Закон РФ о миграции

Перемены, происходящие в мире, стимулируют миграционную активность. Потоки иностранцев, пересекающих государственные границы, требуют ежедневных координационных усилий. Актуальным остаётся вопрос защиты интересов россиян. Законодательство в сфере миграции РФ регулярно обновляется, 2020 год не стал исключением.

Миграционная политика России

Привлекательность РФ для переселенцев пока остаётся сравнительно невысокой. Государственная миграционная политика РФ направлена на улучшение демографии, экономического процветания страны. Эти вопросы регулируются специальной Концепцией, утвержденной Президентом России 13 июня 2012 года, на срок до 2025 года. Основные положения законодательства РФ в сфере миграции преследуют такие цели:

  • обеспечение прав международных граждан с исключением дискриминации любого типа;
  • развитие рынка труда;
  • создание рабочих мест, развитие процесса приобретения патентов;
  • стимулирование прибытия в РФ людей молодого поколения, специалистов высокой квалификации;
  • совершенствование процесса получения вида на жительство;
  • упрощение норм въезда, оформления документов, процедуры регистрации;
  • оказание содействия вынужденным мигрантам;
  • контроль процессов незаконной миграции;
  • активный мониторинг и информирование населения по данному вопросу.

По итогам реализации этих положений планируется обеспечение широкого притока населения в области Дальнего Востока и Сибири.

Репатриация это

Какие существуют виды миграции

Законы о переселенцах формировались ещё со времён Российской империи. Современная политика в этой области обеспечивается рядом российских законов, постоянно обновляющихся и совершенствующихся. Виды миграции:

  • потоки перемещений внутри страны;
  • приезд граждан из других государств.

На уровне отдельного государства процессы обеспечиваются внутренними нормативными актами. Порой законы, нормативные акты, касающиеся прав иностранцев, вступают в противоречие друг с другом. Поэтому возникла необходимость консолидировать их в единый документ. В данное время МВД разрабатывает миграционный кодекс РФ, который будет регулировать вопросы по различным видам перемещений граждан.

Что нового в 2020 году

Требования к пребывающим в РФ лицам постоянно меняются. В рамках упомянутой выше Концепции, последние изменения и некоторые дополнения в законодательной сфере касаются таких вопросов, как:

  • совершенствование миграционного учёта;
  • ежегодное обновление медицинских полисов;
  • повышение цен на патенты;
  • использование дактилоскопии;
  • изменение квот;
  • использование системы Tax free (читается как такс-фри; это компенсации НДС иностранцам).

Временная регистрация белорусов в Москве

27.06.18 президентом РФ В.В. Путиным был подписан новый закон для мигрантов № 163-ФЗ, вносящий изменения в ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан в Российской Федерации». Изменения состоят в следующем.

  1. Часть 1 ст. 2, пункт 4. В данном разделе, посвящённом миграционному учёту и расселению, конкретизируется значение понятия «место пребывания». Имеется в виду адрес фактического проживания с регулярным использованием его иммигрантом для отдыха и сна. Чтобы зарегистрировать иностранного рабочего, фирма обязана предоставить спальное место и обеспечить другие, законодательно предписанные условия. Предусмотренные меры способствуют снижению доли теневого сектора, борьбе со случаями регистрации по месту офисов.
  2. Пункт 7 статьи 2. Пригласить в Россию родственников могут теперь иностранные граждане, если они признаны специалистами высокого класса и имеют в России собственное жильё. Это способствует удержанию необходимых узкоспециализированных кадров.
  3. Статья 21. Изменились основания учёта. Он должен производиться по месту:

  • фактического нахождения гражданина;
  • организаций соцобслуживания, медицинской помощи;
  • учреждений по исполнению наказаний.

В любом из этих мест иностранец обязан быть поставлен на учёт. Особое внимание в 2020 году уделяется категории иностранных специалистов высокого класса. Ограничения по найму рабочих в определённые трудовые сферы сохраняются в объёме 2020 года.

С 1.07.2019 вступили в силу изменения по дактилоскопической регистрации согласно № 498-ФЗ. Также в текущем году произошло снижение квот на проживание по сравнению с прошлым (примерно на 20 тыс.) Сохраняется право субъектов устанавливать собственные региональные квоты. В 2020 году граждане многих государств получили право возвращения НДС по совершённым в РФ покупкам.

Постановление правительства РФ о миграционной карте от 2004 г. остаётся актуальным до сих пор. На территории нашей страны установлен определённый порядок её использования. Получить миграционную карту следует при въезде в РФ на пункте погранконтроля. Заполняется бланк прибывающими в Россию иностранцами. В карте делаются отметки о въезде. Документ предъявляется для регистрации и остаётся у иностранца на всё время пребывания. При выезде из РФ миграционная карта сдаётся в пограничном пункте.

Порядок въезда и выезда из страны

Пересечение границы России законодательно регламентировано. Чтобы избежать депортации, так называемый закон о мигрантах нужно знать и соблюдать. Въезд и убытие регулируются № 111-ФЗ от 7 июня 2019 года. Любой иностранец (кроме жителей Украины) обязан иметь заграничный паспорт. Правила въезда:

  • граница пересекается в специально отведённых местах;
  • при её пересечении заполняется миграционная карта;
  • при себе нужно иметь личные документы и визу (не во всех случаях);
  • производится регистрация в миграционной службе в течение 7 дней.

Перемещения граждан бывших советских республик имеют свои нюансы (например, отсутствие необходимости в миграционной карте, визе). Въезд может быть запрещён, если не будет выполнено одно из условий:

  • оформление визы;
  • соблюдение санитарных норм, таможенных правил;
  • исключение предоставления ложных сведений;
  • отсутствие нарушений законодательства в предыдущие визиты в РФ;
  • подтверждение финансовой состоятельности.

Отказ во въезде способствует сохранению безопасности, порядка. Покинуть пределы страны надлежит не позднее назначенного срока.

Тестирование по русскому языку

Въезжая в РФ, иностранный гражданин должен строго соблюдать сроки пребывания. Для их продления, как правило, следует пройти тестирование на определение уровня владения русским языком, знание норм права и истории России. Миграционное законодательство РФ устанавливает исключения для следующих категорий:

  • носители русского языка;
  • несовершеннолетние (недееспособные) люди;
  • высококвалифицированные специалисты;
  • граждане пожилого возраста.

Удовлетворительные результаты такого экзамена способствуют интеграции приезжих в российский социум.

Оформление медицинского полиса

Законы для прибывающих иностранных граждан в 2020 году требуют наличия такого документа при въезде на территорию России. Это установлено от 15.08.1996 N 114-ФЗ. Решение предоставляет мигрантам возможность получения медицинских услуг в посещаемой стране. Полис ДМС, начиная с 2020 года, оформляется до завершения текущего года. В начале каждого следующего года необходимо получать новый.

Какие документы нужны для продления патента

Патент на работу

Это документ, который подтверждает право иностранца на исполнение трудовой деятельности на территории России. За него выплачивается определённая сумма аванса. Приказ минэкономразвития РФ № 579, принятый в октябре прошлого года, устанавливает коэффициенты-дефляторы на текущий. Стоимость приобретения трудового патента во многих регионах повысилась с 01.01.2018. По истечении срока документ считается недействительным. Ходатайство для продления патента следует подавать в МВД (региональное управление по вопросам в сфере миграции), представив необходимые документы.

Способы ужесточения контроля

Бесконтрольный приток мигрантов может стать причиной возникновения социальных конфликтов. Если с их стороны происходит нарушение миграционного законодательства РФ, то в таких ситуациях к лицам, совершившим их, могут быть применены:

  • штрафы;
  • депортация;
  • запрет въезда на срок до 5 лет.

Штрафные санкции могут быть предъявлены самим гражданам, родственникам или третьим лицам, их пригласившим, работодателям.

Проблемы и перспективы

Вопрос о незаконных действиях мигрантов остаётся довольно острым, что увеличивает общий процент преступности. Целенаправленная борьба предстоит и с теневыми финансовыми потоками, которые провоцируют коррупцию и развитие криминального бизнеса. Существуют проблемы и в области соцзащиты вынужденных мигрантов.

В перспективе ожидается достижение максимальной выгоды от потоков трудовых мигрантов при минимальных рисках. К сожалению, законодательство Российской Федерации в сфере миграции ещё не вполне эффективно, официальные структуры и госконтроль достаточно слабы. Так что работа в этом направлении предстоит долгая.

Подводя итоги

Законодательство в миграционной сфере обновляется постоянно. Политика в этой области сформирована не до конца. Она постоянно адаптируется к изменяющимся условиям. Совершенствование законодательства способствует стабилизации миграционной политики, сокращению притока в страну нелегальных мигрантов. От успешности решения этих вопросов зависит экономическая, политическая и социальная стабильность страны.

Законы по миграции

Правовая база миграционной политики в России включает в себя:

— федеральное и региональное законодательство;

— подзаконные акты для конкретизации норм законодательства непрямого действия, утверждаемые постановлениями Правительства Российской Федерации;

— указы Президента Российской Федерации;

— международные двусторонние и многосторонние договоры и соглашения, регламентирующие взаимоотношения государств в отношении внешней миграции.

Внутреннее законодательство для реализации государственной миграционной политики опирается на нормы общепризнанного международного права в области миграции, к которым государство присоединилось официально и взяло на себя обязательства по их выполнению.

Нормы миграционного законодательства регламентируют:

— правовой режим въезда, переселения и адаптации наиболее проблемных категорий мигрантов;

— права мигрантов на получение поддержки в период адаптации на новом месте жительства;

— меры ограничительного и контрольного характера для обеспечения иммиграционного контроля на территории государства;

— права и обязанности иностранных работников и работодателей, использующих их труд на территории государства.

Региональное законодательство не должно противоречить федеральному. Региональное законодательство направлено лишь на решение специфических региональных миграционных проблем, но исключительно в целях достижения результатов, провозглашенных на федеральном уровне.

Первые законодательные и подзаконные акты, которые заложили правовые основы реализации миграционной политики, были разработаны в начале 1990-х гг., тогда же происходило и формирование структур, призванных их реализовывать. В 1993 г. были приняты законы Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». С учетом изменения ситуации и появления новых подходов к пониманию регулирования миграционных процессов в дальнейшем в эти законы были внесены серьезные изменения, а также разработаны другие законодательные акты по проблемам миграции.

В 1997 г. была принята новая редакция Закона Российской Федерации «О беженцах». Это было связано с тем, что, когда принималась первая его редакция, еще не было понимания сути проблемы внешней миграции, четкого представления о последствиях присоединения к Конвенции ООН о статусе беженца, не было даже попыток сделать прогнозные оценки роста потока лиц, ищущих убежище. Впоследствии выяснилось, что действовавший Закон Российской Федерации «О беженцах», принятый в 1993 г., не в полной мере отвечал существующим в России социально-политическим реалиям. Прежде всего этот закон имел еще больший, чем Конвенция ООН, декларативный характер, позволяющий иностранцу получить статус беженца без какой-либо процедуры. Отдельные его положения предоставляли беженцам перед российскими гражданами некоторые преимущества. Этот факт вызывал у последних негативную реакцию. В редакции закона 1993 г. реализация прав и обязанностей беженцев была слабо увязана с необходимостью защиты национальных интересов нашего государства. Не был предусмотрен (как это сделано в аналогичных документах других государств) такой аспект, как право принимающего государства накладывать определенные ограничения на прием беженцев, исходя из соображений обеспечения собственной безопасности или в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Изменения и дополнения в Закон «О беженцах», принятые в 1997 г., были продиктованы необходимостью приведения законодательной базы, регулирующей миграцию иностранных граждан в Российскую Федерацию, в соответствие с Конституцией РФ, нормами международного права, с учетом четырехлетней практики применения действующего законодательства. Новая редакция закона регулирует правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, которые в силу объективных причин покинули свои страны и ходатайствуют о признании их беженцами в России. Данный закон не затрагивает правового положения граждан Российской Федерации, вынужденно переселяющихся в Россию из республик бывшего СССР. Их правовой статус, меры государственной поддержки и социальной защиты определены, как упоминалось выше, Законом Российской Федерации «О вынужденных переселенцах».

Названные выше законы и нормативные акты по их реализации регламентируют основные направления государственной политики по отношению к двум категориям мигрантов — беженцам и вынужденным переселенцам.

Федеральная миграционная программа стала инструментом реализации государственных обязательств, определенных федеральными законами «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах». В ней были определены те категории вынужденных мигрантов, которым государство должно было обеспечить гарантированную помощь.

Наиболее проработанное законодательство в сфере миграции в России охватывает область вынужденной миграции. Для реализации законов о беженцах и вынужденных мигрантах были приняты специальные постановления Правительства Российской Федерации (часть из которых действует до сих пор). Приведем их краткий перечень.

Перечень постановлений Правительства Российской Федерации по реализации федеральных законов «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах»

«О вынужденных переселенцах»:

— от 22.01.1997 г. № 53 «Об утверждении Типового положения о центре временного размещения вынужденных переселенцев» — действующее;

2. от 28.01.1997 г. № 106 «О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья»;

3. от 22.02.1997 г. № 199 (в редакции от 20.06.1997 г. № 764) «Об утверждении порядка выдачи и формы свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и удостоверения вынужденного переселенца» — действующее;

4. от 16.06.1997 г. № 724 «О размерах единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем» — действующее;

5. от 16.06.1997 г. № 725 «О порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем, и вынужденному переселенцу в обеспечении проезда и провоза багажа к новому месту пребывания или месту жительства» — действующее;

6. от 08.11.2000 г. № 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» — действующее.

«О беженцах»:

7. от 19.01.1998 г. № 60 «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» — действующее;

8. от 30.06.1998 г. № 679 «Об утверждении Общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами» — действующее;

9. от 07.10.1998 г. № 1162 «О проездном документе беженца» — действующее;

10. от 23.05.1998 г. № 484 «О размере единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу» — действующее;

11. от 23.05.1998 г. № 485 «О порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и беженцу в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания» — действующее;

12. от 09.04.2001 г. № 275 «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании» — действующее;

— от 07.06.2001 г. № 448 «О получении питания и пользовании коммунальными услугами в центре временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами» — действующее.

Помимо внутренних нормативных документов, обеспечивающих проведение миграционной политики, необходимо регулирование соответствующих межгосударственных отношений. Для межгосударственного правового регулирования миграционных процессов начиная с 1993 г. были разработаны, заключены, а с 1994 г. — ратифицированы Федеральным собранием Российской Федерации двусторонние соглашения о регулировании процесса переселения и защиты прав переселенцев с Таджикистаном, Туркменией, Грузией, Латвией, Эстонией, Киргизией, а также Межгосударственное соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

В последние годы наряду с проблемой вынужденной миграции достаточно остро стоит вопрос о регулировании привлечения иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию.

Проект Федерального закона «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» был разработан в соответствии с планом мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации на 1996— 1997 гг. и согласно Федеральной миграционной программе. Практически одновременно МВД России разработало проект Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан».

Приток в Россию иностранных граждан и лиц без гражданства, составляющих различные категории, после распада СССР и образования «прозрачных» границ практически не контролировался и остается нерегулируемым до сих пор. В эту категорию входят лица в основном из неблагополучных стран: африканского континента, Ближнего и Среднего Востока, Азии и других регионов, прибывающие в Россию, как правило, через территории государств нового зарубежья. Большинство иммигрантов не вступают в контакты с органами власти, пока не попадают в поле зрения правоохранительных структур.

Поэтому была начата разработка проекта Федерального закона «Об иммиграции в Российскую Федерацию», который мог бы обеспечить государственный контроль за всеми категориями иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию России, установить единую систему регулирования и ее основные функции, определить перечень органов исполнительной власти, участвующих в регулировании иммиграционных процессов, и их компетенцию. Этот законопроект был внесен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.

В начале XXI в. был принят ряд важных документов, регулирующих миграционные процессы. Среди них — Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики (2002 г.) и утвержденное на его основе «Положение о Федеральной миграционной службе Министерства внутренних РФ» (2002 г.) и др.

Можно сказать, что среди принятых в этот период документов самым существенным был Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ», в который дважды вносились изменения в 2003 г. (30 июня и 11 ноября).

Проект этого закона после долгих дебатов в Федеральном собрании РФ был одобрен и представлен на подпись президенту еще в 1998 г., но не был подписан и не вступил в силу. По нему продолжалась работа до 2002 г. В целом Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» направлен на борьбу с нелегальной миграцией и усиление роли органов внутренних дел в контроле за въездом и пребыванием иностранцев на территории России. Закон в значительной мере усложняет порядок получения вида на постоянное жительство, при этом не делается существенных различий между гражданами бывшего СССР и дальнего зарубежья. В этом законе даны основные понятия, связанные с правовым положением иностранных граждан в Российской Федерации.

В развитие основных положений Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ» был принят ряд таких важных документов, как:

13. постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. № 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу»;

14. постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2002 г. № 782 «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»;

15. постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. № 941 «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу»;

16. постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2003 г. № 658 «Об утверждении на 2004 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»;

17. постановление Минтруда России от 29 апреля 2003 г. № 23 «Об утверждении порядка подготовки и рассмотрения предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»;

18. приказ Минтруда России, МВД России и Минэкономразвития России от 29 ноября 2002 г. № 238/1205/397 «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2003 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»;

19. приказ Минтруда России, МВД России и Минэкономразвития России от 11 июля 2003 г. № 169/588/216 «О внесении изменений в приложение к совместному приказу Минтруда России, МВД России и Минэкономразвития России от 29 ноября 2002 г. № 238/1205/397 «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2003 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельн ости «;

20. приказ Минтруда России, МВД России и Минэкономразвития России от 21 ноября 2003 г. № 288/917/349 «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2004 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»;

21. приказ Минтруда России от 15 июля 2003 г. № 175 «Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников» и др.

D основе федерального и регионального законодательства по порядку привлечения иностранной рабочей силы лежит принцип ежегодного квитирования иностранной рабочей силы по отраслям и регионам в зависимости от потребностей (заявок работодателей).

Важным моментом было включение в систему федеральных органов исполнительной власти федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, с подчинением Федеральной миграционной службы МВД России Президенту РФ и передачей ей правоприменительных функций, функций по контролю и надзору и функций по оказанию государственных услуг в сфере миграции от МВД (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).

22. Постановление от 22 декабря 2006 г. №783 «о порядке определения исполнительными органами Государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации».

Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007. — 472 с.

ВЕРНУТЬСЯ К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

Федеральное законодательство в сфере миграции

В процессе анализа и обобщения результатов исследования федерального законодательства России в сфере миграции установлено, что оно:

а) развивает соответствующие нормы конституционного права (например, Федеральный закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» — ст. 27; Федеральный закон «О персональных данных» — ст. 24; указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 «Об утверждении положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» и др.);

б) обеспечивает правовое регулирование миграционных процессов — «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии» и др.;

в) направлено на проектирование миграционных намерений — «О миграционном учете иностранных граждан», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;

г) регулирует вопросы приживаемости переселенцев в местах их вселения — «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О гражданстве Российской Федерации», «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» и др.

Причем в наибольшей степени разработаны действующие с февраля 1993 г. законодательные акты «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», определившие базовые подходы к решению проблем вынужденных мигрантов и к созданию нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы приема и обустройства вынужденных мигрантов, предоставления им гарантий социальной защиты и жилищного обустройства и др.

В декабре 1993 г. утверждены: а) указ Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля», на основе которого и последующих постановлений Правительства РФ были созданы посты иммиграционного контроля (114 ПИК) в пунктах пропуска (149) через государственную границу РФ, а также подразделения по работе с вынужденными мигрантами; б) указ Президента РФ «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы», в развитие которого приняты постановления Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. №1418 и от 25 ноября 1995 г. №1095. На основании этих актов осуществлялось лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством российских граждан за рубежом.

Важными направлениями совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей внешнюю трудовую миграцию, являются подготовка и реализация международных договоров России. Это служит инструментом упорядочения процесса привлечения иностранных работников и социальной защиты российских трудящихся-мигрантов, осуществляющих на законных основаниях трудовую деятельность за рубежом.

Вместе с тем наиболее урегулированной российским законодателем в сфере миграции является вынужденная миграция. К основным подзаконным актам в правоотношениях с вынужденными мигрантами относятся постановления Правительства РФ:

  • от 22 января 1997 г. № 53 «Об утверждении Типового положения о центре временного размещения вынужденных переселенцев»;
  • от 28 января 1997 г. № 106 «О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) житья»;
  • от 16 июня 1997 г. № 724 «О размерах единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем»;
  • от 16 июня 1997 г. № 725 «О порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства и признании его вынужденным переселенцем, и вынужденному переселенцу в обеспечении проезда, провоза багажа к новому месту пребывания или месту жительства»;
  • от 22 февраля 1997 г. № 199 «Об утверждении Порядка выдачи и формы свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и удостоверения вынужденного переселенца»;
  • от 8 ноября 2000 г. № 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» и др.

Например, только для реализации Закона РФ «О беженцах» в 1998 г. были приняты пять постановлений Правительства РФ:

  • от 19 января 1998 г. № 60 «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации»;
  • от 30 июня 1998 г. № 679 «Об утверждении общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами»;
  • от 7 октября 1998 г. № 1162 «О проездном документе беженца»;
  • от 23 мая 1998 г. № 484 «О размере единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу»;
  • от 23 мая 1998 г. № 485 «О порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства и признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и беженцу в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания».

Вскоре были приняты другие нормативные правовые акты — постановления Правительства РФ: от 9 апреля 2001 г. № 275 «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании»; от 7 июня 2001 г. № 448 «О получении питания и пользовании коммунальными услугами в центре временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами» и др.

Вследствие глобального характера миграционных правоотношений в области вынужденной миграции потребовалось урегулировать межгосударственные отношения. В этих целях с 1993 г. разработаны, а с 1994 г. ратифицированы Федеральным собранием РФ двусторонние соглашения о регулировании переселений с Таджикистаном. Туркменией, Грузией, Латвией, Эстонией, Кыргызстаном. Межгосударственное соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам и др. Основные идеи таких соглашений заключаются в гармонизации национальных законодательств в области вынужденной миграции, в воспрещении введения односторонних ограничений на свободу передвижения людей в условиях экстренной массовой миграции.

Однако наиболее массовые по количеству участников соответствующих правоотношений — процессы-«миллионники» (ежегодно): иммиграция (13—14 млн. лиц, из них 30—35% пересекают рубеж государственной границы неоднократно), расселение (4—5 млн. россиян), внешняя трудовая миграция (примерно 4 млн. иностранцев и апатридов), противодействия нелегальной миграции (примерно 2 млн. лиц) — до сих пор не имеют ни одного их регулирующего законодательного акта за все 20 лет современной России. В то же время зарубежные миграционные системы, как правило, ориентированы на урегулирование именно указанных миграционных процессов.

Основные законы, регламентирующие жизнь и работу иностранных граждан в России

  • ФЗ 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015, с изм. от 19.07.2017)
  • ФЗ 114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 29.07.2017)
  • ФЗ 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017)
  • Трудовой кодекс РФ. Скачать
  • ТК РФ глава 50.1: Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства(ред. от 29.07.2017)
    (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017)
  • Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017)
  • Трудовая миграция раздел XXVI Договора о Евразийском экономическом союзе (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017)

Статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, касающихся иностранных граждан

  • Весь Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) — Cкачать
  • Глава 18 КоАП РФ Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации — Cкачать
  • Статья 12.32.1 КоАП РФ
  • Статья 18.8 КоАП РФ
  • Статья 18.9 КоАП РФ
  • Статья 18.10 КоАП РФ
  • Статья 18.15 КоАП РФ
  • Статья 18.16 КоАП РФ
  • Статья 18.17 КоАП РФ
  • Статья 18.18 КоАП РФ
  • Статья 18.20 КоАП РФ
  • Статья 19.27 КоАП РФ

Законы и постановления, которые вносят изменения в основные законодательные акты, регламентирующие пребывание иностранных граждан в России

2018 год

«О внесении изменений в статьи 8 и 23 федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской федерации»

«О внесении изменений в федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

» О формах и порядке уведомления министерства внутренних дел РФ об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ.»;

2017 год

Постановление Правительства №1400 от 20.11.17
«»О внесении изменений в Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы Правительство Российской Федерации»;

Приказ МВД России от 28.09.2017 N 738
«»Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, требований к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, Правил проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка»

Федеральный закон от 17.04.2017 N 77
«»О внесении изменений в статьи 8 и 9 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29.07.2017 N 243-ФЗ
«»О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

2016 год

Федеральный закон N 129 от 01.05.2016 г.
«О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

2015 год

Федеральный закон N 466 от 30.12.2015 г.
«О внесении изменений в статьи 5 и 17 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон N 438 от 30.12.2015 г.
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части права иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), на пребывание и проживание в Российской Федерации»

Федеральный закон N 202 от 29.06.2015 г.
«О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и статью 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации

Федеральный закон N 199 от 29.06.2015 г.
«О внесении изменений в статьи 18.10 и 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Федеральный закон N 56 от 08.03.2015 г.
«О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

2014 год

Федеральный закон N 357-ФЗ от 24.11.2014 г. (ред. от 08.03.2015г.)
«О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Указ Президента РФ № 531 от 25.07.2014 г.
«О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637»
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Армения и граждан Республики Армения на территории Российской Федерации (Подписан в г. Сочи 11.07.2014) (Утратил силу)

Письмо Росздравнадзора № 01и-975/14 от 08.07.2014 г.
«О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации»

Федеральный закон № 188-ФЗ от 28.06.2014 г.
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»

Федеральный закон № 157 от 23.06.2014 г.
«О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

Приказ ФМС России № 380 от 26.05.2014 г.
«О порядке формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка»

Приказ ФМС России № 379 от 26.05.2014 г.
«Об утверждении Требований к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, Правил проведения собеседования комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с иностранным гражданином или лицом без гражданства, Требований к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и Требований к форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка»

Федеральный закон N 127-ФЗ от 05.05.2014
«О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Федеральный закон N 132-ФЗ от 05.05.2014 г.
«О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Федеральный закон № 71 от 20.04.2014
«О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России № 255 от 01.04.2014 г.
«Об утверждении уровней владения русским языком как иностранным языком и требований к ним»

Приказ Минобрнауки России № 255 от 01.04.2014 г.
«Об утверждении уровней владения русским языком как иностранным языком и требований к ним»

2013 год

Федеральный закон № 383 от 28.12.2013
«О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 46 ФЗ»

Федеральный закон № 389 от 28.12.2013
«О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статью 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Федеральный закон № 393-ФЗ от 28.12.2013 г.
«О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ № 977 от 31.10.2013
«Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год»

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 475н от 23.09.2013 г.
«Об утверждении перечня профессий (должностей, специальностей) иностранных работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли, и квалификационных требований к таким работникам»

Постановление Правительства РФ № 800 от 12.09.2013 г
«Об утверждении Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу»

Приказ ФМС России №372 от 05.09.2013
«О внесении изменений в приказ ФМС России от 28 июня 2010 г. N 147»

Федеральный закон №248 от 23.07.2013 г.
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Федеральный Закон №203 от 23.07.2013
«О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»

Федеральный закон №92 от 07.05.2013 года (ред. от 05.05.2014)
«О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Постановление Правительства СПб № 187 от 22.03.2013 г.
«О создании Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр трудовых ресурсов» »

2012 год

Федеральный закон № 321 от 30.12.2012
«О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Федеральный Закон № 312 от 30.12.2012
«О внесении изменений в статью 322 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Федеральный Закон № 308 от 30.12.2012
«О внесении изменений в статью 322 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 (ред. от 03.02.2014)
«Об образовании в Российской Федерации»

Приказ ФМС России № 357 от 06.10.2012 г.
«Об организации проведения Федеральной миграционной службой обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче разрешительных документов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации»

2011 год

Федеральный закон №3 «О полиции» от 07.02.2011 (ред. от 05.04.2013)

2010 год

Федеральный закон 326-ФЗ от 29.11.2010 (ред. от 12.03.2014)
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Соглашение между правительством республики Белоруссия, правительством республики Казахстан и правительством Российской Федерации о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (от 19.11.2010) (Утратил силу)

Приказ Минздравсоцразвития РФ N 564н от 28.07.2010 (ред. от 19.10.2011)
«Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.08.2010 N 18283)

Приказ Минздравсоцразвития России № 514н от 13.07.2010
«Об утверждении формы заявки работодателей, заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками и порядка ее заполнения, а также формы заявления работодателей об увеличении размера определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников и размера утвержденных на текущий год квот, а также о связанной с этими изменениями корректировке распределения определенной на текущий год потребности по приоритетнымпрофессионально-квалификационным группам» Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Заключено в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010)

Приказ ФМС РФ №147 от 28.06.2010
«О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (вместе с «Порядком заполнения ходатайства иностранного гражданина о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста», «Порядком представления организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина», «Порядком представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.07.2010 N 18010)

2009 год

Приказ Минздравсоцразвития РФ № 987н от 14.12.2009 (ред. от 27.07.2010, с изм. от 05.03.2013)
«Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.02.2010 N 16440)

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 31.12.2014)
«О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

Приказ МВД России и Федеральной Миграционной Службы № 338\97 от 30.04.2009 (ред. от 01.06.2013)
«Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда»
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.06.2009 N 14037)

Приказ Минэкономразвития РФ №141 от 30.04.2009 года (ред. от 30.09.2011)
«О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»(Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.05.2009 N 13915)

2008 год

Федеральный закон № 294 от 28.12.2008 года (ред. от 02.12.2013)
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля»

Федеральный Закон №207 от 26.12.2008 (ред. от 02.12.2013)
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

2007 год

Приказ Росздравнадзора № 1148-Пр/07, ФМС России № 128 от 19.06.2007
«Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной миграционной службой и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю и надзору за соблюдением установленного порядка привлечения и использования иностранных работников и осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации»

Приказ Роструда № 40, ФМС РФ N 66 от 03.04.2007
«Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы по труду и занятости и Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю (надзору) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.05.2007 N 9420)

2006 год

Письмо ФНС РФ N ШТ-6-09/1278@ от 29 декабря 2006 г.
«О порядке постановки на учет налогоплательщиков»

Федеральный закон № 255-ФЗ от 29.12.2006 (ред. от 31.12.2014)
«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Федеральный закон №110 от 18.07.2006 (ред. от 03.06.2009, с изм. от 29.12.2010)
О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

Указ Президента РФ № 637 от 22.06.2006 (ред. от 25.07.2014)
«О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (вместе с «Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»)»

2002 год

Федеральный закон № 62-ФЗ от 31.05.2002 (ред. от 31.12.2014)
«О гражданстве Российской Федерации»

2001 год

Федеральный закон №173 от 17.12.2001 (ред. от 02.07.2013)
О трудовых пенсиях в Российской Федерации

Федеральный закон №167 от 15.12.2001 (ред. от 31.12.2014)
«Об обязательно пенсионном страховании в Российской Федерации»

1999 год

Федеральный закон № 99 от 24.05.1999 (ред. от 23.07.2013)
«О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»

1998 год

Федеральный закон № 125-ФЗ от 24.07.1998 (ред. от 28.12.2013)
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Федеральный закон № 128 от 25.07.1998 (ред. от 07.05.2013)
«О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»

1996 год

Федеральный закон № 27 от 01.04.1996 г.
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

1993 год

Федеральный закон N 4528-1 от 19.02.1993 (ред. от 02.07.2013)
«О беженцах»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *