Услуги в электронной форме

Определение «электронной услуги» для целей «налога на Google»

Уже второй год, как в налоговом законодательстве начал использоваться термин «услуги, оказываемые в электронной форме», значимый для целей определения места реализации иностранными компаниями электронных услуг для целей НДС (широко известный, как налог на Google). Местом реализации электронных услуг с 01.01.2017 признается место осуществления деятельности покупателя этих услуг.

То есть при оказании иностранными компаниями услуг в электронной форме российским пользователям (как физическим лицам, так и организациям), эта иностранная компания обязана встать на учет в российские налоговые органы, исчислить и уплатить НДС со стоимости оказываемых услуг.

В первую очередь, речь идет в этом случае идет об услугах по предоставлению контента (музыка, видео, электронные книги, игры и т. д.) и (или) права доступа к программам (базам данных, онлайн-играм, социальным сетям и др.). При этом п. 1 ст. 174.2 НК РФ содержит закрытый, на первый взгляд, перечень услуг в электронной форме:

  1. предоставление прав на использование программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет»;
  2. оказание рекламных услуг в сети «Интернет «, а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети «Интернет»;
  3. оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»;
  4. оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями;
  5. обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети «Интернет», поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет»), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации;
  6. хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть «Интернет»;
  7. предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;
  8. предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
  9. оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети «Интернет»;
  10. оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть «Интернет» при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);
  11. предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть «Интернет»;
  12. оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
  13. предоставление доступа к поисковым системам в сети «Интернет»;
  14. ведение статистики на сайтах в сети «Интернет».

Из легального определения «услуг в электронной форме» (п. 1 ст. 174.2 НК РФ) мы можем выделить три основных признака:

  1. Электронные услуги оказываются через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;
  2. Электронные услуги оказываются автоматизированно;
  3. Электронные услуги оказываются с использованием информационных технологий.

В связи с перечисленными признаками возникает вопрос, относятся ли к электронным услуги, оказываемых онлайн, в случае, если Интернет используется лишь как способ передачи информации или данных, а исполнитель принимает существенное личное участие в оказании услуги.

Так, в ст. 174.2 НК РФ есть прямые исключения из состава электронных в том числе следующих видов услуг:

  • реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть «Интернет» поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети «Интернет»;
  • реализация программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;
  • оказание консультационных услуг по электронной почте.

Российское определение электронной услуги соответствует практике ЕС. В Директиве № 2006/112/ЕС Совета Европейского Союза закреплено следующее определение электронной услуги – это услуги, доставляемые через Интернет либо электронную сеть, природа которых позволяет совершать их поставку полностью автоматически или с минимальным вмешательством человека; при отсутствии информационных технологий такие услуги не могли бы существовать.

По сути положения Директивы предполагают наличие трех видов поставок в сфере электронной коммерции:

  1. Поставка дижитал-продукции с помощью Интернета с отсутствием или с минимальным вмешательством человека, при которой отсутствует необходимость физического присутствия исполнителя в месте реализации услуги;
  2. Поставка иных услуг, осуществляемая с помощью Интернета (например, консультационные услуги или онлайн обучение с помощью skype);
  3. Поставка товаров или «вещественных» услуг, заказ которых осуществляется онлайн, но исполняется в обычном режиме (например, заказ товаров, онлайн бронирование билетов, гостиниц и т.д.).

Два последних вида услуг предполагают использование Интернета или иных информационно-телекоммуникационных сетей в качестве средства связи между поставщиком и покупателем, не преобразовывая при этом природы оказываемых услуг.

В России из начального текста законопроекта был изъят такой важный признак электронной услуги, как минимальная степень человеческого участия или ее полное отсутствие. Сохранение в п. 1 ст. 174.2 НК РФ лишь одного признака электронной услуги «автоматизированность» было направлено на устранение возможности субъективной оценки степени человечесвого участия. Таким образом, буквальное толкование нормы позволяет сделать вывод, что даже минимального человеческого участия в оказании услуги достаточно для выведения последней из-под действия положений ст. 174.2 НК РФ.

Однако что делать в том случае, когда предоставление прав доступа является не отдельным и самостоятельным видом деятельности, а лишь частью более широкого спектра оказываемых услуг, предоставление которых осуществляется не автоматизировано? Например, в случаях проведения онлайн обучения, в рамках которого ученикам, помимо взаимодействия с преподавателем, могут предоставляться в том числе права доступа к видео-роликам или иным учебным материалам.

Решение, предложенное в Директиве для таких случаев, видится разумным. В каждом конкретном кейсе предлагается определять:

  • является ли вся поставка единой и определять уже природу всей такой «пакетной» поставки;
  • является ли электронная услуга самостоятельной/ основной частью оказываемой услуги или лишь вспомогательной частью более комплексной услуги.

Более того, для обложения НДС лишь части реализованной услуги (например, передачи права доступа к видеозаписям в рамках онлайн обучения), необходимо точно определить налогооблагаемую базу, т.е. определить стоимость передачи такого права в общей стоимости оказываемых услуг. В подавляющем большинстве случаев такую часть стоимости определить невозможно, что в свою очередь является еще одним эшелоном защиты таких «пакетных» услуг.

Пройти НДС-регистрацию можно удаленно через онлайн-сервис «НДС-офис интернет-компании». Сервис доступен на русском и английском языках.

Иностранная компания может самостоятельно проверить, нужно ли ей вставать на налоговый учет. Для этого предусмотрен онлайн-тест.

«В целях настоящей главы оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее в настоящей статье — сеть «Интернет»), автоматизированно с использованием информационных технологий».

Полезно ознакомиться также с Пояснительной запиской к поправкам в отношении определения места реализации услуг в сфере телекоммуникации, радиовещания, а также электронным услугам, вступившими в силу с 2015 года.

В Директиве отдельно отмечено, что в случаях, когда поставщик и потребитель какой-либо услуги общаются по электронной почте, это само по себе не должно означать, что предоставляемая услуга является услугой, предоставляемой в электронном виде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *