Учетная политика оформляется

Разработка учетной политики организации

Учетная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика разрабатывается и подписывается руководителем или главным бухгалтером организации. Согласно ст.8 ФЗ 402, ПБУ 1/2008 заверять печатью организации Учетную политику организации или нет, решает сам руководитель. Сдавать ее в налоговую инспекцию не нужно.

Учетная политика утверждается единожды — при создании организации и действует до ее ликвидации. В Налоговом кодексе РФ прямо указано, что применять учетную политику надо последовательно из года в год, а изменения вносить лишь в случае изменения законодательства о налогах и сборах, применяемых методов учета или начала осуществления новых видов деятельности, смене руководства компании (ст. 313 НК РФ).

Учетная политика подразделяется на цели:

  • для целей бухгалтерского учета
  • для целей налогового учета.

Стоимость: 10 000 — 12 000 руб. (все включено)

  • Составление и сдача деклараций УСН и НДС, бухгалтерской отчетности и прибыли
  • Расчет заработной платы на сотрудников
  • Консультации по учету и налогообложению и т.д.
  • Ведение кадрового документооборота

В учетной политики для целей бухгалтерского учета могут быть рассмотрены следующие основные вопросы:

  • Рабочий план счетов;
  • Формы первичных документов организации, которая она сама разработала и использует в своей работе. Согласно ФЗ 402 о БухУчете, унифицированные формы первичных документов перестают быть обязательными. То есть, компания, как и прежде может их использовать в своей деятельности, но для этого она должна их утвердить в учётной политике;
  • Способы и методы учета ТМЦ;
  • Способ начисления амортизации;
  • Способ учета товаров торговыми организациями;
  • Способ учета и распределения доходов и расходов;
  • Способ определения выручки от выполнения работ, оказания услуг.

В учетной политики для целей налогового учета могут быть рассмотрены следующие основные вопросы:

  • метод признания доходов и расходов, а именно:

1) метод начисления- доходы и расходы признаются в учёте по мере их возникновения, то есть в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от факта их оплаты;

2) кассовый метод — доходы и расходы признаются в учёте в день поступления или выбытия денежных средств в качестве оплаты по сделке.

  • метод начисления амортизации;
  • формирование резервов, а именно:

1) Резерв по сомнительным долгам. Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы в бухгалтерской отчетности организации данные о ее дебиторской задолженности были достоверны. В связи с этим, при наличии сомнительного долга надо создать резерв.

2) Резерв на оплату отпусков и вознаграждений. Правила создания данного резерва регламентируются статьей 324.1 НК РФ. Согласно данному резерву вы должны отразить в учетной политике принятый способ резервирования, предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

3) резерв по ремонту основных средств. В статье 260 п.3 НК РФ установлено, что для равномерного списания расходов налогоплательщик вправе создать резерв под предстоящие ремонты основных средств. Правила его создания определены в статье 324 Налогового кодекса РФ.

Как оформить учетную политику: требования нового стандарта

16 октября 2018

С 1 января 2019 года при ведении учета надо применять СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Об особенностях составления и оформления учетной политики согласно требованиям нового стандарта специалисты финансового ведомства написали в методических рекомендациях (письмо Минфина России от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480):

ПРОБЛЕМА

РЕШЕНИЕ

Как оформить

В виде единого локального акта с приложениями или в виде совокупности актов – помимо основного акта учетной политики отдельные вопросы учета могут быть раскрыты в Положении об определении справедливой стоимости, Положении об администрировании доходов бюджета и т. д.

Как утвердить

Отдельным приказом/распоряжением или грифом «Утверждено»

Что не надо включать

Не надо дублировать положения нормативных актов. Если вопрос урегулирован – писать о нем не надо.

Например, не надо включать в учетную политику такие фразы:

  • «при ведении бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета применяется метод начисления»;
  • «на взаимосвязанных балансовых счетах бухгалтерского учета, включенных в Рабочий план счетов бухгалтерского учета учреждения, применяется метод двойной записи, а на забалансовых счетах бухгалтерского учета учет ведется по простой системе бухгалтерских записей»;
  • «основные средства стоимостью до 10 тыс. руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списываются с балансового учета с одновременным отражением объектов на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Что обязательно включить

Перечень обязательных составляющих учетной политики приведен в п. 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Требования к учетной политике содержатся еще в нескольких нормативных правовых актах:

  • п. 22, п. 31, п. 34, п. 80 СГС «Концептуальные основы»;
  • п. 8-10, п. 27-28, п. 36, п. 40 СГС «Основные средства»;
  • п. 8, п. 10 СГС «Информация о связанных сторонах»;
  • п. 7 СГС «Непроизведенные активы» ;
  • п. 7 СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»;
  • п. 6, п. 10-11, п. 14, п. 19, п. 21-21.1, п. 35, п. 45, п. 66-67, п. 103-104, п. 126, п. 135, п. 143, п. 145, п. 199, п. 204, п. 217, п. 236, п. 257, п. 282, п. 299-302.1, п. 313, п. 318, п. 337, п. 349, п. 370-371, п. 373 Инструкции № 157н

Кто составляет

Лицо, на которое возложено ведение учета (главбух)

Кто утверждает

Руководитель учреждения

Централизация

При централизации учета учетную политику надо составлять с учетом положений соглашения о бухгалтерском обслуживании

Опубликование

На официальном сайте учреждения/централизованной бухгалтерии можно опубликовать: реквизиты акта учетной политики + описание основных способов учета или копии актов учетной политики, или копии актов + описание способов учета

Раскрытие в отчетности

Раскрываем информацию о выбранных методах в Сведениях об особенностях ведения учета (Таблица № 4) Пояснительной записки (формы 0503160, 0503760)

Хранение

Не менее 5 лет

Отсчитываем 5 лет с 1-го числа года, следующего за годом, в котором учетная политика использовалась в последний раз для составления бухотчетности

Как должны применять ревизоры

Ревизоры должны последовательно дать ответы на вопросы:

1. Не противоречит ли учетная политика действующим правовым актам?

2. Выполняет ли учреждение требования своей учетной политики?

3. Если учетная политика менялась, был ли сделан ретроспективный пересчет в установленных случаях?

Документы по теме:

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации
  • Приказ Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»
  • Приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»
  • Приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства»
  • Приказ Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 277н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Информация о связанных сторонах»
  • Приказ Минфина России от 28 февраля 2018 г. № 34н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Непроизведенные активы»
  • Приказ Минфина России от 30 мая 2018 г. № 124н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»
  • Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»

75. Понятие учетной политики

Учетная политика – совокупность способов ведения бухгалтерского учета, а именно: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

Обязательными элементами учетной политики являются:

1) разработанный организацией рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

4) методы оценки активов и обязательств;

5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;

6) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Лица, ответственные за составление учетной политики, обязаны выполнять следующие требования:

1) при условии, если организация только начинает самостоятельную деятельность, то учетная политика должна быть утверждена до окончания первого налогового периода;

2) в целях налогообложения в учетной политике записывают порядок определения выручки от обычных видов деятельности при определении налога на прибыль и др.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

1) полноту отражения в учете всех факторов хозяйственной деятельности;

2) своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности;

3) большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

4) отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько их экономического содержания, фактов и условий хозяйствования;

5) тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

6) рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т. п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации независимо от их местонахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до 1-й публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации.

Учетная политика: что должно быть обязательно

В различных нормативно-правовых актах установлены различные требования о том, какие вопросы должны быть отражены в учетной политике обязательно. Приведем все эти требования.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Основные принципы 1 учетной политики состоят в следующем:

1) если для какого-то объекта учета законодательством не установлен способ его учета, учреждение обязано 2 этот способ разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике. При этом следует 3 действовать в рамках действующего законодательства об учете;

2) если законодательством об учете предложено несколько возможных способов учета, учреждение обязано сделать выбор конкретного способа и утвердить его в своей учетной политике;

3) учетную политику изменять допустимо только по установленным 4 основаниям:

— когда изменились требования законодательства об учете;

— когда учреждение разработало новый, более эффективный способ ведения учета;

— когда в деятельности учреждения возникли новые факты хозяйственной жизни, новые объекты учета, которые ранее не были регламентированы учетной политикой.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Перечень обязательных разделов учетной политики установлен законодательно 5:

а) методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;

в) порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

г) формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов; утвержденные субъектом учета формы документов бухгалтерского учета должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям, предусмотренным стандартом «Концептуальные основы»;

д) правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе:

— порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;

— правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления. (обмена)) учетной информации при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности централизованной бухгалтерией;

е) порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;

ж) порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;

з) иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом учета.

СГС «Основные средства» 6 требует наличия в учетной политике решений по следующим вопросам

1. Порядок 7 присвоения инвентарных номеров основным средствам.

2. Будет ли учреждение объединять 8 в единый инвентарный объект «комплекс основных средств» объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной. Если будет, то какие объекты, на основании каких критериев и в каком порядке.

3. Будет ли учреждение признавать 9 отдельными инвентарными объектами части основных средств, для которых можно определить срок полезного использования отдельно, отличный от объекта в целом. Если будет, то для каких основных средств и каких частей, на основании каких критериев и в каком порядке.

4. Будет ли учреждение увеличивать 10 стоимость основных средств на стоимость запасных частей, установленных при ремонте, с одновременным уменьшением стоимости основного средства на величину стоимости выбываемых запчастей. Если будет, то для каких основных средств и каких частей, на основании каких критериев и в каком порядке.

5. Выбранный способ 11 (способы) начисления амортизации.

СГС «Долгосрочные договоры» 12 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Будет ли учреждение применять положения СГС «Долгосрочные договоры» 13 к договорам подряда, возмездного оказания услуг, продолжительность которых менее 12 месяцев, начало и завершение приходятся на разные годы.

2. Способ определения 14 процента исполнения договора по долгосрочному договору строительного подряда. Актуально для учреждений-подрядчиков капитального строительства.

3. Порядок передачи в бухгалтерию информации 15 о проценте исполнения договора по долгосрочному договору строительного подряда – следует утвердить в порядке документооборота. Актуально для учреждений-подрядчиков капитального строительства.

4. Порядок аналитического учета на забалансовом счете 16 исполнения долгосрочных договоров строительного подряда. Актуально для учреждений-подрядчиков капитального строительства.

5. Порядок 17 начисления доходов текущего периода за счет доходов будущих периодов по иным долгосрочным договорам, исполнение которых происходит неравномерно.

СГС «Запасы» 18 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Выбор единиц бухгалтерского учета запасов 19 – для всех видов материальных запасов учреждения.

2. Порядок группировки 20 материальных запасов и незавершенного производства для целей аналитического учета.

3. Порядок формирования себестоимости готовой продукции 21. Актуально для учреждений – производителей готовой продукции для продажи.

4. Порядок учета наценки на товары 22. Актуально для учреждений, которые продают товары.

5. Порядок расчета стоимости незавершенного производства 23 на конец месяца. Актуально для учреждений – производителей готовой продукции для продажи.

СГС «Информация о связанных сторонах» 24 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Порядок передачи в бухгалтерское подразделение информации о связанных сторонах и операциях с ними – необходимо утвердить в порядке документооборота 25.

2. Порядок аналитического учета информации о связанных сторонах 26 и операциях с ними.

СГС «Резервы» 27 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Выбор единиц бухгалтерского учета 28 по каждому виду резервов, подлежащих учету согласно порядку, установленному СГС «Резервы».

2. Порядок 29 учета резервов по гарантийному ремонту. Актуально для учреждений, которые продают готовую продукцию, товары, оказывают услуги, выполняют работы, на качество которых учреждение дает гарантию.

Инструкция № 157н 30 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Порядок 31 передачи документов бухгалтерского учета при смене руководителя субъекта учета и (или) главного бухгалтера либо иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

2. Периодичность 32 формирования регистров учета на бумажном носителе (если нет возможности хранить учетные регистры в виде электронного документа с квалифицированной ЭЦП).

3. Порядок 33 объединения элементов обустройства автодороги в один инвентарный объект с самой автодорогой. Актуально для учреждений, уполномоченных на ведение учета автомобильных дорог в собственности публично-правового образования.

4. Будет ли учреждение вести 34 инвентарный или иной аналитический учет имущества казны или не будет. Актуально для учреждений, уполномоченных вести бюджетный учет имущества казны.

5. Порядок 35 аналитического учета расчетов по оплате труда и стипендиям в Журнале операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям.

6. Порядок 36 аналитического учета расчетов по пенсиям, пособиям и иным социальным выплатам в Карточке учета средств и расчетов либо в Журнале по прочим операциям. Актуально для учреждений, у которых есть соответствующие отчеты.

7. Порядок 37 формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.

8. Перечень документов 38, подтверждающих принятие (возникновение) обязательств – для всех видов обязательств учреждения.

9. Перечень бланков 39, относимых к бланкам строгой отчетности.

10. Перечень материальных ценностей 40 , учитываемых на забалансовом счете 09.

11. Порядок учета невыясненных поступлений прошлых лет 41 на забалансовом счете 19.

12. Порядок аналитического учета 42 материальных ценностей на забалансовом счете 21.

13. Порядок аналитического учета 43 материальных ценностей на забалансовом счете 22.

1ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

п. 12 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н; далее – СГС «Учетная политика»)

2п. 4 ст. 8 Закона № 402-ФЗ

3п. 3 ст. 8 Закона № 402-ФЗ

4п. 6 ст. 8 Закона № 402-ФЗ

5п. 9 СГС «Учетная политика»

6федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 257н; далее – СГС «Основные средства»)

7п. 9 СГС «Основные средства»

8п. 10 СГС «Основные средства»

9п. 10 СГС «Основные средства»

10п. 27 СГС «Основные средства»

11п. 36 СГС «Основные средства»

12федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры» (утв. приказом Минфина России от 29 июня 2018 г. № 145н; далее – СГС «Долгосрочные договоры»), вступает в действие с 1 января 2020 г.

13п. 5 СГС «Долгосрочные договоры»

14пп. «б» п. 6 СГС «Долгосрочные договоры»

15пп. «б» п. 6 СГС «Долгосрочные договоры»

16п. 9 СГС «Долгосрочные договоры»

17п. 11 СГС «Долгосрочные договоры»

18федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» (утв. приказом Минфина России от 7 декабря 2018 г. № 256н; далее – СГС «Заказы»), вступает в действие с 1 января 2020 г.

19п. 8 СГС «Запасы»

20п. 12 СГС «Запасы»

21п. 20 СГС «Запасы»

22п. 30 СГС «Запасы»

23п. 33 СГС «Запасы»

24федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Информация о связанных сторонах» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 277н; далее – СГС «Информация о связанных сторонах»), вступает в действие с 1 января 2020 г.

25п. 8 СГС «Информация о связанных сторонах»

26п. 10 СГС «Информация о связанных сторонах»

27федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» (утв. приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 124н; далее – СГС «Резервы»), вступает в действие с 1 января 2020 г.

28п. 7 СГС «Резервы»

29п. 21 СГС «Резервы»

30Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н; далее – Инструкция № 157н)

31п. 14 Инструкции № 157н

32п. 19 Инструкции № 157н

33п. 45 Инструкции № 157н

34п. 143 Инструкции № 157н

35п. 257 Инструкции № 157н

36п. 257 Инструкции № 157н

37п. 302.1 Инструкции № 157н

38п. 318 Инструкции № 157н

39п. 337 Инструкции № 157н

40п. 349 Инструкции № 157н

41п. 370 Инструкции № 157н

42п. 374 Инструкции № 157н

43п. 376 Инструкции № 157н

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *