Условия служебного контракта

2. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.
3. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.
Комментарий к статье 23
1. Комментируемая статья вместо привычного трудовому законодательству понятия «трудовой договор» вводит новый термин «служебный контракт». Этот термин призван подчеркнуть специфику государственной гражданской службы как особого вида трудовой деятельности. По содержанию же служебный контракт мало чем отличается от трудового договора.
Рассмотрим признаки служебного контракта, определяющие его специфику как особого вида трудового соглашения.
Во-первых, сторонами служебного контракта являются представитель нанимателя и гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу. Специфика государственной службы заключается в том, что работодателем (или по терминологии комментируемого Закона — нанимателем) в данном случае выступает государство, т.е. Российская Федерация, или соответствующий субъект Российской Федерации. Поэтому функции нанимателя от их имени реализует руководитель соответствующего государственного органа — представитель нанимателя (см. комментарий к ст. 1). Кроме того, действующим законодательством установлены повышенные по сравнению с обычной трудовой правосубъектностью требования к лицу, поступающему на гражданскую службу: гражданство, достижение 18 лет, владение государственным языком Российской Федерации, специальные квалификационные требования и ограничения (см. комментарий к ст. 21).
Во-вторых, служебный контракт — это соглашение о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы, т.е. о выполнении специфической трудовой функции. Государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (см. комментарий к ст. 3). В связи с таким содержанием государственной гражданской службы должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации — законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (см. комментарий к ст. 8). Комментируемый Закон содержит общую классификацию должностей государственной гражданской службы (см. комментарий к ст. 9). Таким образом, трудовая функция гражданского служащего определяется кругом должностных обязанностей по определенной в служебном контракте должности гражданской службы.
Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности его сторон. По прямому указанию ч. 1 ст. 24 права и обязанности, указанные в ч. 2 и 3 данной статьи, являются существенным условием служебного контракта, т.е. таким условием, при отсутствии которого служебный контракт не может считаться заключенным.
2. В соответствии со служебным контрактом представитель нанимателя обязуется:
предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы и замещения определенной должности гражданской службы;
своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание (см. комментарий к ст. 50);
предоставить ему государственные социальные гарантии (см. комментарии к ст. 52, 53).
3. Другая сторона служебного контракта — гражданин, поступающий на гражданскую службу, принимает на себя обязанности:
исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом (см. комментарий к ст. 47);
соблюдать установленный в государственном органе служебный распорядок (см. комментарий к ст. 56).

Формирование уведомления об изменении в пунктах трудового договора происходит в случае, когда работодатель в одностороннем порядке принимает решение поменять какой-либо аспект в отношениях с сотрудником.

Причины для изменений

Всего, в соответствии с Трудовым законодательством РФ, есть два вида причин, по которым могут быть осуществлены законные перемены в трудовом договоре между работодателем и его подчиненным. Первые — это технологические, т.е. когда на предприятии внедряются различные инновации в процессе производства (например, происходит закупка нового оборудования, ведется модернизация, происходит смена направления деятельности и т.п.). Но такие причины встречаются не так часто в отличие от второго типа – организационных.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк уведомления об изменении условий трудового договора .docСкачать образец уведомления об изменении условий трудового договора .doc

К организационным причинам относятся смена наименования юридического лица или его реорганизация (объединение или, напротив, дробление структурных подразделений), «переезд» компании в другой населенный пункт, изменение режима работы предприятия.

Во всех остальных случаях, например, при редактировании нормативно-правовой документации фирмы (правил внутреннего трудового распорядка, в том числе штатного расписания), изменения, вносимые в трудовой договор, могут быть признаны незаконными (особенно, если они приводят к ухудшению работы сотрудников – именно в таких ситуациях чаще всего происходят обращения в суд).

Какие изменения могут быть

Наиболее часто в договорах между сторонами трудовых отношений меняются пункты, касаемые заработной платы, в том числе оклада, надбавок, премий, компенсаций, а также то, что относится к рабочему времени (например, происходят перемены в графике работы, внедряется неполный рабочий день и т.п.), также возможно и изменение наименования должности сотрудника.

Однако при всем при этом, совершенно недопустимо чтобы менялся перечень основных обязанностей работника (в этом случае при реальной необходимости наиболее оптимальный путь — перевод его на другую должность внутри компании).

Процедура уведомления

Первый шаг по изменению условий трудового договора может быть совершен как со стороны работника, так и со стороны его работодателя. При этом если в первом случае все более-менее понятно, начальство может либо принять, либо отклонить предложение сотрудника, то во втором случае все несколько сложнее.

Если руководство приняло решение о том, чтобы сделать некоторые изменения в работе сотрудников, оно имеет право произвести их в одностороннем порядке.

Но вместе с этим оно обязано известить подчиненных о них в письменном виде в установленный в законодательстве срок. В уведомлении обязательно должна быть указана причина, по которой необходимо внедрение изменений, а также ссылка на статью закона, который имеет к ним прямое отношение.

И только после этого информация обо всех переменах включается в действующий трудовой договор, посредством составления с работником дополнительного соглашения. Со дня его подписания сторонами сотрудник приступает к исполнению своих функций уже на новых условиях.

В какой период следует уведомлять сотрудников

Уведомление об изменениях, которые планируется внести в трудовой договор, необходимо произвести как минимум за два месяца до наступления самого события.

За это время работник может принять решение о том, согласиться ли ему с ними или же отказаться и попробовать найти новую работу. При этом, если сотрудник согласен на предлагаемые ему перемены, они могут быть внесены в трудовой договор раньше, чем истечет двухмесячный срок.

Следует отметить, что одним из ключевых моментов изменения работодателем условий трудового договора является его обязанность информировать подчиненного об имеющихся в наличии свободных вакансиях внутри фирмы. Это необходимо для того, чтобы работник имел возможность остаться в компании, если вдруг его не устроят те новшества, которые внедряет руководство по отношению к его текущей должности. При этом предлагаемые работодателем вакансии должны соответствовать образованию, опыту работы, квалификации сотрудника. Однако, закон дает последнему право отказаться от них, если он считает это наиболее целесообразным.

Можно ли обойтись без уведомления

Уведомление работодателем подчиненного при предстоящем изменении условий в его трудовом договоре является его прямой обязанностью. Нарушение этого порядка может привести к административному наказанию (штрафу) предприятия и руководящего состава со стороны надзорных контролирующих ведомств (например, при проверках трудовой инспекцией). Также при отсутствии уведомления сотрудник может с легкостью оспорить произошедшие перемены в судебной инстанции.

Кто пишет уведомление

Уведомление может писать любой работник организации, уполномоченный на создание подобного рода бумаг либо в соответствии с должностной инструкцией, либо отдельным приказом директора. Чаще всего это специалист или руководитель кадрового отдела, юрист или же секретарь.

Как составить уведомление

Уведомление об изменениях в условиях трудового договора можно делать в произвольном виде. Однако если внутри предприятия есть свой стандарт документа, то уведомление следует писать по его образцу. Хорошо, если формат уведомления будет указан в нормативно-правовых актах компании.

Оформление документа

Уведомление может быть сформировано на простом листе бумаги или же на бланке с фирменными реквизитами и логотипом. Оно может быть написано от руки или напечатано – в определении его законности это значения не имеет. Правда, электронный бланк нужно обязательно распечатать для простановки в нем необходимых подписей.

Кто должен подписать

Уведомление обязательно должно быть подписано ответственным работником компании. Наилучший вариант, если это будет автограф директора, но это не всегда возможно, особенно на крупных предприятиях, где большой штат персонала и множество структурных подразделений, поэтому за руководителя поставить подпись может сотрудник кадрового отдела или иное лицо, занятое в создании и рассылке таких уведомлений.

Регистрация и учет

Под каждого работника, которого касаются изменения в трудовом договоре, должно быть сформировано свое, отдельное уведомление.

Информацию о документе следует внести в специальный журнал учета исходящей корреспонденции (в случае чего он будет служить доказательством создания и отправки извещения заинтересованному сотруднику).

Образец уведомления об изменении условий трудового договора

При необходимости сформировать уведомление об изменении условий трудового договора, с которым вы ранее не сталкивались, посмотрите его образец и комментарии к нему – с их учетом вам наверняка без особых усилий удастся написать нужный документ.

  1. Первым делом укажите в бланке, от кого и кому он направляется.
  2. Затем, используя вежливую форму обращения (имя, отчество с эпитетом «уважаемый»), оповестите адресата о новых предлагаемых ему условиях работы.
  3. Отметьте дату, с которой они вступают в законную силу.
  4. Во избежание дальнейших недоразумений, обязательно укажите реальную причину, по которой перемены стали необходимы, также приведите ссылку на статью закона, в соответствии в которым вы действуете.
  5. Не забудьте упомянуть в уведомлении имеющиеся в организации свободные вакансии, которые могут быть заняты работником в случае его отказа принять новые условия работы на текущей должности.
  6. Если их нет, также обозначьте это, прибавив, что если он откажется согласиться с изменениями в трудовом договоре, то он подлежит увольнению.
  7. В заключение подпишитесь и датируйте бланк.

Служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на ГС, или гражданским служащим о прохождении ГС и замещении должности ГС.

В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование гос органа.

Существенными условиями служебного контракта являются:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения гос органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деят-ти, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха;

8) условия оплаты труда;

9) виды и условия соц. страх., связанные с профессиональной служебной деят-тью.

В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание при поступлении на ГС;

2) неразглашение сведений, составляющих гос. и иную охраняемую ФЗ тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить ГС после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим ФЗ и другими ФЗ.

В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с закон-вом РФ. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле.

18. Аттестация.

Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №110 аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности ГС на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава ГГС РФ, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности ГС при сокращении должностей ГС в гос. органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестации не подлежат гражданские служащие:

а) проработавшие в занимаемой должности ГС менее одного года;

б) достигшие возраста 60 лет;

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, не ранее чем через год после выхода из отпуска;

д) замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники», с которыми заключен срочный служебный контракт;

е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии, обладают равными правами.

График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с закон-вом РФ о ГГС, а аттестация переносится на более поздний срок.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости — его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности ГС;

б) соответствует замещаемой должности ГС и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности ГС в порядке должностного роста;

в) соответствует замещаемой должности ГС при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

г) не соответствует замещаемой должности ГС.

Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования.

Материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт гос. органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:

а) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности ГС в порядке должностного роста;

б) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

в) понижается в должности ГС.

При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность ГС представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности ГС и уволить его с ГС в соответствии с закон-вом РФ о ГГС. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с закон-вом РФ.

19. Классные чины гражданской службы

В соответствии с положениями статей 11 и 49 ФЗ «О ГГС РФ» квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией в целях оценки ГС службы по замещаемой должности в отношении гражданских служащих, замещающих без ограничения срока полномочий должности ГС категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», а в случаях, определяемых Президентом РФ, — должности ГС категории «руководители».

Законопроектом предусматривается отмена квалификационного экзамена для указанной категории гражданских служащих, что позволит оптимизировать условия прохождения ГС, а также устранить дублирование процедур оценки результатов их профессиональной служебной деятельности.

Гражданским служащим, замещающим на основе срочного служебного контракта должности категории «руководители», относящиеся к главной и ведущей группам должностей ГС, и должности категории «помощники)», за исключением должностей, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ и Правительством РФ, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности ГС классного чина ему присваивается классный чин в соответствии со статьей 11 настоящего ФЗ.

Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина ГС по инициативе гражданского служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина гражданской службы.

Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки знаний, навыков и умений гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена в соответствии с настоящим ФЗ.

Порядок сдачи квалификационного экзамена гражданскими служащими определяется указом Президента РФ.

ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О ГГС РФ».

20. Виды поощрений.

ФЗ № 79 «О ГГС РФ» виды поощрения и награждения:

— объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

— награждение почетной грамотой гос. органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

— иные виды поощрения и награждения гос. органа;

— выплата единовременного поощрения в связи с выходом на гос. пенсию за выслугу лет;

— поощрение Правительства РФ;

— поощрение Президента РФ;

— присвоение почетных званий РФ;

— награждение знаками отличия РФ;

— награждение орденами и медалями РФ.

Закон-вом субъекта Федерации устанавливаются порядок и условия выплаты единовременного поощрения гражданским служащим субъекта Федерации.

К военнослужащим и приравненным к ним служащим правоохранительной службы предусмотрено применение таких видов поощрений, как:

— занесение в Книгу почета или на Доску почета;

— награждение ведомственными знаками отличия;

— досрочное присвоение очередного воинского звания;

— присвоение очередного воинского знания на ступень выше соответствующего замещаемой должности;

— награждение именным оружием;

— присвоение почетного ведомственного звания.

В качестве поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на военнослужащего, служащего правоохранительной службы дисциплинарного взыскания.

За заслуги перед гос-вом гос. служащий может быть представлен к награждению гос. наградами РФ. Лица, удостоенные гос. наград, пользуются установленными законодательством РФ льготами и преимуществами.

21. Кадровый резерв

С учетом Сводного реестра гос гражданских служащих РФ и поступивших заявлений гражданских служащих формируются на конкурсной основе для замещения должностей ГС фед кадровый резерв, кадровый резерв фед гос органа, кадровый резерв субъекта РФ и кадровый резерв гос. органа субъекта РФ.

Кадровый резерв формируется для замещения:

1) вакантной должности ГС в гос. органе в порядке должностного роста гражданского служащего;

2) вакантной должности ГС в другом гос. органе в порядке должностного роста гражданского служащего;

3) должности ГС, назначение на которую и освобождение от которой гражданского служащего осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ.

Включение гражданского служащего в кадровый резерв гос. органа для замещения должности ГС осуществляется по результатам конкурса в порядке.

Включение гражданского служащего в фед. кадровый резерв оформляется правовым актом фед. гос. органа по управлению ГС, в кадровый резерв субъекта РФ — правовым актом гос. органа по управлению ГС субъекта РФ, а в кадровый резерв гос. органа — правовым актом гос. органа с внесением соответствующей записи в личное дело гражданского служащего и иные документы, подтверждающие служебную деятельность гражданского служащего.

На основе фед. кадрового резерва, кадрового резерва субъектов РФ, кадрового резерва фед. гос. органов и кадрового резерва гос. органов субъектов РФ фед. го. органом по управлению ГС формируется Сводный кадровый резерв РФ для замещения вакантных должностей ГГС РФ.

Вакантная должность ГС замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим, состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. При отказе гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве, от предложенной должности вакантная должность замещается по конкурсу.

Положение о кадровом резерве на ГС утверждается соответственно Президентом РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ.

22. Должностные регламенты

Значение и содержание должностного регламента:

1. Профессиональная служебная деят-ть гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента гос. органа.

2. В должностной регламент включаются:

— квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность ГС, а также к образованию, стажу гражданской службы или стажу работы по специальности;

— должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом гос. органа, задачами и функциями структурного подразделения гос. органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности ГС;

— перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

— перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и проектов управленческих и иных решений;

— сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

— порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же гос. органа, гражданскими служащими иных гос. органов, другими гражданами, а также с организациями;

— перечень гос. услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом гос. органа;

— показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Перечисленные позиции представляют собой набор обязательных разделов должностного регламента.

В соответствии с действующим закон-вом типовые (примерные) должностные регламенты утверждаются соответствующими органами по управлению ГС, а до образования таковых данную функцию временно выполняют существующие органы гос. власти фед. уровня, а также на уровне субъектов.

Составление и наличие типовых должностных регламентов применительно к группам должностей ГС не исключает разработки конкретных регламентов по имеющимся в наличии должностям на основе и с учетом типовых разработок.

Ответственность за разработку конкретных должностных регламентов и обеспечение ими гражданских служащих несут их непосредственные начальники. Должностные регламенты вводятся в действие со дня их утверждения, если в приказе об утверждении не оговаривается иной срок введения в действие, сообщаются гражданским служащим при оформлении на службу до заключения служебного контракта.

23. Профессиональная подготовка кадров

Профессиональная подготовка кадров для ГС осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с ФЗ.

Заключение договора на обучение между гос. органом и гражданином с обязательством последующего прохождения ГС после окончания обучения в течение опред. срока осущ-ся на конкурсной основе в порядке, установленном соответственно указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ и закон-вом субъекта РФ.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего. Доп. профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

Стажировка является как самостоятельным видом доп. профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются в течение всего периода прохождения им ГС.

Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются:

1) назначение гражданского служащего на иную должность ГС в порядке должностного роста на конкурсной основе;

2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;

3) результаты аттестации гражданского служащего.

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 года.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих гос. аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования.

Стажировка гражданского служащего осуществляется непосредственно в гос. органах и иных организациях. Гражданский служащий также может получать доп. профессиональное образование за пределами территории РФ.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от ГС.

Вид, форма и продолжительность получения доп. профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности ГС, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Президентом РФ.

Прохождение гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки подтверждается соответствующим документом гос. образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим должности ГС.

Гражданскому служащему, проходящему профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, представителем нанимателя, образовательным учреждением профессионального образования, гос. органом или иной организацией обеспечиваются условия для освоения образовательной программы доп. профессионального образования.

Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы закреплены в ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»

Так, в отношении гражданского служащего может быть осуществлено:

— прекращение служебного контракта;

— освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

— увольнение с гражданской службы,

которые не являются равнозначными.

«Прекращение служебного контракта» охватывает все случаи окончания его действия, независимо от оснований, т.е. служебный контракт прекращает свое действие при освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, в связи с назначением на которую контракт был заключен, за исключением случаев освобождения гражданского служащего от должности по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон с приостановлением служебного контракта.

При этом прекращение служебного контракта не всегда влечет за собой увольнение гражданского служащего с гражданской службы. Так, перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в том же государственном органе не влечет за собой увольнения с гражданской службы, поскольку заключается служебный контракт по вновь замещаемой должности с одновременным прекращением контракта по освобождаемой должности.

Одновременно в Федерального законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» применяется понятие «расторжение служебного контракта», которое является частным случаем по отношению к прекращению служебного контракта, поскольку производится по инициативе одной из сторон или соглашению сторон, а также при истечении срока действия служебного контракта.

Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы означает прекращение исполнения им служебных обязанностей по соответствующей должности гражданской службы, но, в отдельных случаях, с оставлением его в соответствующем реестре гражданских служащих и даже включением в кадровый резерв. Петров А. Прекращение служебного контракта о государственной гражданской службе // Вопросы трудового права. 2010. № 5. С. 30.

Увольнение с гражданской службы означает прекращение статуса гражданского служащего.

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа. Целесообразно отметить, что согласно общим требованиям трудового законодательства формулировка основания таких действий в указанном акте и, следовательно, в трудовой книжке должна точно соответствовать и содержать ссылку на статью Федерального закона.

Согласно ст. 25 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключить с гражданским служащим:

  • 1) служебный контракт на неопределенный срок;
  • 2) срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет, если иной срок не установлен указанным федеральным законом.

Срочный служебный контракт заключается в случае, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Срочный служебный контракт заключается в случае:

  • 1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)»;
  • 2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с федеральными законами сохраняется должность;
  • 3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
  • 4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, находящихся за пределами России;
  • 5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач или функций;
  • 6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;
  • 7) замещения должности гражданской службы, по которой установлен особый порядок оплаты труда, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности (п. 14 ст. 50 указанного Закона);
  • 8) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

С гражданским служащим, замещающим должность на основании служебного контракта и достигшим возраста 60 лет, контракт можно перезаключить на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет. Замещение должности гражданской службы служащим по достижении им возраста 65 лет – предельного возраста пребывания на гражданской службе – не допускается.

Если служащий достиг возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе и срок контракта истек, представитель нанимателя с согласия гражданина может заключить с ним срочный трудовой договор на замещение должности, нс являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал гражданин.

Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ или служебным контрактом.

При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению им должностных обязанностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *