Выполнение государственных обязанностей

Исполнение государственных и общественных обязанностей – это долг каждого гражданина. В зависимости от обязанностей, которые приходиться исполнять гражданам, законодательством предусмотрены определенные компенсации и гарантии. Закрепление в Трудовом Кодексе, нормативных актах и Федеральных законах правил предоставления гарантий и компенсаций, направленно на регулирование отношений, возникающих в таких случаях, между работником и работодателем, а так же между работником, исполняющим государственные или общественные обязанности, и органом, который привлек его к их исполнению.

Государственные и общественные обязанности, на которые распространяются компенсации и гарантии, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ:

  • осуществление избирательного права;
  • исполнение депутатских обязанностей;
  • явка в орган предварительного следствия, дознания;
  • явка к прокурору или в суд в качестве эксперта, специалиста, свидетеля, потерпевшего, понятого, переводчика;
  • участие в судебных заседаниях в качестве представителей общественных организаций и трудовых коллективов, народных заседателей, общественных защитников или обвинителей;
  • явка по вызову в орган соцзащиты населения в качестве свидетелей;
  • исполнение других общественных или государственных обязанностей.

Согласно ст. 170 ТК РФ за гражданами, которые привлекаются к исполнению государственных и общественных обязанностей, сохраняется место работы. При этом в Трудовом Кодексе не предусмотрена оплата среднего заработка работнику за дни исполнения таких обязанностей. Недополученная работником оплата, выплачивается из средств органа, привлекшего работника к исполнению государственных и общественных обязанностей.

Размер выплаты компенсации может быть равен среднему заработку, привлеченного работника, а может быть установлен нормативными актами, или федеральными законами, так, например, арбитражному заседателю выплачивается вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи, но не более 5-кратного минимального размера оплаты труда. Расчет производиться пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых работник был призван к исполнению этой работы.

Работник должен быть освобожден от работы на время исполнения таких обязанностей и никакие причины производственного характера не могут препятствовать этому. Находящийся в ежегодном отпуске работник, может прервать отпуск для выполнения общественных и государственных обязанностей. В таком случае ежегодный отпуск будет продлен (ст. 124 ТК РФ) на количество дней выполнения соответствующих обязанностей.

В ТК РФ, в некоторых случаях, предусмотрено сохранение среднего заработка за, привлеченным к выполнению общественных и государственных обязанностей, работником. Так, в соответствии со ст. 405 ТК РФ, за членами примирительной комиссии трудового арбитража, сохраняется средний заработок на время участия в разрешении коллективного трудового спора. Срок сохранения среднего заработка не может превышать трех месяцев.

Избрание в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам – гарантии.

В ст. 171 ТК РФ относительно гарантий предоставляемых работникам, избранным в комиссии по трудовым спорам и профсоюзные органы сделана отсылка к другим разделам кодекса.

Предоставление гарантий работникам профсоюзных организаций, освобожденных от основной работы, обусловлено направлением их деятельности, а именно их противостоянием работодателю, разъяснительной работой с другими работниками по их правам и обязанностям и работе по не допущению ущемления трудовых прав работников.

Гарантии освобожденным работникам профсоюзных организаций:

  • предоставление прежней или другой равноценной работы (после окончания срока выборных полномочий);
  • учет времени работы в профсоюзном органе в общий и специальный стаж;
  • предоставление льгот, гарантий, и трудовых прав наравне с работниками организации;
  • сохранение среднего заработка на период трудоустройства работника (в случае отсутствия на предприятии должности соответствующего уровню и квалификации работника или при ликвидации организации).

Работники профсоюзов не освобожденные от основной работы имеют несколько меньшее число гарантий по сравнению с освобожденными работниками.

Гарантии работникам профсоюзных организаций, не освобожденных от основной работы:

  • освобождение от основной работы на период участия в работе выборных коллегиальных органов профсоюзов и на период участия в качестве делегатов в съездах и конференциях профсоюзов;
  • освобождение от основной работы на период краткосрочной профсоюзной учебы;
  • увольнение только с согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа (в случае инициации увольнения работодателем).

Гарантии членам комиссии по трудовым спорам:

  • предоставление свободного от работы времени для участия в работе комиссии;
  • сохранение среднего заработка (расчет производиться исходя из последних трех месяцев работы);
  • инициированное работодателем увольнение работника, входящего в состав комиссии по трудовым спорам, возможно только в согласия профсоюзного органа предприятия.

Избрание на выборные должности в органы местного самоуправления или в государственные органы, также дает определенные гарантии. Освобожденные от основной работы в связи с избранием на выборные должности работники, имеют право на предоставление той же самой должности после окончания срока избрания.

При отсутствии такой работы им предоставляется иная равноценная должность в той же организации. Если работник согласен другая равноценная работа может быть предоставлена в иной организации. Другая равноценная или прежняя работа предоставляется не только после срока окончания полномочий, но и в случае досрочного их окончания, при наличии уважительных причин.

Как показывает практика, не всегда работодатели соблюдают действующее законодательство, оказывая при этом полное содействие работникам, которые исполняли общественные и государственные обязанности. В таком случае, единственный выход обратиться за помощью к адвокату по трудовым делам.

Помощь адвоката по трудовым делам – это гарантия выплаты всех надлежащих компенсаций органами, призвавшими работника к исполнению общественных или государственных обязанностей, а так же обеспечение выполнения работодателями своих обязанностей по отношению к работникам.

Советуем прочесть также:

  • выходные и нерабочие праздничные дни, перерывы в работе

С уважением,
Виктория Демидова, адвокат.

ВТБ📌 Реклама

Таким образом, по общему правилу при привлечении работника к выполнениюгосударственных или общественныхобязанностей, расходы на выплату в пользу них среднего заработка или заменяющих их сумм (в частности, вознаграждения) должны производиться органами, привлекшими работника, а не работодателем. В обязанности работодателя согласно статье 170 ТК РФ входит только сохранение места работы (должности).

Однако в силу положений статьи 423 ТК РФ, допускающей применение и иных нормативных актов в сфере трудового законодательства (включая те из них, которые были приняты до 1 февраля 2002 г., — даты вступления в силу ТК РФ), в ряде случаев расходы по оплате труда могут нести и сами работодатели. На таких случаях мы остановимся ниже особо.

К сожалению, единого нормативного акта, регулирующего порядок предоставления гарантий и компенсаций лицам при исполнении ими государственных обязанностей в настоящее время не существует. В связи с этим в каждом конкретном случае привлечения работника тем или иным органом, работодателю следует учитывать правомерность отрыва работника от производственной (хозяйственной) деятельности, а также какая из сторон (работодатель или привлекающий орган) должна нести расходы по оплате труда работника и какие.

📌 Реклама Отключить

Привлечение сотрудников к исполнению воинской обязанности
или обеспечению исполнения воинской обязанности

Согласно положениям действующего законодательства воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает собой в том числе воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

За период медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения граждан для решения вопроса о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, граждане освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы (учебы) в размере не более 1000 руб. Таковы положения статьи 6 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

📌 Реклама Отключить

Кроме этого, указанным гражданам возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.

Согласно пункту 3 Положения о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. № 157) финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых по разделу «Национальная оборона» (подраздел «Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки», целевая статья «Мобилизационная подготовка и переподготовка резервов, учебно-сборовые мероприятия с гражданами Российской Федерации»). При этом выплаченные гражданам средства компенсируются военными комиссариатами в месячный срок после представления работодателями необходимых документов.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, в части расходов по оплате труда в пользу лиц, привлеченных для исполнения предусмотренной законом воинской обязанности, установлена схема, при которой работодатель за счет своих средств производит соответствующие расходы, которые затем возмещаются военными комиссариатами, по требованиям которых лица были отвлечены от выполнения трудовых обязанностей.

Суммы среднего заработка выплачиваются в размере не свыше 1000 руб., и как можно предположить указанная сумма определена из расчета за полный месяц. Вся остальная сумма (то есть превышающая) должна погашаться за счет собственных средств организации, и при этом она не будет приниматься в целях налогообложения по налогу на прибыль.

Для определения причитающейся к выплату в пользу работника суммы следует сначала рассчитать сумму среднего заработка, и затем сопоставить ее с установленной законом суммой ограничения.

📌 Реклама Отключить

При этом расчет среднего заработка осуществляется в порядке, установленном статьей 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. № 213.

Если иное не установлено коллективным договором организации, расчет среднего заработка должен производиться исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им рабочего времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы.

Для определения среднего заработка в соответствии с пунктом 8 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы используется средний дневной заработок, определяемый путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. В свою очередь средний заработок определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (рабочих, календарных) в периоде, подлежащем оплате.

📌 Реклама Отключить

Пример 1

Работник организации в период с 13 по 14 сентября 2004 г. по требованию районного военного комиссариата проходил медицинское обследование с целью принятия решения о добровольном поступлении на военную службу по контракту.

За указанные дни за работником должно быть сохранено место работы, и выплачен средний заработок в размере не свыше 1000 руб. из расчета за месяц, который затем должен быть компенсирован военным комиссариатом.

Коллективным договором организации специальный расчетный период для исчисления среднего заработка не установлен, в связи с чем должен применяться общеустановленный в 12 месяцев, предшествующих месяцу его исчисления.

В расчетном периоде с 1 сентября 2003 г. по 31 августа 2004 г. работнику начислено заработной платы и им отработано:

Месяц расчетного периода Количество фактически отработанных дней Количество рабочих дней по графику работы (пятидневная рабочая неделя) Сумма учитываемой заработной платы (рублей)
Сентябрь 2003 г. 22 22 6200
Октябрь 2003 г. 23 23 6400
Ноябрь 2003 г. 19 19 5800
Декабрь 2003 г. 22 22 7400
Январь 2004 г. 19 19 6800
Февраль 2004 г. 15 19 5200
Март 2004 г. 22 22 7200
Апрель 2004 г. 22 22 7300
Май 2004 г. 18 18 7200
Июнь 2004 г. 21 21 7800
Июль 2004 г. 2 22 820
Август 2004 г. 22 22 6800
ИТОГО: 227 251 74920

Остальные рабочие дни в феврале 2004 г. работник болел, в подтверждение чего им представлен листок нетрудоспособности, а в июле 2004 г. работнику был предоставлен очередной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Указанные дни, а также выплаченные за них суммы пособия по временной нетрудоспособности и среднего заработка за отпуск при исчислении среднего заработка за время привлечения работника к выполнению государственных обязанностей не учитываются. 📌 Реклама Отключить

Для определения сумм среднего заработка необходимо:

  1. Определить сумму учитываемой заработной платы — 74920 руб.
  2. Определить количество фактически отработанных в расчетном периоде дней — 227 дней.
  3. Определить среднедневной заработок работника — 330 руб. 04 коп. (74920 руб. / 227 дней).
  4. Рассчитать сумму среднего заработка — 660 руб. 08 коп. (330 руб. 04 коп. x 2 дня).

Исчисленные суммы среднего заработка необходимо сравнить с законодательно установленным ограничением суммы среднего заработка в размере 1000 руб.

Всего в сентябре 2004 г. 22 рабочих дня по календарю пятидневной рабочей недели, а потому сумма ограничения выплачиваемого среднего заработка составит 90 руб. 91 коп. (1000 руб. / 22 рабочих дня x 2 дня).

Из исчисленных сумм (сумма среднего заработка и законодательно установленные ограничения) следует принять меньшую, то есть 90 руб. 91 коп. Именно данная и сумма и должна быть предъявлена к возмещению районному военному комиссариату.

📌 Реклама Отключить

Из собственных средств организации, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль, может быть выплачена доплата до суммы среднего заработка в размере 569 руб. 17 коп. (660 руб. 08 коп. — 90 руб. 91 коп.).

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона № 53-ФЗ привлеченные на военные сборы граждане за время их прохождения освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 1000 рублей. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути. 📌 Реклама Отключить

Выплачиваемый организациями, где работают граждане, средний заработок также возмещается военными комиссариатами в месячный срок после представления необходимых документов. Выплаты оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию и возмещение командировочных расходов за время нахождения в пути осуществляются воинскими формирования, где граждане проходят военные сборы.

Согласно статье 5 Федерального закона № 53-ФЗ для проведения медицинского освидетельствования, медицинского обследования и медицинского осмотра при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы, медицинского переосвидетельствования, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, а также для осуществления иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, привлекаются необходимые врачи-специалисты, средний медицинский персонал, другие специалисты и технические работники.

📌 Реклама Отключить

Гражданам, участвующим в указанных мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, а также возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно и командировочные расходы. Как видим в этом случае средний заработок выплачивается без его ограничения какой-либо суммой, то есть исходя из фактически начисленной работникам по месту постоянной работы заработной платы.

Согласно пункту 5 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. № 157 Положения возмещение организациям выплаченных гражданам средств осуществляется военными комиссариатами в месячный срок после представления необходимых документов. Возмещению подлежат как полные суммы среднего заработка граждан, так и оплаченные в их пользу расходы по найму жилья, оплате проезда, а также суточные при служебных командировках.

📌 Реклама Отключить

Во всех случаях суточные должны возмещаться по нормам, установленным постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» и от 8 февраля 2002 г. № 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией», то есть в размере 100 руб. за каждый день исполнения соответствующих обязанностей вне места постоянного жительства.

Что касается расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, то они в силу положений Федерального закона № 53-ФЗ должны оплачиваться и затем возмещаться военными комиссариатами по фактической сумме.

📌 Реклама Отключить

На начисленные в пользу соответствующих категорий граждан суммы среднего заработка в общеустановленном порядке начисляется единый социальный налог, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Также указанные суммы включаются в объект налогообложения по налогу на доходы физических лиц. Льгот в части налогообложения указанных выплат действующее налоговое законодательство не содержит, хотя и компенсируются они затем за счет средств федерального бюджета.

Если же касаться сумм, выплачиваемых в возмещение найма жилья, проезда, а также командировочных расходов, то они освобождаются от налогообложения по общеустановленным правилам, а именно в пределах установленных норм.

📌 Реклама Отключить

Как представляется, исчисленные со среднего заработка суммы единого социального налога и страховых взносов также должны возмещаться военными комиссариатами. В части сумм, начисленных в пользу граждан, участвовавших в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, особых вопросов возникнуть не должно, хотя напрямую указанные расходы в статье 5 Федерального закона № 53-ФЗ не поименованы. А вот в части тех сумм, по которым законодательством установлены ограничения в 1000 руб., вопрос об источнике финансирования расходов на оплату сумм единого социального налога и страховых взносов остается открытым. По мнению редакции, указанные суммы также должны возмещаться военными комиссариатами сверх сумм среднего заработка в размере 1000 руб. В случае отказа военных комиссариатов компенсировать суммы единого социального налога и страховых взносов организациям рекомендуется обращаться за защитой своих интересов в судебные органы. Следует избегать случаев оплаты единого социального налога и страховых взносов за счет собственных средств, так как исчислены они не от выплат, отнесенных в установленном порядке в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, а потому по требованию налоговых органов они могут предъявляться к оплате за счет собственных средств организации, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль.

📌 Реклама Отключить

Как отмечалось ранее, доплачиваемые до фактического среднего заработка работника суммы не могут быть приняты в целях исчисления налога на прибыль, а потому должны погашаться за счет собственных средств организации. При этом исчисленные с таких разниц суммы единого социального налога и страховых взносов организация вынуждена будет также производить за счет собственных средств.

Так как начисленные в пользу работника суммы должны быть впоследствии возмещены военными комиссариатами, то они в соответствии с утвержденными приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций отражаются по счетам учета расчетов или целевого финансирования:

📌 Реклама Отключить Дебет счетов 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 86 «Целевое финансирование» Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — начисленные в пользу работников суммы среднего заработка (с соблюдением законодательно установленных ограничений), а также суммы в возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилья, оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочных расходов; Дебет счета 70 Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» — удержание налога на доходы физических лиц с сумм начисленного среднего заработка, а также с командировочных расходов, превышающих установленные нормы; Дебет счетов 76, 86 Кредит счета 69 «Расходы по социальному страхованию и обеспечению» — начисления с сумм среднего заработка, а также с командировочных расходов, превышающих установленных нормы, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 📌 Реклама Отключить Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» Кредит счетов 70, 69 — доплата сумм среднего заработка, а также начисление с указанной доплаты сумм единого социального налога и страховых взносов на обязательное страхование; Дебет счета 70 Кредит счета 50 «Касса» — выплата сумм среднего заработка, а также возмещение командировочных расходов; Дебет счета 51 «Расчетные счета» Кредит счетов 76, 86 — возмещение военными комиссариатами расходов, понесенных работодателями в пользу работников, привлеченных к исполнению воинской обязанности или к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности.

Привлечение сотрудников в качестве свидетелей
и иных лиц в судебные органы, органы дознания и следствия

Порядок привлечения граждан в качестве свидетелей и иных лиц в судебные органы, органы дознания и следствия регулируется положениями соответствующих кодексов, а также рядом иных нормативных правовых актов.

📌 Реклама Отключить

В частности, согласно пункту 2 статьи 95 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ за работающими гражданами, вызываемыми в суд в качестве свидетелей по гражданскому процессу, сохраняется средний заработок по месту работы. При этом средний заработок сохраняется за все время их отсутствия в связи с явкой в суд без каких-либо ограничений выплачиваемой суммы.

Возмещений указанных сумм среднего заработка судебными или иными органами законодательством не установлено, в связи с чем указанные расходы должны нести работодатели. Расчет среднего заработка должен производиться по общеустановленным правилам.

Средний заработок сохраняется за все рабочие дни недели по графику, установленному для конкретного работника по месту постоянной работы.

📌 Реклама Отключить

Пример 2

В период с 13 по 16 сентября 2004 г. работник по требованию суда другого населенного пункта привлекался в качестве свидетеля по гражданскому процессу.

За указанные дни работник вправе требовать от работодателя получения сумм среднего заработка, исчисленного по правилам, установленным трудовым законодательством.

Предположим, что в расчетном периоде в 12 месяцев, предшествующих сентябрю 2004 г., работник отработал 174 дня по графику пятидневной рабочей недели, и за тот же расчетный период работнику начислено учитываемой заработной платы в размере 42230 руб.

Размер среднедневного заработка составит 242 руб. 70 коп. (42230 руб. / 174 дня), а сумма среднего заработка — 970 руб. 80 коп. (242 руб. 70 коп. x 4 рабочих дня по графику пятидневной рабочей недели в период с 13 по 16 сентября 2004 г.).

Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию за потерю времени исходя из фактических затрат времени и установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Кроме того, свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в суд расходы на проезд и проживание, а также выплачиваются суточные. Все приведенные расходы несут судебные органы. 📌 Реклама Отключить

В отличие от лиц, вызванных в качестве свидетелей, эксперты и специалисты права на сохранение по месту основной работы среднего заработка не имеют. Согласно пункту 3 статьи 95 ГПК РФ данным лицам выплачивается вознаграждение за выполненную по поручению суда работу, если только эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами.

В настоящее время порядок возмещения расходов по явке в судебные органы, а также выплаты вознаграждения, регулируется положениями Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или суд, утвержденной постановлением Совмина РСФСР от 14 июля 1990 г. № 245.

📌 Реклама Отключить

За работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы за время отсутствия в связи с явкой в суд (пункт 4 статьи 107 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ).

Возмещение указанных расходов арбитражными судами не предусмотрено, в связи с чем соответствующие расходы должны нести сами работодатели. Правда, такие расходы организации могут принимать в целях налогообложения прибыли. Относятся в уменьшение налоговой базы также и исчисленные с начисленного среднего заработка суммы единого социального налога и страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию с учетом фактически затраченного времени, исходя из установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Эксперты, свидетели и переводчики имеют право на возмещение понесенных в связи с явкой в арбитражный суд расходов на проезд, найм жилого помещения и выплату суточных. Все данные расходы оплачиваются судами.

📌 Реклама Отключить

Лицам, привлеченным судами в качестве экспертов, также выплачивается вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если только эта работа не входит в круг их служебных обязанностей как работников государственных судебно-экспертных учреждений. Размер вознаграждения определяется судом по согласованию с лицами, участвующими в деле, и по соглашению с экспертом.

Лица, вызванные в качестве свидетелей в налоговые органы, имеют право на сохраняемый по месту основной работы средний заработок в соответствии с пунктом 3 статьи 131 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом работодатель обязан выплатить работнику среднюю заработную плату, исчисленную исходя из фактически начисленной ему заработной платы без каких-либо ограничений.

За лицами, вызванными в налоговые органы в качестве переводчиков, специалистов и экспертов, средний заработок по месту основной работы не сохраняется, а судебные органы выплачивают им вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если только данная работа не входит в круг их служебных обязанностей.

📌 Реклама Отключить

Оплата вознаграждения осуществляется по нормам, установленным постановлением Минтруда России от 18 февраля 2000 г. № 19 «Об утверждении норм оплаты денежного вознаграждения переводчиков, специалистов и экспертов, привлекаемых для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля».

Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные. Порядок возмещения указанных сумм определен в Положении о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1999 г. № 298.

📌 Реклама Отключить

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона РФ от 2 января 2000 года № 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции» за народными заседателями в период исполнения обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются средний заработок, а также гарантии и льготы, предусмотренные действующим законодательством. Таким образом, и в этом случае выплата среднего заработка должна осуществляться за счет средств организации.

Кроме этого, за время участия народного заседателя в осуществлении правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного суда, а также возмещает командировочные расходы.

Учитывая практическую значимость рассмотренных вопросов, а также многообразие случаев привлечения граждан к исполнению государственных или общественных обязанностей, редакция журнала просит читателей высказать свою точку зрению, а также изложить в своих письмах для рассмотрения и анализа возникающие на практике ситуации.

По состоянию на: 06.07.2011
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2011
Шайхутдинова Надежда Павловна
Тема: Документы кадровой службы, Ежегодный оплачиваемый отпуск, Оплата труда
Рубрика: Кадровая практика

    Нормативные документы

      Трудовой кодекс Российской Федерации (извлечение) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (извлечение) Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (извлечение) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (извлечение) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечение) Налоговый кодекс Российской Федерации (извлечение) Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (извлечение) Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (извлечение) Федеральный закон от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (извлечение) Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (извлечение) Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (извлечение) Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (извлечение)

Представьте себе такую картину: на работе полный аврал, а к вам приходит подчиненный и заявляет, что с завтрашнего дня он участвует в судебном заседании в качестве присяжного заседателя и работать какое-то время не сможет. Другой сотрудник вообще не явился на работу, а через несколько дней позвонил и сообщил, что призван на военные сборы.

Вот тут-то и возникает масса вопросов касательно того, нужно работнику представлять какие-то подтверждающие документы в таких случаях или достаточно просто написать заявление? Сохраняется ли за ним рабочее место на время выполнения гражданского долга? Может ли работодатель уволить такого «общественно-полезного» гражданина? Или запретить ему заниматься «полезной» деятельностью?

Вы затрудняетесь с ответами и не знаете, как поступить? А может быть, уже сталкивались с такими ситуациями, а позднее поняли, что где-то допустили ошибку? И хотите избежать этого в дальнейшем? Тогда давайте вместе выясним, какие действия необходимо предпринять кадровику, когда работник выполняет государственные или общественные обязанности.

Работники могут исполнять различные государственные и общественные обязанности — в качестве членов избирательных комиссий, присяжных заседателей, доноров, выборных профсоюзных работников и др. Как правило, такие функции они должны исполнять в свое рабочее время. Давайте посмотрим, какие обязанности в связи с этим появляются у работодателя.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (ОБЩЕСТВЕННЫЕ) ОБЯЗАННОСТИ: ЧТО ЭТО?

Глава 25 Трудового кодекса РФ, устанавливающая гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей, перечня таковых не содержит. В то же время действующим законодательством определен довольно широкий круг таких случаев. Условно их можно разделить на несколько групп.

Группа 1. В связи с реализацией избирательного права: участие в качестве члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц кандидатов и т. д.

Обратите внимание!

В соответствии со ст. 170 ТК РФ работодатель должен освободить работника на время исполнения государственных или общественных обязанностей от работы с сохранением за ним места работы (должности), если эти обязанности должны исполняться в рабочее время

Группа 2. В связи с осуществлением правосудия и участием в деятельности правоохранительных органов: участие в качестве арбитражных заседателей присяжных заседателей, свидетелей, переводчиков, специалистов, экспертов, понятых, потерпевших, законных представителей потерпевших и т. д.

Группа 3. В связи с выполнением воинских обязанностей: привлечение работников на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы.

Группа 4. В связи с избранием на выборные должности в государственные органы и органы местного самоуправления: деятельность депутата Государственной Думы РФ, члена Совета Федерации, деятельность на выборных должностях в государственных органах РФ, субъектов РФ и органах местного самоуправления;

Группа 5. В связи с избранием в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам (КТС): участие в деятельности профсоюзных организаций, в работе КТС, примирительной комиссии и т. д. (табл. 1).

Таблица 1

Гарантии и компенсации, связанные с участием работника в коллективных переговорах, разрешении коллективных споров, профсоюзах и КТС

В связи с исполнением работниками государственных или общественных обязанностей возникает необходимость предоставления им определенных гарантий и компенсаций за время исполнения таких обязанностей.

КТО ОПЛАТИТ ПЕРИОД ОТСУТСТВИЯ?

Обратите внимание!

Компенсацию за время исполнения государственных или общественных обязанностей работнику выплачивает государственный орган или общественное объединение, которые привлекли его к исполнению обязанностей

На этот вопрос отвечает ч. 2 ст. 170 ТК РФ. Работник получает компенсацию за время исполнения государственных или общественных обязанностей. Такую компенсацию выплачивает государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению обязанностей. Размер компенсации определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами либо решением соответствующего общественного объединения.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

По общему правилу работодатель не должен сохранять за работником, исполняющим государственные или общественные обязанности, средний заработок за этот период.

Наш сотрудник, который работает у нас уже много лет и за это время зарекомендовал себя с хорошей стороны, недавно, возвращаясь с работы, стал свидетелем кражи. На днях он написал заявление на выплату ему среднего заработка за то время, когда он давал показания в качестве свидетеля по тому самому делу о краже. У нас возник вопрос: правомерно ли требование работника?

Согласно ст. 170 ТК РФ работодатель должен освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Как видим, данная норма не предусматривает, что работодатель должен сохранять за работником в такой ситуации средний заработок. Государственным органом или общественным объединением, которые привлекли гражданина к исполнению соответствующих функций, работнику должна быть выплачена денежная компенсация.

Согласно ч. 1 ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса РФ процессуальными издержками являются связанные с производством по уголовному делу расходы, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства. К процессуальным издержкам относятся, в частности, суммы, выплачиваемые работающим и имеющим постоянную заработную плату свидетелям в возмещение недополученной ими заработной платы за время, затраченное в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, в прокурору или суд (п. 2 ч. 2 ст. 131 УПК РФ). Данные расходы выплачиваются по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда.

Таким образом, УПК РФ также не предусматривает обязанности работодателя сохранять средний заработок за работником, вызванным в качестве свидетеля.

Следует иметь в виду: при исполнении работниками в рабочее время отдельных государственных обязанностей ряд федеральных законов предусматривает дополнительные гарантии и компенсации (табл. 2).

Таблица 2

Гарантии и компенсации, предоставляемые работодателем работнику при исполнении им государственных или общественных обязанностей

Словарь кадровика

Избирательные права граждан – конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов

голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Правосудие – вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть.

Профсоюзный орган – орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации.

Обратите внимание: в некоторых ситуациях за работниками, в исключение из общего правила, сохраняется средний заработок по месту работы.

Например, в соответствии со ст. 131 Налогового кодекса РФ за работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.

БУДЕТ ЛИ УВЕДОМЛЕН РАБОТОДАТЕЛЬ?

Чтобы приступить к исполнению государственных или общественных обязанностей, работник не должен получать на это согласие работодателя и каким-либо образом согласовывать с ним период такого исполнения. А вот должен ли работник надлежащим образом уведомить работодателя об этом? И какие документы он должен представить по месту работы? Давайте разберемся.

Обратите внимание!

Работнику не требуется согласие работодателя на исполнение государственных или общественных обязанностей

Полагаем, если работник должен приступить к исполнению государственных или общественных обязанностей, ему следует своевременно предъявить работодателю документы, свидетельствующие об их выполнении. Закон данной обязанности не содержит, но ее можно установить, например, в локальных нормативных актах работодателя. Такие нормы не будут ухудшать положение сотрудников, так как по общему правилу работник, отсутствующий по тем или иным причинам на работе, должен подтвердить уважительность причин своего отсутствия.

Какие документы свидетельствуют о выполнении работником государственных или общественных обязанностей?

Виды таких документов будут различными в зависимости от ситуации. В некоторых случаях необходимые документы названы в самом нормативном правовом акте, на основании которого работник привлекается к исполнению гражданского долга.

Гарантии и компенсации для лиц, в той или иной форме участвующих в осуществлении избирательного права, предусмотрены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии со ст. 29 данного Закона члену комиссии с правом решающего голоса освобождение от основной работы на период подготовки и проведения выборов или референдума предусматривается на основании представления избирательной комиссии.

Гарантии предусмотрены также для зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц. Администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел РФ, в которых работает, служит, проходит военные сборы или учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению (или рапорту) зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока. Полагаем, что к заявлению (рапорту) должен быть приложен документ избирательной комиссии, свидетельствующий о факте регистрации лица в качестве кандидата. Таким документом является копия удостоверения кандидата или справка избирательной комиссии.

Кандидат, а также избирательное объединение либо избирательный блок, выдвинувший кандидатов или список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Доверенные лица участвуют в избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, в т. ч. осуществляют агитационную деятельность. Они получают от избирательной комиссии удостоверения. На период полномочий доверенного лица работодатель обязан по его просьбе предоставить ему неоплачиваемый отпуск. Таким образом, работник, участвующий в избирательной кампании в качестве доверенного лица, обращается к работодателю с письменным заявлением о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы, прилагая к заявлению копию удостоверения.

Недавно столкнулись с тем, что сразу несколько работников участвовали в рассмотрении одного дела в суде. Мы попросили их подтвердить свое участие в судебных заседаниях, и они принесли в отдел кадров повестки. Является ли этот документ надлежащим подтверждением уважительности причины отсутствия на работе? И есть ли еще какие-то документы, которыми сотрудники могут подтвердить свое участие в осуществлении правосудия?

Привлечение граждан к исполнению государственных обязанностей в связи с осуществлением правосудия и участием в деятельности правоохранительных органов предусмотрено Федеральными законами от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», Налоговым кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Документом, подтверждающим участие граждан в осуществлении правосудия, не всегда является именно повестка. Так, в соответствии со ст. 113 ГПК РФ участвующие в деле лица, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Порядок привлечения граждан к осуществлению правосудия и участию в деятельности правоохранительных органов, помимо указанных законов, предусмотрен Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде, утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 № 36, где в качестве основного извещающего документа названа судебная повестка. Период участия граждан в процессе по рассмотрению гражданских, административных или уголовных дел в судах также подтверждается судебной повесткой, в которой делается отметка о времени участия. При этом следует учитывать и время в пути, необходимое для прибытия к месту рассмотрения дела и обратно.

Достаточно распространенная ситуация — участие работников в обязательной подготовке к военной службе или военных сборах.

В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» работники в рабочее время могут привлекаться к исполнению государственных обязанностей на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы. Привлечение к исполнению указанных государственных обязанностей осуществляется на основании повестки военного комиссариата.

Итак, ситуаций исполнения «общественно-полезных» обязанностей довольно много. Главное, что следует помнить: во всех этих случаях гражданину выдается соответствующий подтверждающий документ — будь то документы, перечисленные выше, или, например, справки, выданные государственными органами или общественными объединениями.

КАК ОФОРМИТЬ?

Как правило, получив документы, подтверждающие необходимость исполнения государственных или общественных обязанностей, работник пишет заявление с просьбой освободить его от работы в связи с исполнением государственных или общественных обязанностей на определенный период. Подтверждающие документы (копия удостоверения, судебная повестка, телефонограмма и т. п.) прилагаются к заявлению (приложение 1).

В нашей организации принято писать заявления, что называется, по любому поводу, тем более в тех случаях, когда речь идет об освобождении от работы по тем или иным причинам. Но недавно столкнулись с такой ситуацией: сотрудник пришел в отдел кадров, отдал инспектору копию повестки с вызовом в суд в качестве свидетеля, а заявление писать отказался. Мы в растерянности. Понимаем, что заставить сотрудника написать заявление мы не можем. Но как быть в будущем, если такая ситуация повторится?

На практике нередко возникает вопрос: обязательно ли работнику писать заявление, к которому будут приложены подтверждающие документы? Закон, конечно, такой обязанности не предусматривает. И вы совершенно правильно говорите, что работника нельзя принуждать писать заявление (причем как в этой ситуации, так и в любой другой).

Но необходимо понимать, что для оформления освобождения работника от работы работодателю потребуется издать приказ. В свою очередь, для издания такого приказа нужны документы-основания. В нашей ситуации это судебная повестка. В то же время по правилам работы с документами ни личные документы работника, ни документы, выданные ему другими организациями, не могут возникнуть в делопроизводстве организации без письменного заявления самого работника, к которому эти документы прилагаютс. Полагаем, что именно это можно объяснять сотрудникам в будущем.

На основании заявления работника работодатель издает приказ об освобождении его от работы в связи с исполнением государственных или общественных обязанностей (приложение 2).

Как мы уже отмечали, освобождение от работы возможно и в связи с участием работника в профсоюзной деятельности, в рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров, в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения. В этих случаях работодатель также издает приказ на основании решения общего собрания трудового коллектива, условий коллективного договора, соглашения и других документов.

В соответствии со ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. На основании изданного приказа об исполнении работником государственных или общественных обязанностей делаются соответствующие отметки в табеле учета рабочего времени.

А ЕСЛИ ОТПУСК?..

Не исключено, что необходимость заниматься общественной деятельностью по времени совпадет с отпуском работника. В этих случаях действуют правила ч. 1 ст. 124 ТК РФ: Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случае исполнения работником во время отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы.

Наш работник, находящийся в очередном оплачиваемом отпуске, позвонил в отдел кадров и сообщил, что в период отпуска исполнял обязанности присяжного заседателя в суде. Должны ли мы продлить ему отпуск?

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом. На время выполнения работником данной государственной обязанности работодатель на основании ч. 1 ст. 170 ТК РФ должен освободить его от работы с сохранением за ним места работы (должности). В случае исполнения работником гражданского долга в период отпуска, если трудовым законодательством для этого предусмотрено освобождение от работы, отпуск продлевается или переносится на другой срок (ч. 1 ст. 124 ТК РФ).

Таким образом, если работник в отпускной период выполнял государственные обязанности, работодатель должен продлить или перенести отпуск.

Приказ о продлении или переносе отпуска издается после представления работником подтверждающего документа. В рассматриваемой ситуации таким документом служит справка суда, удостоверяющая, что работник в указанный период времени исполнял функции присяжного заседателя.

Цитируем документ Цитируем документ

Воспрепятствование работодателем или лицом, его представляющим, явке в суд народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Статья 17.5 КоАП РФ

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического

лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Части 1 и 2 ст. 5.27 КоАП РФ

МОЖНО ЛИ НЕ «ОТПУСТИТЬ» РАБОТНИКА?

В заключение отметим, что препятствовать участию работника в исполнении его государственных или общественных обязанностей нельзя. Работодатель не вправе не допускать работника к исполнению гражданского долга — этот запрет четко прописан в законе.

Так, воспрепятствование работодателем явке в суд народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве влечет за собой административную ответственность согласно ст. 17.5 КоАП РФ.

За нарушение законодательства о военной службе предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Также не допускается нарушать законодательство в части предоставления работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей, определенных гарантий и компенсаций.

Вы должны это знать

    Работодатель не вправе препятствовать участию работника в исполнении государственных или общественных обязанностей Работодатель обязан освободить работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время Работодатель (по общему правилу) не должен сохранять за работником, исполняющим государственные или общественные обязанности, средний заработок за этот период Компенсацию за время исполнения работником государственных или общественных обязанностей выплачивают государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению обязанностей Если работник в период отпуска выполнял государственные обязанности, работодатель обязан продлить или перенести отпуск

Приложение 1

Заявление об освобождении от работы в связи с призывом на военные сборы

Приложение 2

Приказ об освобождении работника от работы в связи с призывом на военные сборы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *