Законы о митингах в России

Принят Государственной Думой 4 июня 2004 года
Одобрен Советом Федерации 9 июня 2004 года

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях

1. Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

2) собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

3) митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

4) демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

5) шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

6) пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;

7) уведомление о проведении публичного мероприятия — документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;

8) регламент проведения публичного мероприятия — документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа;

9) территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, — земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.

Статья 3. Принципы проведения публичного мероприятия

Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:

1) законность — соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;

2) добровольность участия в публичном мероприятии.

Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия

Статья 4. Организация публичного мероприятия

К организации публичного мероприятия относятся:

1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;

2) проведение предварительной агитации;

3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;

4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Статья 5. Организатор публичного мероприятия

1. Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

2. Не могут быть организатором публичного мероприятия:

1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

3. Организатор публичного мероприятия имеет право:

1) проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания — в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;

2) проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

3) уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;

4) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;

5) использовать при проведении собраний, митингов, демонстраций и шествий звукоусиливающие технические средства (аудио-, видеоустановки и другие устройства) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Российской Федерации.

4. Организатор публичного мероприятия обязан:

1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона;

2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;

4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;

5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;

10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.

5. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Статья 6. Участники публичного мероприятия

1. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

2. Участники публичного мероприятия имеют право:

1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;

2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;

3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

3. Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;

2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.

Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия

1. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

2. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

3. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

4. Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

Статья 8. Места проведения публичного мероприятия

1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

3. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.

4. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.

Статья 9. Время проведения публичного мероприятия

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Статья 10. Предварительная агитация

1. Организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента подачи уведомления о проведении публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

2. Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации.

3. Недопустимо проведение предварительной агитации в формах, оскорбляющих и унижающих достоинство человека и гражданина.

4. Предварительная агитация не может проводиться в форме публичного мероприятия, если порядок его организации и проведения не соответствует требованиям настоящего Федерального закона.

5. В случае отказа организатора публичного мероприятия от его проведения он обязан принять меры по прекращению предварительной агитации и информированию граждан и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, которым подано уведомление о проведении данного публичного мероприятия, о принятом решении.

Статья 11. Материально-техническое и организационное обеспечение проведения публичного мероприятия

1. Материально-техническое обеспечение проведения публичного мероприятия осуществляется его организатором и участниками за счет собственных средств, а также за счет средств и имущества, собранных и (или) переданных для проведения данного публичного мероприятия, если федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации не установлено иное.

2. Полномочия участников публичного мероприятия, осуществляющих материально-техническое обеспечение проведения публичного мероприятия, должны быть письменно удостоверены его организатором.

Статья 12. Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления

1. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения — в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;

4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;

7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ «О государственной охране», своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.

2. В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Статья 13. Права и обязанности уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления

1. Уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления имеет право:

1) требовать от организатора публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;

2) принимать решение о приостановлении или прекращении публичного мероприятия в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

2. Уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления обязан:

1) присутствовать на публичном мероприятии;

2) оказывать организатору публичного мероприятия содействие в его проведении;

3) обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.

Статья 14. Права и обязанности уполномоченного представителя органа внутренних дел

1. По предложению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), на которой (в котором) планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Назначение указанного представителя оформляется распоряжением начальника органа внутренних дел.

2. Уполномоченный представитель органа внутренних дел имеет право:

1) требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения);

2) требовать от организатора и участников публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;

3) по просьбе организатора публичного мероприятия удалять с места его проведения граждан, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия.

3. Уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан:

1) оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции;

2) обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.

Статья 15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия

1. Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.

2. В случае невыполнения требования об устранении нарушения, указанного в части 1 настоящей статьи, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено.

3. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Основания прекращения публичного мероприятия

Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:

1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;

2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

Статья 17. Порядок прекращения публичного мероприятия

1. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления:

1) дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия;

2) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;

3) в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.

2. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники милиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Порядок прекращения публичного мероприятия, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Неисполнение законных требований сотрудников милиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Глава 3. Гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия

Статья 18. Обеспечение условий для проведения публичного мероприятия

1. Организатор публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.

2. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия.

3. Поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичного мероприятия осуществляются на безвозмездной основе.

Статья 19. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации
В. Путин

ТАСС-ДОСЬЕ. 2 августа 2019 года в Москве арестованы первые фигуранты, проходящие по делу о массовых беспорядках и о применении насилия к представителям власти на несанкционированном митинге 27 июля. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о законах, регламентирующих проведение демонстраций в странах мира и наказании за их нарушение.

Италия

По итальянскому Закону об охране общественного порядка от 1975 года (с последующими поправками), активисты, намеревающиеся провести шествие, должны подать запрос в полицию минимум за три дня. Участники мероприятий, в проведении которых было отказано, могут быть оштрафованы на сумму от €206 до €413 или подвергнуться заключению на срок от одного до 12 месяцев. Наказание за проведение мероприятия без уведомления полиции — штраф от €103 до €413 или лишение свободы на срок до шести месяцев.

Великобритания

В Великобритании проведение митингов и демонстраций регулируется Законом об общественном порядке (в редакции от 1986 года). В соответствии с ним такие мероприятия санкционируются полицией. Организаторы должны направить в соответствующий участок уведомление о проведении шествия минимум за шесть суток, указав в том числе маршрут и предполагаемое количество участников. В целях предотвращения возможных беспорядков правоохранительные органы могут потребовать изменить место и время акции или запретить ее. За несоблюдение согласованных условий (или подстрекательство к этому) организаторам полагается наказание в виде лишения свободы до трех месяцев или штраф до £2,5 тыс. (€2,7 тыс.). Участники акции, не выполнившие распоряжения полиции, могут быть оштрафованы на сумму до £1 тыс. (чуть более €1 тыс.). Аналогичные меры применяются в отношении лидеров и участников несанкционированных мероприятий.

Германия

В Германии действует Закон о собраниях и шествиях (в редакции от 2008 года). Согласно его положениям, организаторы должны заявить о своих намерениях в органы местного самоуправления минимум за 48 часов до даты мероприятия. Если оно может привести к серьезным нарушениям общественного порядка, власти могут запретить его. В частности, не разрешаются манифестации возле исторических мест, связанных с нацистским режимом. За нарушение запрета и за подстрекательство к проведению несанкционированной акции грозит лишение свободы сроком до года или денежный штраф (его размер в законе не указан). Если акция не соответствует заявленным целям, ее руководители могут быть осуждены на срок до шести месяцев или заплатить штраф в размере 180 дневных зарплат (в настоящее время средняя зарплата в день — €78). Во время акции нельзя иметь при себе оружие или предметы, которые могут быть использованы в этом качестве. За нарушение этого правила полагается тюремный срок до года. Также нельзя приходить на демонстрацию «в какой-либо униформе или единообразной одежде, демонстрирующей единое политическое мировоззрение» — это карается тюремным сроком до двух лет.

Франция

Во Франции уведомление о проведении митинга подается в мэрию муниципалитета (в Париже — в префектуру полиции) не позднее чем за три дня и не ранее 15 дней до проведения демонстрации. В уведомлении указываются имена и адреса организаторов демонстрации, время, место и маршрут следования. Согласование уведомления является обязательным. В случае нарушений заявленных условий организаторам грозит штраф до €7,5 тыс. и тюремный срок до шести месяцев. Несанкционированные собрания, способные нарушить общественный порядок, могут быть разогнаны силами правопорядка, если их участники не отреагировали на требования властей разойтись. Согласно уголовному кодексу Франции, полиция может применить силу без предварительного предупреждения, если насильственные действия направлены против сотрудников правоохранительных органов или если нет других способов восстановить общественный порядок. Лицам, повторно задержанным за массовые беспорядки, грозит штраф до €15 тыс. и лишение свободы до одного года. Максимальные санкции для вооруженных участников таких акций — пять лет тюрьмы и штраф в €75 тыс. В апреле 2019 года во Франции вступил в силу закон, который вводит наказание для тех, кто появится на митингах в масках или с закрывающим лицо платком. Штраф за это может составить до €15 тыс. В этом законе также прописываются правила обысков в районах проведения манифестаций для выявления предметов, которые могут использоваться в качестве оружия.

Швейцария

В Швейцарии проведение митингов и демонстраций регулируется законами кантонов. Так, в Женеве участникам несанкционированных митингов, а также тем, кто нарушает правила проведения разрешенных мероприятий, может быть выписан штраф в 100 тыс. швейцарских франков ($101 тыс.). Кроме того, власти могут менять маршруты уличных маршей при выявлении риска для людей и их имущества, в том числе запрещать демонстрации в центре города. Нарушителям правил могут запретить участвовать в акциях на срок до пяти лет.

США

В США законы, регламентирующие проведение массовых акций, принимаются на уровне штатов. Властям позволено регулировать время, место и порядок проведения собраний. Законодательством большинства штатов предусматриваются длительные сроки рассмотрения заявок на организацию массовых мероприятий — до 30-90 дней. Отдельные штаты и крупные города предусматривают плату за разрешение на проведение публичных акций (от $25 до $300). Например, в Нью-Йорке за проведение митинга или демонстрации в парке плата составит $25, при этом за проведение массового мероприятия на улице плата не требуется. За создание неудобств, препятствий движению транспорта и т. п. осознанно или по неосторожности, а также в случае невыполнения требований сотрудника правопорядка предусмотрен штраф (как правило от $500 до $5 тыс.), или тюремное заключение до полугода.

Кроме того, в соответствии с принятым в феврале 2012 года федеральным законом HR 347, действует запрет на проведение несанкционированных мероприятий в правительственных кварталах, у административных зданий и т. д. За участие в подобных акциях можно получить наказание в виде штрафа и лишения свободы на срок до одного года. Если протестующий вооружен или имеет предметы, которые могут быть использованы как оружие, срок заключения увеличивается до 10 лет.

В 2017-2019 годах семь штатов (Техас, Луизиана, Оклахома, Теннеси, Индиана, Северная Дакота и Южная Дакота) приняли законы, которые ужесточают наказания для активистов, протестующих против строительства нефте- и газопроводов и другой «критической инфраструктуры». Наказание за участие в таких акциях — до $500 тыс. штрафа или до 10 лет заключения.

Сингапур

В Сингапуре в соответствии с Законом об общественном порядке 2009 года (в редакции 2012 года) на проведение собрания требуется разрешение полиции, если оно проводится в общественном месте или если на него приглашены представители общественности. За проведение мероприятий без разрешения властей организаторам грозит штраф до 20 тыс. сингапурских долларов ($14,5 тыс.) и/или 12 месяцев тюрьмы. Участникам несанкционированной акции придется заплатить по 5 тыс. сингапурских долларов ($3,6 тыс.), за нарушение правопорядка и неповиновение сотрудникам правопорядка — по 10 тыс. сингапурских долларов (около $7,2 тыс.) и/или шесть месяцев заключения.

Таиланд

Согласно принятому в мае 2015 года Закону о публичных собраниях, организаторы митинга должны уведомить полицию о цели, месте и времени его проведении за 24 часа. Закон также запрещает публичные собрания в радиусе менее 150 м от мест проживания короля, членов королевской семьи и их гостей, а также вблизи зданий парламента, правительства и судов. Кроме того, запрещены собрания вблизи посольств, консульств и международных агентств. В случае проведения митинга нельзя блокировать входы и выходы правительственных учреждений, аэропортов, портов, автобусных и железнодорожных станций, больниц и нарушать их работу.

Протестующим, отказывающимся расходиться по требованию полиции, может грозить тюремное заключение на срок до года и максимальный штраф в размере 20 тыс. батов (около $600). За проведение несанкционированных акций предусмотрен штраф до 10 тыс. батов (около $300) и лишение свободы до шести месяцев. За ношение оружия, незаконное проникновение в здания и нанесение им ущерба, угрозы и причинение вреда другим лицам, а также за любые повреждения коммуникаций (например, систем водо- и электроснабжения) грозит до 10 лет лишения свободы.

Зимбабве

В соответствии с Законом об общественном порядке и безопасности от 2002 года (с поправками от 2007 года) организаторы обязаны уведомить о митинге регулирующий орган по месту его проведения за четверо суток. В случае несоблюдения этого условия им грозит штраф на сумму до $200 и тюремное заключение до шести месяцев. Аналогичное наказание могут получить лица, не выполнившие приказ полиции разойтись. При проведении демонстрации без разрешения властей ее организаторы могут получить наказание в виде штрафа до $400 и тюремного заключения до одного года.

ЮАР

В ЮАР для проведения шествия подается заявка не менее чем за семь дней. Если в шествии участвует менее 15 человек, разрешения не требуется. Если податель не получил отказ не менее чем за 24 часа, то митинг или шествие считаются разрешенными. Запрещено проведение собраний или демонстраций рядом с образовательными учреждениями. Положение об уголовной ответственности за неуведомление властей о запланированном собрании в 2018 году было отменено Конституционным судом.

Власти более десятка российских регионов полностью проигнорировали постановления Конституционного суда о необходимости исключить из регионального законодательства нормы, ограничивающие проведение публичных мероприятий недалеко от органов госвласти, а также объектов социальной инфраструктуры. Об этом говорится в докладе проекта «ОВД-Инфо». ПЦ «Мемориал» обратился в Генпрокуратуру и Минюст с просьбой проверить ситуацию в этих регионах, дать оценку бездействию региональных властей и принять меры по приведению регионального законодательства в соответствие федеральному.

Правозащитный центр «Мемориал» обратился в Генеральную прокуратуру, Минюст, а также в надзорные органы российских регионов, указав, что законодательство 11 регионов не соответствует требованиям Конституционного суда.

Напомним, КС 1 ноября 2019 года вынес решение по жалобам жительниц Коми Марины Седовой и Веры Терешонковой: в 2017 году им отказали в проведении публичных акций в Сыктывкаре. Речь шла о заупокойном молебне в память жертв «Большого террора» 1937–1938 годов и митинге против неудовлетворительной работы общественного транспорта. Местные власти сослались при этом на региональный закон, который запрещает проведение акций в 50 метрах от входа в здание органов власти и госучреждений.

КС признал такие региональные нормы не соответствующими Конституции, указав, в частности, на нарушение ст. 31 о праве граждан на проведение публичных мероприятий. Кроме того, установление таких региональных норм суд счел выходящим за пределы законодательных полномочий субъектов РФ.

В результате властям Коми было предписано «внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения». А 5 июня 2020 года КС вынес аналогичное решение о требованиях законодательства Самарской области, которое запрещало также проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций в 150 метрах от производственных и военных объектов, зданий образовательных организаций, зданий и объектов, используемых для проведения религиозных обрядов, а также больниц. В постановлении КС вновь подчеркивалось, что «вводить какие-либо ограничения конституционных прав и свобод, поскольку таковые — в определенных Конституцией РФ целях и пределах — может устанавливать только федеральный законодатель».

Как отмечается в докладе проекта «ОВД-Инфо», КС потребовал и от других регионов привести свое законодательство в соответствие с конституционными нормами. «Исполнением постановления КС по делу Седовой и Терешонковой озаботились только в 42 регионах,— говорится в докладе.— В Коми, Туве и Курской области процедуру завершили с опозданием. В пяти регионах парламентарии меняли законы, не учитывая предписания КС, хотя в двух из них (Дагестан и Ставрополье) по-прежнему содержатся неконституционные запреты на акции у (зданий.— «Ъ”) органов власти». Согласно анализу «ОВД-Инфо», в семи регионах в «запретной зоне остались здания МЧС и воинских частей, относящиеся к федеральным ведомствам», в 22 сохранились запреты на проведение публичных мероприятий «внутри зданий органов власти». И только в 12 регионах «отменили хотя бы некоторые абстрактные запреты, касающиеся в основном зданий социального, культурного и бытового назначения».

«Всего четыре региона полностью освободились от территориальных запретов (Курганская область, Архангельская область, ЯНАО и Ингушетия),— отмечает автор доклада Максим Сорокин.— А в Татарстане и Омской области законодатели увеличили их число».

В заявлениях ПЦ «Мемориал» в Генпрокуратуру и Минюст указывается, что «по прошествии более семи месяцев законодательство десяти субъектов Российской Федерации не было приведено в соответствие с требованием КС от 1 ноября 2019 года». Правозащитники просят проверить законодательные нормы Белгородской, Брянской, Ленинградской, Свердловской, Тверской и Ярославской областей, а также Камчатского и Ставропольского края, Карачаево-Черкесии и Дагестана.

Как пояснил «Ъ” юрист проекта «ОВД-Инфо» Денис Шедов, эти регионы были выбраны, так как в них «есть нарушения именно буквы постановления КС — того, что написано четко и максимально очевидно для органов госвласти»: «На практике мы видим, что даже самые простые предписания выполнены не все. Ряд регионов выполнили постановление формально, ряд регионов придумали гибридные форматы, которые также могут ограничивать свободу собраний. Но мы обратились в прокуратуру, указав, что даже прямые предписания регионы не выполняют».

Также сотрудников прокуратуры попросили «обратиться в суд с требованием о признании недействующими соответствующих положений законов вышеуказанных субъектов РФ на предмет несоответствия ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в той мере, в которой они допускают общий запрет проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций в местах, находящихся возле органов государственной власти».

Аналогичное обращение направлено в прокуратуру каждого их регионов. В обращении в Минюст ПЦ «Мемориал» просит «осуществить мониторинг исполнения законодательными органами субъектов РФ постановления КС от 1 ноября 2019 года», а также дать правовую оценку бездействию законодательных органов указанных регионов.

«Для приведения местных законов в соответствие федеральным правозащитникам по-прежнему приходится проводить работу в каждом конкретном субъекте: обращаться в КС, вносить законодательные инициативы и требовать внесения прокурорских протестов»,— подтвердил «Ъ” наличие проблемы и юрист Григорий Вайпан. Он также отметил, что согласно постановлению пленума Верховного суда (от 26 июня 2018 года), согласие на проведение акций требуется не всегда — в п. 17 постановления сказано, что «определение органами исполнительной власти субъекта РФ специально отведенных мест не препятствует организатору публичного мероприятия избрать иное место его проведения, направив соответствующее уведомление, или провести без уведомления собрание, одиночное пикетирование без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции».

Отметим, в ноябре прошлого года правозащитники из «Апологии протеста» предоставили «Ъ” анализ соответствия региональных законов о митингах позиции Конституционного суда. Тогда было выявлено 44 региона-нарушителя.

Для приведения норм в соответствие у субъектов было полгода, определенных законодательством РФ, однако, по словам адвоката Алексея Глухова, делать этого не стали: «После решения по Коми все регионы озадачились исключением из местных законов только пункта, о котором говорил КС в ноябре, то есть о вычеркивании из списка запрещенных для митингов мест зданий органов государственной власти. В некоторых регионах, как, например, в Татарстане, его вычеркивали, но вписывали новые ограничения — парковки автомобилей. Очевидно, что у каждой мэрии есть парковка, и таким образом, власти формально сохранили запрет на массовую акцию близ органа госвласти». Адвокат Татьяна Сустина также полагает, что сложившаяся практика реакции регионов на постановления КС больше походит на формальность, чем на реальное приведение нормативных актов в соответствие ФЗ.

Теперь же, когда июньское постановление КС вступило в силу, региональным властям придется провести более тщательный митинговый аудит. «В течение двух месяцев они должны внести законопроект в органы законодательной власти, а через полгода этот закон должен начать действовать, но практика показывает, что власти быстро подстроятся и придумают новые формальные основания для отказа в согласовании акций, как это было в Татарстане»,— считает Алексей Глухов.

Валерия Мишина, Мария Старикова, Владимир Хейфец

Протесты не находят себе места

Эксперты составили карту территорий, где запрещено митинговать

Сегодня большую популярность набирают различные протестные акции. В этой ситуации на территории РФ проводят митинги, разнообразные шествия, собрания, официальные демонстрации или одиночные пикеты.

Понятия и правила проведения протестных акций приведены в ФЗ № 54 от 19 июня 2004 года о митингах и пикетах. Ниже подробно рассмотрены основные положения этого закона.

Федеральный закон № 54

Федеральный закон № 54 от 19 июня 2004 года о митингах, собраниях, шествиях, демонстрациях и пикетированиях (далее — ФЗ № 54) был принят Госдумой 4 июня, а одобрен Совфедом РФ 9 июня 2004 г. Последние поправки в этот закон были внесены 7 июня 2017 г.

В этом законе отражены права граждан РФ на проведение мирных различных собраний, демонстраций, пикетов и др. Положениями ФЗ № 54 регулируют правоотношения между участниками протестов и госорганами.

Что представляет собой закон?

ФЗ № 54 состоит из 3 глав и 19 статей. В 1 главе приведены общие различные положения и основные термины («демонстрация», «митинг» и др.).

Во 2 главе отражен порядок, конкретные законные способы, основные положения и нюансы проведения протестных мероприятий, а в 3 — гарантии участникам этих собраний. О праве на мирные акции говорится в ст. 31 Конституции РФ.

Основные поправки в ФЗ № 54

Крайние поправки в ФЗ № 54 были внесены ФЗ № 107 от 7 июня 2017 г. В 2012 г. в первый закон добавили такую информацию:

  • ст. 5 настоящего закона дополнили поправкой о том, что лица с судимостью не могут быть официальными организаторами собраний, различных демонстраций, митингов или иных подобных мероприятий. При неисполнении конкретных обязанностей последние лица несут административную ответственность за тот вред, который причиняют участники протестов;
  • в ст. 6 внесена информация о том, что участникам митинга или другого протестного мероприятия нельзя скрывать свое лицо маской. Также, в этой статье введен запрет на ношение на протестную акцию оружия, взрывчатки, горючих разнообразных жидкостей и алкоголя;
  • ст. 7 дополнили положением об организации одиночного пикета. До его официального проведения теперь не отсылают отдельное уведомление в тот местный орган самоуправления, за которым закреплена конкретная территория;
  • в ст. 8 внесена поправка об обязанности региональной власти установить специальные отдельные места для общественного обсуждения насущных общественно-политических вопросов (Гайд-парки). После получения официального разрешения мирную акцию проводят только в указанном месте;
  • ст. 9 дополнили информацией о продолжительности публичного мероприятия. Теперь протестные акции проводят в такой период — с 7 до 22 часов. Это правило не применяют по отношению к собраниям, которые посвящены отдельным памятным датам РФ (например, празднование 9 мая);
  • в ст. 10 внесена поправка о том, что теперь организаторы проводят агитацию только после официального согласования с региональными или местными властями;
  • ст. 12 дополнили информацией о законных основаниях для отказа со стороны государства в проведении мирного протеста. Такое возможно только в случае подачи уведомления лицом, которое не является организатором, или в этой заявке указана территория, где запрещено проводить публичные мероприятия.

На заметку! В статью 3.2 КоАП РФ ввели такой новый вид наказания правонарушителей (в том числе и участников протеста, которые нарушают ФЗ № 54), как «обязательные работы». Срок исполнения — 20-200 часов. Такое наказание отбывают не более 4 ч. в день.

Нюансы протестных процедур

В ст. 2 ФЗ № 54 приведены основные термины. Согласно этой статье, публичным официальным мероприятием считают мирную акцию (митинг, собрание, шествие, пикет), которую проводят по личной инициативе граждан РФ, политических разнообразных партий, религиозных или общественных различных объединений.

В такой ситуации участники протеста свободно выражают личное мнение и выдвигают конкретные требования по насущным вопросам

Разрешено ли по закону протестовать против официальных действий властей РФ?

Согласно ст. 31 Конституции РФ, граждане вправе выходить на мирный протест (без оружия). Это могут быть собрания, различные митинги, протестные демонстрации, пикеты или шествия. Согласно ФЗ № 54, целью таких акций считают выдвижение определенных требований по актуальным экономическим и иным вопросам.

Внимание! В некоторых ситуациях власти запрещают проводить митинг в принципе. В этой ситуации чаще отказывают организаторам из ЛГБТ-сообществ.

В чем разница между митингом, пикетом и иными протестными мероприятиями

Согласно ст. 2 ФЗ № 54, собрание считают совместным пребыванием граждан в отдельном конкретном месте, которое отведено для публичного обсуждения общественно значимых насущных вопросов.

Такой территорией, например, является «гайд-парк». Подобные места уже есть в Санкт-Петербурге, Москве и Краснодаре.

Митингом считают присутствие большого количества участников протеста в конкретном месте для свободного выражения своих мыслей по поводу разнообразных проблем российского общества. Во время этого мероприятия люди стоят на одном месте, а во время официального шествия или протестной демонстрации — идут до какого-то конечного пункта.

Во время шествия участники протеста идут по заранее согласованному с властями маршруту, а при участии в демонстрации — по любому пути. Пикетирование считают мирной акцией, которую осуществляют на одном месте и без применения разнообразных звукоусилительных средств.

При пикетировании у конкретного гособъекта размещают граждан с плакатом, различными транспарантами и иными подобными агитационными средствами. В этой ситуации используют и сборно-разборные разнообразные конструкции.

Проводят ли акции протеста в ином формате

В ФЗ № 54 нет информации о других формах протеста. Собрание граждан РФ на народный сход или прогулку власти считают неофициальной мирной акцией. В такой ситуации подобное публичное мероприятие квалифицируют как «митинг», «шествие», «демонстрация» или «пикет».

Возможно ли проведение публичного мероприятия без согласования с властями РФ

Да, но только в отношении одиночного пикета. До проведения мирного протеста об этом за 10-14 суток уведомляют местные власти. В этой ситуации в госорган, к которому прикреплена соответствующая территория, составляют и подают официальное уведомление.

Важно! В официальном уведомлении отражают свои личные данные и контакты, информацию о протестном мероприятии, его конкретных целях, месте проведения и численности участников. Это делают организаторы демонстрации или иной подобной акции.

До начала шествия в уведомлении на его проведение указывают конкретные маршруты движения протестующих граждан. По закону, отдельно получают разрешение на проведение публичных разнообразных мероприятий с применением транспортных различных средств (велосипедная прогулка или автопробег). В отношении пикетов действуют те же правила, но заявление на пикет подают за 3 суток.

Согласно ст. 7 ФЗ № 54, единственным публичным мероприятием, которое проводят без получения предварительного разрешения от местной власти, считают одиночный пикет. При этом, расстояние до ближайшего второго пикетчика должно быть не менее 50 м.

На заметку! Крайнюю норму ввели в Москве, а в иных регионах РФ подобное расстояние бывает и меньше. Например, при проведении одиночного пикета в Свердловской области между пикетчиками должно быть 40 м как минимум, а в Приморском крае — 30 м.

Когда местным властям не высылают отдельное уведомление

Простое сообщение о готовящемся протестной акции передают в местный госорган только в случае проведения протеста в «гайд-парке». В этой ситуации заранее проверяют, не занято ли время другими людьми.

До проведения всех остальных мирных акций местным властям предоставляют официальное уведомление о проведении публичного мероприятия.

Публичные мероприятия проводят в любое время дня и ночи?

Нет, это не так. Митинг и иные подобные протесты проводят только с 7 до 22 ч. Ночью организуют публичные культурные или различные мемориальные мероприятия.

Митинг проводят где угодно?

Нет, это не так. Местные власти требуют от официальных организаторов перенести митинг или иную форму мирного протеста в другое место при ее проведении на таких территориях:

  • около опасных производственных предприятий и иных подобных гособъектов, ж/д дороги, нефте-, газо-, путепроводов, высоковольтных проводов и др.;
  • рядом с резиденциями президента РФ, судебными органами, тюрьмами, различными колониями, следственными и иными изоляторами и др.;
  • около границы РФ — при отсутствии официального разрешения от российских пограничников.

Также, в проведении протестной акции официально отказывают в том случае, если ее организатор имеет такой статус:

  • не является гражданином РФ;
  • официально признан недееспособным;
  • имеет непогашенную судимость по конкретным статьям;
  • на протяжении 12 месяцев до предполагаемого дня протеста организатора дважды привлекали к конкретной административной ответственности за неповиновение Росгвардии, полиции или за иные подобные правонарушения.

Внимание! На протяжении 3 дней местные власти отвечают на заявку организаторов шествия или иного публичного мероприятия. В итоге, чиновники одобряют проведение мирной акции или предлагают свою альтернативу.

Что делают при несогласии с альтернативным предложением от местных властей

Не позднее, чем за 3 суток до проведения публичного мероприятия местным властям дают официальный ответ на их альтернативное предложение. Такое сообщение отправляют организаторы мирного протеста.

При несогласии с предложенной альтернативой в соответствующий госорган подают официальную жалобу. Однако местные власти обычно рассматривают такие заявки уже после дня проведения мирного протеста.

Что нельзя и что можно приносить на митинг

Помимо пистолета и иных видов оружия на митинг и иную протестную акцию запрещено приносить такие предметы:

  • колющие и различные режущие предметы (ножи, мечи и др.);
  • различную пиротехнику;
  • огнеопасные различные изделия (за исключением зажигалок и коробков со спичками);
  • химические конкретные вещества и иные подобные материалы, которые применяют для задымления;
  • спиртные напитки.

Важно! На митинг можно брать личный телефон, паспорт, один или несколько плакатов, листовок, а также платок и бутылку с водой. Последнюю часто используют как для питья, так и для промывания глаз от газовых баллончиков сотрудников Росгвардии, полиции или отдельных участников протеста.

Личный паспорт предъявляют сотрудникам Росгвардии и полицейским для удостоверения личности. Однако, после совершения административного или иного правонарушения, участника протестной акции помещают в автозак и отводят в местное отделение полиции.

Считают ли митингом собрание единомышленников около суда

Единомышленники приходят в суд для моральной поддержки задержанного участника протестной акции. В этой ситуации, во время громких судебных процессов, гражданам часто не хватает свободного места в небольшом зале суда.

В итоге, единомышленники собираются не в здании местного суда, а около него. Такие собрания власти нередко считают публичным несогласованным мероприятием и задерживают всех его участников.

Ответственность за нарушение закона

Согласно ст. 20.2 КоАП РФ, при нарушении ФЗ № 54 участников протестов-граждан РФ привлекают к такой административной ответственности:

  1. Штрафуют на 10 000-300 000 руб.
  2. Отправляют на 200 часов обязательных различных работ (как максимум).
  3. Накладывают административный арест на 30 дней как максимум.

Согласно ст. 19.3 КоАП РФ, при неповиновении Росгвардии, полиции и иным правоохранительным органам организаторов и участников протеста привлекают к такой ответственности:

  • граждан РФ штрафуют на 500-5000 руб. или отправляют в изолятор ИВС на 30 суток;
  • должностным лицам выписывают штраф на 10 000-20 000 руб.;
  • юридических лиц штрафуют на 50 000-100 000 руб.

Важно! Самые строгие наказания назначают за повторные административные нарушения. Тех, кого за 180 суток более 3 раз привлекали по ст. 20.2 и 19.3 КоАП РФ, штрафуют на 600 000-1 000 000 руб. (или на сумму зарплаты за 2-3 года), привлекают к обязательным различным работам или отправляют в тюрьму на 5 лет как максимум.

Соответствует ли ФЗ 54 положениям Конституции РФ?

По мнению судей Конституционного суда (КС), ФЗ № 54 соответствует ст. 31 Конституции РФ. У КС есть различные замечания к отдельным статьям этого закона. Однако, в целом судьи КС никогда ФЗ № 54 не оспаривали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *