Установить должностной оклад по должности

Системы оплаты труда

Порядок расчета заработной платы сотруднику именуется системой оплаты труда. К сотрудникам различных должностей может быть применима разная система оплаты труда. Порядок установления заработной платы работнику регулируется ст.125 Трудового кодекса РФ.

Как устанавливается заработная плата работникам?

При приеме сотрудника на работу его говорят, как формируется его заработная плата, причем это происходит не только в устной, но и в письменной форме посредством трудового договора, в котором четко прописывают, какая система оплаты труда устанавливается для данного работника, и в каком размере ему будет выплачивать заработная плата, из чего она состоит.

Зарплата работника может включать:

  • оклад или тарифную ставку,
  • надбавки (за сложность, вредность, тяжесть);
  • стимулирующие выплаты (премии) — о системе премирования читайте в этой статье.

При установлении заработной платы работнику важно учитывать, что равный труд должен оплачиваться одинаково. Это значит, что заработная плата работников одной и той же должности должна рассчитываться одинаково.

Устанавливая работнику заработную плату, нужно помнить о таком понятии, как минимальный размер оплаты труда (МРОТ), меньше которого зарплата быть не может. Важное уточнение, не может быть меньше МРОТ полный размер заработной платы с учетом всех премий и надбавок. На 2015 году МРОТ равен 5965 руб.

Также нужно не забывать о том, что некоторые регионы и отрасли могут повысить минимальный размер заработной платы. Повышение зарплаты в регионах и по отраслям должно быть закреплено в соответствующих официальных документах, важно отслеживать появление таких документов. Заработная плата не может быть меньше установленной в регионе или в данной отрасли минимальной заработной платы. Если таких особых документов нет, то необходимо ориентироваться на МРОТ.

Заработная плата персонала подлежит регулярной индексации в соответствии с уровнем инфляции.

Существует несколько система оплаты труда, предприятие может использовать любую из них или все сразу в отношении работников разных должностей.

Какие бывают системы оплаты труда:

  • Тарифная;
  • Бестарифная;
  • Смешанная.

Тарифная предполагает установку для работника оклада или тарифной ставки. Тарифная бывает сдельная и повременная.

В свою очередь, сдельная система оплаты труда бывает:

Повременная система оплаты труда бывает:

  • Простая;
  • Повременно-премиальная;
  • Окладная;
  • Контрактная.

Бестарифная система оплаты труда заключается в том, что заработная плата каждого отдельного работника составляет определенную долю от общего фонда зарплаты всего персонала предприятия.

Смешанная система оплаты труда, включает себя параметры тарифной и бестарифной.

Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы

Первая составляющая часть — оклад (должностной оклад) — в соответствии с положениями статьи 129 ТК РФ представляет собой фиксированный размер оплаты труда работников, в который не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Данная часть заработной платы устанавливается за исполнение должностных обязанностей (по должностям руководителей и служащих) или трудовых обязанностей (по профессиям рабочих) в расчете за календарный месяц или за иную единицу времени.

На основе должностных окладов осуществляется оплата труда работников из числа служащих, за исключением служащих из числа отдельных педагогических работников, оплата труда которых осуществляется на основе ставок заработной платы.

В свою очередь, на основе окладов осуществляется оплата труда работников, относящихся к профессиям рабочих. При этом необходимо учитывать, что в учреждениях отдельных главных распорядителей средств федерального бюджета рабочим принято устанавливать тарифную ставку (а не оклад).

В соответствии со статьей 129 ТК РФ под базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы понимаются минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Тарифная ставка — это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени также без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

На основе ставок заработной платы осуществляется оплата труда отдельных педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, являющуюся расчетной величиной, применяемой при исчислении их заработной платы с учетом конкретного объема учебной нагрузки (педагогической работы);

В соответствии с пунктом 3 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Под профессиональными квалификационными группами (ПКГ) понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированных с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (статья 144 ТК РФ).

Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам определены приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525.

Профессии рабочих и должности служащих формируются в ПКГ с учетом вида экономической деятельности по следующим критериям:

  • отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;
  • должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;
  • профессии рабочих и должности служащих, в т. ч. руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;
  • профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.

Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к ПКГ осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих.

В порядке исключения отдельные должности служащих, имеющие важное социальное значение, могут быть отнесены к ПКГ исходя из более высокого уровня требований к квалификации, необходимого для занятия соответствующих должностей служащих.

При этом профессии рабочих и (или) должности служащих, входящие в одну ПКГ, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой ПКГ в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, необходимой для работы по профессии рабочего или занятия должности служащего.

Одна и та же профессия рабочего или должность служащего может быть отнесена к разным квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, а также с учетом дополнительных показателей квалификации, подтвержденных сертификатом, квалификационной категорией, стажем работы и другими документами и сведениями.

ПКГ утверждаются Минздравсоцразвития России (перечень документов приведен в приложении № I.3.4).

Внутри ПКГ должности служащих и профессии рабочих группируются по квалификационным уровням. На основе принятой классификации по профессиональным квалификационным группам и (или) квалификационным уровням работникам устанавливаются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы. Таким образом обеспечивается дифференциация уровней оплаты труда всего круга работников бюджетной сферы. Чем выше уровень профессиональной квалификационной группы и квалификационный уровень внутри ПКГ, тем выше должен быть размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы конкретного работника.

Распределение должностей служащих и (или) профессий рабочих по профессиональным квалификационным группам и (или) квалификационным уровням осуществляется именно с целью дифференциации уровней оплаты труда сотрудников.

Назначение на должность, определение соответствия работника занимаемой должности, присвоение тарификационных разрядов рабочим, квалификационных категорий служащим и прочие вопросы должны решаться на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).

Также соответственно ПКГ в ряде случаев устанавливаются дополнительные выплаты по оплате труда.

Распределение должностей служащих и профессий рабочих по соответствующим профессиональным квалификационным группам и профессиональным квалификационным уровням приведено в приложении № I.3.5.

Учреждения при установлении окладов работникам в первую очередь исходят из базовых (минимально гарантированных) окладов (ставок), определенных соответствующими министерствами (ведомствами) в принятых ими примерных положениях (см. приложение № I.3.1).

При этом необходимо учитывать, что определенные соответствующими главными распорядителями средств федерального бюджета базовые оклады (ставки) являются рекомендательными. В случае наличия достаточных ассигнований учреждения вправе предусмотреть установление окладов своим сотрудникам на более высоком уровне.

В соответствии с пунктом 7.1 Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 425н) минимальные размеры окладов (ставок) работников по соответствующим ПКГ рекомендовано устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе ЕТС.

Затем на основе расчетов по объемам имеющегося бюджетного финансирования может производиться корректировка размеров окладов (ставок) в сторону повышения.

В учреждениях силовых министерств и ведомств, на которые не распространяется действие утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, размеры должностных окладов (окладов) определяются в соответствии с положениями ведомственных нормативных правовых актов (см. приложение № I.3.3), предусматривающих конкретные или вилочные (в пределах «от» и «до») значения.

Оклады работникам (из числа тех, оплата труда которых до 1 декабря 2008 г. строилась на основе ЕТС), занятым в центральных аппаратах и (или) территориальных органах федеральных государственных органов власти, устанавливаются на основании соответствующих ведомственных нормативных актов (см. приложение № I.3.2), а также положений приказа Минздравсоцразвития России от 27.08.2008 № 450н.

Данным приказом определены минимальные размеры окладов работников, занимающих должности служащих. Они определены на основе отнесения занимаемых служащими должностей к соответствующим ПКГ, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 247н:

Перечень должностей

Рекомендуемый размер оклада (должностного оклада), рублей

Наименования должностей, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих первого уровня»

Не менее 1221

Наименования должностей, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих второго уровня»

Не менее 1548

Наименования должностей, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня»

Не менее 2278

Наименования должностей, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня»

Не менее 3197

Работникам, осуществляющим деятельность по профессиям рабочих в государственных органах власти, оклады устанавливаются в зависимости от присвоенных им квалификационных разрядов в соответствии с ЕТКС, если только иное не предусмотрено ведомственными нормативными правовыми актами.

Если в ПКГ соответствующая должность не приведена, оклад по ней устанавливается самостоятельно руководителем учреждения (с учетом положений ведомственных нормативных правовых актов). При этом рекомендуется исходить из соотношения размеров устанавливаемых окладов между категориями работников со сходными (примерными) требованиями к занимаемым должностям согласно ЕКС или применяемых тарифно-квалификационных характеристик.

По отдельным должностям с учетом положений ведомственных нормативных правовых актов может предусматриваться оплата труда за 1 нормо-час работы. Например, в санаторно-курортных учреждениях Минздравсоцразвития России (приказ от 28.08.2008 № 464н) такие условия оплаты труда могут устанавливаться в отношении сотрудников из числа занимающих должности уборщика помещений (санитарки, санитарки-мойщицы), уборщика территории, культорганизатора, библиотекаря, экспедитора по перевозке грузов, машинистки, аккомпаниатора, программиста, садовника.

Ставки почасовой оплаты труда профессорско-преподавательского состава также устанавливаются руководителем учреждения. При этом рекомендуется ставки оплаты определять в процентах от величины должностного оклада, предусмотренного по должностям, отнесенным к первому квалификационному уровню ПКГ «Общеотраслевые должности служащих первого уровня», учитывая при этом суммы оплаты за отпуск.

Размеры ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий, приведены в пункте 19 приложения № 1 к приказу МВД России от 27.08.2008 № 751 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583».

Вопрос:

Каков порядок установления должностных окладов руководителя федерального бюджетного учреждения, его заместителей и главного бухгалтера?
Ответ:
В соответствии с п. 6Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением №583(далее — Положение № 583), заработная плата руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Должностной оклад руководителя устанавливается трудовым договором и составляет до пяти размеров средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения (далее — работники основного персонала). В соответствии с п. 7 Положения № 583 косновному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение. Такие перечни по видам экономической деятельности устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минздравсоцразвития. Например, для своих подведомственных учреждений утвердили перечни работников основного персонала:
– Рособразование (Приказ от 10.07.2008 №812);
– Минкультура (Приказ от 15.08.2008 №41);
– Минздравсоцразвития (Приказ от 13.08.2008 № 421н).
При этом Порядок исчисления средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения разработан Приказом Минздравсоцразвития РФ от 08.04.2008 №167н (далее — Порядок № 167н). Согласно п. 3 данного порядка средняя заработная плата работников основного персонала определяется путем деления суммы окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплат стимулирующего характера работников основного персонала за отработанное в предшествующем календарном году время на сумму среднемесячной численности работников основного персонала за все месяцы календарного года, предшествующего установлению оклада руководителю.
При расчете средней заработной платы работников основного персонала учитываются все выплаты стимулирующего характера независимо от источников, за счет которых они осуществляются, а выплаты компенсационного характера не учитываются (п. 2 Порядка № 167н).
При определении среднемесячной численности работников основного персонала учреждения учитывается среднемесячная численность работников основного персонала, работающих на условиях полного и неполного рабочего времени, а также являющихся внешними совместителями (п. 4 Порядка №167н).
Рассмотрим на примерах порядок расчета среднемесячной численности работников основного персонала и размера должностного оклада руководителя (в примерах использованы условные данные).
Штатным расписанием федерального учреждения предусмотрено 59 ставок. Из них в соответствии с перечнем к основному персоналу относятся 42 ставки.
В бухгалтерию учреждения подан табель учета рабочего времени, в соответствии с которым работниками основного персонала в феврале 2008 г. фактически отработано:

– 21 раб. дн. (29 кал. дн.) – 40 чел. (из них 3 чел. работают на условиях неполного рабочего времени);
– 15 раб. дн. (19 кал. дн.) – 1 чел. (принят на работу 11.02.2008);
– 14 раб. дн. (20 кал. дн.) – 1 чел. (уволен 20.02.2008).
Из общего количества основного персонала при пятидневной рабочей неделе работают:
– на условиях полного рабочего времени по 8 ч в день (40 ч в неделю) – 39 чел.;
– на условиях неполного рабочего времени: по 4,8 ч в день (24 ч в неделю) – 2 чел. и по 7,2 ч в день (36 ч в неделю) – 1чел.
Определяем среднемесячную численность работников основного персонала в феврале 2008 г.
В соответствии с п. 5 Порядка № 167н среднемесячная численность работников основного персонала федерального учреждения, работающих на условиях полного рабочего времени, в феврале 2008 года составила 38,3 чел. (((40 — 3) чел. х 29 кал. дн. + 19 кал. дн. + 20 кал. дн.) / 29 кал. дн.).
При этом работники основного персонала учреждения, работающие на условиях неполного рабочего времени, при определении среднемесячной численности работников основного персонала учитываются пропорционально отработанному времени (п. 6 Порядка №167н).
Сначала определяем общее количество человеко-часов, отработанных данной категорией сотрудников:
4,8 ч х 21 раб. дн. х 2 чел. + 7,2 ч х 21 раб. дн. = 352,8 чел. ч.
Далее рассчитываем общее количество человеко-дней:
352,8 чел. ч. / 8 ч = 44,1 чел. дн.
Среднемесячная численность этой категории работников в феврале 2008 года составила 2,1 чел. (44,1 чел. дн. / 21 раб. дн. в феврале).
Общая среднемесячная численность работников основного персонала в феврале 2008 года равна 40,4 чел. (38,3 + 2,1).
Заработная плата работников основного персонала учреждения за 2007 г. составила:
– сумма должностных окладов – 550 000 руб.;
– выплаты стимулирующего характера – 85 000 руб. (в том числе 25 000 руб. за счет средств от приносящей доход деятельности);
– выплаты компенсационного характера – 30 000 руб. (в том числе 10 000 руб. за счет средств от приносящей доход деятельности).
Необходимо рассчитать размер должностного оклада руководителя (кратный четырем размерам средней заработной платы работников основного персонала), который устанавливается ему с 01.12.2008 в связи с переходом на новую систему оплаты труда, при среднемесячной численности работников основного персонала 252,4 чел.
Размер должностного оклада руководителя учреждения с 01.12.2008 составит 10 063 руб. ((550 000 + 85 000) руб. / 252,4 чел. х 4).
Сотрудник, работающий в учреждении на одной и более ставке (оформленный в учреждении как внутренний совместитель), учитывается в списочной численности работников основного персонала учреждения как один человек (целая единица) (п. 6 Порядка № 167н). Среднемесячная численность внешних совместителей, являющихся работниками основного персонала учреждения, исчисляется в порядке, предусмотренном для работников основного персонала, работающих на условиях неполного рабочего времени (п. 7 Порядка № 167н).
Должностные оклады заместителей и главных бухгалтеров устанавливаются на 10 – 30% ниже должностного оклада руководителя (п. 6 Положения № 583).
Выплаты компенсационного характера для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений устанавливаются в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 №822 (п. 8 Положения №583).
Выплаты стимулирующего характера для данной категории работников определяются федеральными органами исполнительной власти (п. 9 Положения №583). Например,руководителю учреждения, являющегося главным распорядителем, выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством РФ, а их размер определяется с учетом результатов деятельности возглавляемого им учреждения. В связи с этим Минздравсоцразвития издан Приказ № 823, согласно которому федеральные органы исполнительной власти (иные государственные органы и организации, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета), в ведении которых находятся федеральные бюджетные учреждения, перешедшие на новые системы оплаты труда, вправе централизовать до 5% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников учреждений и гражданского персонала воинских частей подведомственных им учреждений, на выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений. Данные выплаты распространяются между подведомственными им учреждениями и используются до конца финансового года. Процент централизованных бюджетных ассигнований определяется в зависимости от размера фонда оплаты труда, планируемой суммы на выплаты стимулирующего характера с учетом деятельности учреждений, объемов работ, их сложности и социальной значимости. При этом показатели и условия стимулирования труда руководителя учреждения, позволяющие оценить результативность и качество работы учреждения, определяются главным распорядителем самостоятельно. Разработанные порядок и условия осуществления стимулирующих выплат, их размеры оговариваются в дополнительном соглашении к трудовому договору, заключенному с руководителем на срок до 1 года.
В заключение отметим, что при определении размера должностного оклада руководителя вновь созданного федерального учреждения необходимо руководствоваться Приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.04.2008 №158н «Об утверждении Разъяснения по отдельным вопросам установления должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения», в котором говорится, чтоопределение должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения за календарный год, предшествующий году установления его должностного оклада, размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения при создании новых федеральных бюджетных учреждений и в других случаях, когда невозможно произвести расчет средней заработной платы работников основного персонала, осуществляется главным распорядителем, в ведении которого находится данное учреждение. 📌 Реклама Отключить

Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 823 «Об утверждении Разъяснения о реализации Постановления Правительства РФ от 22.09.2007 № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинский частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» в части использования централизованных бюджетных ассигнований в размере до 5 процентов на выплаты стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *