Внутренний контроль в бюджетных учреждениях

А. Гусев

Журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 1/2017

Порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. В статье на примере рассмотрены структура и основные разделы положения о внутреннем контроле в организации.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н учреждения силовых ведомств обязаны организовать у себя внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Внутренний финансовый контроль направлен на создание системы соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета, повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также на повышение результативности использования средств федерального бюджета. Порядок осуществления такого контроля должен быть утвержден при формировании учреждением своей учетной политики. О том, что должно содержать такое положение, поговорим в статье.

Еще раз отметим, что порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. При этом учреждение может сформировать свою учетную политику путем издания отдельных нормативных актов.

Порядок организации и проведения финансового контроля может быть оформлен отдельным приказом.

Внутренний финансовый контроль может осуществляться следующими путями:

  • в учреждении создается структурное подразделение (отдел внутреннего финансового контроля с подчинением руководителю учреждения) либо вводится должность ревизора (также с непосредственной подчиненностью руководителю учреждения);
  • в учреждении создается постоянно действующая комиссия, на которую будет возложено осуществление данного контроля;
  • осуществление внутреннего финансового контроля возлагается на работников структурных подразделений учреждения (например, на работников финансовых и кадровых служб). В такой ситуации внутренний контроль будет вестись в рамках предварительных и текущих контрольных мероприятий.

Выбор варианта построения контроля зависит от предполагаемого объема работ, финансовых и организационных возможностей учреждения (не всегда есть возможность вводить дополнительные ставки), структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов и т. д.

При этом внутренний финансовый контроль должен включать в себя следующие его виды.

Вид контроля

Описание

Предварительный контроль

Такой контроль должен осуществляться перед совершением хозяйственных операций. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Так, контрольными мероприятиями, относящимися к предварительному контролю, являются анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности, проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до ее утверждения или подписания и т. д.

Текущий контроль

Данный вид контроля заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, оценке эффективности и результативности расходования денежных средств для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями учреждения (филиалами и представительствами)

Последующий контроль

Этот контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, осуществления инвентаризаций и иных необходимых процедур

Таким образом, предварительный и текущий контроль будут вестись непосредственно работниками учреждения в рамках осуществления ими своих должностных обязанностей, а последующий контроль может проводиться как отделом контроля (ревизором), так и комиссией по внутреннему контролю.

В идеале необходимо сделать так, чтобы в учреждении осуществлялись все типы контроля:

  • установить процедуры согласования определенной документации как с юридическими службами и другими заинтересованными подразделениями, так и с соответствующими заместителями руководителя учреждения;
  • возложить на работников финансовых и других служб обязанность осуществления текущего контроля за составляемой ими финансовой документацией;
  • создать в учреждении отдел финансового контроля (ввести должность ревизора) или комиссию по осуществлению финансового контроля.

Структурные подразделения учреждения организуют внутренний финансовый контроль на следующих уровнях:

  • уровень сотрудника – контрольные функции исполняются в рамках должностных обязанностей в соответствии с принципами системности, непрерывности, оперативности и массовости;
  • уровень структурного подразделения – регулярные операции и процедуры внутреннего финансового контроля проводятся сотрудниками отдела, сотрудниками, старшими по должности, и начальниками отделов.

Выбранный способ осуществления контроля необходимо закрепить в положении о порядке осуществления внутреннего финансового контроля, при этом деятельность отдела внутреннего контроля (ревизора) будет регламентироваться также положением об отделе внутреннего контроля.

К сведению

Данный документ утверждается приказом руководителя учреждения и является важным правовым актом, определяющим порядок образования, правовое положение, обязанности, организацию работы отдела внутреннего контроля (ревизора).

Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

При разработке названных документов необходимо установить права и обязанности проверяющих и сотрудников отделов, которых будут затрагивать проверки.

Далее приведем пример положения о внутреннем контроле в учреждении, в котором отсутствует отдел внутреннего контроля.

Утверждаю

Руководитель учреждения

________________ / И. И. Иванов /

«31» декабря 2016 года

Положение о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством РФ (Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению») и уставом учреждения. Положение о внутреннем финансовом контроле устанавливает единые цели, правила и принципы организации и проведения мероприятий внутреннего финансового контроля в учреждении.

1.2. Целями внутреннего финансового контроля являются подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности учреждения, соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля призвана обеспечить:

  • точность и полноту документации бухгалтерского учета;
  • своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращение ошибок и искажений;
  • исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
  • выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) учреждения;
  • сохранность имущества учреждения.

1.3. Задачами внутреннего контроля являются:

  • установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов;
  • установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;
  • соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности;
  • анализ системы внутреннего контроля учреждения, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.

1.4. Внутренний контроль в учреждении должен основываться на следующих принципах:

  • принцип законности – неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативным законодательством РФ;
  • принцип независимости – субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;
  • принцип объективности – внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
  • принцип ответственности – каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством РФ;
  • принцип системности – проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления.

1.5. При осуществлении мероприятий внутреннего контроля лица, его проводящие, могут использовать:

  • общенаучные методические приемы контроля (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, редукцию, аналогию, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.);
  • эмпирические методические приемы контроля (инвентаризацию, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальную и арифметическую проверки, встречную проверку, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическую проверку, письменный и устный опросы и др.);
  • специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).

1.6. Внутренний контроль в учреждении могут осуществлять:

  • комиссия по внутреннему контролю;
  • сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

2. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в формах предварительного, текущего и последующего контроля.

2.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер и сотрудники юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся следующие действия:

  • контроль за составлением финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.). Данные действия осуществляются руководителем, главным бухгалтером;
  • их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
  • проверка и визирование проектов договоров (контрактов) специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
  • предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием финансовых и материальных средств, осуществляемая консультантом по финансам и экономике, главным бухгалтером, руководителями подразделений, комиссией по внутреннему контролю.

2.1.2. Текущий контроль заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, осуществлении мониторингов целевого расходования средств областного (федерального или муниципального) бюджета подведомственными учреждениями, оценке эффективности и результативности расходования средств бюджета для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями управления, подведомственными учреждениями.

В ходе текущего контроля осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. п.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
  • проверка наличия денежных средств в кассе;
  • проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
  • проверка наличия у подотчетных лиц полученных под отчет денежных средств и (или) оправдательных документов;
  • контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
  • сверка аналитического учета с синтетическим учетом (оборотная ведомость);
  • проверка фактического наличия материальных средств.

Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отделов бухгалтерского учета и отчетности учреждения, экономического отдела, заместителем руководителя учреждения, ответственным за финансово-экономический блок, комиссией по внутреннему контролю.

2.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. Для проведения последующего контроля в учреждении создается комиссия по внутреннему контролю, состав которой определяется в приложении к данному Положению. Состав комиссии может меняться.

Методами последующего контроля являются:

  • инвентаризация;
  • внезапная ревизия кассы;
  • проверка поступления, наличия и использования денежных средств в учреждении;
  • документальные проверки (ревизии) завершенных операций финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Система контроля состояния бюджетного (бухгалтерского) учета включает в себя проверку:

  • соблюдения требований законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета;
  • предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;
  • исполнения приказов и распоряжений руководства;
  • сохранности финансовых и нефинансовых активов учреждения.

2.2. Последующий контроль осуществляется путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной планом проверок, утвержденным руководителем учреждения.

Основными объектами плановой проверки являются:

  • соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета, и норм учетной политики;
  • правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;
  • полнота и правильность документального оформления операций;
  • своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
  • достоверность отчетности.

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

2.3. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, которые могут содержать перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

2.4. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта, который подписывается всеми членами комиссии и направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:

  • программу проверки (утверждается руководителем учреждения);
  • характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;
  • виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;
  • анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • выводы о результатах проведения контроля;
  • описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

2.5. По результатам проведения проверки главный бухгалтер учреждения (или лицо, уполномоченное руководителем учреждения) разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин неисполнения.

3. Субъекты внутреннего контроля

3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

  • руководитель учреждения и его заместители;
  • комиссия по внутреннему контролю;
  • руководители и работники учреждения на всех уровнях;
  • сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

3.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

4. Права и обязанности субъектов контроля

4.1. В ходе осуществления внутреннего финансового контроля субъекты контроля имеют право:

  • на доступ к документам, базам данных и регистрам, непосредственно связанным с вопросами проведения контрольного мероприятия;
  • на получение информации по вопросам, включенным в программу контрольного мероприятия;
  • на получение от должностных лиц учреждения письменных объяснений по вопросам, входящим в программу контрольного мероприятия;
  • на беспрепятственный допуск (с соблюдением установленного порядка) во все служебные помещения субъекта внутреннего контроля;
  • на расширение круга направлений (вопросов) проверки в случае необходимости такого расширения при выполнении основного задания.

4.2. Субъекты контроля обязаны:

  • обладать необходимыми профессиональными знаниями и навыками;
  • исполнять обязанности, предусмотренные должностными инструкциями и положением о структурном подразделении;
  • соблюдать при осуществлении своей деятельности требования законодательства РФ;
  • обеспечивать сохранность и возврат полученных в объекте внутреннего контроля оригиналов документов;
  • соблюдать конфиденциальность полученной информации в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • оформлять материалы проверки в соответствии с установленными требованиями.

5. Ответственность

5.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках своей компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

5.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на заместителя руководителя учреждения, ответственного за финансово-экономический блок.

5.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

6. Оценка состояния системы финансового контроля

6.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

6.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляются комиссией по внутреннему контролю.

В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и (в случае необходимости) разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.

7. Заключительные положения

7.1. Все изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются руководителем учреждения.

7.2. Если в результате изменения действующего законодательства РФ отдельные статьи настоящего Положения вступят с ним в противоречие, эти статьи утрачивают силу и преимущественную силу имеют положения действующего законодательства РФ.

Приложение 1

к Положению о внутреннем финансовом контроле

Комиссия по внутреннему контролю

Председатель комиссии:

Руководитель отдела бухгалтерского учета – главный бухгалтер

Е. В. Семенова

Члены комиссии:

Заместитель главного бухгалтера

Л. Ю. Сидорова

Ведущий бухгалтер

Н. А. Фролова

Юрист

Т. В. Попова

Приложение 2

к Положению о внутреннем финансовом контроле

План проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности

№ п/п

Наименование проверяемого вопроса (объекта проверки)

Проверяемый период

Срок проведения

Ответственное лицо

Проверка сохранности денежных средств и бланков строгой отчетности

Месяц

Ежемесячно в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Проверка правильности расчетов с бюджетом, налоговыми органами, внебюджетными фондами и контрагентами

Месяц

Ежемесячно в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет

Квартал

Ежеквартально в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками

Полугодие

Раз в полугодие по состоянию на 1 января и 1 июля

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Инвентаризация активов

Год

Ежегодно перед составлением годовых отчетных форм

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.



Рассмотрены основные критерии и методическое обеспечение для функционирования системы внутреннего контроля в бюджетных организациях.

Ключевые слова: бюджетная организация, бюджетное законодательство, критерии и методическое обеспечение, внутренний контроль, внутренняя политика.

Бюджетные правоотношения, регулируемые кодексом РФ, определяют, что бюджетная организация (БО) — это организация (учреждение), которая основана учредителем для осуществления управленческих, научных, технических, социальных, культурных, или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой снабжается из соответственного бюджета на основании плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД). БО применяет бюджетные средства в соответствии с утверждённым ПФХД. Верность организации ПФХД и его реализация влияет на рациональное и результативное применение бюджетных средств, вследствие чего, контроль данной финансовой деятельности организации является одним из главных этапов исследования расходов средств бюджета.

Как мы знаем, бюджетным законодательством строится правительственный (государственный) финансовый контроль. Правительственный (государственный) контроль совершается со стороны Контрольно-счетной палаты Российской Федерации, наблюдение службами Внутреннего финансового контроля, контроль органов федерального казначейства, внутриведомственный контроль с позиции учредителя, а также самой организации за операциями.

Внутренний контроль расчетных финансовых средств сообразно к бюджетным организациям состоит из: контроля над соответствием законодательных требований, внутреннего бухгалтерского контроля и контроля за эффективностью и результатами деятельности .

Нужно отметить, что существенный процесс контроля расчетных финансовых средств — бухучет расходов и доходов по соответствующим центрам ответственности и центрам затрат. Учет по центрам ответственности позволяет формировать показатели, характеризующие вклад специальных подразделений и управленцев во всеобщее достижение БО.

Несмотря на явные приоритеты по центрам ответственности, в БО процедура такого типа пока не нашла широкого применения.

Порядок проведения внутреннего контроля расчетных финансовых средств в организации должна быть утверждена в его учетной политике. При этом организация может составить свою учетную политику посредством издания отдельных нормативных актов, приказов.

Во внутреннем финансовом контроле могут быть осуществлены следующие пути:

− в организации формируется постоянная стабильно действующая комиссия, на которую возлагается осуществление данного контроля;

− в организации формируется структурное подразделение (отдел внутреннего контроля с подчинением руководителю учреждения) либо вводится должность ревизора (также с непосредственной подчиненностью руководителю учреждения);

− осуществление внутреннего контроля возложено на работников структурных подразделений организации (например, на работников финансовых и кадровых служб). В такой ситуации внутренний контроль будет вестись в рамках предварительных и текущих контрольных мероприятий.

Выборка создания контроля зависит от планируемого масштаба работ, организационных и финансовых возможностей организации, структурных особенностей организации, подготовленности специалистов и т. д.

БО тратят государственные средства по целевому назначению, что рассчитывает более жесткое соблюдение финансовой дисциплины. Главным плановым финансовым документом, в котором отображается объем, целевое направление и ежеквартальное распределение средств, выделяемых бюджетом для содержания организации, является ПФХД.

Самыми важными задачами проверки составления и исполнения ПФХД является проверка: наличия в организации ПФХД и обоснованных расчетов к ней как в части бюджетных, так и внебюджетных средств. Документы необходимые для проверки:

− план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД);

− баланс исполнения ПФХД (ф. 0503730);

− отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503721);

− отчет об исполнении ПФХД (ф. 0503737);

− справка по внутренним расчетам (ф. 0503725);

− пояснительная записка (ф. 0503760);

− главная книга;

− журналы операций с приложениями.

Что касаемо методического обеспечения организации проверок, то оно должно отвечать поставленным целям и принимать специфику действующего бюджетного законодательства.

Также следует учесть, что методика проверки по большей части зависит от объекта проверки (касса, основные средства, нематериальные активы и др.) и в каждом отдельном случае должна учитываться специфика проверяемого объекта.

Из этого следует, что в БО методика проверок состоит в обзоре документов, их сравнении, в аналитических процедурах (правильности применения материальных, денежных норм и нормативов при формировании ПФХД, обоснованности составления отчетов к ПФХД, сравнение фактических расходов с плановыми, анализе исполнения ПФХД при детальном рассмотрении кодов бюджетной классификации расходов бюджетов РФ).

Составленные результаты проверки нужно подтверждать документами (копиями документов), результатами контрольных действий и встречных проверок, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц, таблицами с разнообразной степенью информативности и другими материалами .

Как показывает практика, наиболее распространёнными ошибками являются арифметические ошибки в подсчетах и при заполнении учетных регистров, а также перенос данных с одних регистров в другие.

Поэтому, необходимо применить одну из действенных процессов внутреннего контроля — тестирование. Его условно можно разделить на текущее, промежуточное и итоговое. Им можно исполнять диагностирующую, контрольную, мотивационную функцию, и таким образом, тестирование будет являться оценкой и контролем уровня профессиональной подготовки работников.

Исходя из вышеуказанного, делаем вывод, что под методикой внутреннего контроля рассматривается программа действий, предписывающая в категоричной или рекомендательной форме использование определенных методов исследования объектов контроля, а также их очередность и процедуру применения методик.

Также мы предполагаем, что функция системы внутреннего контроля должна отвечать следующим критериям.

Таблица 1

Критерии внутреннего контроля

Критерий

Характеристика критерия

Критерий ответственности и сбалансированности

За соответствующее выполнение какой-либо операции должно отвечать конкретное лицо, причем контрольные функции должны быть обеспечены средствами для их выполнения

Критерий подконтрольности

Лица, проводящие контроль над выполнением операций (руководитель бюджетной организации, главный бухгалтер), должны в свою очередь иметь контроль со стороны заинтересованных лиц

Критерий своевременности

Информация по отклонениям должна быть представлена лицам, снабженным полномочиями принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки. Если сообщение запаздывает, то нежелательные последствия отклонений усугубляются, кроме того, объект переходит уже в другое состояние (действие), что лишает смысла сам проведенный контроль. При предварительном контроле несвоевременное сообщение о возможности возникновения отклонения так же лишает смысла проведенный контроль

Критерий ущемления интересов

Необходимо создавать определенные условия, которых любые отклонения ставят какого-либо работника или подразделение в крайне невыгодное положение и побуждают их к урегулированию проблем

Критерий взаимосвязи

Решение задач, связанных с контролем, должно создавать надлежащие условия для тесного сотрудничества работников различных направлений.

Критерий приемлемости

Означает рациональность ставящихся контрольных целей и задач, целесообразное распределение контрольных функций, целесообразность программ внутреннего контроля

Критерий актуальности

Система внутреннего контроля должна быть построена так, чтобы можно было гибко ее «настраивать» на решение новых задач, возникающих в результате изменения внутренних и внешних условий функционирования организации, и обеспечить возможность ее совершенствования

Критерий целостности

Объекты различного типа должны быть охвачены адекватным контролем, нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив контроль только над относительно узким кругом объектов

Критерий распределения ответственности и обязанностей

Каждая отдельная контрольная функция должна быть закреплена только за одним участком

Критерий взаимозаменяемости

Каждый работник должен уметь воспроизводить работу вышестоящего (нижестоящего) и одного — двух работников своего уровня для избежание потери адекватной связи с объектом контроля на время их выбытия

Все вышеизложенное показывает, что объединение данных критериев будет способствовать производительности системы внутреннего контроля вне зависимости от их параметров, видов и масштаба деятельности бюджетной организации.

Следовательно, для наиболее продуктивной системы внутреннего контроля в БО необходимо принять локальные документы, в которых прописывается порядок и методы проведения проверки, а также методы подготовки к проверкам.

Литература:

  1. Суглобов А. Е. Аудит бюджетного учреждения: Обоснованность сметы расходов социальной сферы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2006. — № 13. — С. 24–28.
  2. Кудрявцева И. Ю. Система бухгалтерского учета как основа информационной системы внутреннего контроля // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. — 2014. — № 12. — С. 11–13.



Одно из важнейших условий обеспечения эффективного использования денежных средств, трудовых и материальных ресурсов учреждения — правильно организованный внутренний финансовый контроль, а также действенный внутренний хозяйственный контроль.

Проблеме организации внутреннего финансового контроля должно уделяться должное внимание в связи с тем, что обязанность по организации внутреннего контроля возникла для многих экономических субъектов уже на уровне законодательства. Не смотря на то, что бюджетные учреждения не входят в число организаций, на которых возлагается обязанность по организации внутреннего контроля, его объективная необходимость очевидна.

Процесс реформирования бюджетного процесса, в том числе базовой его составляющей — бюджетного учета, в начале XXI века охватил все страны мира. Это было обусловлено, прежде всего, необходимостью правильного управления общественным (государственным, муниципальным) сектором .

Очередной этап реформирования государственных (муниципальных) учреждений начался с принятием в мае 2010 года Федерального Закона № 83-ФЗ, который регламентировал правовой статус данных учреждений, а также установил новый порядок использования ими бюджетных средств. Среди государственных (муниципальных) учреждений было выделено три типа: казенные, бюджетные и автономные учреждения . В принцип определения правового положения был положен порядок получения учреждениями средств из бюджета и их использования.

В целях реализации данного Закона были выделены «чисто» бюджетные учреждения. Такие изменения, в свою очередь, предполагают пересмотр системы не только бухгалтерского учета, но и места контроля в финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.

Новый правовой статус предопределил специфические особенности, характеризующиеся концентрацией государственных расходов на наиболее важных для общества направлениях. Основная цель изменений, вносимых в бюджетный процесс, — повышение эффективности расходования выделенных средств из бюджета.

С одной стороны, деятельность бюджетных учреждений рассматривается как объект управления со стороны государственных (муниципальных) органов, с другой стороны, оно является хозяйствующим субъектом и представляет собой самостоятельную систему управления финансово-хозяйственной деятельностью.

Финансовый контроль — важнейшая функция управления финансами, а через них — экономическими процессами. Так, в деятельности бюджетных учреждений имеет место как внешний финансовый контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (государственные органы, контрагенты, потребители, общественность), так и внутренний финансовый контроль, который осуществляют субъекты организации (администрация, работники).

Как известно, на сегодняшний день бюджетным законодательством строится государственный финансовый контроль. Государственный контроль осуществляется со стороны Счетной палаты Российской Федерации, казначейский контроль, контроль со стороны Росфиннадзора, внутриведомственный контроль со стороны учредителя и контроль самого учреждения за операциями и хозяйственной жизнью .

Так, методологически и нормативно отрегулирован лишь порядок проведения внешнего контроля со стороны органов управления. В то время, как право по организации внешнего контроля остается за организацией. Анализ научной литературы, посвященной данной проблеме, а также исследование действующего законодательства показали, что в современных условиях недостаточно изучены теоретические и практические проблемы организации внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях. В частности, требуют разработки вопросы методики организации внутреннего контроля, определения перечня контрольных мероприятий и процедур.

Не смотря на то, что бюджетные учреждения, в отличие от автономных, не наделены правом самостоятельного распределения прибыли от деятельности, значение внутреннего финансового контроля велико. Получение прибыли бюджетным учреждением предполагается рассматривать как важную составляющую в развитии основной деятельности учреждения.

Деятельность учреждения подчинена регламентации и характеризуется большими потоками информации, которые в настоящее время часто подвергаются обработке в электронных информационных системах. Информация накапливается и обрабатывается оперативно, что позволяет осуществлять непрерывный контроль за деятельностью не только самого учреждения в целом, но и всех его участников .

Известно, что организация качественной система внутреннего контроля повышает эффективность деятельности любой организации. Первостепенной целью создания бюджетных учреждений не является коммерческий интерес, эффект от внедрения системы внутреннего контроля можно перенаправить на повышение результативности функционирования учреждения в части выполнения государственного задания и эффективности распоряжения бюджетными средствами.

Внутренний финансовый контроль нацелен на управление финансами учреждения, направленное на достижение его стратегических и тактических целей. Для государственных (муниципальных) учреждений, в отличие от коммерческих организаций, это не максимизация стоимости бизнеса, а выполнение управленческих, социально-культурных или иных значимых для общества функций и полномочий государства, субъекта РФ или муниципального образования.

Необходимость внутреннего финансового контроля на предприятии некоммерческого типа вызвана также переходом к новым принципам управления и финансирования «новых» бюджетных учреждений. Развитие рыночных отношений в государственном секторе и появление конкуренции между учреждениями вызывает необходимость адаптации и применения отдельных инструментов финансового менеджмента в виде внутреннего финансового контроля.

Не смотря на ограниченную востребованность отчетной информации о деятельности бюджетного учреждения и результатов ее анализа, одной из задач организации контроля является сближение стандартов внутреннего контроля и аудита с аналогичными стандартами в корпоративном секторе.

Ввиду существующих ограничений в реализации внутреннего контроля в бюджетном учреждении, которые кроются в ограничении самостоятельности его деятельности, польза и необходимость внутреннего контроля может оцениваться с позиции установления и соблюдения внутренних стандартов, регламентов и процедур планирования, исполнения, учета, составления отчетности и контроля доходов и расходов, обеспечивающих достижение заданных учредителем целевых показателей и результатов с максимально эффективным использованием бюджетных средств. Более того, особенность формы собственности, целей функционирования и регламентации деятельности рассматриваемого типа учреждений проявляется в снижении издержек по организации системы внутреннего контроля.

В данных условиях внутренний контроль должен быть направлен на максимальное использование конкурентных преимуществ и эффективную организацию деятельности по привлечению внебюджетных доходов и их использованию на реализацию основных целей функционирования учреждения.

Внутренний финансовый контроль применительно к бюджетным организациям включает в себя следующие составляющие: внутренний бухгалтерский контроль, контроль за эффективностью и результативностью деятельности и контроль за соответствием законодательным требованиям.

Создание системы внутреннего контроля начинается с утверждения в учетной политике Положения о внутреннем контроле и аудите, организацией структурного подразделения или уполномоченного лица по внутреннему контроль, заполнением в отчетности формы «Сведения о результатах мероприятий службы внутреннего контроля». В частности, Положение о системе внутреннего контроля должно быть составлено с регламентацией контрольных процедур, направленных на его проведения в бюджетной организации. В нем необходимо отразить основные понятия и элементы внутреннего контроля: его цели, субъекты осуществления, объекты контроля, виды и формы проведения контроля, обязанности должностных лиц, их ответственность за организацию и его осуществление, периодичность проведения контрольных процедур, а также права и обязанности субъектов внутреннего финансового контроля. Заключительный этап — формирование информации о результатах проведенных мероприятий внутреннего контроля и их эффективности.

В соответствии с Федеральным Законом № 402-ФЗ, внутренний финансовый контроль и аудит должны охватывать все аспекты деятельности. В соответствии с Программой повышения эффективности бюджетных расходов до 2018 года, развитие системы внутреннего контроля должно основываться на анализе и учете международных стандартов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового, а также передовой зарубежной практики. Именно эти положения легли в основу принятых Правительством РФ Правил осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 89).

Данные Правила определили два способа осуществления внутреннего контроля: сплошной или выборочный, а также уровни его реализации:

 самоконтроль, осуществляемый сплошным способом должностным лицом путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам, внутренним стандартам и должностным инструкциям, а также путем оценки факторов, оказавших негативное влияние на совершение хозяйственной операции;

 контроль по уровню подчиненности (сплошным способом) осуществляет руководитель организации (подразделения) путем авторизации действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, осуществляемых подчиненными должностными лицами;

 контроль по уровню подведомственности (осуществляется либо сплошным, либо выборочным способом) в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств путем проведения проверок, направленных на установление соответствия документов требованиям бюджетного законодательства и внутренним стандартам.

Внутренний финансовый контроль направлен на реализацию следующих целей:

а) оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния учреждений;

б) определение соответствия фактических (отчетных) параметров государственных заданий плановым;

в) установление причин выявленных отклонений и их устранение;

г) предупреждение возможных нарушений и отклонений;

д) установление соответствия фактических качественных характеристик выполненных в рамках государственного задания на работы (услуги) требованиям, установленным нормативно-правовыми актами;

е) обеспечение эффективности использования государственного имущества;

ж) обеспечение целевого использования бюджетных средств.

Относительно последнего пункта, считается, что при реализации финансов целевых программ строительства и других областей деятельности необходимо строго соответствовать установленным статьям расхода .

Так, внутренний финансовый контроль должен решить следующие задачи:

 обеспечить выполнение требований законодательных нормативно-правовых актов и внутренних регламентов деятельности бюджетной организации;

 обеспечить сохранность всех видов ресурсов организации;

 сохранить устойчивость учреждения с финансовой, рыночной и правовой точек зрения;

 обеспечить выполнение работниками установленных требований, правил и процедур.

Вместе с тем, на сегодняшний день состояние эффективности системы внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях остается низким по сравнению с внутренним контролем в коммерческой сферой. В связи с этим, необходима разработка нормативно-правового обеспечения внутреннего контроля бюджетной сферы на законодательном уровне.

Приняв во внимание вышесказанное, в целях повышения эффективности системы внутреннего контроля, а также для сокращения количества субъектов контрольных мероприятий, предлагается создать на базе бюджетного учреждения отдельного подразделения внутреннего контроля — службы внутреннего контроля, с учетом действующих норм Бюджетного, Налогового и Трудового Кодексов РФ, а также отраслевых и ведомственных инструкций.

Литература:

УДК: 336.1.07 ГРНТИ: 06.56.45 DOI: 10.32415/jscientia.2018.11.04

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

И.Я.Сайфутдинов

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Россия, 450015 г. Уфа, ул. Мустая Карима, 69/1

S3 Сайфутдинов Илнур Явдатович — ilnur-s83@mail.ru

В статье рассмотрены теоретические вопросы формирования системы внутреннего финансового контроля, осуществляемого бюджетными организациями нашей страны. Определена актуальность оценки эффективности внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях. Приведена систематизация субъектов оценки внутреннего финансового контроля. Доведена роль федерального казначейства в анализе и оценке эффективности внутреннего финансового контроля и подготовке предложений по совершенствованию систем контроля. Отражены основные недостатки и проблемные вопросы по организации внутреннего финансового контроля в бюджетном секторе.

Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, бюджет, финансовый менеджмент, эффективность, оценка, анализ.

EFFECTIVENESS OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL IN BUDGETARY INSTITUTIONS

I. Ya. Sayfutdinov

Financial University under the Government of the Russian Federation 69/1 Mustai Karim St., 450015 Ufa, Russia

S3 Sayfutdinov Ilnur — ilnur-s83@mail.ru

Keywords: internal financial control; budget; financial management; efficiency; evaluation; analysis.

Одним из существенных проблем в наши дни считается эффективность системы внутреннего финансового контроля в учреждениях бюджетной сферы. Ведь от того, каким образом построены и настроены механизмы контроля в учреждениях, зависит достижение основных целей и направлений деятельности организации и предупреждение нарушений бюджетного законодательства и злоупотреблений со стороны персонала.

Вместе с тем, на сегодняшний день состояние эффективности системы внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях остается низким по сравнению с внутренним контролем в коммерческой сфере .

Для формирования системы внутреннего контроля в государственном секторе экономики нашим правительством и министерством финансов были разработаны необходимые базовые нормативно методические основы и рекомендации.

Однако, результативность внутреннего контроля в конкретной организации непосредственно зависит от степени подготовленности сотрудников, которым поручены данные обязанности, присутствие контроля со стороны руководства и вышестоящей организации по подведомственности. Создание требуемых формуляров, бланков, приказов по внутреннему финансовому контролю недостаточно для ее действенного и бесперебойного функционирования как системы.

В Программе Правительства России по повышению эффективности управления общественными (государственны-

ми) финансами на этап до 2018 года отражена потребность улучшения качества финансового менеджмента в госучреждениях. Одним из способов решения данной задачи в госучреждениях является повышение качества внутреннего финансового контроля.

В Докладе о результатах осуществления главными администраторами средств федерального бюджета в 2017 году внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, подготовленного Федеральным казначейством России, образован рейтинг главных администраторов в порядке уменьшения общей оценки казначейства, приведены обобщенные итоги анализа осуществления внутреннего финансового контроля, отображена информация о характерных нарушениях, которые обнаружены по результатам проведения анализа, составлены основные рекомендации по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля .

Отметим, что Федеральное казначейство проводит анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств, внутреннего финансового контроля согласно части 4 статьи 157 Бюджетного кодекса России. Этой государственной службой изучение проводилось за 2016 — 2017 годы, результаты проведенных анализа представлены в соответствующих докладах.

Порядок проведения анализа подробно предусмотрен приказом Федерального казначейства от 23.06.2017 1\1о16н «Об утверждении Порядка проведения анализа осуществления главными администраторами средств федерально-

Juvenis scientia 2018 № 11 | Экономические науки

го бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита .

В соответствии с данным порядком целью проведения указанного анализа являются подготовка и направление главным администраторам средств федерального бюджета рекомендаций по созданию и осуществлению ими внутреннего финансового контроля. Основными задачами такого анализа являются:

1) оценка осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

2) выявление недостатков в проведении главными администраторами внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

В опубликованном докладе казначейства показаны следующие основные недостатки при проведении внутреннего финансового контроля:

— существуют учреждения, у которых нет утверждённых нормативно-правовые актов по проведению внутреннего финансового контроля.

— в должностных регламентах персонала не представлены полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— имеются случаи несоответствия нормативных актов главных администраторов по внутреннему финансовому контролю положениям нормативных актов Минфина;

— не всеми структурными подразделениями ответственными за выполнение внутренних бюджетных процедур ведутся журналы,; не устанавливается периодичность предоставления руководству (либо его заместителям) информации о результатах внутреннего финансового контроля;

— бюджетные полномочия по ведению внутреннего финансового контроля не всегда осуществляются;

— порядок осуществления внутреннего финансового контроля не разработан;

— порядок ведения и сохранности журналов ведения внутреннего финансового контроля не установлен;

— нет нормативного акт, устанавливающего порядок составления отчетов по итогам внутреннего финансового контроля и порядок ее доведения руководителю (заместителю);

— не определены операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) в подразделениях главного администратора средств, ответственных за выполнение внутренних бюджетных процедур;

— отсутствуют утвержденные карты внутреннего финансового контроля, не проводится обновление карты внутреннего финансового контроля.

— не соблюдаются требования, установленные картами внутреннего финансового контроля к периодичности контрольным действиям, методам и способам контроля и др.

Таким образом, при наличии подробной нормативной базы, в ряде бюджетных учреждений эффективная система внутреннего финансового контроля не организована и в должной мере и не отвечает требованиям законодательства, либо проводится формально.

То есть казначейством в рамках его полномочий дается ежегодная оценка состояния внутреннего финансового контроля в каждом бюджетном учреждении федерального уровня с помощью балльной рейтинговой оценки. Чем выше оценка учреждения, тем выше эффективность действующей системы внутреннего контроля в данном государственном образовании.

В рамках приказа Минфина РФ № 356 должностное лицо бюджетного учреждения проводит анализ результатов внутреннего финансового контроля в целях оценки эффективности осуществления внутреннего контроля.

После рассмотрения итогов проведенного анализа руководитель принимает соответствующие решения, направленные на обеспечение применения эффективных контрольных действий в отношении отдельных операций; уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий; применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам; ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств и руководителей подведомственных получателей бюджетных средств; уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета; устранение конфликтов интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры; совершенствование способов и сроков совершения операций; проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; повышение квалификации должностных лиц, выполняющих внутренние бюджетные процедуры; изменение карт внутреннего финансового контроля для увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски.

Общеизвестно, что оптимально функционирующая ВФК позволит не только своевременно выявлять финансовые нарушения и превентивно их предотвращать в дальнейшем, но и станет инструментом построения эффективной системы управления финансовыми ресурсами в бюджетной сфере .

В текущем году Минфином России прорабатывается такое направление развития ВФК как внедрение федеральных стандартов внутреннего финансового контроля для государственных организаций, данные стандарты будут приняты на законодательном уровне. Данное нововведение позволит сделать очередной шаг к совершенствованию финансового менеджмента в бюджетном секторе экономики, стандартизации правил осуществления внутреннего финансового контроля. Среди проблем, которые в настоящее время препятствуют эффективной организации ВФК можно выделить недостаточную компетентность сотрудников, отвечающих за организацию ВФК, отсутствие автоматизации процесса контроля и информационных систем, недостаток штатной численности в условиях «оптимизации» структуры государственных органов, недостаток финансирования.

Дальнейшее повышение эффективности ВФК возможно при повышении ответственности руководителей бюджетных учреждений за организацию системы ВФК, обучении сотрудников, отвечающих за проведение ВФК, дальнейшее нормативное обеспечение со стороны Минфина РФ, а также внедрение программных способов обработки контрольных действий.

Одним из основных целей внутреннего финансового аудита является оценка эффективности и надёжности внутреннего финансового контроля, подготовка рекомендаций по его совершенствованию. Процедура проведения и организации внутреннего финансового аудита в наше время подробно регламентирована постановлением Правитель-

ства РФ и приказом Минфина РФ. Именно в процессе проведения аудита могут быть выявлены нарушения и недочёты, которые явились следствием слабо устроенной системы внутреннего контроля.

Стало быть, субъекты, производящие оценку внутреннего финансового контроля можно систематизировать на следующей схеме (Рис. 1).

На основании вышеизложенного, несмотря на наличие внутренней и внешней оценки внутреннего финансового контроля, основным предназначением любой оценки является анализ системы, результатов внутреннего финансового контроля, выявление слабых сторон организации контроля и предложение рекомендаций по повышению эффективности функционирования внутреннего финансового контроля учреждения. Дальнейшее повышение эффективности внутреннего финансового контроля невозможно представить без периодической оценки, анализа его проведения, а так-

ЛИТЕРАТУРА

1. Орешкина С.А. Внутренний контроль в бюджетном учреждении // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 524-527.

2. Доклад о результатах осуществления главными администраторами средств федерального бюджета в 2017 году внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. URL: http://www.roskazna.ru/kontrol/analiz-osushchestvleniya-gasfb-vfk-i-vfa.

3. Абрамова Е.В., Богатырева О.В. Внутренний финансовый контроль как инструмент построения эффективной системы управления в бюджетной сфере экономики // Фундаментальный исследования. 2017. № 9. С. 112-116.

4. Приказ Федерального казначейства от 23 июня 2017 г. № 16н «Об утверждении Порядка проведения анализа осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» // СПС ГАРАНТ URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71660696/#ixzz5VFELmqoo.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *