Уголовная ответственность в сфере закупок

Дата новости: 11.05.2018

23 апреля 2018 года в УК РФ были внесены новые статьи 200.4 и 200.5, устанавливающие уголовную ответственность за преступления в сфере государственных закупок. Статья 200.4 УК РФ устанавливает уголовную ответственность непосредственно за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Согласно статье, деяние считается преступлением, если оно совершается из меркантильных установок или другого персонального интереса. Субъектами преступления могут быть:

  • сотрудник контрактной службы;

  • контрактный управляющий;

  • член комиссии по проведению закупок;

  • сотрудник Заказчика, который обязан осуществить приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг;

  • иное лицо, представляющее интересы заказчика в области закупок.

К ответственности по ч.1 ст.200.4 УК РФ будут привлекать при условии причинения крупного ущерба. Под крупным ущербом Законодатель предусматривает ущерб оцененный в сумму более 2,25 миллионов рублей.

Самой гуманной санкцией за вышеуказанное преступление является штраф на сумму до 200 тысяч рублей, самой жесткой — до 3 лет лишения свободы. При этом в качестве дополнительного наказания может применяться лишение права заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Разновидностью такого преступления, за которое предусмотрена повышенная ответственность, является осуществление его несколькими людьми (лицами), которые заранее договорились между собой совершить указанное деяние, при этом должен быть нанесен предусмотренный законом «крупный ущерб» или «особо крупный ущерб». При совокупном соблюдении указанных условий, размер наказания увеличивается: в частности, лицо, совершившее преступление, может быть лишено свободы на срок до семи лет.

Подкуп представителей заказчика запрещен

Статья 200.5 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за предоставление взятки лицам, представляющим интересы заказчика, согласно закону 44-ФЗ, в целях незаконного воздействия на их решения. Наказание по указанной статье устанавливается в виде лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет. Тем не менее, правонарушитель может быть освобожден от уголовной ответственности, если он способствовал раскрытию преступления, добровольно сообщил о совершенном преступлении, а также если в отношении него имело место вымогательство предмета подкупа.

Ч.4 рассматриваемой статьи закрепляет уголовную ответственность за незаконное получение работниками контрактной службы, контрактными управляющими и прочими субъектами, представляющим интересы заказчика в сфере госзакупок, денег, ценных бумаг и других благ в обмени на совершение каких-либо действий в пользу дающего. Максимальное наказание — лишение свободы на срок до трех лет. В качестве дополнительных наказаний может назначаться штраф и лишение права заниматься определенной деятельностью.

Также законом дополняется статья 304 УК РФ, согласно которой устанавливается ответственность за провокацию взятки либо коммерческого подкупа. Теперь устанавливается уголовная ответственность за провокацию взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Максимальным наказанием по этой статье является лишение свободы на срок до пяти лет.

Вызывает вопросы сильный разброс в наказании за указанные преступления. Минимальным наказанием за любое преступления является штраф в размере 5-ти тысяч рублей, а максимальным — лишение свободы на срок до 7-ми лет.

Такой разброс для назначения наказания за совершение преступления, а также неопределенность состава преступления, оставляет широкий простор для коррупции должностных лиц, которые будут расследовать такие дела.

При этом, как считают эксперты, нововведения не смогут решить проблему «откатов», так как по указанным статья ответственность будут нести исполнители, которые не принимают решений.

Если Ваша организация столкнулась c завуалированным вымогательством Заказчика, либо Вы полагаете, что существует риск наступления уголовной ответственности по указанным статьям, ЮК «КМК» готова защитить Ваши интересы и урегулировать все вопросы законным способом.

По данному вопросу мы предоставляем бесплатную устную консультацию. Вас проконсультирует лично наш партнер Морозов Максим Максимович.

1. Нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В подобной ситуации мы рекомендуем бизнесу оперативно направлять жалобу в ФАС с ходатайством о приостановлении торгов. Если ФАС обнаружит признаки нарушения конкуренции, конкурсная документация будет признана незаконной, а заказчик получит указание исправить нарушения. Если торги уже закончились, все равно можно оспорить их итоги в суде и добиться признания заключенного договора с победителем недействительным.

2. Ошибки при подсчете баллов

Работа конкурсной комиссии, определяющей победителя, заключается в том, чтобы выявить наилучшее из предложений участников. Комиссия сопоставляет сведения, представленные в заявках, с критериями, установленными в конкурсной документации, а затем производит подсчет баллов.

По каждому критерию поставщик набирает определенное количество баллов, которое затем умножается на вес критерия среди остальных критериев в данном тендере. Эти показатели складываются, а итоговый балл участника определяет его место в рейтинге.

Подсчет баллов несложен, тем не менее участники часто жалуются на арифметические ошибки комиссии при расчетах. Мол, комиссии неправильно провели арифметические действия, проигнорировали какие-либо из коэффициентов или начислили гораздо больше баллов по какому-либо критерию, чем полагалось.

В нашей практике был случай, когда при проведении конкурса на медицинское обслуживание учебных учреждений Москвы комиссия ошиблась дважды. Сначала она не снизила одному из участников баллы по неценовому критерию (нужно было применить коэффициент 0,5 из-за несоответствия участника требованиям, но этого не было сделано), а затем начислила всем потенциальным поставщикам 60 баллов вместо 40, предусмотренных документом, устанавливающим порядок подсчета баллов.

Пострадавшие участники не успеют обратиться в ФАС до заключения контракта с победившей фирмой. Суды рассматривают такие случаи как существенное нарушение порядка проведения торгов. А это, согласно ст. 449 Гражданского кодекса, является основанием для признания недействительными результатов торгов и заключенных контрактов. Однако аннулирование торгов и контрактов не влечет автоматического пересчета баллов. Нарушенные права поставщиков поможет восстановить только новый, правильно организованный тендер.

3. Неправильная оценка опыта поставщика

Самым распространенным неценовым критерием закупок является квалификация участников торгов. Чаще всего от них требуются сведения об опыте выполнения работ, которые являются предметом конкурса. И поставщики предоставляют вместе с заявкой копии исполненных контрактов.

На практике многие предоставляют заключенные, но не завершенные контракты, а конкурсная комиссия или заказчик все же учитывает их при подсчете баллов. Часто это приводит к победе участников.

ФАС говорит, что неоконченные контракты нельзя учитывать как положительный опыт, так как нет гарантий их завершения и отсутствия претензий со стороны заказчика. Поэтому нужно направлять жалобу в УФАС по вашему району.

Вот пример: частное охранное предприятие (ЧОП) участвовало в тендере, в котором участники обязаны были предоставить N контрактов на охранные услуги с зафиксированной ценой. По данным руководства ЧОПа, эти условия не были выполнены никем из участников торгов, тем не менее заявки были допущены к конкурсу. ЧОП обратился с жалобой в УФАС Московской области, которое признало действия комиссии неправомерными. Торги отменили. Заказчик изменил документацию и объявил новый конкурс.

Чем быстрее участники торгов среагируют на нарушения, тем больше шансов оспорить результаты торгов или вообще не допустить незаконные закупки. Оспаривать контракты, которые уже исполняются или полностью закончены, затруднительно, как показывает нынешняя судебная практика. Очень сложно доказать, что, если сделка будет признана недействительной, это восстановит нарушенные права участника торгов. Главный козырь пострадавшего – разъяснения Верховного суда по одному из дел, где говорится, что возможность оспаривания таких контрактов не должна зависеть от стадии исполнения сделки.

Автор – старший партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *