Выплата процентов по займу иностранной организации налоги

Российские организации нередко получают займы от иностранных, в том числе аффилированных компаний, что является одним из наиболее распространенных способов внутригруппового финансирования. В этой связи возникает проблема налогообложения процентов по займу, выплачиваемых в адрес иностранной компании.

Налог у источника согласно НК РФ

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 309 НК РФ доходы, получаемые иностранными компаниями по долговым обязательствам российских организаций, подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты дохода.

При этом обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию (налогового агента), выплачивающую указанный доход иностранной компании (пункт 4 статьи 286 НК РФ).

Ставка такого налога составляет 20%. Именно по такой ставке российский налоговый агент должен будет удержать налог с выплачиваемых иностранной компании процентов, если такая компания является, например, резидентом офшорной зоны или любой другой страны, с которой у России отсутствует соглашение об избежании двойного налогообложения.

Налог у источника согласно международным соглашениям

Исключение составляют случаи применения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных между Россией и иностранными государствами (далее – СИДН). В этом случае порядок обложения налогом сумм дохода иностранной компании определяется международным соглашением. В настоящее время Россией подписаны СИДН с 82 государствами.

Например, в соответствии со статьей 11 СИДН между Россией и Кипром 1998 г. (в редакции Протокола 2010 г.), если российская компания уплачивает проценты по займу в адрес кипрской компании, то эти проценты подлежат налогообложению только на Кипре (и наоборот).

Указанный принцип (налогообложение процентов только по месту их получения, означающее освобождение от налога, удерживаемого у источника выплаты) реализован в большинстве (но не во всех) СИДН.

Например, согласно статье 11 СИДН между Россией и Латвией 2010 г., проценты, возникающие в России и выплачиваемые резиденту Латвии, могут облагаться как в Латвии, так и в России (у источника выплаты). Однако, в России налог у источника не может превышать

a) 5% от общей суммы процентов по кредитам любого типа, предоставленным банком или другим финансовым учреждением одного Договаривающегося Государства банку или иному финансовому учреждению другого Договаривающегося Государства;

b) 10% от общей суммы процентов во всех остальных случаях.

Таким образом, иностранные компании, являющиеся резидентами государств, имеющих с Россией действующие СИДН, при получении процентного дохода от российских заёмщиков несут меньшие налоговые потери по сравнению с компаниями из стран, не имеющих такого соглашения с Россией.

Ограничения применения СИДН при выплате процентов

Российская организация, выплачивающая иностранной организации процентный доход, может правомерно применять освобождения или пониженные ставки налога на основании СИДН, если иностранная компания – получатель процентов имеет на данный доход «фактическое право» (то есть выступает бенефициарным собственником такого дохода).

Для случаев, когда указанная иностранная организация выступает в отношении полученного ею дохода лишь «посредником» и выплачивает эти доходы иному лицу (например, компании из страны, не имеющей СИДН с Россией), российская организация не вправе применять льготные положения СИДН, а должна применить специальные правила, предусмотренные статьями 7 и 312 НК РФ.

Такая ситуация может иметь место при так называемых «зеркальных» займах, когда офшорная компания (без СИДН) получает от другой иностранной компании (с СИДН) процентных доход, полученный последней от третьей страны (источника выплаты). Наличие промежуточной компании между источником и конечным получателем может иметь целью выплату средств в безналоговую зону без удержания налога у источника (или удержания его по пониженным ставкам).

Правовой механизм, ограничивающий применение СИДН в подобных ситуациях был введен в НК РФ с 2015 года, одновременно с нормами о контролируемых иностранных компаниях, и также является одним из инструментов деофшоризации.

Валентина Николаевна ЕДРОНОВАa, Дарья Олеговна МАСЛАКОВАb

a доктор экономических наук, профессор кафедры информационных систем в финансово-кредитной сфере, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация v.n.edronova@mail.ru

ORCID: отсутствует

SPIN-код: 2164-1066

b аспирантка кафедры информационных систем в финансово-кредитной сфере, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация mas-dariy@yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-9340-3359 SPIN-код: 9123-1070

Ответственный автор

Аннотация

Предмет. Содержание терминов, связанных с заемным финансированием, источников, форм, механизмов и инструментов такого финансирования.

Цели. Дать определение источников, форм, механизмов и инструментов заемного финансирования; выявить логическую соподчиненность указанных категорий, разработать их обоснованную классификацию, создать методику определения объемов финансирования инвестиций за счет лизинга и облигаций.

Методология. Использованы эмпирические и логические построения, анализ и синтез, обобщение, системный подход, методы сравнительного анализа. Результаты. Дано определение изучаемых терминов; выполнена классификация источников, форм, механизмов и инструментов заемного финансирования, предложены методики определения объемов финансирования за счет лизинга и эмиссии облигаций, информация о которых не приводится официальной статистикой.

Область применения. Результаты могут служить основой дальнейших исследований. Методики определения объемов инвестиций за счет лизинга и облигационного заимствования могут использоваться специалистами аналитических служб департаментов экономического развития регионов.

Выводы. Заемное финансирование предполагает участие разных кредиторов, что определяет наличие нескольких его источников. У каждого источника существуют формы, определяемые порядком отношений между субъектом, предоставляющим средства, и субъектами, их принимающими. Эти формы реализуются в рамках механизма, отражающего движение денежных средств между субъектами. Он включает в себя набор финансовых инструментов, условий и параметров финансирования. Авторские методики определения объемов финансирования инвестиций позволяют оценить состояние и динамику этих источников, что проблематично сделать на основе публикуемых статистических данных.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Современный курс Российской Федерации на существенный рывок в социально-экономическом развитии требует реализации новых прорывных инвестиционных проектов, развития прогрессивных технологий, модернизации оборудования, освоения выпуска новой продукции, поэтому резко увеличивается потребность в источниках финансирования инвестиций .

В условиях санкций экономическая независимость России может быть обеспечена в первую очередь за счет расширения внутренних источников финансирования инвестиций, а при ограниченных бюджетных источниках — путем более активного использования заемных источников финансирования .

В законодательной1 и нормативной2 базе по инвестициям, официальной статистической информации3 заемные источники отнесены к группе привлеченных и включают в себя кредиты банков и средства от выпуска облигаций. Исходя из анализа законодательной и нормативной базы, изучения практики заемного финансирования инвестиций в России к основным источникам заемного финансирования отнесем также лизинг.

Если государственное финансирование, тоже входящее в группу привлеченных источников, осуществляется за счет федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ, то заемное финансирование — из средств кредиторов.

Заемное финансирование инвестиций — экономические отношения между субъектамикредиторами и субъектами, осуществляющими инвестиционную деятельность, по поводу выделения и использования средств кредитора на расширение производства, его модернизацию, технологическое развитие, перевооружение, освоение новой продукции и услуг.

Бюджетное (государственное) финансирование осуществляется одним субъектом — государством, из одного источника — бюджета. Заемное финансирование предполагает участие разных кредиторов (банков, лизинговых компаний, частных лиц), следовательно, речь должна идти о разных источниках заемного финансирования инвестиций.

Наиболее развитым источником заемного финансирования инвестиций в России являются кредиты банков, деятельность которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 ФЗ «О банках и банковской деятельности». Активы российских банков по состоянию на 1 марта 2018 г. составили 83 трлн руб.4. По данным Росстата, объем валового регионального продукта в текущих ценах за 2017 г. немного превышал 92 млрд руб.5, следовательно, банковские активы составляют 90% ВВП. Активы банков в три раза больше бюджетного источника финансирования инвестиций, в 2016 г. консолидированный бюджет РФ составлял лишь 28,18 трлн руб.6. Следует отметить и положительную динамику активов коммерческих банков: на 01.01.2014 они оценивались в 54,7 трлн руб., или 86% ВВП7, и лишь вдвое превышали сумму консолидированного бюджета Российской Федерации, то есть за три с небольшим года активы банков возросли в 1,5 раза. Располагая значительными финансовыми ресурсами, российские банки направляют на кредитование предприятий более их трети: по состоянию на 01.03.2018 кредиты нефинансовым организациям составили 30,18 трлн руб.8, или 36,4% общей суммы активов. В то же время доля кредитов банков в общей сумме средств из всех источников финансирования остается небольшой (табл. 1).

В табл. 1 и далее статистическая информация дается по источникам финансирования инвестиций в основной капитал, так как структура источников финансирования инвестиций публикуется Росстатом именно для данного показателя. На общие выводы, как ранее отмечалось авторами9, это ограничение не влияет, поскольку в период 2000 — 2016 гг. инвестиции в основной капитал составляли в общей сумме инвестиций в нефинансовые активы от 97,7 до 99,1%, то есть определяли общую тенденцию финансирования инвестиций. На долю инвестиций в непроизводственные финансовые активы приходилось не более 2,3%10.

В целом по России в 2017 г. по сравнению с 2016 г. удельный вес кредитов банков в общей сумме собственных и привлеченных средств возрос с 10,4 до 10,9%, но остался достаточно низким по сравнению с развитыми странами: в США — 32,5%, в Германии — 41,8%, в Китае — 23,7%11. Рост доли банковского кредитования наблюдался только в трех федеральных округах из восьми — Северо-Западном (на 1,8%) и Уральском (на 4,9%). Наиболее значительное сокращение доли кредитов произошло в Дальневосточном федеральном округе — на 2%. Доля банковского кредитования уменьшилась в 46 субъектах РФ, и только в 28 субъектах данный показатель вырос12. В табл. 2 отражено распределение субъектов РФ по доле банковского кредитования в 2017 г. с интервалом 5%.

В 2017 г. свыше 40% общей численности субъектов РФ имели долю банковского кредитования инвестиций, не превышающую 5%; для трети субъектов этот показатель находился на уровне не более 10%; выше уровня удельного веса банковских кредитов в целом по Российской Федерации имела третья часть общей численности рассмотренных субъектов.

Определяя форму банковского кредитования инвестиций как закрепленный законодательством порядок отношений между субъектом, предоставляющим инвестиционные средства, и субъектами, их принимающими, и анализируя современную практику банковского инвестиционного кредитования, выделим следующие его формы:

— кредиты на приобретение оборудования, транспортных средств, коммерческой недвижимости, проведение строительства для бизнеса;

— проектное финансирование в целях модернизации и расширения бизнеса;

— финансирование на исполнение государственных, экспортных и внутренних контрактов.

Весьма активно инвестиционным кредитованием занимается Сбербанк, реализующий кредиты на приобретение имущества, транспортных средств, строительство для бизнеса, покупку коммерческой недвижимости, реализацию бизнес-проектов в целях модернизации производства и расширения бизнеса, на исполнение государственных, экспортных и внутренних контрактов13. Альфа-Банк выдает краткосрочные или среднесрочные кредиты на приобретение оборудования, долгосрочные кредиты на разработку или приобретение новых технологий14. ВТБ-24 осуществляет инвестиционное кредитование15. Газпромбанк в рамках проектного финансирования предоставляет кредиты на строительство новых промышленных объектов и производственных мощностей, техническое перевооружение, расширение и реконструкцию действующих предприятий, строительство объектов коммерческой недвижимости16. Приоритетными направлениями Россельхозбанка в области инвестиционного кредитования являются вложения, направленные на строительство, реконструкцию, модернизацию по проектам в области растениеводства; животноводства; рыбоводства, внедрение новых технологий и расширение производства17.

Все формы инвестиционного кредитования осуществляются в рамках жестко определенного механизма кредитования, то есть схемы, отражающей движение денежных средств между субъектами, регламентированной законодательно, а также нормативными инструкциями и положениями Банка России. Однако инструменты кредитования (ставки, суммы займа, порядок погашения), закрепляемые кредитным договором, могут варьироваться в зависимости от надежности заемщика, кредитной политики банка, общей экономической ситуации в стране. Механизм кредитования включает разнообразный набор определенных финансовых инструментов, то есть зафиксированных в кредитном договоре условий и параметров финансирования, с помощью которых реализуется механизм. Вторым источником заемного финансирования инвестиций является лизинг, регулируемый Федеральным законом Российской Федерации от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». В ст. 2 данного Закона лизинг определен как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.

В соответствии с договором лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность имущество, указанное лизингополучателем, у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. В качестве источника финансирования инвестиций лизинг позволяет хозяйствующим субъектам производить модернизацию основных фондов, приобретать оборудование без привлечения собственных средств и кредитов банков.

В финансовом лизинге принимают участие три субъекта: по договору купли-продажи лизингодатель за счет собственных или привлеченных средств приобретает у продавца заказанное лизингополучателем имущество (предмет лизинга) и передает его лизингополучателю во временное владение и пользование на установленный срок, на определенных условиях, за оговоренную плату. Право собственности на имущество остается у лизингодателя. При выполнении финансовых обязательств лизингополучателя имущество переходит в его собственность. В оперативном лизинге право собственности на имущество к лизингополучателю не переходит, но он имеет право продлить договор аренды или выкупить оборудование у лизингодателя. Полагаем, что оперативный лизинг вряд ли можно относить к источнику финансирования инвестиций, поскольку стоимость имущества, то есть основного капитала лизингополучателя, не меняется.

По данным Росстата, в 2017 г. общая стоимость договоров финансового лизинга составляла 1 140,7 млрд руб., в структуре сделок в качестве предмета лизинга преобладали автотранспортные средства (402,6 млрд руб., или 53,3%); железнодорожные локомотивы и подвижной состав (229,2 млрд руб., или 20,1%), авиатранспорт (123,5 млрд руб., или 10,8%)18. Возникает вопрос, насколько объективно приведенные данные отражают объем лизинга как источника финансирования инвестиций, поскольку общая стоимость договоров финансового лизинга включает и финансовый, и оперативный лизинг. В статистических данных об инвестициях в основной капитал по источникам финансирования источник «лизинг» и вовсе не выделен, можно полагать, что он учитывается в составе «прочих» источников19.

В целях получения более достоверных данных о состоянии и динамике лизинга предлагается следующая методика:

— в качестве исходной базы использовать данные рейтингового агентства «Эксперт РА», ежегодно публикующего индикаторы развития рынка лизинга, в том числе суммы новых договоров и доли оперативного лизинга;

— за базу расчета взять сумму новых договоров лизинга, то есть всю сумму платежей по договорам лизинга, заключенным за рассматриваемый период;

— скорректировать сумму новых договоров с учетом доли оперативного лизинга:

— долю лизинга в суммарных источниках финансирования инвестиций и «прочих» источниках рассчитывать по исчисленному показателю объема лизинговых платежей и официальным данным Федеральной службы государственной статистики «Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования».

Результаты применения предложенной методики отражены в табл. 3.

Анализ данных табл. 3 позволяет сделать ряд выводов о динамике и роли лизинга как источника финансирования инвестиций в России. Общий спад инвестиций в 2014 — 2015 гг. привел к сокращению объема лизинга: в 2014 г. на 22,1%; в 2015 г. на 22,5%. В 2016 г. объем лизинга как источника финансирования инвестиций возрос на 33,1%, но в 2017 г. темп роста снизился до 107,4% вследствие сокращения доли финансового лизинга. Доля лизинга как источника финансирования инвестиций невелика — на уровне 6%, но в прочих источниках — на порядок выше с тенденцией увеличения. Следует отметить, что по сравнению с экономически развитыми странами роль лизинга в финансировании инвестиций еще очень незначительна, для сравнения, в США доля лизинга в инвестициях в оборудование находится на уровне 30%20.

Федеральная служба государственной статистики не приводит сведений об объемах лизинга как источника финансирования инвестиций не только в целом по Российской Федерации, но и в разрезе субъектов Федерации. Некоторое представление о распространенности данного источника финансирования инвестиций в регионах могут дать сведения об объеме лизинговых портфелей крупнейших российских лизинговых компаний. Распределение субъектов РФ по объему портфелей 120 крупнейших лизинговых компаний, выполненное по данным рейтинга российских лизингодателей на 1 января 2018 г.21, позволило сделать следующие выводы.

Большая часть крупнейших лизинговых компаний сосредоточена в Москве (45,8%) и Санкт-Петербурге (10,8% общего числа компаний). Суммарный объем портфелей московских компаний составляет 90,5% суммарного портфеля всех крупнейших лизинговых компаний России, компаний Санкт-Петербурга — 3,5%, Приморского края — 1,7%, республики Татарстан — 0,9%. Портфели компаний большинства субъектов РФ малы, в 23 субъектах их доля 0,1% и менее, в трех субъектах не достигает сотой процента. По состоянию на 1 января 2018 г. лидирующие позиции на рынке лизинга занимали Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), ВТБ Лизинг и Сбербанк Лизинг, суммарный портфель которых составил 809 643,349 млрд руб., или 27,7% суммарного портфеля 120 ведущих лизинговых компаний России.

Полагая, что форма лизинга — закрепленный законодательством порядок отношений между субъектом, предоставляющим средства в лизинг, и субъектами, принимающими предмет лизинга; анализируя современную практику лизинга, формы договоров лизинга, а также учитывая классификацию лизинга, принятую в официальных статистических данных, выделим следующие формы лизинга: лизинг транспортных средств, в том числе по их видам (автотранспортных, воздушных, водных, железнодорожных); лизинг зданий и сооружений; лизинг оборудования (в том числе информационного, компьютерного, телекоммуникационного); лизинг рабочего, продуктивного и племенного стада.

Формы лизинга реализуются в соответствии с федеральным законодательством по механизму финансового лизинга (оперативный лизинг не является источником финансирования инвестиций, поскольку не увеличивает стоимость основного капитала хозяйствующих субъектов). В отличие от банковского кредитования финансовые инструменты лизинга (стоимость предмета лизинга, ставки, схемы платежей, сумма первоначального платежа) закрепляются двумя договорами: купли-продажи предмета лизинга и лизинга.

Еще одним заемным источником финансирования инвестиций являются облигации, выпуск которых регламентируется Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Положением о стандартах эмиссии ценных бумаг, утвержденным Банком России 11.08.2014 № 428-П.

В официальной статистике «средства от выпуска корпоративных облигаций» как один из источников финансирования инвестиций приводятся только по 2014 г. включительно, за последующие годы данные отсутствуют22. Информация об итогах размещения выпусков по годам есть на официальном сайте Московской биржи23.

Информация в реестрах сделок приводится по сотням выпусков, включая выпуски банков, инвестиционных, лизинговых, финансовых, инвестиционных, страховых компаний, целью которых является не финансирование инвестиций в основной капитал, а проведение чисто финансовых операций. С информацией о целях того или иного выпуска можно ознакомиться на официальном сайте инвестиционной компании «Финам»24, приводящей финансовую аналитику по российским ценным бумагам. В реестры Московской биржи включены также облигации, эмитентами которых являются министерства (департаменты) финансов субъектов РФ, но цель выпуска субфедеральных облигаций — покрытие дефицита региональных бюджетов.

Далеко не все производственные и торговые организации — эмитенты корпоративных облигаций — проводят облигационные займы для финансирования инвестиций, чаще всего целью выступает рефинансирование привлеченных ранее кредитов и займов, диверсификация кредитного портфеля, использование альтернативных по отношению к банковским кредитам источников привлечения средств, финансирование общих корпоративных нужд, пополнение оборотных средств или просто привлечение денежных средств. Даже компании, использующие облигационные займы как источник финансирования инвестиций, в основном формулируют инвестиционные цели, для достижения которых произведен заем, весьма обтекаемо — финансирование программ развития, финансирование инвестиционных программ, финансирование проектов по технологическому перевооружению, финансирование инвестиционной деятельности.

Обобщая сказанное, зададим методику формирования информационной базы для определения объемов выпуска облигаций как источника финансирования инвестиций: — для анализируемого периода берется реестр сделок по корпоративным облигациям с сайта Московской биржи;

— из реестра исключаются сделки по облигациям, эмитентами которых являются финансовые организации и департаменты финансов субъектов и муниципальных органов власти РФ;

— анализируются цели, за явленные эмитентами — нефинансовыми организациями, по аналитическим данным компании «Финам», при несоответствии заявленных целей финансированию инвестиций в основной капитал компании исключаются из рассмотрения;

— по полученной выборке предприятий рассчитываются итоговые данные по количеству эмитентов и суммарному объему размещений облигационных выпусков за анализируемый период.

Результаты реализации предложенной методики отражены в табл. 4.

Отметим, что в табл. 4 не учтены сделки вне биржи, но их объем мал и они существенно не увеличивают объем размещения. Т.В. Теплова, Т.В. Соколова полагают, что доля облигаций, размещаемых на биржевых площадках, составляет около 99,6% от общего объема размещенных корпоративных облигаций25. Не представляется также возможным оценить, насколько фактическое использование сумм облигационных займов соответствует заявленным в проспекте эмиссии целям, следовательно, показатели табл. 4 дают представление об объемах облигационных заимствований для финансирования инвестиций с определенной, но достаточно высокой степенью вероятности.

Анализ данных табл. 4 позволяет сделать вывод о том, что в 2015 — 2017 гг. в целях привлечения средств для инвестиций облигационные займы были произведены четырьмя десятками эмитентов, то есть лишь десятой частью общего количества эмитентов корпоративных облигаций. Свыше трети эмитентов осуществили заем только в одном году, остальные размещали выпуски в течение двух — трех лет. Субъекты Федерации представлены ограниченно: Москва — 17 эмитентов (почти половина общего их количества); Санкт-Петербург, Свердловская и Волгоградская область — по 2 эмитента; Самарская, Ленинградская, Ростовская, Волгоградская, Нижегородская, Челябинская, Тюменская, Орловская область, Красноярский, Краснодарский, Ставропольский и Пермский края, республики Татарстан и Башкортостан, Ханты-Мансийский автономный округ — по 1 эмитенту.

Направления деятельности эмитентов, производивших облигационные займы, достаточно разнообразны: 11 эмитентов (третья их часть) представляли электроэнергетику; 7 эмитентов (почти пятая часть) — строительство; 4 эмитента — связь; 3 эмитента — обработку отходов; по 2 эмитента — машиностроение, транспорт, очистку воды; по 1 эмитенту — авиационную, легкую промышленность, приборостроение, производство продуктов питания и сельскохозяйственной продукции, нефтехимию, добычу нефти.

Общая сумма займа из года в год существенно не менялась и составляла около 300 млрд руб., лишь в 2016 г. сумма увеличилась до 335 млрд руб. Суммы ежегодных займов колебались от 0,09 до 82 млрд руб. За три года больше остальных эмитентов позаимствовали «РЖД» — 217 млрд руб., ПАО «ФСК ЕЭС» («Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» — 65 млрд руб., группа строительных компаний ПАО «ПИК» — 62 млрд руб., крупнейший российский энергетический холдинг ПАО «РусГидро» — 50 млрд руб.

Лишь 11 компаний, объявивших целью облигационного выпуска финансирование инвестиционных проектов, конкретизировали цели. В частности, ЗАО «ГСС» («Гражданские самолеты Сухого») обозначило целью облигационного займа финансирование реализуемого инвестиционного проекта по созданию региональных самолетов семейства Sukhoi Superjet 100 вместимостью 75 и 95 кресел (программа RR) с базовой и увеличенной дальностью. Федеральная сетевая компания единой энергетической системы (ПАО «ФСК ЕЭС») разместила облиг ации дл я финансирования инвестиционных проектов, развития и модернизации магистральных сетей. ОАО «РЖД» («Российские железные дороги» осуществило облигационный выпуск для реализации инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры подвижного состава. ООО «Магистраль двух столиц» в качестве цели обозначило реализацию проекта по строительству и эксплуатации участка платной автодороги Москва — Санкт-Петербург. Четко обозначили цели финансирования также следующие компании: ООО «Спектр» — реконструкция текущего производства по сбору и переработке металлолома, строительство современного завода по переработке металлолома; ЗАО «Управление отходами-НН» — строительство мусоросортировочного комплекса и муниципального полигона для сортировки и утилизации твердых бытовых отходов; государственная компания «Автодор» — реализация инвестиционного проекта «Центральная кольцевая автомобильная дорога». Четыре компании выпустили и разместили облигации в целях реализации концессионных соглашений: ООО «Концессии водоснабжения» — по реконструкции центральной системы водоснабжения и водоотведения Волгограда; ЗАО «Управление отходами» — по системе переработки и утилизации твердых бытовых отходов; ООО «ТКК» («Транспортная концессионная компания») — по строительству трамвайной линии и трамвайного депо в Санкт-Петербурге; ООО «Концессия теплоснабжения» — по модернизации системы централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения Волгограда.

Предложенная методика оценки облигационных заимствований в целях финансирования инвестиций позволяет проследить динамику и значение данного источника финансирования (табл. 5). С высокой степенью вероятности можно утверждать, что в 2013 — 2017 гг. доля облигационных заимствований в суммарном объеме источников финансирования невелика и составляла от 1% до 3%, причем в последние три года наблюдался рост этой доли. Объемы облигационных заимствований в 2014 — 2016 гг. имели тенденцию к росту, особенно значительно возросли суммы облигационных займов в 2015 г. — в 2,5 раза. В 2016 г. темп наращивания облигационных займов замедлился, а в 2017 г. произошло сокращение выпусков облигаций в целях реализации инвестиционных проектов — на 13,5%. Банк России, подчеркивая необходимость развития рынка облигаций за счет повышения его транспарентности, упрощения и ускорения эмиссионных процедур и повышения инвестиционной привлекательности, совместно с Московской биржей разработал проект «Оптимизация механизма эмиссии по программе облигаций (КА+ Эмитент)»26 со сроком реализации с июля 2014 г. по июнь 2018 г.27.

Формой облигационных займов в соответствии с федеральным законодательством по рынку ценных бумаг являются корпоративные облигации, выпущенные в целях финансирования инвестиционных проектов. Финансовые инструменты механизма облигационного заимствования (выпуска, размещения, обращения, выплаты процентов и погашения) фиксируются в решениях о выпуске, проспектах эмиссии и условиях выпуска. В табл. 6 отражены схемы взаимодействия субъектов, формы, механизмы и инструменты финансирования по рассмотренным источникам заемного финансирования инвестиций — кредитам банков, финансовому лизингу и облигационным займам.

Предлагаемая классификация позволяет установить все источники заемного финансирования инвестиций; для каждого источника — схемы взаимодействия субъектов, формы, механизмы и инструменты финансирования; выявить отличия разных источников. Классификация открыта для новых источников, форм, механизмов и инструментов заемного финансирования.

Российские организации нередко получают займы от иностранных, в том числе аффилированных, компаний, что является одним из наиболее распространенных способов внутригруппового финансирования. В этой связи возникает проблема включения сумм выплачиваемых процентов в состав расходов российской организации, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Налоговым законодательством установлены особые правила отнесения сумм процентов по долговым обязательствам к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (статья 269 НК РФ). Их принято называть правилами «недостаточной капитализации», поскольку они подлежат применению в случае более чем трехкратного превышения размера контролируемой задолженности налогоплательщика над разницей между суммой его активов и величиной его обязательств (то есть в ситуации «недостаточной капитализации»). Правила недостаточной капитализации, наряду с правилами трансфертного ценообразования и правилами налогообложения контролируемых иностранных компаний, относятся к инструментам противодействия налоговым злоупотреблениям и имеются в законодательстве многих стран.

Ниже приводятся ключевые положения статьи 269 НК РФ («Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения») в редакции, действующей с 1 января 2017 года.

Контролируемая задолженность

Согласно п. 2 ст. 269 НК РФ контролируемой задолженностью признается непогашенная задолженность налогоплательщика — российской организации по следующим долговым обязательствам этого налогоплательщика:

1) по долговому обязательству перед иностранным лицом, являющимся взаимозависимым лицом налогоплательщика — российской организации в соответствии с подпунктом 1, 2 или 9 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ, если такое иностранное лицо прямо или косвенно участвует в налогоплательщике — российской организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта;

2) по долговому обязательству перед лицом, признаваемым в соответствии с подпунктом 1, 2, 3 или 9 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимым лицом иностранного лица, указанного в подпункте 1 настоящего пункта, если иное не предусмотрено пунктом 8 настоящей статьи;

3) по долговому обязательству, по которому иностранное лицо, указанное в подпункте 1 настоящего пункта, и (или) его взаимозависимое лицо, указанное в подпункте 2 настоящего пункта, выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение этого долгового обязательства налогоплательщика — российской организации, если иное не предусмотрено пунктом 9 настоящей статьи.

Пороговый размер контролируемой задолженности

Согласно п. 3 ст. 269 НК РФ, в случае, если размер контролируемой задолженности налогоплательщика более чем в 3 раза (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств этого налогоплательщика на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов этого налогоплательщика, применяются правила, установленные пунктами 4 — 6 ст. 269 НК РФ.

При определении размера контролируемой задолженности налогоплательщика учитываются суммы контролируемой задолженности, возникшей по всем обязательствам этого налогоплательщика, указанным в пункте 2 статьи 269 НК РФ, в совокупности.

Расчет предельного размера процентов, включаемых в состав расходов

Согласно п. 4 ст. 269 НК РФ, предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, по контролируемой задолженности исчисляется налогоплательщиком на последнее число каждого отчетного (налогового) периода путем деления суммы процентов, начисленных этим налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.

Коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующего доле участия взаимозависимого иностранного лица, указанного в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в российской организации, и деления полученного результата на 3 (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — на 12,5).

При определении величины собственного капитала не учитываются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.

Основное правило

Согласно п. 5 ст. 269 НК РФ, в состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности в размере, не превышающем предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, исчисленного в соответствии с пунктом 4 ст. 269 НК РФ, но не более фактически начисленных процентов.

При этом правила, установленные пунктом 4 ст. 269 НК РФ, не применяются в отношении процентов по заемным средствам, если непогашенная задолженность по соответствующему долговому обязательству не является контролируемой.

Согласно п. 6 ст. 269 НК РФ, положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с пунктом 4 ст. 269 НК РФ, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранному лицу, указанному в подпункте 1 пункта 2 ст. 269 НК РФ, и облагается налогом в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 224 (ставка 15%) или пунктом 3 статьи 284 НК РФ (ставка 15%).

Обобщим вышеописанные правила НК РФ в виде формулы.

1) Определение коэффициента капитализации (абз. 2 п. 4 ст. 269 НК РФ):

КК = (НКЗ / (ВСК × ДУ)) / 3,

где КК – коэффициент капитализации;

НКЗ – величина непогашенной контролируемой задолженности;

ВСК – величина собственного капитала;

ДУ – доля участия взаимозависимого иностранного лица в российской организации (налогоплательщике).

2) Исчисление предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов (абз. 1 п. 4 ст. 269 НК РФ):

ПРП = СНП / КК,

где ПРП – предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов;

СНП – сумма процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности;

КК – коэффициент капитализации.

3) Сравнение суммы фактически начисленных процентов и предельного размера процентов:

Если сумма фактически начисленных процентов окажется больше предельного размера процентов, то

  • к сумме процентов, не превышающей предельного размера процентов, применяется общее правило налогообложения (такие проценты могут быть включены в состав расходов налогоплательщика);
  • сумма превышения (положительная разница) между начисленными процентами и предельным размером процентов, не включаются в состав расходов налогоплательщика и приравнивается к дивидендам, уплаченным иностранному лицу.

Исключения

Статья 269 НК РФ предусматривает следующие случаи, когда непогашенная задолженность не признается для налогоплательщика — российской организации «контролируемой»:

  • задолженность по обращающимся облигациям эмитентов из стран, имеющих с РФ соглашение об избежании двойного налогообложения (п. 7 ст. 269 НК РФ);
  • задолженность перед налоговым резидентом РФ (являющимся взаимозависимым лицом иностранного взаимозависимого лица) (п. 8 ст. 269 НК РФ);
  • задолженности перед независимыми банками (п. 9 ст. 269 НК РФ).

Применение СИДН к суммам процентов, приравниваемым к дивидендам

В случае, если иностранная организация – займодавец (получатель процентов) является резидентом государства, имеющего с Россией соглашение об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН), и такое соглашение применяется, возникает вопрос о том, какие именно положения СИДН (о процентах или о дивидендах) должны применяться к той части выплачиваемых процентов, которая превышает предельный размер процентов, рассчитанный российской организацией в соответствии с пунктом 4 статьи 269 НК РФ (то есть процентам, которые в целях налогообложения приравниваются к дивидендам).

Положения большинства заключенных Россией СИДН о процентах как правило предусматривают, что проценты подлежат налогообложению только в государстве, резидентом которого является их получатель (то есть позволяют налоговому агенту не удерживать налог у источника выплаты). Положения СИДН о дивидендах как правило предусматривают не освобождение, а пониженные ставки налога у источника.

Ответ на вышеуказанный вопрос зависит от того, как проценты, приравниваемые согласно НК РФ к дивидендам, квалифицируются с точки зрения СИДН (если положения соответствующего соглашения позволяют это установить).

Например, согласно пункту 2 статьи 11 Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром (далее – СИДН Россия-Кипр), «термин «проценты» не включает для целей настоящей статьи … проценты, рассматриваемые как дивиденды в соответствии с пунктом 3 статьи 10″.

В свою очередь, термин «дивиденды» (пункт 3 статьи 10) включает в себя «также доходы — даже выплачиваемые в форме процентов — которые подлежат такому же налогообложению, как доходы от акций в соответствии с налоговым законодательством государства, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды».

Таким образом, в СИДН Россия-Кипр данный вопрос однозначно решен в пользу трактовки (а соответственно и налогообложения у источника) процентов (приравниваемых согласно НК РФ к дивидендам) как дивидендов.

Другие СИДН могут предусматривать иные, менее четкие, правила на указанный счет. Согласно позиции, выраженной в ряде писем Минфина России, к процентам, приравниваемым согласно НК РФ к дивидендам, в случае применения СИДН должны применяться статьи о дивидендах, а не о процентах (возможные противоречия между нормами СИДН и нормами НК РФ в этом случае во внимание не принимаются). Иная позиция, выраженная в некоторых судебных актах, основана на приоритете положений СИДН о процентах над нормами НК РФ.

Таким образом, используя договоры займа в качестве инструмента финансирования, следует помнить, что не вся сумма начисленных по договору процентов может быть включена в состав расходов по российскому налогу на прибыль. Чтобы минимизировать риск применения к займам, полученным от иностранной компании, правил недостаточной капитализации, российским компаниям важно не допускать более чем трехкратного превышения размера контролируемой задолженности над величиной собственного капитала.

По договору займа займодетелем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Кроме того, они могут быть российскими, так и иностранными.

У какой иностранной компании можно взять в долг

Заключить договор займа можно с любой иностранной компанией. Но, прежде стоит проверить несколько важных моментов.

Есть ли у российской стороны соглашение со страной контрагента об отсутствии двойного налогообложения. В противном случае, и заёмщик, и займодатель могут «потерять» часть прибыли при налогообложении процентов.

Операции, связанные с выдачей займов от иностранной компании, регулируются Законом РФ от 09. 10. 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с учетом изменений от 10. 12. 2003 года № 173-ФЗ).

При получении займа от иностранного юридического лица юридическому лицу, стоит учитывать срок, на который он выдаётся. Если срок меньше 180 дней, то такая операция относится к текущим валютным операциям, и не требует одобрения со стороны Центрального Банка РФ.

Если же срок займа больше 180 дней, то это уже валютная операция, которая связана с движением капитала. Прежде чем заключать договор на такой срок, нужно получить одобрение ЦБ РФ в порядке, который им же и установлен.

Цели получения займа у иностранной компании могут быть разными:

  • оплату импортных товаров, услуг или работ, получаемых, в том числе, и по лизинговым договорам;
  • открытия своего представительства на территории России;
  • покупку недвижимости за границей, а также покупку ценных бумаг у иностранной компании;
  • приобретение доли в уставном капитале иностранной компании
  • другие цели.

Особенности займа

Как показывает практика, у иностранной компании лучше брать займ с процентами. В противном случае, придётся высчитывать материальную и экономическую выгоду, что не выгодно обеим сторонам договора.

Можно оформить займ от иностранного юридического лица в рублях, либо в иностранной валюте. Наиболее распространённая иностранная валюта в России – это доллар и евро.

Как сказано в п. 1 ст. 140 ГК РФ, рубль является национальной валютой и законным платёжным средством нашей страны. Поэтому и займы должны быть выданы в рублях.

Из этого вытекает две особенности:

  • займ может быть выдан в рублях, тогда никаких пометок в договоре желать не нужно;
  • займ может быть выдан в рублёвом эквиваленте по курсу ЦБ РФ на день совершения сделки. Это должно быть указано в договоре. То есть, «займ выдаётся в …..(название иностранной валюты), что эквивалентно … рублям по курсу ЦБ РФ на день выдачи денежных средств заёмщику»;
  • нужно обязательно описать, в какой валюте будет возвращаться займ.

Если займодателем выступает иностранная организация, то в договоре обязательно должен быть указан срок, на который выдаётся займ. Международное право «не одобряет» бессрочные займы между сторонами разных стран.

В договоре необходимо обязательно указать, по законодательству чьей стороны будут решаться споры. Если этого не будет указано, что ответственность за нарушения условий договора будет применяться по законодательству займодавца.

Чаще всего иностранные компании не против того, чтобы споры рассматривались по законодательству нашей страны. Дело в том, что наши несколько «мягче», чем в других странах.

Как правильно составить и заключить договор

Договор должен быть обязательно заключён в письменной форме. Его можно заверить у нотариуса, но это не обязательно. Однако российская сторона практикует заверение такого договора у нотариуса.

Это гарантия того, что договор заключён в полном соответствии с действующим российским законодательством.

Если договор будет заключён не правильно, то сделка будет признана недействительной по российским законам.

Если к договору займа прилагается договор залога на недвижимое имущество, то оба договора нужно регистрировать в Росреестре.

Договор нужно заключать точно так же, как и с российской компанией. Обязательными условиями такого договора будут являться:

  • реквизиты обеих сторон. Так как сторонами по договору
    являются юридические лица, то необходимо полное наименование, документ, на основании которого юридическое лицо осуществляет свою деятельность, в лице кого представлено (ФИО и дата рождения), ИНН и КПП. Все сведения указываются точно так же, как и в учредительных документах. То есть у иностранного юридического лица в се сведения будут на иностранном языке. Так и нужно указывать в договоре;
  • предмет договора – сумма денежных средств, которая выдаётся
    заёмщику. Здесь нужно указать, что займ выдаётся в иностранной валюте или же в рублях. Если в рублях, то необходимо указать курс ЦБ РФ на день совершения сделки, по которому произошёл перевод валюты в рубли. Сумму нужно указать сначала цифрами, а затем полностью прописью. Это оносится как валюте, так и к рублям. В этом же пункте указывается, взимает ли займодатель проценты за пользование займом или нет. Если таких процентов нет, то займ будет беспроцентный. Если есть залог, то он также упоминается в этом пункте;
  • права и обязанности сторон. Обязанность по договору займа есть
    только у заёмщика – обязанность вернуть вовремя долг. А заёмщик имеет право требовать досрочной выплаты всего займа, если заёмщик нарушит условия займа;
  • если по договору предусмотрены проценты за пользование
    займом, то нужно включить в договор этот пункт. Здесь следует указать размер процентов, порядок и сроки их выплаты. Если займ беспроцентный, то этот пункт можно исключить;
  • ответственность сторон – в этом пункте предусматриваются
    санкции для сторон за нарушение условий договора. Это могут штрафы в фиксированной сумме, или же проценты за каждый день просрочки;
  • форс-мажор – в этом пункте обговариваются условия
    непреодолимой силы, которые могут помешать сторонам исполнить условия договора;
  • конфиденциальность – условия неразглашения;
  • разрешение споров – порядок разрешения конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть между ними. Здесь также нужно обговорить «порог», когда следует обращаться в суд;
  • срок действия договора и условия его досрочного прекращения;
  • заключительные условия;
  • реквизиты и подписи сторон.

Как получить займ без справок и поручителей, рассказывается в статье: займы без справок и поручителей.

Образец договора целевого займа, можно .

Образец

Образец договора займа с иностранным юридическим лицом мало чем отличается от договора займа с российской организацией. В нём обязательно должны быть учтены все особенности, которые были описаны выше.

Стоит помнить, что законодательной базой для заключения такого договора, является не только ГК РФ, но и Закон о валютном регулировании.

Образец договора займа от иностранного юридического лица.

Налогообложение процентов по займу

В соответствии с пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, операции по выдаче займов не включаются в налоговую базу при расчёте НДС. Поэтому заёмщик не должен плачивать НДС по нашим законам. Такое правило действует, если предметом займа являются деньги, а не вещи.

Что касается налога на прибыль, то согласно пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ, средства, которые займодатель получает от заёмщика по выданным займам, не включаются в доходы, которые учитываются при налогообложении прибыли.

То есть, возвращённый в положенный срок долг не является доходом заёмщика, и не увеличивает сумму налога на прибыль.

То же самое касается и процентов по займу. У юридического лица этого называется экономической выгодой – то экономией на процентах. Однако в главе 25 не указано, что экономическая выгода включается в расчёты при налогообложении прибыли.

Стоит помнить, что речь идёт о беспроцентном займе или займе со ставкой ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ. Если проценты по займу выше этой ставки, то ни у заёмщика, ни у займодателя не возникает ни экономической, ни материальной выгоды.

Не стоит забывать и про курсовые разницы, которые возникают при «переводе» валют. Эти разницы нормируются, и учитываются при налогообложении прибыли.

Также не включаются в состав расходов те расходы, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, расходы организации, связанные с выдачей займа. Об этом говорится в п. 12 ст. 270 НК РФ.

Если заёмщиком является физическое лицо, то при получении беспроцентного займа (или займа с низкими процентами), у физического лица возникает материальная выгода. С неё он должен уплатить государству налог на доходы физических лиц.

Как избежать двойного налогообложения

Как уже упоминалось, чтобы избежать двойного налогообложения по договору займа от иностранной компании, нужно удостовериться, что у России есть соглашение со страной контрагента.

Если такое соглашение есть, то можно смело брать займ у такой компании, запросив у неё подтверждение. Что она постоянно располагается на территории этой страны.

Если же такого соглашения нет, то стоит убедиться, что проценты по займу не будут относиться к доходу постоянного представительства иностранного контрагента в России.

Если же такого соглашения нет, и проценты по займу не являются доходом постоянного представительства, то проценты по займу будут облагаться у иностранной компании по налоговым законам нашей страны.

После развала СССР, в нашу страну хлынул поток иностранного капитала. В настоящее время идёт активный процесс интеграции российской экономики за рубежом. В связи с эти возникает высокая потребность в привлечении иностранного капитала в крупные российские организации.

Поэтому сотрудничество с иностранными компаниями и получение от них займов сегодня не является редкостью.

О том, как оформить вексельный займ, читайте в статье: вексельный займ.

Виды долгосрочных займов, .

Способы выдачи сотруднику беспроцентного займа, рассматриваются на странице.

Видео: как использовать беспроцентный займ и не попасть? (Минфнин 27.08.2014г. № 03-11-11/42697)

Предыдущая статья: Займы без справок и поручителей Следующая статья: Ответственность по договору займа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *