Утверждение годовой отчетности ООО

Большинство владельцев ООО даже не знают об обязанности утверждать годовой баланс и созывать ежегодно общее собрание. Несоблюдение этой формальности может привести к штрафам. Подробнее — в нашей статье.

Обязанность утверждать баланс

Год прошел, отчетность сдана — пришло время утвердить баланс на собрании учредителей. В статье 34 ФЗ-14 указано, что оно проводится по итогам года в срок с 1 марта по 30 апреля года, следующего за отчетным. На этом собрании утверждаются финансовые результаты деятельности, а если проще — годовой баланс ООО.

Важно! Сроки проведения собраний учредителей должны быть указаны в уставе общества с ограниченной ответственностью, но не должны противоречить 14 Федеральному закону.

Как утвердить баланс

Чтобы утвердить баланс исполнительный орган ООО (директор) созывает собрание участников — направляет каждому из них уведомление о созыве. Уведомления должны быть направлены как минимум за 30 дней до предполагаемой даты. По итогам собрания учредителей оформляется протокол, в котором указываются все итоги собрания, включая решение об утверждении. Наличие такого протокола собрания является подтверждением, что вы утвердили годовой баланс.

Протокол утверждения годовой отчетности ООО образец

Типовая форма протокола утверждения годовой отчетности не установлена, но он должен содержать несколько важных пунктов:

  1. Количество участников собрания — все учредители;
  2. Повестка дня — утверждение годовой бухгалтерской отчетности ООО;
  3. Голосование — число голосов «за», «против», «воздержался»;
  4. Итоги — решение утверждать или нет.

Если в ООО есть только один учредитель, то годовую бухгалтерскую отчетность нужно утверждать не протоколом собрания, а решением единственного учредителя. Вот образцы:

  • Если несколько учредителей — Протокол утверждения годовой отчетности ООО образец;
  • Если один учредитель — Утверждение годовой бухгалтерской отчетности ООО образец.

Штраф 700 000 рублей

Интернет пестрит заголовками с огромными штрафами, если не утвердить баланс. Мы хотим пояснить ситуацию. На самом деле штрафа за то, что вы не утвердили баланс, нет. Есть штраф за отказ созывать собрание учредителей. Не провели вовремя собрание учредителей — вот Вам штраф от 500 до 700 тысяч рублей. Но если собрание провели как положено — раз в год по итогам предыдущего года — и просто не утвердили на нем отчетность, то и штрафом никаким Вас не накажут.

Важно! Штраф за отсутствие ежегодного собрания учредителей установлен статьей 15.23.1 КОАП (пункт 11).

Кто следит за соблюдением сроков созыва собраний

Накладывать штрафные санкции за то, что в ООО не проводились собрания учредителей, уполномочены должностные лица Банка России (п.81 статьи 28.3 КОАП). Но специально выявлением этого нарушения они не занимаются, проверку могут инициировать по чьей-либо жалобе.

Пример. вы являетесь учредителем ООО «Резвая черепаха» уже на протяжении 5 лет. Но за все это время генеральный директор ни разу не созвал собрание учредителей. вы пожаловались в Центробанк, и на ООО «Резвая черепаха» был наложен штраф 700 000 рублей. Правда, не понятно зачем вам это надо — ведь деньги ООО это и ваши тоже деньги.

Вопросы

Вопрос: Нужно ли утверждать отчетность индивидуальному предпринимателю?

Ответ: Индивидуальный предприниматель не обязан вести бухгалтерский учет, поэтому у него нет обязанности утверждать и сдавать бухгалтерскую отчетность.

Вопрос: Должны ли совпадать сроки утверждения и сроки сдачи баланса в налоговую?

Ответ: Нет. Эти сроки могут различаться.

Вопрос: Нужно ли утверждать баланс, если в ООО есть только один единственный учредитель?

Ответ: Да, нужно. Утверждение отчетности проводится решением единственного учредителя.

по 5-бальной шкале 4.6 из 5 на основе 23 оценок

Срок предоставления отчета генерального директора перед учредителями

Директор общества в силу ст. 40 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ подотчетен только собранию, так как именно оно утверждает его кандидатуру. В уставе ООО конкретизируются полномочия директора и его правовой статус.

Годовой отчет предоставляется генеральным директором в ходе проведения обществом годового общего собрания, заседание которого по этому вопросу проводится не ранее 2 месяцев и не позднее 4 месяцев после окончания финансового года, в силу п. 2 ст. 34 закона 14-ФЗ.

Законодатель понятие «финансовый год» не расшифровывает; однако в ст. 14 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ используется термин «отчетный год», который длится с 01.01 по 31.12. Соответственно, и финансовый год будет равняться календарному. Поэтому общее собрание участников должно быть проведено не позже 30 апреля года, следующего за отчетным.

Однако законодатель в ст. 15 закона 402-ФЗ обязывает общество предоставить годовую финансовую отчетность в орган статистики в срок не позднее 3 месяцев со дня окончания отчетного года. Это значит, что директор должен отчитаться перед общим собранием не позже конца марта года, следующего за отчетным, для передачи его в орган статистики.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Годовой отчет директора ООО — образец и порядок составления

Законодатель не утверждает ни образца документа, ни требований к его составлению, передавая право на уточнение содержание отчета самому обществу посредством указания на это в учредительных документах.

Отчет может печататься на фирменном бланке организации, включать в себя несколько разделов. Он подписывается директором общества, не подлежит обязательному опубликованию.

Рассмотрим примерную структуру отчета:

Подпишитесь на рассылку

  1. Общие сведения о предприятии.
  2. Отчет об исполнении решений совета директоров и участников ООО.
  3. Отчет о кадровой политике.
  4. Отчет о договорной работе.
  5. Отчет об исполнении бюджета общества.
  6. Анализ расходов/доходов общества.
  7. Отчет об инвестиционной деятельности.
  8. Выводы.
  9. Приложения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В некоторых случаях (если это предусмотрено уставом организации) директор представляет на утверждение только годовой бухгалтерский отчет (более подробно об этом можно прочитать в статье «Порядок формирования годовой бухгалтерской отчетности»). Так как законодатель не уточняет, что именно должно содержаться в тексте документа, собрание на свое усмотрение может принять его в качестве отчета от директора перед обществом.

Образец годового отчета генерального директора перед учредителями можно скачать здесь:

Скачать образец годового отчета

***

Таким образом, отчет директора (или генерального директора) перед учредителями составляется им самим и содержит анализ деятельности общества за отчетный год. Составить отчет и довести его до сведения общего собрания необходимо в срок до конца марта года, следующего за отчетным.

***

Больше полезной информации — в рубрике «Бизнес».

Как уже говорилось, очередное общее собрание участников общества проводится в сроки, определенные Уставом, но не реже чем один раз в год (ст. 34 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Однако чтобы его провести, необходимо предпринять следующие действия.

Принять решение о проведении очередного общего собрания

Такое решение принимает исполнительный орган общества (ст. 34 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ), то есть:

Отметим, что законодательством не установлена форма решения о проведении очередного собрания. Общество может ее разработать самостоятельно. Утверждать такую форму приказом руководителя ООО также не требуется.

По нашему мнению, в соответствующем решении необходимо указать:

  • наименование ООО;
  • вид собрания (очередное);
  • дату проведения собрания;
  • время начала собрания;
  • место его проведения;
  • время начала регистрации участников;
  • вопросы, вынесенные на повестку дня;
  • дату принятия решения о проведении собрания;
  • подпись и расшифровку, принявшего решение (директора или председателя совета директоров).

Уведомить участников ООО о готовящемся собрании

Общество обязано уведомить своих участников о будущем собрании. Сделать это необходимо не менее чем за 30 календарных дней до даты его проведения (п. 1 ст. 36 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Сделать это можно следующими способами:

  • направить соответствующее уведомление по почте заказным письмом по адресу, указанному в списке участников;
  • известить участника иным способом, предусмотренным Уставом.

В уведомлении необходимо указать (п. 2 ст. 36 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ):

  • место проведения общего собрания;
  • время его проведения;
  • повестку дня.

Вместе с уведомлением ООО обязано направить документы и информацию, необходимую для проведения собрания. К ним относятся (п. 3 ст. 36 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ):

  • годовой отчет;
  • заключения ревизионной комиссии (ревизора) и аудитора по результатам проверки годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;
  • сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию (ревизоры) общества;
  • проект изменений и дополнений, вносимых в Устав, или проект Устава общества в новой редакции;
  • проекты внутренних документов общества;
  • иная информация (материалы), предусмотренные Уставом.

Кроме того, не позднее чем за 30 календарных дней до собрания все участники должны иметь возможность ознакомиться с указанными документами в помещении исполнительного органа ООО и получить их копии. Плата, взимаемая за эти копии, не может превышать затрат на их изготовление (абз. 3 п. 3 ст. 36 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Получить от участников ООО дополнительные вопросы в повестку дня

Участники ООО могут дополнять повестку дня планируемого собрания различными вопросами, за исключением (абз. 2 п. 2 ст. 36 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ):

  • вопросов, не относящихся к компетенции общего собрания;
  • вопросов, не соответствующих требованиям федерального законодательства.

Сделать это они могут не позднее чем за 15 календарных дней до проведения общего собрания (абз. 2 п. 2 ст. 36 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Законодательство не регламентирует, каким образом участники должны вносить предложения о дополнительных вопросах и как орган или лица, созывающие общее собрание, должны их принимать. Следовательно, подробную процедуру необходимо отразить в Уставе.

По нашему мнению, если такой порядок Уставом не предусмотрен, то указанные вопросы могут быть направлены обществу:

  • по почте с уведомлением о вручении;
  • курьерской службой;
  • представлены участником лично (через представителя).

Обратите внимание, что вопросы должны включаться в повестку дня в том виде, в котором они получены, изменение формулировок не допускается (абз. 3 п. 2 ст. 36 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Необходимо учитывать, что законодательство не ограничивает количество вопросов, которое может предложить каждый участник (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 90, Пленума ВАС РФ № 14 от 09.12.1999). Поэтому орган или лица, созывающие собрание, могут включить в повестку дня любое количество дополнительных вопросов, внесенных участниками.

Отказ по иным основаниям суд может признать неправомерным и обязать общество внести предложенные вопросы в повестку дня.

Если в повестку дня были включены дополнительные вопросы, то орган или лица, созывающие общее собрание, обязаны уведомить об этом всех участников не позднее чем за 10 календарных дней до собрания (абз. 4 п. 2 ст. 36 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Отметим, что Уставом могут быть предусмотрены более короткие сроки для процедур, необходимых для созыва общего собрания (п. 4 ст. 36 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Собрание, проведенное с нарушением порядка уведомления, может быть признано правомочным. Для этого необходимо присутствие всех участников ООО (п. 5 ст. 36 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). В противном случае, по заявлению отсутствовавших на собрании участников, суд может признать принятые решения недействительными (п. 1 ст. 43 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Проведение очередного общего собрания участников

Очередное общее собрание участников ООО состоит из нескольких этапов. Рассмотрим их подробнее.

Регистрация участников

Все участники ООО и их представители, прибывшие на собрание, должны быть зарегистрированы, в противном случае они лишаются права голоса (п. 2 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Полномочия представителя должны подтверждаться доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями п.п. 4, 5 ст. 185 ГК РФ или удостоверенной нотариально (абз. 2 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Законодательство не указывает, каким именно образом осуществляется регистрация и кто ее проводит. Следовательно, такой механизм можно прописать в Уставе.

Сведения о прибывших участниках можно внести в специальный документ, утвержденный в ООО, например, протокол регистрации или журнал регистрации. В нем следует указать:

  • дату регистрации;
  • место регистрации;
  • время начала регистрации;
  • ФИО и паспортные данные участников;
  • подписи прибывших участников;
  • время окончания регистрации;
  • сведения о лице, осуществляющем регистрацию, и его подпись.
Открытие общего собрания

Очередное общее собрание открывается во время, указанное в извещении о его проведении, или, если все участники общества уже зарегистрированы, ранее (п. 3 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Открыть собрание могут (п. 4 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ):

  • генеральный директор ООО;
  • лицо, возглавляющее коллегиальный исполнительный орган ООО.
Избрание председательствующего на общем собрании

Председательствующий на собрании выбирается из числа участников ООО. Его выборы организуются лицом, открывшим собрание (п. 5 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Кандидатура председательствующего выбирается большинством голосов от общего количества голосов участников, имеющих право голосовать на данном собрании. При этом каждый из них имеет один голос, если иное не предусмотрено Уставом.

Принятие решения по вопросам, вынесенным на повестку дня

После того, как все подготовительные процедуры проведены, участники могут принимать решения, для которых данное собрание созывалось.

Необходимо иметь в виду: если на собрании присутствуют не все участники, то решения по вопросам, не указанным в извещении о проводимом собрании, принимать не следует (п. 7 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). В противном случае принятые решения могут быть признаны судом по заявлению отсутствующего участника неправомерными.

Решения на общем собрании принимаются открытым голосованием, если иной способ не предусмотрен Уставом (п. 10 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Законодательством установлено различное количество голосов, необходимое для принятия того или иного решения.

Так, решения о реорганизации и ликвидации должны приниматься единогласно (пп. 11 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). Решения, касающиеся изменения Устава или уставного капитала принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников ООО (п. 8 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Отметим, что Уставом может быть предусмотрено кумулятивное голосование при выборе членов совета директоров, коллегиального исполнительного органа или ревизионной комиссии. Его суть сводится к следующему. Число голосов, принадлежащих каждому участнику, умножается на количество лиц, которые должны быть избраны. При этом участник может отдать все голоса за одну кандидатуру или распределить их (п. 9 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Кроме того, в Уставе можно указать дополнительные вопросы, решения по которым принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников ООО (абз. 1 п. 8 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Оформление протокола общего собрания

Решения, принятые общим собранием, оформляются протоколом (ст. 181.2 ГК РФ). Его ведение должен организовать исполнительный орган общества (п. 6 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

При этом протокол непосредственно могут вести:

  • секретарь собрания;
  • лицо, уполномоченное на это Уставом.

В протоколе указываются (п. 4 ст. 181.2 ГК РФ):

  • дата, время и место проведения собрания;
  • сведения о лицах, принявших участие в собрании;
  • результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
  • сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
  • сведения о лицах, голосовавших против принятия решения и потребовавших внести запись об этом в протокол.

Протокол подписывают председательствующий и секретарь общего собрания (п. 3 ст. 181.2 ГК РФ).

Необходимо иметь в виду, что в протоколе должно быть указано решение общего собрания по каждому из рассмотренных вопросов (п. 2, пп. 3 п. 4 ст. 181.2 ГК РФ).

ГК РФ требует, чтобы состав участников общего собрания ООО и принятые этим собранием решения были нотариально заверены. Однако уставом ООО или решением общего собрания участников (принятым единогласно) может быть установлен иной способ заверения. Так, нотариальное заверение может заменить, например, подписание протокола всеми участниками ООО (или частью участников) (пп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ).

Заметим, для нотариального заверения решения присутствие нотариуса непосредственно на заседании общего собрания не является обязательным. Нотариус может засвидетельствовать подписи участников собрания на протоколе после его оформления.

Протоколы всех общих собраний подшиваются в книгу протоколов, из которой могут делаться выписки по требованию участников (абз. 2 п. 6 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Направление копий протокола участникам

Копия протокола не позднее 10 календарных дней с момента его составления направляется всем участникам общества (абз. 3 п. 6 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Сделать это могут (абз. 3 п. 6 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ):

  • исполнительный орган ООО;
  • лицо, уполномоченное вести протокол общего собрания.

Копия протокола направляется в том же порядке, что и извещение о предстоящем общем собрании.

На годовом общем собрании участников Общества (далее – Годовое общее собрание) присутствуют лица, обладающие в совокупности 100 % голосов.

Список лиц, зарегистрировавшихся для участия в Годовом общем собрании, прилагается (приложение 1 к настоящему Протоколу).

Кворум в соответствии с частью третьей п. 10.8 Устава Общества, ст. 43 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» имеется.

Общее собрание проводится в очной форме.

Форма голосования: открытое голосование.

Общее собрание правомочно принимать решения по повестке дня.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Об утверждении годового отчета Общества за 2019 год.

Информация генерального директора Семенова П.А.

2. Об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества за 2019 год.

Информация генерального директора Семенова П.А.

Информация ревизора Крупской А.А.

3. О распределении прибыли и убытков Общества по итогам работы Общества за 2019 год.

Информация участника Вольного К.С.

4. Об избрании ревизора Общества.

Информация участника Вольного К.С.

По первому вопросу повестки дня

СЛУШАЛИ:

Семенова П.А., генерального директора, который представил годовой отчет Общества за 2019 год (приложение 2 к настоящему Протоколу) (текст доклада прилагается).

Крупскую А.А., ревизора, которая представила заключение ревизора (приложение 4 к настоящему Протоколу (текст доклада прилагается).

РЕШИЛИ:

Утвердить годовой отчет Общества за 2019 год.

Голосовали:

«за» – 2 (два) голоса (единогласно);

«против» – 0 (ноль) голосов;

«воздержалось» – 0 (ноль) голосов.

По второму вопросу повестки дня

СЛУШАЛИ:

Семенова П.А., генерального директора, который представил годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность Общества за 2019 год (приложение 3 к настоящему Протоколу) (текст доклада прилагается).

Крупскую А.А., ревизора, которая представила заключение ревизора (приложение 4 к настоящему Протоколу) (текст доклада прилагается).

РЕШИЛИ:

Утвердить годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность Общества за 2019 год.

Голосовали:

«за» – 2 (два) голоса (единогласно);

«против» – 0 (ноль) голосов;

«воздержалось» – 0 (ноль) голосов.

По третьему вопросу повестки дня

СЛУШАЛИ:

Вольного К.С., участника, который предложил:

1. Распределить прибыль Общества за 2019 год пропорционально долям в уставном фонде в соответствии с уставом в следующих размерах:

– Вольный К.С. – 50 000,00 (пятьдесят тысяч) рублей;

– Крупская А.А. – 50 000,00 (пятьдесят тысяч) рублей.

2. Установить следующие порядок и сроки выплаты прибыли участникам: до 01.05.2020 перевести суммы на текущие счета участников, указанные ими дополнительно.

РЕШИЛИ:

1. Распределить прибыль Общества по итогам работы Общества за 2019 год пропорционально долям в уставном фонде в соответствии с уставом в следующих размерах:

– Вольный К.С. – 50 000,00 (пятьдесят тысяч) рублей;

– Крупская А.А. – 50 000,00 (пятьдесят тысяч) рублей.

2. Установить следующие порядок и сроки выплаты прибыли участникам: до 01.05.2020 перевести суммы на текущие счета участников, указанные ими дополнительно.

Голосовали:

«за» – 2 (два) голоса (единогласно);

«против» – 0 (ноль) голосов;

«воздержалось» – 0 (ноль) голосов.

0 Разместил: Егоров Константин Михайлович Другое Статьи 10.06.2008

Общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью, согласно Закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» является высшим органом управления Обществом. Закон разделяет исключительную компетенцию общего собрания – то есть круг вопросов, который не может передан другим органам управления общества и остальную компетенцию, то есть вопросы, решение которых может быть отнесено уставом общества, как к компетенции общего собрания, так и компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Общее собрание участников созывается для вопросов существования и жизнедеятельности Общества – определения общих направлений деятельности, участия в союзах, объединениях юридических лиц, избрания органов управления общества и ряда других.

Закон разделяет общие собрания участников на очередные и внеочередные.

Законом оговорено, что в Уставе общества должен быть установлен срок проведения очередного собрания, на котором утверждаются годовые итоги деятельности общества. Важнейшими вопросами очередного общего собрания является утверждение итогов деятельности общества за год и распределение прибыли. Законом определены сроки в пределах которых должно быть проведено очередное собрание участников. Уставом общества могут быть установлены иные сроки для проведения очередных собраний – раз в квартал, раз в месяц, раз в полгода. Закон дает в данном случае возможность участникам самостоятельно определить сроки в которые проводится очередное собрание, оставляя оговорку, что очередное собрание должно проводиться не реже, чем раз в год.

Все собрания, которые проводятся помимо очередных, являются внеочередными и целью их созыва является решение вопросов деятельности общества, не терпящих отлагательств.

Законом предусмотрена процедура заочного порядка принятия решений участниками.

Согласно Закону очередные собрания, созываются исполнительным органом общества. Созыв осуществляется путем направления участникам заказного письма, по адресу, имеющемуся у исполнительного органа всем участникам общества, в котором указываются время и место проведения собрания, предполагаемая повестка дня собрания. Такое письмо должно быть направлено участнику не позднее тридцати дней до проведения собрания. Почетная обязанность по созыву очередного, как впрочем и внеочередного собрания возложена на исполнительный орган общества в силу того, что без участия этого органа проведение, скажем, собрания на котором будут утверждаться итоги деятельности за год было бы весьма затруднительно, кроме того, именно этот орган в первую очередь обладает списком всех участников общества на момент созыва собрания.

Исполнительный орган общества не является с точки зрения закона об обществах с ограниченной ответственностью единственно возможным инициатором созыва собрания. Так созыва общего собрания имеют права требовать совет директоров (наблюдательный совет) общества, ревизор (ревизионная комиссия), аудитор общества, а так же участники, обладающие не менее, чем одной десятой от общего числа голосов в обществе. Следует отметить, что закон строго указывает именно на количество голосов, поскольку размер доли и количество голосов конкретного участника могут (если так указано в уставе самого общества) не совпадать. Исполнительный орган общества имеет право отказать, по причинам указанным в законе (не соответствие предлагаемых вопросов действующему законодательству, или компетенции общего собрания или просто из вредности) и в таких случаях инициатор проведения собрания имеет право созвать его по собственной инициативе. Расходы на созыв такого собрания (почтовые рассылки, аренда помещения для проведения собрания, приглашение нотариуса для фиксации результатов голосования, приглашение профессиональных стенографисток, или аренда аудио аппаратуры для проведения собрания) могут быть возмещены обществом по решению общего собрания участников.

Верховный суд РФ указал в одном из Постановлений, что созыв внеочередного собрания участников самими участниками по собственной инициативе не является нарушением порядка созыва собрания и не влечет его недействительности. Исходя из смысла Закона и вышеуказанного Постановления исполнительный орган, играет в данном случае техническую роль оповещения участников Общества.

Закон об ООО является в большинстве случаев достаточно демократичным по отношению к участникам общества в вопросах самостоятельного определения сроков и порядка совершения определенных действий – так устав общества может изменить сроки созыва общего собрания участников на более короткие (что целесообразно при малом количестве участников и их близком территориальном расположении). Было бы несколько удивительно, если бы возможность иного варианта, чем уведомление о созыве общего собрания посредством направления заказного письма трем участникам общества, которые живут в одном городе, являются так же и работниками того же общества на разных должностях, была бы прямо запрещена законом. Согласно Закону устав Общества может определять иной порядок уведомления участников общества и предусматривает, что уставом же могут быть определены иные сроки созыва очередного собрания, не делая никаких оговорок по этому поводу. Предполагается, что сроки, определенные уставом общества должны быть разумны, поскольку участнику должна быть предоставлена возможность подготовиться к собранию. Если речь идет об очередном собрании, на котором утверждаются итоги деятельности общества за год и избираются органы управления обществом, то участникам должна быть предоставлена возможность для ознакомления с материалами собрания. Годовой отчет о деятельности общества, годовой бухгалтерский баланс, отчет ревизионной комиссии об итогах проверки годового отчета и бухгалтерского баланса и кандидатуры в органы управления обществом должны быть предоставлены участнику в порядке, предусмотренном уставом, а если устав не содержит таких указаний, то в порядке, предусмотренном Законом.

Закон предусматривает, что материалы общего собрания должны быть получены участником одновременно с уведомлением о проведении собрания, а если повестка дня собрания будет изменена, то дополнительные материалы должны быть предоставлены одновременно с получением участником уведомления об дополнительных вопросах повестки дня собрания. Как уже говорилось выше устав допускает иной порядок ознакомления участников с информацией о собрании и материалами, так из возможных вариантов – обеспечение доступа к материалам непосредственно в месте нахождения исполнительного органа общества, в определенные часы, обеспечение доступа к материалам у определенного уставном лица, рассылка материалов по электронной почте, размещение на определенном сайте или публикация в СМИ.

Основным критерием, который должен учитываться при определении порядка доступа к материалом общего собрания, является целесообразность, выполнимость и обеспечение прав участников на доступ к информации об обществе.

Закон предоставляет возможность участникам описать детально процедуру подготовки и проведения общего собрания в уставе или в ином документе, который должен быть утвержден решением общего собрания участников (так называемый внутренний документ общества). Создание и утверждение такого отдельного документа оправдано, поскольку периодически возникает потребность предоставлять партнерам по бизнесу или другим заинтересованным лицам устав, а кроме того, изменение процедуры подготовки и проведения общего собрания, прописанной в уставе потребует помимо проведения общего собрания участников внесения изменений в устав общества и регистрацию этих изменений в установленном порядке. Чаще всего такой документ называется «Положение о порядке подготовки и проведения общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью «ХХХ». Обычно в такие Положения включается порядок созыва общего собрания участников, полномочия и действия исполнительных органов или самих участников в части подготовки общего собрания участников, порядок уведомления участников общества (заказным письмом, телеграммой, телетайпом, электронным письмом на определенные адреса или с определенного адреса, голубиной почтой или иным способом позволяющим идентифицировать отправителя), порядок регистрации участников собрания (кто проводит регистрацию участников, в какой форме она осуществляется) порядок проведения собственно собрания (каким образом избирается председатель собрания, кто ведет протокол собрания, как фиксируются выступления участников, каков порядок проведения голосования), порядок фиксации результатов собрания (кто и каким образом составляет протокол собрания, где он храниться, в каком порядке предоставляется участникам общества). Такой документ должен утверждаться решением общего собрания и конечно утверждение такого рода документов это отдельный вопрос повестки дня.

Как уже отмечалось выше, закон об обществах с ограниченной ответственностью достаточно демократичен в плане подготовки участников к общему собранию и позволяет участникам общества, обладающим любым количеством голосов вносить свои предложения по вопросам, включаемым в повестку дня собрания, хотя и выставляет временные рамки для подачи таких предложений. Поскольку соблюдение сроков и порядка уведомления участников – это в первую очередь соблюдение прав самих участников – такие предложения должны быть поданы до истечения пятнадцати дневного срока до даты, когда будет проведено собрание, который отводит закон на сообщение участникам о дополнительных вопросах повестки дня собрания. При этом в повестку дня собрания не могут включаться вопросы, решение которых не входит в компетенцию общего собрания участников или которые противоречат закону об ООО. Конечно, участники могут рассмотреть такой вопрос и даже принять по нему решение и занести в протокол, но юридическая сила и последствия такого решения будут ничтожны. Несомненно, участники общества, как хозяева бизнеса вправе согласовывать с исполнительным органом назначение ключевых фигур юридического лица – главного бухгалтера, заместителей директора и так далее, но отражение такого согласования в протоколе собрания будет иметь примерно такую же юридическую силу, как согласование времени восхода и захода Солнца с Гидрометцентром.

Закон допускает оговорку, что нарушение процедуры подготовки к собранию может быть признано незначительным, если в собрании участвуют все участники общества. Наверно имеет смысл отвлечься от чисто юридической модели общества с ограниченной ответственностью и вспомнить, что это коммерческая организация, участники которой в первую очередь объединили свои капиталы для получения прибыли, и большинство вопросов требуют оперативного вмешательства участников в жизнь общества, поскольку промедление может грозить убытками или даже потерей бизнеса. Поэтому, совместное присутствие всех участников собрания является достаточным основанием для признания такого собрания легитимным, несмотря на нарушения порядка его созыва.

Собрание проводиться в месте, указанном в уведомлении о созыве собрания, и начинается в то время, которое указано в уведомлении. Началу собрания предшествует регистрация участников. С точки зрения закона, да и здравого смысла, такая регистрация должна осуществляться путем составления в любой разумной форме списка участников собрания с указанием их долей в уставном капитале общества. Регистрацию участников должен организовать исполнительный орган, или инициатор собрания, если инициатором является иное лицо или орган общества (совет директоров, ревизор (ревизионная комиссия), аудитор или участники общества). Для регистрации участников возможно привлечение нотариуса, иного третьего лица, если конечно привлечение третьих лиц к проведению собрания не противоречит уставу общества или его внутренним документам. Закон не содержит требований к кворуму на собрании участников, это объясняется тем, для принятия решений общим собранием участников требуется простое, квалифицированное большинство голосов или единогласное решение всех участников общества. Учитывая, что на практике общее число участников может составлять например три человека, то определение кворума для проведения в 30 % от общего числа участников, а законность принятых решений в большинство от присутствующих на общем собрании участников даст плодороднейшую почву для злоупотреблений со стороны недобросовестных бизнесменов.

Закон предусматривает, что незарегистрированный участник не имеет права участвовать в голосовании. Если не имеется формальных подтверждений, установленных законом или уставом наличия участника на собрании, его голос не может учитываться при определении результатов голосования.

Как показывает практика, в небольших обществах собрания происходят посредством составления протокола по инициативе заинтересованного подразделения – юридического отдела, бухгалтерии, отдела кадров. При этом экономится огромное количество времени на уведомления участников, собственно проведение собрания и прочие формальности. Страховкой на будущее от конфликтов между участниками и юридических рисков могут стать подписи всех участников общества в протоколе собрания, как подтверждение их участия в «общем собрании».

Правом принимать участие в общем собрании обладают участники общества или их представители. Полномочия представителей должны подтверждаться либо соответствующими документами (в том случае, если участник общества – другое юридическое лицо, должен предоставляться протокол (решение), подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа) или доверенность представителя – соответственно от юридического лица – подписанная руководителем юридического лица или удостоверенная нотариально. От физического лица должна быть представлена нотариально удостоверенная доверенность или иной документ, приравниваемый к нотариально удостоверенной доверенности в понимании Гражданского кодекса.

Закон указывает, что собрание открывает исполнительный орган общества или инициатор собрания. В том случае, если уставом не предусмотрена иная процедура открытия собрания, лицо, открывающее собрание предлагает избрать председателя собрания и секретаря собрания. Законом предусмотрено, что при отсутствии иных указаний в Уставе общества, при обсуждении порядка проведения собрания каждый участник имеет один голос. После утверждения порядка проведения собрания можно приступать к обсуждению повестки дня.

Вместе с тем, устав или внутренний документ, регламентирующий порядок проведения собрания может установить иной порядок проведения собрания. Так уставом может быть предусмотрено, что собрание проводит председатель совета директоров (наблюдательного совета) если такой создан в обществе, участник, владеющий наибольшим пакетом, любой иной конкретно определенный участник или лицо его заменяющее.

Председательствующий на собрании организует обсуждение повестки дня собрания. Организация составления протокола является в соответствии с законом обязанностью исполнительного органа. Однако, составление протокола иным лицом, участвующим в собрании не может быть признано нарушением порядка проведения собрания, влекущим негативные последствия, поскольку закон предусматривает обязанность исполнительного органа «организовать ведение протокола». Такая «организация может состоять в предоставлении исполнительным органом бумаги, пишущих принадлежностей и оргтехники для составления протокола в окончательном виде.

В соответствии с законом количество голосов у каждого участника пропорционально размеру его доли в уставном капитале. Вместе с тем уставом может быть предусмотрен иной порядок определения голосов, имеющихся у каждого участника. Такой порядок может быть предусмотрен уставом при создании общества, или внесен в форме изменений впоследствии. Изменения, определяющие количество голосов участников не пропорциональное размерам долей в уставном капитале должны быть утверждены посредством единогласного решения всех участников общества. При решении ряда вопросов следует иметь в виду, что решение по ним может быть принято, если за них будет подано определенное законом или уставом количество голосов.

Так, в соответствии с законом решение об изменении устава общества и об увеличении уставного капитала общества может быть принято большинством в две трети голосов от общего количества голосов участников общества. Устав Общества может предусматривать также большее количество голосов, которые должны быть поданы за решение этого вопроса и определить круг других вопросов, решение по которым должно приниматься большинством в две трети голосов. Решения о внесении изменений в учредительный договор, а так же принятие решений относительно реорганизации или ликвидации общества принимается участниками единогласно. Закон предписывает участникам принимать единогласно решения в случаях, связанных с наделением всех участников дополнительными правами и обязанностями, операциями, связанными с изменением уставного капитала, соотношениями долей при приеме третьих лиц в число участников общества, изменениями, связанными с предоставлением объема права (например, преимущественного права покупки отчуждаемой доли) непропорциональных доли в уставном капитале. Единодушное решение участников необходимо также при изменении порядка распределения прибыли и определения числа голосов каждого участника. В законе имеются так же и иные прямые указания на необходимость единогласного голосования по ряду вопросов.

Закон предусматривает ряд вопросов, которые решаются квалифицированным большинством. Так две трети голосов необходимо для открытия филиалов и представительств Общества, предоставления дополнительных прав и обязанностей определенному участнику, принятия решений о внесении вкладов в имущество и некоторых других. Уставом общества может быть предусмотрено большее количество голосов для принятия такого рода решений.

Голосование на общем собрании открытое, осуществляется посредством поднятия рук. Закон не ограничивает участников общества в определении способов голосования – посредством бюллетеней, разноцветных шариков, посредством вверх большого пальца – «за» и или опускания вниз «против», вариантов может быть бесконечное множество. Главное чтобы принятый участниками способ голосования был зафиксирован в Уставе.

Члены совета директоров (наблюдательного совета) могут избираться посредством кумулятивного голосования, при котором число голосов участника голосования умножается на количество мест в формируемом органе общества и распределяется между кандидатами в пропорции предпочтений голосующего участника. Данный способ голосования так же должен быть предусмотрен уставом общества.

Решение общего собрания может быть принято без проведения собственно собрания (совместного присутствия) участников. Такое решение принимается посредством заочного голосования (опросным путем). Целесообразность принятия решений таким образом может быть обусловлена удаленностью участников друг от друга, их загруженностью и иными мотивами экономии времени. Процедура собственно голосования не имеет строгого закрепления в законе. Основное требования – возможность идентифицировать отправителя документа и возможность документальной фиксации результатов голосования. Таким образом, голосование посредством отправки смс-сообщения на определенный номер, в дальнейшем в любом случае потребует распечатки и приложения в качестве доказательства результатов голосования к принятому решению.

Закон содержит запрет на решение вопросов, связанных с утверждением итогов деятельности общества за год. Эта норма корреспондируется с требованием закона проводить ежегодно как минимум одно собрание участников.

Как уже говорилось выше, результаты собрания должны фиксироваться протоколом общего собрания. Ведение протокола организуется исполнительным органом общества, подписывает протокол председатель собрания. Распространенная практика составления протоколов собраний – подпись избранного секретаря, однако закон не содержит никаких требований на этот счет. Многостраничный протокол должен быть прошит и скреплен подписью исполнительного органа Общества или опять же председателя собрания. Закон опять же не содержит прямых указаний на это, но такие действия необходимо совершать в целях предотвращения возможности искажения результатов голосования по вопросам повестки дня. Протокол общего собрания подшивается в журнал протоколов и хранится по месту нахождения исполнительного органа общества.

Д. Чернокальцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *