Встречная проверка налоговой

Встречная налоговая проверка

Встречная проверка – истребование налоговой инспекцией документов или информации, которые касаются:

  • деятельности проверяемого налогоплательщика. Такие документы и информация могут быть истребованы не только у контрагентов проверяемого налогоплательщика, но и у любых других лиц, располагающих этими документами или информацией (например, у госорганов) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);

  • любой сделки, заинтересовавшей налоговиков. Такие документы и информация могут быть истребованы не только у сторон этой сделки, но и у любых других лиц, располагающих этими документами или информацией. Например, документы и информация об исполнении договора поставки могут быть истребованы у перевозчика, который доставлял товар от поставщика к покупателю (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Встречная проверка является одной из основных процедур и мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ).

Налоговый контроль – это контроль, осуществляемый налоговыми органами за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами налогового законодательства (п. 1 ст. 82 НК РФ).

Цель встречной проверки

Целями встречной проверки, осуществляемой налоговой инспекцией, являются:

  • проверка фактического существования контрагента, взаимодействующего с налогоплательщиком по сделкам, которые заинтересовали налоговые органы;

  • проверка фактического осуществления операций, отраженных в учете налогоплательщика;

  • осуществление сверки данных о финансово-хозяйственных операциях, осуществленных между проверяемой организацией и контрагентом организации.

В случае выявления расхождений между данными контрагента и налогоплательщика эти данные исследуются налоговыми инспекторами на предмет того, повлияли ли эти отклонения на правильность формирования налоговой базы или нет.

Если будет выявлено, что произошло уменьшение налоговой базы, то полученные данные фиксируются в акте проверки.

При этом полученные документы по проверке подшиваются к акту проверки и впоследствии служат доказательством вины проверяемой организации в совершении нарушения налогового законодательства.

В каких случаях проводится встречная налоговая проверка

Согласно подпунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ встречная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

1. В случае проведения выездной или камеральной проверки (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

При этом на время, в течение которого были отправлены встречные запросы, выездная проверка может быть даже приостановлена. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 9 статьи 89 НК РФ.

Кроме этого, данная норма указана в письме Минфина России от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433.

2. В случаях, когда встречная или камеральная проверка уже завершена (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

В этой ситуации встречная проверка проводится в период рассмотрения полученных материалов и рассматривается в данном случае, на основании абзаца 3 пункта 6 статьи 101 НК РФ, как дополнительная мера налогового контроля.

Какие документы вправе истребовать налоговые органы при проведении встречной проверки

При проведении встречных проверок налоговым инспекторам предоставлено право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика.

Об этом говорится в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136.

Согласно внутренним инструкциям ФНС такими документами могут быть договоры, счета-фактуры, акты приемки и сдачи, накладные и иные документы, которые могут содержать необходимую информацию об операциях между проверяемой организацией и с ее контрагентами.

Налоговики могут также потребовать у контрагента сведения о проверяемой организации.

Отметим, что если документы или информация не относятся к предмету проверки, то налоговые инспекторы не имеют права требовать их предоставления.

Основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов)

Есть два основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов):

Во-первых, согласно пункта 1 статьи 9 НК РФ можно истребовать документы и информацию, касающиеся деятельности контрагента, но только в том случае, если проводится его проверка (или дополнительные мероприятия налогового контроля);

Во-вторых, согласно пункта 2 статьи 9 НК РФ можно потребовать информацию по конкретной сделке, касающейся деятельности контрагента, если она необходима вне рамок проверки.

При этом в первом случае, то есть в рамках проводимой у контрагента проверки, налоговые органы могут истребовать любые документы, указав их в требовании.

Здесь есть один нюанс – запрашиваемые документы должны касаться отношений с проверяемой организацией.

Так, например, нельзя запрашивать документы внутреннего учета (карточки бухгалтерских счетов, книги продаж, договоры с субподрядчиками и т. п. документы).

Во втором случае, когда в отношении контрагента проверок не проводится (вне рамок проверки), инспекторы имеют право только на получение информации и лишь относительно конкретной сделки. В этой ситуации никакие документы не могут быть затребованы.

Причем такую информацию можно затребовать исключительно у участников этой сделки либо иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Процедура запроса

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ при проведении налоговых проверках право затребовать документы есть у того налогового органа, который проводит такую проверку.

То есть именно этот налоговый орган имеет право направлять поручение в налоговую инспекцию, где состоит на учете та организация, у которой есть в наличии необходимая информация о деятельности проверяемой компании.

Такие и другие правила в отношении проводимых налоговых проверок закреплены статьей 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), утвержденным приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Процедура встречной проверки согласно указанным нормам заключается в следующем:

  • Вначале проверяющая налоговая инспекция направляет поручение в налоговый орган по месту постановки на учет организации, у которой есть необходимые сведения о проверяемой фирме. При этом поручение должно быть оформлено в письменном виде и должно содержать просьбу о предоставлении документов либо информации (возможно, и того и другого) у этой организации.

  • Местной налоговой инспекции дается время – 5 рабочих дней – для того, чтобы оформить и направить требование уже контрагенту проверяемой организации. К этому требованию, в котором указан перечень затребованных документов и информации, должна быть обязательно приложена копия исходного поручения, полученного от проверяющей налоговой инспекции.

  • Контрагенту, в свою очередь, также дается 5 рабочих дней на то, чтобы ответить местному налоговому органу. В этот срок контрагент должен либо представить все запрошенные документы, либо сообщить об отсутствии запрашиваемых документов.

Ответственность за непредставление организацией истребуемых документов при проведении встречной проверки

Непредставление организацией в порядке ст. 93.1 НК РФ истребуемых при проведении налоговой проверки документов в установленные сроки влечет ответственность по п. 2 ст. 126 НК РФ (штраф в размере 10 тыс. руб.).

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть отнесены любые обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза.

Учитывая, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Правоприменительная практика относит к обстоятельствам, смягчающим ответственность, в частности:

  • совершение налогового правонарушения впервые;

  • незначительность допущенной просрочки в представлении документов;

  • большое количество истребуемых документов (целесообразно составить расчет временных затрат на изготовление копий истребуемых документов, согласно которому они превышают срок, отведенный на представление документов);

  • нахождение части документов в обособленных подразделениях или в архиве организации;

  • одновременное получение нескольких требований о представлении документов;

  • недостаточность материальных ресурсов для изготовления заверенных копий и т.п.

Особенности проведения встречной налоговой проверки

Что понимается под термином «встречная проверка»

Встречная проверка налоговой инспекции: ее суть и цель проведения

В каких случаях проводится встречная налоговая проверка

Какие документы вправе истребовать налоговые органы

Процедура запроса

Итоги

Что понимается под термином «встречная проверка»

Понятие «встречная налоговая проверка» в действительности существовало, но до 01.01.2007, когда из абз. 2 ст. 87 НК РФ было исключено такое дополнительное мероприятие налогового контроля, проводимое при осуществлении камеральных или выездных налоговых проверок.

Суть его была проста: налоговая инспекция запрашивала документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, а затем сравнивала полученные сведения с теми, которые были отражены в документах организации.

Однако взамен термина «встречная проверка», исключенного из НК РФ, в кодекс введена новая статья 93.1. Она предусматривает запрашивание информации и документов о налогоплательщике и по конкретным сделкам. При этом в рамках таких запросов у налоговых органов полномочий стало существенно больше.

Тем не менее в деловой практике такие мероприятия по-прежнему называют встречной налоговой проверкой, поскольку суть их не изменилась: истребование документов и информации у третьих лиц для проверки достоверности сведений, отраженных у проверяемого налогоплательщика.

Если у вас есть доступ к «КонсультантПлюс», проверьте правильно ли вы подготовили документы к проверке. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Почему документы в рамках встречки следует обязательно представлять, читайте в материале «Контрагент обязан представить истребуемые налоговиками документы».

Встречная проверка налоговой инспекции: ее суть и цель проведения

Несмотря на название, встречная проверка, согласно ст. 87 НК РФ, не включена в список налоговых проверок. Дело в том, что по ее результатам не выносится решений, обязательных для выполнения налогоплательщиком. Это всего лишь одно из мероприятий, проводимых в рамках налогового контроля. В результате ее проведения налоговая инспекция получает информацию о налогоплательщике от его контрагентов и партнеров. О такой сущности встречной проверки можно судить по п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 93.1, абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ и письму ФНС России от 16.04.2007 № ШТ-13-06/103@.

Цели встречной проверки налоговой инспекции таковы:

  • проверка реальности существования контрагента, сотрудничающего с налогоплательщиком по сделкам, интересующим ФНС;
  • реальность операций, совершенных налогоплательщиком;
  • сверка информации о финансово-хозяйственных операциях, которая есть у проверяемого налогоплательщика и его контрагента.

При обнаружении расхождений между данными контрагента и налогоплательщика эти данные налоговые инспекторы исследуют на предмет того, повлияли ли эти разночтения на налоговую базу или нет. Если налоговая база уменьшилась, полученные данные отражаются в акте проверки, документы присоединяются к акту и в дальнейшем используются в качестве доказательства вины налогоплательщика в совершении правонарушения.

Может случиться так, что проверяемый налогоплательщик остается вне подозрений, но по контрагенту возникают вопросы. В подобных обстоятельствах контрагенту следует ждать сначала камеральную проверку, а затем и выездную (если предварительный анализ подтвердил его неблагонадежность).

В каких случаях проводится встречная налоговая проверка

Пп. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ определено, что встречная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

1. Если проводится выездная или камеральная проверка (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

При этом выездная проверка может быть даже приостановлена на время отправки встречных запросов. Эту норму регулирует подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ; кроме того, она отражена в письме Минфина России от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433.

2. После того как встречная или камеральная проверка уже завершена (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Встречная проверка в таком случае проводится в период рассмотрения материалов и выступает здесь, согласно абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ, как дополнительное мероприятие налогового контроля.

Кроме того, у налогового органа есть еще немного времени для проведения встречной проверки. В НК РФ нет четкого определения, когда мероприятия налогового контроля при проверке заканчиваются. Поэтому суды могут принять документы, полученные по запросам, проведенным уже после окончания выездной проверки, но до составления окончательного акта. На этот счет есть указание ВАС РФ, содержащееся в определении от 11.02.2010 № ВАС-24/10.

Судя по всему, ВАС принимает во внимание норму п. 2 ст. 93.1 НК РФ, которая определяет, что у третьих лиц налоговый орган может требовать информацию и вне рамок официальных проверок. Однако инспекторы вправе делать такие запросы лишь по конкретным сделкам.

В каких еще случаях может быть назначена встречная проверка, читайте в статье «Инспекция может истребовать у вас документы в рамках проверки контрагента вашего контрагента».

Какие документы вправе истребовать налоговые органы

Налоговым органам при проведении проверок предоставлено право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика. Это определено в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136.

Согласно внутренним регламентам ФНС такими документами являются договоры, счета-фактуры, акты приемки и сдачи, накладные — все то, что может содержать информацию о взаимодействии проверяемого налогоплательщика с контрагентами.

Нужно ли представлять документы, если в требовании не указаны их точные реквизиты, узнайте .

Налоговые органы могут затребовать у контрагента сведения о налогоплательщике, у которого идет проверка.

Следует иметь в виду, что если документы или информация не касаются предмета проверки, то налоговый орган не вправе требовать их представления.

Пример

Налоговая инспекция при проведении камеральной проверки компании ООО «Омега» запросила штатное расписание у ее контрагента — ООО «Геркон». Такое требование неправомерно, поскольку по штатному расписанию ООО «Геркон» нельзя судить о деятельности проверяемой компании даже косвенно.

Подобного мнения придерживаются и арбитражные суды, что отражено, в частности, в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2013 № А10-2227/2012, ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2010 № А56-59024/2009 и ФАС Дальневосточного округа от 16.11.2012 № Ф03-5399/2012.

Может произойти так, что документ не имеет прямого отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика, но там есть упоминание о его хозяйственных операциях. Такие документы могут быть затребованы с большой вероятностью. Например, когда книга продаж контрагента содержит запись об одной операции с налогоплательщиком. Ее налоговый орган имеет полное право запросить согласно ст. 93.1 НК РФ (определение ВАС РФ от 19.01.2012 № ВАС-17466/11).

Однако выяснить обоснованность запроса можно лишь в суде, где квалифицированные юристы проверят, действительно ли связан запрашиваемый документ с деятельностью налогоплательщика.

А вот период, к которому относятся такие документы, не ограничен. По этой причине инспекторы довольно часто запрашивают материалы не только по тому периоду, по которому проводится проверка, но и по более широким временным рамкам. Минфин в письме от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519 подтвердил, что такие полномочия у налоговых органов есть.

Как быть, если вы уже подавали документы в инспекцию, а она снова просит их подать уже в рамках встречки, читайте в материале «Может ли инспекция затребовать для «встречки» документы, которые уже представлялись в связи с камеральной или выездной проверкой?».

Процедура запроса

Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ при налоговых проверках право истребовать документы есть у того налогового органа, который ее проводит. Именно он может направлять поручение в налоговую инспекцию, где состоит на учете то лицо, у которого есть информация о деятельности проверяемого налогоплательщика.

Эти и другие правила установлены ст. 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), утвержденным приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Процедура встречной проверки согласно этим нормам такова:

  • Сначала проверяющая инспекция направляет поручение в налоговый орган по месту постановки на учет лица, у которого есть сведения о проверяемом налогоплательщике. Поручение оформляется в письменном виде и содержит просьбу об истребовании документов либо информации (возможно, и того и другого) у этого лица.
  • Местной инспекции отводится 5 рабочих дней для того, чтобы оформить и направить требование уже контрагенту. К этому требованию, содержащему перечень документов и информацию, должна быть приложена копия исходного поручения.
  • Контрагенту, в свою очередь, тоже дается 5 рабочих дней на то, чтобы дать ответ местному налоговому органу. В этот срок он должен либо представить все запрошенные документы, либо сообщить об отсутствии таковых. Если возникнут затруднения с подготовкой нужных инспекторам материалов, можно обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении срока. По решению инспекции временные рамки для представления ответа могут быть продлены.

При подготовке нужных инспекторам материалов можно обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении срока. По решению инспекции временные рамки для представления ответа могут быть продлены.

В какой форме подать уведомление о невозможности предоставления в срок документов (информации), рассказываем .

Можно ли отказать налоговикам, если они прислали не полный пакет документов в запросе на встречку, узнайте в «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Итоги

Налоговики вправе запросить у вас документы или информацию о вашем контрагенте в рамках так называемой встречной проверки – специального мероприятия налогового контроля. Число запрашиваемых документов и период, за который они запрашиваются, в налоговом законодательстве не регламентируются.

Представить документы (информацию) о контрагенте или сообщить об их отсутствии необходимо в течение 5 рабочих дней с момента получения требования от своей налоговой инспекции.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *