Усыновление иностранцами

1 012 просмотров

В 2020 году в федеральном банке данных о детях-сиротах находятся сведения о 43 100 детях, оставшихся без родительского попечения. Большинство из них состоят на учете не 1 год. Закон предусматривает возможность семейного устройства несовершеннолетних за пределами страны. Рассмотрим, как проходит усыновление российских детей иностранными гражданами.

Кому допускается усыновление российских детей?

Мнение эксперта Станислав Евсеев Юрист. Опыт 12 лет. Специализация: гражданское, семейное, наследственное право. Задать вопрос эксперту

С 2010 года действует ограничение на усыновление российских детей гражданами других стран. Наложен полный запрет на прием российских несовершеннолетних гражданами США (ст. 4 ФЗ от 2012 № 272).

Беспрепятственно могут усыновить российского ребенка граждане СНГ, Италии, Испании, Франции, Великобритании. Однако Постановление Правительства от 2000 года № 275 устанавливает ограничение. Правом на принятие в семью российского ребенка иностранцы наделяются только через 12 месяцев после поступления сведений о нем в региональный банк данных.

Усыновление возможно, если за 1 год несовершеннолетний не был передан в семью:

  • родственников-граждан РФ;
  • родственников-иностранных граждан;
  • посторонних граждан РФ.

Порядок усыновления иностранцами

Для получения заключения о возможности быть кандидатом, иностранные граждане должны соответствовать требованиям, предъявляемым к усыновителям:

  • не иметь судимости;
  • не иметь заболеваний, препятствующих исполнению родительских обязанностей;
  • иметь высокий доход;
  • иметь денежные средства на счету;
  • иметь жилплощадь;
  • пройти подготовку для кандидатов в усыновители;
  • иметь опыт общения с детьми;
  • не быть лишенным дееспособности;
  • не состоять на учете в качестве алкоголика или наркомана.

Если кандидат является гражданином страны, которая разрешает однополые браки, то он обязательно должен состоять в браке с лицом противоположного пола. Запрещается усыновление несовершеннолетних граждан РФ лицами, состоящими в однополом браке и одинокими гражданами, которые проживают в странах, разрешивших однополые союзы.

При этом, гражданин РФ, не состоящий в официальном браке, имеет право на усыновление вне зависимости от пола.

Помощь в усыновлении иностранными гражданами

На территории каждого региона осуществляют деятельность агентства по иностранному усыновлению. Это специализированные организации, которые оказывают помощь кандидатам-иностранцам.

Агентства оказывает услугу по сопровождению процедуры усыновления с момента заключения договора и до предоставления отчетов об усыновленном. Услуга оказывается на платной основе.

Важно! Кандидаты не обязаны пользоваться услугами агентства.

На практике, услуги агентства значительно упрощают процедуру иностранного усыновления. Специалисты предоставляют услуги переводчика, нотариуса, сопровождение агента при визите в детский дом, отдел опеки и суд.

Процедура иностранного усыновления занимает длительное время. Период ожидания очереди может составлять 1-2 года + процесс усыновления (знакомство с ребенком подготовка документов, суд) от 10 до 18 месяцев.

Алгоритм действий

Процедура усыновления детей граждан РФ иностранными гражданами является более сложной, чем российское усыновление. Вопрос рассматривается краевым или областным судом. Требуется более серьезная подготовка.

Порядок действий:

  1. Сбор документов.
  2. Обращение в региональный банк данных о детях-сиротах РФ.
  3. Постановка на учет в качестве кандидата.
  4. Ожидание очереди.
  5. Получение предложений.
  6. Знакомство с ребенком.
  7. Оформление согласия.
  8. Судебное заседание.
  9. Получение судебного решения.
  10. Постановка на учет в консульство.

Иностранцы имеют право действовать самостоятельно или через специализированное агентство. Однако после усыновления заключение контракта с агентством является обязательным. Так как усыновителям придется 1 раз в 6 месяцев предоставлять отчет о проживании несовершеннолетнего в семье.

Сбор документов

Кандидат должен подготовить полный перечень документов, для получения заключения о возможности быть кандидатом в усыновители (ст. 271 ГПК РФ). Он включает:

  • гражданский паспорт;
  • сведения о доходах;
  • медицинское заключение;
  • сведения о судимости;
  • информация о жилплощади;
  • сведения о деньгах на счетах;
  • характеризующие материалы;
  • автобиографию;
  • сертификат о прохождении обучения.

Все документы предоставляются в виде оригиналов и копий, переведенных специалистом. Все копии и переводы должны быть легализованы консульством, переведены и нотариально удостоверены.

Важно! Все документы должны быть предоставлены в 2 экземплярах.

Также иностранцы должны иметь согласие на усыновление из уполномоченного органа своей страны.

Постановка на учет

С момента получения заключения о возможности быть усыновителем, иностранные граждане имеют право встать на учет в любом регионе РФ. Специалист вносит данные о кандидате в специальный журнал.

Предоставление сведений о детях проводится в порядке очереди. Очередность формируется в зависимости от даты постановки на учет.

Кандидат имеет право на информирование о процессе подбора ребенка. В случае, если в банке данных отсутствуют сведения о ребенке, который подходит под требования кандидатов, специалист регионального банке ежемесячно направляет сведения об отсутствии данных.

В случае появления подходящей кандидатуры, специалист направляет информацию о ребенке. Она содержит его имя, дату рождения, состояние здоровья и фотографию.

В случае, если иностранные граждане выражают желание познакомится с ним, они должны предоставить в региональный банк ответ.

Знакомство с ребенком

Постановление Правительства от 2000 года № 275 устанавливает обязанность кандидатов лично познакомиться с несовершеннолетним. Они обязаны посетить организацию для детей-сирот в которую ребенок помещен под надзор.

Усыновители обязаны ознакомится со следующей информацией:

  • личное дело ребенка;
  • сведения о родственниках;
  • медицинская документация.

По результатам ознакомления усыновитель должен заполнить заявление о получении сведений о состоянии здоровья несовершеннолетнего. Он должен отказаться от претензий.

Обязательным условием является получение согласия несовершеннолетнего в возрасте от 10 лет. Он должен выразить свое мнение в письменной форме и устно подтвердить его в суде.

Также для процедуры усыновления необходимо получить согласие руководителя организации для детей-сирот. В случае положительного решения, в судебном процессе он выступает в качестве законного представителя ребенка.

Обращение в суд

Усыновление и удочерение иностранными гражданами проводится в областном или краевом суде региона. После подачи заявления в суд, граждане обязательно должны явиться лично на судебное заседание.

В процессе принимает участие:

  • представитель прокуратуры;
  • представитель управления региона по вопросам опеки и попечительства;
  • представитель агентства по усыновлению;
  • руководитель организации для детей-сирот;
  • усыновители;
  • переводчик.

Процесс является закрытым. Присутствие третьих лиц не допускается.

Представитель управления региона по вопросам опеки и попечительства обязан предоставить суду следующие сведения:

  • информация о несовершеннолетнем находились в свободном доступе;
  • знакомство с ним неоднократно предлагалось гражданам РФ;
  • у ребенка отсутствуют родственники, желающие принять его в семью;
  • он состоит на учете в региональном банке о детях-сиротах более 1 года;
  • у ребенка отсутствую родственники–иностранные граждане, которые желают принять его в семью.

Если суд посчитает, что несовершеннолетний может быть устроен на территории РФ, то он откажет в удовлетворении требований.

Постановка на учет в консульство

После вступления решения суда в законную силу, усыновители обязаны поставить несовершеннолетнего на учет в консульское учреждение.

№ п/п Документы для постановки на учет в консульство
1 Заявление о постановке на учет усыновленного ребенка
2 Паспорта усыновителей
3 Документ о рождении ребенка
4 Свидетельство об усыновлении

Важно! Отметка о постановке на учет проставляется в паспорте ребенка.

Отчет о проживании несовершеннолетнего в семье усыновителя должен содержать подробную информацию о состоянии здоровья ребенка, месте его проживания, фотографии. В случае перемены места жительства усыновители обязаны сообщить в консульство.

Судебная практика

Постановление Пленума Верховного Суда № 8 от 2006 года предусматривает необходимость изучения судом информации о том, что отдел опеки исчерпал все способы устройства несовершеннолетнего в семью российских граждан. При отсутствии доказательств суд откажет в удовлетворении требований.

Пример. Иностранная семья желала усыновить мальчика из г. Санкт-Петербург. Они подготовили документы, прошли все этапы подготовки. Суд отказал в удовлетворении требований, так как в материалах дела отсутствовал отказ от принятия несовершеннолетнего в семью приемного родителя, в которой воспитывался брат усыновляемого. Женщина представила в процесс заключение о возможности стать кандидатом и подтвердила, что желает принять ребенка в семью. Иностранная семья подала на апелляцию. Но вторая инстанция оставила решение без изменения.

Однако в ряде случаев при допросе в зале суда приемные родители братьев и сестер усыновляемого отказывались от принятия ребенка в семью.

Пример. Семья иностранных граждан хотела удочерить девочку, брат которой был под опекой у бабушки и дедушки. В процессе выяснилось, что отсутствуют сведения об отказе бабушки и дедушки от приема несовершеннолетнего в семью. Процесс был приостановлен. Родственники были вызваны в суд. Они подтвердили, что не считают девочку кровной внучкой и не желают принимать ее в семью. После чего процесс был продолжен. Суд удовлетворил требования усыновителей.

Статистика усыновления

Количество несовершеннолетних, переданных на иностранное усыновление с каждым годом уменьшается. В 2018 году иностранцами были усыновлены 256 детей. Аналогичный показатель 2017 года составляет 336 несовершеннолетних (на 23,8% больше), а в 2016 году – 433 ребенка (на 40,9% больше).

Основной причиной уменьшения числа усыновленных детей стало принятие ФЗ № 272 от 2012 года. Его появление обусловлено фактами жестокого обращения американскими усыновителями с российскими детьми.

Принятие закона имело значительный резонанс. Противники закона поясняли, что количество детей, пострадавших в приемных семьях РФ значительно больше. Однако закон был принят. С 2012 года наложен запрет на усыновление российских детей американскими гражданами и лицами, имеющими двойное гражданство (если одно из них гражданство США).

Процедура семейного устройства в России имеет ряд особенностей. Поэтому иностранным гражданам сложно самостоятельно решить вопрос с усыновлением. Однако на помощь придут специализированные агентства. Если у вас возникли проблемы с иностранным усыновлением, необходимо получить юридическую поддержку. Оставьте заявку, и юрист немедленно окажет вам правовую помощь.

Автор статьи Юрист по семейному праву. Стаж с 2010 года. Рейтинг автора Написано статей 712 Задать вопрос эксперту

Сохраните ссылку или поделитесь с друзьями

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 23 (378). Право. Вып. 44. С. 119-124.

УДК 347.6 ББК 67.304

ПРОБЛЕМЫ УСЫНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

О. В. Кузнецова

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия

Рассматриваются особенности усыновления детей — граждан РФ иностранными гражданами, анализируются различные точки зрения, статистика, судебная практика, даются предложения по решению проблемы международного усыновления.

Ключевые слова: ребенок, усыновление, усыновители.

Международное усыновление — это юридический акт, совершенный в субъективных интересах детей, когда в основе действий усыновителей лежат мотивы и цели, направленные на предоставление усыновляемому права на надлежащее семейное воспитание, гарантированное Семейным кодексом РФ и законодательством принимающего государства .

Согласно данным Министерства образования России, в российском банке данных содержатся анкеты 120 тыс. детей-сирот. Ежегодно в России сиротами становятся до 70 тыс. детей .

Большое количество детей-сирот усыновляют иностранцы. До 2012 г., когда был введен запрет на усыновление американцами, США лидировали по усыновлению российских детей. По статистике Госдепартамента США, за 2012 г. американцы усыновили 8668 детей, из них 748 — граждане России.

Второй страной в мире после США и первой в Европе по усыновлению российских детей стала Испания — 7 тыс. усыновленных российских детей-сирот за последние 7 лет .

В 2014 г. между Россией и Испанией был подписан договор об усыновлении. В нем определены механизмы государственного контроля за условиями жизни детей, пределы ответственности компетентных органов и организаций.

Договором предусмотрены положения, закрепляющие дополнительные обязанности принимающей стороны по контролю за усыновленными детьми и деятельностью аккредитованных агентств, которые помогают усыновителям в этом процессе. Согласно договору, дети будут сохранять гражданство того государства, где они родились. В случае отмены усыновления вопрос о возвращении детей будет решаться с участием российских властей.

Аналогичные договоры подписаны с Францией и Италией. 27 декабря 2013 г. вступил в силу дого -вор между РФ и Францией о сотрудничестве в об -ласти усыновления детей. Договор предполагает усыновление российских детей французскими семьями при помощи специализированных аккредитованных организаций. Регламентирован также порядок отчетности усыновителей перед российскими государственными органами. Статья 6 Договора устанавливает, что условия, при которых ребенок может быть усыновлен, а также лица или органы, согласие которых требуется для усыновления, определяются законодательством государства происхождения ребенка. При передаче ребенка в другую семью усыновление не может состояться до тех пор, пока центральный орган го -сударства происхождения не будет должным образом ознакомлен со сведениями о новых кандидатах в усыновители и не даст согласие на новое усыновление. Согласно ст. 17 принимающее государство обязуется осуществлять меры по защите прав и интересов усыновленных детей, обеспечивать им такую же защиту и пользование теми же правами, какими пользуются дети, являющиеся гражданами принимающего государства .

Договоры направлены на решение имеющихся у России проблем с государствами по вопросам усыновления российских детей. Важным является определение органов и их компетенции относительно международного усыновления. Ребенок приобретает иностранное гражданство не позднее момента въезда на законных основаниях для проживания на территорию принимающего государства и сохраняет гражданство РФ до 18 лет.

В 2013 г. наибольшее количество дел о международном усыновлении рассмотрено Санкт-Петербургским городским судом (112), Кемеровским областным судом (104), Пермским

За последние годы неоднократно обсуждался вопрос о международном усыновлении. Основанием служили факты жестокого обращения с российскими детьми, усыновленными гражданами США. В дальнейшем факты насилия над детьми со стороны усыновителей стали причиной принятия Федерального закона от 28 декабря 2012 г. «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», который запрещает усыновлять детей из России гражданам США.

В связи с установлением данного запрета прекратило действие Соглашение между РФ и США о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей от 13 июля 2011 г. .

Усыновление детей иностранными гражданами допускается только в случаях, если эти дети не были переданы на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории России по истечении 12 месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 124 СК РФ) .

На сегодняшний день порядок усыновления регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ, Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. № 101 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Согласно действующему российскому законодательству иностранные граждане, желающие усыновить ребенка — гражданина РФ, обращаются с письменным заявлением с просьбой о решении вопроса о возможности быть кандидатом в усыновители в орган опеки и попечительства; затем субъект РФ предоставляет иностранным гражданам, желающим усыновить ребенка, информацию о детях, в отношении которых возник-

ли установленные законом основания для усыновления иностранными гражданами, которые в дальнейшем обращаются с заявлением об установлении усыновления в суд. В заявлении должны быть указаны: фамилия, имя и адрес кандидатов в усыновители, а также фамилия, имя, отчество и возраст усыновляемого ребенка, возможные изменения его данных (фамилии, имени, отчества, даты и места рождения), просьба о записи усыновителей в качестве родителей, осведомленность о состоянии здоровья ребенка. К заявлению прилагаются следующие документы:

— заключение компетентной организации страны кандидатов в усыновители об условиях их жизни; копия лицензии, выданная этой организации на осуществление ею деятельности, связанной с рассмотрением вопросов усыновления (если заключение дано негосударственной организацией);

— заключение компетентного органа страны кандидатов в усыновители, подтверждающее возможность для кандидатов в усыновители быть усыновителями;

— документ о доходах или справка с места работы с указанием годового дохода; медицинское заключение о состоянии здоровья каждого кандидата в усыновители, выданное медицинским учреждением по месту его наблюдения;

— копия свидетельства о браке (если состоят в браке);

— копии паспортов или иных документов, удостоверяющих личность;

— разрешение компетентного органа страны кандидатов в усыновители, в ведении которого находятся вопросы иммиграции и натурализации, на въезд и постоянное место жительства усыновляемого ребенка.

Все документы подлежат переводу на русский язык, который нотариально удостоверяется в консульском учреждении Российской Федерации в стране проживания кандидатов в усыновители либо в органах нотариата на территории РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако при усыновлении российских детей иностранными гражданами происходят многочисленные нарушения:

1. Имеются нарушения семейного законодательства со стороны органов опеки и попечительства, которые должны защищать права и законные интересы детей-сирот. На это неоднократно обращали внимание уполномоченные по правам ребенка, государственные органы (председатель Комитета Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации по вопросам се -мьи, женщин и детей Е. Б. Мизулина). Требуется установить надзор за их деятельностью. Одна из задач органов опеки при решении вопроса о возможности заявителя быть усыновителем и выдаче соответствующего заключения — опре -делить отсутствие установленных СК РФ обстоятельств, препятствующих усыновлению ребенка. Но особых усилий по подбору достойного кандидата, проверке достоверности предоставленной информации не прилагают, эта работа носит формальный характер.

В 2012 г. Генеральная прокуратура выявила в России около 22 тыс. нарушений в работе органов опеки и попечителей. По представлению прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 1,6 тыс. должностных лиц .

Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ П. Астахов считает, что правительству нужно решить вопрос, кто будет руководить и контролировать органы опеки и попечительства. «Все они «в горизонтальном положении»: нехватка специалистов, проблема собственности, малообеспеченность бюджета приводят к злоупо -треблениям через раз» .

Президент РФ В. В. Путин на конференции Общероссийского народного фронта (ОНФ) в 2013 г. поручил Минтруду разработать стандарты для работников органов опеки и попечительства . Причиной послужил рассказ одной из участниц встречи о том, что сирота с раннего возраста и до совершеннолетия попадает под юрисдикцию разных ведомств, в которых работают люди разных специальностей, зачастую без профессионального образования психолога.

2. Недостоверность сведений, предоставляемых в суд иностранцами — кандидатами в усыновители, в частности о своем здоровье. Необходимо более детально регламентировать требования к иностранным усыновителям, процедуру проверки предоставляемых ими сведений о себе. Возможно создание медицинской комиссии, в которую будут входить представители обо -их государств. В обязанности комиссии должны быть включены психологическое тестирование потенциальных родителей и выдача заключений о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя) . Многие преступления в отношении усыновленных совершаются алкоголиками, лицами, страдающими психическими заболеваниями.

При рассмотрении дел об усыновлении суд в каждом случае проверяет, не имеется ли у кан-

дидатов в усыновители заболеваний, препятствующих им быть усыновителями, перечисленных в перечне заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 117. Усыновители представляют медицинские заключения, выданные в стране их проживания, по результатам их медицинского обследования врачами-специалистами. Суд признает такие медицинские заключения допустимыми и достаточными доказательствами для подтверждения состояния здоровья заявителей.

В 2013 г. это имело место по 32 % дел об усыновлении детей, рассмотренных с удовлетворением заявления .

3. По мнению иностранных граждан, в России намного проще усыновить ребенка. Среди причин популярности России для усыновления называют разумную юридическую систему, белую расу детей, быстроту процесса усыновления .

4. Широкое распространение получила практика размещения сведений о детях-сиротах в сети Интернет с целью поиска иностранных усыновителей. Иностранные организации получают от посредников видеоматериалы о детях, размещают их на сайте. Цены варьируются в зависимости от данных ребенка: внешности, состояния здоровья. Но подобные сайты вызывают нездоровый интерес у определенного контингента.

Необходимо ужесточить уголовную ответственность, закрепить в УК РФ новые составы совершения преступлений — с использованием мобильной сети, Интернета, новых технологий.

5. Не осуществляется контроль за условиями жизни и воспитания детей, усыновленных «независимыми» усыновителями.

По данным Национального совета США по усыновлению, почти во всех случаях убийств усыновленных детей — граждан РФ у усыновителей не было официального разрешения на усыновление, то есть дети попадали в американские семьи вследствие коррупции .

Приведем пример из судебной практики .

На скамье подсудимых оказались чиновник мэрии и старший воспитатель социального отделения 2-й городской детской больницы Владивостока. Оба обвинялись в попытке содействовать незаконному усыновлению ребенка гражданами США. Ленинский районный суд Владивостока вынес обвинительный приговор

по уголовному делу о незаконном удочерении: признал виновным бывшего главного специалиста по охране прав детей отдела образования администрации Владивостока Л. В. Задоя в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств по гражданскому делу), приговорив ее к штрафу в размере 100 тыс. руб.

Этим же приговором старший воспитатель социального отделения детской городской больницы № 2 Владивостока Е. В. Лучникова признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ст. 154 УК РФ (незаконное усыновление, удочерение), ч. 1 ст. 327 УК РФ (подделка официального документа), ч. 1 ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств по гражданскому делу); ей назначено наказание в виде одного года лишения свободы условно с испытательным сроком один год, штрафа в размере 120 тыс. руб. и лишения права заниматься профессиональной деятельностью, связанной с усыновлением и удо -черением детей, сроком на два года.

Судебным следствием установлено, что весной 2005 г. обвиняемые умышленно в целях незаконного удочерения Даши Н. 2004 г. рождения гражданами Соединенных Штатов Америки внесли в официальные документы заведомо ложные сведения о том, что девочка якобы предлагалась для усыновления четырем российским семьям, а также о том, что родственники девочки отказываются брать ее на воспитание.

Одновременно с проблемами незаконного усыновления возникают проблемы безопасности детей — граждан России, усыновленных гражданами США. Судьба многих из них неизвестна. В 2013 г. в США журналисты телеканала NBC провели расследование по организации на территории страны подпольной сети обмена российскими сиротами, усыновленными гражданами США, когда усыновители хотели избавиться от усыновленных детей .

Посольство РФ, особенно сейчас, когда отношения с США ухудшились, не способно контролировать ситуацию с усыновленными российскими детьми в США, добиться должного уровня сотрудничества с американскими партнерами по этому вопросу.

Один из способов решения ситуации — создание международной комиссии по рассмотрению дел, связанных с жестоким обращением с усыновленным ребенком, повлекшим тяжкие телесные повреждения и смерть ребенка. Члены комиссии должны иметь возможность провести собственное независимое расследование обстоятельств, повлекших грубое нарушение прав ребенка, и предоставить результаты исследования в суд, где будут проходить слушания по делу о нарушении прав усыновленного ребенка .

По мнению президента РФ В. В. Путина, «мы должны стремиться к тому, чтобы абсолютное большинство детей обретали свою семью в России, а зарубежное усыновление стало редким, вынужденным исключением». В. В. Путин считает, что это происходит «из-за низких требований к усыновителям, из-за отсутствия у специальных органов полномочий на вмешательство в судьбу ребенка». «Наиболее эффективный способ решения этой проблемы — заключение юридически обязывающих межгосударственных соглашений», — отметил президент .

По словам П. Астахова, Россия в течение пяти лет сможет отказаться от иностранного усыновления, а все дети, оставшиеся без попечения родителей, будут устраиваться в приемные семьи внутри страны.

Однако международное усыновление — явление положительное. Необходимы альтернативы, а за рубежом дети могут найти настоящую семью, людей, которые их полюбят.

Чтобы разрешить проблемы усыновления с участием иностранных граждан, необходимо принятие внутри страны дальнейших мер по улучшению работы органов опеки и попечительства, судов, ужесточению порядка отбора кандидатов в усыновители, повышению требований к лицам и организациям, участвующим в процедуре усыновления, и др. В связи с этим требуется дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам усыновления. Заключение двусторонних международных договоров в области усыновления позволит создать действенный механизм контроля за судьбой усыновленных детей на территории иностранного государства.

Список литературы

2. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 1. — Ст. 16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Обзор практики рассмотрения в 2013 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 2 июля 2014 г.) // Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. — 2014. — № 12.

5. Кузнецова, И. М. Новое в порядке усыновления детей / И. М. Кузнецова // Журн. Рос. права. -2013. — № 1.

8. www.kp.ru/daily/theme/9608

9. www.usynovite.ru/structure/speach/

10. www.usynovite.ru/documents/international/france

11. www.pravo.gov.ru

12. www.kp.ru/daily/theme/9608

13. www.kp.ru/daily/theme/9608

14. www.r-komitet.ru/zakon/usynovl_kr-stol.htm

15. www.kp.ru/daily/theme/9608

16. www.kommersant.ru/do

Сведения об авторе

Кузнецова Ольга Валерьевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и про -цесса Института права Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. kgp@csu.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 23 (378). Law. Issue 44. Pp. 119-124.

PROBLEMS OF ADOPTION OF THE RUSSIAN CHILDREN BY FOREIGN CITIZENS

O. V. Kuznetsova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. kgp@csu.ru

Keywords: child, adoption, adoptive parents.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Slyusareva N.D. Aktual’nye problemy rossiyskogo prava , 2012, no. 1. (In Russ.).

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовое регулирование международного усыновления»

Актуальность темы исследования. Усыновление является древнейшим институтом семейного права, известным со времен Римской империи. В различные периоды его назначение было неодинаковым. В России со времен Октябрьской революции усыновление служит защите прав и интересов детей. Наличие такого института в семейном праве необходимо. Стоит вспомнить к чему привела отмена усыновления в 1917 году. В этот период были зафиксированы случаи принятия детей в семьи без надлежащего оформления, а в суды поступали заявления с просьбой об усыновлении1.

В 1996 году в России был введен судебный порядок установления усыновления, в том числе и международного усыновления . Международное усыновление в настоящее время является широко распространенным способом защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей во всем мире. После окончания второй мировой войны международное усыновление становится масштабным явлением. Проблема международно-правовой охраны прав детей при международном усыновлении в современных условиях особенно актуальна по той причине, что вынужденная миграция приводит к постепенной интернационализации усыновления. Число иностранных усыновлений к 2000 г. л приблизилось к числу внутригосударственных . Такое положение вызвано сложными экономическими отношениями, сложившимися в России в последние десятилетия. В последние годы российским правительством были предприняты усилия к тому, чтобы увеличить число усыновлений российских детей российскими гражданами. Согласно основополагающим принципам международного усыновления усыновители российского происхождения, проживающие за рубежом, имеют приоритет перед другими иностранными

1 См.: Чирикова 3. Примачество и усыновление//Вестник советской юстиции. — 1927. № 3. — С. 88.

2 Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в ГПК РСФСР» // С3 РФ. 1996. № 35. Ст. 4124.

3 Тростанецкая Г.Н. Состояние проблемы усыновления детей, граждан РФ иностранными гражданами/ В кн.: Международное усыновление: проблемы правового, психолого-педагогического сопровождения детей -граждан РФ в семьях иностранных граждан. — М., 2001. — С. 12. поданными при усыновлении российских детей. Ребенок может быть передан на усыновление иностранцам в случае, если для него не могут быть найдены российские усыновители в пределах предусмотренного срока. Приоритет российских усыновителей объясняется тем, что при таком усыновлении ребенок воспитывается родителями того же этнического и культурного фонда. Текущие исследования усыновления и опыт таких семей показывает, что усыновители стоят перед рядом проблем, связанных с воспитанием, перед которыми не стоят кровные родители. Усыновленные дети, в отличие от родных детей, не разделяют родословную, генетическое наследие своих родителей. Они мучают себя вопросом: «Почему я был передан на усыновление?», «Кто мои родители?» и т.д. Когда эти вопросы назревают, то усыновленные дети нуждаются в положительном, но реалистичном ответе на вопросы от своих усыновителей. Чтобы развить положительный образ у детей, усыновители должны решить проблему потери биологических родителей. Они также должны объяснить, что решение, сделанное биологическими родителями было основано на их собственных персональных обстоятельствах, и не зависело от ребенка, который им мешал.

Дети, усыновленные родителями другой расы, культуры и этнического фонда, стоят перед трудной задачей. Они должны изучить новый язык, приобрести различные социальные навыки, которые позволят им приспособиться к новой культуре и стране. Таким образом, российское правительство полагает, что общество должно и может заботиться о своих детях и не должно предлагать их для усыновления гражданам других государств.

В тоже время на мировом уровне формируется черный рынок дешевого, а порой и бесплатного детского труда, проституции. Имеются факты, которые свидетельствуют о торговле детьми.

Изменения в области усыновления требуют соответствующих изменений в национальном законодательстве. С этой целью в последние годы были приняты такие основополагающие нормативные акты, как Положение «О порядке передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление гражданами РФ и иностранцами»; Положение «О межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами РФ»; Положение «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроле за ее осуществлением» и др. Однако, многие принципы, изложенные в этих нормативных актах в силу различных причин на практике не реализуются. Также в полной мере государства не исполняют взятые на себя обязательства по охране и защите прав усыновленных, в частности в области осуществления контроля за положением детей, переданных на усыновление иностранным гражданам. В результате, в сущности, правильная идея законодателя о необходимости установления судебной процедуры установления усыновления и усиления контроля за усыновленными на практике встречает множество затруднений и противоречий.

Представляется, что одна из проблем состоит в том, что в семейном праве ведущее место занимает принцип императивности. Однако, на наш взгляд, необходимо в определенных случаях применять принцип диспозитивности. Это увеличит число усыновлений российскими гражданами.

Происходящие изменения требуют не только соответствующего нормативного регулирования, но и теоретического изучения с целью выявления необходимых изменений и дополнений к действующему законодательству, а также прогнозирования в развитии сложных явлений, происходящих в рассматриваемой области.

Совершенствование правового регулирования международного усыновления должно идти в направлении наилучшей защиты прав детей и осуществлении наилучшего контроля за судьбой детей, усыновленных иностранными гражданами. Для этой цели необходимо заключение двусторонних договоров о взаимопомощи.

Правовое регулирование отношений, возникающих при международном усыновлении, еще не подвергалось комплексному научному исследованию. В юридической литературе было уделено определенное внимание изучаемому вопросу. Часть теоретических выводов и положений предыдущих исследований имеет огромное значение для науки и практики. Однако, эти исследования проводились давно и затрагивали только отдельные вопросы.

Следует также учитывать, что предыдущие исследования отдельных вопросов международного усыновления проводились в период административной процедуры установления усыновления, в условиях разделения стран на капиталистический и социалистический лагерь, что отразилось на выводах и предложениях.

Указанные обстоятельства обусловили выбор темы диссертационного исследования. Дальнейшее исследование в этой области позволит выявить пробелы в теоретических разработках правового регулирования международного усыновления и устранить коллизии в данной области.

Степень разработанности темы. В современный период вопросы международного усыновления не нашли отражения в комплексных исследованиях. Специальные монографические и диссертационные исследования по данной проблеме отсутствуют. Отдельные вопросы были предметом диссертационных исследований (З.И. Воронина, В.В. Рязанцев, Т.В. Ткаченко), а также статей и учебно-методической литературы (Ю.Ф. Беспалов,

A.З. Дзугаева, Я.Р. Веберс), что не решает всех проблем правового регулирования международного усыновления.

Значительный вклад в развитие теории международного усыновления внесли фундаментальные труды А.Г. Гойхбарга, JI.A. Лунца. Также вопросы усыновления нашли отражение в работах Е.М. Ворожейкина, А.И. Пергамент,

B.П. Шахматова, внимание которых уделялось в основном не международному, а внутригосударственному усыновлению.

В зарубежной юридической науке имеется ряд публикаций, уделяющих внимание усыновлению (Дж. Акиба, Е. Бартолет, М. Меш, Б. Понс). Вопросы, связанные с унификацией норм касающихся усыновления, исследовал Н.Г. Швыдак.

Настоящая работа имеет целью на основе изучения и обобщения данных отраслевых правовых наук и юридической практики, накопленных по данной проблеме, раскрыть понятие международного усыновления, его характерных черт и особенностей. Также разработать и обосновать пути совершенствования процедуры международного усыновления и осуществления контроля за усыновлением со стороны государства.

На основе анализа и сопоставления материалов и законодательства выявить степень соответствия действующих и вновь принятых нормативных актов складывающимся отношениям в сфере международного усыновления.

Задачи диссертационного исследования:

— рассмотреть содержание понятия «международное усыновление»; выявить исторические корни этого института, его правовую природу;

— исследовать особенности института международного усыновления в системе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

— проанализировать условия международного усыновления, при наличии которых усыновление отвечает интересам ребенка;

— определить степень соответствия национального законодательства РФ международно-правовым актам в области международного усыновления;

— исследовать процесс признания решений российских судов об установлении международного усыновления иностранными государствами и последствия такого признания;

— выявить цели и осуществить сравнение имеющихся процедур установления усыновления за рубежом в соответствии с положениями национальных законов и международных соглашений;

— выработать конкретные предложения по совершенствованию законодательства в области международного усыновления.

Объект исследования: национальное и международно-правовое законодательство в области международного усыновления.

Предмет исследования: сложный комплекс проблем международного усыновления как теоретического, так и практического характера, а также международно-правовая охрана интересов детей при международном усыновлений как одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Методологическая и нормативная основа исследования. Для достижения указанных целей и решения поставленных задач настоящее диссертационное исследование основывалось на общенаучном диалектическом методе познания, а также на следующих общих и специальных методах исследования: историческом, комплексном, системном, сравнительно-правовом, нормативном, логическом, технико-юридическом, лингвистическом, коллизионном. Комплексный характер работы основан на сочетании указанных методов.

Основные выводы, положения и рекомендации диссертационного исследования основываются на анализе российского семейного законодательства, подзаконных нормативных актов, иностранного семейного законодательства, на исследовании международных соглашений (Конвенция о правах ребенка1989 г., Гаагская конвенция о юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении 1965 г., Европейская конвенция об усыновлении 1967 г., Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления 1993 г. и др.).

Научная новизна исследования. Настоящая работа является первым комплексным диссертационным исследованием международного усыновления в целом. В юридической литературе делались попытки изучить данную проблему в связи с последними изменениями. Вместе с тем отсутствует полный и детальный анализ темы. Данная работа содержит единый концептуальный подход к указанному выше вопросу, что позволяет выявить необходимость установления международного усыновления в современных условиях, определить значение судебных органов при данной процедуре, решить коллизионный вопросы в данной области. Установлено, что российское законодательство в области международного усыновления в целом соответствует нормам международных соглашений.

В диссертации сформулированы и обоснованы выводы и предложения, выражающие и конкретизирующие научную новизну исследования.

Наиболее существенные результаты, полученные соискателем и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

1. Обнаруживается необходимость отказаться от общего правила, предусматривающего, что с усыновлением ребенка прекращаются имущественные права и обязанности усыновленного и его кровных родителей. Этот вопрос должен решаться по усмотрению усыновителей, родителей, если они не лишены родительских прав и дееспособны, и в определенных случаях самого усыновляемого, и фиксироваться в судебном решении.

2. Гл. 18 УК РФ содержит перечень преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности; гл. 20 УК РФ содержит перечень преступлений против семьи и несовершеннолетних, в том числе предусматривает уголовную ответственность за незаконное усыновление. Данные преступления являются не менее тяжкими, чем преступления против жизни и здоровья граждан. В связи с этим, представляется необходимым дополнить перечень лиц не имеющих право быть усыновителями, указанный в ст. 127 СК РФ, лицами осужденными за преступления, указанные в перечисленных главах УК РФ.

3. В соответствии с п. 2 ст. 124 СК РФ усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей. Как известно, при вступлении в брак дети досрочно приобретают дееспособность. Определение брачного возраста в России относится к компетенции субъектов федерации. Некоторые субъекты (Московская обл., Тамбовская обл.) установили брачный возраст менее 16 лет.

На основании вышеизложенного предлагается новая редакция п. 2 ст. 124 СК РФ:

Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, не состоящих и не состоявших ранее в браке, и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего п. 1 ст. 123 настоящего Кодекса, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие».

4. Для установления отношений между усыновителем и усыновленным рекомендуется помещать ребенка в семью усыновителя до вынесения решения об усыновлении.

5. Если родители ребенка не достигли совершеннолетия, желательно приостановить процедуру усыновления до достижения ими необходимого возраста.

6. Представляется необходимым ввести норму, которая устанавливала бы срок после рождения ребенка, по истечении которого мать может дать согласие на усыновление.

7. В соответствии со ст.ст. 20,21 Конвенции о правах ребенка, представляется необходимым продлить срок передачи сведений о детях, подлежащих международному усыновлению иностранным гражданам до одного года с момента постановки ребенка на централизованный учет. Это позволит обеспечить положения Конвенции, устанавливающие, что государства должны принимать все меры для устройства детей внутри страны.

8. При установлении международного усыновления применяется право усыновителя с учетом ст. 124-126, ст. 127 (кроме 8 абз.), ст. 128-129, ст. 130 (кроме 5 абз.), ст. 131-133 СК РФ и международных договоров России о сотрудничестве в области международного усыновления. Ст. 139 СК РФ, касающаяся тайны усыновления в данном случае не является императивной, а значит и не должна применяться при международном усыновлении (только в случае, если это предусмотрено законодательством страны усыновителя). Необходимость в мерах, ограничивающих тайну усыновления, возникает тогда, когда об этом с ходатайством обращаются сами усыновители.

9. В случае отмены или признания международного усыновления недействительным по праву ряда государств ребенок не передается в страну происхождения. Отмена усыновления, произведенного в России, происходит в соответствии с законодательством усыновителя. Однако, в соответствии с договорами РФ, отмена производится с согласия усыновляемого, его представителя или компетентного органа, если оно требуется по закону усыновляемого. В связи с этим представляется необходимым получить согласие перечисленных лиц на оставление ребенка в стране усыновителей.

При повторном усыновлении следует получить согласие компетентных органов РФ, т.к. такое согласие предусмотрено законом РФ, а усыновленный ребенок продолжает оставаться гражданином РФ.

10. СК РФ устанавливает, что усыновление, являясь одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, может устанавливаться только в отношении детей, оставшихся без попечения родителей. Представляется необходимым расширить данный перечень, т.к. усыновление может производиться в отношении детей и не лишенных попечения родителей. Например, при усыновлении пасынков и падчериц мачехой или отчимом. Встречаются случаи, когда бабушки и дедушки усыновляют своих внуков, желая скрыть нежелательную раннюю беременность своей дочери и др.

11. Предлагается новая редакция ст. 142 СК РФ: «Правом требовать отмены усыновления обладают родители усыновленного, если они не лишены родительских прав, органы опеки и попечительства, прокурор, а также сам усыновленный, при достижении им возраста 14 лет.

Усыновитель вправе требовать отмены усыновления, в случае: отсутствия его согласия на усыновление; недееспособности усыновителя на момент вынесения решения об установлении усыновления».

12. Усыновление устанавливается, как правило, по месту жительства усыновляемого ребенка либо в стране его гражданства. В связи с этим Представляется целесообразным изменить положение двусторонних международных договоров относительно компетенции по делам об установлении усыновления. По делам об усыновлении компетенция должна принадлежать органам государства гражданства усыновляемого или его постоянного места проживания. На практике происходит именно так. Страна гражданства усыновителя должна признать решение иностранного суда. Нецелесообразно переносить процесс в страну гражданства усыновителя.

13. Процедуру признания причин неучастия в воспитании ребенка родителей или одного из них неуважительными целесообразно выносить в отдельный процесс, не соединяя с процедурой установления усыновления. В случае признания причин неучастия родителей в воспитании неуважительными устанавливается факт. Данная процедура не связана со спором о праве. Следовательно, этот факт стоит устанавливать в порядке особого производства.

14. Для лучшей и эффективной защиты прав детей, усыновленных иностранными гражданами и вывезенными за рубеж, видится необходимым участие России в Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей (Гаага. 25.10.1980 г.) и в Европейской конвенции о репатриации несовершеннолетних (Гаага. 28.05.1970 г.). Это позволит защитить детей от незаконного усыновления и вернуть в Россию в случае отказа от усыновления самими усыновителями.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что оно вносит в-клад в теорию семейного и международного частного права. В работе комплексно исследованы понятие и условия международного усыновления. Исследованы механизмы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особое внимание уделено соотношению и соответствию национального законодательства РФ, касающегося международного усыновления международно-правовым актам по тому же вопросу. Рассматриваемые проблемы отличаются актуальностью и могут быть использованы в последующих научных исследованиях затрагивающих вопросы международного усыновления.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и положения, содержащиеся в диссертации, могут быть приняты во внимание:

— в законотворческой деятельности с целью устранения выявленных пробелов, недостатков и коллизий;

— в правоприменительной деятельности субъектов соответствующих правовых отношений, в частности, органов опеки и попечительства и судебной практике;

— при разработке учебно-методических материалов, при чтении лекций и проведении семинарских занятий по семейному праву и международному частному праву.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа выполнена и обсуждена на кафедре международного частного права Саратовской государственной академии права. Основные теоретические выводы и положения изложены автором в опубликованных работах, а также были положены в основу научных сообщений, сделанных автором на всероссийских научно-практических конференциях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *