Учет топлива на АЗС

Бухгалтерский учет нефтепродуктов

Продукты переработки нефти чаще всего транспортируются из мест добычи по трубопроводам, поэтому главные особенности бухучета ГСМ связаны с их транспортировкой и учетом остатков. Например, важно учитывать объем нефтепродуктов, который остался в трубопроводах или хранится в резервуарах на момент учета.

На нефтебазах и нефтеналивных станциях учет нефтепродуктов ведется в единицах массы. А на предприятиях – в литрах. При этом учитывается плотность каждого нефтепродукта и температура за бортом, ведь объем топлива может изменяться при изменении этих факторов.

На предприятиях бухгалтерский учет нефтепродуктов и смазочных материалов ведется на счете 6 «Топливо».

Если на предприятии существуют собственные резервуары для хранения нефтепродуктов, из которых и заправляют автотранспорт, то используются два субсчета: «Нефтепродукты на складе» и «Топливо в баках ТС».

Первичные документы

Поступление ГСМ фиксируется через оформление первичных документов материально ответственными лицами. Это могут быть ведомости учета нефтепродуктов, требования, лимитно-заборные карты и пр.

При доставке нефтепродуктов автотранспортом выписывается ТТН (товарно-транспортная накладная).

В ней обязательно указывается наименование ГСМ, объем в литрах, плотность при определенной температуре и общая масса перевозимого груза. При приемке все эти данные проверяются на соответствие. Кроме того, к ТТН прикладывается паспорт качества нефтепродукта.

Для отражения поступивших на предприятие нефтепродуктов в налоговой отчетности используются универсальные передаточные документы (УПД). Они сочетают в себе функции счета-фактуры и первичного документа. Особенность УПД в том, что его можно составлять в электронном виде, что облегчает его использование.

Бухгалтерская отчетность

Составление бухгалтерских отчетов необходимо, чтобы иметь полную картину финансового положения предприятия на конкретный период.

В бухгалтерскую отчетность входят:

  • бухгалтерский баланс,
  • отчет о финансах,
  • отчет об изменениях капитала,
  • отчет о движении ден. средств.

Важнейшей составляющей бухгалтерской отчетности считается баланс. Исходя из его данных, руководством принимаются решения о дальнейшем развитии компании. Кроме того, этот отчет представляет интерес для инвесторов и кредиторов, а также налоговых органов.

Поэтому важно правильно вести бухгалтерскую (финансовую) отчетность, ориентируясь на образцы заполнения всех документов и инструкции по учету поступления и расходования ГСМ.

Еще один важный документ – это квартальный отчет (отчет о финансах), по которому рассчитывают налоговые отчисления и делают выводы об успешности и прибыльности той или иной компании.

Все предприятия обязаны проводить периодическую инвентаризацию нефтепродуктов (в т.ч. в баках транспортных средств и талонах) и сверять ее результаты с показателями в бухгалтерской отчетности.

Производственные операции АЗС: прием, хранение и отпуск нефтепродуктов

Производственные операции, осуществляемые на АЗС, включают комплекс мероприятий по приему, хранению и отпуску топлива и других нефтепродуктов. Технологическая схема их проведения отражается в проектной документации на автозаправочную станцию.

Особенности операций по приему нефтепродуктов на АЗС

Основной транспорт, используемый для доставки нефтепродуктов на АЗС, – автомобильный. Прием привезенного продукта осуществляют как минимум 2 оператора.

Во время данной операции должны быть приняты меры по:

  • обеспечению наличия средств для первичного тушения пожара;
  • предотвращению пролива нефтепродукта;
  • быстрой ликвидации последствий разлива продукта.

Перед началом операции перекачки топлива или масла операторы должны удостовериться в том, что:

  • технологическое оборудование, участвующее в приеме продукта, исправно;
  • нефтепродукт, который планируется наливать в резервуар (или его отсек), соответствует уже находящемуся там продукту;
  • заправка автомобилей прекращена;
  • сливное устройство автоцистерны исправно;
  • двигатель автомобиля выключен (этот пункт актуален для тех случаев, когда нефтепродукт сливается в ТС самотеком или перекачивается насосом АЗС).

Если автоцистерна не опломбирована, оператор АЗС должен проверить уровень продукта по планке, установленной на горловине, и убедиться с помощью водочувствительной ленты, что в АЦ отсутствует вода. Оператору необходимо проверить соответствие данных, указанных в товаротранспортной накладной, с результатами проведенных измерений.

Также необходимо:

  1. Взять пробу нефтепродукта для измерения его температуры. Помимо этого берется арбитражная проба, которая должна храниться еще в течение суток после продажи всего объема продукта.
  2. Открыть задвижку в аварийный резервуар, в который собирается аварийно или случайно пролитый продукт.
  3. Закрыть задвижку, которая блокирует возможность отведения поверхностных вод с площадки для АЦ в очистные сооружения.
  4. Присоединить рукав цистерны к сливному устройству, а саму цистерну заземлить.
  5. Передавать нефтепродукт из АЦ в резервуар только через фильтрующий элемент.

Технологические процессы хранения нефтепродуктов на АЗС

Чаще всего нефтепродукты на АЗС хранятся в двустенных стальных резервуарах, соответствующих нормативным требованиям, или фасованными в тару. Порядок хранения продуктов в емкостях должен быть организован так, чтобы их загрязнение или смешивание были исключены, потери сведены к минимуму, а качество полностью сохранено. В емкостях с бензином не должно быть подтоварной воды более установленного уровня, который обеспечивается конструкцией устройства для дренажа жидкости. Емкости могут заполняться нефтепродуктом не более чем на 95 % от их объема.

Ответственным за контроль и сохранение качественных характеристик нефтепродуктов является лицо, которое официально назначается распорядительным документом предприятия.

Для сохранения потребительских характеристик нефтепродукта необходимо:

  • содержать резервуары, сливные устройства, топливораздаточные колонки исправными и чистыми;
  • постоянно контролировать герметичность емкостей для хранения нефтепродуктов, технологических трубопроводных сетей, запорной арматуры, что позволяет исключить проникновение в них атмосферных осадков и грязи;
  • придерживаться гарантийного срока хранения;
  • соблюдать все требования нормативов.

Производственные операции на АЗС по выдаче нефтепродукта

Выдача и учет нефтепродуктов реализуется через ТРК или продажей фасованной продукции, образцы которой с ценами выставляют на специальных витринах.

Во время заправки автотранспорта необходимо соблюдать следующие условия:

  • ТС, ожидающие заправку, должны располагаться так, чтобы в случае необходимости их можно было быстро эвакуировать с площади станции;
  • расстояние между автомобилями в очереди – не менее 1 м;
  • заправляться вне очереди могут ТС спецназначения – пожарная охрана, полиция, скорая помощь, аварийная служба газового хозяйства;
  • двигатель автотранспорта во время заправки должен быть выключен, выключение и включение двигателя осуществляется на расстоянии не менее 15 м от колонки;
  • аварийно или случайно пролитые нефтепродукты необходимо удалить в специальные емкости.

Контроль качества продукции, уровня пожарной и экологической безопасности на территории станции упрощает автоматизация этих процессов. Автоматические системы позволяют измерять уровень продукта в резервуаре, его температуру, плотность, давление, определять наличие и количество подтоварной воды.

Показать все

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА НЕФТЕПРОДУКТОВ НА АЗС

Заявка на получение прайса Спасибо! На указанную вами почту отправлено письмо с прайсом.

Учет движения топлива на АЗС реализуется в соответствии с существующей документацией по учету движения нефтепродуктов на АЗС. Приказом по предприятию для реализации учета топлива на АЗС устанавливается:

  • система учета движения нефтепродуктов;
  • материально-ответственное лицо;
  • лицо, осуществляющее контроль за учетом движения нефтепродуктов;
  • состав комиссии по инвентаризации;
  • периодичность проведения инвентаризации;
  • порядок предоставления результатов инвентаризации;
  • порядок учета топлива, находящегося в технологическом трубопроводе.

Учет движения топлива на АЗС осуществляется по:

  • наличию в резервуаре (подсчитывается количество топлива в каждом резервуаре и общее количество по топливу каждой марки);
  • показаниям счетчиков отпуска через топливораздаточные колонки;
  • наличию топлива в технологическом трубопроводе;
  • бухгалтерским документам, отражающим передвижение топлива и иных товаров.

Учет расфасованных нефтепродуктов и масел производится по фактическому наличию.

Наименование основных операций по учету топлива. Основные операции по учету нефтепродуктов

Наименование операции Периодичность проведения Руководящие документы
1 2 3
Измерение уровня нефте­продуктов в резервуарах При приеме нефте­продуктов (до и после слива). При проведе­нии технологических перекачек из одного резервуара в другой. При приеме (сдаче) смены. Перед прове­дением закачки резер­вуара Инструкция о порядке поступления, хранения и учета нефти и нефтепродуктов на нефтеба­зах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР. Утверждены Зам. Председателя Госкомнефтепродукта СССР 15.08.1985г. Правила технической экс­плуатации стационарных, контейнерных и передвижных автозаправочных станций. Вве­дены в действие приказом Главного управле­ния по госпоставкам и коммерческой дея­тельности ГП «Роснефть» от 24.12.1993г.
Измерение плотности нефтепродукта При приеме нефте­продуктов ГОСТ 3900-85
Измерение температуры нефтепродукта При приеме нефте­продуктов. При приеме (сдаче) смены ГОСТ 3900-85
Отбор проб из автоцистерны При приеме нефте­продуктов ГОСТ 2517-85
Измерение уровня подто­варной воды При приеме нефте­продуктов. При приеме (сдаче) смены Инструкция о порядке поступления, хранения и учета нефти и нефтепродуктов на нефтеба­зах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР. Утверждены Зам. Председателя Госкомнефтепродукта СССР 15.08.1985г.
Проверка по­грешности ТРК с помощью образцового мерника IIразряда При приеме (сдаче) смены Инструкция о порядке поступления, хранения и учета нефти и нефтепродуктов на нефтеба­зах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР. Утверждены Зам. Председателя Госкомнефтепродукта СССР 15.08.1985 г. (п. 6.16), ГОСТ 8.400-80, МИ 1864-88
Снятие сум­марных пока­заний всех топливоразда­точных колонок При приеме (сдаче) смены Инструкция о порядке поступления, хранения и учета нефти и нефтепродуктов на нефтеба­зах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР. Утверждены Зам. Председателя Госкомнефтепродукта СССР 15.08.1985г.
Оформление документации При приеме нефте­продуктов (до и после слива). При приеме (сдаче) смены. Перед проведением зачистки резервуара Инструкция о порядке поступления, хранения и учета нефти и нефтепродуктов на нефтеба­зах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР. Утверждены Зам. Председателя Госкомнефтепродукта СССР 15.08.1985г.

13. Прием нефтепродуктов

13.1. Нефтепродукты могут поступать на АЗС всеми видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, трубопроводным, водным. Возможна комбинация видов поставок нефтепродуктов (суда — трубопровод — АЗС, ж.д. цистерны — трубопровод — АЗС). Технологическая схема приема нефтепродуктов на АЗС должна быть отражена в проекте АЗС.

13.2. Автоцистерны после их заполнения нефтепродуктом на нефтебазе (складе топлива и т.д.) в обязательном порядке подлежат пломбированию ответственным лицом грузоотправителя. Схема пломбировки должна соответствовать технической документации на автоцистерну. После заполнения пломбируются:

  • горловина (горловины);
  • сливной вентиль (сливная задвижка).

В случае оборудования автоцистерны насосом пломбируется вентиль (задвижка), находящаяся между емкостью и насосом. Установленные пломбы должны полностью исключать возможность открытия люка, вращения или открытия сливного вентиля (задвижки), снятия маховика со штока сливной задвижки. Пломбы должны иметь четкий, не нарушенный оттиск пломбира организации — грузоотправителя.

13.3. Автоцистерны оборудуются:

  • противопожарным инвентарем и средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормами;
  • сливными рукавами из маслобензостойких материалов, не имеющими расслоений, трещин и т.д.;
  • сливные рукава с наконечниками из искронеобразующих материалов, обеспечивающими герметичное соединение с приемными устройствами трубопроводов.

13.4. Автоцистерны поверяются в установленном порядке, имеют свидетельства о поверке (паспорта). Доставка нефтепродуктов автоцистернами без свидетельства об их поверке или с истекшим сроком очередной поверки не допускается.

13.5. Прием нефтепродуктов в резервуары АЗС из автоцистерны проводится не менее чем двумя работниками.

13.6. При подготовке к сливу нефтепродуктов оператор:

  • открывает задвижку для приема нефтепродукта в резервуар аварийного пролива;
  • закрывает задвижку на трубопроводе отвода дождевых вод в очистные сооружения с площадки для автоцистерны;
  • обеспечивает место слива нефтепродуктов первичными средствами пожаротушения;
  • принимает меры к предотвращению разлива нефтепродуктов, локализации возможных последствий случайных или аварийных разливов нефтепродуктов (наличие сорбента, песка и др.);
  • организует установку автоцистерны на площадку для слива нефтепродукта;
  • проверяет время следования автоцистерны от нефтебазы и делает отметку о времени прибытия на АЗС;
  • проверяет сохранность и соответствие пломб на горловине и сливном вентиле (сливной задвижке) автоцистерны;
  • проверяет уровень заполнения автоцистерны (прицепа) «по планку». С использованием водочувствительной ленты или пасты убеждается в отсутствии воды, отбирает пробу, измеряет температуру и плотность нефтепродукта в ней, убеждается в соответствии данных (объем, плотность) указанных в товарно-транспортной накладной, данным полученным при контроле нефтепродукта в автоцистерне. Регулирование расхождений полученных результатов осуществляется в соответствии с документом по учету нефтепродуктов;
  • убеждается в исправности технологического оборудования, трубопроводов, резервуаров, правильности включения запорной арматуры и исправности устройства для предотвращения переливов;
  • прекращает заправку транспорта через ТРК, связанную с заполняемым резервуаром до окончания слива в него нефтепродукта из автоцистерны; измеряет уровень и определяет объем нефтепродукта в резервуаре;
  • принимает меры для исключения возможности движения автотранспорта на расстоянии ближе 3-х метров от места слива нефтепродуктов;
  • контролирует действия водителя.

Действия водителя:

  • устанавливает автоцистерну на площадку для слива нефтепродуктов;
  • выключает двигатель автоцистерны;
  • присоединяет автоцистерну (прицеп) к заземляющему устройству;
  • контролирует исправность технологического оборудования автоцистерны (сливные устройства, сливные рукава, заземление);
  • присоединяет рукава автоцистерны к сливному устройству.

13.7. В ходе и по завершении слива нефтепродуктов в резервуары АЗС необходимо:

  • снять пломбы с горловины и сливного вентиля;
  • открыть горловину настолько, чтобы был обеспечен доступ атмосферного воздуха в пространство над нефтепродуктом;
  • начало слива, характеризующееся заполнением сливных рукавов и приемных трубопроводов, выполнять при малом расходе, с постепенным его увеличением по мере заполнения трубопроводов;
  • выполнить слив нефтепродуктов из автоцистерны;
  • обеспечить постоянный контроль за ходом слива нефтепродукта и уровнем его в резервуаре, не допуская переполнения или разлива;
  • по завершении слива оператор лично убеждается в том, что нефтепродукт из автоцистерны и сливных рукавов слит полностью;
  • отсоединить сливные рукава;
  • после отстоя и успокоения нефтепродукта в резервуаре (не менее чем через 20 мин.) произвести измерение уровня и определить объем фактически принятого продукта по градуировочной таблице;
  • внести в журнал поступления нефтепродуктов, в сменный отчет и товарно-транспортную накладную данные о фактически принятом количестве нефтепродукта;
  • при отсутствии расхождения между фактически принятым количеством (в тоннах) нефтепродукта и количеством (в тоннах), указанным в товарно-транспортной накладной, расписаться в накладной, один экземпляр которой остается на АЗС, а три экземпляра возвращаются водителю, доставившему нефтепродукты. При выявлении несоответствия поступивших нефтепродуктов товарно-транспортной накладной, составить акт на недостачу в трех экземплярах, из которых первый приложить к сменному отчету, второй — вручить водителю, доставившему нефтепродукты, а третий остается на АЗС. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка на всех экземплярах товарно-транспортной накладной.

13.8. Запрещается производить прием нефтепродуктов в следующих случаях:

  • при неисправности технического и технологического оборудования АЗС;
  • при неисправности сливного устройства автоцистерны;
  • при неисправности заземляющего устройства автоцистерны;
  • при отсутствии товарно-транспортных документов либо их неправильном оформлении;
  • во время грозы;
  • при наличии в нефтепродукте воды и любого рода примесей;
  • при несоответствии или отсутствии документов, подтверждающих качество нефтепродуктов;
  • при выявлении недостачи нефтепродукта в автоцистерне до согласования с руководством АЗС и составления соответствующего акта.

13.9. Возможность приема нефтепродуктов в случае выявления недостачи, вызванной нарушением времени следования автоцистерны до АЗС, неполным наполнением или иными причинами, определяется руководством организации-владельца или руководством АЗС.

13.10. Порядок выполнения операций и требований при приеме нефтепродуктов регламентируется:

  • при приеме по отводам от нефтепродуктопроводов, водным транспортом, железнодорожным транспортом, технологическим трубопроводам с нефтебаз в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.

13.11. Исключен. Порядок выполнения операций и требования при приеме нефтепродуктов железнодорожным транспортом определен правилами технической эксплуатации нефтебаз.

13.12. На принятый по трубопроводу нефтепродукт составляется акт в двух экземплярах, который подписывается членами комиссии. Один экземпляр акта представляется в бухгалтерию организации-поставщика, второй остается на АЗС и прилагается к сменному отчету.

13.13. Количество принятого в резервуары АЗС нефтепродукта фиксируется в журнале учета поступивших нефтепродуктов (Приложение 5) и в сменном отчете.

13.14. Нефтепродукты, расфасованные в мелкую тару, транспортируются в упаковке, исключающей разлив нефтепродуктов, порчу тары и этикеток.

13.15. При приеме нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, работник АЗС проверяет число поступивших мест, соответствие трафаретов данным, указанным в товарно-транспортной накладной, наличие паспортов и сертификатов качества.

13.16. При приеме нефтепродуктов по трубопроводу и от наливных судов обязательно представление данных о партии и сертификатов качества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *