Закон торговли

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Торговля представляет собой важнейшую отрасль хозяйства. Оборот товаров, осуществляемый как в пределах государства, так и на международном рынке, является основной составляющей государственной экономики. И тем не менее, торговля не является экономически устойчивой отраслью. Учитывая стремительно меняющуюся экономическую обстановку в стране, закон о торговле требует регулярного внесения актуальных изменений.

Новый закон о торговле

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ принят Госдумой 18 декабря и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года. Рассматриваемый закон вступил в силу 28 декабря того же года.

Действительный нормативный акт состоит из 5 глав и 22 статей. Как и остальные Федеральный законы Российской Федерации, ФЗ-381 регулярно претерпевает серию необходимых поправок. Последние поправки в действительный документ введены 3 июля 2016 года. Изменения, введённые таким образом в ФЗ о торговле, с 1 января 2017 года вступили в силу.

Положения рассматриваемого нормативного акта регламентируют финансово-экономические, юридические и социальные отношения, возникающие в сфере торговли. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы федерального упорядочивания торговой деятельности на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон о торговле преследует следующие цели:

  • Обеспечение синтеза субъектов экономического пространства РФ посредством установления свода правил в сфере торговли;
  • Содействие расширению экономических связей для удовлетворения потребностей экономических отраслей;
  • Гарантия соблюдения юридических прав участников торговой деятельности;
  • Разделение полномочий органов государственной и региональной власти в отношении торговли.

Нормативы, установленные действительным законом о торговле, не относятся к отношениям, сформированным в результате:

  • Внешней торговли;
  • Организации торгов;
  • Сбыта продукции на рынках в розницу;
  • Приобретения и продажи акций, недвижимости, тепловой и электрической энергии.

В дополнение предлагаем изучить нормы ФЗ 208 об акционерных обществах. Последняя редакция

Основные понятия

В перечень основной терминологии, используемой в настоящем Федеральном законе о торговле входят следующие понятия:

  • Торговая деятельность (торговля) — вид деятельности, заключающейся в покупкой и реализацией товаров;
  • Оптовая торговля — скупка или продажа товаров большими партиями;
  • Розничная торговля — продажа или приобретение товаров в единично экземпляре или небольшими партиями для личных целей;
  • Торговый объект — место, предназначенное для демонстрации и реализации продаваемой продукции;
  • Стационарный торговый объект — ТО, располагающийся в здании;
  • Нестационарный торговый объект — мобильный или передвижной ТО;
  • Торговая сеть — комплекс из двух и более ТО, принадлежащих определённому субъекту или субъектам, согласно положениям Федерального закона «О защите конкуренции»;
  • Продовольственные товары — съестные продукты, алкоголь и напитки;
  • Услуги по продвижению товаров — услуги в сфере рекламы с целью продвижения в условиях рынка той или иной продукции.

Полный перечень используемой в ФЗ-381 терминологии предоставляется в ст. 2 настоящего Федерального закона.

В целях детального изучения положений рассматриваемого закона необходимо ознакомиться с его текстом. Актуальный текст Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ в последней редакции можно скачать по ссылке:

Поправки в закон о торговле

Последние существенные поправки в Федеральный закон о торговле внесены 3 июля 2016 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» N 273-ФЗ.

Согласно действительным поправкам, текст пункта 4 статьи 9 гласит, что хозяйствующему субъекту может быть начислено денежное вознаграждение за осуществление необходимых операций по предоставлению продовольственных товаров. Сумма вознаграждения определяется и согласовывается сторонами-участниками торговли.

Поправками, внесёнными в статью 13 действительного Федерального закона, уточняются запреты, наложенные в отношении субъекта-хозяина. Хозяйствующее предприятие, поставляющее продовольственные товары, не уполномочено:

  • Нарушать постановления действующего нормативного акта «О защите конкуренции»;
  • Неправомерно завышать или занижать цены;
  • Запрещать контрагенту сотрудничать с другими поставщиками;
  • Блокировать другим поставщикам возможность внедрения в рыночные отношения.

Отсрочка платежа по закону о торговле

Согласно поправкам, внесённым в часть 7 рассматриваемой статьи, её текст постановляет, что срок оплаты продовольственных товаров определяется следующим образом:

  • Товары с небольшим сроком годности (до 10 дней) оплачиваются не позднее 8 рабочих дней с момента их поставки;
  • Продовольствие со средним сроком годности (от 10 до 30 дней) оплачивается в течение 25 календарных дней;
  • Товары, срок годности которых превышает 30 дней, должны быть оплачены в течение 40 календарных дней с момента их получения.

В сравнении с показателями прошлогодних лет, максимальные сроки по рассрочке за уже поставленный товар уменьшены на 5-10 календарных дней.

Главным критерием рассрочки являются сроки допустимого хранения поставляемой продукции. Таким образом отношения поставщика с получателем становятся более прозрачными, что позволяет сделать сам торговый процесс более качественным.

Выездная торговля

Выездная торговля — деятельность, строго регламентируемая настоящим нормативным актом. В первую очередь, передвижное сооружение, на котором располагается товар, не должно препятствовать автомобильному движению и представлять опасность для здоровья и жизней покупателей.

У продавца-реализатора должен быть в наличии сертификат соответствия или декларация, позволяющая ему заниматься торговой деятельностью. В большинстве случаев вся необходимая документация предоставляется реализатору поставщиком товаров или хозяином передвижной лавки.

Передвижное сооружение должно соответствовать техническим и санитарным нормам. В случае нарушений, лицо, осуществляемое деятельность в рассматриваемой сфере, будет призвано к ответственности в соответствии с положениями действительного закона.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет :

Утвердить прилагаемые Правила организации развозной торговли.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от__________ № _____

Правила организации развозной торговли

I. Общие положения

1. Настоящие Правила, устанавливающие порядок организации развозной торговли, регулируют отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением развозной торговли.

2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«продавец» – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие розничную торговлю с использованием мобильных торговых объектов;

«мобильный торговый объект» – торговый объект, представляющий собой специализированное или специально оборудованное транспортное средство, используемое при осуществлении развозной торговли. К данным объектам относятся, в том числе автомобили, автолавки, автомагазины, тонары, автоприцепы, автоцистерны;

«развозная торговля» – розничная торговля, осуществляемая с использованием мобильных торговых объектов;

«специализация мобильного торгового объекта» – ассортиментная специфика, выраженная в принадлежности реализуемых товаров к одной из товарных групп.

3. Осуществлять развозную торговлю вправе юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие требованиям, установленным настоящими Правилами.

II. Порядок уведомления о начале осуществления развозной торговли

4. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предполагающее осуществлять развозную торговлю (далее – заявитель), обязано представить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – уполномоченный орган) по месту предполагаемого фактического осуществления деятельности уведомление о начале своей деятельности по форме согласно приложению № 1 к настоящим Правилам (далее – уведомление).

5. При наличии у заявителя нескольких транспортных средств для осуществления развозной торговли (мобильных торговых объектов) уведомление подается по каждому транспортному средству.

6. К уведомлению должны прилагаться следующие документы:

— копия документа, удостоверяющего личность заявителя (для юридических лиц дополнительно копия документа, подтверждающего полномочия заявителя);

— для юридических лиц выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (с датой выдачи не ранее чем за 6 месяцев до дня подачи документов);

— для индивидуальных предпринимателей выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (с датой выдачи не ранее чем за 6 месяцев до дня подачи документов);

— копия свидетельства о регистрации транспортного средства, заверенная заявителем;

— копия паспорта транспортного средства, заверенная заявителем;

— копия договора лизинга на транспортное средство (в случае если транспортное средство находится в лизинге), заверенная заявителем;

— копия договора аренды/сублизинга на транспортное средство (в случае если транспортное средство находится в аренде/сублизинге), заверенная арендодателем;

— пять фотографий транспортного средства формата А4, на которое подается уведомление, с приложением электронной версии с разрешением не менее 1600х2400 без искажения пропорций и не менее 200 dpi (вид с обоих боков, вид спереди и сзади, а также ракурс 3/4 с видимым окном выдачи товара в режиме торговли, с четкими изображениями элементов оформления мобильного торгового объекта);

— копия договора на GPS/Глонасс/GSM (и иных систем геопозиционирования, действующих на территории работы мобильного торгового объекта) мониторинг транспортного средства с указанием необходимых реквизитов для o№li№e доступа к координатам, позволяющих организовать непрерывную передачу данных (ретрансляцию) в государственный центр контроля уполномоченного органа.

7. Уполномоченный орган вправе организовать прием уведомлений в электронной форме через портал государственных услуг.

8. Заявитель представляет уведомление в 2-х экземплярах в уполномоченный орган непосредственно или направляет его заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении, либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя.

В случае представления уведомления непосредственно в уполномоченный орган днем его подачи считается день регистрации уведомления в уполномоченном органе. При направлении уведомления по почте днем его подачи считается день отправки почтового отправления. При направлении уведомления в виде электронного документа днем его подачи считается день регистрации этого документа в системе электронного документооборота уполномоченного органа.

9. Должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за учет поступивших уведомлений, в день получения уведомления регистрирует его и проставляет на обоих экземплярах уведомления отметку с указанием даты его получения и регистрационного номера.

Один экземпляр уведомления остается в уполномоченном органе, а второй вручается (направляется) в день регистрации заявителю.

В случае подачи уведомления в виде электронного документа должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за учет поступивших уведомлений, в день его регистрации обязано направить заявителю подтверждение о получении уведомления в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью уполномоченного органа.

10. Заявители обязаны сообщить в уполномоченный орган, зарегистрировавший уведомление, сведения о следующих изменениях:

а) изменение места нахождения юридического лица;

б) изменение места жительства индивидуального предпринимателя;

в) реорганизация юридического лица;

г) изменение регистрационных данных транспортного средства.

11. Сведения об указанных в пункте 10 настоящих Правил изменениях представляются в уполномоченный орган в течение 10 дней со дня внесения соответствующих изменений посредством представления (направления) в уполномоченный орган заявления в произвольной форме с приложением копий документов, заверенных заявителем, подтверждающих факт внесения соответствующих изменений, или в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя.

12. Уполномоченный орган осуществляет учет уведомлений путем внесения следующих сведений в реестр уведомлений об осуществлении развозной торговли (далее — реестр), в том числе в электронной форме, по каждому заявленному мобильному торговому объекту:

а) дата поступления уведомления и его регистрационный номер;

б) полное и сокращенное, в том числе фирменное (при наличии), наименование юридического лица, его организационно-правовая форма, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

в) почтовые адреса места нахождения юридического лица, в том числе его филиалов и представительств (адрес места жительства индивидуального предпринимателя);

г) основной государственный регистрационный номер юридического лица или основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

д) идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;

е) специализация мобильного торгового объекта;

ж) сведения о марке, модели, государственном регистрационном знаке и годе выпуска транспортного средства, с использованием которого предполагается осуществлять развозную торговлю;

з) сведения о системе мониторинга геопозиции транспортного средства;

и) фотографии транспортного средства, предоставленные в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.

13. Должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за учет поступивших уведомлений, вносит сведения в реестр и выдает заявителю Свидетельство о внесении в реестр по форме приложения № 2 к настоящим Правилам в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления. В случае утраты Свидетельства о внесении в реестр заявитель вправе обратиться в уполномоченный орган для получения дубликата, который выдается в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления.

Внесение в реестр изменений, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, а также выдача нового Свидетельства о внесении в реестр осуществляются в течение 3 рабочих дней со дня поступления соответствующих документов в уполномоченный орган.

14. Отказ заявителю во внесении в реестр допускается в следующих случаях:

— несоответствие представленных документов и содержащихся в них сведений требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящих Правил;

— недостоверность представленной информации.

15. В случае отказа во внесении в реестр уполномоченный орган в 15-дневный срок со дня получения пакета документов выдает заявителю уведомление об отказе в письменной форме с указанием причин отказа.

16. Уполномоченный орган вправе исключить организацию (предпринимателя) из реестра в случаях:

— ликвидации юридического лица либо исключения его из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

— по заявлению юридического лица (индивидуального предпринимателя) о прекращении осуществления развозной торговли.

17. Уполномоченный орган вправе исключить мобильный торговый объект из реестра в случаях:

— обнаружения недостоверности информации, представленной в отношении данного мобильного торгового объекта;

— при неоднократном (три и более раз) нарушении требований, установленных настоящими Правилами, в течение 1 квартала;

— по заявлению юридического лица (индивидуального предпринимателя) о прекращении осуществления развозной торговли с использованием данного мобильного торгового объекта.

18. Исключение из реестра влечет за собой утрату права юридического лица (индивидуального предпринимателя) на осуществление развозной торговли с использованием исключенного из реестра мобильного торгового объекта.

Исключение из реестра не препятствует повторной подаче уведомления через 30 календарных дней со дня исключения при условии устранения нарушений, повлекших исключение из реестра.

19. Реестр ведется на бумажном и электронном носителях.

20. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными.

Уполномоченный орган размещает сведения, содержащиеся в реестре, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сроки, установленные пунктом 11 настоящих Правил.

21. Уполномоченный орган по письменному запросу органов государственной власти и органов местного самоуправления представляет бесплатно сведения, содержащиеся в реестре, в виде выписок или сообщает об отсутствии указанных сведений в день поступления соответствующего запроса.

22. За регистрацию уведомлений, внесение записей в реестр, предоставление сведений, содержащихся в реестре, выдачу дубликатов Свидетельств о внесении в реестр плата не взимается.

23. Заявитель вправе осуществлять развозную торговлю с даты внесения в реестр сведений о нем.

III. Требования к мобильным торговым объектам

24. Для осуществления развозной торговли могут использоваться транспортные средства, соответствующие требованиям не ниже экологического класса 4 (Евро-4), прошедшие в установленном порядке государственный технический осмотр, содержащиеся в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

25. Каждый мобильный торговый объект должен быть оснащен системой мониторинга геолокации объекта с возможностью отслеживания нахождения и движения мобильного торгового объекта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Сведения о фактическом нахождении мобильного торгового объекта должны быть открытыми и общедоступными.

На мобильном торговом объекте (на видном месте: боковых поверхностях кузова, ветровом стекле и т.д.) должна находиться информация об интернет-адресе ресурса, где потребитель и любое заинтересованное лицо может получить информацию о нахождении и движении данного мобильного торгового объекта, а также пароли и иные сведения, необходимые для доступа к соответствующей информации.

При размещении информации должны быть соблюдены требования о размещении рекламы на транспортных средствах в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

26. Мобильный торговый объект должен быть оборудован витринами и прилавком (прилавками), доступными во время осуществления обслуживания потребителей, а также необходимым торговым, холодильным и иным технологическим оборудованием, соответствующим обязательным требованиям нормативных правовых актов.

Мобильный торговый объект может быть оборудован встроенным жидкотопливным электрогенератором шумностью не более 55 дБА.

IV. Требования к хозяйствующим субъектам

27. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в реестр, обязаны:

— При осуществлении своей деятельности соблюдать обязательные требования к организации торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом требований настоящих Правил;

— Размещать на витрине мобильного торгового объекта информацию, содержащую сведения о заявителе, времени начала и окончания работы мобильного торгового объекта, сведения о включении в реестр (в виде оригинала Свидетельства о внесении в реестр), информацию о номере телефона и адресе предприятия, номерах контактных телефонов уполномоченного органа, информацию, предусмотренную пунктом 25 настоящего порядка, а также иную информацию о товарах и их изготовителях в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

— Обеспечивать соблюдение требований федерального законодательства, регулирующего кассовые операции, при осуществлении развозной торговли;

— Представлять в уполномоченный орган информацию об изменении сведений о мобильных торговых объектах, содержащихся в реестре, в срок, установленный настоящими Правилами;

— Обеспечивать бесперебойную работу бортового блока системы геолокации и отслеживания нахождения и движения мобильного торгового объекта, круглосуточную публикацию координат размещения мобильного торгового объекта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также общедоступность указанной информации;

— Обеспечивать доступ представителей уполномоченного органа к мобильному торговому объекту в целях проведения проверки соблюдения хозяйствующим субъектом требований настоящих Правил.

28. Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, определяются продавцом самостоятельно в соответствии со специализацией с учетом требований настоящих Правил.

V. Условия функционирования мобильных торговых объектов

29. Мобильные торговые объекты могут размещаться в местах, допускаемых для стоянки Правилами дорожного движениями, действующими в Российской Федерации.

30. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов вправе определить дополнительные зоны, где допускается функционирование мобильных торговых объектов – механических транспортных средств исходя из особенности соответствующих территорий.

31. Не допускается размещение (стоянка) мобильного торгового объекта с обслуживанием покупателей при отсутствии свободного подхода покупателей к витринам и прилавку, через который производится обслуживание покупателей.

При осуществлении торговой деятельности обслуживание покупателей должно осуществляться со стороны тротуара или иной площадки с твердым покрытием, не являющейся проезжей частью.

32. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в реестр, вправе осуществлять развозную торговлю с 8 часов до 22 часов по местному времени. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе расширять временные интервалы работы мобильных торговых объектов для всех либо для определенных специализаций мобильных торговых объектов. Не допускается ограничение времени работы мобильных торговых объектов, если это влечет за собой ограничение конкуренции с другими формами торговли.

33. Стоянка мобильного торгового объекта вне времени работы, определяемого в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил, допускается исключительно на оборудованной стоянке (в гараже) по адресу, указанному заявителем в уведомлении.

Стоянка мобильного торгового объекта в указанное в пункте 32 настоящих Правил время на дворовых территориях и в жилых зонах не допускается.

VI. Требования к ассортименту товаров

34. При осуществлении развозной торговли допускается розничная продажа групп товаров в соответствии со специализацией мобильных торговых объектов.

35. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие развозную торговлю, должны обеспечивать надлежащие условия хранения и реализации товаров в соответствии с обязательными требованиями нормативных правовых актов.

36. Группы товаров, допускаемые для реализации при развозной торговле, определяются в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также в соответствии со специализацией мобильного торгового объекта. Перечень специализаций мобильных торговых объектов указан в таблице 1 настоящего пункта:

Таблица 1

№ п/п

Специализация

Мясо и мясная продукция

Молоко и молочная продукция

Хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия

Цветы

Печатная продукция

Быстрое питание (готовая еда)

Овощи-фрукты

Рыба и морепродукты

Продукты

Непродовольственные товары

37. Применение широких специализаций «Продукты» и «Непродольственные товары» (п.38 Правил) в отношении специализации мобильного торгового объекта допускается исключительно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих развозную торговлю в городах с населением менее 300 тысяч жителей и в сельских населенных пунктах. В городах с населением свыше 300 тысяч жителей применение широких специализаций «Продукты» и «Непродольственные товары» не допускается.

VII. Ответственность

38. За нарушение обязательных требований к организации торговой деятельности, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие развозную торговлю, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Приложение № 1

к Правилам организации развозной торговли

Руководителю

(уполномоченный орган субъекта РФ)

Дата _____________

Уведомление

об осуществлении развозной торговли на территории _____________________________

(субъект РФ)

Настоящим уведомляю о начале осуществления развозной торговли на территории __________________________________________________________________________________

(субъект РФ)

Полное наименование юридического лица/ Ф.И.О. индивидуального предпринимателя: ___________________________________________________________________________

Сокращенное наименование юридического лица: _________________________________

Фирменное наименование юридического лица:

Место нахождения юридического лица/ Место жительства индивидуального предпринимателя: ___________________________________________________________

Ф.И.О. руководителя юридического лица: _______________________________________

Данные документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя: ___________________________________________________________________________

Регистрационные данные: дата регистрации __________

место регистрации ___________________________________________________________

орган регистрации___________________________________________________________

ИНН __________________ ОГРН / ОГРНИП_________________________________

Телефон: ____________________ Факс: __________________E-mail: ________________

Мобильный торговый объект, специализация: ___________________________________

Регистрационный знак_______________Марка, модель __________________________ Год выпуска ТС_________VI№ ________________ Шасси №___________________

Документ, устанавливающий право владения ТС (свидетельство о регистрации ТС/договор лизинга) № ____________________________________________________

Технический осмотр пройден _______20_г. Дата очередного техосмотра ________20_г.

Адрес ночной стоянки (гаража) _______________________________________________

Доступ к системе мониторинга (геопозиционирование):

Logi№:___________________________ Password:__________________________________

Приложение: опись прилагаемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от __.__.____ г. №___ документов.

Примечание:

Данным заявлением подтверждаю соблюдение требований Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от __.__.____ г. №___, а также обеспечение проведения контроля технического состояния транспортного средства перед выездом на линию и предрейсового медицинского осмотра водителей.

Подпись ________________________/______________________/

М.П.

ЗАО «Консультант Плюс»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2009 ГОДА N 381-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 381-ФЗ) внесены существенные изменения в правовое регулирование торговой деятельности на территории РФ: установлены полномочия органов исполнительной власти (на федеральном уровне и уровне субъекта РФ) и органов местного самоуправления в области торговой деятельности, требования к организации и осуществлению торговой деятельности, а также меры по ее развитию. Особо следует отметить, что Законом N 381-ФЗ введены специальное правовое регулирование в отношении поставок продовольственных товаров.

Общие положения

Действие Закона N 381-ФЗ распространяется на отношения, возникающие между органами государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующими субъектами (далее — субъекты) в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также на отношения между субъектами при осуществлении торговой деятельности.

Данный Закон не применяется к отношениям, связанным с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности, торговли на товарных биржах, деятельности по продаже товаров на розничных рынках, купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

Статья 2 Закона N 381-ФЗ раскрывает основные термины: торговый объект, стационарный торговый объект, не стационарный торговый объект, торговая сеть, продовольственные товары.

Торговые объекты делятся на стационарные и нестационарные. Критерием их разграничения является прочная связь с землей. Если торговый объект обладает такой связью, то он относится к стационарным, если нет — к нестационарным. На основании п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) можно сделать вывод о том, что стационарный торговый объект является недвижимым имуществом.

Интерес представляет определение торговой сети, к которой относятся два и более торговых объекта, если они находятся под общим управлением или используются под единым коммерческим обозначением либо иным средством индивидуализации. Законодатель не связывает вопрос признания торговой сетью совокупности торговых объектов с оборотом данных объектов или их долей на рынке.

Методы государственного регулирования торговой деятельности

В ст. 4 Закона N 381-ФЗ перечислены методы государственного регулирования торговой деятельности. К ним относятся установление требований к ее организации и осуществлению, антимонопольное регулирование, информационное обеспечение, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.

Пунктом 2 данной статьи не допускается применение других методов государственного регулирования торговой деятельности, но при этом их использование возможно, если оно предусмотрено иным федеральным законом.

Для применения указанных методов государственного регулирования ст. ст. 5 — 6 Закона N 381-ФЗ установлены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в торговой деятельности.

К полномочиям Правительства РФ среди прочего относится следующее:

1) утверждение методики расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

2) утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта РФ, в том числе в границах города федерального значения, муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определение доли объема всех реализованных товаров субъектом торговой деятельности (торговой сети), за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации, в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год.

Полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли (Министерство промышленности и торговли РФ), являются:

1) утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли;

2) утверждение формы торгового реестра, порядка его формирования и предоставления информации, содержащейся в нем.

Среди полномочий органов государственной власти субъектов РФ необходимо отметить следующие:

1) разработка и принятие законов субъектов РФ, иных нормативно-правовых актов субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности;

2) установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта РФ.

Органы местного самоуправления создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Следует отметить, что такие органы внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) вправе создавать указанные условия, только если это определено законами указанных субъектов РФ как вопрос местного значения.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления также вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Договорные отношения в торговой деятельности

Законом N 381-ФЗ введены специальные правила регулирования некоторых условий договора поставки продовольственных товаров, в частности условия о вознаграждении субъекта, осуществляющего торговую деятельность (покупателя по договору, далее — субъект торговой деятельности), за приобретение им товаров определенного количества и условия об оплате поставленного товара. Данным Законом установлен запрет на создание дискриминационных условий, навязывание определенных условий контрагенту по договору поставки и на использование при поставке продовольственных товаров в торговые сети договора комиссии и смешанного договора, содержащего его элементы. Кроме того, рассматриваемым Законом предусмотрено ограничение на использование посреднических договоров при продвижении продовольственных товаров, ограничение в отношении некоторых субъектов торговой деятельности, организующих торговлю через торговые сети, на приобретение и аренду дополнительной площади торговых объектов.

Договор поставки

В соответствии с Законом N 381-ФЗ изменены преддоговорные отношения сторон договора поставки продовольственных товаров, а также условия этого договора.

Пункт ст. 9 Закона N 381-ФЗ предусматривает, что субъект торговой деятельности обязан предоставить поставщику продовольственных товаров доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.

Данный доступ обеспечивается путем размещения информации на сайте субъекта торговой деятельности или предоставления запрашиваемых сведений безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса.

Аналогичная обязанность возложена и на поставщика продовольственных товаров.

Закон N 381-ФЗ регулирует условия договора поставки продовольственных товаров. Пунктом 4 ст. 9 допускается включение в цену такого договора вознаграждения, выплачиваемого субъекту торговой деятельности, за приобретение им у поставщика определенного количества товаров. Размер вознаграждения устанавливается договором, но не учитывается при определении цены товаров. Законодатель предусматривает предельный размер вознаграждения: оно не может превышать 10 процентов от цены приобретенных товаров. Выплата вознаграждения не распространяется на приобретение отдельных видов социально значимых продовольственных товаров.

Пункт 6 ст. 9 Закона N 381-ФЗ императивно устанавливает, что иные вознаграждения за исполнение субъектом торговой деятельности условий этого договора и (или) его изменение не могут включаться в цену договора.

Пункт 7 ст. 9 Закона N 381-ФЗ регулирует порядок заключения договора поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи субъекту торговой деятельности. В этом случае срок оплаты таких товаров определяется следующим образом:

1) продовольственные товары, срок годности которых менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее чем 10 рабочих дней со дня приемки таких товаров субъектом торговой деятельности;

2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня приемки таких товаров субъектом торговой деятельности;

3) продовольственные товары, срок годности которых свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, подлежат оплате в течение 45 календарных дней со дня приемки товаров субъектом торговой деятельности.

Данная оплата осуществляется при условии исполнения поставщиком обязанности по передаче документов, относящихся к поставкам товаров, т.е. при условии надлежащей поставки.

Законодатель урегулировал ситуацию, когда поставщик продовольственных товаров не передает необходимые документы субъекту торговой деятельности. В этом случае сроки оплаты продовольственных товаров увеличиваются на период предоставления поставщиком указанных документов по запросу субъекта торговой деятельности.

В п. п. 10 и 12 ст. 9 Закона N 381-ФЗ установлен запрет на установление в договоре поставки продовольственных товаров некоторых условий. Так, не допускается:

— запрет на перемену лиц в обязательстве по договору путем уступки требования, а также ответственность за несоблюдение этого запрета;

— условие о совершении субъектом торговой деятельности услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг по продвижению продовольственных товаров.

Кроме того, п. 12 данной статьи предусмотрен запрет на заключение договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг по продвижению таких товаров.

Пунктом 11 данной статьи установлено, что услуги по продвижению продовольственных товаров оказываются субъектом торговой деятельности на основании договоров возмездного оказания услуг.

Можно прийти к выводу, что оказание данных услуг может осуществляться исключительно на основании договора возмездного оказания услуг, а не на основании иных договоров, в том числе посреднических. Тем самым можно заключить, что в этом случае законодатель ограничил свободу сторон договора.

Для определения условий договора поставки продовольственных товаров необходимо руководствоваться ст. 13 Закона N 381-ФЗ, устанавливающей антимонопольные правила для субъектов торговой деятельности и поставщиков продовольственных товаров. В соответствии с данной статьей субъектам торговой деятельности, организующим торговлю через торговые сети, и поставщикам продовольственных товаров в торговые сети запрещается:

1) создавать дискриминационные условия, в том числе:

а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других субъектов;

б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

2) навязывать контрагенту условия:

а) о запрете на заключение субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими субъектами на аналогичных или иных условиях;

б) об ответственности за неисполнение обязательства субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

в) о предоставлении субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

г) о внесении субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;

д) о внесении субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

е) о снижении субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

ж) о возмещении субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;

з) о возмещении субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;

и) о возврате субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством;

к) иные условия, если они содержат существенные признаки навязываемых условий, перечисленные выше.

Из данной статьи следует, что перечни дискриминационных и навязываемых условий являются открытыми. Неясно, является ли включение данных условий основанием ничтожности договора (или его части) по ст. 168 ГК РФ. Статья 13 Закона N 381-ФЗ устанавливает антимонопольные, а не гражданско-правовые правила. В то же время включение дискриминационного или навязываемого условия нарушает Закон N 381-ФЗ, а в соответствии со ст. 21 данного Закона лица, виновные в его нарушении, в том числе несут гражданско-правовую ответственность. Кроме того, Закон N 381-ФЗ, а также КоАП РФ не содержит специальных норм о последствиях включения указанных условий в договор. Также нельзя однозначно утверждать, что включение данных условий в договор поставки продовольственных товаров является зло у потреблением доминирующего положения на рынке в смысле ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Однако в пользу того, что включение дискриминационных и навязываемых условий в договор не является основанием его ничтожности в связи с наличием специальных правовых последствий, указывает п. 3 ст. 16 Закона N 381-ФЗ, согласно которому при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных ст. ст. 13 — 15 Закона N 381-ФЗ, ФАС России принимает меры в соответствии с Законом о защите конкуренции.

При этом можно сделать вывод о том, что нарушение нормативно установленного порядка ценообразования не является основанием для признания договора ничтожным по ст. 168 ГК РФ, поскольку правовые последствия такого нарушения прямо предусмотрены ст. 14.6 КоАП РФ.

Приобретение и аренда торговых площадей

Статья 14 Закона N 381-ФЗ устанавливает, что субъект торговой деятельности, который организует торговлю через торговые сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами и доля которого превышает 25 процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Нарушение данной нормы влечет ничтожность заключенного договора. Законодатель устанавливает, что требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе Федеральной антимонопольной службой.

Специальное упоминание данного органа исполнительной власти дает основания предположить, что ФАС России является заинтересованным лицом по данному иску в силу закона. Это не требует доказывания такой заинтересованности.

Статья 14 Закона N 381-ФЗ ограничивает развитие субъектов торговой деятельности, организующих торговлю через торговые сети в границах административно-территориальных образований, по всей видимости, с целью поддержания и развития конкуренции на продовольственном рынке данных образований.

Приведенные нормы не распространяются на сделки, связанные с приобретением, арендой или введением в эксплуатацию торговых объектов, если они были совершены до вступления в силу Закона N 381-ФЗ. Ограничения, предусмотренные ст. 14, применяются в отношении муниципальных районов и городских округов с 1 июля 2010 г. (п. п. 3 и 4 ст. 22 Закона N 381-ФЗ).

Договор комиссии

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 13 Закона N 381-ФЗ субъектам торговой деятельности, организующим торговлю через торговые сети, и поставщикам продовольственных товаров в торговые сети запрещено осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

При применении данной нормы может возникнуть вопрос о том, подпадает ли под данный запрет договор агентирования, заключенный по модели договора комиссии (когда агент действует от своего имени, но за счет принципала), поскольку данный договор не является смешанным в смысле п. 3 ст. 421 ГК РФ.

Социально значимые продовольственные товары

В п. п. 5 и 6 ст. 8 Закона N 381-ФЗ закреплены особенности оборота социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Рассматриваемый Закон не раскрывает содержания термина «социально значимый товар». При этом предусмотрено, что перечень таких товаров, а также предельно допустимые розничные цены на них устанавливаются Правительством РФ.

Законом N 381-ФЗ предусмотрено, что если в течение 30 календарных дней подряд на территории субъекта (или субъектов) РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30 и более процентов, то Правительство РФ вправе установить предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта (субъектов) РФ. Данные цены вводятся на срок не более чем 90 календарных дней.

Размещение нестационарных торговых объектов

В силу п. 1 ст. 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов. При таком размещении учитывается необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения таких торговых объектов в схему размещения устанавливается Правительством РФ, что следует из п. 2 данной статьи.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, уполномоченным уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Пункт 4 данной статьи устанавливает преференцию для субъектов малого и среднего предпринимательства: 60 процентов нестационарных торговых объектов предусмотрены схемой размещения для использования данными субъектами, осуществляющими торговую деятельность.

В п. 6 ст. 10 Закона N 381-ФЗ подчеркнуто, что утверждение схемы размещения нестационарных объектов (а также изменения в нее) не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Схема размещения нестационарных торговых объектов подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления, что следует из п. 5 указанной статьи.

Организация ярмарок и продажа товаров на них

Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них регулируется ст. 11 Закона N 381-ФЗ. Ярмарки организуются органами государственной власти и местного самоуправления, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — организаторы ярмарки).

Организатор ярмарки разрабатывает, утверждает и публикует план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней, определяет режим работы ярмарки, порядок ее организации и предоставления торговых мест.

Торговые места на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам, что следует из п. 4 данной статьи. Согласно п. 5 указанной статьи такое предоставление является возмездным, размер платы за торговое место и за оказание услуг по обеспечению торговли определяется организатором ярмарки.

Антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в области торговой деятельности

Данные требования установлены ст. 15 Закона N 381-ФЗ в целях обеспечения баланса интересов всех участников торговой деятельности, развития конкуренции и недопущения злоупотреблений в сфере торговли.

Органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, а также иные органы и организации, осуществляющие их функции, не вправе принимать акты и (или) совершать действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, которые установлены федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Так, ст. 15 Закона N 381-ФЗ запрещено:

1) возлагать на субъектов торговой деятельности и поставщиков товаров обязанность участвовать в повторной проверке качества и безопасности товаров, в региональной или муниципальной системе качества товаров, если такая обязанность не передана указанным органам;

2) понуждать субъектов торговой деятельности и поставщиков товаров участвовать в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных нормативно-правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренным Федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта РФ или муниципального образования. К таким процедурам и условиям относятся аттестация торговых объектов, аккредитация субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства;

3) понуждать субъектов торговой деятельности и поставщиков продовольственных товаров продавать товары по ценам, определенным в порядке, который установлен органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов РФ, если указанные органы не наделены правом государственного регулирования цен;

4) принимать нормативно-правовые акты и решения:

— запрещающие или ограничивающие свободное перемещение товаров;

— вводящие ограничения продажи отдельных видов товаров;

— понуждающие субъектов торговой деятельности к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными поставщиками и наоборот;

— устанавливающие для субъектов торговой деятельности ограничения выбора поставщиков и наоборот;

— дискриминирующие субъектов торговой деятельности и поставщиков товаров в доступе к объектам транспорта, инфраструктуры.

Государственный контроль за соблюдением требований Закона N 381-ФЗ

Уполномоченным органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) за соблюдением ст. ст. 13 — 15 Закона N 381-ФЗ, является ФАС России, что следует из п. 2 ст. 16 данного Закона.

Меры по развитию торговой деятельности

Глава 4 Закона N 381-ФЗ раскрывает меры, направленные на развитие торговой деятельности. Среди предусмотренных мер целесообразно отметить следующие.

1) Органы местного самоуправления предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, а также разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов (п. 3 ст. 17 Закона N 381-ФЗ).

2) Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы развития торговли (п. 1 ст. 18 Закона N 381-ФЗ).

3) Могут быть утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, введение которых не является основанием для пересмотра размещения стационарных, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до их утверждения (ст. 19 рассматриваемого Закона).

Заключительные положения

Закон N 381-ФЗ вступил в силу 1 февраля 2010 г. Условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до указанного момента, должны быть приведены в соответствие с его требованиями в течение 180 дней со дня вступления в силу рассматриваемого Закона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *