Закон об азартных играх в России

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственном регулировании деятельности по организации и
проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 20 декабря 2006 года

Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность по организации и проведению лотерей, а также на деятельность организаторов торговли, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах». (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

Статья 2. Законодательство о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр

Правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.

Статья 3. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр

1. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем:

1) установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;

2) выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, — игорных зон;

3) выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;

4) выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

5) осуществления государственного надзора в области организации и проведения азартных игр, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр лицами, осуществляющими указанную деятельность. (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

2. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление функций по управлению игорными зонами.

3. Проверка технического состояния игрового оборудования осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) азартная игра — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;

2) пари — азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;

3) ставка — денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры (за исключением денежных средств, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом интерактивной ставкой) и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 222-ФЗ)

31) интерактивная ставка — денежные средства, в том числе электронные денежные средства, передаваемые с использованием электронных средств платежа, в том числе посредством информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», а также средств связи, включая средства подвижной связи, центром учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе по поручениям участников данных видов азартных игр и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными таким организатором азартных игр; (Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 222-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.07.2019 № 169-ФЗ)

4) выигрыш — денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;

5) организатор азартной игры — юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр;

6) деятельность по организации и проведению азартных игр — деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 198-ФЗ)

7) игорная зона — часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом;

8) разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне — выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений;

9) лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах — документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием вида оказываемых услуг (услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) услуг по организации заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между двумя или несколькими участниками азартной игры), места нахождения процессингового центра букмекерской конторы или тотализатора либо процессингового центра интерактивных ставок букмекерской конторы или тотализатора, количества и места нахождения филиалов, пунктов приема ставок букмекерских контор или тотализаторов либо иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах; (В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 222-ФЗ, от 27.11.2017 № 358-ФЗ)

10) участник азартной игры — физическое лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 222-ФЗ)

11) игорное заведение — здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг);

12) казино — игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых столов или игровых столов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования;

13) зал игровых автоматов — игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов или игровых автоматов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов;

14) букмекерская контора — игорное заведение, в котором организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр; (В редакции Федерального закона от 13.06.2011 № 133-ФЗ)

15) тотализатор — игорное заведение, в котором организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр, а также выплату выигрышей за счет суммы ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, за вычетом размера взимаемого организатором данного вида азартных игр вознаграждения; (В редакции федеральных законов от 13.06.2011 № 133-ФЗ,от 21.07.2014 № 222-ФЗ)

16) игровое оборудование — устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр;

17) игровой стол — игровое оборудование, которое представляет собой место с одним или несколькими игровыми полями и при помощи которого организатор азартных игр проводит азартные игры между их участниками либо выступает в качестве их участника через своих работников;

18) игровой автомат — игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников;

19) касса букмекерской конторы — часть пункта приема ставок букмекерской конторы, в которой организатор азартных игр принимает ставки от участников данного вида азартных игр, за исключением интерактивных ставок, и выплачивает выигрыши; (В редакции федеральных законов от 13.06.2011 № 133-ФЗ, от 21.07.2014 № 222-ФЗ)

20) касса тотализатора — часть пункта приема ставок тотализатора, в которой организатор азартных игр принимает ставки от участников данного вида азартных игр, за исключением интерактивных ставок, и выплачивает выигрыши; (В редакции Федерального закона от 13.06.2011 № 133-ФЗ)

21) касса игорного заведения — часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр осуществляет операции с денежными средствами и в которой находится специальное оборудование, позволяющее осуществлять указанные операции;

22) зона обслуживания участников азартных игр — часть игорного заведения, в которой установлены игровое оборудование, кассы игорного заведения, тотализатора, букмекерской конторы, а также иное используемое участниками азартных игр оборудование;

23) служебная зона игорного заведения — обособленная часть игорного заведения, которая предназначена для работников организатора азартных игр и в которую не допускаются участники азартных игр;

24) сопутствующие азартным играм услуги — гостиничные услуги, услуги общественного питания, услуги в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий, услуги по распространению (реализации, выдаче) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, приему лотерейных ставок среди участников лотереи, выплате, передаче или предоставлению выигрышей участникам международных лотерей, которые проводятся на основании международных договоров Российской Федерации, и всероссийских государственных лотерей; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 222-ФЗ)

25) процессинговый центр букмекерской конторы — часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет и обработку ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках и о рассчитанных выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы; (Пункт введен — Федеральный закон от 13.06.2011 № 133-ФЗ; в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 358-ФЗ)

251) процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы — часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет и обработку ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, заключает пари с участниками данного вида азартных игр при приеме интерактивных ставок и проводит учет и обработку принятых интерактивных ставок на основе информации, полученной от центра учета переводов интерактивных ставок букмекерской конторы, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках, интерактивных ставках и о рассчитанных выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы и в центр учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор; (Пункт введен — Федеральный закон от 27.11.2017 № 358-ФЗ)

26) процессинговый центр тотализатора — часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет и обработку ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках и о рассчитанных выигрышах в пункты приема ставок тотализатора; (Пункт введен — Федеральный закон от 13.06.2011 № 133-ФЗ; в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 358-ФЗ)

261) процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора — часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет и обработку ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр при приеме интерактивных ставок и проводит учет и обработку принятых интерактивных ставок на основе информации, полученной от центра учета переводов интерактивных ставок тотализаторов, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках, интерактивных ставках и о рассчитанных выигрышах в пункты приема ставок тотализатора и в центр учета переводов интерактивных ставок тотализаторов; (Пункт введен — Федеральный закон от 27.11.2017 № 358-ФЗ)

27) пункт приема ставок букмекерской конторы — территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и осуществляет представление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр букмекерской конторы или процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы; (Пункт введен — Федеральный закон от 13.06.2011 № 133-ФЗ; в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 358-ФЗ)

28) пункт приема ставок тотализатора — территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр и осуществляет представление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр тотализатора или процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора; (Пункт введен — Федеральный закон от 13.06.2011 № 133-ФЗ; в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 358-ФЗ)

29) центр учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов — кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, осуществляющая деятельность в соответствии со статьей 142 настоящего Федерального закона. (Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 222-ФЗ)

Статья 5. Ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр

1. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

2. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена, за исключением случаев приема интерактивных ставок и выплаты по ним выигрышей организаторами азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах в соответствии со статьей 142 настоящего Федерального закона. (В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 222-ФЗ, от 03.07.2019 № 169-ФЗ)

4. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 13.06.2011 № 133-ФЗ)

5. Игорные зоны не могут быть созданы на землях населенных пунктов, за исключением создания игорной зоны в границах земельных участков, предоставленных для размещения олимпийских объектов федерального значения, финансирование и строительство которых не осуществлялись за счет бюджетных ассигнований или средств Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее — Корпорация). (В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 222-ФЗ, от 22.07.2014 № 278-ФЗ)

6. Не допускается прием ставок организатором азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах путем перевода денежных средств, в том числе перевода электронных денежных средств, приема платежей физических лиц, почтового перевода денежных средств организатору азартных игр, осуществляемых оператором по переводу денежных средств, в том числе оператором электронных денежных средств, банковским платежным агентом и (или) банковским платежным субагентом, за исключением денежных средств, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом интерактивной ставкой. Организатор азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах вправе принимать интерактивные ставки, переданные только путем перевода денежных средств, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов), центром учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов с использованием электронных средств платежа по поручениям участников данных видов азартных игр. (Часть

Правовое регулирование деятельности онлайн-казино на территории России − проблема, актуальная со времен появления Рунета. Законодательство в этой сфере едва ли коррелирует с практикой его применения. Как известно, запрет деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи содержится в ст.15.1 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»1. Более того, прямой запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в Интернете, исключая случаи, предусмотренных указанным Федеральным законом, содержится в п. 3 ст. 5 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»2. За нарушение данных правовых норм законодательство предусматривает уголовную и административную ответственность. Также в 2011 г. в Уголовный кодекс РФ была внесена статья 171.2, в соответствии с которой незаконными признаются организация или проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», сопряжённые с извлечением дохода в крупном размере3. Административная ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игровой зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей закрепляется в ст.14.1.1 КоАП РФ. Согласно поправкам, вступившим в силу с января 2015 г., лицо несёт уголовную или административную ответственность за факт организации азартной игры в Интернете, вне зависимости от размера полученного дохода4. Кроме того, распространение рекламы онлайн-казино также влечёт ответственность для владельца сайта, предусмотренную вышеупомянутой ст. 15.1 Федерального закона «Об информации». Такая ответственность наступает в силу ч. 2 статьи 27 Федерального закона «О рекламе», вводящую запрет на публикацию рекламы основанных на риске игр и пари в сети Интернет5.

«Согласно поправкам, вступившим в силу с января 2015 г., лицо несёт уголовную или административную ответственность за факт организации азартной игры в Интернете, вне зависимости от размера полученного дохода. Кроме того, распространение рекламы онлайн-казино также влечёт ответственность для владельца сайта»

Характеристики незаконного игрового контента были приведены в Приказе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 сентября 2013 г. N 1022/368/666: «К информации по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи, нарушающей требования № 244-ФЗ, относится размещенная в сети «Интернет» информация, отвечающая одному или нескольким из следующих критериев: наличие фото-, видео-, аудио- и (или) текстовой, графической информации о предложении принять участие в азартной игре, в лотерее, способствующей привлечению внимания потенциального участника на рассматриваемой странице сайта в сети «Интернет», где имеется возможность принять участие в азартной игре, в лотерее, сделать ставку, получить выигрыш»6. Более того, Приказ определяет в качестве соответствующих критериев наличие материалов, дающих представление об азартных играх, наличие демонстрации участия в азартной игре, описывающей процесс и последовательность выполнения действий в азартной игре, а также наличие возможности на Интернет-странице перевода денежных средств7. Следует обратить внимание на то, что законодательство не запрещает участие в азартных играх пользователей Интернета, равно как и не обеспечивает их возможностью возврата средств, утраченных вследствие блокировки незаконного игрового сайта.

«Следует обратить внимание на то, что законодательство не запрещает участие в азартных играх пользователей Интернета, равно как и не обеспечивает их возможностью возврата средств, утраченных вследствие блокировки незаконного игрового сайта»

Несмотря на запрет организации сайтов для проведения азартных игр, законом определяются «исключительные случаи», когда использование информационно-коммуникационных сетей в игровых целей легально. Так, ст. 3 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» содержит норму, фиксирующую право на создание букмекером (или организатором тотализатора), имеющим необходимую государственную лицензию и состоящим в СРО, сайта, осуществляющего прием интерактивных ставок. Таким образом, легализуется не организация игры как таковой в Интернете, но создание вспомогательных площадок лицензированных заведений в определенных игровых зонах8. Более того, букмекеры и организаторы тотализаторов в течение тридцати дней с даты получения лицензии обязаны вступить в «саморегулируемую организацию организаторов» азартных игр в букмекерских конторах или «саморегулируемую организацию организаторов азартных игр в тотализаторах».

Подразумевается, что деятельность саморегулируемых организаций направлена на обеспечение прав владельцев букмекерских контор или тотализаторов, а также упорядочение их работы. Так, на официальном сайте саморегулируемой организации «Ассоциация букмекерских контор» провозглашается: «Наша цель — это создание благоприятных условий для осуществления букмекерской деятельности и ее развития в России»9. Тем не менее, на практике возникает ситуация, когда сайты легализованных букмекерских контор, чья деятельность не запрещена, нередко попадают под блокировку (к прим., Sportingbet.com, Ru.Sportingbet.com, Marathonbet.com и т.д.), в то время как «Ассоциация букмекерских контор» одобряет законодательные инициативы в пользу блокирований (в том числе досудебных) букмекерских сайтов10. Еще более парадоксальный подход действует в отношении покерных сайтов, которые рекламируются федеральными каналами и при этом запрещаются законом.

На данный момент существуют два основания блокировки сайта: 1) по решению суда, вступившему в законную силу и 2) по решению компетентного государственного органа по информации, имеющего соответствующие полномочия. Судебный процесс в отношении дел о блокировке игровых сайтов имеет свою специфику. Обычно инициаторами иска выступают органы прокуратуры, причем иск рассматривается на судебном заседании зачастую в отсутствие обвиняемого, не уведомлённого о рассмотрении дела. В заявлении орган прокуратуры определяет ответчиком Роскомнадзор, который, в случае удовлетворения иска, должен будет провести процедуру блокировки сайта11. В среднем данная процедура занимает от двух до трех месяцев, и в течение неё сайт еще продолжает работать. Таким образом, нередко возникает ситуация, когда владелец игрового сайта узнает о вступившем в законную силу судебном решении лишь по факту блокировки его ресурса.

«На данный момент существуют два основания блокировки сайта: 1) по решению суда, вступившему в законную силу и 2) по решению компетентного государственного органа по информации, имеющего соответствующие полномочия»

В существующей на данный момент судебной практике очевидна тенденция удовлетворения исков против владельцев сайтов, содержащих информацию, соответствующую или имеющую потенциал соответствовать характеристикам противоправного игрового контента, указанных выше.

На правоприменительную конъюнктуру оказало существенное влияние Определение Верховного суда №91-КГПР12-3 от 09 октября 2012 г. по жалобе ОАО «Ростелеком» по заявлению заместителя прокурора Псковской области. В Определении Верховный Суд высказал жёсткую позицию: «Разрешая заявленные требования заместителя прокурора Псковской области, суд пришёл к выводу о том, что закон не предусматривает ответственности за распространение информации об азартных играх, в том числе и в сети Интернет. Сам по себе доступ граждан к сайтам, содержащим информацию об азартных игр, действующим законодательством не запрещается и не ограничивается. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что с такими выводами судебных инстанций согласиться нельзя.»12 Основные аргументы Суда в защиту столь специфического тезиса сводились к перечислению норм российского законодательства, запрещающего организацию азартных игр в Интернете. Ключевым пунктом Определения стало парадоксальное лингвистическое заключение: «Вместе с тем предоставление возможности доступа к участию в азартных играх с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением информации, связанной с осуществлением деятельности по организации азартных игр. Правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по организации азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет»13.

Практика вынесения обвинительных приговоров расширилась, и с начала 2014 г. в общей сложности было заблокировано более 200 Интернет-сайтов с азартными играми. Даже такие крупные сервера, как Pokerstars, стали объектами для блокировки. Многие казино, особенно ориентированные на российский рынок, для продолжения своего функционирования открыли так называемые зеркала своих сайтов14.

«Практика вынесения обвинительных приговоров расширилась, и с начала 2014 г. в общей сложности было заблокировано более 200 Интернет-сайтов с азартными играми»

Сложности при судебной блокировке игровых сайтов возникают в связи с их размещением за рубежом, так как она действует только в отношении тех провайдеров и в тех регионах, где были вынесены соответствующие решения. В их числе Ruscasinos, Wm-Bingo, Diamond777, Worldslots, Grandmaster-casino, Ruvegas, Vegasred, Bet-at-home, а также иностранные казино: Redkings, Eurocasion, Eurogrand, Europacasion, Titancasino и Casinoeuro15.

C 2015 г. в связи со вступившими силу поправками такие государственные органы России, как ФНС, Роскомнадзор и Генеральная Прокуратура были уполномочены принимать решения о блокировании игорного сайта (его доменного имени, адреса или IP-адреса сервера) без судебного решения. Процедура блокировки игорного сайта, как и любого ресурса, содержащего запрещённый законодательством контент, проходит в следующем порядке: владелец или хостинг-провайдер соответствующего ресурса получает уведомление контролирующего органа о необходимости удаления запрещённого контента в течение трёх суток. После удаления информации сайт исключается из реестра, в противном случае оператор связи ограничивает доступ пользователей к данному ресурсу.

Заслуживает внимание внесение Роскомнадзором в реестр запрещённой информации 14 июля 2015 г. сайтов популярных платежных систем QIWI и Skrill16 . Такое действие, среди прочего, было мотивировано размещением на данных сайтах ссылок на офшорных букмекеров, информация о них и о том, как пополнить счета на сайтах нелегальных букмекерских контор. Тем не менее, компании без промедлений выполнили заявленные требования ведомства, удалив противоправную информацию, после чего их страницы были исключены из реестра запрещённых сайтов.

«Процедура блокировки игорного сайта, как и любого ресурса, содержащего запрещённый законодательством контент, проходит в следующем порядке: владелец или хостинг-провайдер соответствующего ресурса получает уведомление контролирующего органа о необходимости удаления запрещённого контента в течение трёх суток. После удаления информации сайт исключается из реестра, в противном случае оператор связи ограничивает доступ пользователей к данному ресурсу»

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что развитие законотворческой и правоприменительной практики в отношении игровых сайтов идет по пути ужесточения методов «борьбы» с ними и расширения сферы запретов. Следует отметить, что изначально блокировка игровых Интернет-площадок имела целью пресечение оборота на территории России азартных услуг в рамках крупномасштабного проекта по регулированию игрового бизнеса, чреватого незаконными обогащениями и коррупцией. Однако, тотально запрещая деятельность всех сетевых ресурсов, предоставляющим доступ к азартным играм и даже информацию о них, законодатель вводит презумпцию противозаконности целой отрасли бизнеса, а не отдельных ее нежелательных элементов, тем самым создавая ограничение свободе предпринимательства в России. Будучи запрещённым, игорный бизнес продолжает существовать в подполье (каковым для игровых сайтов являются «зеркала» и иные способы обхода блокировки), где его регулирование правоохранительными органами становится в принципе невозможным. Более того, виртуальные блага, приобретаемые в онлайн-играх за реальные денежные средства, в случае закрытия сайта аннулируются и не возмещаются, в связи с чем серьёзные убытки несут законопослушные пользователи Интернета.

Автор текста: Мария Горбунова

Источник фотографии: onlinegamblingaffiliate.com

2 Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 N 244-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64924/d6fb3580fbd6ef3e662688c02af241894aa7f3a6/ (дата обращения: 07.12.2016).

7 Там же.

8 Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 N 244-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64924/ (дата обращения: 07.12.2016).

9 «Ассоциация букмекерских контор» URL: http://bookmakersro.ru/ (дата обращения: 16.09.16).

12 Определение Верховного Суда РФ от 09.10.2012 N 91-КГПР12-3 Дело о возложении обязанности по ограничению передачи информации направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не учтено, что в силу закона ответчик, осуществляя деятельность по оказанию услуг связи, обязан соблюдать ограничения, предусмотренные законом, и препятствовать осуществлению доступа своих абонентов к запрещенной законом информации. // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=303440 (дата обращения: 16.09.16).

13 Там же.

Глава 58 ГК РФ, конечно посвящена играм и пари, однако не имеет определения ни игр, ни пари. Данное обстоятельство отличает структуру обозначенной главы от других глав второй части Кодекса. В-первую очередь речь идет о том, что почти все главы Кодекса уже в первой статье приводят определение понятия определенного договора.

Аналогичная особенность — отсутствие определения в Кодексе – главное отличие от общего правила главы об играх и пари, хотя в кодексах зарубежных государствах, которые приняты в разные годы присутствуют статьи раскрывающие понятия игр и пари. Объяснить это можно благодаря комментарию к проекту Гражданского уложения. В этом уложении на данный счет было отмечено следующее: «Проектируемые правила ввиду общеизвестности того, что разумеется под игрой и пари, не признают необходимости приводить определения соответствующих понятий; достаточно ограничиться упоминаниями только о тех последствиях игры и пари, которые могут иметь практическое значение». Данный аргумент, однако не считается довольно убедительным. Сравнивая практику, которая относится, в частности, и к действующему ГК РФ, можно заметить, что в разных случаях имеют шанс возникать в равной степени с другими и вопросы сначала о правосубъектности, порождаемых договорами об играх и пари.

Заслуживает быть указанным небольшое несоответствие, допущенное в ГК РФ. К примеру, в то время как в гл. 58 выделены «игры» и «пари», а под играми подразумеваются, нужно отметить, и лотереи, в ст. 1063 Гражданского Кодекса, как уже говорилось, обозначены «лотереи, тотализаторы» и иные, которые основаны на риске. В ст. 1062 говорится о том, что игры и пари разграничиваются с участием и без участия организаторов, однако, как в наименовании статьи применяется только понятие «организация игр и пари и участие в них». В названии ст. 1063 ГК РФ говорится только об играх, но в ее содержании фигурирует термин тотализатор, который подразумевает собой коллективное пари. Подобное несоответствие можно усмотреть и в ст. 928 Гражданского Кодекса, в которой в один ряд с играми и пари также наиболее выделены лотереи.

Несомненным доводом в пользу введения в данную главу ГК РФ понятия игр и пари может быть то, что в юридической литературе, при том, даже в одно и то же время, высказывались ученые-юристы касательно определений игр и пари, а кроме того, сравнения между ними.

Некоторые авторы с полной уверенностью считают данные отношения договорными, другие уверены, что и игры, и пари основаны на односторонней сделке и является алеаторной. Однако многие авторы, к примеру, не отмечают, были ли известны или неизвестны обстоятельства, при которых может быть связано признание участника выигравшим. Здесь имеется в виду то, что в отличие от игр обязательное условие пари имеет неизвестность правосоздающего обстоятельства. По этой причине участник, который проиграл пари не имеет права оспорить итог, даже если докажет известность до наступления соответствующих обстоятельств другой стороне по этому договору. Однако для участника игр, наоборот, необходимым основанием для оспаривания результата можно будет считать то, что он не стал победителем лишь по той причине, что ему не были известны важные обстоятельства игры. К числу дискуссионных также можно отнести и утверждение, по которому пари является одним из видов игры, и утверждение о безразличии для игры итога.

Можно сказать, что характерной чертой игр является в таком случае то, что результат достигается действиями участника или участников, признанного победителем. Это дает возможность усматривать значение игры в соревновании сторон.

Если сравнивать с играми то, пари заключаются по предлогу определенного в соглашении условия и касаются как правило того, было ли оно в прошлом или настоящем, или будет в будущем. Участников пари разграничивает только то, что один из них по их предлогу определенного обстоятельства заявляет «да», а другой — «нет». Но стоит заметить, что в отличие от игры, ни одна из сторон воздействовать на результат пари оказывать не имеет право: следовательно, результат от них не зависит. Из этого следует, что пари заранее исключает состязательность, поэтому можно говорить о том, что пари — это спор между сторонами.

Как уже отмечалось в юридической литературе, все игры можно классифицировать на три вида: 1) престижные, 2) коммерческие и 3) азартные. В престижных играх, (а туда, как правило, относят спортивные состязания), главным образом итог зависит от личных качеств и умений игроков. Правила коммерческих игр, к примеру, преферанса либо бриджа, уже включают в игру существенный элемент случайности. Однако, не менее существенная роль отводится и умениям играющих: комбинаторным способностям, памяти и т.д. И только в азартных играх влияние случая настолько огромно, что индивидуальные особенности игроков почти никак не способны составлять их результата. Вызывает подозрение, что число имеющихся игр велико и продолжает расти. Но в сферу правового регулирования попадают далеко не все без исключения. Некоторые игры, которые относятся к числу азартных, регулируются нормами особого правового субинститута гл. 58 Гражданского Кодекса «Проведение игр и пари», другие (с имущественным выигрышем, однако никак не азартные в самом строгом смысле этого слова) подпадают под действие статей гл. 57. Любая другая игровая деятельность человека праву безразлична. Помимо этого, не предусматривается, что гл. 58 включает любые игры, основанные на договоре, тогда как в гл. 57 основанием для публичного конкурса является односторонняя сделка. Несомненно, должен быть предусмотрен указанный в ст. 1057 ГК РФ обязательный критерий «публичного конкурса» — его цель — достижение общественно полезных целей. Однако, указанную особенность нельзя распространить на все без исключения игры, взять хотя бы карточные.

В Российской Федерации разрешены игры и пари следующих видов:

1. Игры на игровых автоматах:

Одним из видов азартной игры является игра на игровом автомате. Суть заключается в том, что каждый участник, внося в автомат монету или игровой жетон делает ставку. Также участник может оплатить с 3 умму ставок в кассе, которую устанавливает сам организатор в виде кредитной ставки. Результат и, соответственно, выигрыш ставки устанавливается программным обеспечением игрового автомата.

2. Настольные игры:

Наиболее популярным видом азартной игры у участников является рулетка. В данной игре участнику необходимо поставить ставку на номер, цвет или комбинацию номеров на игровом поле и угадать цифру на колесе рулетки, на котором остановится шарик, запускаемый организатором игр и пари. Величина выигрышной ставки зависит от определяемого правилами игры соотношения выигрышной ставки к сумме ставки участника, в соответствии с правилами, установленными организатором игр и пари.

Еще одним видом азартной игры являются игры в карты или кости, при которой одна из сторон будет победителем в зависимости от комбинации выпавших карт или костей. Размер ставки также устанавливается в соответствии с комбинацией и устанавливаются организатором.

3. Пари:

Тотализатор — пари, которое заключается между двумя и более участниками. Игроки делают ставки на событие, которое заранее никому неизвестно. Если игрок выигрывает, то выигрышные ставки выплачиваются в соответствии от установленного организатором коэффициента, который устанавливается до начала события.

Игры и пари, которые проводятся организатором игр и пари должны включать:

название игры или пари;

описание правил игры или заключения пари;

место, порядок и срок выдачи выигрышных ставок;

порядок и сроки разрешения возможных претензий участников.

Размеры ставок и максимальные размеры выигрышных ставок при проведении игр и пари устанавливаются организатором игр и пари.

Выделение азартных игр, также, как и любой другой правовой системы, имеет значение только потому, что для нее определен специальный правовой режим. Например, в дореволюционном праве подобное выделение имело большое значение в первую очередь для сферы уголовного права. В Устав о предупреждении преступлений была включена ст. 278, по которой «запрещалось в целом участие в азартных играх и способствование им». В примечании к данной статье говорилось: «В 1782 г. подтверждено запрещение: 1) картами или иным чем играть игры, основанные единственно на случае; 2) дом свой или нанятый открыть днем или ночью игрокам и ради запрещенной игры».

Вместе с тем азартность игр имела довольно важное значение и для гражданского права. Например, в постановлении по одному из дел Сенатом было обращено внимание на присущее именно азартным играм последствие. Возможно было требовать обратно уплаченное по игре. В этой связи, однако, было признано, что деньги, уплаченные по игре на бильярде, не подлежат возврату, если даже игра не была признана азартной.

Таким образом, оперируя терминами «игра» и «пари» в ГК РФ, российский законодатель так и не раскрывает их содержания, очевидно, полагая, что эти понятия являются общеизвестными и не нуждаются в специальном определении. Между тем, их нужно различать не только потому, что каждая правовая категория, отраженная в соответствующем понятии, обладает определенным, присущим только ей содержанием, но и потому, что они имеют различное юридическое значение. Попытка усовершенствования правового регулирования организации игр и пари посредством положений ГК РФ и Федерального закона РФ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не внесла ясности в указанную проблему на законодательном уровне. И как следствие этого, в настоящее время у российских цивилистов также отсутствуют единые критерии для разграничения исследуемых понятий и их классификации.

Правительство РФ выпустило закон о букмекерских конторах от 1 января 2020 года, призванный регулировать деятельность компаний, занимающихся азартными играми. Из-за очередных поправок, в 2020 году большая часть пунктов приема ставок в России может закрыться. Арендодателей заставят расторгнуть договора на законодательном уровне. Разберемся, как эти нововведения повлияют на сферу беттинга.

Что изменилось

Минэкономразвития России скорректировало классификацию разрешенного использования земельных участков. В частности, оно добавило новый тип использования – «Проведение азартных игр». ППС можно будет размещать только на участках с таким статусом.

Ссылка на закон — https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72108076/

При этом многие регионы не успели обновить классификацию застроек. Поэтому деятельность большинства ППС стала нелегальной. Возможно, если бы не пандемия COVID-19 в марте-апреле большинство ППС были бы закрыты. Однако из-за введенного режима самоизоляции офисы БК и без того остановили свою деятельность.

Тысячи ППС по всей стране (за исключением некоторых регионов) уже работали нелегально с 1 января. Несмотря на то, что ФЗ о букмекерских конторах уже вступил в силу.

В данный момент большинство арендодателей нарушают закон. Если последует проверка, им придется расторгнуть договора и оплатить штрафы за предоставление помещений для нецелевого использования.

По состоянию на апрель 2020 года, первыми рискуют нарваться на проверки около 1300 ППС. Если букмекеры не переоформят земельные участки, более 20 тысяч людей потеряют работу. Этого возможно не случится, т.к. за букмекеров вступился уполномоченный по защите прав потребителей – Борис Титов. Он озвучил перед министерством финансов предложение – пересмотреть нормативно-правовые акты, с целью помочь крупным легальным БК оперативно переоформить землю.

Что будет дальше?

Возможны 3 варианта развития событий:

  • Министерство финансов скорректирует закон, позволив букмекерам не прибегать к сложным бюрократическим процедурам.
  • БК пойдут на финансовые потери и займутся переоформлением вида использования земли.
  • Большая часть легальных БК закроют ППС и полностью уйдут в онлайн. В таком случае работу потеряют десятки тысяч человек, а государство недосчитается налоговых отчислений.

Российское министерство финансов уже выдвигало ранее законопроекты, призванные ограничить деятельность игорных заведений.Так в 2019 году оно планировало выпустить новый закон о ставках в букмекерских конторах, согласно которому букмекерам запрещалось принимать ставки от пользователей, которые проиграли сумму равную 1 МРОТ. Однако законопроект принят не был, и до сих пор числится на рассмотрении.

Что государство получает от букмекеров

По состоянию на 2020 год в России действует 33 легальных БК, имеющих лицензии ФНС. Они платят фиксированные ежемесячные налоговые отчисления:

  • По 14 000 р за каждый действующий ППС..
  • По 3 000 000 р за обработку транзакций процессинговыми центрами.
  • По 5% от ежемесячных доходов. Средства направляются в пользу фонда по развитию российского спорта. Эта сумма составлять минимум 15 000 000р за квартал.

Российские БК в среднем пополняют государственную казну на 60-90 миллионов рублей в год. Также многие букмекеры занимаются благотворительностью, помогая российскому спорту. Так «Фонбет» за 25 лет своей деятельности перечислил 380 миллионов рублей в пользу различных федераций.

Издание закона о закрытии букмекерских контор означало бы снижение денежных дотаций, поступающих в российскую казну. Поэтому, скорее всего кардинальных мер принято не будет.

Вероятно, министерству финансов придется внести корректировки в нормативно-правовые акты. В условиях режима самоизоляции и связанного с ней экономического кризиса, правительству пришлось отложить решение этого вопроса «в долгий ящик».

Что недополучает российская казна от букмекеров

У всех легальных российских букмекеров есть сайты в международной доменной зоне .com. Только «Фонбет», в феврале 2020 года аннулировала свои европейские счета и отключила оффшорные домены. Она решила полностью сосредоточиться на легальном российском рынке.

Однако у других БК остались сайты в международных доменных зонах. Согласно подсчетам портала «Рейтинг букмекеров», в 2019 году 49% пользователей предпочитали ставить в запрещенных БК, несмотря на всевозможные санкции со стороны Роскомнадзора. Это объясняется отсутствием обязательного налогообложения на выигрыш. Согласно данным «РБ» оборот рынка нелегальных БК в 2017 году составил 274 млрд. руб.

Оффшорные сайты БК блокируются, однако регулярно создаются зеркала. К тому же доступ к любому запрещенному интернет-ресурсу можно получить через VPN. Государство не способно контролировать деятельность таких компаний.

БК Фонбет признана системообразующей компанией

В конце марта 2020 года правительство РФ отнесло ООО «Фон» (юридическое название БК «Фонбет») в список системообразующих предприятий. В него попало еще 645 организаций, которым государство должно оказать поддержку. Однако спустя неделю, компания покинула данный перечень.

«Фонбет» – это первая букмекерская контора в России, основана в 1994 году шахматистом Анатолием Мачульским. По состоянию на 2020 г. у неё 998 пунктов приема ставок. Такое отношение к БК со стороны правительства вызвало шквал недовольства со стороны предпринимателей, не попавших в этот заветный список. По их мнению, не обошлось без воздействия влиятельных учредителей «Фонбет»:

  • Станислава Магомедова – экс-депутата Госдумы от ЛДПР, владельца сети элитных гостиничных и банных комплексов.
  • Сергея Лалакина – члена попечительского союза десантников РФ, руководителя БФ «Наследие».
  • Александра Сиренко – соучредителя холдинга ПТК (подрядчик ЗАО «РЖД»).

Российским игрокам нет повода переживать. Игорный бизнес приносит государству миллиарды рублей в виде налоговых отчислений. В условиях падения курса рубля и глобального экономического кризиса правительство явно не откажется от дополнительных денежных вливаний. Поэтому наверняка стороны смогут договориться и прийти к компромиссу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *