Упражнения для тренировки мозга


Екатерина Ушахина

Каждому из нас хочется сохранить остроту ума и память на долгие годы. Но мы не всегда понимаем, как же это сделать?

Что хорошо для тела, хорошо и для мозга: чтобы оставаться здоровым и активным, мозгу, как и телу, необходимы регулярные тренировки. Но какие именно?

Чтобы ответить на этот вопрос, Рюта Кавашима, профессор и ведущий японский специалист по томографии мозга, провел ряд исследований, результаты которых могут показаться неожиданными. Оказалось, что самое эффективное средство для тренировки мозга — быстрое решение простых примеров.

Сегодня хотим предложить вам несколько упражнений из тетради «Развитие памяти и интеллекта. Тетрадь № 1».

Особенности заданий

Примеры на сложение и вычитание в два действия расположены в случайном порядке. Поскольку уровень сложности заданий примерно одинаковый, можно, засекая время и решая примеры все быстрее и быстрее, отслеживать прогресс.

В день нужно максимально быстро решать две страницы (обе стороны одного листа) примеров. Приготовьте секундомер и записывайте, за сколько минут и секунд удалось справиться со всеми заданиями. Каждый раз старайтесь улучшать результат. Возможно, на начальном этапе на решение примеров будет уходить примерно по 10 минут, но постепенно вы достигнете желаемого промежуточного результата — 5 минут. Если же вы справитесь с примерами одного дня за 2 минуты, то это будет означать, что ваш уровень очень высок.

Проверка работы лобных долей мозга проводится в первый раз до начала тренировок, а затем — после каждых пяти занятий.

Проверка работы лобных долей мозга

Прежде чем начать тренировку, определите с помощью следующих трех тестов, как сейчас работает ваш мозг.

Тест на счет

Засеките время и как можно быстрее посчитайте вслух от 1 до 120. Старайтесь четко произносить цифры. Таким образом оценивается общая работа лобных долей левого и правого полушарий.

Кроме того, тест позволяет определить математические способности: 45 секунд — уровень ученика средней школы, 35 секунд — старшеклассника, 25 секунд — студента, изучающего точные науки. Поставьте перед собой цель и попытайтесь ее достичь.

Тест на запоминание слов

Перед вами 30 слов, состоящих не более чем из трех слогов. За 2 минуты нужно запомнить как можно больше. По истечении времени за 2 минуты запишите то, что запомнили. Каждое правильно записанное слово дает вам 1 балл. С помощью этого теста можно определить, как функционирует передняя часть лобной доли левого полушария, отвечающая за краткосрочную память.

Тест Струпа

Перед началом тестирования пройдите подготовку к нему. Называйте вслух цвет слов, делая это как можно быстрее. Будьте внимательны: вы должны не читать слова, а называть их цвет. Если ошибетесь, назовите цвет еще раз. (Пример: если написано «красный», говорите «синий», если «красный», говорите «зеленый», если «красный», говорите «красный».)

Сначала потренируйтесь на одной строке:

Вы дали правильные ответы: синий, желтый, красный, зеленый, желтый?

Теперь приступайте к упражнению. Впишите время начала тестирования и называйте цвет слов так же, как при подготовке. Когда закончите упражнение, впишите время завершения и то количество минут и секунд, которое вам потребовалось.

Тест Струпа оценивает совместную работу передних частей лобных долей левого и правого полушарий. Скорость его выполнения зависит от индивидуальных особенностей, поэтому никакие временные рамки не устанавливаются.

При выполнении теста задействуются оба полушария мозга одновременно и возникает конфликт между зрительным и логическим восприятием.

Это укрепляет межполушарные связи и отлично тренирует восприятие и концентрацию.

Простые примеры для первых тренировок

Предлагаем вам начать тренировать мозг уже сегодня. Вы можете скачать задания на первые 5 дней тренировок, а также бланк для теста на проверку работы мозга.

СКАЧАТЬ ЗАДАНИЯ ИЗ ТЕТРАДИ

Примеры в тетради выглядят так:

Приятных тренировок!

По материалам тетради «Развитие памяти и интеллекта. Тетрадь № 1».

Обложка поста — отсюда.

Поделиться в соцсетях

Умение концентрироваться на мелких деталях, ориентироваться в потоках информации, моментально реагировать на смену обстановки и быстро принимать эффективные решения — важные навыки, которые помогают бизнесменам достигать поставленных целей. А чтобы развить в себе такие бизнес-качества и прокачать свой ум, нужно регулярно делать специальные упражнения для мозга, так называемый фитнес для головы!

Точно так же, как атрофируются мышцы без физической нагрузки, мозг человека слабеет без различных умственных активностей. И наоборот, чем больше вы тренируете его, тем больше образуется в нем нервных связей, а чем выше активность головного мозга, тем больше в него поступает обогащенной кислородом крови. А от этого, собственно, и зависит интеллектуальное здоровье человека.

Для того, чтобы мозг функционировал эффективно, важно специально активизировать рост нервных связей с помощью новых впечатлений. В период обучения в школе, университете количество новой информации позволяло стабильно тренировать мозг. Но для взрослого человека, в жизни и работе которого преобладают рутинные процессы, чтобы держать интеллект в хорошей форме, приходится прибегать к стимуляции
при помощи специальных упражнений для развития мозга. Поэтому так важно научиться решать типичные задачи нестандартными методами.

Улучшение памяти и работы мозга: лучшие упражнения

Для начала важно отметить, чтобы хорошенько прокачать мозг и развить гибкость ума, важно обратить внимание на питание, привычки и образ жизни в целом. Свежий воздух, здоровый сон, физические нагрузки и здоровую пищу еще никто не отменял. Поэтому, чтобы достичь желаемого результата, нужно в первую очередь обратить внимание именно на эти важные факторы.

Эффективная тренировка мозга — это упражнения, которые направлены на развитие памяти, внимательности, а также отдельно правого и левого полушария мозга.

Основная специализация левого полушария — логическое мышление. Оно также отвечает за такие важные способности:

  • язык и речь;
  • логика, анализ;
  • буквальное понимание слов;
  • математические способности;
  • последовательная обработка информации.

Также левое полушарие контролирует движения правой половины тела, а правое — за левую часть.

В свою очередь, правое полушарие отвечает за интуицию и творческие способности, а также выполняет функции:

  • обработки невербальной информации;
  • ориентации в пространстве;
  • музыкальности;
  • распознания метафорических смыслов;
  • воображения, художественных способностей;
  • эмоций;
  • параллельной обработки информации;
  • распознавания лиц.

Итак, как развить правое полушарие мозга? Эти упражнения помогут вам усилить интуицию и творческие способности.

Возьмите большой лист бумаги и по карандашу в каждую руку. Начните рисовать одинаковые фигуры одновременно правой и левой рукой. Сначала это могут быть круги, петли, квадраты. Со временем задачу нужно усложнить — изображать обеими руками полноценные картинки.

Восстановление реальности в воображении

Ключевой момент развития правого полушария мозга — упражнения на визуализацию. Тут важно подключать воображение, зрительную, слуховую и обонятельную память. Для начала избавьтесь от посторонних раздражителей и закройте глаза. Вспомните хорошо знакомого вам человека: черты лица, цвет волос и глаз. После того, как вы создадите в воображении его лицо, постарайтесь восстановить по памяти звучание голоса и запах парфюма. Проработайте образ максимально подробно.

Когда вы научитесь восстанавливать образы людей, нужно продвигаться дальше, создавая в фантазии целую параллельную реальность. Такой комплекс упражнений здорово развивает креативность, творческое видение, воображение.

Случайные слова

Суть упражнения заключается в том, чтобы выбрать несколько совершенно случайных слов и связать их с помощью рассказа. Сначала вам будет сложно, и чтобы связать эти слова, понадобится пара-тройка длинных предложений. Но в ходе тренировок вы сможете связывать на первый взгляд несвязанные слова с помощью буквально пары фраз.

Кроме этого, творческое мышление можно развить с помощью рисования мандалы. Замысловатый узор всех цветов радуги отлично успокаивает нервы, концентрирует внимание и развивает художественное восприятие.

Говоря о тренировках левого полушария мозга, в первую очередь мы подразумеваем решение математических задач, кроссвордов, ребусов, а также логические игры, такие, как шахматы. Важно отметить, что именно
левое полушарие доминирует у большинства людей. Поэтому отдельно развивать его не имеет смысла. В этом случае лучше применить комплексные упражнения для мозга взрослого человека.

Это такая зарядка для мозга с упражнениями, которые включают в работу сразу все пять органов чувств. Методика была разработана американским нейробиологом Л. Катцем. Суть такова: все обыденные вещи нужно делать непривычным для вас способом. Например:

  • передвигаться по дому с закрытыми глазами;
  • писать левой рукой (если вы правша);
  • изменить привычный маршрут;
  • вдыхать и смаковать аромат еды, цветов, духов;
  • определять вещи на ощупь (например, номинал монеты);
  • выполнять малознакомую работу;
  • отвечать нестандартно на привычные вопросы и т.д.

Необычные действия, ощущения, запахи, обстановка провоцируют появление новых нервных связей, что, в свою очередь, помогает развитию интеллектуальных способностей.

Цветные слова

Полезная гимнастика для мозга или упражнение на внимательность. Она помогает повысить уровень концентрации, улучшает внимание, развивает оба полушария мозга.

Итак, ваша задача — быстро назвать цвет слов. На первый взгляд все просто, но попробуйте сделать это максимально быстро, и левое полушарие тут же начнет концентрироваться на словах, сбивая вас с толку. Вам нужно синхронизировать работу обоих полушарий.

Алфавит

Это упражнение для развития мышления, внимания и улучшения работоспособности. Кроме того, «Алфавит» помогает снять эмоциональное напряжение и перезапустить мозг.

Работа заключается в следующем. Под каждой буквой есть пометка — Л, П, В. «Л» означает, что нужно поднять левую руку, «П» — правую, «В» — обе руки. Вам необходимо одновременно произнести букву алфавита и выполнить движение, отмеченное под буквой.

Первая часть упражнения — пройти от А до Я. Во второй части — от Я до А.

Нелогичная цепочка

Это упражнение-тест для тренировки мозга и памяти. Посмотрите внимательно на список слов в течение 90 секунд. Маленький совет: разбейте слова на пары и постарайтесь связать их с помощью визуальных ассоциаций.

Постарайтесь воспроизвести все слова по порядку. Если не можете, то напишите на листке все слова, которые вспомните. Теперь посчитаем: от 15 до 20 слов — у вас отлично развита память. 10-14 слов — среднестатистический результат. Меньше 10 — вы совершенно не умеете пользоваться памятью.

Выполняйте эти простые упражнения для мозга, и уже скоро вы заметите качественное улучшение работы обоих полушарий, памяти и мышления.

Вместо заключения

Чтобы тренировать ум, достаточно делать рутинные вещи необычными способами, выполнять новые действия, больше читать, играть в интеллектуальные игры. Прекрасный способ развить гибкость мышления — изучение иностранных языков и занятие музыкой. Это побуждает мозг активно производить новые нейронные связи, а значит — активно и эффективно работать.

Чтобы систематизировать занятия по улучшению интеллектуального здоровья, можно воспользоваться специальными онлайн-сервисами, которые предлагают десятки различных упражнений, заданий, тестов для развития мышления.

Тренинг «Здоровье или вредные привычки. Что выбираешь ты?»

Цель: формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Задачи:

  • Познакомить учащегося с понятиями «вредные привычки» и «полезные привычки».

  • Выработать у учащихся негативное отношение к вредным привычкам: курению, алкоголизму, токсикомании.

  • Воспитать умение прогнозировать результаты своего выбора.

Оборудование и материалы:

  • компьютер, презентация.

  • клубок ниток,

  • разноцветные жетоны (красные, синие, голубые, зеленые, серые, желтые, черные, коричневые) + 2 коробочки;

  • заготовка дерева, цветная бумага, клей, ножницы.

  • «браслетики» с высказываниями о здоровье

Форма занятия: тренинговое занятие с использованием современных компьютерных технологий.

Возраст участников: учащиеся 7 класса, возраст: 13-14 лет.

Время проведения: 1час 20 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Вводная часть.

Психолог (ведущий). Добрый день, дорогие ребята!

2. Определение эмоционального состояния присутствующих:

Ребята, вам предлагаются жетоны разного цвета (красный, желтый, синий, коричневый, черный, голубой, серый, зеленый). Выберите соответствующий вашему настроению жетон и положите его в коробочку.

(В конце мероприятия эмоциональное состояние присутствующих определяется повторно для того, чтобы проследить динамику изменения настроения после полученных эмоций).

3. Принятие правил.

Сегодня на занятии каждый из вас имеет право свободно высказывать свое мнение, но для этого я предлагаю следовать нескольким правилам, а именно:

  • каждый говорит от своего имени «я считаю», «я думаю»;

  • искренне говорим то, что думаем и чувствуем;

  • правило поднятой руки, т.е. говорит только тот, кому дали слово, никто его не перебивает.

4. Упражнение «Моя любимая привычка».

Прежде чем мы начнем наш серьезный разговор, давайте поприветствуем друг друга. Учащиеся, обращаясь, друг к другу, передают клубок и называют свою любимую привычку.

Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни.

2. Основная часть.

Психолог (ведущий). Как вы понимаете слово привычка? Приведите примеры полезных и вредных привычек. Ответы учащихся.

Психолог (ведущий). Привычка – это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, делаем как бы автоматически.(Например: привычка одеваться, умываться). Привычки могут приносить человеку пользу (назвать их) поэтому их называют — полезными. Человек может улучшить здоровье, стать сильным. Но бывают такие привычки, которые наносят вред здоровью людей — это вредные привычки. Если они уже закрепились в поведении человека, отказаться от них бывает очень сложно.

1. Упражнение «Привычка»

Учащиеся встают в круг и если команда ведущего начинается со слов «Прошу», выполняют различные действия. (Прошу присесть, прошу встать, прошу улыбнуться, прошу поднять руку вверх, побежать и т.д.). Таких команд должно быть много, чтобы участники группы привыкли их выполнять. В определенный момент, ведущий перед командой не произносит слово «Прошу» и тогда группа не должна выполнять его указание).

Психолог (ведущий). привыкнув выполнять команды, многие не сразу смогли переключиться и выполнили команду тогда, когда не должны были ее выполнять. По такому же принципу формируются у нас привычки: стоит только начать многократно повторять то или иное действие, как оно закрепляется в сознании в виде привычки.

Привычки – это то, что сопровождает нас всю жизнь. От некоторых из них необходимо избавляться, а некоторые наоборот нужно приобретать.

Сегодня мы с вами поговорим о выборе между здоровьем и вредными привычками.

Я думаю, что наше здоровье зависит от многих факторов: состояния здоровья родителей, от того, как часто нас осматривает врач, от того каким воздухом мы дышим и какую воду пьем и от других вещей. Но многое зависит и от нас, от того что мы выбираем.

2. Упражнение «Дерево жизни».

Работа в группах. Создайте в группе дерево жизни «Влияние привычек на здоровье человека». Во время выполнения задания психолог говорит:

В почву нашей жизни часто попадают так называемые ненужные удобрения: физические, эмоциональные, духовные насилия.

Их воздействие очень влияет на корни; появляются неуверенность, стыд, страх, беспокойство, одиночество.

И из этих «удобренных» корней вырастает дерево зависимости с ветвями токсикомании, наркомании, алкоголизма, курения и др.
А если в почву добавлять не зло, а более благодатные «удобрения» – доверие, приятие, безопасность, защищенность, поливать это дерево настоящей любовью, вырастает чувство собственного достоинства.

А ствол становится здоровым крепким организмом, который начинает приносить плоды. Плоды самоуважения, самореализации, ответственности, радости к жизни.
И только от тебя зависит, чем ты будешь удобрять свою почву жизни.

Какой путь ты выбираешь: быть хозяином своей жизни или всю жизнь быть в полной зависимости от своих вредных привычек.

С детства необходимо работать над собой, вырабатывать в себе полезные привычки, которые помогут добиться успеха, достичь целей в жизни, быть счастливым.

Учащиеся представляют результаты работы в группе (повесить на доску).

Психолог (ведущий). Человек может стать рабом вредных привычек, если не воспитает в себе с детства уважения к самому себе.

3. Упражнение «Марионетка»

Цель упражнения: дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Это упражнение имеет широкое поле ассоциаций, связанных как с ситуацией «наркоман-наркотик», так и с разнообразными отношениями, возникающими в семье подростка или в компании сверстников.

Выбрать в группе «марионетку» и три человека «кукловодов». Упражнение заключается в том, что учащимся предлагается разыграть маленькую сценку кукольного представления, где «кукловоды» управляют всеми движениями «марионеток».

Сценарий сценки участники разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения.
После обдумывания и репетиции группа представляет свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей.

После того как выступят, психолог проводит групповое обсуждение, во время которого все желающие делятся своими впечатлениями. Хорошо, если в обсуждении будет сделан акцент как на чувствах «марионетки», так и на чувствах «кукловодов», управлявших ее движениями. Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта.

Психолог (ведущий). В каких ситуациях люди становятся марионетками? Ответы учащихся: алкогольная, наркотическая зависимость, слабохарактерность, отсутствие собственной точки зрения, трусость, обжорство и т.д.

Действительно, когда человек перестает контролировать ситуацию самостоятельно, испытывая зависимость от другого человека или какой-то вещи, вещества, то он перестает быть человеком, а становится марионеткой. Вот вам пример марионетки: мужчина рано утром собирается на работу. Надевает красивый костюм (он должен хорошо выглядеть, т.к. находится на руководящей должности). У него есть маленькая вредная привычка: по утрам он любит после завтрака перед выходом выпить чашку кофе и выкурить сигарету. В одно прекрасное утро он обнаружил, что сигареты закончились. Ему надо было уже выходить, а он все никак не мог найти сигареты, обыскал весь дом. Тут он вспомнил, что когда-то он уронил одну сигарету за кресло и поленился достать. С облегчением он, в шикарном костюме, встает на колени, отодвигает кресло и копается в пыли в поисках сигареты. В этот момент он остановился: «Что я делаю? Я, высокопоставленный человек, уважающий себя, стою на коленях перед сигаретой, валяющейся в пыли?» После этого глубокого переживания он бросил курить.

4. Мозговой штурм: Почему люди начинают курить, пить, принимать другие наркотики?

Говорят дети по кругу.

Причины:

  • Любопытство

  • Пример друзей и взрослых

  • Наличие свободных денег

  • Желание выглядеть современным, взрослым, «крутым»

  • Влияние кино и телевидения, рекламы

  • От нечего делать

  • Установить контакт со сверстниками

  • Потому что не смог отказаться;

  • Чтобы поднять настроение;

  • Чтобы быть более раскованным, смелым;

Итак, подведем итог вышесказанному. Люди, испытывающие трудности, стрессы, люди, недовольные собой и окружающим миром, легче и быстрее встают на путь заведения вредных привычек. У них нет четких принципов («Я не курю, потому что это вредит моему здоровью и здоровью моих будущих детей»), нет четких целей в жизни («Я не пью и не употребляю наркотиков, потому что я хочу стать счастливым человеком, принести счастье и любовь другому человеку, добиться успеха в работе, творчестве»).

Групповая работа.

Сейчас каждая группа должна определить, какие человеческие потребности, записанные на доске, которые якобы удовлетворяются с помощью алкоголя, табака или наркотиков, могут быть удовлетворены с помощью здоровых способов. Например:

Любопытство

Почитать о проблеме вредных привычек, посмотреть на других зависимых людей, поспрашивать их. Сходить в наркодиспансер

Расслабление

Принять ванну, сделать массаж, сесть и помедитировать

Влиться в компанию

Стать лидером компании, а не последователем; понравиться умом

Понравиться молодому человеку (девушке)

Проявлять уважение и искренность, естественность в отношениях

Получить кайф

Сходить на каток или в аквапарк

Забыть о проблемах

Поговорить с мамой, папой, друзьями и решать проблемы вместе

Снять барьеры в общении

Проявлять неподдельный интерес к собеседнику, это располагает и снимает барьеры

Согреться

Одеться потеплее, попрыгать, зайти в магазин погреться

Снять напряжение

Проделать физические упражнения, погулять в парке, выпить сок, чай, сходить в театр или кино

Представитель каждой группы зачитывает предложения.

Психолог (ведущий). Любую естественную потребность человека можно удовлетворить здоровым способом, а любую проблему можно решить, если от нее не отворачиваться. Проблема нездоровых привычек состоит в том, что мы не знаем себя, своих возможностей и не умеем строить конструктивные взаимоотношения с людьми. Этому можно научиться.

5. Игра-упражнение «Жизнь с болезнью»

Цель упражнения: дать участникам возможность прочувствовать состояние полной зависимости от вредной привычки.

Участникам раздаются 12 небольших листочков бумаги и ручка (карандаш). Задание: написать 4 любимых блюда, 4 любимых занятия и 4 любимых человека.

Когда все участники готовы, ведущий говорит: «Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от наркотиков, для того чтобы лучше понять, что может происходить в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое получает от наркотика. За любое удовольствие надо платить… и не только деньги. Поэтому я прошу отдать по 1-й карточке с любимым блюдом, занятием, близким человеком. Далее зависимость требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка. После этого психолог сам проходит по кругу и забирает не глядя по 1 листочку любимого блюда, занятия, близкого человека у каждого участника. Это символизирует то, что потребитель наркотиков не может контролировать ситуацию. Все, что осталось у участников, – это возможный вариант того, что наркомания может сделать с жизнью человека.

ОБСУЖДЕНИЕ

– Как себя чувствовали участники во время игры?
– Как сейчас себя чувствуют?
– С чем (или с кем) труднее было расставаться?

Психолог (ведущий). Прежде чем что-либо попробовать, нужно подумать, а стоит ли находиться в состоянии этой зависимости, дать возможность привычке управлять тобой.

6. Упражнение «Стряхни»

Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств.
Встаньте так, чтобы у вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носка до бедер. А затем потрясите головой.

Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки…

Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.

АНАЛИЗ:

– Ваше самочувствие после выполнения упражнения?

3. Заключительная часть.

1. Рефлексия.

Психолог (ведущий). Продолжи фразу: » Сегодня на занятии мне понравилось… Я хочу вам пожелать…»

2. Оценка эмоционального состояния

Ребята, в начале урока вы определили свое эмоциональное состояние. Сейчас я предлагаю вам выполнить это задание ещё раз. (Прослеживается динамика изменения настроения из-за полученных эмоций).

3. «Якорь»

Разрешите мне подарить вам на память «браслетики» о нашем мероприятии.

Все здоровые люди любят жизнь.

Генрих Гейне

Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.

Артур Шопенгауэр

Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы.

Карлейль Т.

Здоровье дороже богатства.

Рей Д

Здоровье дороже золота.

Шекспир В

Счастье заключается прежде всего в здоровье.

Куртис Г.

Здоровье — мудрых гонорар.

Беранже П. Ж

Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства.

Д. Леббок

Существуют тысячи болезней, но здоровье бывает только одно.

Бёрне

Здоровье – всему голова.

М. А. Шолохов

Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие,

и характер развивается во всем своем могуществе.

Герберт Спенсер

Изящество и красота не могут быть отделены от здоровья.

Марк Туллий Цицерон

Здоровье есть само удовольствие или неизбежно порождает удовольствие, как огонь создает теплоту. Томас Мор

Без здоровья невозможно и счастье

В. Г. Белинский

Сведения об образовательной организации Основные сведения Структура и органы управления образовательной организацией Документы Объектовые тренировки Образование Рабочие программы Образовательные стандарты Руководство. Педагогический состав Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса Стипендии и иные виды материальной поддержки Платные образовательные услуги Финансово-хозяйственная деятельность Вакантные места для приема (перевода) Информационная безопасность Электронный дневник На все случаи жизни Памятки/рекомендации Правила приема Прием в 1 кл Поступление в 5-е классы Поступление в 10-е классы Маленькая гимназия Образование детей с ОВЗ Итоговая аттестация ЕГЭ Архив ГИА 9 Выпускники Достижения Конкурсы Достижения гимназистов Достижения педагогов Олимпиады Публикации/работы гимназистов Воспитательная работа Дополнительное образование Самоуправление Юнармия Школьный спортивный клуб «Олимпиец» 75 лет Великой Победе Методическая работа Экспериментальная деятельность Архив 2017–2018 Учебно-исследовательская деятельность Проекты гимназистов Проекты Наше Подмосковье Конкурс лучших учителей Проект «Билет в будущее» Наука в Подмосковье Инновационный проект Социально-психологическая служба Психолог Ученикам Учителям Родителям Публикации Документы Социальный педагог Важные телефоны Законы Меры социальной поддержки Уполномоченный по правам Важные телефоны Правовой календарь Библиотека Учебники Правила пользования учебниками Новые учебники Новые учебные пособия Школа цифрового века «Школа для родителей» Советуем прочитать Друзья и партнёры Крупнейшие библиотеки Москвы Президентская библиотека Тренажер «Буду говорить правильно» О библиотеках и чтении Интересные ресурсы Безопасный Интернет Был месяц май, была Победа Архив библиотеки Сотрудничество Профсоюз Вакансии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *