида расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Далее рассмотрим подробнее порядок применения вышеназванных счетов.

Применение счетов.

Счет 0 303 04 000 применяется для отражения сумм НДС, предъявленного продавцом покупателю при реализации товаров (работ, услуг).

В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к уплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.

Сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов).

Указанные суммы НДС отражаются в счетах-фактурах, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). При этом сумма НДС выделяется в указанных счетах-фактурах отдельной строкой (п. 3, 4 ст. 168 НК РФ).

Обратите внимание

При реализации товаров за наличный расчет, а также оказании платных услуг непосредственно населению требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ).

Суммы НДС, выставленные учреждением при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете в соответствии с п. 104, 121 Инструкции № 162н, п. 131 Инструкции № 174н, п. 159, 161 Инструкции № 183н следующими корреспонденциями счетов:

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Исчисление НДС (выставление покупателю) со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)

1 401 20 290

1 303 04 730

0 401 10 130 (180)

0 303 04 730

0 401 10 130 (180)

0 303 04 000

Перечисление НДС, подлежащего уплате в бюджет

1 303 04 830

1 304 05 290

0 303 04 830

0 201 11 610

0 303 04 000

0 201 11 000

Счет 0 210 11 000 предназначен для выделения НДС в сумме аванса, полученного от покупателя.

Учреждение-продавец вправе уменьшить общую исчисленную сумму налога на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Так, согласно п. 8 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной от покупателя в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Указанные вычеты производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты (частичной оплаты) согласно условиям договора (при наличии таких условий) (п. 6 ст. 172 НК РФ). Иными словами, НДС, исчисленный с полученной предоплаты, подлежит вычету в том налоговом периоде, в котором произведена отгрузка товаров (работ, услуг).

Так же, как и при отгрузке товара, при получении предоплаты продавец обязан выставить покупателю счет-фактуру не позднее следующих пяти календарных дней (п. 1, 3 ст. 168 НК РФ).

В бухгалтерском (бюджетном) учете начисление сумм НДС с полученной предоплаты и принятие этих сумм к вычету отражаются в соответствии с п. 88, 104 Инструкции № 162н, п. 112, 113, 131 Инструкции № 174н, п. 115, 116 Инструкции № 183н следующим образом:

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Начисление суммы НДС по авансам полученным

1 210 11 560

1 303 04 730

0 210 11 560

0 303 04 730

0 210 11 000

0 303 04 000

Уменьшение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, на сумму налога, начисленного при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)

1 303 04 830

1 210 11 660

0 303 04 830

0 210 11 660

0 303 04 000

0 210 11 000

Счет 0 210 120 000 применяется для выделения сумм НДС в стоимости приобретенных материальных ценностей, работ, услуг.

При приобретении товаров (работ, услуг), используемых в рамках деятельности, облагаемой НДС, предъявленные поставщиками (подрядчиками, исполнителями) суммы НДС должны учитываться обособленно. Такие суммы на основании п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ подлежат вычету после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов

Начисление налога, предъявленного учреждению поставщиками (подрядчиками) по приобретенным нефинансовым активам (выполненным работам, оказанным услугам), и принятие его к вычету отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующими проводками (п. 88 Инструкции № 162н, п. 112, 113 Инструкции № 174н, п. 115, 116 Инструкции № 183н):

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Начисление налога, предъявленного учреждению поставщиками (подрядчиками) по приобретенным нефинансовым активам (выполненным работам, оказанным услугам) либо фактически уплаченного при ввозе нефинансовых активов на территорию РФ, не включаемого в стоимость таких нефинансовых активов (работ, услуг)

1 210 12 560

1 208 xx 660*

1 302 xx 730

0 210 12 560

0 208 xx 660

0 302 xx 730

0 210 12 000

0 208 xx 000

0 302 xx 000

Списание сумм НДС, принятых учреждением в качестве налогового вычета

1 303 04 830

1 210 12 660

0 303 04 830

0 210 12 660

0 303 04 000

0 210 12 000

Списание сумм НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов (работ, услуг) в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ (в части стоимости готовой продукции, работ, услуг)

1 106 34 340

1 109 00 000

1 210 12 660

0 109 00 000

0 210 12 660

0 109 00 000

0 210 12 000

* Здесь и далее вместо символа «xx» указывается соответствующий аналитический код.

Счет 0 210 13 000 введен Приказом № 209н в Единый план счетов и планы счетов бюджетного учета и бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений для отражения расчетов по НДС по уплаченным авансам.

В соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ вычетам у налогоплательщика-покупателя, перечислившего суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы НДС, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм (п. 9 ст. 172 НК РФ).

При этом стоит учитывать, что в случае перечисления покупателем оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) суммы налога, принятые к вычету с указанной предоплаты, подлежат восстановлению в размере налога, принятого к вычету по приобретенным им товарам (выполненным работам, оказанным услугам), в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты (частичной оплаты) согласно условиям договора (при наличии таких условий) (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) подлежат вычету, в порядке, установленном НК РФ, или в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты (частичной оплаты).

Далее приведем корреспонденции счетов по отражению сумм НДС, начисленных с уплаченных авансов, в соответствии с п. 88 Инструкции № 162н, п. 112, 113 Инструкции № 174н и п. 115, 116 Инструкции № 183н в редакции Приказа № 209н.

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Зачет суммы НДС, принятой к вычету по авансам (предварительной оплате), перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав

1 210 13 560

1 210 12 660

0 210 13 560

0 210 12 660

0 210 13 000

0 210 12 000

Уменьшение суммы НДС, подлежащей уплате в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, на сумму налога по перечисленной предоплате в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предъявленную продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав

1 303 04 830

1 210 13 660

0 303 04 830

0 210 13 660

0 303 04 000

0 210 13 000

Пример

Бюджетное учреждение образования оказывает платные услуги, облагаемые НДС по ставке 18%. Доход от оказания таких услуг составил 50 000 руб. (в том числе НДС – 7 627,12 руб.). На лицевой счет учреждения от заказчика поступила предоплата в счет предстоящего оказания услуг в сумме 20 000 руб. (в том числе НДС – 3 050,85 руб.).

В целях оказания платных услуг учреждение приобрело за счет приносящей доход деятельности материалы на сумму 15 000 руб. (в том числе НДС – 2 288,14 руб.). Предварительно по договору о поставке материалов учреждение перечислило аванс в сумме 4 500 руб. (в том числе НДС – 686,44 руб.).

Согласно принятой учетной политики сумма НДС отражается в уменьшение доходов по коду 130 «Доходы от платных услуг (работ)».

В бухгалтерском учете учреждения данные операции отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступила на лицевой счет предоплата в счет предстоящего оказания услуг

2 201 11 560

Забалансовый счет 17 (код доходов 130)

2 205 31 660

20 000

Начислен НДС с поступившей предоплаты

2 210 11 560

2 303 04 730

3 050,85

Начислен доход от оказания услуг

2 205 31 560

2 401 10 130

50 000

Начислен НДС при оказании услуг

2 401 10 130

2 303 04 730

7 627,12

Принят к вычету НДС, выделенный ранее с полученной предоплаты

2 303 04 830

2 210 11 660

3 050,85

Перечислен аванс поставщику за материалы, необходимые для оказания платных услуг

2 206 34 560

2 201 11 610

Забалансовый счет 18 (КВР 244/340 КОСГУ)

4 500

Выделена сумма НДС по перечисленному авансу

2 210 13 560

2 210 12 660

686,44

Отражена поставка материалов (за минусом НДС)

(15 000 — 2 288,14) руб.

2 105 36 340

2 302 34 730

12 711,86

Выделена сумма НДС, предъявленная поставщиком при поступлении материалов

2 210 12 560

2 302 34 730

2 288,14

Зачтен ранее перечисленный аванс

2 302 34 830

2 206 34 660

4 500

Произведен окончательный расчет с поставщиком

(15 000 — 4 500) руб.

2 302 34 830

2 201 11 610

Забалансовый счет 18 (КВР 244/340 КОСГУ)

11 500

Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком:

– в сумме, выделенной при перечислении поставщику аванса в счет предстоящей поставки материалов

2 303 04 830

2 210 13 660

686,44

– в сумме, выделенной при поставке материала, с зачетом суммы налога по уплаченному авансу

(2 288,14 — 686,44) руб.

2 303 04 830

2 210 12 660

1 601,70

Перечислен НДС в бюджет

(7 627,12 — 686,44 — 1 601,70) руб.

2 303 04 830

2 201 11 660

Забалансовый счет 18 (код доходов 130)

5 338,98

* * *

Приказом № 209н к счету 0 210 10 000 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС» добавлен новый аналитический счет 0 210 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным». НДС, выделенный в сумме предоплаты, перечисленной налогоплательщиком поставщику, принимается к вычету на основании п. 12 ст. 171 НК РФ. С учетом данного налога впоследствии корректируется величина НДС, предъявленного поставщиком при поставке материальных ценностей (работ, услуг), в уплату которых была зачтена перечисленная предоплата.

Порядок применения счетов, предназначенных для отражения расчетов по НДС, в том числе нового счета, в данной статье разобран на примере.

Приказ Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности».

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Особенности учета НДС в бюджетных организациях

ОБЪЕКТЫ ОБЛОЖЕНИЯ НДС, ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ

Начисление налога производится в тех случаях, когда бюджетное учреждение совершает операции, которые являются объектом обложения НДС. Перечень таких операций приведен в ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). К ним, в частности, относятся:

  • реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации;
  • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Операции, не являющиеся объектом обложения НДС, названы в п. 2 ст. 146 НК РФ.

В соответствии с подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В иных случаях выполнение работ (оказание услуг) такими учреждениями облагается НДС в общем порядке.

Бюджетные организации могут получить освобождение от обязанностей налогоплательщика в рамках выполнения требований ст. 145 НК РФ в следующих случаях:

1) не занимаются деятельностью, приносящей доход (предпринимательской деятельностью);

2) за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товара (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.

Организации, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК РФ, в налоговый орган по месту своего учета.

Важная деталь: уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого организации используют право на освобождение.

  • Документы, подтверждающие право на освобождение (продление срока освобождения):
  • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели).

Освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС не снимает с налогоплательщика обязанности налогового агента. Если бюджетная организация является арендатором федерального имущества, имущества субъектов РФ или муниципального имущества, за ней сохраняются обязанности налогового агента по начислению, удержанию и перечислению НДС в бюджет.

ЭТО ВАЖНО

Арендаторы (налоговые агенты) обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС, которая рассчитывается как произведение арендной платы и расчетной ставки налога (п. 4 ст. 164 НК РФ).

ПРИМЕР 1

Учреждение здравоохранения арендует помещение под бактериологическую лабораторию и является налоговым агентом по НДС. Ежемесячные платежи по договору аренды за счет субсидий составляют 59 000 руб.

Сумму НДС в данном случае можно определить расчетным методом:

59 000 руб. × 18 % / 118 % = 9000 руб.

В бухгалтерском учете это отразят следующие записи:

Дебет счета 4.109.70.224 Кредит счета 4.302.24.730 — 50 000 руб. — отражены расходы учреждения по арендной плате;

Дебет счета 4.109.70.224 Кредит счета 4.303.04.730 — 9000 руб. — отражена сумма НДС, удержанная учреждением в качестве налогового агента.

Таким образом, учреждение по договору аренды удержало из доходов, уплачиваемых арендодателю, сумму НДС, которую обязано перечислить в бюджет. Сумма арендной платы без НДС перечисляется арендодателю (согласно условиям договора).

Учреждение должно составить счет-фактуру, который следует отразить в книге продаж.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА И НАЧИСЛЕНИЕ НДС

В деятельности бюджетного учреждения может возникнуть ситуация, когда по каким-либо причинам появляется невостребованное имущество. В таком случае его можно продать по распоряжению вышестоящей организации.

Имущество закреплено за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, поэтому может быть отчуждено только по решению органа, которому государством делегированы права распоряжения данным имуществом.

На основании п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях».

Относительно имущества, приобретенного за счет предпринимательской деятельности, учреждению предоставлено больше прав по его реализации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *