Удержание по исправительным работам

Комментарий к СТ 44 УИК РФ

Статья 44 УИК РФ. Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам

Комментарий к статье 44 УИК РФ:

1. Негативным последствием наказания в виде исправительных работ являются удержания в доход государства части заработной платы осужденного, производимые с первого дня выхода его на работу.

В соответствии с ч. 3 ст. 50 УК РФ из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Началом производства удержаний из заработной платы осужденного считается день начала срока отбывания наказания, т.е. день выхода осужденного на работу.

Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля, а именно для проверки финансовой документации организации уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы.

2. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы за вторую его половину независимо от наличия претензий по исполнительным документам; при увольнении денежные средства удерживаются за проработанную часть месяца. Удержания осуществляются из заработной платы осужденного, включая все виды дополнительных выплат, в том числе денежные премии, предусмотренные системой оплаты труда, если они не имеют характера единовременного вознаграждения. Как гласит п. 90 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, из суммы заработной платы не исключаются налоги и другие платежи <1>.

Если по общему правилу, установленному ч. 2 ст. 138 ТК РФ, размер удержаний по нескольким исполнительным документам не может превышать 50% заработной платы, то для лиц, отбывающих исправительные работы, ч. 3 указанной статьи делает исключение и устанавливает максимальный размер удержаний из заработной платы равным 70%.

В отличие от ИТК РСФСР 1971 г., в соответствии с которым удержания производились по каждому месту работы осужденного к исправительным работам (ст. 95), действующее уголовно-исполнительное законодательство является более гуманным, устанавливая взимание удержаний только из заработной платы по основному месту работы осужденного. Такой подход позволяет осужденным иметь дополнительный заработок и в большей степени обеспечивать себя и свою семью материальными средствами. Однако в случае ухудшения материального положения отбывающего исправительные работы размеры удержаний в доход государства из его заработной платы могут быть уменьшены. Снижение удержаний производится судом с учетом всех доходов осужденного по ходатайству самого осужденного, уголовно-исполнительной инспекции или администрации организации, в которой осужденный работает. Причинами снижения размера удержаний могут быть, например, рождение ребенка, болезнь члена семьи осужденного или его самого и др.

3. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Натуральная часть переводится в стоимостное выражение. Удержанные суммы перечисляются администрацией организации платежным поручением в соответствующий бюджет ежемесячно.

С лиц, которым ежемесячная заработная плата не начисляется, а определяется по итогам какого-либо периода (года, сезона, рейса, окончания выполнения определенного вида работ), удержания взимаются по мере начисления заработной платы. Окончательный расчет производится с учетом данных налоговых и финансовых органов о доходе осужденного в истекшем году. Сумма ежемесячных удержаний с лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и фермеров устанавливается исходя из предполагаемых доходов, заявленных в их декларациях. Окончательный расчет производится по итогам года исходя из размера полученной ими прибыли.

При получении расчетных сведений инспекция проверяет правильность и своевременность производства и перечисления удержаний и вносит данные в учетную карточку осужденного. В случае обнаружения нарушений принимает меры к их устранению.

Сотрудники инспекции не реже одного раза в шесть месяцев проверяют правильность удержаний из заработной платы осужденных непосредственно по месту работы. О результатах проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых остается в организации, а второй (с отметкой представителя администрации организации об ознакомлении с актом) хранится в инспекции и используется для контроля за устранением недостатков.

4. Уголовно-исполнительным законодательством предусмотрен перечень некоторых видов доходов, получаемых осужденными, с которых удержания не производятся. К ним относятся:

— пенсии, которые осужденные к исправительным работам получают в порядке социального обеспечения, пособия, носящие единовременный характер и получаемые по социальному страхованию;

— выплаты и вознаграждения, не предусмотренные системой заработной платы отбывающих исправительные работы, которые также носят единовременный характер, к ним относится и компенсация за неиспользованный отпуск;

— заработок осужденного к исправительным работам, если он отработал сверхурочное время, которое дополнительно в срок наказания не входит;

— заработок, получаемый не по основному месту работы;

— суммы, которые получены осужденным в виде компенсации за расходы во время нахождения в командировке, в связи с переводом, приемом на работу вновь и другие компенсации;

— выходное пособие;

— суммы, выплачиваемые отбывающим наказание за использование принадлежащего осужденным инструмента, транспорта, сумм, используемых осужденным на приобретение не выданных организацией спецодежды, спецобуви, иных компенсационных выплат.

5. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» <1> (в редакции от 29 декабря 2006 г.) граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, безработными быть признаны не могут, однако согласно ч. 2 ст. 35 того же Закона выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного только в случае осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы.

———————————
<1> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.

6. Частью 5 ст. 44 УИК РФ определяется особый порядок исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности для лица, отбывающего исправительные работы. Данная норма до внесения изменений Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 273-ФЗ «О внесении изменений в статьи 25 и 44 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» <1> устанавливала, что пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда. Данное положение ставило в достаточно сложную ситуацию осужденных к данному виду наказания, поскольку размер пособия у них был ниже пропорционально производимым удержаниям, чем у работников, не отбывающих данный вид наказания. Но вышеуказанный Закон исправил ситуацию и в настоящее время пособия по временной нетрудоспособности осужденного к наказанию в виде исправительных работ «исчисляются из его заработной платы без учета удержаний в размере, установленном приговором суда».

———————————
<1> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 36.

Статья 183 «Гарантии работнику при временной нетрудоспособности» ТК РФ гласит, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности, размер и условия выплаты которого устанавливаются федеральным законом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22 декабря 2005 г. N 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году» <1> пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из средней заработной платы застрахованного лица, выплачиваемой ему работодателем, производящим выплату указанных пособий, за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности с учетом непрерывного трудового стажа и других условий, установленных нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании. Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности следует исчислять из фактического заработка застрахованного лица по основному месту работы с учетом заработка, полученного работником на условиях внутреннего совместительства.

———————————
<1> РГ. 2005. 27 дек.

Исчисление же средней заработной платы осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии со ст. 139 ТК РФ, согласно которой для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).

При этом в случае повышения размера заработной платы в расчетном периоде указанное повышение учитывается с даты повышения фактически начисленной заработной платы.

7. При отмене приговора или изменении его с прекращением дела излишне удержанные из заработной платы осужденного суммы возвращаются ему через соответствующий банк за счет организации, которой производились удержания. Основанием для возврата является определение (постановление) надзорной инстанции об отмене или изменении приговора и прекращении дела.

Статья 44. Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам

Комментарий к статье 44 1.

Комментируемая статья устанавливает порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам.

В соответствии со ст. 50 УК РФ из заработка осужденного к исправительным работам ежемесячно производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.

Началом производства удержаний из заработной платы осужденного считается день начала срока отбывания наказания.

Сотрудники УИИ ежемесячно проверяют по учетным карточкам осужденных данные организаций об удержаниях, правильность и своевременность их исчисления и перечисления в доход государства. При обнаружении нарушений УИИ направляют соответствующую информацию администрации организаций или в орган службы занятости для принятия мер к устранению недостатков. Кроме того, такие проверки осуществляются сотрудниками УИИ не реже одного раза в год непосредственно по месту работы осужденных и ежеквартально по месту регистрации в качестве безработных. О результатах проверок составляются акты, в которых отражаются выявленные нарушения и предложения по их устранению.

Акты составляются в двух экземплярах, один из которых остается в организации, а второй, с отметкой представителя администрации организации об ознакомлении с актом, хранится в УИИ и используется для контроля за устранением обнаруженных недостатков. 2.

В случаях систематического неправильного или несвоевременного представления расчетных сведений о работе осужденного, его заработной плате (пособии по безработице) и произведенных удержаниях УИИ сообщает об этом в прокуратуру для привлечения виновных должностных лиц к ответственности в соответствии со ст. 315 УК РФ.

Удержания производятся по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы за вторую половину месяца, а при увольнении — за проработанную часть месяца. С лиц, призванных на военно-учебные сборы в период отбывания наказания, удержания также производятся из заработной платы, выплачиваемой им по основному месту работы.

Удержания производятся из общей суммы заработной платы осужденного с учетом всех видов дополнительных выплат без исключения налогов и других платежей, а также независимо от наличия к осужденному претензий по исполнительным документам. В соответствии с трудовым законодательством общий размер удержаний по нескольким исполнительным документам (исправительные работы, алименты, судебные иски) не может превышать 50%. С лиц, зарегистрированных в органах службы занятости, удержания производятся со всей суммы выплачиваемого пособия по безработице.

Учитывая, что осужденные могут работать в организациях любых форм собственности, предусмотрены особенности производства удержаний из различного вида доходов осужденных. 3.

В целях правильного определения размера заработка осужденного окончательный расчет производится с учетом данных налоговых и финансовых органов о его доходе за истекший период.

Удержания из заработка, выражающегося как в денежной, так и натуральной форме, производятся в пропорциональном отчислении из обеих его частей.

При этом натуральный объем дохода остается в организации, а его стоимость по государственным закупочным или рыночным ценам перечисляется в доход государства. Удержания из натуральной части заработка производятся по мере ее поступления и при окончательном расчете.

С лиц, работающих в организациях, где предусмотрена оплата труда по итогам определенного периода (года, сезона, рейса, окончания какого-либо вида работ), удержания производятся по мере начисления заработка.

Сумма ежемесячных удержаний с осужденных, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и фермеров рассчитывается исходя из предполагаемых доходов, заявленных в декларациях этих лиц. Окончательный расчет осуществляется по итогам года в соответствии с размерами полученной прибыли. Сведения о предполагаемых доходах и полученной прибыли запрашиваются УИИ в налоговых органах по месту жительства осужденного и приобщаются к личному делу.

При начислении вознаграждения по итогам года за общие результаты работы организаций, при окончательном расчете и выплате заработной платы за сезонные работы, получении доходов в результате индивидуальной трудовой деятельности удержания производятся не из всей начисленной суммы, а пропорционально времени, в течение которого осужденный отбывал исправительные работы. 4.

Удержания не производятся из: пенсий и пособий, получаемых осужденными в порядке социального обеспечения и страхования; выплат и вознаграждений единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы (в том числе компенсаций за неиспользованный отпуск); заработка, начисляемого за дни, проработанные сверх графика работы; выходного пособия, сумм, выплачиваемых в качестве компенсации за расходы, связанные с командировками, переводами, приемом на работу и направлением в другие местности, а также за использование лично принадлежащего работнику инструмента, транспорта, за невыданную спецодежду, спецобувь; иных компенсационных выплат и заработка, начисленного за работу не по основному месту работы.

Пособия по временной нетрудоспособности осужденному исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда.

Удержанные суммы ежемесячно, а в ряде случаев с иной периодичностью, в день выдачи заработной платы осужденным перечисляются организациями через банковские учреждения в доход государства по платежным поручениям.

В случае отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью. Основанием для возврата является определение (постановление) надзорной инстанции об отмене приговора и прекращении дела или изменении приговора. 5.

УИИ, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, в случае ухудшения материального положения осужденного вправе обратиться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из его заработной платы. При этом в суд направляются документы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного. 6.

К работе по контролю за правильным производством удержаний УИИ вправе привлекать финансовые и налоговые органы. Это может осуществляться путем проведения совместных проверок организаций, использующих труд осужденных к исправительным работам, и обмена информацией о реальных доходах осужденных.

В настоящее время в условиях нестабильной деятельности организаций снизилась их платежеспособность, что приводит к образованию задолженности по удержаниям из заработной платы осужденных. На практике УИИ используют разные формы взысканий. В ряде мест дебиторская задолженность взыскивается продукцией и товарами народного потребления, как выпускаемыми организациями-должниками, так и полученными ими по бартеру (зерно, мука, уголь, мясо, строительные материалы, холодильники), которые используются для нужд ИУ. Практикуется взыскание задолженности путем взаимозачетов, когда организации представляют УИИ прайс- листы с перечнем производимой продукции, а сотрудники УИИ совместно с отделом маркетинга или хозяйственным отделом управления исполнения наказаний по области (краю) составляют трехстороннее соглашение (ФСИН, организация, УИИ) на проведение взаимозачета. Полученная от организации продукция сдается на базу (склад) и используется ИУ.

Во многих регионах вопросы ликвидации задолженности решаются через органы прокуратуры и арбитражные суды. На основании сведений о суммах задолженности организаций территориальные органы УИС направляют в адрес администрации организации письма с предупреждением о привлечении к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ и необходимости погашения задолженности, копии которых высылаются в прокуратуру.

В случае неперечисления долгов по удержаниям от исправительных работ в арбитражный суд направляется исковое заявление от имени юридического лица (территориального органа УИС) в трех экземплярах (для арбитражного суда, ответчика и истца). К нему прилагаются копии акта проверки организации, претензионного письма о погашении задолженности, справка об удержанных суммах и сроке задолженности, сведения об отработанном осужденными времени, копии приговоров (определений, постановлений), расчет банковской ставки за период неперечисления удержанных сумм, включая день направления материала в арбитражный суд. После получения исполнительного листа территориальный орган УИС направляет в банковское учреждение, осуществляющее банковское обслуживание должника, инкассовое поручение о снятии денежных средств со счета должника и зачислении их на расчетный счет службы исполнения наказаний субъекта РФ с приложением подлинного экземпляра исполнительного листа арбитражного суда. При отсутствии денег на счете дебитора банк делает соответствующую отметку на исполнительном листе, заверяет гербовой печатью и возвращает юридическому лицу, которое, в свою очередь, направляет в службу судебных приставов письмо об обращении взыскания на имущество должника (с приложением исполнительного листа с отметками банка о его частичном исполнении или неисполнении) для взыскания задолженности в принудительном порядке.

Статья 45. Утратила силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

Статья 46. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания

Комментарий к статье 46 1.

В комментируемой статье содержатся перечень нарушений порядка и условий отбывания наказания, меры ответственности осужденного, понятие злостно уклоняющегося от отбывания исправительных работ и скрывшегося с места жительства.

Нарушениями порядка и условий отбывания исправительных работ являются: 1) неявка без уважительных причин на работу в течение пяти дней со дня получения предписания УИИ о необходимости приступить к работе в указанной организации; 2) неявка в установленный срок в УИИ без уважительной причины; 3) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Конкретизация понятия нарушений порядка и условий отбывания наказания позволяет правильно оценить поведение осужденного и определить меры взыскания. Вместе с тем законодателем не дано толкование понятия уважительных или неуважительных причин неявки на работу или в УИИ.

К уважительным причинам относятся: болезнь; временная нетрудоспособность; нахождение на стационарном лечении в связи с психическим расстройством, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; нахождение под арестом в связи с совершением административного правонарушения, под стражей или домашним арестом в порядке меры пресечения и др. 2.

После выявления любого из нарушений порядка и условий отбывания наказания УИИ в течение 15 дней вызывает осужденного или посещает его по месту жительства, выявляет причины совершения нарушения (при необходимости истребует документы, подтверждающие наличие уважительных причин несоблюдения установленного режима наказания). В случае неявки осужденного по вызову или на регистрацию без уважительной причины УИи выносит постановление о его приводе.

При проведении воспитательной беседы осужденному разъясняются последствия несоблюдения порядка и условий отбывания наказания и допущения повторных нарушений. При отсутствии уважительных причин осужденному выносится письменное предупреждение о замене исправительных работ другим видом наказания, которое объявляется осужденному. 3.

Часть 4 ст. 50 УК РФ предусматривает возможность замены неотбытого срока исправительных работ ограничением свободы, арестом или лишением свободы. Поскольку первые два вида наказания не введены в действие, то реально исправительные работы пока могут быть заменены лишь наказанием в виде лишения свободы.

В случае допущения повторного нарушения порядка и условий отбывания наказания после вынесенного осужденному предупреждения, а также если осужденный скрылся с места жительства и местонахождение его неизвестно, он признается злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ. В этих случаях УИИ направляет в суд представление о замене исправительных работ лишением свободы.

Скрывшимся считается осужденный, местонахождение которого в ходе первоначальных мероприятий по розыску (в течение 30 дней) не установлено. После проведения первоначальных розыскных мероприятий УИИ направляет имеющиеся материалы в орган внутренних дел для объявления осужденного в розыск. Одновременно с этим инспекция готовит и направляет в суд представление о замене исправительных работ лишением свободы. Осужденный, объявленный в розыск, при обнаружении может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. 4.

В представлении о замене исправительных работ лишением свободы указываются конкретные факты уклонения осужденного от отбывания наказания: невыполнение условий отбывания наказания; количество прогулов и другие нарушения трудовой дисциплины; время, в течение которого он не работал, не являлся по вызову в УИИ без уважительных причин; наличие приводов; факты принятия к осужденному мер по месту работы, жительства УИИ, органом внутренних дел и др. К представлению прилагаются объяснения осужденного, информация с места работы, жительства и из органа внутренних дел, характеризующая отношение осужденного к труду, его поведение и образ жизни.

В отношении осужденного, местонахождение которого неизвестно, в представлении указываются данные о том, что он скрылся с целью уклонения от отбывания наказания, и прикладываются материалы о результатах первоначальных розыскных мероприятий.

В случае отказа суда в замене исправительных работ лишением свободы повторное представление вносится после совершения осужденным нового нарушения порядка и условий отбывания наказания.

Мнение Минюста России: удержания из зарплаты осужденных к исправительным работам производится со всей суммы заработка, включая НДФЛ

dianaduda / .com

Вопрос сводится к известной задаче о величине удержаний из зарплаты: до исчисления и удержания НДФЛ либо после удержания НДФЛ (т.е. из дохода, уменьшенного на величину налога)?

В Федеральном законе от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» правило определения размера удержаний прописано четко: они исчисляются из суммы заработной платы, оставшейся после удержания налогов.

Однако эта норма не работает в отношении удержаний из зарплаты осужденного к исправительным работам, которые регулируются Уголовным кодексом и Уголовно-исполнительным кодексом. Такие удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы. Удержания из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 процентов.

Минюст России считает, что размер рассматриваемого удержания следует исчислить с полной суммы заработка (до того, как он будет уменьшен на сумму НДФЛ). Сумму НДФЛ следует тоже исчислить с полной суммы дохода (письмо Минюста России от 3 июля 2018 г. № 04-88128/18).

Поясним на примере. Пусть заработок осужденного составляет 100 тыс. руб. в месяц. Величина удержания по решению суда – 20%. НДФЛ – 13%, права на вычеты нет. В таком случае в пользу государства следует удержать:

100 тыс. руб. х 20% = 20 тыс. руб.

НДФЛ составит:

100 тыс. руб. х 13% = 13 тыс. руб.

Итого к выплате работнику:

100 тыс. руб. – 20 тыс. руб. – 13 тыс. руб = 67 тыс. руб.

Ст. 44 УИК РФ с комментариями

Статья 44 УИК РФ. Порядок производства удержаний из заработной платы осуждённых к исправительным работам — размещена в Особенной части Второго раздела Седьмой главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Представленная ниже статья состоит из семи частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 44 УИК РФ с нашими комментариями к ней.

Комментарий к СТ 107 УИК РФ

Статья 107 УИК РФ. Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы

Комментарий к статье 107 УИК РФ:

1. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность в полной мере распространяется и на осужденных. Но помимо уплаты налогов согласно ч. 4 ст. 99 и ч. 1 ст. 107 УИК РФ они также обязаны возмещать расходы на свое содержание. В эти расходы включается стоимость питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, предоставляемых осужденным, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. При этом возмещение стоимости указанных расходов производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. В соответствии с ч. 3 ст. 99 УИК РФ и ст. 15 Закона РФ «Об учреждениях и органах…» осужденные, не работающие по независящим от них причинам (не имеющие заработка), а также осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства (за счет федерального бюджета).

При уклонении осужденных от работы расходы на их содержание по приказу начальника исправительного учреждения удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах.

2. Производство удержания осуществляется дифференцированно в зависимости от ряда обстоятельств. Так, на основании ч. 5 ст. 99 УИК РФ с осужденных, освобожденных от работы по болезни, осужденных беременных женщин и осужденных кормящих матерей на период освобождения от работы удержания за питание не производятся. По другим же основаниям — о взыскании алиментов или по решению суда о возмещении вреда, причиненного здоровью, и возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, — удержания с этих лиц производятся, но только по решению суда или судебному приказу (ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, а также осужденным инвалидам I и II группы питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно. Лица, не работающие по независящим от них причинам, а также не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет федерального бюджета.

3. Принципиальное значение имеет очередность удержаний из заработной платы или иных доходов осужденных, поскольку требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. Согласно ч. 2 ст. 107 УИК РФ, ст. ст. 137, 138 ТК РФ, ст. 87 СК РФ, п. 8.9 Инструкции «Об условиях и оплате труда лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях УИС…» удержания производятся в следующей очередности: 1) подоходный налог; 2) алименты (на основании ч. 2 ст. 67, ч. 2 ст. 78 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст. 4 Постановления Правительства РФ «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» (в редакции от 6 февраля 2004 г.) с осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах, воспитательных колониях, а также лиц, находящихся в наркологических отделениях психиатрических диспансеров и стационарных лечебных учреждениях, взыскание алиментов производится из всего заработка и иного дохода без учета отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях); 3) расходы по содержанию (стоимость питания, одежды и обуви, коммунально-бытовых услуг); 4) требования граждан по возмещению ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также в связи со смертью кормильца; 5) требования граждан по возмещению ущерба, причиненного их имуществу преступлением или административным правонарушением; 6) требования по возмещению ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением государственным и негосударственным предприятиям, учреждениям и их объединениям, а также общественным объединениям; 7) возмещение материального ущерба по приказу начальника исправительного учреждения. Сумма удержаний по первым шести основаниям не должна превышать 50% начисленной заработной платы осужденного.

4. Важным гарантом реализации принципа материальной заинтересованности в конечных результатах труда осужденных является закрепление в законе нормы о сохранении за ними части заработной платы, независимо от всех удержаний (ст. 138 ТК, ч. 3 ст. 107 УИК РФ). Минимальный размер зачислений на лицевой счет осужденных — 25% от заработной платы, пенсии или иного дохода. Для отдельных категорий осужденных — пенсионеров по старости, инвалидов I и II группы, несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, а также отбывающих наказания в колониях-поселениях, процент удержаний не должен превышать 50% от их дохода.

5. В случае недостаточности дохода или его отсутствия в данном месяце для полного удержания стоимости вещевого имущества и специальных медикаментов с осужденных образовавшаяся задолженность удерживается в последующие месяцы до полного ее погашения. В то же время не удержанная полностью в данном месяце стоимость питания и коммунально-бытовых услуг в последующие месяцы не взыскивается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *