Запрет на смену директора

Запрет судебного пристава на регистрацию смены директора компании-должника

Ситуации, когда компании-должнику не удается найти средств, достаточных для погашения долга, встречаются сплошь и рядом. Часто должник меняет руководителя и учредителя на номинальных, а заодно и адрес местонахождения на тот, что будет как можно дальше от кредиторов, и просто «бросает» компанию. Может ли судебный пристав-исполнитель воспрепятствовать подобным схемам и, в частности, запретить налоговикам регистрировать смену директора компании-должника?

С одной стороны, перечень мер принудительного взыскания, указанный в части 3 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ), является открытым. С другой стороны, возникает вопрос правомерности подобной меры. Ведь, как известно, принудительный труд запрещен (статья 37 Конституции РФ, статья 4 Трудового кодекса РФ).

Показательное дело по данной теме не так давно было предметом рассмотрения Арбитражного суда Московского округа (см. дело № А40-15772/2016).

Фабула дела

ООО «Вокзал-Инфоком» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к МО по ОИП имущественного характера УФССП России по г. Москве с требованием о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя в части запрета на проведение регистрационных действий в МИФНС № 46 по г. Москве в связи со сменой генерального директора. Суд первой инстанции в удовлетворении требования ООО «Вокзал-Инфоком» отказал, в дальнейшем решение устояло в апелляции.

Логика судей была такова:

  • судебным приставом-исполнителем совершен ряд исполнительных действий, однако какого-либо имущества должника, в том числе, денежных средств, не обнаружено;
  • судебным приставом-исполнителем могут применяться различные, не противоречащие принципам исполнительного производства, меры для принуждения должника к исполнению;
  • к числу таких мер относится установление запрета на совершение регистрационных действий, которые могут быть наложены судебным приставом-исполнителем в целях обеспечения исполнения решения суда; в статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в качестве оснований для отказа в государственной регистрации прямо предусмотрено поступление в регистрирующий орган, в том числе, акта судебного пристава-исполнителя, содержащего запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий, что также свидетельствует о возможности совершения судебным приставом-исполнителем указанных действий;
  • должник, не исполняя требования исполнительных документов, пытается внести изменения в ЕГРЮЛ в части внесения в него сведений о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, что подтверждает намерение должника избежать погашения долга и ответственности за уклонение от исполнения вступивших в законную силу судебных актов;
  • обосновывая принятую меру, судебным приставом-исполнителем указано на то, что в случае уклонения от исполнения судебного акта, руководитель организации-должника может быть привлечен к ответственности; наложенный оспариваемым постановлением запрет на совершение регистрационных действий будет препятствовать смене руководителя и уходу от ответственности, что будет способствовать исполнению исполнительного документа;
  • заявителем не представлено доказательств, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Иными словами судьи сочли, что, если смена директора направлена на уклонение от исполнения требований исполнительных документов в ущерб интересам взыскателей, то судебный пристав-исполнитель вправе запретить регистрационные действия.

Какие услуги юристов востребованы прямо сейчас. Что юрист может предложить клиенту или работодателю. Разберём на вебинаре 29 мая.

Кассация решила иначе

Однако суд кассационной инстанции отменил судебные акты нижестоящих судов и удовлетворил требование должника, обосновав свое постановление следующим:

  • налагаемые приставом ограничения должны создавать условия для исполнения указанных в исполнительном документе действий и не входить в противоречие с принципами гражданского и иных отраслей права;
  • в судебных актах отсутствует обоснование того, каким образом наложенный запрет может способствовать появлению денежных средств, иного имущества, необходимых для исполнения требований исполнительного документа;
  • запрет изменять генерального директора не только не создает условия для исполнения судебного акта, но, напротив, может создать препятствия в ведении юридическим лицом хозяйственной деятельности;
  • срок полномочий директора должника истек, в соответствии со статьей 37 Конституции РФ, статьей 4 Трудового кодекса РФ принудительный труд запрещен, в связи с чем принудить директора к исполнению обязанностей нельзя; отсутствие генерального директора создает препятствие в совершении сделок, заключении (расторжении) трудовых договоров, обслуживанию должника в банках, то есть фактически парализует деятельность организации;
  • возможность привлечения генерального директора к ответственности за уклонение от исполнения требований исполнительного документа сама по себе не может в данном случае являться основанием для наложения запрета изменять директора; до настоящего времени директор к ответственности не привлечен.

Схожее обоснование приводилось в постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 03.08.2016 № Ф05-10794/2016 по делу № А40-199444/2015, ФАС Московского округа от 15.01.2014 № Ф05-16643/2013 по делу № А40-33977/13-72-290 и в иных судебных актах, в которых суды ссылались на то, что регистрация изменения носит уведомительный характер, запрет регистрации смены директора препятствует ведению предпринимательской деятельности, корпоративный спор, по которому исполнение обеспечивалось бы запретом совершения регистрационных действий в ЕГРЮЛ, отсутствует.

Как видим, если пристав наложит запрет на регистрацию смены директора, вероятность признания недействительным соответствующего постановления пристава в судебном порядке достаточно высока. Однако подобная мера все же может быть эффективной, поскольку пусть на время, но не позволит руководителю быстро избавиться от компании с долгами, создаст препятствия в уклонении от ответственности за неисполнение судебных актов.

Ир ограничения налоговая что это

О чем речь

Вот что удалось узнать. ФНС в начале декабря 2013 г. утвердило методические рекомендации для своих органов, занимающихся государственной регистрацией и учетом ЮЛ по месту нахождения относительно работы с адресами при проверке достоверности сведений об адресе юридических лиц и принимаемых мер в случае выявления обратного.

На первый взгляд, ничего нового: для контроля достоверности планируется использовать сотрудников отдела оперативного контроля, обычная ситуация: компания вносит изменения в устав, меняя адрес места нахождения на другой регион, регистрирующий орган направляет запрос в инспекцию этого региона, сотрудники отдела оперативного контроля делают обследование адреса, в регистрирующий орган направляется ответ, на основе которого принимается решение о регистрации/отказе в регистрации изменения адреса.

Как собираются контролировать

регистрирующему органу предписывается:

Состав проверочных мероприятий

Итоги проверки

По результатам проверки рекомендовано формировать заключение о достоверности / недостоверности сведений об адресе и направлять его в регистрирующий орган для использования информации при принятии решения о государственной регистрации. Если есть основания полагать недостоверность адреса, то отказывать в регистрации (с подробным обоснованием, как учит ВАС), если оснований недостаточно, то регистрировать.

Для регистрации изменения адреса – такие же меры

Если делали проверочные мероприятия – должны проверить снова

Средство для борьбы с миграциями

Далее – еще интереснее: повторные проверочные мероприятия предписано проводить и налоговым органом по новому месту учета, если государственная регистрация изменения места нахождения произведена регорганом:

  • при наличии надлежащих доказательств признаков недостоверности адреса, названных в пункте 2 Постановления ВАС по адресам и отсутствии достоверных данных, подтверждающих возможность осуществления связи с ЮЛ поэтому адресу;
  • либо при направлении налоговым органом по новому месту нахождения до даты принятия решения о регистрации иной документально подтвержденной информации о недостоверности адреса.

В том-то и дело, что такие ситуации происходят регулярно и возможны, например, по таким причинам:

  1. регорган порой рад или заинтересован, когда кто-то уезжает, например, фирма с долгами по налогам;
  2. на момент регистрации адрес проверили, его подтвердили (все денег заработали), а за подтверждение адреса «на повторную проверку», могут не заплатить (пока — по незнанию о наличии такого смысла, или по иным причинам).

Плюс, обсуждавшие сотрудники упомянули, что ФНС отметило — качество работы вышестоящих налоговых органов (управлений ФНС по субъектам) с обращениями по таким отменам будет учитываться ФНС-ом при распределении среди управлений средств материального стимулирования и сказали, теперь при наличии любых сомнений в достоверности изменяемого адреса в регистрации изменений проще отказать.

Резюме

Повод для размышлений, выводов и принятия мер имеется. Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен. Желаем успехов!

О чем речь

Вот что удалось узнать. ФНС в начале декабря 2013 г. утвердило методические рекомендации для своих органов, занимающихся государственной регистрацией и учетом ЮЛ по месту нахождения относительно работы с адресами при проверке достоверности сведений об адресе юридических лиц и принимаемых мер в случае выявления обратного.

На первый взгляд, ничего нового: для контроля достоверности планируется использовать сотрудников отдела оперативного контроля, обычная ситуация: компания вносит изменения в устав, меняя адрес места нахождения на другой регион, регистрирующий орган направляет запрос в инспекцию этого региона, сотрудники отдела оперативного контроля делают обследование адреса, в регистрирующий орган направляется ответ, на основе которого принимается решение о регистрации/отказе в регистрации изменения адреса.

Как собираются контролировать

регистрирующему органу предписывается:

Состав проверочных мероприятий

Итоги проверки

По результатам проверки рекомендовано формировать заключение о достоверности / недостоверности сведений об адресе и направлять его в регистрирующий орган для использования информации при принятии решения о государственной регистрации. Если есть основания полагать недостоверность адреса, то отказывать в регистрации (с подробным обоснованием, как учит ВАС), если оснований недостаточно, то регистрировать.

Для регистрации изменения адреса – такие же меры

Если делали проверочные мероприятия – должны проверить снова

Средство для борьбы с миграциями

Далее – еще интереснее: повторные проверочные мероприятия предписано проводить и налоговым органом по новому месту учета, если государственная регистрация изменения места нахождения произведена регорганом:

  • при наличии надлежащих доказательств признаков недостоверности адреса, названных в пункте 2 Постановления ВАС по адресам и отсутствии достоверных данных, подтверждающих возможность осуществления связи с ЮЛ поэтому адресу;
  • либо при направлении налоговым органом по новому месту нахождения до даты принятия решения о регистрации иной документально подтвержденной информации о недостоверности адреса.

В том-то и дело, что такие ситуации происходят регулярно и возможны, например, по таким причинам:

  1. регорган порой рад или заинтересован, когда кто-то уезжает, например, фирма с долгами по налогам;
  2. на момент регистрации адрес проверили, его подтвердили (все денег заработали), а за подтверждение адреса «на повторную проверку», могут не заплатить (пока — по незнанию о наличии такого смысла, или по иным причинам).

Плюс, обсуждавшие сотрудники упомянули, что ФНС отметило — качество работы вышестоящих налоговых органов (управлений ФНС по субъектам) с обращениями по таким отменам будет учитываться ФНС-ом при распределении среди управлений средств материального стимулирования и сказали, теперь при наличии любых сомнений в достоверности изменяемого адреса в регистрации изменений проще отказать.

Резюме

Повод для размышлений, выводов и принятия мер имеется. Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен. Желаю успехов!

У налоговиков есть некий тайный ресурс, куда включают неблагонадежных налогоплательщиков. Сами налогоплательщики доступа к этому сервису не имеют. Но иногда информация просачивается.

Ресурс создан для автоматизации и систематизации процессов сбора, накопления, хранения и обработки определенных сведений об организациях, получаемых налоговыми органами законным путем в ходе выполнения своих функций.

В данном сервисе числятся организации, имеющие потенциальный риск неуплаты налогов.

Как обращаться со служебной информацией, описано в Положении, утвержденном Приказом ФНС от 31.12.2009 N ММ-7-6/728@. В нем говорится, что к работе с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, допускаются должностные лица налоговых органов в соответствии с Перечнем должностных лиц ФНС, имеющих право доступа к служебной тайне, и полномочиями, определенными их должностным регламентом.

Однако в некоторых случаях и тайное становится явным.

ФНС оправдывается

Кроме того, в ФНС подчеркнули, что предоставление сведений, содержащихся в информационных ресурсах ФНС России, невозможно.

Судебная практика

Что плохого может произойти с теми, кто попал в этот злополучный список? Казалось бы, информация секретная, однако иногда она становится известной контрагентам, которые разрывают договорные отношения с поставщиком, вызвавшим подозрения у налогового органа.

Один такой пострадавший налогоплательщик несколько лет назад попытался отстоять свои права в суде, но проиграл (дело № А40-43028/2015).

Защитите себя от налоговых проверок. Онлайн-курс от бывшего сотрудника ОБЭП, а ныне известного налогового консультанта сейчас со скидкой 50 %. Сейчас всего за 2750 руб.

Вы научитесь противостоять давлению налоговиков, грамотно вести себя на допросах и выемке, защищать себя от уголовки и субсидиарки.

Куча практических советов и минимум теории. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат. Успейте купить (у нас еще пять курсов со скидкой).

12 ноября 2019 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 377—ФЗ, дополняющий Федеральный закон № 129—ФЗ «О государственной регистрации». Рассмотрим основные нововведения.

С 12.11.2019 года вступают в силу следующие изменения:

Статья 7.1. «Порядок опубликования сведений»:

  • Пункт 7 «сведения, подлежащие обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс)» дополняется подпунктами «н.4″—»н.7». С 12 ноября у юридических лиц появляется обязанность публиковать в отношении себя сообщения на Федресурсе о продаже предприятия или передаче его в аренду, ликвидации, реорганизации, уменьшении уставного капитала. В случае не опубликования сведений налагается штраф в размере от 5 000 рублей до 50 000 рублей (ст. 14.25 КоАП РФ). За публикацию сообщения необходимо заплатить государственную пошлину в размере 860 рублей.
  • Вводится пункт 8.1., наделяющий нотариусов возможностью публиковать вышеназванные сведения в Федресурсе от имени юридических лиц.
  • Вводится пункт 8.3., обязывающий органы, осуществляющие государственную регистрацию юрлиц, самостоятельно вносить в Федресурс сведения, предусмотренные подпунктами «а»-«и» статьи 7 (о создании юрлица, о нахождении компании в процессе реорганизации, ликвидации, об исключении из реестра, об уменьшении уставного капитала, назначении или снятии с должности единоличного исполнительного органа, о недостоверности сведений, о смене местонахождения и адреса).

С 01.04.2020 года вступают в силу следующие изменения: 📌 Реклама Отключить

  • Статья 7.1 «Порядок опубликования сведений»:
  • Пункт 8.4., конкретизирующий содержание сведений о физических и юридических лицах, вносимых в Федресурс: в отношении физлиц — ФИО, место рождения, страна проживания, ИНН; в отношении юрлиц — полное и сокращенное наименование, ИНН, ОГРН.
  • Вводятся пункты 12-15, в которых отражаются сведения, которые юридическое лицо может сообщить в Федресурс по своему желанию (о поручительстве, об ограничениях прав по договору, и т.д.). Пунктом 15 предусматривается возможность запроса выписки из Федресурса.

С 01.09.2020 года вступают с силу следующие изменения:

Статья 5 «Содержание государственных реестров»:

  • Изменяется редакция подпункта л) пункта 1: в ЕГРЮЛ будут отображаться данные о юрлице, выступающем в качестве единоличного исполнительного органа. В случае, если полномочия действовать без доверенности от имени компании переданы нескольким лицам, в отношении каждого из них (физического лица или юридического лица) будет отображаться соответствующая информация вместе со сведениями о совместном или независимом действии друг от друга;
  • Изменяется редакция подпункта л) пункта 2: в ЕГРИП будут отображаться сведения о дате и способе прекращения деятельности ИП (по заявлению, в связи со смертью, банкротством, исключением из ЕГРИП, решением суда).

Статья 21.1. «Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа»: 📌 Реклама Отключить

  • Изменяется редакция пункта 4. В новой редакции указано, что в случае внесения записи об исключении юрлица, заинтересованные лица, чьи права затрагивает исключение, могут направить заявления в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня опубликования сообщения регорганом. Если заявления успевают поступить в указанный срок, решение об исключении не принимается.
  • Абзац первый пункта 4 дополняется ограничениями для ИП: в качестве ИП не может регистрироваться физическое лицо в случае, если не истек год с момента принятия судом решения о принудительном прекращении деятельности ИП, если не истекли три года со дня исключения ИП по решению регистрирующего органа.

Глава VII.1 дополняется статьей 22.4 «Исключение индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по решению регистрирующего органа»: 📌 Реклама Отключить

  • ИП признается прекратившим деятельность при одновременном соблюдении следующих условий: истекли 15 месяцев с даты окончания действия патента, ИП в течение 15 месяцев не предоставлял отчетность, сведения о расчетах и ИП имеет недоимку и задолженность по налогам и сборам.
  • Решение о предстоящем исключении вносится регистрирующим органом в реестр в течение 3х рабочих дней.
  • Индивидуальный предприниматель, его кредиторы и иные лица, чьи интересы затрагиваются исключением, могут направить соответствующие заявления в регистрирующий орган в течение месяца со дня опубликования решения об исключении. Если заявления не будут направлены, ИП исключают из реестра.
  • Решение об исключении ИП может быть обжаловано в течение года с момента, когда заинтересованные стороны узнали или должны были узнать о нарушении исключением ИП своих прав.

На основании вышеперечисленных изменений мы можем сделать вывод, что законодательство, регулирующее регистрацию, все больше ужесточается. С сентября 2020 года продолжится массовая «очистка» реестра, начатая еще с 2016 году. На этот раз планируется исключать «недействующих» предпринимателей. 📌 Реклама Отключить Для ИП, которые забросили свой бизнес или не хотят продолжать свою деятельность, это, несомненно, плюс, так как можно дождаться внесения записи об исключении и не подавать документы на закрытие, но для предпринимателей, которые случайно попали под критерии исключения, это риск не только все потерять, но и не зарегистрировать бизнес снова в течение последующих трех лет. Компании обязывают направлять о себе данные в сторонний реестр, по существу дублирующий находящиеся в открытом доступе данные ЕГРЮЛ и Вестника государственной регистрации, а для того, чтобы разместить сообщение, необходимо настроить рабочее место, заплатить государственную пошлину, что само по себе финансово затратно.

Почему МИФНС вносит руководителя и учредителей организации в список недобросовестных лиц, и как этому противостоять.

Уже как полгода орган, на который возложена функция регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (МИФНС), вносит ограничения в отношении руководителей и учредителей организации на основании данных, предоставленных районными налоговыми органами. Причины этих ограничений могут быть различными.

Причины:

  1. Недостоверный адрес. На сегодняшний день МИФНС проводит проверку в отношении организаций, не находящихся по своему юридическому адресу, или в случае, если у организации в Едином реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) указан неполный адрес. Это означает, что компания рискует получить запись о недостоверности сведений в реестре юридических лиц, и как только данная запись отразится в ЕГРЮЛ — наступают правовые последствия для участников общества и единоличного исполнительного органа (руководителя). Эти ограничения выражаются в том, что ни участник общества, ни руководитель не смогут в течении 3-х (трех) лет зарегистрировать новое юридическое лицо и войти в качестве нового лица в действующую организацию. Также компания рискует быть исключена из ЕГРЮЛ по решению суда, т.е. суд обяжет участников общества ликвидировать организацию в соответствии с действующим законодательством.
  2. Ликвидация организации за счет бюджета. Вторая причина — это ликвидация юридического лица по решению районной налоговой службы, иными словами, закрытие организации за счет бюджета. Это также приводит к тому, что участники общества и ее руководитель попадают в список МИФНС недобросовестных лиц. Возникают подобные ситуации в случае, если компания не предоставляет отчетность по своей системе налогообложения или имеет задолженность перед бюджетом, но это не означает, что если МИФНС ликвидирует компанию с долгами, их не придется погашать. В этом случае МИФНС обратиться в суд для признания задолженности юридического лица и переложение ответственности на ее собственников. В этом случае возникнет субсидиарная ответственность.

Как действует МИФНС и как правильно реагировать на данные мероприятия

Своевременно отреагировать на письмо из ИФНС

Если в отношении организации установлен факт недостоверности сведений в отношении адреса организации, то данную проблему можно устранить: сменить место нахождение единоличного исполнительного органа или внести изменения по актуализации адреса. При возникновении данных обстоятельств МИФНС предоставляет возможность организации в течении 30 календарных дней произвести изменения по устранению недостатков содержащихся в ЕГРЮЛ, в противном случае организация будет ликвидирована по решению суда, а после данного процесса выход будет только один- это исполнение решения.

Ликвидируют организацию по решению ИФНС

В настоящее время многие узнают о том, что они находятся уже в данном реестре недобросовестных лиц после того, как они пытаются зарегистрировать новое юридическое лицо и им выносят решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании пп. ф п.1 ст. 23 №129-ФЗ. Как и говорилось ранее, Налоговая инспекция имеет право принять решение об исключении юр.лица из ЕГРЮЛ при непредставлении организацией бухгалтерской отчетности, т.е. ИФНС признают такую организацию как недействующую.

При возникновении такой ситуации выход есть только до того момента, пока компанию не исключат из ЕГРЮЛ, если и появиться запись о намерении исключении организации, то данную запись можно отменить по форме Р38001.

Подводя итог можно сказать одно, что если вовремя отреагировать на мероприятия проводимые ИФНС, можно отменить запись о недостоверности сведений внесенных в ЕГРЮЛ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *