Закон о независимой оценке

Содержание

3 июля 2016 г. N 238-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Принят
Государственной Думой
22 июня 2016 года

Одобрен
Советом Федерации
29 июня 2016 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.

3. Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

4. Настоящий Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) национальное агентство развития квалификаций — автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации;

2) национальный совет — национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте Российской Федерации для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в Российской Федерации;

3) независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее — независимая оценка квалификации), — процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации — комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;

5) реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации — информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации (далее — реестр);

6) совет по профессиональным квалификациям — орган управления, наделенный в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;

7) соискатель — работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

8) центр оценки квалификаций — юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Статья 3. Участники системы независимой оценки квалификации

Участниками системы независимой оценки квалификации являются:

1) национальный совет;

2) национальное агентство развития квалификаций;

3) советы по профессиональным квалификациям;

4) центры оценки квалификаций;

5) работодатели;

6) соискатели;

7) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее — уполномоченный орган исполнительной власти).

Статья 4. Проведение независимой оценки квалификации

1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

3. Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.

4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена — заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.

5. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.

6. Соискатель, работодатель, иные указанные в части 2 настоящей статьи физические и (или) юридические лица, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение тридцати календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Статья 5. Национальный совет

1. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет.

2. В состав национального совета входят представители органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских и иных объединений работодателей, общероссийских профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций.

3. Полномочия национального совета и его состав определяются настоящим Федеральным законом и указом Президента Российской Федерации.

4. Издание нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам независимой оценки квалификации осуществляется после рассмотрения и одобрения этих актов национальным советом.

Статья 6. Национальное агентство развития квалификаций

Национальное агентство развития квалификаций:

1) обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;

2) подготавливает для национального совета предложения по наделению советов по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности, а также по прекращению таких полномочий;

3) организует формирование и ведение реестра;

4) утверждает на основе предложений советов по профессиональным квалификациям наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена, после одобрения этих предложений национальным советом, вносит содержащиеся в указанных документах сведения в реестр;

5) осуществляет информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации по вопросам ее проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

6) осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Совет по профессиональным квалификациям

1. Совет по профессиональным квалификациям создается по решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.

2. Совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению национального совета наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В состав совета по профессиональным квалификациям входят также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.

3. Совет по профессиональным квалификациям для осуществления своей деятельности разрабатывает на основе примерного положения о совете по профессиональным квалификациям положение и утверждает его.

4. Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности:

1) утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

2) представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

3) проводит отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, наделяет их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

4) определяет для каждого центра оценки квалификаций наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации, и направляет сведения о таких наименованиях в национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр;

5) осуществляет мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;

6) принимает решение о прекращении полномочий центров оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

7) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для ее внесения в реестр;

8) проводит по решению национального совета независимую оценку квалификации;

9) создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность.

5. Финансовое обеспечение деятельности совета по профессиональным квалификациям осуществляется за счет собственных средств юридического лица, на базе которого он создан, и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 8. Центр оценки квалификаций

1. Центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации. Перечень квалификаций определяется для соответствующего центра оценки квалификаций советом по профессиональным квалификациям.

2. Центр оценки квалификаций проводит профессиональные экзамены.

3. Полномочия центра оценки квалификаций могут быть прекращены в случае:

1) несоответствия деятельности центра оценки квалификаций установленным требованиям;

2) неоднократного нарушения центром оценки квалификаций порядка проведения профессиональных экзаменов;

3) представления центром оценки квалификаций заведомо недостоверных сведений в ходе отбора и наделения его полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, мониторинга осуществляемой им деятельности или контроля за ней;

4) поступления от юридического лица заявления о прекращении по собственной инициативе осуществления полномочий центра оценки квалификаций;

5) ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. При прекращении юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сведения о центре оценки квалификаций исключаются национальным агентством развития квалификаций из реестра в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия советом по профессиональным квалификациям решения о прекращении указанных полномочий.

5. В случае прекращения юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций совет по профессиональным квалификациям обеспечивает выполнение неисполненных обязательств перед соискателями, в отношении которых не завершена процедура независимой оценки квалификации.

6. Финансовое обеспечение деятельности центра оценки квалификаций осуществляется за счет собственных средств центра оценки квалификаций и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 9. Полномочия уполномоченного органа исполнительной власти

1. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет следующие полномочия:

1) утверждает примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий;

2) утверждает форму бланка свидетельства о квалификации и приложений к нему, технические требования к бланку, порядок заполнения бланка и выдачи дубликата свидетельства о квалификации, а также форму заключения о прохождении профессионального экзамена;

3) утверждает образец заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядок подачи такого заявления, в том числе в форме электронного документа, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет»;

4) утверждает требования к центрам оценки квалификаций и порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий;

5) утверждает положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;

6) утверждает положение о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

7) утверждает положение о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;

8) утверждает порядок формирования и ведения реестра, перечень сведений, содержащихся в реестре, и порядок доступа к ним;

9) утверждает порядок осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации.

2. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет мониторинг и контроль в сфере независимой оценки квалификации.

Статья 10. Информационное обеспечение независимой оценки квалификации

1. В целях обеспечения проведения независимой оценки квалификации используется реестр, который включает в себя:

1) информацию о деятельности национального совета и национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;

2) сведения о советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;

3) сведения о наименованиях квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

4) сведения о выданных свидетельствах о квалификации;

5) перечень официальных сайтов национального совета, национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

6) иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.

2. Национальное агентство развития квалификаций несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре.

3. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.

4. Национальное агентство развития квалификаций, советы по профессиональным квалификациям и центры оценки квалификаций формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к этим ресурсам посредством использования официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», перечень которых содержится в реестре.

Статья 11. Переходные положения

В случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 1 настоящего Федерального закона), применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

Москва, Кремль

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О независимой оценке квалификации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена.

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденных настоящим постановлением.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Правилапроведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена(утв. постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. № 1204)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации» — комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;

«реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации» — информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации;

«совет по профессиональным квалификациям» — орган управления, наделенный в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;

«соискатель» — работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, которые обратились, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» и настоящими Правилами;

«центр оценки квалификаций» — юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

3. Профессиональный экзамен проводится центром оценки квалификаций для подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. В целях информирования граждан и организаций о проведении профессионального экзамена на официальных сайтах центра оценки квалификаций и совета по профессиональным квалификациям в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации размещаются следующие сведения и документы:

а) наименования квалификаций и требования к квалификации, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, на соответствие которым центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации;

б) сроки действия свидетельств о квалификации по соответствующим квалификациям;

в) перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям;

г) комплекс заданий, входящих в состав оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;

д) почтовые адреса, адреса электронной почты, адреса официальных сайтов центра оценки квалификаций и совета по профессиональным квалификациям в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

е) адреса мест проведения профессионального экзамена;

ж) образец заявления соискателя о проведении профессионального экзамена;

з) настоящие Правила.

5. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

6. Лицо, за счет средств которого проводится профессиональный экзамен (соискатель, работодатель, иное физическое и (или) юридическое лицо), производит оплату услуг по проведению профессионального экзамена на основании заключенного между ним и центром оценки квалификаций договора о возмездном оказании услуг (далее — договор).

7. Для прохождения профессионального экзамена соискатель лично или через законного представителя представляет в центр оценки квалификаций на бумажном или электронном носителе комплект документов, включающий в себя (далее — комплект документов соискателя):

а) заявление о проведении профессионального экзамена с указанием квалификации, по которой он хочет пройти профессиональный экзамен, при этом в заявлении соискателем дается согласие на обработку его персональных данных, содержащихся в заявлении, а также в документах и материалах, прилагаемых к нему;

б) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность соискателя;

в) иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре сведений для проведения независимой оценки квалификации.

8. В целях обеспечения проведения профессионального экзамена центр оценки квалификаций осуществляет:

а) прием и регистрацию комплекта документов соискателя;

б) рассмотрение и информирование соискателя или законного представителя о результатах рассмотрения комплекта документов соискателя;

в) определение и согласование с соискателем или законным представителем даты, места и времени проведения профессионального экзамена;

г) проведение профессионального экзамена;

д) оформление результатов проведения профессионального экзамена;

е) оформление и выдачу соискателю или законному представителю свидетельства о квалификации (в случае получения соискателем неудовлетворительной оценки по итогам прохождения профессионального экзамена оформление и выдачу соискателю или законному представителю заключения о прохождении соискателем профессионального экзамена, включающего рекомендации для соискателя).

9. Центр оценки квалификаций в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов соискателя информирует соискателя или законного представителя способом, указанным в заявлении о проведении профессионального экзамена, о результатах рассмотрения заявления и комплекта документов соискателя и согласовывает с соискателем или законным представителем дату, место и время проведения профессионального экзамена, а также информирует соискателя или законного представителя о процедурах проведения профессионального экзамена.

В случае если профессиональный экзамен проводится по направлению работодателя, центр оценки квалификаций согласовывает с работодателем дату, место и время проведения профессионального экзамена.

В случае если соискателем или законным представителем представлен неполный комплект документов соискателя, центр оценки квалификаций информирует об этом соискателя или законного представителя.

10. Соискатель допускается к прохождению профессионального экзамена на основании документа, удостоверяющего личность.

11. Проведение профессионального экзамена осуществляется в соответствии с оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.

12. При проведении профессионального экзамена вправе присутствовать представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, совета по профессиональным квалификациям.

13. Соискатель, не явившийся на профессиональный экзамен, допускается к прохождению профессионального экзамена в случаях и на условиях, которые предусмотрены договором.

14. Профессиональный экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки, определенным оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации.

15. Результаты профессионального экзамена оформляются протоколом экспертной комиссии (далее — протокол).

Центр оценки квалификаций не позднее 7 календарных дней после завершения профессионального экзамена направляет протокол, копии комплектов документов соискателя и иные материалы профессионального экзамена в совет по профессиональным квалификациям.

16. Совет по профессиональным квалификациям на основании протокола, копий комплектов документов соискателя, результатов тестирования, фото- и видеоматериалов и иных материалов профессионального экзамена не позднее 14 календарных дней после завершения профессионального экзамена:

а) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации;

б) принимает решение о выдаче соискателю или законному представителю центром оценки квалификаций свидетельства о квалификации или заключения о прохождении профессионального экзамена;

в) направляет в автономную некоммерческую организацию «Национальное агентство развития квалификаций» для внесения в реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации информацию о свидетельствах о квалификации и заключениях о прохождении профессионального экзамена.

17. Центр оценки квалификаций на основании решения совета по профессиональным квалификациям по итогам прохождения соискателем профессионального экзамена не позднее 30 календарных дней после завершения профессионального экзамена оформляет и выдает соискателю или законному представителю свидетельство о квалификации (в случае получения соискателем неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена оформляет и выдает заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя) либо направляет свидетельство о квалификации (заключение о прохождении профессионального экзамена) по адресу соискателя, указанному в заявлении о проведении профессионального экзамена.

18. В случае если договором предусмотрено информирование лица, за счет средств которого проводился профессиональный экзамен (работодатель, иное физическое и (или) юридическое лицо), о результатах профессионального экзамена, центр оценки квалификаций направляет такому лицу в электронном виде копию свидетельства о квалификации (в случае выдачи указанного свидетельства) или копию заключения о прохождении профессионального экзамена соискателем (в случае выдачи указанного заключения).

Три месяца осталось до момента, когда подтверждать квалификацию, если того требует профессия, нужно будет обязательно путем независимой оценки. MarketMedia разбирался в вопросе вместе с Аллой Факторович, заместителем главы Национального агентства развития.
Прошло почти 6 лет с момента, когда профессиональные стандарты в России получили официальный статус, и три — когда появились правила их применения. В 2016 году уже после появления в Трудовом кодексе статьи о порядке применения профстандартов и вступления в силу закона «О независимой оценке квалификаций» работодатели все еще продолжали горячо обсуждать, касаются ли все эти новшества конкретно их.
Независимая оценка — это процедура, в ходе которой проверяется, соответствует ли квалификация действующего или потенциального работника профессиональному стандарту или квалификационным требованиям, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Сегодня в реестре Минтруда значится 1221 действующий профстандарт (и работа над его пополнением продолжается), работают 343 центра оценки квалификации и 681 экзаменационная площадка в 68 регионах страны. И тем не менее вопросы остаются. На некоторые из них по просьбе MarketMedia ответила Алла Факторович, заместитель главы Национального агентства развития квалификаций, которое и призвано помогать всем участникам процесса под названием «национальная система квалификаций». Она рассказала о том, как обстоят дела с системой оценки квалификаций в розничной торговле и общепите, обязательна или нет эта оценка, влияет ли она на зарплаты работников и во сколько обходится работодателю.

— Алла Аркадьевна, с 1 июля 2019 года в России аттестация сотрудников путем независимой оценки квалификации становится обязательной. Как сегодня обстоят дела с системой оценки квалификации в общепите и розничной торговле?

— Есть совет по профессиональным квалификациям в сфере гостеприимства. Это совет, который был создан одним из первых. Совет координирует разработку профессиональных стандартов, формирует систему квалификаций на их основе и организует оценку квалификации. Возможность подтвердить свою квалификацию для работников в сфере ресторанного бизнеса, гостеприимства есть. Выделен ряд квалификаций, сведения о которых размещены в реестре. Его ведет Национальное агентство развития квалификаций. Мы сейчас работаем над тем, чтобы этот реестр был удобен для разных пользователей, каждый мог узнать, ведется ли оценка по его квалификации, где расположен ближайший центр оценки квалификации, как подать заявление для прохождения профессионального экзамена.

Что касается розничной торговли, здесь иная ситуация. Совета по професиональным квалификациям, который мог бы вести всю работу, взять на себя ответственность за развитие квалификаций в отрасли, пока нет. Очевидно, что вне совета, вне заявленной профессиональной позиции — а это должна быть консолидированная позиция профессионального сообщества — развивать систему квалификаций и их признания затруднительно.

— Почему до сих пор нет такого совета?

— Возможно, это связано с особенностями отраслевой структуры, преобладанием малого или среднего бизнеса. Выработать единую позицию в таких условиях сложнее, как и определить тех, кто станет «голосом отрасли», возьмет на себя ответственность за ее развитие, будет референтным и авторитетным для всех работодателей.

— То есть многое зависит от профессионального сообщества, насколько умеют договариваться между собой его участники?

— Совершенно верно. Я бы добавила: насколько оно заинтересовано в развитии квалификаций, понимает значение всей этой системы.

— Возможно, не все спешат включиться в систему, поскольку это необязательная вещь.

— Формулировки «необязательно» мы нигде не увидим. Главный законодательный акт, который регламентирует независимую оценку квалификаций (НОК), — это одноименный закон. Ни слова в этом законе о добровольности нет. Речь идет о том, что НОК осуществляется либо по направлению работодателя, либо по инициативе самого работника. Наша позиция состоит в том, что если квалификация не подтверждена работником, то ее как таковой и нет. Подтверждение квалификации — это защищенность не только для работника, но и для всех тех, кто так или иначе зависит от качества его труда. То есть комфорт, благополучие, безопасность любого из нас как потребителя товаров или услуг зависит от того, кто их нам предоставляет, от уровня его квалификации. Думаю, ценность квалификации не нуждается в доказательствах, это своего рода аксиома. Оценка ее должна проводиться публично, прозрачно, объективно, в случае успеха завершаться получением документа, который вызывает доверие и работодателей, и граждан в целом. Мнение о том, что оценка квалификаций необязательна, на мой взгляд, — результат неточной интерпретации нормы закона.

— В 2016 году я делала запрос в Минтруд, в котором интересовалась, должна ли я как работник при приеме на работу предоставлять свидетельство о подтверждении квалификации и могут ли мне отказать в работе, если у меня нет такого свидетельства? Мне ответили, что «оценка квалификации является добровольной для работников и работодателей и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу».

— В 2016 году закон был принят, но вступил в силу с января 2017 года. Возможно, с этим и был связан такой ответ. В целом еще раз подчеркну, что подтверждение квалификации — это инструмент, который помогает отличить профессионала от дилетанта. В данном случае дилемма «обязательно — необязательно» кажется казуистикой, особенно если мы говорим о так называемых регулируемых профессиях, для которых законодательно установлены требования к квалификации.

— Что значит регулируемые?

— Это те профессии, для которых нормативно правовыми актами установлена обязательность наличия квалификации как допуск к профессиональной деятельности. Например, в законе «Об образовании» фиксируется, что к образовательной деятельности допускаются только те, у кого есть соответствующая (педагогическая) квалификация. Так же, как и в здравоохранении, могут работать только те, у кого есть подтвержденная квалификация.

— С учителями и врачами понятно. А остальные?

— Есть целый ряд других профессий, на которые распространяются те же правила. Кроме того, обязательность подтверждения квалификации может регламентироваться отраслевыми соглашениями. Например, самый высокий процент независимой оценки квалификации на сегодня — в лифтовой отрасли. Почему? В этой сфере было заключено федеральное тарифное соглашение, в соответствии с ним обязательным допуском к профессиональной деятельности стало наличие свидетельства о квалификации. Такое решение продиктовано прежде всего желанием предотвратить трагические события, когда ценой непрофессионализма, отсутствия необходимой квалификации становится человеческая жизнь. Совет по профессиональным квалификациям жилищно-коммунального хозяйства также планирует использовать инструмент отраслевого соглашения для развития независимой оценки квалификации. Не всегда нужно эксплуатировать административные ресурсы, гораздо важнее проявление осознанной, а не вынужденной позиции профессионального сообщества, понимание того, что мы зависим от качества работы других людей и должны предпринимать шаги, чтобы этим качеством управлять в интересах людей.

— Но независимая оценка — это дополнительные затраты для работодателя и для работника.

— Да, это стоит денег. Но есть инструменты компенсации расходов. Работодатель, направляющий своих работников на независимую оценку квалификации, в соответствии с Налоговым кодексом, освобождается от обложения НДФЛ суммы платы за профессиональный экзамен. Ведется работа по распространению этой нормы не только на работников, но и на соискателей вакансий, тех, кто только претендует на то или иное рабочее место. Затраты, которые несет физическое лицо, могут быть возвращены через налоговый вычет. Кроме того, есть и «скрытая» компенсация. Например, соискатель той или иной позиции предъявляет свое резюме, однако оно не гарантирует, что все, что в нем содержится, правда. И фактически работодатель, даже самый проницательный и опытный в вопросах подбора персонала, рискует получить «кота в мешке». Это может потом вылиться в существенные затраты, связанные либо с дополнительным обучением сотрудника, либо с возмещением того ущерба, который он может принести компании, не будучи квалифицированным специалистом. Так что плата за дефицит квалификации может быть в разы выше тех трат, которые идут на оценку квалификации.

Естественно, стимулом к тому, чтобы оценивать и подтверждать квалификацию работников (в том числе потенциальных), является потребность работодателя в квалифицированных кадрах, от которых зависит состоятельность и успешность компании, ее производительность, прибыль, конкурентоспособность. Инструменты НОК — это своего рода гарантия выполнения работ на профессиональном уровне и позиционирования себя как надежного поставщика, что важно, например, и в случае участия в тендерах.

Отдельная тема — выпускники вузов и колледжей. В их дипломах часто записаны квалификации, которые непонятны работодателю. Это делает уязвимыми молодых людей и вызывает недоверие со стороны работодателей. Если наряду с дипломом они смогут предъявить свидетельство о квалификации, их позиция на рынке труда станет увереннее.

Важно помнить
Если требования к оценке уровня квалификации специалистов прописаны в законе, значит, являются обязательными. И подтверждать квалификацию с 1 июля 2019 года можно только через Центр оценки квалификаций. Сегодня в РФ действует 343 таких центра, в том числе в области строительства, гостеприимства (общепит), в сфере безопасности труда, офисной и вспомогательной административной работы.
Оценка квалификации может быть проведена по инициативе либо работника (за счет его собственных средств или средств иных физических (юридических) лиц, либо работодателя (за счет средств компании). При этом порядок направления сотрудников на прохождение независимой оценки квалификации должен быть закреплен в коллективном договоре или трудовом договоре с работником.

— Учитывая, что предусмотрено девять уровней квалификаций, вероятно, это должно как-то коррелироваться с зарплатами. То есть чем выше квалификация, тем выше зарплата, и, как только человек подтверждает рост квалификации, зарплата у него тоже должна расти. К тому же об этом говорится в Трудовом кодексе РФ (ст. 129 и 132).

— Уровень квалификации всегда связан с уровнем ответственности и самостоятельности решений, сложностью работ и обеспечивающих их знаний и умений. Соответственно, более высокая квалификация предполагает и более высокую оплату труда. Наличие свидетельства о квалификации, несомненно, должно приносить определенные бонусы и работодателю, у которого много людей с подтвержденной квалификацией, и работнику, имеющему такое свидетельство.

— Сегодня единственным подтверждением того, что человек имеет отношение к той или иной профессиональной деятельности, считается диплом. При этом в системе квалификации диплом лишь одна из составляющих, подтверждающих квалификацию. Как увязаны эти вещи между собой?

— Сегодня в среднем профессиональном образовании упор делается на проведении таких экзаменов, которые моделировали бы профессиональную деятельность. Там достаточно прикладные квалификации, и если, например, эта образовательная программа уже разработана с учетом профессионального стандарта, то закономерным завершением такой программы могла бы стать независимая оценка квалификации. В этом году Национальным агентством был запущен пилотный вариант для выпускников по совмещению государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации. Те, кто успешно сдал профессиональный экзамен, получили два документа — диплом об образовании и свидетельство о квалификации. По результатам проекта нами были подготовлены предложения по изменениям в законодательство, которые сделали бы безбарьерным вход молодых людей в профессию. Эти предложения были рассмотрены и поддержаны Экспертным советом по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению комитета по образованию и науке Государственной думы РФ, очередное заседание которого прошло на площадке Национального агентства.

— Могут ли сосуществовать внутренняя аттестация в компании и НОК?

— Работодатель может засчитывать результаты независимой оценки квалификации при проведении внутренней аттестации, прописав это в локальных нормативных актах.

— Как в идеале должна работать все система, начиная с профессиональных стандартов и заканчивая профессиональным экзаменом?

— Как и любая система, она должна работать слаженно и эффективно. Должна быть удобной, понятной, полезной для всех заинтересованных сторон. Специальности и профессии, по которым ведется обучение в колледжах и вузах, сопряжены с квалификациями, востребованными рынком труда. Образовательные стандарты и образовательные программы разрабатываются на основании профессиональных стандартов. По завершении обучения выпускники получают документ об образовании и свидетельство о квалификации. Развивается инфраструктура и практики оценки и признания квалификаций, приобретенных неформальным путем. И работники, и работодатели понимают и используют преимущества подтвержденной квалификации.

Инструкция: как действовать, чтобы подтвердить квалификацию

  • Определить подтверждаемую квалификацию.
  • Выяснить, утвержден ли соответствующий профессиональный стандарт (реестр профессиональных стандартов размещен на сайте Минтруда России).
  • Выбрать центр оценки квалификации.
  • Подать заявление в центр оценки квалификации с приложением необходимых документов и оплатить прохождение профессионального экзамена.
  • Сдать экзамен и получить свидетельство о квалификации либо заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.
  • Если работник не соответствует профессиональному стандарту, уволить его нельзя. Тогда нужно провести мероприятия по внедрению профессиональных стандартов. Одним из этапов внедрения профессионального стандарта является доведение квалификаций, знаний и умений работников до уровня, заявленного в стандарте. После это можно провести аттестацию работника. В случае неудовлетворительных результатов по итогам аттестации можно расторгнуть трудовой договор с работником на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» (238-ФЗ) регулируются отношения, что возникают во время проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, которые претендуют на осуществление определённого вида трудовой деятельности.

В 238-ФЗ «О независимой оценке квалицификации» регламентированы правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников и лиц, претендующих на осуществление определённого вида трудовой деятельности. Также в законе определяется правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.

Данный ФЗ «О независимой оценке квалицификации» (238-ФЗ) не регулируются порядок оценки квалификации работников, если их деятельность связана выполнением работ с вредными или опасными условиями труда. Закон также не распространяется на граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

В ФЗ «О независимой оценке квалификации» обозначен порядок проведения независимой оценки, участники системы независимой оценки квалификации, полномочия Национального агентства развития квалификаций, Совета по профессиональным квалификациям, полномочия органа исполнительной власти и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *