Валютные операции резидентов

ВТБ📌 Реклама

Физическим лицам — резидентам разрешены для проведения в форме наличной оплаты следующие валютные операции (часть 3 статьи 14 Закона 173-ФЗ):

  • передача иностранной валюты или внешних ценных бумаг в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
  • дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;
  • завещание валютных ценностей или получения их по праву наследования;
  • приобретение и отчуждение в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
  • перевод без открытия банковских счетов, иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долларов США;
  • покупка, обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств) у уполномоченного банка или продажа уполномоченному банку наличной иностранной валюты;
  • прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты.

Все остальные расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках. Применить это положения Закона 173-ФЗ не всегда удается. Например, пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ разрешены операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках. 📌 Реклама Отключить

Если Законом не разрешена эта операция в наличной форме, то ее следует проводить только в безналичной, например, с использование карточного счета. Но те, кто был в этих магазинах знают, что магазины беспошлинной торговли принимают и наличные денежные средства. И магазины и покупатели нарушают валютное законодательство.

Будем надеяться, что урегулировать эту и другие проблемы применения валютного законодательства поможет представленный на рассмотрение в Государственную Думу Законопроект, предусматривающий внесение изменений в Закон № 173-ФЗ. Законопроектом в частности, предусматривается разрешить осуществлять расчеты без открытия счета между физическими лицами — резидентами и магазинами беспошлинной торговли.

Кроме того, между резидентами разрешены следующие операции:

  • между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
  • по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов (пункт 4 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
  • с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);

Проектом о внесении изменений в Закон 173-ФЗ предполагается исключить слова «выпущенными от имени Российской Федерации». Тем самым будут разрешены валютные операции между резидентами по внешним ценным бумагам, существующим на рынке ценных бумаг.

  • операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);

Проектом о внесении изменений в Закон 173-ФЗ предполагается исключить слова «юридических лиц».

  • Тем самым такие валютные операции будут разрешены и физическим лицам — резидентам. операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ).

Отметим, что эту операцию Закон 173-ФЗ не разрешает осуществлять в наличной форме. По мнению автора, это ограничивает возможности налогоплательщиков по уплате платежей в бюджет. Все остальные валютные операции между резидентами должны осуществлять между собой только в рублях. Обратите внимание, что действующим Законом 173-ФЗ не предусмотрена такая валютная операция как снятие с валютного счета денежных средств и передача их сотруднику, например на командировочные расходы за пределами РФ. В настоящее время организация — резидент может только выдать сотруднику сумму командировочных в рублях, с тем, чтобы он обменял их в уполномоченном банке или как вариант, использовать корпоративную пластиковую карту. 📌 Реклама Отключить

Ситуацию исправить можно, если Государственная Дума примет предлагаемые изменения в Закон 173-ФЗ, которые предусматривают, разрешение валютной операции в иностранной валюте при возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.

Кроме этого проектом предполагается разрешить между резидентами следующие валютные операции:

  • операций, связанных с выплатой дохода и (или) погашением внешних ценных бумаг;
  • операций, связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
  • операций, предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации;
  • переводов физическими лицами — резидентами из Российской Федерации в пользу физических лиц — резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк эквивалента 5000 долларов США по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату списания денежных средств со счета физического лица — резидента.

Предлагаемые в Законопроекте поправки к Закону № 173-ФЗ свидетельствуют о положительной тенденции к совершенствованию валютного законодательства и позволяют решить ряд проблем, возникающих при осуществлении резидентами и нерезидентами отдельных видов валютных операций.

Почему государство устанавливает ограничения на операции с иностранной валютой? Основные виды ограничений.

Какие в России существуют ограничения на расчеты в валюте?

Валютная политика государства основана на системе валютного регулирования процесса проведения международных расчетов и оборота денежных знаков других стран на территории РФ. Внутренний оборот валют регламентируется на законодательном уровне, операции за пределами страны должны быть обеспечиваться международными соглашениями.

Валютные ограничения определяют условия оборота валют и позволяют контролировать выход российских компаний на мировой финансовый рынок. Все это направлено на сохранение позиций рубля как основной денежной единицы государства. Также все ограничения, которые устанавливает государство, связаны с состоянием его платежного баланса.

Порядок расчетов в иностранной валюте на территории РФ

Российский рубль является официальным платежным средством на территории РФ, в связи с этим все расчеты между резидентами должны производиться в рублях, даже если цена была установлена в иностранной валюте. Безналичные расчеты на банковских счетах резидентов РФ могут быть произведены в любой валюте, также юридическим лицам и физическим лицам разрешена покупка иностранных денежных знаков и оплата ими своей доли в уставном капитале организации. Порядок открытия и закрытия счетов устанавливается ЦБ РФ.

Физические лица могут осуществлять наличные расчеты в иностранной валюте без ограничений. Для юридических лиц и ИП предельный размер составляет 100 тыс. рублей. Данное ограничение действует при расчетах между организациями в рамках одного договора и при получении наличных денежных средств в банке со специальных счетов. Организациям запрещено экспортировать товары с оплатой в национальной валюте и продавать иностранную валюту импортерам. Также необходимо соблюдать законодательно установленные сроки по сделкам с нерезидентами.

Расчеты резидентов РФ с иностранными партнерами должны производиться только через банковские структуры в форме безналичных переводов. Также только банки могут оказывать услуги купли-продажи иностранных денежных знаков. При осуществлении внешнеторговых операций банки имеют право запрашивать у резидентов информацию о совершаемых ими сделках, а также об источнике получения средств. В ограниченном количестве возможно совершение сделок с зарубежными организациями, зарегистрированными в офшорных зонах, данное ограничение касается и оплаты услуг таким организациям в иностранной валюте.

Российские резиденты обязаны сообщать государству о наличии у них счетов в зарубежных банках, предоставлять отчетность в случае, если денежные потоки отправляются за рубеж. Валютный иммунитет предоставляется гражданам России, которые проживают на территории другого государства более 183 дней в год. При этом ограничения не устанавливаются вновь в случае въезда резидента в страну в течение указанного периода.

За исключением каких случаев запрещены валютные операции между резидентами?

Валютные счета: есть ли ограничения в операциях между резидентами и банками?

Разрешен ли валютный заем между резидентами?

Особенности осуществления валютных операций между нерезидентами

Порядок осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами

Итоги

За исключением каких случаев запрещены валютные операции между резидентами?

В соответствии с п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ валютные операции между резидентами в России находятся под запретом, за исключением ограниченного числа случаев.

Валютные операции между резидентами разрешено проводить:

  • В следующих случаях:
    • при перечислении рублей с открытого за пределами России счета одного резидента на счет другого, открытого в России, и наоборот, с российского счета на тот, который открыт за границей;
    • при перечислении рублей со счета резидента, открытого за рубежом, на такой же заграничный счет другого резидента;
    • юридическим лицам — резидентам при осуществлении следующих валютных операций со средствами, зачисленными на их заграничные счета:
      • по выплате заработной платы сотрудникам своего представительства, расположенного за границей;
      • по возмещению и оплате командировочных расходов сотрудников заграничных представительств, командированных на территорию страны, где находится представительство, либо в иное место, за исключением командировок по России;
      • наличные расчеты (в т. ч. и в иностранной валюте) при осуществлении сделок с физическими лицами — резидентами, находящимися заграницей, и заграничными филиалами (представительствами) других юридических лиц — резидентов;
    • физическим лицам — резидентам при осуществлении любых валютных операций со средствами, зачисленными на их заграничные счета, за исключением операций по передаче активов и выполнению работ (услуг) на территории России;
    • физическим лицам — резидентам через свои счета, открытые в уполномоченных банках, при любых расчетах, кроме:
      • дарения валюты стране и обществу либо близким родственникам и супругам;
      • завещания/получения валюты по наследству;
      • приобретения валютных ценностей для целей коллекционирования;
      • осуществления перевода средств без открытия счета иностранной валюты из России или получения иностранной валюты в России в качестве перевода, поскольку Центробанк устанавливает ограничение на суммы таких переводов.
  • При совершении расчетов в магазине дьюти-фри, а также при продаже товаров (оказании услуг) по пути следования транспортного средства за границей.
  • При комиссионной торговле, если предметом договора комиссии является заключение соглашения и выполнение обязательств по нему с нерезидентом по поставке товаров (оказанию услуг, передаче прав на интеллектуальную собственность и информацию), в т. ч. при возврате комитентам денежных средств в связи с неисполнением комиссионного договора.
  • При оказании экспедиторских и транспортных услуг, в т. ч. по фрахтованию (при ввозе/вывозе груза из России или его транзитном перемещении по российской территории). Сюда же относятся и страховые платежи по этим грузам.
  • На специально организованных торгах — операции с внешними ЦБ, права на которые учтены в депозитариях.
  • Операции с учтенными в депозитариях внешними ЦБ, а также проведение расчетов за них в рублях.
  • При уплате налогов, сборов и взносов в федеральный (муниципальный, местный) бюджет в иностранной валюте.
  • При осуществлении выплат по внешним ЦБ, кроме вексельных.
  • При компенсации и оплате командировочных при выезде за пределы России по служебной необходимости, а также при возврате подотчетным лицом части неизрасходованного аванса. С 02.12.2019 данные операции можно проводить в наличной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках (закон от 02.12.2019 № 398-ФЗ).
  • Для обеспечения функционирования дипломатических и консульских представительств.
  • При переводе физическим лицом — резидентом из России валюты в сумме, не превышающей 5000 долларов США (или в другой валюте в эквиваленте по курсу Центробанка) на заграничный счет другого физического лица — резидента.
  • Перевод иностранной валюты в Россию с заграничных счетов физического лица — резидента на счета иных физических лиц — резидентов, открытых в уполномоченных банках.
  • Для компенсации расходов и оплаты труда работников, которые выехали за пределы России, если их работа связана с постоянными разъездами.
  • При осуществлении расчетов между транспортными компаниями и клиентами за границей (физическими лицами и представительствами юридических лиц, созданных согласно федеральному законодательству России) по контрактам о перевозке.
  • При переводе инвалюты физлицами-резидентами со своих счетов в уполномоченных банках на такие счета своих близких родственников и супругов.
  • При осуществлении перевода иностранной валюты на банковские счета в уполномоченных банках диппредставительств и консульств за переделами России и на счета госпредставительств России при межправительственных учреждениях со счетов в уполномоченных банках, открытых госорганами исполнительной власти, которые функционируют за границей через собственные представительства, для выплаты зарплаты. А также при осуществлении таких переводов в обратном направлении — со счетов диппредставительств и консульств.
  • При внесении/возврате разного рода обеспечения (клирингового, коллективного или индивидуального) и в виде взноса в имущественный пул.
  • При расчетах, сделанных по итогам проведенного клиринга, а также взаимоотношениях по комиссионным договорам, предметом которых являются обязательства, исполняемые по итогам клиринга.
  • При исполнении/прекращении договоров — производных финансовых инструментов в случае, если одной стороной договора выступает уполномоченный банк (профессиональный участник рынка ЦБ).
  • При приобретении и отчуждении валютных ценностей, выступающих в качестве обеспечения исполнения обязательства, предусмотренного договором репо, договором, являющимся производным финансовым инструментом, и (или) договором иного вида, заключенными на условиях, определенных генеральным соглашением (единым договором), при условии, что одной из сторон по такому договору является уполномоченный банк или профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс:

Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение

Подробнее о том, что такое валютные операции, можно узнать из статьи «Валютные операции: понятие, виды, классификации».

Валютные счета: есть ли ограничения в операциях между резидентами и банками?

Не имеют ограничений валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, если они касаются:

  • кредитных отношений (уплаты процентов, штрафов и пени, получения/возврата кредита);
  • внесения/снятия денежных средств со счетов в банках;
  • получения банковских гарантий, выполнения резидентом обязанностей поручителя, залогодателя;
  • покупки векселей, выписанных уполномоченными банками, истребования платежа по ним при предъявлении;
  • приобретения/продажи иностранной валюты и чеков в обмен на российские рубли;
  • уплаты комиссионного вознаграждения банкам.

Резиденты вправе проводить расчеты при помощи открытых в уполномоченных банках счетов в любой иностранной валюте. В случае необходимости они могут проводить конверсионные операции по согласованному с банками курсу. При этом не имеет значения, в какой именно иностранной валюте был открыт счет.

Уполномоченные банки, которые сами являются профессиональными участниками рынка ЦБ, могут самостоятельно открывать и обслуживать собственные брокерские счета, необходимые нерезидентам, которые являются их клиентами, с целью учета денежных средств. Кроме того, сами профессиональные участники рынка ЦБ открывают в своих уполномоченных банках специальные счета для учета денег при совершении брокерских сделок.

В случае нарушения условий совершения валютных операций, в частности сроков зачисления средств на счета резидентов, к правонарушителям могут применяться санкции, для расчета которых используется ставка рефинансирования Центробанка.

Подробнее об этой ставке читайте в статье «Информация о ставке рефинансирования ЦБ РФ».

Разрешен ли валютный заем между резидентами?

При оформлении валютного займа заимодавец передает заемщику некоторую сумму в иностранной валюте при условии ее возврата через установленный период. Подобные займы могут предоставляться на процентной или безвозмездной основе.

Проведение валютных операций между резидентами РФ, к которым причисляются и займы в иностранной валюте, не допускаются. Однако в п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ предусмотрены исключения, позволяющие резидентам получать кредиты в валюте в уполномоченных финансовых учреждениях при оформлении соответствующих соглашений. То есть если такой заем берется в банке, нарушения законодательства не происходит.

Если же договор займа заключается между 2 хозяйствующими субъектами — резидентами, в нем должны присутствовать исключительно рублевые суммы. При желании указать их в валюте на момент расчетов окончательную сумму следует привязать к курсу валюты по ЦБ РФ.

Если же валютная операция по оформлению займа осуществляется между резидентом и нерезидентом РФ, по ней ограничений нет.

Особенности осуществления валютных операций между нерезидентами

В соответствии со ст. 10 закона № 173-ФЗ валютные операции между нерезидентами разрешены в России без каких-либо ограничений. Так, нерезиденты могут свободно переводить друг другу иностранную валюту и российские рубли с/на банковские счета в уполномоченных банках на/с заграничных счетов. Также нет ограничений относительно произведения расчетов между нерезидентами без открытия банковских счетов как при получении средств из-за границы, так и при переводе валюты и рублей за границу.

Нерезидентам разрешены любые операции с внутренними ЦБ на территории России при условии соблюдения федерального антимонопольного законодательства. При этом нерезиденты должны осуществлять валютные операции между собой с использованием рублей лишь через банковские счета, открытые в РФ.

О том, какие налоги с взносами надлежит уплачивать нерезидентам на территории Российской Федерации, читайте в материалах:

  • «Страховые взносы и налоги для нерезидентов»;
  • «НДФЛ с нерезидентов РФ в 2020 году».

Порядок осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами

В России не ограничиваются валютные операции между резидентами и нерезидентами. Исключение составляют случаи, когда определенные ограничения установлены для предотвращения уменьшения валютных запасов в России.

До 2006–2007 годов действовало гораздо больше таких ограничений. Однако на сегодняшний день осталось лишь ограничение, указанное в ст. 11 закона № 173-ФЗ. В частности, сделки по приобретению или продаже иностранной валюты, а также чеков в такой валюте могут проводиться только через банки, уполномоченные на совершение валютных операций.

Кроме того, Центробанк устанавливает для кредитно-финансовых учреждений ряд требований по документальному оформлению сделок с наличной иностранной валютой. Так, финансовым регулятором предусмотрено требование о проведении обязательной идентификации персоны, покупающей или продающей иностранную валюту. Персональные данные могут вноситься в документы, оформляемые при совершении сделок с иностранной наличностью.

Все заграничные транзакции между резидентами и нерезидентами подлежат валютному контролю. Подробности — в материале «Валютный контроль при переводе денег за границу».

Итоги

Подводя итоги, можно сделать вывод, что валютные операции между резидентами запрещены, за исключением ограниченного числа случаев. Все эти исключения перечислены в законе № 173-ФЗ и могут быть расширены только путем внесения изменений в указанный закон.

Что касается валютных операций между резидентами и нерезидентами, а также расчетов, проводимых нерезидентами между собой, то существенных ограничений для них нет. Имеется лишь ряд требований по оформлению совершаемых сделок.

При оформлении сделок с валютными ценностями и валютой (иностранной и российской) потребуется указание кодов видов валютных операций, с которыми можно ознакомиться в статье «Справочник кодов видов валютных операций (2019 — 2020)».

Данные требования, а также порядок оформления и бланки необходимой документации детально расписаны в нормативных актах, издаваемых федеральным финансовым регулятором.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Операции с ценными бумагами и валютные операции банков

Значительное место среди банковских операций занимают операции с ценными бумагами, так как ценные бумаги являются в современных условиях важным финансовым инструментом.

Ценной бумагой, в соответствии с Гражданским кодексом РФ (п.1 ст.142) является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.

К ценным бумагам в отечественном законодательстве относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (ст.143 ГК РФ).

Ценные бумаги делятся на именные, ордерные и на предъявителя. Особенностью ценных бумаг является необходимость соблюдения установленной формы и наличие обязательных реквизитов.

В соответствии со ст. 6 Закона о банках и банковской деятельности, в соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами. Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая кредитной организацией, производится в соответствии с правилами, которые устанавливает для профессиональных участников рынка ценных бумаг Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».

Банки могут выступать на рынке ценных бумаг в качестве брокеров и дилеров.

В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», брокерской деятельностью признается совершение гражданско- правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре (ст.3).

Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли — продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Важное место среди банковских операций занимает деятельность по доверительному управлению ценными бумагами.

Под деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:

1) ценными бумагами;

2) денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;

3) денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

Также банки могут заниматься клиринговой деятельностью.

Клиринговая деятельность — это деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним (ст.6 Закона о рынке ценных бумаг).

Банковские операции с ценными бумагами имеют определенную специфику, связанную с несовершенством законодательства о ценных бумагах. Как отмечается в работе американских авторов, «Негибкое определение ценной бумаги естественно приводит к более жесткому режиму регулирования рынка ценных бумаг, что, в свою очередь, практически не оставляет свободы для судов и государственных органов при применении зконодательства к новым формам ценных бумаг, требующим единообразного подхода.» Батлер У., Гаши-Батлер М. Корпорации и ценные бумаги по праву России и США. М., 2001, с.70.

В условиях рыночной экономики важное значение имеет и правовое регулирование валютных операций банков. Особенности такого регулирования во многом определяются рядом понятий: валюта, иностранная валюта и валютные ценности.

В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», понятие валюта Российской Федерации означает:

а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монеты;

б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации;

в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.

Под иностранной валютой понимаются:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Понятие «валютные ценности» включает в себя следующие элементы:

а) иностранная валюта;

б) ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, — платежные документы (чеки, векселя и другие платежные документы), эмиссионные ценные бумаги (включая акции, облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг, и долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

в) драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;

г) природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

В соответствии с п.7 ст. 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, понятие «валютные операции» включает в себя:

а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

в) осуществление международных денежных переводов;

г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям законодательство относит:

а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно- импортных операций на срок не более 90 дней;

б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации.

Понятие «валютные операции, связанные с движением капитала» включает в себя:

а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Важность валютных операция для экономики страны обуславливает необходимость эффективного механизма валютного регулирования. Такое регулирование заключается, как правило, в установлении механизма валютных ограничений и валютном контроле. Олейник О.М. Основы банковского права. Курс лекций. М,, 1999, с.369.

Валютное регулирование можно рассматривать как комплекс мер, направленных на установление определенного порядка проведения операций с валютой. Оно предполагает, в первую очередь, установление правил банковского обслуживания клиентов по поводу валюты.

К числу объектов валютного регулирования относится, в первую очередь, иностранная валюта. В Российскую Федерацию иностранная валюта попадает путем официального ввоза. Правом на ввоз иностранной валюты обладают только уполномоченные банки, имеющие генеральные валютные лицензии, а также физические лица.

Ценные бумаги в иностранной валюте — это платежные документы, фондовые ценности, и т.д., выраженные в иностранной валюте. Это могут быть чеки, векселя, аккредитивы, платежные поручения, акции, облигации и т.д. Ввоз ценных бумаг на территорию РФ осуществляется также уполномоченными банками.

Основным органом валютного регулирования в РФ является Центральный банк.

Центральный банк, в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле (ст. 9),

а) определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

в) проводит все виды валютных операций;

г) устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;

д) устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;

е) устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

ж) устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

з) готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам;

и) выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

Таким образом, Центральный банк РФ является основным органом валютного регулирования и валютного контроля. Банковские операции с валютой производятся по правилам, устанавливаемым Банком России, с учетом требований, изложенных в издаваемых им нормативных документах.

Подводя итог, можно отметить, что операции с ценными бумагами и валютными ценностями относятся к числу тех операций, которые направлены на реализацию основных функций кредитных организаций. Важность данных операций для экономики страны определяет их достаточно жесткое правовое регулирование, в том числе существование специальных законов.

Среди значительного количества банковских операций, предусмотренных действующим законодательством, можно выделить несколько традиционных, исторически сложившихся и в то же время наиболее типичных для деятельности кредитных учреждений.

Одной из таких операций является прием вкладов. В большинстве развитых стран прием банковских вкладов подвергается достаточно жесткой регламентации, поскольку данная операция затрагивает интересы большого количества вкладчиков и в случае банковского краха невыплата вкладов может подорвать доверие ко всей банковской системе страны и привести к глубокому кризису в экономике. Также важное значение для развития экономики страны имеет банковское кредитование, которое должно помогать развитию производства, других общественно важных сфер экономики.

Расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.1998 N 192-ФЗ)
2. Порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации нерезидентами устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации.
3. Вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, а также ввоз и пересылка в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
4. Сделки, заключенные в нарушение положений настоящего Закона, являются недействительными. Лица, совершившие такие сделки, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 2
В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи законодатель не предусматривает каких-либо ограничений при расчетах в валюте Российской Федерации между резидентами.
Порядок проведения расчетов между резидентами и нерезидентами в национальной валюте определяется Центральным банком РФ в Инструкциях N 16 от 16 июля 1993 г. «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации» и N 79-И от 23 марта 1999 г. «О специальных счетах нерезидентов типа «С», то есть названные операции допустимы в пределах, в которых они подпадают под режимы рублевых счетов нерезидентов. Указанными нормативными правовыми актами регламентируется и порядок приобретения и использования нерезидентами в РФ валюты РФ (пункт 2 статьи 2).
Лица, признанные нерезидентами в соответствии с законодательством Российской Федерации, открывают в уполномоченных банках Российской Федерации счета в рублях в случаях и порядке, устанавливаемых Банком России.
Правила открытия, а также режимы рублевых счетов нерезидентов являются едиными на территории Российской Федерации. Они могут изменяться и дополняться только Банком России.
Запрещается списание средств с рублевых корреспондентских счетов банков — нерезидентов за счет и по поручению резидентов Российской Федерации.
Не допускается открытие находящимися на территории Российской Федерации филиалами банков — нерезидентов рублевых счетов на имя резидентов Российской Федерации. Резиденты Российской Федерации не могут открывать рублевые счета в банках — нерезидентах.
Представительства иностранных государств в Российской Федерации — иностранные дипломатические представительства в Российской Федерации (посольства, миссии, отделы посольств и миссий, учреждения, входящие в состав дипломатического представительства), консульские учреждения в Российской Федерации (генеральные консульства, консульства, вице — консульства, консульские агентства) — официальные представительства — заключают договоры банковского счета с уполномоченными банками Российской Федерации от своего имени.
Филиалы нерезидентов, а также представительства нерезидентов, не относящиеся к официальным представительствам, заключают договор банковского счета от имени своих учредителей. При этом права и обязанности по договору банковского счета возникают у нерезидентов — учредителей представительств и филиалов.
Нерезиденты имеют право без специальных разрешений Банка России продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки при условии зачисления в полном объеме рублей, полученных в результате продажи иностранной валюты, на свои рублевые счета.
Нерезиденты имеют право без специальных разрешений Банка России покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки за счет средств на своих рублевых счетах типа «И», рублевых корреспондентских счетах банков — нерезидентов и рублевых счетах физических лиц — нерезидентов, а также за счет средств на рублевых счетах типа «Т».
Покупка нерезидентами иностранной валюты через уполномоченные банки за счет средств на своих рублевых счетах типа «И», а также рублевых корреспондентских счетах банков — нерезидентов допускается только после представления в уполномоченный банк, выполняющий поручение на покупку иностранной валюты, документов, подтверждающих зачисление рублей на эти счета по определенным Центральным банком РФ основаниям и заверенных уполномоченным банком, в котором открыт рублевый счет типа «И» или рублевый корреспондентский счет банка — нерезидента.
Сделки купли — продажи иностранной валюты совершаются по курсу рубля, устанавливаемому по согласованию между нерезидентом и уполномоченным банком.
Расчеты по рублевым счетам нерезидентов осуществляются в соответствии с действующими правилами безналичных расчетов в Российской Федерации в пределах остатков средств на счете.
Виды рублевых счетов нерезидентов
1. Рублевые счета типа «Т» («текущие»)
Рублевые счета типа «Т» открываются нерезидентам для обслуживания их экспортно — импортных операций (кроме операций, связанных с осуществлением экспорта из Российской Федерации товаров, в отношении которых применяются нетарифные меры внешнеэкономического регулирования), а также для целей содержания в Российской Федерации их представительств, филиалов.
Расчеты по экспортно — импортным операциям могут осуществляться только со счетов типа «Т» нерезидентов, имеющих право осуществлять предпринимательскую деятельность (деятельность, направленную на извлечение прибыли) в соответствии с их учредительными документами, документами об их регистрации, разрешениями, выданными российскими уполномоченными органами и другими документами, определяющими их правоспособность.
Рублевые счета типа «Т» открываются на основании договора банковского счета, заключенного с уполномоченным банком Российской Федерации, на имя нерезидентов следующих категорий:
— предприятий, учреждений, организаций;
— банков и иных кредитных организаций;
— международных межправительственных организаций;
— официальных представительств.
Расчеты в рублях по вышеназванным экспортно — импортным операциям могут осуществляться через корреспондентские счета банков — нерезидентов в уполномоченных банках Российской Федерации нерезидентами — предприятиями, учреждениями, организациями, международными межправительственными организациями, а также физическими лицами — нерезидентами, зарегистрированными для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства.
Банки — нерезиденты могут открывать на свое имя в уполномоченных банках Российской Федерации только такие рублевые корреспондентские счета, через которые осуществляются расчеты, предусмотренные режимом рублевых счетов типа «Т», а также расчеты, связанные с оплатой банками — нерезидентами долей участия в уставном капитале кредитных организаций — резидентов.
2. Специальные рублевые счета типа «И» («инвестиционные»)
Нерезиденты для осуществления инвестиционной деятельности в Российской Федерации (в том числе сделок приватизации) открывают специальные рублевые счета типа «И» в уполномоченных банках Российской Федерации.
Все инвестиции и реинвестиции на территории Российской Федерации в рублях, а также покупка иностранной валюты за рубли в связи с репатриацией доходов, полученных в результате инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, должны осуществляться нерезидентами с рублевых счетов типа «И» за исключением оплаты долей участия в уставном капитале кредитной организации — резидента банками — нерезидентами.
Рублевые счета типа «И» открываются на имя нерезидентов — предприятий, учреждений, организаций; банков и иных кредитных учреждений; международных межправительственных организаций; физических лиц.
Расчеты по счетам типа «И» по сделкам приватизации могут осуществляться всеми нерезидентами, кроме юридических лиц — нерезидентов с российским участием, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, местных органов государственной власти Российской Федерации, общественных организаций (объединений) — резидентов, благотворительных и иных общественных фондов — резидентов превышает 25 процентов.
Расчеты по счетам типа «И» по сделкам, не связанным с приватизацией, могут осуществляться всеми нерезидентами, кроме физических лиц — нерезидентов, не зарегистрированных для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства.
На имя одного нерезидента открывается только один рублевый счет типа «И» в Российской Федерации в одном из уполномоченных банков.
Рублевые счета типа «И» нерезидентов могут открываться и вестись только на основании договора банковского счета, заключенного нерезидентом с уполномоченным банком Российской Федерации.
Банки — нерезиденты не вправе осуществлять расчеты в рублях по операциям, связанным с иностранными инвестициями в Российскую Федерацию (в том числе связанным с приватизацией), через свои рублевые корреспондентские счета в уполномоченных банках Российской Федерации как за счет и по поручению их клиентов — нерезидентов, так и за счет собственных средств.
Предоставление нерезидентами резидентам долгосрочных кредитов и займов в рублях за счет средств на рублевых счетах типа «И» допускается на основании разрешений Банка России, выдаваемых в установленном порядке заемщикам — резидентам Департаментом валютного регулирования и валютного контроля Банка России.
3. Счета физических лиц — нерезидентов
Рублевые счета физическим лицам — нерезидентам открываются уполномоченными банками для зачисления их личных доходов в рублях и оплаты текущих рублевых расходов во время проживания на территории Российской Федерации.
С указанных счетов не могут оплачиваться расходы, связанные с инвестиционными операциями (в том числе со сделками приватизации).
Рублевые счета физических лиц — нерезидентов открываются и ведутся только непосредственно в уполномоченных банках Российской Федерации.
Банки — нерезиденты не могут осуществлять операции в рублях за счет и по поручению физических лиц — нерезидентов через свои рублевые корреспондентские счета в уполномоченных банках Российской Федерации.
Открытие физическими лицами — нерезидентами совместных счетов в рублях, а также рублевых счетов на имя другого лица запрещается.
Порядок открытия уполномоченными банками рублевых
счетов нерезидентов
Перечень документов, необходимых для открытия рублевых счетов на имя нерезидентов, не являющихся физическими лицами (кроме официальных представительств), устанавливается по договоренности между уполномоченным банком и нерезидентом, на имя которого открывается счет. При этом уполномоченный банк должен обеспечить наличие у него документов, предоставление которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации при открытии счетов в банках, а также документов, содержащих следующую информацию: сведения, позволяющие однозначно установить, что лицо, на имя которого открывается счет, является нерезидентом; сведения о полном наименовании и месте нахождения нерезидента, на имя которого открывается счет.
При открытии на имя нерезидента рублевых счетов типа «Т», кроме вышеуказанных сведений, уполномоченный банк должен обеспечить наличие у него документов, содержащих информацию о полном наименовании и месте нахождения в Российской Федерации филиала, представительства, для обслуживания которого открывается этот счет, а также сведения о том, что размещение и деятельность в Российской Федерации этого филиала, представительства одобрены уполномоченными на то российскими учреждениями и организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного Банк России рекомендует запрашивать при открытии рублевых счетов нерезидентов следующие документы:
Легализованные в посольстве (консульстве) Российской Федерации за границей (с заверенным переводом на русский язык): копии учредительных документов; выписка (копия выписки) из торгового реестра, для банка — выписка (копия выписки) из банковского реестра либо иной документ, подтверждающий наличие разрешения на занятие банковской деятельностью; другие документы, определяющие юридический статус нерезидента в соответствии с законодательством страны его местонахождения.
Для представительств и филиалов нерезидентов — нотариально заверенную копию документа, свидетельствующего о согласовании вопроса о размещении представительства, филиала нерезидента с соответствующими местными органами государственной власти, а также — для представительств нерезидентов — нотариально заверенные копии разрешений на открытие представительства нерезидента либо иных документов, свидетельствующих об аккредитации представительства нерезидента в Российской Федерации, выписку (нотариально удостоверенную копию выписки) из сводного государственного реестра аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний.
Нотариально заверенную карточку с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, а также оттиска печати нерезидента (представительства, филиала), если таковая имеется. В случае дополнения количества лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, в банк предоставляется новая карточка с образцами подписей, заверенная нотариально. При замене лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, прекращение полномочий лиц, утративших право распоряжения счетом, должно быть документально подтверждено.
Документы, представление в банк которых необходимо при открытии счетов в банках в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих вопросы налогообложения и налогового учета, а также вопросы регистрации плательщиков взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Легализованная в посольстве (консульстве) Российской Федерации за границей либо в посольстве (консульстве) иностранного государства в Российской Федерации копия разрешения национального (центрального) банка иностранного государства, если наличие такого разрешения требуется для открытия рублевого счета нерезидента в Российской Федерации в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации (с заверенным переводом на русский язык, если разрешение составлено на иностранном языке).
Перечень документов, необходимых для открытия рублевых счетов на имя физических лиц — нерезидентов, устанавливается по договоренности между уполномоченным банком и физическим лицом — нерезидентом.
Обо всех изменениях сведений, наличие которых уполномоченный

Следующая статья «
К тексту закона «

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *