Закон о торговле

Торговля на территории России должна подчиняться сразу нескольким нормативно-правовым актам: это федеральные законы, СанПИны и пр. Среди них особое место принадлежит Закону «О защите прав потребителей» и «Постановлению Правительства №55» (в профессиональной среде также именуемое как Правила торговли).

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Постановление Правительства №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену» было принято в 1998 году. Так как этот документ весьма старый (ему более 20 лет), то в него регулярно вносятся поправки и изменения с учетом меняющейся рыночной ситуации. Последние из них были датированы маем 2018 года.

Данное Постановление Правительства №55 – это весьма важный документ, который предписывает магазинам правила продажи и нормы обслуживания покупателей. Он дополняет закон «О защите прав потребителей» в части розничной торговли.

Последние изменения регламентировали правила дистанционной торговли и ввели такое понятие, как разносная торговля. Это такой вид торговых операций, при которых человек может ознакомиться с товарами за пределами магазина и торговой точки.

В течение 2016-2017 годов в Постановление Правительства №55 также вносились правки. Так, в это время был откорректирован перечень технически сложных товаров, которые покупатель не может заменить на аналогичные: сюда дополнительно включили смарт-часы (часы с несколькими функциями). Также ИП разрешили не ставить печать в бейджике продавца и документах (если она отсутствует у предпринимателя).

В Постановлении прописаны правила торговли для различных групп товаров:

  • текстиль;
  • технически сложные изделия;
  • парфюмерия и косметика;
  • столы;
  • ювелирные изделия;
  • стулья;
  • лекарства;
  • стройматериалы;
  • пестициды;
  • авто-и мототехника и пр.

Розничная торговля имеет такую особенность, что покупателем в данном случае становится физлицо, приобретающее что-либо для удовлетворения собственных потребностей (не для перепродажи).

Помимо указанного Постановления, торговля в России регулируется такими документами, как:

  • Закон «О защите прав потребителей»;
  • Гражданский кодекс;
  • ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»;
  • ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»;
  • СанПин 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»;
  • СанПин 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».

Информация для покупателя

Информация, которая должна быть доведена до покупателя, обязательно имеет русскую версию и по желанию продавца – аналог на языке субъекта РФ.

В магазинах должным образом следует оформить уголок покупателя.

В уголке потребителя должна быть книга отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию. Кроме книги отзывов, в каждой торговой точке должны находиться «Правила продажи отдельных видов товаров…» для всеобщего ознакомления.

Каждый желающий должен иметь возможность прочитать положения данного закона, если необходимо. Согласно КоАП, отсутствие указанных моментов является административно наказуемым.

В уголке потребителя (обычно это специальный стенд) продавец должен донести до покупателя сведения о наименовании организации, ее юридическом и фактическом адресе, а также данные о госрегистрации в качестве физического или юридического лица и наименование регистрирующего органа.

Также у торговой точки в обязательном порядке должна быть вывеска с названием владельца (компании или ИП).

Организация работы в магазине

Правила работы торговой точки несколько отличаются для непродовольственных (тех, которые не допускается употреблять в пищу) и продовольственных товаров. Так, в отношении непродовольственных товаров ключевыми правилами являются следующие.

Покупателю должны быть доступны:

  • данные о названии торговой точки и ее адресе;
  • информация о времени открытия и закрытия магазина (режим работы устанавливается по усмотрению государственных органов власти или владельцев магазина; если магазин закрывается на ремонт, то сроки его начала и окончания должны быть доведены до потребителей);
  • сведения о перерыве;
  • указатели и вывески на входе в магазин и внутри;
  • на продавцах должны быть бейджики с их именами и наименованием торговой точки;
  • ценники на товары;
  • на товары должны быть в наличии сертификаты качества и сопроводительные документы.

В магазине должны соблюдаться нормы СанПина, пожарной и экологической безопасности, а также Закона о защите прав потребителей. Эти нормативно-правовые акты должны находиться в свободном доступе для покупателей.

Продуктовые магазины должны придерживаться следующих общих правил:

  • продавать только качественные товары;
  • хранить их с учетом установленных правил;
  • учитывать санитарные нормы (например, по температуре хранения и срокам продажи).

Отметим наиболее важные требования к тому, как должна быть организована торговля продуктами питания по закону:

  1. Торговая точка должна иметь обязательную регистрацию в ФНС.
  2. У нее должно быть свое название, направление работы и пр.
  3. Она должна соблюдать базовые условия обслуживания покупателей: иметь кассовую технику, контрольные весы, уголок потребителя и пр.
  4. Продукты должны быть выложены так, чтобы покупатель мог свободно ознакомиться с товаром и ценой на него.
  5. Товары должны быть отсортированы по типу хранения в соответствии с определенной температурой.
  6. У работников должна быть санитарная книжка.
  7. Продавцам запрещено носить распущенные волосы.
  8. Продукция должна продаваться в течение срока годности и иметь неповрежденный вид.

Отдельные требования установлены к месту торговли и санитарно-гигиеническим правилам.

Так, санитарные нормы, которые регулируют работу продуктового магазина, регламентируют все вплоть до размещения торговой точки, ее планировки, оборудования, выкладки товара и пр. Перед вводом в эксплуатацию магазина нужно получить разрешение Роспотребнадзора.

В магазине должен быть доступ к воде, исправная вентиляция, зона для обработки инвентаря. Под окнами многоэтажек запрещена разгрузка товаров и завоз товаров ночью (если магазин находится в жилом доме).

Также сотрудники магазина должны регулярно уничтожать мух, тараканов и грызунов.

Если магазин продает подакцизные товары, то он должен иметь соответствующую лицензию.

Требования к продуктовым магазинам есть не только в части хранения продуктов с учетом температуры, но и соблюдения товарного соседства. Должны быть предусмотрены отдельные полки для сухих товаров (круп, макарон), свежих овощей и фруктов, хлеба, гастрономии и пр.

Что касается температурного режима, то свежее молоко должно продаваться в холодильниках с температурой от 0 до 8 градусов, мясо – от 0 до 8, рыба – от 0 до 8, полуфабрикаты – от 0 до 8, замороженные товары – минус 15, пельмени – ниже минус 18 градусов.

В магазинах должны быть созданы условия для передвижения инвалидов (пандусы и широкие проходы), холодильники должны обладать сертификатами соответствия. Торговый зал и вход должны быть безопасны для посетителей. Касса и весы в торговом зале должны быть исправны. Холодильники и кондиционеры не должны сильно шуметь.

Сведения о товарах

Согласно правилам торговли, каждый реализуемый товар должен иметь маркировку. Это значит, что покупатель должен иметь возможность ознакомиться на упаковке товара с его наименованием, адресом и страной производителя и прочими техническими параметрами, которые важны для данного конкретного товара. При этом многие производители шифруют данные сведения при помощи штрих-кода, что не запрещено на законодательном уровне.

При этом единых требований по вопросу того, что должно содержаться в маркировке, пока нет. С одной стороны, производителю нужно придерживаться определенных регламентов, а с другой – включать сюда данные по своему усмотрению.

Единые требования к маркировке разработаны пока только для отдельных групп товаров. Они прописываются в специальных нормативных правилах. Например, для парфюма и косметики требования к маркировке содержатся в ТР ТС 00 9/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».

Согласно правилам торговли, продавец может реализовывать только те товары, на которых читается маркировка. При этом в зону его ответственности подпадает и необходимость контроля, чтобы свойства, указанные на товаре, соответствовали реальным.

Например, если производитель нанес на товар неверные сведения о стране производства, за данную ошибку могут привлечь к ответственности продавца.

Наиболее строгие требования к маркировке действуют в отношении подакцизных товаров: крепкий алкоголь и сигареты, горюче-смазочные изделия. При маркировке алкоголя марка должна приклеиваться так, чтобы бутылку невозможно было вскрыть без ее повреждения.

Реализация алкоголя с поврежденной маркой грозит магазину серьезным штрафом и дополнительной проверкой.

Также достаточно строго маркируются диски с фильмами и музыкой, на которых должны содержаться сведения об авторских правах.

От продуктового магазина требуется, чтобы название товара было читабельно, на этикетке должно стоять наименование производителя. Магазин должен иметь документы, подтверждающие качество продукции.

Покупатель должен иметь доступ к сведениям о сроках годности товаров, их цене, наличии дефекта или о том, что срок годности подходит к концу.

По требованию потребителя продавец обязан передать покупателю:

  1. Сертификат или декларацию соответствия.
  2. Копию сертификата, заверенную держателем подлинника.
  3. Товарно-сопроводительные документы, полученные от поставщика.

При продаже меховых и кожаных изделий, обуви и некоторых других товаров у продавца на руках должно быть подтверждение того, что добыча сырья для них была произведена с учетом требований законодательства.

Продавец должен быть готов предоставить иную информацию о товарах, которая предусмотрена федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.

Что касается ценников, то действуют следующие правила и нормы их оформления. На ценники должны быть:

  1. Название и цена товара.
  2. Вес – на фасованных в магазине товарах.
  3. Наименование магазина.

Они должны иметь единую форму и содержать четкие цифры. Закон не запрещает указывать на ценнике две цены: для рядовых покупателей и для имеющих карты лояльности.

Иные аспекты

Отдельно стоит остановиться о том, какие документы должен выдать продавец при продаже. Стоит учесть, что раньше покупатель мог предъявить какие-либо претензии продавцу только при наличии чека. Сегодня такое требование было упразднено. Факт покупки допускается доказать через показания свидетелей, сведений из памяти онлайн-кассы или данными с камеры видеонаблюдения.

При этом основные сведения, которые должен содержать в себе выдаваемый покупателю чек, включает в себя (согласно нормам 54-ФЗ):

  • ИНН;
  • имя юрлица или предпринимателя;
  • номер чека и кассового аппарата;
  • время и дата реализации.

В некоторых ситуациях на продавца накладывают обязанность выдать не только кассовый, но и товарный чек. Например, если в кассовом чеке нет указания на полное наименование реализуемых товаров (например, на их сорт или вид, позволяющие его четко идентифицировать).

В Законе «О защите прав потребителей» указано, что товарный чек выдается по первому требованию покупателя.

Продавцы обязаны придерживаться правил Закона «О защите прав потребителей» при возврате товаров. Так, покупатели вправе вернуть непродовольственные товары надлежащего качества в течение 14 дней. Товар не должен иметь следов эксплуатации, у него должна быть целая упаковка.

При этом есть определенные товары, возврат которых запрещен: это лекарства, парфюмерия, текстиль, ювелирные украшения и пр.

За нарушение правил торговли продавцам грозит административная ответственность. В частности, штраф 3000 р. для ИП при нарушении правил продажи продуктов, для компании он составляет 30000 р. Если в магазине находиться небезопасно, то Роспотребнадзор может закрыть его на 90 суток.

Таким образом, торговые операции в России четко регламентируются, что связано с особой важностью данной сферы для россиян. Одними из наиболее важных нормативно-правовых актов в области торговли являются Закон «О защите прав потребителей» и Постановление Правительства №55. В Правилах торговли представлено 20 разделов, в которых есть сведения об общих вопросах торговли: какая информация должна быть донесена до потребителя, каких правил должна придерживаться торговая точка при организации работы, какие сведения о товаре должны быть предоставлены для потребителя и пр. Также здесь прописаны особенности торговли отдельными видами товаров (по каждой товарной группе по отдельности).

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПОСТАВКАХ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

Принят

Государственной Думой

10 ноября 1994 года

Одобрен

Советом Федерации

Настоящий Федеральный закон устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг (далее — продукция) для федеральных государственных нужд организациями независимо от форм собственности, а также основы обеспечения охраны продукции, поставляемой по государственному контракту, объектов, предназначенных для добычи, переработки, транспортирования, хранения такой продукции, иного необходимого для выполнения государственных контрактов имущества.

Статья 1. Поставки продукции для федеральных государственных нужд

1. Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 02.02.2006 N 19-ФЗ.

Поставки продукции для федеральных государственных нужд обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей.

Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее — федеральные целевые программы), и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.

В целях обеспечения решения особо важных общегосударственных задач федеральным целевым программам может присваиваться статус президентских программ, инициатором которых является Президент Российской Федерации.

2. Поставки продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:

создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;

поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;

обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;

реализации федеральных целевых программ;

обеспечения иных федеральных государственных нужд.

3. Потребности субъектов Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ (поставки продукции для региональных нужд), определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами и положениями настоящего Федерального закона.

Поставки продукции для региональных нужд обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, привлекаемых ими для этих целей.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

4. Отношения, возникающие в связи с закупками и поставками сельскохозяйственной продукции и продовольствия для федеральных государственных нужд, регулируются специальным законом.

Статья 2. Основные принципы разработки и реализации федеральных целевых программ

1. Разработка федеральных целевых программ организуется федеральными органами исполнительной власти, а также Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос».

Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ определяется Правительством Российской Федерации.

2. При разработке федеральных целевых программ необходимо предусматривать:

решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других важнейших задач;

согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;

комплексность и экономическую безопасность разрабатываемых мероприятий;

согласованность решения федеральных и региональных задач;

достижение требуемого конечного результата в установленные сроки.

Статья 3. Формирование и размещение заказов на поставки продукции для федеральных государственных нужд

1. Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд Правительство Российской Федерации утверждает государственных заказчиков.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 02.02.2006 N 19-ФЗ.

Заказы на выполнение федеральных целевых программ, закупку и поставку продукции для обеспечения федеральных государственных нужд размещаются на предприятиях, в организациях и учреждениях (поставщиках) посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 02.02.2006 N 19-ФЗ.

2. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за реализацию федеральных целевых программ и обеспечение федеральных государственных нужд.

Правительство Российской Федерации предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета.

3. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта.

Государственным контрактом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 02.02.2006 N 19-ФЗ.

4. Продукция, поставляемая по государственному контракту, должна соответствовать наряду с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, требованиям государственного заказчика, определенным в государственном контракте.

5. Государственные заказчики обеспечивают, исходя из интересов государства, размещение заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 06.05.1999 N 97-ФЗ.

7. Для федеральных казенных предприятий Правительство Российской Федерации может в необходимых случаях вводить режим обязательного заключения государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд.

Статья 4. Стимулирование выполнения поставок продукции для федеральных государственных нужд

1. В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для федеральных государственных нужд им могут предоставляться социальные гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

2. В целях экономического стимулирования поставщиков, осуществляющих поставки продукции для поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации, по важнейшим видам материально-технических ресурсов предприятиям-изготовителям этих ресурсов могут устанавливаться специальные квоты (государственное бронирование) по обязательной продаже указанных ресурсов государственным заказчикам и поставщикам.

Порядок определения перечня и объемов материально-технических ресурсов, подлежащих государственному бронированию, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 4.1. Обеспечение охраны объектов топливно-энергетического комплекса, предназначенных для добычи, переработки, транспортировки, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, и имущества, необходимого для выполнения государственного контракта

Охрана объектов топливно-энергетического комплекса, предназначенных для добычи, переработки, транспортировки, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, и имущества, необходимого для выполнения государственного контракта, принадлежащих на праве собственности организации — собственнику Единой системы газоснабжения и (или) ее дочерним обществам, либо стратегическому акционерному обществу, осуществляющему управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, и (или) акционерным обществам, более 50 процентов голосующих акций (долей в уставном капитале) которых находится в собственности этого стратегического акционерного общества или его дочерних обществ, либо стратегическому акционерному обществу, ведущему деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья, и (или) его дочерним обществам, обеспечивается ведомственной охраной, создаваемой соответственно организацией — собственником Единой системы газоснабжения, либо стратегическим акционерным обществом, осуществляющим управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, либо стратегическим акционерным обществом, ведущим деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья.

Статья 5. Ответственность за неисполнение государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд

1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательств, предусмотренных государственным контрактом, эта сторона:

возмещает другой стороне причиненные в результате этого убытки;

несет иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и государственным контрактом.

2. Поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства.

При необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случаях, когда обязательность заключения контракта установлена настоящим Федеральным законом, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта.

3. Продукция, не соответствующая требованиям, указанным в пункте 4 статьи 3 настоящего Федерального закона, а также некомплектная продукция считается непоставленной.

4. Государственный заказчик вправе отказаться (полностью или частично):

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 02.02.2006 N 19-ФЗ;

от оплаты продукции, не соответствующей требованиям, установленным законодательством для определения качества продукции или государственным контрактом.

5. Споры, возникающие между государственным заказчиком и поставщиком при заключении, изменении, расторжении и выполнении государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд, а также о возмещении понесенных убытков, рассматриваются в установленном законодательством порядке арбитражным судом.

Статья 6. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона

1. Ввести в действие настоящий Федеральный закон со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившими силу Закон Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 года (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 27, ст. 1558) и Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 года (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 27, ст. 1559).

3. Правительству Российской Федерации в двухмесячный срок:

привести в соответствие с настоящим Федеральным законом принятые им нормативные правовые акты;

обеспечить отмену министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти их нормативных актов, противоречащих настоящему Федеральному закону.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

13 декабря 1994 года

N 60-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 60-ФЗ О поставках продукции для федеральных государственных нужд

<Письмо> Минэкономразвития России от 10.02.2017 N 3391-ЕЕ/Д17и «О представлении предложений по определению бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2018 — 2020 годы, в части ФЦП и ФАИП» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке предложений по формированию бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов на реализацию федеральных целевых программ, а также бюджетных ассигнований в объекты капитального строительства федеральной адресной инвестиционной программы, не включенные в федеральные целевые программы»)

— Федерального закона от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;

— Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 594 (ред. от 24.06.2020) «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (вместе с «Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», «Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд», «Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд»)

Во исполнение Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», а также в целях создания условий для обеспечения закупок для федеральных государственных нужд Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Поставки продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:

Приказ Минсельхоза России от 17.05.2016 N 185 (ред. от 28.12.2016) Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, в том числе за соблюдением требований к качеству и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, ввозе (вывозе) на территорию Таможенного союза, а также при поставке (закладке) зерна и крупы в государственный резерв, их хранении в составе государственного резерва и транспортировке

Приказ Росстандарта от 19.01.2016 N 20 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими центрального аппарата и межрегиональных территориальных управлений Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии»

0.10. Федеральный закон Российской Федерации от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;

0.11. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

Приказ Росархива от 04.12.2015 N 150-к «О квалификационных требованиях, предъявляемых государственным гражданским служащим Федерального архивного агентства» (вместе с «Дополнительными квалификационными требованиями, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по должностям государственной гражданской службы Федерального архивного агентства, с учетом специализации профессиональной служебной деятельности») (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2015 N 40439)

Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;

Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 N 1056 (ред. от 04.09.2012) «О мерах по реализации статьи 4.1 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (вместе с «Правилами утверждения перечней объектов, которые предназначены для добычи, переработки, транспортирования, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, и при охране которых используются гражданское и служебное оружие и специальные средства»)

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые:

Правила утверждения перечней объектов, которые предназначены для добычи, переработки, транспортирования, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, и при охране которых используются гражданское и служебное оружие и специальные средства;

Приказ Министра обороны РФ от 29.01.2007 N 43 Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по оборонному заказу государственной функции по ведению в установленном Порядке реестра заключенных государственных контрактов (договоров) по государственному оборонному заказу

«Методические рекомендации по признанию результатов интеллектуальной деятельности единой технологией» (утв. Минобрнауки РФ 01.04.2010)

Государственный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (далее также — государственный контракт либо контракт) — договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд (Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»); государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта, контрактом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. (Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».)

<Письмо> Минздравсоцразвития РФ от 02.08.2006 N 4100-РХ <О порядке приема и эксплуатации медицинского оборудования, поставляемого в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения>

Продукция, не соответствующая обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым государственным контрактом, а также некомплектная продукция считается не поставленной в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

Федеральный закон от 24.07.2007 N 222-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и статью 12 Федерального закона «Об оружии»

2) часть третью после слов «, а также иные юридические лица с особыми уставными задачами, за исключением частных охранных предприятий и служб безопасности организаций,» дополнить словами «стратегических предприятий, стратегических акционерных обществ, их дочерних обществ, осуществляющих эксплуатацию магистральных нефтепроводов и являющихся их собственниками, и организации — собственника Единой системы газоснабжения,», дополнить предложением следующего содержания: «Указанные стратегические предприятия, стратегические акционерные общества, их дочерние общества в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1994 года N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации имеют право приобретать в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для юридических лиц с особыми уставными задачами, отдельные типы и модели гражданского и служебного оружия и специальных средств для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей, связанных с обеспечением охраны продукции, поставляемой по государственному контракту, объектов, предназначенных для добычи, переработки, транспортирования, хранения такой продукции, иного необходимого для выполнения государственных контрактов имущества.».

Закрепляются основы государственного регулирования торговой деятельности в России.

Крупнейшим продовольственным сетям запрещено приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади. Речь идет о торговых сетях, порог доминирования которых на розничном рынке в границах региона, муниципального района или городского округа превышает 25%. При этом не разрешается приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади только в границах соответствующего административно-территориального образования. Запрет не распространяется на сельхозпотребкооперативы и организации потребительской кооперации.

Закреплен перечень условий, которые поставщики продовольственных товаров и их покупатели (торговые сети) не могут навязывать друг другу. В частности, это условия о снижении поставщиками цены на товар до уровня, который при установлении торговой надбавки (наценки) не превысит минимальную цену продажи такого товара хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность; о внесении платы за изменение ассортимента товаров. Не могут навязываться положения об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на условиях, лучших, чем для других хозяйствующих субъектов; о внесении поставщиками платы за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть. Запрещена оптовая торговля с использованием договора комиссии.

Не допускаются запрет на перемену лиц по договору поставки продовольствия путем уступки требования и ответственность за несоблюдение этого правила.

В цену договора поставки продовольственных товаров разрешено включать вознаграждения (премии) или скидки, выплачиваемые (предоставляемые) покупателю поставщиком в связи с приобретением определенного количества товара. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных товаров. Нельзя включать в цену договора иные виды вознаграждения.

Установлены сроки оплаты поставок некоторых продовольственных товаров. Так, для продуктов питания сроком годности до 10 дней срок оплаты составляет до 10 рабочих дней с момента приемки товара, для продуктов сроком годности до 30 дней — до 30 календарных дней, для остальных продуктов, в том числе алкоголя, — до 45 календарных дней.

Предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование региональных торговых реестров.

Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г. Договоры поставки продовольствия, заключенные ранее, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней со дня вступления в силу Федерального закона.

Простыми словами 16 мая 2016 Г. 12:38,

Закон «О торговле» был принят еще в 2009 году, но с тех пор его постоянно пытаются изменить. Недавняя новость о планах повысить допустимую премию торговым сетям до 5% и не ограничивать стоимость логистических услуг вызвала споры вокруг этой инициативы. Между тем, не все знают что такое сам закон «О торговле» и что он регулирует. Milknews рассказывает об этом в рубрике «Простыми словами».
О субсидиях читайте в нашем первом выпуске серии о господдержке молочной отрасли, о капексах можно узнать во второй части.

Оглавление Что такое закон «О торговле»? Зачем нужен закон «О торговле»? Какие термины определяет закон? Что нельзя делать ритейлерам? Что закон требует от поставщиков? Что хотят изменить? Почему это плохо?

Что такое закон «О торговле»?
Это документ, который определяет понятия торговли, розницы и оптовых продаж, торговой сети, продовольственных товаров и разделяет торговые помещения на стационарные и нестационарные.
Он был принят в конце декабря 2009 года и с тех пор менялся и дополнялся.
Зачем нужен закон «О торговле»?
Помимо того, что он определяет, что такое собственно говоря сама торговля (бизнес, связанный с покупкой и продажей товаров) и сети (два и более магазина или торговых точки под общим управлением) и многое другое, он регулирует саму отрасль.
Например, он определяет права поставщиков и ритейла, разграничивает полномочия региональных и федеральных властей в контроле над торговлей и взаимоотношения между властью, бизнесом и поставщиков с торговлей.
При этом закон никак не касается внешней торговли, организации торгов и финансовых операций.
Какие термины определяет закон?

Торговля – это деятельность, связанная с покупкой и продажей товаров;
Торговая сеть – это два или более объектов с одним владельцем;
Вознаграждение (в отрасли широко применяется термин ретробонус) — это плата за оборот и продвижение товара. Также может называться ретро-скидкой. Заграницей это называют рибейт (rebate). При этом ретробонус может быть выплачен поставщиком в самом разном качестве. Чаще всего это опцион, поставка каких-то товаров или части партии бесплатно или банально выплата деньгами, что всегда означает возврат части стоимости товара поставщиком торговой сети.
В самом законе определение прописано расплывчато: «Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров»;
Продовольственные товары – это, грубо говоря, вся еда и питье, а также пищевые и биологически активные добавки;
Торговый объект – это место, где лежат товары и есть возможность их приобрести. Это может быть как все здание, так и его часть;
Стационарный торговый объект – это, если упростить, капитальное здание с фундаментом. В законе определяется как «торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения»;
Нестационарный торговый объект – это временное сооружение, не связанное «прочно с земельным участком». Подключение к инженерным сетям роли в определении стационарности не играет.
Что нельзя делать ритейлерам?
Закон ограничивает их максимальную долю в каждом регионе. Так, если у какой-то компании, владеющей торговыми сетями в любом регионе (включая Москву и Санкт-Петербург) больше 25% рынка в денежном выражении, ей нельзя брать в аренду или покупать новые помещения для торговли. Если быть точным, в законе эта граница определяется как «двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации».
Кроме того, в законе прописан максимальный размер ретробонуса (вознаграждения) торговым сетям – 10% от цены приобретенных товаров в договоре. Ретробонусы запрещены для социально значимых товаров. Их перечень определен в постановлении правительства №530 от 15 июля 2010. Туда входят мясо кур, пастеризованное молоко (но только 2,5-3,2% жирности), хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной муки и ее смеси с пшеничной со сроком годности менее 10 дней.
Установлены максимальные сроки оплаты за товар поставщикам. Они зависят от сроков годности. Если он менее 10 дней, то поставщик должен получить свои деньги не позднее чем 10 рабочих дней со дня приемки партии. Если срок годности 10-30 дней, то оплатить товар должны за 30 календарных дней включительно. Если срок годности больше 30 дней, крайний срок оплаты за такие товары – 45 календарных дней со дня приемки.
Если цены на социально значимые товары за 30 календарных дней в любом отдельном регионе вырастут на 30% и более, то правительство по закону «О торговле» имеет право установить предельно допустимые розничные цены.
Наконец, ритейл может оказывать поставщикам услуги по маркетингу, рекламе и прочему продвижению. Но они должны быть включены в договор оказания услуг, а не в договор поставки.
Что закон требует от поставщиков?
Поставщики должны предоставлять торговым сетям доступ к информации об условиях отбора контрагента для поставок. Также торговые сети должны иметь доступ к документам о безопасности поставляемых товаров. Такие данные должны предоставляться поставщиками в течение 14 дней со дня получения запроса от ритейлера.
Цена договора поставки продовольственных товаров должна определяться в соответствии с законом о торговли. То есть если есть государственное регулировании цен на определенные товары, цена на них не должна превышать определенный властями уровень и если за 30 дней цена на любой из социально значимых товаров вырастает более чем на 30%, правительство имеет право установить регулировании цен. Это определено в статье 8 в частях 4 и 5.
Ссылки на документы
Закон о торговле
Перечень социально значимых товаров
Что хотят изменить?
Правительство в конце апреля предложило повысить допустимую премию до 5% и не ограничивать стоимость логистических услуг, которые ретейлеры оказывают поставщикам. Поставщики считают, что это позволит сэкономить 20-25% от стоимости партий, объясняя это затратами на логистику, а торговые сети возражают, что сейчас премии ограничены 10% и для поставщиком ничего не изменится.
Почему это плохо?
Потому что еще в прошлом году максимальный размер вознаграждения хотели снизить с 10 до 3%, а сроки оплаты товаров существенно сократить: для товаров со сроком годности менее 10 дней крайний срок оплаты хотели сократить вдвое — с 10 до 5 дней; при сроке годности до 30 дней – уменьшить отсрочку платежа с 30 до 20 дней, а при сроке годности более 30 дней — с 45 до 35 дней.
4891 просмотр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *